Как вы понимаете непрерывное эколого природоохранное образование кратко

Обновлено: 23.06.2024

Желание каждого педагога воспитать компетентную, ответственную личность, это требование времени, подкрепленное законодательством. Формирование личности осуществляется, как минимум, посредством двух процессов: социализации и творческого саморазвития . Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений.

Моя педагогическая задача: воспитание экологически грамотного гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества непрерывно связана с историей природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования.

В рамках моей деятельности модель непрерывного экологического образования (далее нэо) подрастающего поколения имеет три ступени.

Процесс активизации и социализации личности прослеживается от знакомства с ребенком и его родителем до профессионального самоопределения выпускника объединения.

Актуальность моей деятельности заключается в том, что:

1. В условиях дополнительного образования имеется больше возможностей для непрерывного подхода к рациональному сочетанию теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

2. В формирование и повышение уровня экологической культуры воспитанников осуществляется через нэо посредством использования современных педагогических технологий, усовершенствованных методов и форм обучения;

3. Развитие непрерывной системы экологических знаний и умений, эмоционально-ценностных ориентаций воспитанников протекает посредством постоянного совершенствования программно-методического сопровождения деятельности детей.

Активизация и социализация личности как и модель нэо трёхступенчата. На каждой ступени воспитанник должен обладать своими характерными признаками социализированности.

На первой ступени активизация и социализация личности осуществляется через образно-эмоциональное обучение. На второй ступени через проектное обучение. На третьей ступени через проблемное обучение. Обучением в сотрудничестве охвачены все ступени.

Основными показателями уровня социализации личности являются деятельность (образовательная, социально-значимая), общение и самосознание.

Рассмотрим социализацию личности на каждой ступени подробнее.

Посредством нэо у участников программ формируются такие компетенции как:

-умение планировать деятельность объединения в различных массовых мероприятиях;

- владение способами систематизации и получения информации;

- проявление творческого подхода к делу;

- умение анализировать свои достижения в процессе деятельности;

-предположение перспективы использования полученных знаний в своей жизнедеятельности;

- понимание значимости своей работы;

-демонстрировать навыки сотрудничества, приобретенные в объединении и переносить их в другие социальные группы; особенно ярко это выражено в ходе проведения окружных слетов, где ребятам приходится взаимодействовать не только между собой, но и с представителями школьных лесничеств из различных городов.

Результатами реализации программ является

- увеличение числа воспитанников;

Ежегодно мной ведется мониторинг приобретенных воспитанниками компетенций, заполняется карта участия в различных мероприятиях и достижений воспитанников.

В заключении подведу итог - социализация является одним из путей решения задачи ответственности человека перед природой, обществом и каждым конкретным человеком. Система нэо и внедрение инновационных форм:проектная деятельность, дебаты, совместная деятельность, тренинги по формированию социальных навыков, позволяют быстрее решать проблемы социализации воспитанников.

И хочется сказать, что активизация и социализация личности может осуществляться только в системе нэо с привлечением социальных партнеров.

Система непрерывного экологического образования включает семь уровней: домашнее (семейное) экологическое воспитание, общее экологическое образование (период детства, школа), профессиональное образование (начальное, среднее, высшее), послевузовское, дополнительное экологическое образование на всех уровнях, профессионально-экологическая переподготовка, повышение квалификации руководителей всех типов учреждений, предприятий и организаций, специалистов и служащих, чья профессиональная деятельность связана с использованием природных ресурсов, прямым или косвенным влиянием на состояние городской природной среды и воспитанием личности. Уровневую структуру экологического образования дополняет организационноуправленческая структура, направленная на экологическое просвещение населения. Она охватывает все слои населения и позволяет реализовать информационные и практические интересы жителей в области экологии, экологической безопасности и качества окружающей природной среды мегаполиса.[ . ]

Ведущим направлением экологической политики должно стать формирование системы непрерывного экологического образования, охватывающей все структуры общества. Для этого на местах необходимо всячески содействовать гуманизации и экологизации сферы образования и воспитания детей. В системе профессионального образования необходимо объединять процессы приобретения профессиональных знаний и освоения экологических аспектов конкретной производственной деятельности.[ . ]

Назаренко В. М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис. д-ра пед. наук. - М., 1994.[ . ]

В силу жизненной важности экологической проблематики обязательным принципом методологии экологического образования Должен стать принцип его непрерывности. Экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.[ . ]

Принятые подходы к развитию системы непрерывного экологического образования в условиях мегаполиса позволили более отчетливо структурировать содержание и уровни образования, формировать преемственность, горизонтальное и вертикальное взаимодействие учреждений образования, культуры, науки, общественных организаций и их некоммерческое сотрудничество с администрацией в области развития экологической культуры городского сообщества.[ . ]

Система обеспечивает всем студентам получение непрерывного экологического образования: на первом этапе — общего, формирующего мировоззрение; на втором этапе — общеинженерного, развивающего понимание экологических проблем различных отраслей промышленности; на третьем этапе — специального, формирующего у студентов способности и умения принимать рациональные, инженерные решения и анализировать последствия этих решений для состояния окружающей среды. При выполнении квалификационных работ студенты решают задачи по обоснованию и обеспечению экологической безопасности и эффективности проводимых исследований и разрабатываемых проектов.[ . ]

В. М. Назаренко доказывает, что создание системы непрерывного экологического образования требует новой парадигмы: экологическое образование - это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологического образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требованиям экологической этики.[ . ]

Наиболее ответственная роль в этом процессе принадлежит науке и образованию, на основе которых в рамках Стратегического плана строится муниципальная система непрерывного экологического образования и просвещения. Для создания такой системы были проанализированы научно-образовательные ресурсы города, нор-мативно-правовая база, материально-технические возможности, информационные потоки, международный и местный опыт; проведены конкретные социологические исследования. Вопросы по развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования решались на нескольких научно-практических конференциях.[ . ]

В Уральском государственном техническом университете (УГТУ) система непрерывного экологического образования и воспитания включает обучение студентов и аспирантов, подготовку и повышение квалификации специалистов промышленности, государственных служащих и преподавателей по проблемам экологии и природопользования.[ . ]

Действующим законодательством провоза, „на всеобщность, комплексность и непрерывность экологического образования и воспитания. Принцип комплексности экологического образования и воспитания означает, что эти два процесса воздействия на сознание людей должны осуществляться совместно. Принцип непрерывности экологического образования обусловлен необходимостью постоянного овладения новыми сведениями по мере быстрого развития человеческой цивилизации.[ . ]

Анализ итогов реализации первой программы по развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования и просвещения показывает, что научно-педагогический потенциал мегаполиса позволил на принятых концептуальных основаниях приступить к формированию многоуровневой муниципальной системы непрерывного экологического образования и просвещения. Об этом свидетельствуют показатели успешности: призовые места екатеринбургских школьников и студентов на республиканских и международных олимпиадах и конкурсах в области экологии; престижные национальные премии; рост числа специальностей экологического профиля в вузах; появление на телевидении экологической передачи; более 500 (за последние три года) изданий учебной и методической литературы.[ . ]

Значительно увеличился объем научных исследований в области теории и практики экологического образования, утверждается принцип непрерывного экологического образования, разработана последовательность такого образования в школе, написаны учебники для школьников и методические пособия для учителей, идет экологизация всего дошкольного и школьного образования и воспитания. В итоге, наверное, можно сказать, что экологическое образование становится важным фактором реформирования, осовременивания российского образования в целом.[ . ]

Исходя из вышесказанного, в Нижегородской государственной медицинской академии разработана система непрерывного экологического образования, которая действует на трех этапах подготовки специалистов медицинского профиля: на уровне медицинского лицея и медицинского колледжа, в процессе обучения в вузе и на этапе последипломного образовательного процесса.[ . ]

Немаловажное значение в формировании кадрового потенциала, реализующего все вышеуказанные функции и методы, составляет всеобщее непрерывное экологическое образование.[ . ]

Мы благодарим всех авторов за участие в подготовке материалов пособия и надеемся на дальнейшее сотрудничество по внедрению системы непрерывного экологического образования в вузе.[ . ]

Даже аргументированное изложение статьи Г.А. Ягодина дает представление о школе будущего как школе развития личности. Речь идет о создании системы непрерывного экологического образования и экологическом воспитании от младенчества до взрослого человека. Существо авторского кредо сводится к следующему.[ . ]

НЕОФИТЫ [от гр. neos новый и phyton растение] — растения-новички в местной флоре. Появление Н. в ряде случаев требует принятия мер по предупреждению их распространения (напр., новых видов сорняков в агроценозах). Неофитом [гр. neophyíos] называют также нового сторонника к.-л. учения, религии. НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — см. Образование экологическое непрерывное. НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ — экономически малоэффективное и экологически необоснованное использование земельных ресурсов, приводящее к снижению плодородия почв и ухудшению состояния окружающей среды.[ . ]

Для осуществления координационных функций Г. РФ: согласовывает нормы, нормативы и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты и квоты на их изъятие; разрабатывает и утверждает перечень работ и услуг природоохранного назначения; аннулирует лицензии (разрешения) или дает представления об их аннулировании; организует работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере экологии; разрабатывает, согласовывает или утверждает нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению сертификации экологической и паспортизации производств, хоз. и иных объектов и территорий; участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания; публикует либо передает для публикации информацию, имеющую отношение к экологической безопасности населения.[ . ]

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности непрерывного экологического образования

Как показывает опыт предыдущего столетия, при стремительном развитии научного и тех- нического оснащения не менее быстро разру- шается и природа планеты. Невольно возни- кает подозрение тесной взаимообусловлен- ности этих процессов. Свою среду обитания человечество уничтожает, а комфортные ус- ловия, создаваемые для жителей, не могут спасти их от вымирания вместе с разрушен- ными ландшафтами. Самосовершенствова- ние в интеллектуальной сфере также не продлит существование людей на планете.

Стратегия и тактика жизни современно- го цивилизованного человека, в отличие от других животных, направлены отнюдь не на выживание в изменяющейся среде. По- давляющее большинство приспособлений современника нацелены на преодоление со- циальных коллизий и на изобретение средств поддержания постоянной и опти- мальной среды своего обитания.

В природе же адаптации это компромис- сы между старыми хорошими приспособле- ниями и новыми окружающими условия- ми, в которых приспособления стали хуже работать. Поэтому и нужно адаптировать свою цивилизацию и свою культуру к при- родным условиям. Первый шаг на новом пути — отказ от активных преобразований и улучшений природы земли. На огромных пространствах усилия преобразователей уже привели к тому, что само существова- ние человека стало затруднительным.

Решение такой глобальной задачи ос- ложнено потому, что для реализации заду- манного необходимо изменить мировоззре- ние если не всего человечества, то его суще- ственной части. То есть целенаправленно воспитывать новые поколения, в сознании которых будет превалировать не преобразо- вательная доминанта в поведении, а адапта- ционная. Они должны утвердиться в мыс-

ли, что человек не хозяин земли, а один из ее обитателей. Поэтому он, чтобы выжить, обязан уважать права всех сосуществую- щих рядом с ним живых организмов.

Казалось бы, всем известен простой спо- соб выхода из создавшегося тупика — непре- рывное экологическое образование. Оно спо- собно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целе- направленно воспитывать новые поколе- ния. Однако уже почти полвека такое обра- зование пробуксовывает и практически не укоренилось ни в одной стране. Население планеты не препятствует экологическому просвещению своих детей. Более того, в раз- витых странах уже четверть века оно ведет- ся. Стимулирует его разворачивающееся международное экологическое движение. Во многих странах экология вводится в сис- тему школьного обучения как отдельный предмет. Это нетрудно сделать, потому что такая дисциплина традиционна для высших учебных заведений любого государства, уже почти полтора столетия ее преподают на био- логических факультетах. В России многие десятки лет существуют специализирован- ные научно-исследовательские институты экологии. Так что многие законы и правила науки давно сформулированы, отработаны специфические методы исследований и есть с чем знакомить учащихся.

Однако имеются объективные труднос-

ти внедрения этой науки в образователь- ную систему. Перечислю, на наш взгляд, на- иболее очевидные:

• Подмена экологических знаний различ-

• Сложность подачи экологического мате- риала в дошкольный и начальный школьный период:

— отсутствие культуры преподавания экологии на этих ступенях обучения;

— неадаптированность материала для детского восприятия.

• Если не распространять экологическое

обучение на начальную школу и дош- кольный период, то нет смысла гово- рить о его непрерывности. Кроме того, будет утрачена и его действенность, основой которой служат:

— необходимость эколого-этической компоненты в преподавании;

— особая важность подачи экологиче- ского материала в дошкольный и началь- ный периоды обучения.

Эти трудности преодолимы уже сегодня, что становится очевидным при знакомстве с экологическими, этологическими и педаго- гическими достижениями современной нау- ки. Существуют и могут быть использованы не только программы экологического обуче- ния и соответствующие им наборы учебных пособий для детей и учителей, но и теорети- ческие разработки по экологии и психоло- гии. Основываясь на них, попробуем разре- шить перечисленные выше трудности.

Особенностью непрерывного экологическо- го образования является обязательность его на ранних стадиях обучения: в семье, детском саду, начальной школе. Именно эти ступени оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего человека. Мало осознавать суть проблемы, мало точно формулировать выход из нее, необходимо предложить и конкретные технологии. Это способы преподавания экологии на самых ранних ступенях обучения, программы и по- собия по экологии для дошкольников и вос- питателя, учащихся начальной школы и учи- теля. Здесь нет многовековой отработки, как у социальных аксиом обучения, эту базу нуж- но строить. Ведь экологические знания необ- ходимы и вполне цивилизованному, казалось бы, совершенно оторванному от природы че- ловеку. Он все равно остается одним из зоо- логических видов планеты, причем весьма распространенным и деятельным, своей рабо-

той, как никто другой, преобразующим среду. Люди общаются со множеством других жи- вых организмов, они участники цепей пита- ния, обмена информацией, а также многих мутуалистических и агонистических взаимо- действий, влияющих на целостность и устой- чивость биоценозов. Следовательно, важней- шая информация, которую должны получить дети, — экологическая.

Она касается того, что можно и что нель- зя делать с живыми организмами, ведь от этого прямо зависит его собственная жизнь. Чтобы такие сведения были осмысленными, необходимо знать с ранних лет экологиче- ские законы и правила. Тогда и будешь жить правильно, не нарушая мир вокруг себя. Можно сказать, что от неукоснительного вы- полнения этих правил зависит продолжи- тельность существования человечества на планете. Это уже достаточное основание счи- тать их наиболее важными. Тем не менее та- ким правилам детей не обучают. Их подме- няют другими, более знакомыми учителям.

Дошкольное и начальное преподавание экологии сталкивается с двумя большими проблемами. Первая из них касается отбора и формулирования простых экологических правил. Она пока недостаточно разработана и осмысленна. Вторая, не менее важная, состоит в дозировании экологического ма- териала для каждого урока. Последнюю, ка- залось бы, легко решает квалифицирован- ный педагог, но чаще учащихся неоправ- данно перегружают на уроке1 информацией и тем самым теряют большую ее часть.

1 Многолетняя работа со студентами факультета начальных классов, с преподавателями началь- ного обучения и воспитателями детских садов показала, что для них затруднительно, прежде всего, дозирование материала. Они стараются дать на каждом занятии как можно больше, пытаются в один урок вместить целый выпуск (книжку) по большой экологической теме, например, все приспособле- ния к понижению температуры, свойственные зверям и птицам. Обычно такая тактика преподавания связана с экологической или методической неподготовленностью обучающего.

По аналогии с математикой простые

При повышении температуры среды животное: лежит, свободно раскинувшись (увеличивает открытую поверхность тела); потеет (охлаждает организм водой); дышит часто (освобождается от избыточного теп- ла); прячется от прямых лучей (находит прохладу);

Если возрастает сухость воздуха, то ор- ганизмы тоже вырабатывают приспособле- ния: умение запасать воду (ряд способов: вода в тканях тела, разжижение крови, за- пас жира); сокращение расхода воды (раз- личные варианты: сухие ткани тела, водо- непроницаемая оболочка, открытие пото- вых желез с определенной температурой, шлюзовая камера перед устьицем).

Когда землю покрывает толстый и рых- лый слой снега, у организмов появляются адаптации для жизни на нем и в нем.

Для облегчения передвижения по снегу и в нем: увеличение поверхности опоры (лы- жи, снегоступы, санки); удлинение конеч- ностей (ходули); изменение формы тела (клин).

Для маскировки зимой: белая зимняя ок- раска; общее осветление покровов.

Приспособления к конкретной среде обитания. Каждый организм обязательно приспособлен к своей среде обитания. Из- за того, что всем здесь живущим приходит- ся адаптироваться к одним и тем же воздей- ствиям извне, организмы из одной среды становятся похожими между собой. Зная

это экологическое правило, можно уже по внешности предположить, вместе обитают эти существа или нет, а также в какой среде живет данный организм. На планете име- ются четыре среды обитания: водная, под- земная, воздушная и внутриорганизмен- ная1. Необходимо дать представления о тех простых правилах, которые выполняются при жизни в каждой из них. Начнем с колы- бели жизни на планете — водной среды.

У жителя водной среды есть опреде- ленные приспособления, которые можно обнаружить уже в его внешности. Это со- ответствующая форма тела, покрытие, об- легчающее его движение в воде. Аппарат передвижения включает особые конечнос- ти, специальные выросты или иной вари- ант двигателя. Итак, по порядку.

Форма тела должна быть всегда обте- каемой, но самых разных вариантов: сплюс- нутой с боков; сплюснутой в спинно-брюш- ном направлении; круглой в поперечном се- чении; каплевидной; торпедообразной.

Конечности: имеют плавательную пере- понку; преобразованы в плавники; преобра- зованы в ласты.

В воде тоже приходится дышать, и такое дыхание организовано по определенным правилам, поэтому органы дыхания различ- ны: жабры; дыхательная трубка; воздухоза- борники; запасание воздуха под водой в ви- де пузыря; формирование пузыря, заменя- ющего легкое.

Основное правило окраски для водных животных диктует соотношение яркости света в воде. Когда смотришь сверху, то ви- дишь темное дно, а при взгляде из воды — светлое небо. Отсюда характерная приспо-

собительная окраска всех живущих в воде. Верхняя часть тела темная, маскирует их на фоне темного дна, а нижняя — светлая, мас- кирует на фоне светлого неба. Из-за особен- ности окраски большинство водных жите- лей резко двуцветные.

Организмы, обитающие в почве, живут по своим правилам и тоже имеют специаль- ные приспособления, которые касаются формы тела, его покровов, конечностей и других его особенностей.

Покровы тела подземного жителя долж- ны позволять ему беспрепятственно про- двигаться в плотной почве как вперед, так и назад (не всегда можно развернуться в уз- ком ходе). Вот некоторые правила для пок- ровов: у многих имеются слизистые выде- ления, позволяющие скользить во влажной почве; если имеется шерсть, то она обычно короткая; шерсть заглаживается вперед и назад; шерсть устойчива к стиранию.

Форма тела и конечностей тоже должна быть специфической. Длинные конечности не дадут возможности двигаться в узкой но- ре, кроме того, конечности нужны для копа- ния земли. Тело не должно цепляться за своды норы или должно легко изгибаться под прямым или даже острым углом. Отсю- да следующие правила: короткие конечнос- ти; копательные конечности или копатель- ные зубы; тело тонкое и длинное, обтекае- мое, без выступающих частей.

Особенность органов чувств землероя — тоже его приспособления к среде обитания. Они могут быть устроены по таким прави- лам: уменьшены или отсутствуют ушные раковины; уменьшены или отсутствуют глаза; повышена тактильная чувствитель- ность (вибриссы по всему телу).

Почва плотна и тяжела, а кроме того, в ней может быть недостаточно воздуха. Эти ее особенности также приводят к физиоло- гическим и анатомическим адаптациям: ус- тойчивость к недостатку кислорода (асфик- сии); мощные мышцы и кости, противодей- ствующие сдавливанию.

Жители воздушной среды многообразны по своим приспособлениям, потому что специализированы к слишком различаю-

1 В любом организме могут жить паразитические и мутуалистические организмы, но эта среда обитания вряд ли годится для подробного изучения в детском саду и начальной школе.

щимся местообитаниям. Так, бегающие по твердой почве совсем непохожи на лазаю- щих, а те и другие очень отличаются от ле- тающих. Поэтому здесь все организмы удобно разделить на подгруппы, обладаю- щие сходными адаптациями: бегающие, ле- тающие, лазающие. Для каждой группы то- же выделены свои аксиомы.

Итак, детям с самого раннего возраста можно показывать различные организмы и рассказывать о специальных приспособле- ниях, которые они используют в своей жизни. Эта и будет первая система аксиом, касающихся приспособительной конструк- ции живого, зависящей от воздействующих внешних факторов. Каждый организм вы- полняет свои функции, и они очень важны для существования планетарной жизни, поэтому вполне можно назвать совокуп- ность деятельности любого организма его работой.

Правила на то и есть, чтобы ими все мог- ли пользоваться. Если конструкция челове- ка не позволяет воспользоваться нужным правилом, он строит отвечающий правилу аппарат или придумывает соответствую- щую одежду. Вспомните аквалангиста. У него обтекаемое тело, гладкий резиновый покров, ласты для движения, маска, чтобы видеть в воде, и запас для дыхания. И это оснащение соответствует правилам подвод- ного жителя. Отсюда важность знания этих приспособлений для любого человека.

В настоящее время коренным образом изменяется взгляд человека на живую при- роду и на себя в ней. Ушла в прошлое уве- ренность, что природу можно безнаказанно грабить. Земля — это наш общий дом, а есть ли смысл грабить самих себя? Устарели и

более поздние представления о том, что единственная идея, могущая удержать че- ловека от разрушения своей среды, — эко- номическая. Вместе с нею канула в Лету уверенность, что нас спасет рациональное использование природных ресурсов. Пере- довое человечество после многовековых по- пыток и подсказок наконец приходит к убеждению в самоценности всего сущего, в необходимости ценить всякую жизнь, а не только свою собственную, к идеям разум- ного самоограничения, т.е. к пониманию, что жить в нашей биосфере необходимо по экологическим правилам. Именно по ним живут все организмы земли, пора и челове- ку понять, что эти положения есть основа его жизни, поэтому обязательно нужно на- учиться им следовать.

Так произошло расширение границ эти- ки и возникла экологическая этика. Она помогает человеку найти свое место в сис- теме природы и тем самым дает наконец обоснование для эффективного сохране- ния окружающей среды. В школе детям объясняют моральные нормы взаимодей- ствия между людьми, но этого недостаточ- но для жизни на планете. Им нужно с ран- него детства постигать этические правила общения с окружающими их организмами различных видов. Это должны быть имен- но этические правила, не содержащие ни- какой корысти, никакого экономического подтекста. Такие правила могут быть сле- дующими:

— ничто не может сравниться с цен- ностью жизни, поэтому организмы нельзя повреждать и тем более убивать безо вся- кой причины;

— недопустимо причинять страдания, создавать помехи для жизни и действий лю- бого из окружающих тебя организмов;

— при общении с любым организмом по- ведение человека должно быть тактичным, подчас наиболее тактичным оказывается не попадаться животному на глаза, не пу- гать его своим присутствием.

С раннего возраста детей необходимо ориентировать на безальтернативность по- ведения по отношению к живому существу, на ценность любой жизни, на несоизмери- мость ценности жизни и выгоды от ее унич- тожения. Конечно, невозможно вырастить

тигра вегетарианцем. Для человека живот- ная пища необходима, но одно дело — реа- лизация базовой потребности и совсем дру- гое — беспричинное убийство.

Теперь проанализируем действенность непрерывного экологического образования. Именно она связана в первую очередь с ранним обучением экологии. Почему для нее так важны дошкольный и начальный периоды обучения? В чем смысл раннего обучения и воспитания?

Дело в том, что именно в раннем возрас- те проявляется феномен запечатлевания, или импринтинг. Он изучается в этологии и психологии с начала прошлого века и хоро- шо разработан.

Фундаментальные разработки запечат- левания провел австрийский зоолог Кон- рад Лоренц, за что и стал нобелевским лау- реатом. Его публикации на эту тему появ- лялись с 1931 г. Суть явления такова: толь- ко в раннем возрасте мозг птицы или млекопитающего запечатлевает важную для него информацию, которая служит ему затем длительный срок. Утенок, увидев- ший утку при вылуплении, уже никогда не путает ее ни с кем другим, он следует толь- ко за ней. Если же, вылупившись из яйца, он вместо утки увидел человека, то будет следовать за ним. Дальнейшие исследова- ния привели к обнаружению критических, или, как их чаще называют, чувствитель- ных, периодов в начале жизни детеныша. Именно в это время происходит запечатле- вание важной информации. Причем если информация поступила раньше такого пе- риода или после его окончания, то запечат- левания не происходит. Так, при воспита- нии в изоляции ягненок не только впослед- ствии не может общаться с другими овца- ми, но даже научиться щипать траву он уже не в состоянии.

Этот же механизм опасен и для наших

ближайших родственников — человекооб- разных обезьян. В популяциях шимпанзе Либерии и Гвинеи разными исследователя- ми описаны приемы разбивания орехов с помощью камней или толстых палок. Это умение приобретается в ранние годы жиз- ни, и обезьяны, почему-либо не обучившие- ся до трех лет, уже не могут освоить разби- вание орехов. То же случается, если прихо-

дит животное из другой семьи, где не разби- вают орехи. Оно постоянно наблюдает за этой деятельностью, и ему тоже очень хо- чется съесть вкусное ядро ореха, но обезья- на даже не пытается сама разбить орех. Она так и остается не умеющей производить эту операцию.

Получать нужные знания можно и в бо- лее зрелые годы. Однако использование их станет качественно иным. Человек будет помнить эту информацию, но следовать ей будет далеко не всегда. Другие приоритеты могут создавать альтернативу, и выучен- ный запрет не всегда будет реализован.

Ван Матр С. Планетарное образование: на- чать по-новому. (Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь). Вып. 2. Новосибирск, 1999.

Гребер Л. Дикая природа как священное пространство. Вып. 12. Киев, 1999. (Серия Охра- на дикой природы).

Гуддол Дж. Шимпанзе в природе: Поведение.

Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравни- тельные аспекты. М.: Мир, 1981.

Ердаков Л.Н. Человек в биосфере: Экология для зеленых. Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 2002.

Ердаков Л.Н. Экологическая этика и воспи-

тание // Экология, культура, общество. № 4 (12). Владивосток: ИСАР-Дальний Восток, 2004.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Пси- хобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988. Неш Р. Права природы: История экологиче- ской этики. Киев, 2001. (Серия История охраны

Boesch C., Boesch H. Sex differences in the use of natural hammers by wild chimpanzees: a prelimi- nary report // J. Hum. Evol. 1981. № 10.



События

Анонс

У нас в гостях

Aктуальная тема








Рубрики

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

Вестник Хирургии Армении им. Г.С. Тамазяна 2.2011

Основные принципы непрерывного экологического образования на всех этапах обучения

Во второй половине XX века научно-технический прогресс повлек за собой ряд проблем, получивших статус глобальных.

Загрязнение окружающей среды, приводящее к изменению состава биосферы, баланса слагающих ее веществ, в том числе и энергетического, направленности и степени этих изменений, приводит к формированию экологического кризиса, а также различного рода чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые негативно влияют на состояние здоровья людей, приводят к неблагоприятным социоэкономическим процессам и вызывают массовые человеческие жертвы [1,2].

Изменение состава и структуры биосферы приводит со временем к ее деградации, что негативно отражается на видовом многообразии экосистем и приводит к нарушению иерархических связей в них.

Актуальным, на сегодняшний день, являются также экологические проблемы больших городов.

Значительная часть населения Земли концентрируется в мегаполисах. Экологические проблемы урбанизированных центров определяются отрицательным воздействием большого города на окружающую среду, в числе которых, образование твердых бытовых отходов, шумовые, электромагнитные и другие загрязнения [5,6].

Все это негативно влияет на здоровье человека, формируя состояние пролонгированного многофакторного стресса, с развитием, так называемого “дискомфортного синдрома”, усиливает негативные демографические показатели (уменьшение рождаемости, повышение смертности, миграционные процессы) и прочее.

Необходимость принимать срочные меры по защите природного наследия Земли становится все более очевидной.

Назревшие глобальные экологические проблемы диктуют необходимость разработки новой стратегии и в области охраны природы.

С этой целью и была разработана концепция “Устойчивого развития”, что будет способствовать, в частности, формированию новой эпохи – эпохи “ноосферы” и концептуально нового общества.

Основные экологические требования, сформулированные в данной концепции, основаны на необходимости усиления экологизации общественного производства, сознания и научнотехнического прогресса, преодоление нерационального, потребительского и затратного природопользования, утверждения научно обоснованного взаимодействия человека и биосферы, сохранение благоприятных экологических условий для жизни настоящего и будущего поколений людей, то есть формированием энвайронментального пространства [5].

Формирование экологического мировоззрения и способа хозяйствования становится приоритетным во всем мире.

По мере эволюции человеческого общества происходило накопление его знаний о природе.

Сейчас, когда мы столкнулись с глобальными экологическими проблемами в эпоху индустриального и постиндустриального общества, эти знания претерпели определенную трансформацию и требуют системного и междисциплинарного подходов.

В этих условиях необходимость экологического образования (ЭО) на всех этапах обучения, начиная с начальной школы, является очевидной.

В связи с этим необходимо четкое представление о целях и задачах экологической службы, частью которой является экологическое воспитание и образование.

Уже давно назрела необходимость формирования новой системы ценностей, основанных на гуманном отношении к Природе, которые мы можем получить только в условиях накопления коллективных знаний, так как человечество уже сейчас нуждается в качественно новых знаниях, нравственности и морали.

Вот почему важна роль учителя в получении такого рода знаний и накоплении определенной системы ценностей.

Причем, новая система знаний не должна носить характер доктрин и декларативных утверждений.

Она должна предполагать обучение с самого раннего возраста, когда возможно формирование у подрастающего поколения новой системы ценностей, основанных на гуманном отношение к природе [3].

Целью ЭО образования следует считать оптимизацию отношений Человека и Биосферы.

Задачи ЭО следующие:

  1. содействие в формировании нового мировоззрения, основанного на гуманном отношении к природе;
  2. распространение “экологической грамотности” начиная с раннего возраста;
  3. воспитание чувства ответственности за судьбу природы;
  4. привитие навыков и знаний для решения экологических проблем.

Суть экологического образования есть знание общих экологических законов и правил, современной социоэкономической ситуации, а также эмоциональное восприятие окружающей среды как основной мотивации получения экологических знаний.

Одной из мотиваций получения таких знаний является степень полезности их для общества и их целесообразности.

Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, который будет способствовать у учащихся развитию системы знаний и навыков, направленных на формирование целостной, экологически грамотной личности, осознающей всю меру ответственности за состояние окружающей среды, что равноценно формированию у них экологической культуры и сознания.

Основой такого образования, являющегося элементом общего образования и просвещения является рассмотрение окружающей среды в целом, непрерывность процесса природоохранного образования и междисциплинарный подход.

Считаем необходимым, обратить внимание на подготовку учительских кадров, так как почти все учителя в большинстве школ не имеют достаточного представления об основах и проблемах экологии.

С этой целью, важным представляется проведение реформ в системе школьного образования.

Однако браться за реформирование школьного образования, не имея соответствующих учебников и методических пособий и без подготовки соответствующих педагогических кадров нам, представляется довольно опасным. Это может привести к девальвации самой идеи ЭО.

Для обеспечения экологического образования в школе в помощь учителю и учащимся должна выпускаться учебная и методическая литература. Для научных сотрудников в области педагогики и методистов предполагается издание монографий и сборников статей по вопросам экологического образования.

Поэтому, приветствуя и придавая большое значение экологическим факультетам, считаем необходимым, организовать курсы специализации по экологии. Они могут быть созданы на кафедрах Естественных наук ряда вузов или при экологическом совете Мэрии г. Еревана, либо при центре экологической безопасности и контроля. Таким образом, будет формироваться и ответственность молодого поколения перед природой и обществом.

Эффективности ЭО может способствовать, также создание экологических колледжей с целью подготовки кадров в сфере охраны природы и антикризисного управления.

Экологическое образование и воспитание, по нашему мнению, не должно ограничиваться только рамками различных учебных заведений. Необходима каждодневная последовательная и кропотливая работа с населением в форме просветительской работы и пропаганды бережного отношения каждого гражданина страны к окружающей среде.

В этой связи считаем необходимым, создание цикла передач на радио и телевидении по насущным проблемам экологии в целом и экологии Армении в частности, например: “Экология и экономика Армении”, “Социальная экология”, “Проблемы Севана”, “Экологический кризис и его последствия”, “Экология и здоровье населения”.

Значительную роль в формировании экологического сознания могут сыграть различные общественные экологические движения и организации.

Значительный вклад в получении качественного экологического образования могут внести вузы страны.

В связи с этим, каждая дисциплина, которая будет преподаваться на кафедрах вузов должна преломляться частично сквозь проблемы экологического природоохранного толка.

В связи с переходом на систему кредитной системы обучения, приемлемой становится мобильная форма сочетания содержания, методов и средств обучения в виде модулей, с промежуточной формой аттестации знаний. А это требует современных технических средств обучения (интерактивные доски).

Считаем необходимым, с целью обеспечения непрерывности экологического образования, создание электронных библиотек по экологическим дисциплинам, а также введение дистанционного обучения студентов (программа “Прометей”).

Важным представляется организация открытых уроков, научных конференций, интеллектуальных игр по наиболее актуальным вопросам экологии.

Немаловажным является также пополнение библиотечного фонда вузов экологической литературой, а также переподготовка библиотечных работников в сфере экологических проблем, так как библиотекари не всегда видят их многогранность и многоаспектность [4].

Резюмируя выше сказанное, нужно еще раз подчеркнуть, что необходимы новые усилия, направленные на то, чтобы школа обеспечила подготовку молодых людей, грамотно владеющими экологическими проблемами вообще и Армении в частности.

Особое внимание заслуживает высшее специальное образование.

Экологическое образование в вузах не только Еревана, но и России характеризуется в целом как непрерывное, профессиональное и междисциплинарное. Оно направлено на подготовку специалистов, работающих над проблемами безотходного производства. Системный подход на целевой основе, принятый по разработке главных методических документов на текущем этапе развития экологической высшей школы создал бы предпосылки для усиления экологической подготовки.

Основой такого комплексного подхода является природоохранная ориентация всех дисциплин. Для этого каждая дисциплина (общественно – политическая, экономическая, общеобразовательная или специальная) должны преломляться частично или полностью сквозь призму природоохранных задач. В программу этих дисциплин (предметов) должна быть включена глава, посвященная изучению “Концепции природоохранной деятельности”.

В экономических дисциплинах должны рассматриваться важные проблемы природопользования.

Важным условием повышения уровня экологической подготовки является высококачественная литература, учебные пособия, касающиеся окружающей среды. Кроме этого, издание учебной литературы – одна из эффективных форм международного сотрудничества.

Рациональным видится также организация курсов переподготовки (в отличие от повышения квалификации) специалистов различных специальностей по новым перспективным природоохранным проблемам.

Таким образом, эффективность экологического образования определяется его многопрофильностью и непрерывностью и предполагает использование необходимого пакета учебнометодической литературы, с привлечением необходимого штата преподавателей.

В связи с переориентацией образовательной системы РА в соответствие с болонской системой обучения, связанной с переходом к кредитной системе, на кафедре Естественных наук университета практической психологии и социологии “Урарту” разработана стратегия развития кафедры, где непрерывному экологическому образованию уделяется значительное внимание.

Таким образом, от качества экологического образования на всех этапах обучения зависит судьба будущего поколения нашей страны, а это требует усилий всех звеньев образовательной системы.

Читайте также: