Как вы объясните финал рассказа бежин луг кратко

Обновлено: 22.07.2024

  • Теплым июльским днем рассказчик приезжает в Чернской уезд в Тульскую губернию и отправляется на охоту. Возвращаясь поздним вечером, он теряет дорогу, идет наугад и внезапно оказывается на огромной равнине с широкой рекой. Это и есть Бежин луг.
  • С радостью замечает он впереди костры и людей и подходит к ним. Это оказывается группа крестьянских ребятишек, которые ночью должны следить за лошадьми.
  • Повествователь остается рядом с ними на ночлег, устраивается у костра и слушает мальчишек.

Здесь читатель встречается с пятеркой главных героев: Федором, Павлушей, Илюшей, Костей и Ваней. Все они очень разные, каждый интересен по-своему, а их беседа напоминает игру в страшилки. Мальчики думают, что непрошеный гость уснул, и начинают рассказывать свои истории:

  • По словам Илюши, во время одной из ночевок на фабрике он вместе с другими ребятами слышал домового. Всю ночь здание наполнялось стуком и звуками шагов, распахивались двери, но никого не было видно. Было страшно и тревожно.
  • Дальше Костя вспомнил историю слободского плотника Гаврилы. Тот собирал в лесу орехи, заблудился и задремал. Проснулся от зова русалки. Гаврила начал испуганно креститься, за что русалка его прокляла. С тех пор плотник стал печальным и невеселым. После этих слов Кости вдалеке раздалось стенание.
  • Илюша начал беседу о плотине, на которой похоронили утопленника. По словам мальчика, однажды приказчик увидел там барашка и забрал его с собой. Барашек долго странно смотрел на него, а затем заговорил человеческим голосом. В конце этой истории собаки вокруг костра начали лаять, а затем и вовсе бросились прочь. Мальчикам стало еще страшнее, но разговор продолжился.
  • Теперь Илюша поведал о том, где и когда люди видели покойника. А еще рассказал, что если в родительскую субботу посидеть на церковной паперти, то можно увидеть проходящим мимо того, кому суждена смерть. Тут над притихшими ребятишками пролетел белый голубь. Они вспомнили о виденном недавно затмении солнца и связанном с ним поверье о лукавом Тришке, который приходит в наш мир в такое время.
  • Услышав резкие крики цапли, ребята заговорили о лешем, который кричит подобным образом. Пока Павлуша бегал за водой, Илюша рассказал, что это опасно: водяной может утащить на дно. Поговорили об Акулине, которая попалась в лапы водяного, и о мальчике Васе, который недавно утонул. Когда Павлуша вернулся, то добавил, что слышал из-под воды Васин голосок.

Случай с барашком: YouTube / MyBook

В таких разговорах и прошла ночь. Под утро рассказчик уснул, встал он еще до рассвета, попрощался с Павлушей и отправился восвояси. Заканчивается рассказ трагически — упоминанием о том, что в том же году Павлуша умер. Но не водяной забрал его: он упал с лошади и разбился насмерть.

Интересно, что особый смысл в название Иван Сергеевич не вкладывал. Он стремился найти нечто звучное, чтобы акцентировать внимание читателя на красоте описанной природы. Более того, ни на одну топографическую карту луг не нанесен. Оказалось, что реальным его прототипом было совсем не поэтичное Рудинское болото.

Страшные истории: YouTube / MyBook

Тургенев известен как непревзойденный мастер описания красот русской природы. В рассказе на великолепном пейзажном фоне он раскрыл взаимосвязь человека с природой, их гармонию. Также в произведении присутствуют такие темы:

  1. Проблема жизнеустройства крестьян. Дети, которые еще не должны быть озабочены жизненными тяготами, работают, как взрослые и так же рассуждают. Но при всей неустроенности и сложности ребятишки не унывают. Напротив, они живут счастливо, ярко и интересно. Вот и во время не по годам тяжелой работы они с удовольствием развлекаются небылицами и легендами.
  2. Отсюда логично следует тема ценности жизни, важности умения радоваться ей и ощущать благодарность за то, что имеешь. Тургенев подчеркивает, что, только став частью природы, прислушиваясь к ней, можно почувствовать ее милость и щедрость.
  3. Также глубоко раскрыта тема народных легенд и сказаний. Пример мальчишек и их историй показывает силу мистицизма обычных необразованных людей. Доказательств тому множество (Гаврила, Акулина). Все зло заключается в невежестве, страхах и верованиях.

Весь этот широкий круг вопросов автору удалось изложить на удивление кратко и емко, но после прочтения, согласитесь, есть о чем задуматься.

  1. В экспозиции описывается дневной пейзаж.
  2. Завязка связана со скитаниями охотника.
  3. Кульминация — его встреча с ребятишками у костра.
  4. В качестве эпилога приведена информация о судьбе одного из мальчиков — Павлуши.

Автор мастерски использовал и включил в рассказ множество художественных средств. Так, он дает развернутые портреты ярких и самобытных мальчиков, каждому выделяет монолог. Истории уникальны, и повторить их вряд ли кому-то под силу. Между монологами показаны суждения и оценки охотника, который слушает их, притворяясь спящим. Особенностью композиции стали зарисовки пейзажей, точные, емкие и прекрасные по своей сути.

Произведение написано в жанре рассказа, о чем свидетельствуют такие характерные черты:

  1. Маленький объем.
  2. Одна сюжетная линия.
  3. Повествовательное содержание.

Литературное направление произведение — синтез реализма и романтизма. К последнему относятся поэтические описания природы, легенды и поверья, которые влились в жизнь главных героев.

Рассказчик, страстный охотник, настрелял много дичи и отправился домой. Но заблудился и решил заночевать у реки. Случайно он вышел к костру пяти мальчишек, пасших лошадей. Прилег на ночлег и долго слушал удивительные истории.

Легенды произведения

  • о домовом, живущем на фабрике;
  • про плотника Гавриле, который стал невеселым после встречи с русалкой;
  • о псаре Ермиле и говорящем барашке, скалящем зубы;
  • про нечистых местах и бродящих по ночам покойниках;
  • о Тришке, который придет перед концом света;
  • про лешего, который не дает путникам выйти к дороге;
  • об Акулине, красоту которой испортил водяной;
  • об утонувшем мальчике Васе и его сошедшей с ума матери Феклисте.

Объяснение сюжета

В чем смысл финала

Концовка рассказа трагична: Павлуша, самый симпатичный рассказчику мальчик, упал с лошади и умер. Неприятности, о которых предупреждали его друзья-мальчишки после того, как ему почудился голос утопленника, исполнились. Хотя и не так, как все предполагали.

Три ключевых момента

  • красота русской природы: автор подробно и с любовью описывает краски, звуки и запахи трав, цветов и деревьев, добиваясь точного эффекта присутствия читателя;
  • сложность и противоречивость русского народного характера: с одной стороны, сила, трудолюбие, отзывчивость, с другой – удивительное невежество и наивность;
  • раннее взросление крестьянских детей, вынужденных с малых лет заниматься тяжелым трудом.

В статье вы узнаете, что хотел сказать нам автор, в чем заключаются “подводные камни” и смысл финала.

Смысл названия

На самом деле в название Тургенев не закладывал никакого глубокого смысла. Он лишь подобрал звучное и подходящее предложение, основой которому стали живописные пейзажи.

Сам луг находится недалеко от деревни Бежина, которая была собственностью родственников писателя. Он часто охотился там, потому и так хорошо знаком с тамошними красотами и легендами, которые и упоминались деревенскими мальчишками.

Произведение начинается с красочного описания природы. Автор показывает нам живописные пейзажи вечернего леса. Главный герой охотник блуждает в нем, пока не выходит к костру. Вокруг него сидят пятеро мальчишек:Павлуша, Федя, Костя, Ваня и Илюша.

Охотник притворяется, будто спит, чтобы не смущать детей. После чего они продолжают свой разговор.

Илюша рассказывает про домового на бумажной фабрике. Он однажды ночевал в ней, тогда домовой стучал, кашлял и гремел.

Следующим рассказывает страшную историю Костя. Он говорит о русалке, которая манила плотника Гаврилу. Благо он вовремя опомнился и тем самым спас сам себя. А русалка заплакала и послала Гавриле вечные горести.

Илюша продолжает разговор. Мальчик рассказывает о гиблых местах, где похоронен утопленник. Однажды псарь Ермила заметил на могиле барашка, взял его с собой и заметил, как животное смотрело на него, оскалив зубы, и вдруг заговорило человеческим голосом.

Ребята поговорили о немом лешем и водяном, который утаскивает на дно людей. А потом о Васе. Мальчик играл на берегу и утонул. Когда Павлуша вернулся, рассказал о том, как, набирая воду, услышал Васькин голос. На что ребята решили, что скоро Павлуша умрёт так же, как и Вася.

Легли спать они под утро. Рассказчик прощается с ребятами на рассвете. Спустя какое-то время он узнает, что парень, который ему так сильно понравился, умер, упав с лошади. Тем самым исполнив предзнаменование. Правда не совсем точно.

В произведении затрагивается любимая тема Тургенева-связь человека с природой. Она описывается на протяжении всего рассказа, дополняя образа мальчишек и сельских легенд.

Но несмотря на это, дети улыбаются. Им приходится ночью пасти лошадей так, чтобы к ним не подобрались волки. Они буквально рискуют жизнью. Тем не менее они радуются жизни, шутят, веселятся, рассказывая ребятам небылицы.

Именно так мы понимаем замысел автора. Он хотел передать нам, чтобы мы, как и эти мальчишки наслаждались каждым днём. Быть счастливыми наедине с природой. И ощущать на себе ее щедрость, тепло и любовь.

Вернемся к проблеме. На примере сказаний и легенд Тургенев рассказывает нам о необразованности простых крестьян, об их наивности. Люди видят якобы предзнаменования об их смерти и методом самовнушения и уверенности в скорой кончине действительно умирают. Другие видят сверхъестественных существ и сходят с ума.

Так писатель приходит к печальному выводу, что необразованные люди с легкостью становятся узниками собственных страхов. Они показывают нам, как делать не нужно. Дают стимул бороться уже с нашими страхами.

Смысл финала

Герой опечален его кончиной и решил упомянуть об этом. Суеверие исполнилось. Но не так как все предполагали.

Чередование настроений в пейзаже Тургенева происходит по принципу музыкальной композиции: светлая, ясная мелодия сменяется тревожными предчувствиями, затем борьба, столкновение полярных сил и, наконец, разрешение — победа добра, успокоение, надежда.

Однако победа добрых сил и успокоение непрочны. После описания яркого и радостного утра сообщается о смерти Павлуши. Это известие тревожит и настораживает, опять обнаруживается таинственная связь между природой и человеческой жизнью.

Утро. Светлый день наполнил радостью участников ночной беседы, сделал нереальными кошмары ночи с ее тайнами, сомнениями и неразрешимыми вопросами. Но последняя фраза о Павлуше, в жизни которого сбылось одно из непонятных предсказаний, опять напоминает, что все не так ясно, как кажется на первый взгляд, и еще остается много непонятого.

Для мальчиков, которым некому помочь в освоении тайн жизни, с гибелью Павлуши круг опять замкнулся. Они могут, собравшись, по-разному объяснять причину его преждевременной смерти. Жизнь будет опять казаться им особенно жестокой, так как погиб самый лучший из них, самый смелый. Кажется, что автор, пройдя через круг размышлений и картин, остановился у начала рассказа. Опять перед нами мальчики, не разобравшиеся еще в одном непонятном явлении. Этот замкнутый круг тревожного непонимания и несчастья обнаруживает глубокую неустроенность крестьянской и вообще человеческой жизни. Но, несмотря на этот печальный вывод, тягостного ощущения от рассказа не остается. Картина утра вселяет надежду на победу света над тьмой в человеческих судьбах и душах.

Бежин луг
Жил-был какой-то писатель, по фамилии Тургенев. Шибко умно писал про природу, мать нашу, и нередко выезжал на охоту на кляче Серко в дремучий лес возле деревни Ярцы, Смоленской губернии. Однажды послала его жена настрелять какой-никакой дичи к званой обедне, чтобы блеснуть своими кулинарными способностями перед городовым Хлестаковым, чтобы тот де не отбирал ружжо у мужа, потому как тот незаконно ввёз его из Египта, когда супруги отдыхали на Ямайке с сомалийскими пиратами. Шёл он, шёл и заблудился, каналья, не может понять, куда идти, везде черти мерещатся и всякие волки. Вышел к речке, видит--костёр горит и девки нагишом бегают, а ишо парнишки уху варят и матькаются нехорошими словами. Не стерпел Тургенев, шибко он это не любил, взял хворостину и давай лупить тех парничей почём зря, только искры полетели. Девки все разбежались, кто куда, а самый старший, Федька, каак даст в ответ по мысалу, что у того и колпак слетел и покатился по поляне в сторону Ярославского шоссе. Но охотник, он на то и охотник--не испугался и взвёл курки. Робятёшки и шары свои выпучили, и сказать ничё не могут, только смотрят исподлобья на старого охотника, не дай Бог выстрелит по задницам солью, вот больно-то будет! Но ничё, помирились кое-как, сели к костру и давай уплетать печёную картоху. Выпили, конечно, малость, как без этого. И давай травить анекдоты. Павлуха до того допился, что сел на Тургеневскую кобылу и поскакал в деревню за добавкой типа, а сам и не знает, куда ехать-то, влетел в речку и уснул в ней, всех карасёв перепугал и даже лягушек, которые тут же замолчали от такой неожиданной наглости не пойми кого. Илюха с Кирюхой танцевали гопак, смешно дрыгая своими тощими ногами, Тургенев давно уже смотрел сон про свою собакен Бима-Чёрное Ухо, а Костян, вылупив глазеги, смотрел вдаль и мечтал, как поедет на будущий год в Египет и познакомится там с Киркоровым, которого сильно любил и мечтал стать его сыном. Откуда-то появился Павлухо, весь мокрый, в тине и ошалелым взглядом уставился на сие безобразие, которое даже ему и не снилось.
. Ярко светила луна, бросая неприличные тени по всему Бежину лугу, догорал костёр, тут и там валялись пьяные нехристи, бормоча какую-то цыганщину. Бим, собакен, засунул свой язык обратно в хайло, брезгливо посмотрел на луну, деловито приподнял заднюю лапу, но передумал и улёгся спать не солоно хлебавши.

Читайте также: