Как вы думаете в чем значение познавательной деятельности для человека и общества кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Понятие и проблемы гносеологии

Ненаучное познание

Способности познания человека

Виды и критерии истины

Деятельность

Познание — это изучение человеком окружающего мира, его закономерностей, устройства и специфики.

Познание – это бесконечный процесс, основным содержанием которого является активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, а результатом – получение знания об окружающем мире.

Разум – способность понимания и осмысления. Разум – деятельность человеческого духа, направленная на познание.

Мышление – это способность человека рассуждать, осмысливать всё, с чем он встречается в жизни. Это высшая форма психической деятельности человека.

Проблемы познания решаются в рамках теории познания (гносеологии), которая включает в себя следующие составляющие:

– объект познания, то есть то, на что направлено познание,

– субъект познания – конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группа людей, общество в целом),

– уровни познания: чувственное (опытное) и рациональное (логическое).

Сущностью процесса является получение объективного, и точного знания о внешнем мире.

Практика является источником познания. Мы и индивидуально, и социально можем узнать только о том, что включено в нашу практику. На индивидуальном уровне – это все, с чем мы сталкиваемся, в том числе в процессе обучения. На общественном уровне ситуация та же, но только она гораздо шире индивидуальной практики. Познавательная задача возникает, когда мы сталкиваемся с реальной проблемой в практике. Следовательно, практика - источник познавательных процессов.

Практика – это цель познания. Все что человек познает, существует для того, чтобы реализовать на практике. Этот тезис не всегда справедлив за пределами общественного познания. У ученого могут быть чисто познавательные мотивы деятельности, не ориентированные на практику. Г.Герц считал, что его открытие электромагнитных колебаний не найдет применения на практике.

Практика – критерий познания. Познающий субъект исходит из правила, что практическая деятельность покажет прав он или нет. Практика находится в движении, что является стимулом развития всего процесса познания.

Процесс познания:

классическая схема процесса: объект познания – субъект познания.

научная схема процесса познания: объект познания – средство познания (использование приборов, использование моделей) – субъект познания.

Методы научного познания:

2. Ненаучное познание – это мифология, опыт повседневной жизни, народная мудрость, здравый смысл, художественное и эстетическое освоение мира, паранаука.

Мифология как способ понимания природной и социальной действительности зарождается на ранних ступенях общественного развития. В мифах мифологические событие отдалено от настоящего значительным промежутком времени и воплощает не просто прошлое, но особую форму первопредметов и перводействий. Все происходящее в мифе своего рода образец для воспроизведения, повторения.

Жизненная практика состоит в накапливании, переработке, распространение социального опыта не только с помощью языка, но и на невербальном уровне. Примером невербального способа передачи практических знаний могут служить инструменты, приборы, аппараты, предназначенные на получение практического результата.

Здравый смысл, народная мудрость сопровождает человека всю жизнь, а проявляются они в загадках, пословицах, поговорках, которые содержат сведения о мире природы и людей.

Паранаука существует, поскольку люди стремятся знать больше, а сама познавательная деятельность становится все более широкой по охвату явлений и событий жизни, но и более сложной.

Художественное познание состоит в том, что оно осуществляется через художественные образы. Образ относится к сфере идеального. Мышление создает иллюзорный мир, существующий в сознании, но в чем-то подобный реальному материальному.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов, которые можно разделить на три группы:

действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп,

продукты материальной или духовной деятельности людей,

словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

Установить истину в процессе социального познания нелегко, так как объектом познания является само общество. Ограничена возможность применения эмпирического метода исследования. Поэтому распространенным методом социального исследования является научная абстракция. Исследователь обязан учитывать следующие факторы: взаимосвязь производственной и творческой деятельности, материальной и духовной деятельности, деятельность различных субъектов – отдельных людей, социальных групп. Это позволяет понять зависимость настоящего и прошлого, значение настоящего как условия достижений будущего.

Способности познания — это то, с помощью чего человек может познавать окружающий мир. В современной философии, как правило, выделяют три основные способности познания человека:

чувственное познание,

рациональное познание,

иррациональное познание (интуитивное).

Это разновидность познания, которое происходит благодаря действию физиологических органов чувств человека.

Таких органов у человека пять — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

Ощущение — это единичный акт чувственного познания. Ощущение может быть зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным и вкусовым.

Восприятие - это совокупность нескольких ощущений, целостный чувственный образ, который дают человеку органы чувств при совместной работе.

Представление это чувственный образ предмета, воспринимавшегося органами чувств человека в прошлом или чувственный образ, порожденный воображением.

Гносеологические концепции , в которых наибольшее значение в процессе познания придается действию органов чувств, называются сенсуализм и эмпиризм . По большому счету, между ними нет принципиального различия.

Сторонники сенсуализма полагают, что решающую роль в процессе познания играют чувства.

Сторонники эмпиризма считают, что решающую роль в познании играет чувственный опыт.

Последователями сенсуализма и эмпиризма были греческие эпикурейцы, римские стоики, французские философы Ламетри и Гельвеции, английские мыслители Локк и Гоббс, немецкий философ Фейербах и др.

Это познание с помощью разума (рассудка, интеллекта, мышления, ума).

Очевидно, что этим видом познания могут обладать только разумные существа. Оно осуществляется в трех основных формах, которые называются — понятие, суждение, умозаключение .

Понятие это некий словесный символ, выражающий существенные признаки объекта и закрепляющий его обозначение в языке.

Понятия могут быть простыми и сложными.

Простые понятия обозначают нечто вещественное; то, что можно воспринимать органами чувств. Примеры простых понятий — человек, стол, камень, собака; снег. Солнце.

Сложные понятия предполагают определенную степень абстракции. То, что они обозначают, как правило, невозможно потрогать или увидеть. Для их понимания нужно использовать разум и определенные знания (философские, научные и т. д.). Примеры абстрактных понятий — долг, честь, совесть, сознание, корпускулярно-волновой дуализм, пространственно-временной континуум, диалектические закономерности природы, Бог, историческое развитие.

Суждение это совокупность связанных между собой по смыслу понятий.

Примеры суждений — камень тяжелый, птицы летают, яблоко красное, медь — металл, все металлы проводят электрический ток.

Умозаключение это совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам логики, когда из одних выводятся другие.

Например: все металлы проводят электрический ток, медь — металл, следовательно, медь проводит электрический ток.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и сделанные по аналогии.

В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (факта) к общему.

В дедуктивном наоборот: от общего к частному.

Умозаключения по аналогии позволяет человеку сделать вывод о сходстве явлений, процессов, но оно может быть как верным, так и ложным.

Гносеологическая концепция, в которой основой человеческого познания считается разум, называется рационализм.

Ее известные европейские сторонники — Декарт, Лейбниц, Спиноза, Кант и другие философы.

Это познание, которое происходит без непосредственного чувственного восприятия и рационального размышления. Существует множество разновидностей и наименований такого типа познания — инсайт, озарение, сатори, чувство-знание и др.

Однако все они, так или иначе, связаны с интуицией , то есть непосредственным, прямым, но не осознанным получением какого-либо знания. Интуиция играет большую роль как в практической, так и в познавательной деятельности человека. Известно, что многие фундаментальные научные открытия были основаны на интуитивных догадках философов и ученых, которые затем переводились в плоскость рациональных понятий и эмпирических фактов науки.

Ее самые известные сторонники — Анри Бергсон и Николай Лосский. Многие известные философы, в частности Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг, Блаватская, признавали ведущую роль или большую значимость интеллектуальной и духовной интуиции в жизни человека и познании мироздания.

Цель всякого познания — нахождение истины о познаваемом предмете, явлении или процессе. Главный критерий истины – это человеческая практика, которая является целенаправленной деятельностью, когда происходит преобразование действительности.

Истина — это соответствие знаний своему предмету, то есть действительности.

Заблуждение — это знание, которое не соответствует своему действительному предмету.

В философии и науке принято рассматривать несколько разновидностей истины — абсолютную, относительную, объективную и субъективную.

Это полное, точное, исчерпывающее знание о чем-либо. Возможно ли такое знание? Познание абсолютной истины — вечный духовный процесс, происходящий по законам диалектики. С одной стороны, человеку ничто не препятствует расширять и углублять свои познания о мире. С другой стороны, человек не может приблизиться к точке абсолютного познания мира, так как всегда будет существовать непознанное.

Это знание о чем-либо, которое в целом справедливо, соответствует своему предмету, но является неполным или неточным.

Это знание, которое не зависит от особенностей субъекта познания, то есть это истина об объекте сама по себе.

Это знание о чем-либо, которое зависит от особенностей субъекта познания. Оно может совпадать или не совпадать с объективной истиной.

Как человек может проверить правильность своего знания?

В философии выдвигались различные критерии истины.

Самые известные из них следующие — практический критерий, психологический критерий, эстетический критерий.

Практический критерий предполагает проверку полученных знаний на практике или опыте.

Например, научную теорию можно подвергнуть экспериментальной проверке. Если полученные факты соответствуют теоретическим положениям теории, — значит, она верна.

Подавляющее большинство философов и ученых полагают, что практика — это наиболее достоверный критерий истины.

Психологический критерий основан на внутренних убеждениях человека.

Например французский философ Рене Декарт полагал, что истинно то, что не вызывает никаких сомнений у исследователя, то, в чем он психологически абсолютно уверен.

Но, психологическая убежденность не всегда может гарантировать истинность.

Некоторые ученые и философы полагают, что истинное знание эстетически гармонично и прекрасно.

Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности объекта, выражающийся в целесообразном изменении мира, а также в преобразовании человеком самого себя.

Деятельность носит осознанный характер; она включает в себя цель, средство, результат и сам процесс. Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными (материальными или духовными) либо идеальными. Именно потребности становятся главным источником активности людей.

Материально-практическая – преобразование природы и общества.

Идеальная, духовная деятельность – развитие познания, в том числе научного, художественное творчество, нравственное совершенство.

Деятельность выступает в виде социально-групповой и индивидуальной

По характеру преобразований выделяются репродуктивная (воспроизводящая) и продуктивная (созидающая новое) типы деятельности, а также созидательная, совершаемая на благо человека и мира и разрушительная (деструктивная).

Домашнее задание:

1. Напишите определения следующих понятий: познание, разум, мышление, гносеология.

2. Перечислите методы научного познания.

3. Перечислите и охарактеризуйте виды ненаучного познания.

4. Что понимают под способностями познания? Перечислите способности познания.

5. Дайте характеристику чувственному и рациональному познаниям.

6. Что такое сенсуализм и эмпиризм? Назовите сторонников этого направления философии.

7. Что такое рационализм? Назовите сторонников этого направления философии.

8. Охарактеризуйте иррациональное познание. Что такое интуиция?

9. Что такое истина и заблуждение? Перечислите и охарактеризуйте виды и критерии истины.

10. Что такое деятельность? Перечислите ее основные виды.

11. Напишите эссе (развернутые ответы на следующие вопросы):

Мыслители считают, что для разумного человека слово обладает такой же силой, как и материальное действие. Словом можно даже убить. Или это преувеличение? Если нет, то всегда ли вы соизмеряете силу своих слов с возможными последствиями?

Человечкам деятельность:Благодаря познавательной деятельности человек получает возможность объяснить для себя и окружающих разнообразные до того не известные явления в природе, поведении организмов, устройстве окружающей его среды и т.д. Без познавательной деятельности не были бы возможными разнообразные научные открытия и человек, вполне вероятно, не сумел бы построить столь впечатляющую цивилизацию

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний. Проблемы познания решаются в рамках теории познания (гносеологии) , которая включает в себя следующие составляющие:

– объект познания, то есть то, на что направлено познание,

– субъект познания – конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группа людей, общество в целом) ,

– уровни познания: чувственное (опытное) и рациональное (логическое) ,
– чувственное познание включает в себя:
ощущения – результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека, когда передаются отдельные свойства предмета: цвет, звучание, запах,
восприятия – совокупность ощущений, когда появляется целостный образ предмета,
представления – это возникшие в памяти образы на основе прошлых ощущений и восприятий.

Представление – высшая ступень чувственного познания.
– рациональное познание – процесс абстрактного мышления, который включает в себя три ступени:
понятия – это элементарная частица рационального мышления, отражающее общее признаки предмета и выражающееся с помощью слов и словосочетаний,
суждения – совокупность понятий, которая отражает связи и отношения между предметами и свойствами, они выражаются в виде предложений,
умозаключение – высшая форма рационального познания, когда из нескольких суждений появляется новое суждение на основе законов логики.

Сущностью процесса является получение объективного, и точного знания о внешнем мире. Различные философские школы по-разному отвечают на вопрос о познании мира.

Агностики считали, что получить достоверные знания о мире невозможно. Эмпирики утверждают, что мир познается при помощи ощущений. Рационалисты говорят, что мир познается при помощи разума.

Истина – вот результат всего процесса познания. Она объективна по содержанию, так как не зависит от субъекта познания, но субъективна по форме, ибо не существует вне человеческого сознания.
Истина может быть:
абсолютной – не изменяется в ходе дальнейшего познания (физические константы) ,
относительной – приближенное знание.

Главный критерий истины – это человеческая практика, которая является целенаправленной деятельностью, когда происходит преобразование действительности.

Практика является источником познания. Мы и индивидуально, и социально можем узнать только о том, что включено в нашу практику. На индивидуальном уровне – это все, с чем мы сталкиваемся, в том числе в процессе обучения. На общественном уровне ситуация та же, но только она гораздо шире индивидуальной практики. Познавательная задача возникает, когда мы сталкиваемся с реальной проблемой в практике. Следовательно, практика источник познавательных процессов.

Практика – это цель познания. Все что человек познает, существует для того, чтобы реализовать на практике. Этот тезис не всегда справедлив за пределами общественного познания. У ученого могут быть чисто познавательные мотивы деятельности, не ориентированные на практику. Г. Герц считал, что его открытие электромагнитных колебаний не найдет применения на практике.

Практика – критерий познания. Познающий субъект исходит из правила, что практическая деятельность покажет прав он или нет. Практика находится в движении, что является стимулом развития всего процесса познания.

Познавательная деятельность представляет один из главнейших путей овладения знаниями, составляя основу его высших психических процессов. К тому же она играет значительную роль в развитии личности человека, делая возможным его обучение, формирование навыков и усвоение нового опыта.

Типы организационной культуры

Познавательная деятельность — что это такое

Познавательная деятельность – это процесс усвоения и совершенствования знаний, их непрерывное преумножение и развитие.

Это вид деятельности присущ только человеку, и относится к высшей форме психического познания. Он представляет собой симбиоз сенсорного восприятия, теоретического осознания и практических действий. Сопровождая все виды деятельности, он только в момент обучения приобретает чёткую ярко выраженную форму и становится осознанным.

Основой познавательной деятельности является процесс познания, как психической обработки и опосредования информации, обеспечивающий получение и накопление знаний.

Процесс познания — один из трёх составляющих человеческое сознание процессов наряду с переживанием и отражением. Он реализуется с помощью таких психических процессов как:

Для его осуществления необходимы следующие составляющие:

  • объект (информация, знания);
  • субъект (получающий знания — познающий);
  • причинно-следственная связь между субъектом и объектом (почему необходимо эти знания усвоить).

Результат такого воздействия — полученные знания как четвёртая составляющая этого процесса. Знания могут быть истинными или ошибочными, но они всё равно являются результатом познания.

Чувственное и рациональное познание

В момент усвоения знаний каждый человек пользуется определённой структурой, одинаковой у всех людей. Она основана на органах чувств, как структурных элементах познавательных способностей, идентично задействующихся, диктуя общие законы познания.

Типы организационной культуры

Познание каждого человека включает в себя 2 ступени:

  • чувственную (эмпирическую) – рассматривающую ощущения, восприятия и представления как основную форму подлинного постижения. Это тот случай, когда человек сам понимает происходящее;
  • рациональную — считающую разум опорой, источником и основным мерилом достоверности и безошибочности человеческих стремлений. В этой ситуации человек не только понимает, но и в состоянии объяснить и даже доказать понимаемое другому.

Чувственное познание включает в себя три разноуровневые формы устанавливающиеся от низшей к более высшей:

Ощущения — первичные сведения, о предметах получаемые с помощью анализаторов, они же самые примитивные и не отражающие целостность объекта:

Типы организационной культуры

Восприятие — это уже совокупность нескольких ощущений и более сложная форма чувственного освоения. Отрывочные ощущения сливаются в целостно определяемый образ. Возникает отделение одного объекта от другого. Посредством восприятия осуществляется адекватное опознание предмета и соотношение его образов.

Представление — переходное звено между чувственным и рациональным постижением, вмещающее чувственные и рациональные элементы изучения. Его специфической чертой является отделение образа от предмета: возможность представлять предмет в его отсутствие. Возможность мысленно оперировать предметом без непосредственного контакта с ним. Другими словами: использовать воображение и фантазии в отношении объекта.

Предпосылками рациональности являются:

  • отделение мысли от предмета;
  • мышление как завершение процесса обобщения, формирование абстрактных понятий: материи, массы, времени, пространства.

Типы организационной культуры

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Однако такой процесс неосуществим без таких специфических приёмов абстрактно-логического мышления, как:

Типы организационной культуры

Благодаря им и выстраиваются выводы. Сравнивая, анализируя и синтезируя полученные данные, человек формирует свои умозаключения. Сравнение – основной метод мыслительной деятельности.

Обе ступени находятся органичном единстве, взаимосвязи и взаимопроникновении переходя одна в другую подобно диффузному явлению. Система анализаторов человека, как ступень чувственного освоения создана для восприятия ощущений, а рациональное мышление, — для формирования выводов на основании полученной информации. Это позволяет получать наиболее объективные выводы на постоянном следовании к основной цели познания — поиску истины.

Какие виды познавательной деятельности существуют

Типы организационной культуры

В зависимости от средств изучения и самого объекта изучения наука выделяет четыре основных вида познавательной деятельности:

Обыденное познание (оно же обыденно-практическое) – это первичный вид познавательной деятельности, предоставляющий наибольшее количество знаний об окружающем мире и составляющий базу для возникновения остальных видов.

Типы организационной культуры

Оно может иметь, как осознанный, так бессознательный (спонтанный) путь реализации. Его основой является собственный повседневный опыт человека, получаемый в результате разного рода деятельности, а также обмен им и обобщение своего и чужого опыта. Для поиска истины используется практическая деятельность, на основании результатов которой и формируются выводы.

Обыденное познание занимается единичным постижением объекта с выделением только ему присущих свойств, позволяющих отличаться ему от других объектов.

Научное познание — изучает общие свойства предметов и явлений и общие законы их взаимодействия. Единичные категории, заменяются общими и свойства единичных объектов осознаются как общие, присущие всей группе.

Типы организационной культуры

Доминантой научного познания является логическое мышление и сделанные на его основании выводы.

Существуют 2 уровня научного познания:

  • эмпирический (практический) – постижение, основанное на сенсорных анализаторах и данных измерительных приборов;
  • теоретический — отталкивается от рациональных подходов и логических умозаключений.

Им соответствуют методы, применяемые в зависимости от уровня. Теоретические методы базируются на эмпирических фактах, что определяет их единство и взаимодополнение.

Художественное познание – представляет приёмы как обыденного познания, отражая действительность через единичные художественные образы, так и научного, обобщая отображаемые объекты. Проявляется через искусство и его предметы.

Типы организационной культуры

Основной проблемой художественного познания является поиск единичного, отражающего общее в наиболее полном объёме. Оно занимается как самопознанием, так и изучением мира.

Религиозное познание — главнейшим понятием является Бог, как сверхъестественное явление. Он кладезь и носитель окончательной истины, которую можно постичь только с помощью божественного откровения, которое может быть как результатом долгого самоотречения и самопознания, так и божьей благодатью.

Типы организационной культуры

Целью религиозного познания является не открытие окончательных истин, а духовное преображение человека на пути к ним, его путь к вере. Поэтому большое внимание уделяется нравственным проблемам человечества.

Каждый из видов познавательной деятельности предлагает своё специфическое знание об окружающем мире, имеет собственное толкование истины и собственный способ её поиска. Именно благодаря такому разнообразию картина мира предстаёт перед человеком наиболее полной и объективной.

Читайте также: