Что изучает химия 7 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок химии в 7 классе подготовила учитель химии Безыменской ОШ I - III ступеней

Тема: Химия как часть естествознания, Химия – наука о веществах, их свойствах и применениях.

Цель урока : Сформировать представление о предмете изучения химии, показать место химии среди наук о природе: показать связь химии с другими естественными науками; объяснить цели и задачи химии; сформировать знания учащихся о роли химической науки в развитии народного хозяйства, жизни человека. Показать положительное и отрицательное влияние химии на развитие цивилизации. Познакомить с правилами поведения в кабинете химии.

Развивать умения логически мыслить, анализировать, работать с учебником.

Воспитывать культуру общения, выдержку, взаимопомощь.

Оборудование : учебники, ПСХЭ им. Д.И.Менделеева.

Тип урока : изучения нового материала.

Организация класса.

-знакомство с классом;

-вводное слово учителя;

-общее представление о структуре курса химии в школе;

2.Изучение нового материала .

Эвристическая беседа.

С чего состоит Земля под нашими ногами, Солнце над головой, дома, машины, растения и наше тело?

Посмотрите вокруг и вы легко насчитаете десятки, а то и сотни веществ, которые отличаются друг от друга.

Все, что перед вами лежит: учебники, тетради – они получены из бумаги, картона; столы, парты, стулья – изготовлены из дерева. ( в данном случаи дерево – это материал), а в основе лежит химическое вещество – клетчатки или целлюлозы.

Назовите предметы и вещества, которые на ваш взгляд связаны с химией?

(Учащиеся приводят примеры).

А теперь попробуйте назвать предметы , которые так или иначе не связаны с химией?

(Учащиеся приводят примеры)

В лесу, в горах, на дне моря – повсюду вы найдете большое количество химических веществ. Все они отличаются между собой по твердости, запаху, цвету, вкусу, прозрачности, и др.

Для того, чтобы вещества и их химические реакции приносили пользу, а не приносили вред человеку, необходимо иметь определенные знания в этой области.

Так что же эта за наука химия? Что она изучает?

Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.

(учащиеся записывают определение в тетради, пользуясь учебником)

Физические тела и вещества – это одно и то же или нет? Как вы думаете?

(учащиеся высказывают свое мнение, приводят примеры, находят разницу между физическим телом и химическим веществом).

-Химическая посуда – это физические тела. Вся она сделана из стекла. Вот стекло, из которого изготовлена посуда и является веществом.

Вещество – это то, из чего состоят физические тела.

(учащиеся записывают определение в тетрадь, пользуясь учебником).

Учитель: а теперь мы с вами давайте выясним, что является предметом изучения химии?

(работа с учебником)

Учитель задает вопросы учащимся класса.

Что нам необходимо для нормальной жизни?

С чего состоят вещи, которые нас окружают?

Назовите предметы, которые нас окружают, не связанные с химией?

Дайте определения Химии. Почему Химия принадлежит к естественным наукам?.

( по ходу беседы, если возникают затруднения с ответом, учащиеся пользуются учебником, определения понятий записывают в тетрадь).

Учитель (или это могут сделать учащиеся) делает вывод:

Химия – это наука о веществах;

Химики изучают все разнообразие веществ, их свойства, состава, строения, а также условия, за которых осуществляются превращения и изменения веществ; проводят исследования с целью синтезирования новых веществ и прогнозирования их свойств.

Учитель: А какое влияние химии на развитие цивилизации?

(рассказ учителя с элементами беседы)

Учитель: Основные направления применения химических знаний.

( рассказ учителя с элементами беседы)

Правила поведения учащихся в кабинете химии.

( работа с учебником, беседа.)

Вопросы к ученикам:

Почему входить в кабинет химии и выходить необходимо спокойно, не спеша?

Что должно лежать на столе во время работы?

Когда необходимо выполнять опыт, лабораторную работу?

Почему необходимо знать местоположение в кабинете аптечки и огнетушителя?

Обобщение и систематизация знаний.

Что изучает химия? Приведите примеры знакомых вам веществ, которые имеют разные свойства.

Какую продукцию химических предприятий мы используем в быту?

Возможна ли современная жизнь без продукции химических предприятий? Почему?

Помогут ли вам в будущем знания о химии? Свой ответ обоснуйте?

Работа с учебником: дописания конспекта и систематизация нового материала в произвольной форме (схемы, таблицы пр.)

Shkurlatovskoe-mestorozhdenie-granita1.jpg
zer_mar-1-.jpg

В состав зерна входят крахмал, белки, растительные жиры. Гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Белки, растительные жиры, кварц, слюда, полевой шпат, крахмал – это вещества.


Вещества — это то, из чего состоят физические тела.
Веществ очень много, и каждое из них характеризуются определенными свойствами.
Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой, называются свойствами веществ .

Важной задачей химии является изучение веществ, их свойств и прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве.

Вещество алюминий можно охарактеризовать так. Алюминий — металл серебристо-белого цвета. Сравнительно легкий (p = \(2,7\) г/см³), плавится при температуре \(660\) С°. Алюминий очень пластичен. По электрической проводимости уступает лишь золоту, серебру и меди. Из-за легкости алюминий в виде сплавов широко используется в самолето- и ракетостроении. Его также используют для изготовления электрических проводов и предметов быта.

Важнейшая задача химии — получение веществ, необходимых в народном хозяйстве (пластмасс, минеральных удобрений, лекарств и др.), из других веществ путем химических превращений.

Презентация на тему: " Что изучает химия ( 7класс ) Учитель химии Т.П.Николенко МОУ СОШ 5 г. Ивантеевка." — Транскрипт:

1 Что изучает химия ( 7класс ) Учитель химии Т.П.Николенко МОУ СОШ 5 г. Ивантеевка

3 Родина химии Древний Египет

4 Химия-это очень древняя наука Древнеегипетские стеклодувы 3-4 тыс. до н.э. Древнеегипетские горшечники

5 Первые ученые-химики египетские жрецы Жрецы владели секретом изготовления косметических препаратов, лекарств, а также сильнодействующ их смертоносных ядов.

6 В честь Древнего Египта химия получила свое название Хеми- на коптском языке означает черный, тайный Для жителей соседних стран химия стала наукой черной земли

7 Алхимия Это средневековое название, данное арабами Представление о чем-то темном и таинственном относилось к самой сути этой науки

8 В средние века все усилия алхимиков были направлены на поиск и приготовления философского камня (жизненного эликсира), способного превращать в золото и серебро металлы: железо, свинец, ртуть

9 На Руси алхимия особого распространения не имела. Деньги и золото на Руси стали применяться позже по сравнению с западными странами, т.к. позднее происходил переход с оброка на денежную ренту. Кроме того, мистицизм, туманность целей и нереальность способов алхимии противоречили здравому смыслу и деловитости русских людей.

10 Химия как часть естествознания

11 Физика-это наука о природе

12 Биология-это наука о живой природе

13 География-это наука о Земле

14 Химия-это наука о веществах

15 Роль химии в жизни современного общества Химическая промышленность развивается в настоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени определяет научно-технический прогресс

Химия – это наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях одних веществ в другие.

Иными словами химия исследует строение и свойства веществ, а также взаимодействие веществ друг с другом.

Еще один, наиболее полный вариант: химия изучает строение и свойства веществ, их способность взаимодействовать друг с другом и изменяться под воздействием каких-либо внешних факторов (нагревание, разного рода излучения).

Поясню последний момент: при нагревании некоторые вещества могут разлагаться на другие вещества или изменять свои химические свойства. Так, например, при жарке или варке картофеля крахмал распадается на декстрины. Вообще, большинство органических веществ при нагревании распадается на более мелкие молекулы.

При воздействии излучения могут изменяться свойства и состояния веществ. Например, при воздействии УФ-излучения молекулы кислорода и галогенов могут распадаться на отдельные атомы – радикалы. Это явление часто используется в органическом синтезе.


Простейшие понятия: вещество, молекула, атом, химический элемент

Что такое химия? Где мы встречаемся с химическими явлениями? Везде. Сама жизнь — это бесчисленное множество разнообразных химических реакций, благодаря которым мы дышим, видим голубое небо, ощущаем изумительный запах цветов…

Что изучает химия? Химия изучает вещества, а также химические процессы, в которых участвуют эти вещества.

Что такое вещество — понятно: это то, из чего состоит окружающий нас мир и мы сами. Но что такое химический процесс (явление)?

К химическим явлениям относятся процессы, в результате которых изменяется состав или строение молекул, образующих данное вещество. Изменились молекулы — изменилось вещество (оно стало другим!), — изменились его свойства:

  • свежее молоко стало кислым;
  • зелёные листья стали жёлтыми;
  • сырое мясо при обжаривании изменило запах.

Все эти изменения — следствие сложных и многообразных химических процессов. Итак,

химия — это наука о веществах и их превращениях.

При этом исследуются не всякие превращения, а только такие, при которых

  • обязательно изменяется состав или строение молекул;
  • никогда не изменяется состав и заряд ядер атомов.

Вещество — это то, из чего состоят окружающие нас предметы. Каждому абсолютно чистому веществу (таких в природе, кстати, не существует) приписывают определённую химическую формулу, которая отражает его состав, например:

Наименьшая частица вещества, которая отражает его качественный и количественный состав, называется молекулой.

Молекулы состоят из атомов. Атомы в молекуле соединены при помощи химических связей. Каждый атом обозначается при помощи символа (химического знака):

Число атомов в молекуле обозначают при помощи индекса:


  • О2 — это молекула вещества кислорода, состоящая из двух атомов кислорода;
  • Н2О — это молекула вещества воды, состоящая из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

Но! Если атомы не связаны химической связью, то их число обозначают при помощи коэффициента:


Аналогично изображают число молекул:

  • 2 — две молекулы водорода;
  • 2О — три молекулы воды.

Почему атомы водорода и кислорода имеют разное название, разный символ? Потому что это атомы разных химических элементов.

Химический элемент — это частицы с одинаковым зарядом ядер их атомов.

Что такое ядро атома? Почему заряд ядра является признаком принадлежности атома к данному химическому элементу? Чтобы ответить на эти вопросы, следует уточнить: изменяются ли атомы в химических реакциях? Из чего состоит атом*?

* Подробнее о строении атома будет рассказано в уроке 3.

Атом не имеет заряда, хотя и состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов:


В ходе химических реакций число электронов любого атома может изменяться, но заряд ядра атома в химических реакциях НЕ МЕНЯЕТСЯ!

Каждому химическому элементу присвоен химический символ (знак), порядковый номер в таблице Менделеева (порядковый номер равен заряду ядра атома); определённое название и, для некоторых химических элементов, особое прочтение символа в химической формуле (табл. 1).



Подведём итог. Вещества состоят из молекул, молекулы состоят из атомов, атомы с одинаковым зарядом ядра относятся к одному и тому же химическому элементу.

Но, если вещество состоит из молекул, то любое изменение состава или строения молекулы приводит к изменению самого вещества, его свойств.

Вопрос. Чем отличаются химические формулы веществ: Н2О и Н2О2?

Хотя по составу молекулы этих веществ отличаются на один атом кислорода, сами вещества по свойствам сильно отличаются друг от друга. Воду Н2О мы пьём и жить без неё не можем, а Н2О2 — перекись водорода, пить нельзя, а в быту её используют для обесцвечивания волос.

Вопрос. А чем отличаются химические формулы веществ:


Состав этих веществ — аллозы (А) и глюкозы (Б) — одинаков — С6Н12О6. Отличаются они строением молекул, в данном случае — расположением групп ОН в пространстве. Глюкоза — универсальный источник энергии для большинства живых организмов, а аллоза практически не встречается в природе и не может быть источником энергии.


Простые и сложные вещества. Валентность

Вещества бывают простые и сложные. Если молекула состоит из атомов одного химического элемента, — это простое вещество:



  • Алмаз — атомы углерода находятся в вершинах воображаемых тетраэдров;


  • Графит — атомы углерода находятся в одной плоскости;


Молекулы сложных веществ состоят из атомов разных химических элементов:


Как известно, в состав сложных веществ входят атомы разных химических элементов. Эти атомы соединяются между собой химическими связями: ковалентными, ионными, металлическими.


Валентность атомов некоторых химических элементов постоянна (табл. 2).


Для других атомов валентность можно определить (вычислить) из химической формулы вещества.

Строго говоря, по нижеизложенным правилам определяют не валентность, а степень окисления (см. урок 7). Но поскольку в некоторых соединениях числовые значения этих понятий совпадают, то иногда по формуле можно определять и валентность.

При этом следует учитывать изложенное выше правило о химической связи.


Сделаем практические выводы.

1. Если один из атомов в молекуле одновалентен, то валентность второго атома равна числу атомов первого элемента (см. на индекс!):


2. Если число атомов в молекуле одинаково, то валентность первого атома равна валентности второго атома:


3. Если у одного из атомов индекс отсутствует, то его валентность равна произведению валентности второго атома на его индекс:



Задание 1.2. Определите валентности элементов в соединениях:


Вначале укажите валентности атомов, у которых она постоянна! Аналогично определяется валентность атомных групп (ОН), (РО4), (SО4) и так далее.

Задание 1.3. Определите валентности атомных групп (в формулах выделены курсивом):


Обратите внимание! Одинаковые группы атомов (OH), (РО4), (SO4) имеют одинаковые валентности во всех соединениях.

Зная валентности атома или группы атомов можно составить формулу соединения. Для этого пользуются правилами:

  • Если валентности одинаковы, то и число атомов одинаково, т. е. индексы не ставим:


  • Если валентности кратны (одно число делится на другое), то число атомов элемента с меньшей валентностью определяем делением:



Задание 1.4. Составьте химические формулы соединений:



Уравнения химических реакций

Вещества, состав которых отражают химические формулы, могут участвовать в химических процессах (реакциях). Графическая запись, соответствующая данной химической реакции, называется уравнением химической реакции. Например, при сгорании (взаимодействии с кислородом) угля происходит химическая реакция:


Выполняя этот закон, необходимо в уравнениях химических реакций расставлять коэффициенты так, чтобы число атомов каждого химического элемента не изменялось в результате реакции. Например, при разложении бертолетовой соли КClO3, получается соль КСl и кислород О2:


Число атомов калия и хлора одинаково, а кислорода — разное. Уравняем их:


Теперь изменилось число атомов калия и хлора до реакции. Уравняем их:


Теперь между правой и левой частями уравнения можно поставить знак равенства:


Полученная запись показывает, что при разложении двух молекул КClO3 получается две молекулы КСl и три молекулы кислорода O2. Число молекул показывают при помощи коэффициентов.

При подборе коэффициентов необязательно считать отдельные атомы. Если в ходе реакции не изменился состав некоторых атомных групп, то можно учитывать число этих групп, считая их единым целым:


Последовательность действий такова:

1. Определим валентность исходных атомов и группы PO4:


2. Перенесём эти числа в правую часть уравнения:


3. Составим химические формулы полученных веществ по валентностям составных частей:



5. Число атомов натрия и хлора до реакции теперь стало равным шести; доставим соответствующий коэффициент:


Эти правила образуют Алгоритм составления уравнений химических реакций обмена, так как, пользуясь этой последовательностью, можно уравнять схемы многих химических реакций, за исключением более сложных окислительно-восстановительных реакций (см. урок 7).

Химические реакции бывают разных типов. Основными являются:

1. Реакции соединения:


Здесь из двух и более веществ образуется одно вещество:


2. Реакции разложения:


Здесь из одного вещества получаются два вещества и более веществ:


3. Реакции замещения:


Здесь реагируют простое и сложное вещества, образуются также простое и сложное вещества, причём простое вещество замещает часть атомов сложного вещества:


4. Реакции обмена:


Здесь реагируют два сложных вещества и получаются два сложных вещества. В ходе реакции сложные вещества обмениваются своими составными частями:


Существуют и другие типы химических реакций.

Задание 1.5. Расставьте коэффициенты в предложенных выше примерах.

Задание 1.6. Расставьте коэффициенты и определите тип химической реакции:



Выводы

Вещества бывают простые и сложные. Состав веществ показывают при помощи химических формул. Формулы веществ составляют, учитывая валентности составных частей этих веществ. Запись химического процесса при помощи формул называется уравнением химической реакции. Химические реакции бывают разных типов: обмена, замещения, разложения, соединения и другие.

Читайте также: