Как воспитателю успокоить плачущего ребенка в детском саду воспитателю

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В статье – рекомендации для воспитателей, как вести себя с плачущими детьми в период адаптации к детскому саду. Раздайте воспитателям и родителям памятки, которые подскажут, как успокоить детей и предотвратить плач.

Осенью педагоги сталкиваются с проблемой адаптации детей к детскому саду. Малыши плачут, склонны к демонстративному поведению, непослушанию, истерике. Яркие эмоции быстро передаются другим детям. Родителей тревожит нестабильное эмоциональное состояние, плохое настроение, ухудшение самочувствия ребенка, нежелание посещать детский сад, плач при расставании. Воспитателям приходится работать в сложных психоэмоциональных условиях. Расскажем, что вы можете рекомендовать воспитателем и родителям.

10 способов успокоить плаксу

Вряд ли воспитателю удастся полностью избежать эмоциональных срывов и плача детей, который переходит в рев и даже в истерику. Плачущего ребенка нужно срочно утешить, купировать отрицательные эмоции. Рекомендуйте воспитателям способы, как успокоить детей и переключить их внимание. Ниже – советы педагогам

Простые правила, чтобы предотвратить плач

Предложите воспитателям простые правила, которые помогут решить проблему с плачем до того, как она возникла. Попросите их следить, чтобы отрицательные эмоции не успели заразить большую часть детей. Ниже – советы воспитателям.

Напомните воспитателям, что важно не пропустить психофизическую проблему, которая могла спровоцировать плач

Попросите родителей помочь вам. Родители нередко становятся причиной плохого настроения малышей и провоцируют их на плач, особенно утром при расставании. Объясните родителям, что настроение, с которым ребенок приходит в детский сад, воздействует на психологическое здоровье – его собственное и других детей. Попросите помочь вам и расскажите, как правильно готовить детей к приходу в детский сад.

Создавайте эмоциональные островки. Организуйте в групповой комнате разрозненные игровые и развивающие зоны – островки. Увлеките детей совместной деятельностью в микрогруппах. Так вы сможете быстро погасить негативные эмоции, которые возникли в одной из микрогрупп, занять расстроенных детей чем-то интересным и не привлечь внимания остальных.

Используйте музыкотерапию. Спокойная, негромкая знакомая детям музыка послужит для профилактики эмоциональных срывов и поможет успокоить плач. Музыкальный фон уместен, когда дети готовятся к занятиям, во время игровых пауз. Малыши легче переносят утреннее расставание с родителями, если слышат в группе негромкую, но ободряющую музыку.

Плач одного ребенка передается другим, так как детская психика подвижна, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, нет навыков саморегуляции

Пойте и танцуйте вместе с детьми. Поющему воспитателю легче скорректировать эмоциональный фон в группе. Если вы обладаете музыкальным слухом и голосом, владеете репертуаром для детей, то в критических ситуациях сможете завладеть их вниманием. Просто запойте знакомую им песню и стимулируйте их запеть вместе с вами или танцевать под ваше пение.

Выработайте у детей положительные ассоциации с детским садом. Приучайте их к мысли, что каждый день несет какое-то интересное событие в детском саду. Перед расставанием анонсируйте новую программу на следующий день. Например, дети с нетерпением будут ждать встречи с любимым сказочным персонажем, театрализованного представления или игры-соревнования.

Педагоги младших групп детского сада часто сталкиваются с проблемой эмоциональной нестабильности детей. Малыши плачут, склонны к демонстративному поведению, непослушанию, истерике. Яркие эмоции быстро передаются другим детям. Вряд ли воспитателю удастся полностью избежать эмоциональных срывов и плача детей, который переходит в рев и даже в истерику. Предлагаю несколько советов при решении данной проблемы:

-- Плачущего ребенка нужно срочно утешить, выяснив причину, важно не пропустить физическую проблему, которая могла спровоцировать плач.

-- Создавайте эмоциональные островки. Организуйте в групповой комнате разрозненные игровые и развивающие зоны – островки. Увлеките детей совместной деятельностью в микрогруппах. Так вы сможете быстро погасить негативные эмоции, которые возникли в одной из микрогрупп, занять расстроенных детей чем-то интересным и не привлечь внимания остальных.

-- Используйте музыкотерапию. Спокойная, негромкая знакомая детям музыка послужит для профилактики эмоциональных срывов и поможет успокоить плач. Музыкальный фон уместен, когда дети готовятся к занятиям, во время игровых пауз. Малыши легче переносят утреннее расставание с родителями, если слышат в группе негромкую, но ободряющую музыку.

Памятка для воспитателей ДОУ

1. Не уговаривайте ребенка перестать плакать. Обычно это только усугубляет ситуацию.

2. Не стремитесь вызвать чувство стыда. Не грозите наказанием. Это лишь усилит негативные эмоции.

3. Избегайте дополнительных раздражителей. Не способствуйте возбуждению: не повышайте голос, не делайте резких движений, не включайте громкую музыку и т. д.

5. Не используйте шантаж даже в шутку. Выгода будет сиюминутной, а негативные последствия – длительными.

Плач ребенка

По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.

Подробней на странице

Проанализируйте свое поведение

Для начала важно понять, почему ребенок начал истерить в конкретной ситуации. Это не всегда может быть манипуляция, иногда – это всего лишь способ что-то попросить, особенно если ребенок еще не умеет хорошо выражать свои мысли.

Вот мы засовываем ножку в сапожок, а у него зацепился язычок, конечно, ребенок будет кричать, а мы будем продолжать его обувать. И ребенок будет прав.

Папа появился дома, ребенок привлек его внимание, только появилась надежда, что сейчас что-то они сделают вместе, а папа через 5 минут решил, что уже выполнил свою задачу и ушел смотреть футбол. У ребенка начинается истерика. Так кто здесь виноват? Почему хотеть быть с отцом – плохо? Это сигнал о том, что вы недостаточно внимания уделяете ребенку. Чтобы у ребенка не вошло в привычку истерить, топать ножкой, порой нужно пересмотреть свое поведение.

Перестаньте потакать

Если вы видите, что истерика беспочвенная, важно не идти на поводу. Нужно прежде всего понять для себя, что хорошо, а что плохо. И в соответствии с этим пониманием действовать. Потакать ребенку в том, что считаете плохим, абсолютно неверно. Где же ваша личная свобода?

В саду ребенок без причины говорит: не хочу, не буду одеваться! Хорошо, не надо, сиди, мы идем без тебя. Один раз сходили без нее (девочка осталась сидеть на табуретке в коридоре под присмотром), на второй день она быстрее всех оделась и пошла на прогулку. Конечно, в тот день она плакала. Но не надо бояться слез. Вы же не хотите быть в зависимости от истерик ребенка?

Был у нас мальчик, который не причесывался, не носил трусов, не сморкался (и это в 4 года!) и еще очень много всего НЕ делал. Как можно было довести до такой ситуации? Ни в коем случае не допускайте вседозволенности.

Успокойтесь сами, ищите компромисс

Зачастую истерика, особенно в общественных местах, застает нас врасплох. Становится настолько неловко, что хочется любым способом ее остановить. Здесь важно не волноваться о том, что подумают другие – это самое главное. Если ребенок будет видеть, что на вас это не действует, значит, не будет он этого повторять. А если вы внутри себя вздрогнули, посмотрели по сторонам – ага, люди оборачиваются, то почему бы не выцыганить то, что хочу?

Объясните, что вам не нравится такое поведение. Вы очень его любите, но в следующий раз не сможете взять его в магазин, в котором он устроил истерику, придется остаться с бабушкой. А ты мне так нужен: кто будет помогать делать покупки? Надо объяснять любое свое решение, даже когда кажется, что ребенок не понимает. Поверьте, рано или поздно он все поймет. Просто говорите – ищите компромисс.

Еще несколько вопросов о детских истериках:

  • Всегда ли нужно пытаться остановить истерику?

Нет. Иногда, особенно дома, когда никто не мешает, стоит попробовать оставить ребенка в этом состоянии. Сказать: ты кричишь, я тебя не понимаю, ты меня не слышишь, когда успокоишься, мы поговорим.

  • Истеричный ребенок – это характер или упущения в воспитании?

У нас в садике все дети с характером, но истерики случаются нечасто. Я склоняюсь к тому, что это особенности воспитания. Или родители недостаточно уделяют внимания, или, напротив, потакают во всем.

  • Что ни в коем случае нельзя делать при истерике?

Нельзя трясти детей, кричать на них, чтобы они успокоились. Не стоит оставлять ребенка одного, иначе у ребенка наступит другая истерика: куда исчезла мама? Ребенку совершенно непонятно, почему его бросили. Вы можете отойти в сторону и спокойно поговорите с ребенком, когда он успокоится.

Дистанционное обучение педагогов.

По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.

Подробней на странице

Как педагогу успокоить маленького ребёнка, если он плачет

— Мальчик, полтора года, пошёл в тоддлер-группу (длительность — 2,5 часа). Когда мама уходит, он ещё минут 20–30 плачет, зовёт её. Как помочь мальчику? Утешать, отвлекать? Если отвлекаю, он ещё сильнее начинает плакать. Ему явно нужны утешение и поддержка. Как это сделать, когда в группе есть другие дети и не всегда получается уделить ему индивидуальное внимание?

На вопрос, как воспитателю успокоить детей, отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова (АМИ 0–3).

Маленькие дети уже не так зависимы от значимого взрослого, как младенцы. Но, с одной стороны, всё ещё нуждаются в поддержке привязанностью, а с другой — ещё слабо умеют удержать эту связь без опоры на внешнее. С глаз долой — из сердца вон. Из сердца вон — паника: «Я один в этом полном неизвестностей мире, да и сама моя незрелая личность, не отражаемая взрослым, куда-то делась. Тоддлеры только в начале пути умения быть человеком наедине с самими собой. Потому базовая помощь в разлуке с мамой — наличие замещающего взрослого, к которому можно привязаться. Речь не о громадной любви до гроба, но о достаточной степени доверия, уверенности в том, что этот конкретный человек:

  • за тебя отвечает;
  • о тебе позаботится;
  • придёт на помощь, если потребуется;
  • заметит тебя, когда ты растерян, рад, испуган, горд, спокоен, возбуждён и хочешь понять себя или разделить с кем-то сведущим эти чувства.

В период адаптации необходимо достаточно внимания. Это должна быть отработанная процедура, о которой взрослые договариваются заранее. В больших классах, где работают педагог и несколько ассистентов, часто сопровождение берёт на себя тот ассистент, у которого лучше других получается налаживать задушевный контакт с новенькими. Либо за каждым конкретным новичком закрепляется один из ассистентов, который поначалу занимается в первую очередь своим подопечным и присутствует в классе всякий день, когда адаптирующийся малыш приходит.

В моём маленьком классе я занимаюсь индивидуально с малышом достаточное время (индивидуальные занятия проводит педагог, а не ассистент), поэтому, когда тоддлер включается в класс, я работаю его основной привязанностью, а ассистент берёт на себя тех, кто уже по большей части работает самостоятельно.

150 игрушек и занятий для дома

Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет

Как воспитателю успокоить ребёнка в садике

Всё остальное помогает только в дополнение к тому, что тоддлер должен быть обеспечен альтернативным объектом привязанности, когда он разлучён с родными.

Что помогает:

  • Чёткое обозначение начала и окончания занятия, понятное малышу.
  • Явный, уверенный, решительный уход родителя.
  • Повторяющийся ритуал входа и выхода на занятие (приветствие и прощание, мытьё рук, закрывание дверей).

Реальный диалог двух девочек. Одна рисует, вторая рядом клеит. Обе ещё не говорят предложениями.

Обе девочки продолжают работать.

Вы сообщаете малышу на доступном для понимания уровне:

  • что мама придёт позже;
  • он расстроен;
  • вы поняли, что он расстроен;
  • вы можете побыть с ним, обнять, если он хочет.

Нужно уделить внимание и родителям, объяснить, что маленькие дети с трудом переключаются с одной ситуации, с одной привязанности на другую. Важна твёрдость и решительность взрослого, уверенность, что ребёнку нужно остаться в классе и это безопасно. Если родитель сам сомневается и боится (боится огорчить, а малыш-то не знает, чего боится взрослый), то ребёнок паникует. Если родитель, страшась увидеть слёзы дорогого чада, норовит исчезнуть по-тихому, малыш начинает бояться, что взрослый может исчезнуть в любую секунду, и вернуть доверие маленького человека будет нелегко. Подчас надёжность родителя важнее приятности. Мама сказала, что уйдёт, и ушла. Малыш не обязан радоваться её уходу. Но если мама делает то, что говорит, значит, когда не сказала, что уйдёт, можно не опасаться, что она куда-то денется.

Как успокоить ребёнка, если он плачет

Само по себе время, которое ребёнок плачет, не говорит ни о чём. Если это плач отчаянья, то и пяти минут много для тоддлера. Если это плач горя и есть поддержка уверенного взрослого, сочувствующего, но не боящегося слёз, и ребёнок выходит победителем из ситуации, погоревав и занявшись другим делом, то 20–30 минут плача небольшая беда. Если это демонстративные слёзы, но малыш не истощён и не перевозбуждён, допустимо позволить ему убедиться, что это неработающий способ получить внимание. Если демонстративный плач выходит из-под контроля ребёнка, то ему нужна помощь в саморегуляции. Надо его крепко обнять, погладить, покачать, присоединяться к его плачу и выходить из него, увлекая за собой малыша. Всеми возможными способами уделяйте внимание эмоциям, но не самой истерике. Сочувствуйте, но не потакайте.

Если ребёнок отвлекает других учеников, скажите ему об этом и отведите его туда, где в вашем классе приемлемо шуметь, и будьте там с ним.

Надёжная привязанность — залог хорошего обучения: учится только тот, кто спокоен. Так что, если индивидуальное внимание в период адаптации уделяется не по каждой необходимости ребёнка, а по возможности педагога, то имеет смысл обсудить проблему и предусмотреть помощь.

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Читайте также: