Как влияет среда на развитие личности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Социализация личности есть объективное явление, она многоаспектна, и поэтому изучается во многих науках. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и оптимальной организации передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.

В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования – высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность.

В социализации различают культурную и социальную подсистемы. Информация о них расположена в зонах потенциального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации существенно зависит от социального окружения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда.

Характеристики социальной среды: общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Ближняя (домашняя) среда – семья, родственники, друзья. Эта среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Как правило, именно в семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг интересов ребенка и его потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. В семье закладываются нравственные и социальные качества.

Кризис семьи на современном этапе, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних.

В семье и школе в условиях, ограниченных бытовыми отношениями и познавательной деятельностью, осуществляется частичная социализация. Основные социальные новообразования появляются в трудовой и общественной деятельности.

Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к интернационализации (присвоению) социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения.

Культура авторитета является донорской, культура подростка реципиентная (воспринимающая). Отношения подростка с авторитетным взрослым являются межличностной аккультурацией – взаимодействием двух индивидуальных культур, одна из которых более развита и авторитетна.

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определённых качеств и особенностей.

Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма.

Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Получены факты, заставляющие переосмыслить многие устоявшиеся педагогические положения.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части.

Детерминированная часть программы обеспечивает (прежде всего) продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления).

От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни, могут передаваться потомству.

Наследственный характер имеют болезни крови, сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства (карликовость). Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Переменная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Незаполненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно путём саморазвития и самосовершенствования.

Важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств.

Что наследуют дети – готовые способности к определённому виду деятельности или только предрасположения, задатки? Экспериментальные исследования показывают, что наследуются не способности, а задатки.

Унаследованные человеком задатки не всегда могут реализоваться. Всё зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определённом виде деятельности. Удастся ли индивиду развить свой талант – зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества и т.д.

В педагогике учитывается роль специальных задатков человека.

Специальными называются задатки к определённому виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. Специальными задатками называют музыкальные, художественные, математические, лингвистические. Спортивные и другие.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики.

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Природой человеку даётся драчливость, жестокость, агрессивность или наоборот. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

В последнее время всё более опред6елённую, хотя и осторожную, позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты.

Влияние среды на развитие личности.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Эту мысль подтверждают факты.

В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, вскормленных и воспитанных животными. Известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками, 5 – медведями, один случай – павианами, не менее десяти- другими породами обезьян. Один ребёнок был вскормлен леопардом, один – овцой.

В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух девочек. Одной было лет 7, другой – около двух лет.

Как ведёт себя дикий зверь в городской квартире, так же вели себя и вывезенные из джунглей дети.

Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причём только ночью. Днём спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу.

Младшая девочка вскоре умерла, так ничему и не научившись, старшая прожила около 10 лет.

Все эти годы доктор Синг вёл подробный дневник наблюдения за девочкой.

Училась она с большим трудом. Два года пришлось учить её стоять. Через шесть лет начала ходить, но бегала только на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. За десять лет лексикон девочки составлял всего около ста слов.

Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, по уровню своего развития девочка была как четырёхлетний ребёнок.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.

На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические. Социальные, школьные, семейные.

По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду среду социальную и домашнюю.

Социальную среду относят к отдалённому окружению, а домашнюю – к ближайшему.

В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие.

Ближняя среда – это семья, родственники, друзья. Человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далёкое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребёнок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растёт и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

(Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, растёт и число социально обездоленных детей.)

Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних.

(Подростковая преступность достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.)

Развитие и воспитание.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия. В то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место. Возможности воспитания в формировании человека.

Воспитание – это заполнение пробелов в программе человеческого развития.

Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определённых качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства.

Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды.

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Расскажу, как оценить свое окружение и сформировать новое.

Как окружение влияет на человека

Фрилансер, стремящийся к дзэну. Любитель пофилософствовать о смысле жизни. Вдохновляюсь путешествиями и книгами. Занимаюсь йогой и работаю в удовольствие.

Уверена, что вам хорошо знакомы такие выражения: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”, “С кем поведешься, от того и наберешься”. Сегодня я предлагаю разобраться, почему так говорят и правда ли, что среда определяет нашу личность и жизненный успех. Узнаем, как окружение влияет на человека и что делать, если оно не способствует росту.

Что такое окружение человека

Для начала давайте определимся с понятием окружения. Если говорить в глобальном смысле, то среда человека подразумевает все, что его окружает: людей, город, страну, менталитет, еду, которую он потребляет ежедневно, школу, офис, информацию, которую он впускает в себя, занятия спортом или отсутствие таковых, духовное развитие и т. п.

Все вышеперечисленное без исключения в той или иной степени оказывает влияние на наше развитие, мировоззрение, образ мыслей, внутренние установки, привычки, цели, приоритеты, эмоциональное состояние и т. д.

В более узком смысле под окружением понимаются люди, с которыми человек проводит больше всего времени. К ним могут относиться:

  • родители,
  • родственники,
  • друзья,
  • сокурсники,
  • коллеги.

Это люди, с которыми вы вынужденно или по собственному желанию общаетесь чаще всего. Именно они оказывают наибольшее влияние на вас как на личность. Логично предполагать, что в ваше окружение не входят, к примеру, продавец в булочной, сосед, с которым вы раз в месяц здороваетесь в лифте, водитель такси.

Влияние среды на развитие личности

Советский и украинский педагог-новатор Виктор Шаталов ввел в практику понятие “эффект соленого огурца”. Идея в том, что если в соленый рассол положить огурец, он обязательно станет соленым. Так и человек, помещенный в определенное окружение, с течением времени непременно начнет перенимать его характер: мышление, взгляды на жизнь, приоритеты, поступки, стремления и т. д.

Ученые проводили множество исследований, доказывающих зависимость человека от среды. Некоторые из них принадлежат профессору теологии Джеймсу Фаулеру и социологу Николасу Кристакису. Свои эксперименты они описали в книге “Связанные одной сетью”.

Один из наиболее ярких примеров – тюрьма. Когда осужденный впервые попадает в среду закоренелых преступников, он не исправляется, как это задумано законом, а становится еще более угнетенным и агрессивным.

Другой пример, описанный в книге: у людей, страдающих ожирением, в ближайшем окружении почти наверняка есть люди с лишним весом. И наоборот, в среде подтянутых людей, ведущих здоровый образ жизни, больше вероятности пристраститься к спорту и правильному питанию.

Многие из моих знакомых делились, что начали курить в подростковом возрасте только потому, что среди друзей не было некурящих. Любой врач-нарколог знает, что только если кардинально сменить окружение, можно выйти из алкогольной или наркотической зависимости и не вернуться обратно.

Если жизнерадостного оптимиста поместить в компанию нытиков, по прошествии какого-то времени он тоже начнет жаловаться на жизнь и ощущать себя жертвой.

Фаулер и Кристакис также описывали ситуацию с разводами. Если среди близких друзей все чаще распадаются пары, то вероятность того, что развод может случиться и в вашей семье, возрастает. И это не магия, а психология. Все дело в изменении уровня нормы.

Кстати, вы когда-нибудь задумывались над тем, почему в современном обществе разводы стали случаться в разы чаще, чем это было у прошлого поколения? Конечно, можно долго рассуждать, что институт семьи умирает и молодые люди не умеют жить вместе, но правда в том, что просто изменился уровень нормы. Раньше подать на развод было стыдно, ведь так не принято, бабки на лавочках осудят, родные не поймут, да к тому же вместе и выживать легче. Плюс в головах сидела целая куча шелухи из установок вроде “Бог терпел и нам велел”. Терпели, но не разводились.

Сейчас ситуация совсем иная. Разводов много. Возросший уровень самодостаточности позволяет не обращать внимания на сплетни. Быть разведенкой с прицепом уже не так страшно, как это было 20–30 лет назад. Общество поменялось – поменялись и люди.

Если бы нам в прошлом кто-нибудь сказал, что однополые браки будут легализованы, мы сочли бы это шуткой. Но поверьте, пройдет совсем немного времени и люди привыкнут к этому факту. А вот определиться с отношением к нему, враждебным или нейтральным, скорее всего, вам поможет ближайшее окружение.

Окружение и успех

Эксперты говорят, что вы, ваша жизнь и даже ваши доходы – это среднее арифметическое от пяти человек вашего ближайшего окружения. Крайне сложно стать богатым в среде нищих или добиться большого успеха в среде диванных критиков. Даже количество ваших проблем зачастую отражает число проблем вашего окружения.

Попав в круг людей, которые привыкли экономить, жаловаться на маленькую зарплату, но ничего с этим не делать, считать деньги злом, а богатых называть ворами, вы тоже начнете думать и поступать таким же образом.

Обратная ситуация. Когда человек начинает развиваться, расширять свой круг общения, наполняя его успешными и довольными людьми, он автоматически меняет свое мышление, перенимает новые ценности, манеру поведения, привычки, реакции, приоритеты, мироощущение и т. д. Ведь бедность преимущественно не в кошельке, а в голове.

Таким образом, мы получаем простую схему: окружение меняет мышление человека, а мышление меняет благосостояние и приводит к успеху или, наоборот, к неуспеху.

Кстати, отношения с людьми оказывают влияние не только на успех, но и на все сферы жизни человека, включая здоровье. В одной из своих книг научный журналист Лидия Денворт описала, что социальные связи могут вызывать у нас изменения в иммунитете, сказываться на качестве сна, уровне концентрации, состоянии сердечно-сосудистой системы и т. д. Одни отношения делают человека счастливым и здоровым, а другие, наоборот, несчастным и больным.

Как оценить собственное окружение

Завладеть нашим временем и умом стремятся многие: родные, друзья, СМИ, политики, учителя, начальство, маркетинг и т. д. Очень часто их мнения вводят нас в заблуждение, отнимают энергию и не дают развиваться.

Оцените, что и кого вы слушаете или читаете каждый день, какие эмоции впускаете в себя, какую музыку и фильмы предпочитаете, на что тратите свободное время, что вас вдохновляет или, наоборот, тянет вниз.

Также предлагаю выполнить следующее упражнение:

  1. Возьмите лист бумаги и ручку.
  2. Начертите в центре листа окружность, затем вокруг нее еще одну побольше и еще одну. Получившийся рисунок должен быть похож на мишень с тремя окружностями.
  3. А теперь в самом центре этой “мишени” поставьте точку. Эта точка – есть вы. Первый круг – это ваше ближайшее окружение, куда входят люди, с которыми вы общаетесь чаще и больше всего. Второй круг – люди, с которыми вы проводите чуть меньше времени. Третий – это дальнее окружение, с которым вы поддерживаете регулярную, но не частую связь.

Круг общения человека

Обозначать людей можно как угодно: точками, инициалами или просто списком перечислить всех, кто относится к тому или иному кругу на отдельном листочке.

Важно! Людей следует распределять не по степени родства или близости по духу, а именно по тому времени, которое вы проводите вместе.

Далее предстоит более кропотливая работа. Нужно посмотреть на каждое имя в списке и задать себе следующие вопросы:

  • Нравится ли мне, как относится ко мне этот человек?
  • Как я чувствую себя рядом с ним?
  • Принимает ли он меня таким, какой я есть, не пытаясь навязать свою картину мира?
  • Общение с ним полезно или вредно для меня?
  • Способствует ли он моему развитию или тянет на дно?
  • Хотел бы я видеть этого человека рядом с собой в том будущем, о котором я мечтаю?
  • Зачем мне отношения с ним?

Вопросы могут быть и другими. Я привела примеры, а вы можете подкорректировать их под свои запросы.

Дальше решение за вами.

Способы формирования нового окружения

На начальном этапе жизни мы не можем выбирать свое окружение. Мы рождаемся в определенной семье, нас отдают в определенную группу детского сада, а затем в школу, которая чаще всего выбирается по территориальному признаку. Потом мы устраиваемся работать в компанию, где уже сформировался свой коллектив. И совсем немногие задумываются, что в этом возрасте мы уже можем делать свой выбор и общаться с теми, с кем нам хорошо.

Здесь можно пойти двумя путями – внешним и внутренним.

Здесь вам придется самостоятельно работать над сменой окружения. Никто не заставляет вас оставаться в токсичном коллективе, никто не принуждает поддерживать дружбу с подругой, которая использует вас только в качестве жилетки и регулярно погружает в уныние, нет необходимости всякий раз выслушивать негатив от родственников. Да, этот путь может оказаться весьма болезненным, ведь придется прощаться с людьми и учиться выстраивать личные границы в общении порой с самыми близкими.

Что касается расширения круга знакомых, то могу порекомендовать прочесть вот эти статьи о том, что такое нетворкинг и как подружиться с человеком.

Это действовать с позиции “мир начинается с тебя”. Внимательно посмотрите на себя как бы со стороны. Весь мир, в том числе и люди, которые притягиваются в нашу жизнь, является всего лишь отражением нас самих.

Ответьте себе честно: какой вы человек? Каких людей вы можете притянуть, будучи таким человеком? Начните менять и совершенствовать себя. Исключите из речи слова, характерные для жалобщиков и плакальщиков. Сделайте так, чтобы ваша жизнь была интересной в первую очередь вам самим.

Со временем вы начнете замечать, как вслед за вами меняется ваше окружение: кто-то токсичный уйдет сам, потому что перестанет отражать вашу суть, кто-то новый появится, притянутый новым мышлением.

Заключение

Надеюсь, приведенные в статье аргументы помогли мне убедить вас в том, что окружение действительно влияет на развитие личности.

Когда-то на глаза мне попалось такое выражение: “Наше окружение создает эмоциональную, ценностную и информационную пищу, которую наш ум перерабатывает во взгляды, цели и решения. Если вы вполне взрослый человек, вы можете сами выбирать, с кем быть рядом и кому нет места в вашей жизни. Разрешите себе выбирать – ваша жизнь станет совсем другой”.

Влияние окружающей среды на развитие и здоровье ребенка

В статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка, определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются этапы развития и методы формирования сознания детей.

Понятие об окружающей среде

Окружающая среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать, принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных ситуациях.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознания

Системное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит последовательно:

Основные выводы

Среда, включая экологию, политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей, транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Человек становится личностью только в процессе социали­зации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.


Людьми родились, но не стали |

Сейчас мы перейдем к грустным фактам. Они как бы спе­циально предоставляются нам природой для выявления за­конов человеческого развития. Сказка о Маугли — не досу­жий вымысел от начала до конца. Судя по фактам, зафикси­рованным в истории человеческой цивилизации, эти собы­тия могли иметь под собой реальную почву. В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, вскорм­ленных и воспитанных животными. Что в них правда, что вы­мысел — теперь уже, наверное, не узнать. Основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные волчицей, Маугли, воспи­танный в звериной стае, литовский мальчик, выросший в медвежьей берлоге, о чем рассказал Э. Кондильяк еще в 1754 г., вполне могли существовать. Известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 — мед­ведями, один случай — павианами, другими породами обезь­ян — не менее десяти. Один ребенок был вскормлен леопар­дом, один — овцой.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем лого­ве вместе с выводком волчат двух малышей. Это были де­вочки, одной из них на вид было лет 7—8, другой — года два. Младшую девочку назвали Амалой, старшую — Кама-лой.

Как ведет себя дикий зверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причем только ночью. Днем спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу.

Младшая девочка скоро умерла, так ничему и не научив­шись, старшая прожила около 10 лет.

Все эти годы доктор Синг вел подробный дневник наблю­дений за Камалой. Училась она с большим трудом. Два года пришлось учить ее стоять. Через шесть лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. Че-

тыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через семь лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а еще через три года — до ста. Дальше языковой прогресс не по­шел. К этому времени Камала полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, Камала по уровню своего развития была как четы­рехлетний, если не трехлетний ребенок.



| Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называетсясредой. На формирование лич­ности влияют разнообразные внешние условия, в том числе гео­графические, социальные, школьные, семейные. По интенсив­ности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленно­му окружению, а вторую — к ближайшему. В понятие социаль­ная среда входят такие общие характеристики, как обществен­ный строй, система производственных отношений, материаль­ные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

Каково же влияние среды на формирование человека? Един­ства в его оценке среди педагогов, стоящих на различных мето­дологических платформах, нет. Точнее говоря, огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, аб­страктной среды не существует. Есть конкретный обществен­ный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого

уровня развития там, где близкое и далекое окружение предо­ставляет ему наиболее благоприятные условия.




Огромное влияние на развитие человека, особенно в дет­ском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и фор­мирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивает­ся. Семья во многом определяет круг его интересов и потреб­ностей, взглядов и ценностных ориентации. Семья же предо­ставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растет чис­ло разводов, неполных семей, растет и число социально обездо­ленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершенно­летних. Подростковая преступность в России достигла угрожа­ющих размеров. Значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14— 18 лет.

Как в теоретическом, так и в практическом плане небезын­тересен и такой вопрос: что оказывает большее влияние на раз­витие человека — среда или наследственность? Мнения специа­листов разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловно пред­почтение отдают наследственности, а социогенного (социогене-тического, социологизаторского) — среде. Многие исследовате­ли пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и наследственности на развитие человека. Полу­чены очень противоречивые результаты, надежно свидетель­ствующие лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оцен­кам представителей социогенного направления, может дости­гать 90%; влияние наследственности, считают сторонники био­генного направления, отнюдь не менее значимое — 80—90%. Большее доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующие крайности. Например, английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) пришел к следующему заключению по поводу влияния °сновных факторов на умственное развитие:

64% из факторов умственного развития приходится на на­следственные влияния;

16% — на различия в уровне семейной среды;

3% — на различия в воспитании детей в той же семье;

17% — на смешанные факторы (взаимодействие наслед­ственности со средой).




Человек становится личностью только в процессе социали­зации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.


Людьми родились, но не стали |

Сейчас мы перейдем к грустным фактам. Они как бы спе­циально предоставляются нам природой для выявления за­конов человеческого развития. Сказка о Маугли — не досу­жий вымысел от начала до конца. Судя по фактам, зафикси­рованным в истории человеческой цивилизации, эти собы­тия могли иметь под собой реальную почву. В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, вскорм­ленных и воспитанных животными. Что в них правда, что вы­мысел — теперь уже, наверное, не узнать. Основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные волчицей, Маугли, воспи­танный в звериной стае, литовский мальчик, выросший в медвежьей берлоге, о чем рассказал Э. Кондильяк еще в 1754 г., вполне могли существовать. Известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 — мед­ведями, один случай — павианами, другими породами обезь­ян — не менее десяти. Один ребенок был вскормлен леопар­дом, один — овцой.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем лого­ве вместе с выводком волчат двух малышей. Это были де­вочки, одной из них на вид было лет 7—8, другой — года два. Младшую девочку назвали Амалой, старшую — Кама-лой.

Как ведет себя дикий зверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причем только ночью. Днем спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу.

Младшая девочка скоро умерла, так ничему и не научив­шись, старшая прожила около 10 лет.

Все эти годы доктор Синг вел подробный дневник наблю­дений за Камалой. Училась она с большим трудом. Два года пришлось учить ее стоять. Через шесть лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. Че-

тыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через семь лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а еще через три года — до ста. Дальше языковой прогресс не по­шел. К этому времени Камала полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, Камала по уровню своего развития была как четы­рехлетний, если не трехлетний ребенок.



| Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называетсясредой. На формирование лич­ности влияют разнообразные внешние условия, в том числе гео­графические, социальные, школьные, семейные. По интенсив­ности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленно­му окружению, а вторую — к ближайшему. В понятие социаль­ная среда входят такие общие характеристики, как обществен­ный строй, система производственных отношений, материаль­ные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

Каково же влияние среды на формирование человека? Един­ства в его оценке среди педагогов, стоящих на различных мето­дологических платформах, нет. Точнее говоря, огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, аб­страктной среды не существует. Есть конкретный обществен­ный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого

уровня развития там, где близкое и далекое окружение предо­ставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в дет­ском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и фор­мирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивает­ся. Семья во многом определяет круг его интересов и потреб­ностей, взглядов и ценностных ориентации. Семья же предо­ставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растет чис­ло разводов, неполных семей, растет и число социально обездо­ленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершенно­летних. Подростковая преступность в России достигла угрожа­ющих размеров. Значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14— 18 лет.

Как в теоретическом, так и в практическом плане небезын­тересен и такой вопрос: что оказывает большее влияние на раз­витие человека — среда или наследственность? Мнения специа­листов разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловно пред­почтение отдают наследственности, а социогенного (социогене-тического, социологизаторского) — среде. Многие исследовате­ли пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и наследственности на развитие человека. Полу­чены очень противоречивые результаты, надежно свидетель­ствующие лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оцен­кам представителей социогенного направления, может дости­гать 90%; влияние наследственности, считают сторонники био­генного направления, отнюдь не менее значимое — 80—90%. Большее доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующие крайности. Например, английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) пришел к следующему заключению по поводу влияния °сновных факторов на умственное развитие:

64% из факторов умственного развития приходится на на­следственные влияния;

16% — на различия в уровне семейной среды;

3% — на различия в воспитании детей в той же семье;

17% — на смешанные факторы (взаимодействие наслед­ственности со средой).

Читайте также: