Как вести себя на родительском собрании в школе родителям

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Памятка для педагога

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у Вас, ни у родителей Ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, встреч и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников Вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте бейджик и с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга, как и Вы их.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте деловые игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников, и благополучных, и детей группы риска, ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом Вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Учитель может…

Составлять план каждого родительского собрания и рассылать анонс родителям на электронную почту, так родители будут видеть ценность каждой отдельной встречи, смогут подготовить вопросы и предложения по заявленным темам. Да и самому учителю будет проще проводить собрание.

Сделать их тематическими: помимо организационных вопросов, на обсуждение которых лучше тратить минимум времени в самом начале, посвящать каждое собрание какой-то важной теме для родителей. Например, обсуждать психологические особенности ребёнка в соответствующем возрасте, рекомендовать книги по воспитанию, обсуждать планы на лето, подготовку к Новому году и так далее.

Активно вовлекать родителей в обсуждение, предлагать им отвечать с места, голосовать и так далее. Но этот процесс должен быть чётко организован, иначе толку не будет.

Не стесняться просить помощи у родителей. Она может быть небольшой, но всё равно внесёт перемены в загруженный график учителя: написать сценарий к предстоящему празднику, помочь на экскурсии, закупить угощение на праздник, сделать с ребёнком стенгазету на конкурс и т. д.

Помните: многие родители хотят что-то хорошее сделать для класса и помочь в чем-то учителю, но не знают, как и чем конкретно.

Мы знаем, что в первую очередь человек должен быть воспитанным, "сиэрдээх киьи", "киьилии киьи", как мы говорим. Знаем все слова В.Г Белинского: "Воспитание - великое дело: им решается участь человека". А в школе воспитанием занимаются все, в первую очередь - классный руководитель. В тесной взаимосвязи находятся учитель, родитель и ученик. И они должны работать в тесном контакте, совместно, сообща. Только тогда получится, как сказал Эпиктет: "Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек".

Из начальной школы приходит ученик в 5 класс и попадает в новый коллектив, к новому классному руководителю. Если с начала учебного года классный руководитель правильно проведет работу с родителями, детьми, то он достигнет поставленной цели. С большинством родителей учащихся своего класса мы встречаемся в основном на родительских собраниях, где решаются все вопросы, проблемы класса.

Для молодых учителей это всегда проблема: как подготовиться к родительскому собранию и как его провести.

Всем понятно, что в первую очередь надо много читать литературу по возрастной психологии и педагогике, этнопедагогике.

На классном родительском собрании обязательно должна быть беседа по определенной теме: по педагогике, этнопедагогике, возрастной психологии. Иногда бывает так, что классный руководитель на родительском собрании говорит только об успеваемости учащихся и об их поведении. И все. А родителей надо заинтересовать не только учебой, дисциплиной ребенка, но и интересной, конкретной беседой, чтобы родитель мог повысить свой уровень знаний по психологии, педагогике, чтобы он каждый раз приходил с такой целью, чтобы узнать что-то новое. На моих родительских собраниях родители стали приходить с ручкой и тетрадью, чтобы записывать. Они уже поняли, что надо не только слушать, но и обязательно записывать. Еще заполняли вопросы анкетирования, тестирования (не только узнать что-то новое о ребенке, но и о себе, о взаимоотношениях в семье, что думает по этому поводу ребенок и т.д.). Приходили с вопросами, заранее подготовленными, на которых сами не могли найти решения. И иногда все родители вместе, иногда индивидуально решали эти вопросы.

При проведении родительского собрания надо обратить внимание на возраст родителей. Молодые родители лучше воспринимают эмоциональную сторону, родители среднего возраста - рациональную сторону, старшее поколение - в равной мере и то, и другое.

Надо еще знать социальный паспорт родителей класса. Например, сколько полных семей, неполных (одинокие матери, одинокие отцы), вдовы, вдовцы. Кто часто приходит на собрание? Конечно, матери (хотя в последнее время стали приходить и отцы). Можно организовать собрание для отцов отдельно. К собраниям для отцов и матерей надо готовиться по-другому. Отцы скептически относятся с недоверием, с сомнением слушают, поэтому нужны хорошие примеры, надо опираться на труды, высказывания известных, уважаемых всеми людей, ученых.

Надо обратить внимание во время подготовки к беседе на образование родителей. Люди с образованием лучше воспринимают рациональную сторону. Сразу, в начале родительского собрания, нужно ставить цель, задачи и начать. А родители без образования лучше воспринимают эмоциональную сторону. Поэтому в начале беседы можно привести какой-то яркий пример, чтобы их заинтересовать, вовлекать в беседу, в разговор.

Надо обратить внимание на тон беседы. Взрослым не нравится покровительственный тон. Должно быть доброжелательное отношение.

  1. Интеллектуальные.
  2. Моральные.
  3. Эстетические.
  4. Дисциплинарные.

Я пришла к выводу, что лучше всего работать с родителями с интеллектуальными мотивами. Таким родителям интересна тема беседы. Хотят они знать еще больше, интересуется успехами, достижениями, проблемами своего ребенка, хотят еще ближе быть с ребенком, узнать его мир, интересы, увлечения, понять его. Родители с моральными мотивами приходят, чтобы показать, что они присутствуют на родительском собрании, выполняют свой долг родителя. Тоже интересуется делами своего ребенка. Родители с эстетическим мотивом всегда приходят на собрания (могут пропускать только по веским причинам). Они любят слушать беседу, которую очень интересно проводит классный руководитель (по их словам). Лекцию не только слушают, но обязательно записывают, что-то переспрашивают, задают вопросы, короче, они являются очень заинтересованными слушателями. Стараются новые знания применить в жизни, что-то изменить в отношениях с ребенком. Самую трудную группу представляют родители, которые приходят по дисциплинарному мотиву. Они пришли, потому что надо придти. Нет заинтересованности, нет вопросов, пришли и ушли. Ко всему могут относиться скептически, что все равно ничего не поможет им наладить отношения с ребенком, что все это написано только в книге, а жизни так не бывает. Сложно преодолеть барьер не понимания. Могут быть негативно настроены на школу, на класс, на учителей.

При подготовке надо учитывать продолжительность беседы. Надо рассчитать на 30-40 минут. Основная мысль беседы должна повторяться в начале и в конце в разных формах. Тему беседы надо выбрать исходя из того, о чем вы будете говорить на этом родительском собрании: о режиме дня, о переходном возрасте, о подростковом максимализме, об отношениях между полами, об успешной работе и т.д. Обязательно должен быть план беседы, конспект беседы (но не читать по этой бумаге). Речь должна быть свободной, так как хорошо воспринимается, когда человек рассказывает, а не читает. Должен быть контакт глаз. Надо видеть всех родителей, а не одного человека. Надо хорошо продумать начало и конец беседы.

Хочу предупредить молодого классного руководителя, что интерес, любопытство бывает только в течение двух-трех минут. За это время надо успеть заинтересовать родителей. Хорошее дело - половина дела. Надо, чтобы родители были не только пассивными слушателями, но и активными участниками беседы.

Мы все знаем, что учитель должен следить за своим внешним видом. Но классный руководитель перед родительским собранием должен тщательно осмотреть себя в зеркало, потому что родители обращают внимание на внешний вид учителя. Особенно придирчиво смотрят отцы и родители, которые пришли по дисциплинарному мотиву. Экстравагантность в одежде воспринимают отрицательно. Чуть понаряднее, чем в обычные дни, смотрится хорошо. Ведь недаром говорят в народе, что встречают по одежде, а провожают по уму. Большое внимание надо уделить учительнице своей прическе.

Рационально, когда классный руководитель ведет беседу стоя. Тогда все внимание концентрируется на учителе, хотя психологи говорят, что сидя провести лучше, никто не доминирует. Но если много родителей на собрании, сидящие на последней парте не видят учителя, им мешают сидящие впереди, поэтому они стараются изменить свое положение или, махнув рукой на все происходящее, сидят безучастные ко всему. Тогда нарушается контакт со всеми родителями. Сидя можно поговорить, если на собрании пришло мало родителей. При беседе не надо ходить взад-вперед, это мешает слушать и сосредоточиться.

Надо обратить внимание на темп речи при беседе. Очень быстро говорить не надо. Слушающие могут не улавливать смысл беседы. Поэтому теряют интерес к беседе. Очень медленно говорить тоже не стоит. Это раздражает слушателей.

Еще внимание надо уделить на тембр голоса. Если женщина говорит на высоком тоне, то такая речь воспринимается плохо, раздражает слушателей, если даже беседа очень интересная. Поэтому женщина с высоким тембром голоса должна научиться говорить на более низком тоне. Для этого есть специальные упражнения. Во время беседы не надо говорить на одном тоне, монотонно. Люди могут уснуть (как говорят, в каждой шутке есть доля правды). Надо менять силу, темп речи. Не должно быть чрезмерной жестикуляции, но и не надо стоять как монумент. Здесь уместно вспомнить слова К.Маркса: "Человек без эмоций, что покойник в отпуске".

Учитель должен обязательно следить за своей речью. Если говорить на русском языке, то на чисто русском языке, если на родном, то тоже должны стараться говорить на чисто родном языке, без смешения двух языков. А то у нас как часто бывает, половина предложения на русском языке, половина - на родном. И не должно быть слов-"паразитов" и каких-то любимых словечек, часто употребляемых к месту и не к месту.

Еще хочу обратить внимание на расстояние. Есть такой термин - проксемика. Доктор Холл использовал слово проксемика для описания своей территории. Он выделил 4 общие зоны:

На интимные расстояния (это самые близкие люди, семья, родственники)

Личные расстояния (это зона личной дистанции. Это расстояние является близким для того, чтобы вести обсуждение личных вопросов. Например, когда два человека встречаются на улице, они обычно останавливаются на этом расстоянии, чтобы поговорить). 3.Общественные расстояния (это пространство имеет ближнюю и дальнюю фазу. Единственный контакт на этом расстоянии визуальный. Поэтому во время беседы надо смотреть собеседнику в глаза). Именно на этом расстоянии ведутся беседы на родительских собраниях. Я обратила внимание6 чем больше с доверием относятся к классному руководителю, тем ближе садятся. Более заинтересованные, активные родители всегда занимают первые места. И наоборот: чем дальше садятся от учителя, тем пассивнее. 4. Публичные расстояния. Это наиболее удаленное распространение наших территориальных связей (на таком расстоянии обычно выступают все лекторы в вузах, колледжах, семинарах, конференциях и т.д.)

Классный руководитель должен быть уверенным в себе, в своих знаниях. Молодые классные руководители иногда не очень уверенно чувствуют себя перед старшими по возрасту родителями. Ведь свой настрой можно передать слушателям. Если учитель говорит неуверенно, тогда и родитель не поверит ему. Тут вспоминается греческая пословица: "Не тот оратор, кто хорошо говорит, а тот, кого слушают хорошо".

Во время беседы обязательно должен быть дружелюбный тон. Доброжелательное, тактичное отношение учителя к родителям вызывает такую же ответную реакцию.

И самое главное: на родительском собрании не надо говорить о плохом поведении ученика, о плохой его учебе всенародно. Одна из причин того, почему родители не ходят на родительские собрания, оказывается, кроется в этом. Родителям неудобно, стыдно перед другими родителями, что так говорят о его ребенке. Поэтому, чтобы такого не слушать, не приходят. Можно говорить об общей работе класса, об общих проблемах, об успехах и достижениях всего класса, отдельных учащихся, не забыть благодарить родителей. Еще один нюанс. Если вы похвалили почти всех учащихся поименно, а не назвали имена всего 3-4 учащихся, постарайтесь найти и для них добрые слова. Если хвалят в классе всего 3-4 учеников, а об остальных молчат, то это ничего. Но если остались не названными всего 3-4 ученика, то это их родителями воспринимается больно Ведь ребенка можно похвалить не только за учебу, можно похвалить за успехи в спорте, к какой-то деятельности, просто за участие в каком-либо мероприятии, за старание, за добровольную помощь, за желание что-то сделать. Народная мудрость гласит: "Одно хорошее слово и в жестокий мороз согреет, худая же речь и из жары в озноб бросит."

Еще один момент. Если родитель в чем-то не согласен с точкой зрения классного руководителя, то не надо прямо говорить родителю в лицо, что он ошибается, не прав. В ходе беседы сам родитель должен прийти к мысли, что это он допустил ошибку.

Ни в коем случае нельзя начать беседу, разговор в плохом настроении. Никакого общения, никакого контакта не получится. Если вдруг во время родительского собрания возник конфликт между родителем и учителем, то не надо решать эту проблему на повышенных тонах, в расстроенных чувствах. Надо обоим успокоиться, подумать и решить проблему вдвоем в другое время.

И последний момент. Во время беседы не надо отвлекаться на другие темы, говорить о чем-то другом. В руках должен быть план беседы и по этому плану надо четко, конкретно, ясно излагать. Вспомнить слова Шопенгауэра: "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает".

И последний штрих к самой личности классного руководителя словами известного педагога А.С.Макаренко: "Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение - самая решающая вещь".

Мои дети часто меняли школы, поэтому собрания стали частью родительской жизни. Признаюсь, многие из них я пропустила, потому что c годами перестала понимать их практическую значимость и начала ценить своё время. Да и сами учителя говорят, что для родителей намного полезнее индивидуальное общение с педагогами.


Для начала несколько простых, но важных советов, с которыми собрания не превратятся в бесконечную жвачку и переливание из пустого в порожнее.

1. Чтобы встреча имела обозримые пределы, заранее узнайте у классного руководителя повестку и соберите конкретные вопросы родителей в родительском чате. Лучше заранее обговорить, кто их задаст на собрании. Разумеется, по ходу появятся ещё вопросы, но, согласитесь, быстрее и удобнее, когда есть готовый список и человек, который его прочитает.

2. Не задавайте вопрос ради вопроса, демонстрируя свою заинтересованность. Поверьте, в этот момент вы раздражаете всех, включая самого учителя (ведь он тоже торопится домой).

5. Если вы решили вовсе не ходить на родительские собрания, избавьтесь от ненужной рефлексии по этому поводу. Никто вас осуждать не будет, а личные встречи с учителями гораздо эффективнее.

Какие бывают собрания и что на них делать (и не делать)

1. Когда обсуждают, что изменится в школе


Такое собрание полезно для родителей первоклассников, пятиклассников и десятиклассников (когда переходишь на новую ступень). Проводится в начале учебного года. Лучше его не прогуливать, потому что можно пропустить действительно важные вещи про организацию учёбы, педагогический состав, школьное питание, работу группы продлённого дня, дополнительные занятия и так далее.

О чём можно (и стоит) спросить:

Анна Кузнецова, учитель и многодетная мама

2. Когда обсуждают вашего ребёнка. Да, при всех


Кроме всеобщего невроза, эти встречи ничего не несут. Поэтому я всегда спрашивала о повестке. Если вы всё-таки оказались на таком собрании и вашего ребёнка при всех остальных родителях отчитывают и предсказывают ему провал на экзамене, можете смело идти после собрания в кабинет директора и писать жалобу на некомпетентного педагога. Это радикальная мера. Лучше спокойно задайте учителю примерно такие вопросы:

  • Почему вы обсуждаете моего ребёнка в присутствии посторонних?
  • Почему вы считаете, что это исправит ситуацию, а не усугубит её?
  • Зачем вы внушаете детям (и нам, родителям), что они провалятся на ЕГЭ?

Лидия, мама выпускника, Подмосковье

3. Когда обсуждают поездку или поход в музей


На такие собрания ходят самые активные участники родительского комитета. Они обсуждают концепцию, бюджет и другие детали. Честно говоря, им просто нужно сказать спасибо, потому что благодаря их добровольной инициативе жизнь школьников насыщеннее и интереснее. Как правило, спасибо никто не говорит, зато каждый знает, как сделать лучше.

В этой статье вниманию начинающих и более опытных педагогов предлагается обобщенная информация по подготовке и проведению родительских собраний с практическими примерами и советами. Отдельное внимание уделено эмоциональной и психологической составляющей в подготовке педагога к встрече с родителями. Материал основан на опыте педагогов разных направлений педагогической деятельности и не претендует на открытие принципиально нового в области работы с родителями. Но возможно, позволит педагогу переосмыслить свою работу в этом направлении и полноценно подготовиться к очередному родительскому собранию.

ВложениеРазмер
sovety_pedagogu_-_kak_podgotovitsya_k_rod._sobraniyu_i_ne_reagirovat_na_provokatsii.docx 35.3 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ: КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ

К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ

и не реагировать на провокации

Осмоловская Надежда Владимировна

педагог дополнительного образования

средней общеобразовательной школы № 578

Приморского района Санкт-Петербурга

В этой статье вниманию начинающих и более опытных педагогов предлагается обобщенная информация по подготовке и проведению родительских собраний с практическими примерами и советами. Отдельное внимание уделено эмоциональной и психологической составляющей в подготовке педагога к встрече с родителями. Материал основан на опыте педагогов разных направлений педагогической деятельности и не претендует на открытие принципиально нового в области работы с родителями. Но возможно, позволит педагогу переосмыслить свою работу в этом направлении и полноценно подготовиться к очередному родительскому собранию.

родительское собрание; алгоритим действий педагога; план родительского собрания; правила проведения родительских собраний; структура родительского собрания; документация родительского собрания; эмоциональная подготовка; памятка педагогам

Коротко о главном: Основной алгоритм

действий педагога по подготовке и ведения родительского собрания.

Сначала представьтесь, скажите фамилию, имя, отчество, должность.

Мини-лекцию, дискуссию, обмен опытом, деловую игру, тренинг и другие формы работы используйте составной частью собрания

Представьте режим работы детского сада и состав педагогов: Ф. И. О. педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника. Всю эту информацию также отразите в презентации или з аранее подготовьте раздаточные материалы на каждого родителя .

Оформление документации собрания.

На родительском собрании обязательно надо вести протокол. Первичный протокол родительского собрания составьте заранее. Укажите в нем все, что уже известно. Распечатайте список, в котором родители смогут отметить свое присутствие на собрании. В протоколе укажите дату и время собрания, тему, участников (с указанием Ф.И.О. и конт. телефона для связи). Перечислите основные обсуждаемые вопросы, пожелания от родителей. Запишите решение по итогам родительского собрания, например: предоставление родителям памяток или других материалов, решение об экскурсиях.

Организуйте пространство, продумайте имидж

К сведению: если выступаете перед аудиторией, держите рядом воду. Когда заволнуетесь, просто выпейте немного воды.

Не бойтесь заволноваться и не запрещайте себе это. Отсутствие волнения перед первым серьезным мероприятием с родителями говорит, скорее, о самонадеянности, чем о профессионализме.

Если на собрании вы почувствуете, что от волнения вам трудно говорить, используйте экспресс-приемы:

2) Резко поверните голову направо (так вы активизируете левое полушарие мозга – логичное, рассудочное, неэмоциональное). На минуту переключите внимание на любой предмет в классе и мысленно назовите пять его признаков и функцию (это перенаправит психику с испуга на поиск).

3) Медленно подышите, максимально крепко сожмите, а затем разожмите кулаки.

4) Чередуйте быстрое и медленное моргание.

Таблица 1. Как реагировать на провокационные высказывания родителей

Провокационные высказывания родителей

(со спокойной интонацией)

Уж очень вы молоденькая.

У вас нет опыта, вы не сможете.

Мне прям страшно вам ребенка доверять.

Не беспокойтесь об этом.

Я квалифицированный специалист.

Да мы все это и так знали.

Спасибо, хотя ничего нового-то и нет.

Можно было это все просто в группу в контакте скинуть.

Я обязана информировать вас о том, о чем мы говорили.

Для меня собрание важно, я благодарна всем, кто смог присутствовать.

А можно не ходить на родительские собрания?

Я не могу ходить на родительские собрания.

На следующее собрание придет его старший брат, ладно?

Присутствие очень желательно, но я понимаю, что бывают разные обстоятельства.

Давайте обсудим после собрания, каким образом вы будете узнавать важную информацию, если не будете ходить на собрания.

Мне вас прямо жалко, замучают они вас. Тяжело вам?

Вам хоть кто-то помогает?

У вас хоть жених есть, кому поплакаться если что?

Спасибо за заботу. Вы преувеличиваете. Я справляюсь.

Как вы на эту зарплату жить будете?

А сейчас заведующим хорошо платят? Какая у вас зарплата?

Это я не обсуждаю.

Вы волнуетесь? Вы не волнуйтесь!

Вы прямо побледнели (покраснели).

Да, я волнуюсь. Спасибо за поддержку.

Коллектив у нас немолодой, вам нелегко придется.

Тут такие учителя есть, ух, вы аккуратнее.

А как вам Марь Ивановна, воспитатель 3-й группы?

Это вы еще Дарью Петровну не видели!

Не могу ничего сказать вам об этом.

Памятка педагогам: 10 коротких правил

по подготовке и проведению родительского собрания.

Список использованной литературы и источников

Читайте также: