Как вела себя мария кирилловна в день свадьбы когда ее наряжали когда благословлял папенька кратко

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа.

Задачи урока:

  • образовательные: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.
  • воспитательные: воспитывать художественное чутьё, наблюдательность, умение составлять художественные характеристики по тексту произведения. Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову,
  • развивающие: развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник.

Методы: аналитическая беседа, анализ эпизода, словарная работа, рассказ учителя.

1. Организационный момент

Приветственное слово учителя.

Эпиграф к уроку

Учитель

Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин. Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его – внутреннее – культура, – это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.

Александр Александрович Блок

2. Определение темы урока

3. Проверка домашнего задания

План основных событий глав VIII—ХI

1) Француз-учитель прибыл в Покровское.

2) Разговор Кирилы Петровича с французом.

4) Дефорж убивает медведя.

6) Праздничный обед в Покровском.

7) Рассказы Спицына и Глобовой.

8) Приметы Дубровского.

9) Окончание праздника.

10) Антон Пафнутьич ложится спать в комнате Дубровского.

11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.

12) Учитель-француз ждет лошадей в доме смотрителя.

13) Дубровский покупает у француза документы.

14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.

15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.

Учитель. Давайте вспомним, что такое Композиция? (Композиция это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.)

Что мы узнаём из 11 главы?

- Почему автор не раскрыл нам тайну Дефоржа сразу?

- С какой целью Дубровский проник в дом Троекурова? (Дубровский хотел отомстить Троекурову.)

- Только ли чувство мести двигало В. Дубровским? (стр. 113

3. Основная часть. Работа по теме урока

Зачем Дефорж назначает свидание Маше в саду? (Ему необходимо уйти, т. к. он отомстил Спицыну, отобрав у него деньги. Теперь ему важно объясниться с Машей.)

- Выразительно прочитайте монолог-признание Дубровского. (Гл. 12, стр. 113) Почему Владимир решился на это признание?

- Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому? (Зарождающее чувство её пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж – это Дубровский.)

- Какое событие послужило причиной второго свидания героев? (Сватовство князя Верейского.)

- Каким вы представляете себе князя Верейского? Нарисуйте его словесный портрет.(Выступление ученика – по желанию.)

- Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?

- Что вы представили, слушая эту песню? Как можно озаглавить этот эпизод?

- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет? Радость, ожидание чуда

- А как вела себя Мария Кириловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька? Давайте найдем и прочитаем (с. 131).

Как можно прокомментировать этот отрывок? Ей безразличен ее наряд. Она все еще надеется, что свадьба не состоится.

- Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему? Он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кириловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного.

- О чем Машенька могла в этот момент думать?

- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви, она не теряет надежды…

Найдем, как про это пишет Пушкин. (с.132)

- Какие слова говорят об отношении Машеньки к Верейскому?

- Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви? Ответ ученика: Ей теперь все безразлично, ничто не может теперь ее развеселить.

- Где же Дубровский? Так сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кириловна? Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.

- Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный поезд (с. 133) (Мария Кириловна отказывается бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.)

Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?(Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится.)

- Читаем последние строки этой главы (читает учитель).

Как они характеризуют Дубровского? (Он сильно любит Марию Кириловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство. )

4. Подведение итогов. Выводы

- Вот мы и разобрали эту главу. Какой же вывод можно сделать после всего сказанного?

Выводы:

1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми

2) Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.

3) Он отказался от мести ради любви.

4) Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым, не причинил ни одному из тех людей, кто как-то был связан с Марией Кириловной. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Что помешало счастью Владимира и Маши?

5. Рефлексия

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, 6 КЛАСС.

ТЕМА: Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

-Конечно, создавая роман, писатель развил несколько сюжетных линий. Развитие каких сюжетных линий мы проследили по тексту романа?

(взаимоотношения Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского; историю разорения Дубровского; судьбу Владимира Дубровского).

- Но мы не рассмотрели ещё одну сюжетную линию, которая очень важна для понимания характера главного героя. Нам уже известно, какие отношения сложились у Дубровского и Маши Троекуровой.

- Кратко перескажите эпизод первой встречи Владимира Дубровского и Маши (гл.8). Почему девушка не обратила внимания на молодого учителя?

А сейчас мы обратимся к анализу другого эпизода романа и попробуем выяснить, какую роль сыграл этот эпизод для понимания характеров Владимира и Марьи Кирилловны, попытаемся определить роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла. Послушайте песню и потом скажите: о каком отрывке из романа вы вспомнили.

- Как можно озаглавить этот эпизод?

(Очень грустное впечатление оставляет финал романа: двое любящих друг друга молодых людей вынуждены расстаться, им не суждено соединиться вместе. И всё же расставание Маши и Дубровского скорее закономерно, чем неожиданно: слишком большая, непреодолимая пропасть лежит между героями.)

- Какие события предшествовали венчанию Марии Кириловны?

(Мария становится возлюбленной благородного разбойника. Дубровский, узнав о намерениях Кирилла Петровича Троекурова выдать Марию за князя Верейского, дает кольцо, которое она должна положить в дупло в случае опасности, - тогда Дубровский увезет Машу из дома. Сосватанная за старика Верейского, девушка подает знак Дубровскому, но кольцо не сразу попадает к нему; Троекуров, боясь, что Владимир расстроит свадьбу, ускоряет это событие).

- Что вас удивляет в характере Марии Кириловны?

(безропотно принимает решение папеньки, хотя в душе у нее поднимается смятение, она испытывает страх и растерянность перед неожиданным известием. Послушная дочь, которая не осмеливается даже объясниться с отцом.

- Как вы думаете, почему Машенька так ведет себя с отцом?

( В 19 веке женщина не могла защищать и отстаивать свои интересы.)

Ответьте на вопросы по содержанию 18 главы:

- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет?

Радость, ожидание чуда и т.д.

-Как можно прокомментировать этот отрывок?

(Ей безразличен ее наряд. Она все еще надеется, что свадьба не состоится.)

- О чем Маша могла в этот момент думать?

- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви, она не теряет надежды…

Найдем, как про это пишет Пушкин. (с.139)

- Какие слова говорят об отношении Маши к Верейскому?

- Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви? (Ей теперь все безразлично, ничто не может теперь ее развеселить.)

- Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему?

(Он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кирилловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного)

- Каким показан князь наедине с молодой женой сразу после венчания? (цитата из текста с.140)

- Какие мысли могли быть в этот момент у него?

- Где же Дубровский? Так сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кирилловна?

(Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.)

- Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный поезд (с. 140-141)

(Мария Кирилловна отказывается бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.)

— Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?

(Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится.)

— Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский? Прочитаем ответ героини и прокомментируем её слова.

(Маша дала клятву перед Богом, она — жена Верейского. Нарушить слово — отступить от строгой морали. Она подчиняется судьбе, убив в себе чувства: как раньше замирал её голос в мольбе, так теперь замерла её душа. М. жертвует своим счастьем и отказывается от помощи ради спокойствия своей души и совести, ради чистоты пред Богом и перед собой.)

- Что мог испытать в этот момент Дубровский? (с.146)

- Читаем последние строки этой главы.

Как они характеризуют Дубровского?

( Он сильно любит Марию Кирилловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство.)

- Вот и разобрали эту главу. Какой же вывод можно сделать после всего сказанного?

Выводы :

1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кирилловны не дали возможности им быть счастливыми

2) Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.

3) Он отказался от мести ради любви.

4) Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым, не причинил ни одному из тех людей, кто как-то был связан с Марией Кирилловной. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Домашнее задание.

Подготовьте устный ответ на вопрос: какой вы представляете дальнейшую жизнь Марии Кирилловны и Владимира Дубровского?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по литературе в 6 классе

Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа.

Задачи урока:

1) образовательные: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.

2) воспитательные: воспитывать художественное чутьё, наблюдательность, умение составлять художественные характеристики по тексту произведения. Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову,

3) развивающие: развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник

Методы : аналитическая беседа, анализ эпизода, словарная работа, рассказ учителя.

1. Организационный момент. Приветственное слово учителя.

2. Определение темы урока

3. Проверка домашнего задания.

План основных событий глав VIII—ХI
1) Француз-учитель прибыл в Покровское.
2) Разговор Кирилы Петровича с французом.


4) Дефорж убивает медведя .



6) Праздничный обед в Покровском.

7) Рассказы Спицына и Глобовой.


8) Приметы Дубровского.

10) Антон Пафнутьич ложится спать в комнате Дубровского.
11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына

14) Утренний отъезд ограбленного Спицына.

- Как называется построение художественного произведения? (Композиция – построение художественного произведения . Композиция это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.)

-Что мы узнаём из 11 главы?

- Почему автор не раскрыл нам тайну Дефоржа сразу?

- С какой целью Дубровский проник в дом Троекурова? (Дубровский хотел отомстить Троекурову.)

4. Основная часть. Работа по теме урока.

- Какое событие изменило отношение Маши к учителю?

Зачем Дефорж назначает свидание Маше в саду?

- Выразительно прочитайте монолог-признание Дубровского. (Гл. 12, стр. 113) (

Почему Владимир решился на это признание?

- Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому? (Зарождающее чувство её пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж – это Дубровский.)

- Какое событие послужило причиной второго свидания героев ? (Сватовство князя Верейского.)

- - Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой ?

Венчание Маши и Верейского

- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет ? Радость, ожидание чуда

- А как вела себя Мария Кириловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька ?

Как можно прокомментировать этот отрывок? Ей безразличен ее наряд. Она все еще надеется, что свадьба не состоится.

- Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему? Он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кириловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного.

- О чем Машенька могла в этот момент думать?

- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви, она не теряет надежды…

- Какие слова говорят об отношении Машеньки к Верейскому?

- Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви? Ответ ученика : Ей теперь все безразлично, ничто не может теперь ее развеселить.

- Где же Дубровский? Так сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кириловна? Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.

- Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный поезд ( с. 133) (Мария Кириловна отказывается бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.)

Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало? (Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится.)

- Читаем последние строки этой главы (читает учитель).

Как они характеризуют Дубровского? ( Он сильно любит Марию Кириловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство. )

5. Подведение итогов. Выводы.

- Вот мы и разобрали эту главу. Какой же вывод можно сделать после всего сказанного?

1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми

6. Выставление отметок за урок.

Маша - юная девушка, ей всего семнадцать лет. Она полностью зависит от своего отца, героиня выполняет его пожелания и поручения. Однако Мария приходит в испуг, когда узнает, что её выдают замуж за князя. Раньше ей было приятно разговаривать со стариком, она пыталась развеять его скуку. Но о замужестве героиня и думать не могла. Троекурова пытается найти выход из ситуации, она хочет надавить на милосердие героя. Маша пишет письмо, в котором умоляет Верейского передумать. Однако это не помогает не спасает её.

Читайте также: