Как в средневековой литературе было отражено сословное деление общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Что вы помните о короле Артуре и рыцарях Круглого стола?

Артур сделал своей столицей легендарный город Камелот (о местонахождении которого не имеет представления ни один историк) и собрал в нем лучших рыцарей. Чтобы между рыцарями не было раздоров из-за высоких и низких мест, Мерлин подарил Артуру круглый стол. По сей день круглый стол символизирует равенство сидящих на ним.

По преданию меч Артура, который он вытащил из-под наковальни, сломался в одном из поединков. Поэтому Мерлин пообещал королю новый меч. Его выковали эльфы и Владычица Озера Вателин вручила меч Артуру с условием обнажать его только во имя правого дела и вернуть его ей, когда придет срок. Меч, названный Экскалибуром, разил без промаха, а его ножны защищали лучше любой брони.

Артур женился на Гвиневре. Его жена была похищена злодеем Мелегантом и спасена рыцарем Ланцелотом. Между Ланцелотом и Гвиневрой вспыхнул роман, и Гвиневра изменила мужу. Об этом узнал племянник Артура Мордред и наябедничал Артуру. Королева Гвиневра была арестована, ей грозила казнь на костре. Но Ланцелот еще раз освободил королеву, заодно по ошибке убив безоружных племянников короля Гарета и Гахериса. Ланцелот с Гвиневрой бежали за море, Артур отправился за ними в погоню. Во время отсутствия Артура его племянник Мордред узурпировал власть и провозгласил себя королем.

Узнав о смуте в Британии, Артур вернулся из-за моря. В грандиозной битве между войсками Артура и Мордреда пало все войско Британии. Артур убил Мордреда, но сам был смертельно ранен. Умирая, король попросил вернуть меч Экскалибур Владычице Озера. Затем короля на лодке увезли на остров Авалон (его местонахождение тоже не известно). По преданию, похожему на пророчество о Втором Пришествии, Артур дремлет на Авалоне в ожидании дня великой нужды, когда он воспрянет ото сна, чтобы спасти Британию.

Реальная история

Исторический Артур, вероятно, все же существовал, но являлся далеко не таким, как его описывают в легендах. Естественно, ни один историк не может однозначно сказать, кем был этот самый Артур, каково его происхождение и в чем именно заключаются его подвиги, что даже о нем были сложены легенды. Все имеющиеся в распоряжении историков хроники и исторические документы либо были составлены через несколько столетий после предполагаемого времени жизни Артура и включают в себя уже сложившиеся тогда легенды, либо противоречат друг другу.

Сегодня предполагается, что исторический Артур был вождем или военачальником бриттов и жил в начале VI века. В этот период кельтская Британия переживала нашествие англосаксов с материка. Мы знаем, что это вторжение закончилось к VIII веку уничтожением бриттской культуры, полным завоеванием англами, саксами и ютами южной и восточной частей острова и основанием семи варварских королевств.

Однако известно, что именно в начале VI века продвижение англосаксов на запад было приостановлено. Исследователи видят в этом доказательство реальности побед Артура над англосаксами. Естественно, ни о каком объединении Британии под властью Артура, как гласят об этом легенды, и речи не идет.

Предполагается, что свою славу воина и полководца Артур заслужил, одержав победу над саксами в 12 битвах. Главной заслугой Артура, согласно летописям, является победа над саксами в битве при горе Бадон. Сразу несколько исторических хроник упоминают об этой битве, правда несколько в противоречивой форме. Так или иначе, считается, что такая битва была в первой половине VI века, правда точного ее места ученые так и не смогли установить.

Так или иначе легенда о короле Артуре является одним из основополагающих героических эпосов в истории Британии. Именно с ней британцы связывают свою самоидентичность. Король Артур для британцев – как Илья Муромец для русских.

Работаем с документом

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 27

Что ценили средневековые студенты, судя по тексту песни?

Обобщение текста параграфа

1. Перечислите известные вам средневековые эпические поэмы.

2. Какие качества человека воспевали рыцарские поэты?

Рыцарские поэты воспевали идеальный образ рыцаря, наделенного определенными качествами: верность суверену и христианской вере, честность и искренность, храбрость и отвага в бою, благородство и щедрость, щедрость и галантность, изящность и вежливость. В произведениях поэтов рыцари представлялись как настоящие герои, защищающие обездоленных, помогающие нуждающимся и ведущими непрерывную битву со злом и противниками христианской веры.

4. Почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья?

5. Измените названия пунктов параграфа так, чтобы все они имели вопросительную форму.

  • Какие жанры наиболее присущи литературным произведениям Средневековья?
  • Какие качества воспевала рыцарская литература?
  • Можно ли назвать городскую литературу литературой протеста?
  • Почему Данте Алигьери считают самым великим поэтом Средневековья?

1. Как влияли куртуазная поэзия и рыцарские романы на поведение рыцаря в жизни?

Куртуазная поэзия и рыцарские романы формировали идеальный образ рыцаря. Естественно, общественность стала воспринимать рыцарство через призму этого идеального образа. Нуждаясь в общественном признании, рыцари стремились подвести свои качества и поступки под этот идеальный образ. Вести себя по-другому считалось неприемлемым.

2. Как в средневековой литературе было отражено сословное деление общества? С помощью справочной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов уточните, были ли произведения, которые знали люди разных сословий.

В средневековой литературе сословное деление общества в большинстве случаев было ярко выражено. Достаточно сравнить жизнеописания святых, рыцарские романы, городскую или крестьянскую литературу. Все они были предназначены для определенного слоя общества и обосновывали преимущество этого слоя перед другими.

Религиозная литература зачастую вообще была малопонятна большинству населения, тем не менее в ней описывалась жизнь праведников, борьба с плотскими искушениями на пути к Богу. Соответственно, читателями этого вида средневековой литературы были преимущественно представители первых двух сословий. Сомневаюсь, что в такой литературе говорилось о том, как хорошо быть свободным крестьянином.

Рыцарская литература описывала образ идеального рыцаря и преимущественно была распространена среди второго сословия. Сословия в ней обозначались очень четко, но естественно, на первых ролях выступало благородное сословие. Крестьяне и горожане в такой литературе показывались в лучшем случае как те, которым постоянно требуется помощь и защита.

В противовес религиозной и рыцарской литературе выступала городская и крестьянская литература. Естественно, в ней трудолюбивый крестьянин или смекалистый горожанин демонстрировали превосходство простой народной жизни и обличали жадных и распущенных церковных служителей, а также заносчивых, тупых и жестоких феодалов-рыцарей. Поскольку в большинстве своем крестьяне и горожане были неграмотными, их литературное творчество долгое время сохранялось лишь в устной традиции.

3. В тексте учебника не рассказано о крестьянской литературе. Проведите исследование: можно ли говорить о существовании в Средневековье особой, крестьянской литературы?

Крестьянская литература, как литературный жанр, действительно существовал. Его возникновение относится к XIII-XIV векам. Он был представлен в основном народными песнями и балладами и долгое время существовал только в устной традиции.

В народных песнях и балладах рассказывалось о жизни крестьян, об их борьбе с феодалами, о народных бедствиях в годы войн и разрухи. Ярким представителем крестьянской литературы является цикл баллад о благородном разбойнике Робин Гуде. В них он изображается вольным стрелком и защитником бедных против произвола феодалов и королевских чиновников. В образе Робин Гуда отразилась народная мечта о свободе, человеческом достоинстве и благородстве простого человека.

Большая часть крестьянской литературы была представлена любовными, эпическими, застольными и бытовыми песнями. Они передавались из поколения в поколение, в них могли измениться окружение главных героев и обстановка, но главные идеи, надежды и чаяния простого народа оставались прежними.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 27

Великий Данте Алигьери

Девять кругов Ада

Первая часть произведения показывает обиталище грешников. Ад представляет собой огромную воронку, состоящую из девяти уровней, на которых размещаются грешники, совершившие тяжкие грехи. Перед входом в Ад находятся души людей, которые не совершали в жизни ни добра, ни зла. Устройство Ада в поэме можно структурировать так:

Круги Ада Грешники Страж Наказание
Первый круг Некрещённые младенцы, нехристиане Харон Безбольная скорбь.
Второй круг Сладострастники, блудники Минос Истязаются бурей в кромешной тьме.
Третий круг Чревоугодники: обжоры, гурманы… Цербер Гниют под солнцем и ледяным дождем.
Четвертый круг Скупцы и расточители Плутос Обречены вечно спорить друг с другом.
Пятый круг Гневные и ленивые Флегий Постоянно дерутся по горло в болоте.
Шестой круг Еретики и лжеучители Фурии Обречены быть призраками в раскаленных могилах.
Седьмой круг Насильники, тираны и разбойники Минотавр Кипят в кровавой реке. Тех, кто высунется, подстреливают кентавры.
Самоубийцы и моты Самоубийц терзают гарпии, мотов загоняют гончие псы.
Богохульники, содомиты, лихоимцы Изнывают в бесплодной пустыне под огненным дождем.
Восьмой круг Обманщики: сводники, обольстители, взяточники, лицемеры, воры, коварные советчики, зачинщики ссор, поддельщики Герион Мучения змеями, заточение в свинцовые мантии, потрошение, бичевание бесами, погружение в зловонные испражнения.
Девятый круг Предатели, а также Люцифер, Иуда Искариот, Брут и Кассий Гиганты Бриарей, Эфиальт, Антей Обречены на вечные терзания в ледяном озере

Семь кругов Чистилища

Вторая часть поэмы изображает Чистилище, своеобразный переходный уровень между Адом и Раем. В Чистилище находятся души людей, которые успели покаяться в своих грехах, но вынуждены получить ограниченное наказание перед тем, как получить возможность попасть в Рай. Устройство Чистилища представляет собой гору, имеющую семь уровней, на которых находятся:

  • Первый круг: гордецы, зложелатели;
  • Второй круг: завистники;
  • Третий круг: гневающиеся;
  • Четвертый круг: праздные;
  • Пятый круг: корыстные;
  • Шестой круг: чревоугодники;
  • Седьмой круг: сладострастники.

Каждому назначается определённое наказание, которое грешник должен получать на протяжении определённого времени (в зависимости от степени тяжести греха) и тем самым очиститься. Здесь происходит искупление грехов.

Десять сфер Рая

Невозможно полностью проследить влияние произведений Данте на литературу и культуру в целом, но можно уверенно заявить, что это влияние огромно. Поэт не только успешно выполнил своё предназначение, которое определил сам себе – увековечить образ любимой женщины Беатриче в истории, а также навсегда оставил своё имя в мировой истории благодаря совершенному творению.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

Подумайте

Проверьте себя

Подумайте

1) Рыцарская литература положительно влияла на поведение рыцарей, т. к. в них восхваляли благородство, щедрость, героизм. Рыцари хотели быть похожими на героев поэм и романов. 2) У каждого сословия была своя литература, были свои герои. Это связано с их жизнедеятельностью, они придумывали идеальный для себя образ и стремились к нему. И конечно были произведения которые знали все сословия, в основном это рассказы про героев и принцесс. 3) Если и была крестьянская литература, то только в устной форме, т. к. в Средневековье все еще большинство крестьян не умели ни читать, ни писать.

Роман о лисе Ренаре (сатира).
В нём автор высмеивает сословия средневекового общества. Это сатира на королевскую власть, феодалов и духовенство. В образе лиса Ренара изображён хитроумный горожанин, всегда находящий выход из сложной ситуации. Лев Нобль олицетворяет королевскую власть (имя означает - "благородный"), петух и куры - крестьян, кот Тибер - прислугу, Волк Изегрин (Железный оскал) - кажется, высший свет; медведь Брюйн (Бурый) - не то ремесленника, не то купца..)

Битва.Восстание германских племён против римлян, которое возглавил вождь херусков( или хирусков) Арминия. Само сражение привело к освобождению Гермении из-под власти Рима.

Земли, собранные воедино Карлом Великим, недолго оставались в политическом соединении. Уже сын Карла Великого, Людовик Благочестивый (814 – 840), стал делить и переделять империю между своими сыновьями, что повлекло за собою междоусобия, не прекратившиеся и после его смерти. Императорский титул унаследовал его старший сын Лотарь, но против него восстали его младшие братья – Людовик Немецкий и Карл Лысый, из которых первый стоял во главе восточных франков и других германских племен, второй – во главе нейстрийцев и аквитанцев. Людовик и Карл и их войска собрались в Страсбурге и здесь принесли друг другу присягу в верности, при чем она была произнесена Людовиком на романском языке, Карлом – на германском, потому что в это время уже резко разделились две народности – французская и немецкая. Это национальное различие и легло в основу первого разделения империи Карла Великого. Лотарь был побежден, и в 843 г. по Верденскому[3] договору франкская империя распалась на три национальные части: Францию, Италию и Германию. Карл Лысый удержал за собою Галлию, которая стала потом называться Францией; Людовик – Германию; Италию же с императорским титулом получил Лотарь, но ему же была отдана еще узкая территория, лежавшая между Францией и Германией по Роне и Рейну. (Прирейнская часть этой территории получила название Лотарингии). На этом дробление не остановилось, и монархия Карла Великого распалась потом на более мелкие государства, но мысль о продолжении Западной Римской империи не умирала, и с середины X в. носителями императорского титула сделались на Западе короли Германии. Распадение государств, образовавшихся из монархии Карла Великого, на еще более мелкие владения (герцогства и княжества, составившиеся из отдельных областей) дозволило соседям снова начать нападения на Западную Европу. Этими соседями были скандинавы, магометане и мадьяры, с трех сторон делавшие набеги на отдельные страны бывшей державы Карла Великого.

В XV столетии мироощущение жителей русских земель заметно менялось. Для русского человека раздвинулись границы известного ему мира. Более регулярным стало общение с представителями западноевропейских стран, что позволяло знакомиться с их культурой и традициями, бытом, модой и т. д. Появилась возможность сравнивать обычаи, порядок жизни.
Превращение Москвы в центр освободительной борьбы и политической жизни всех русских земель привело к изменению в сознании людей образа великих князей. Они воспринимались теперь как лидеры государства, ведущего справедливую освободительную борьбу с Ордой.

Реформация-движение за переустройство церкви. В ХVlв.происходит одно крупнейшее явление европейской и всемирной истории,связанное с появлением новых христианских вероучений.
Реформацию часто называют религиозной революцией. Революции бывают в разных сферах жизни:общественных, технике,культуре,науке,сфере сознания.

Что такое стахановское движение? Можно ли считать, что стахановское движение противоречило принципам плановой экономики

Термін, що означає політику, яка грунтується на сильній одноосубній владу військового вождя, силі армії, міцному державному апар

Положение "Без крестьянской общины не может существовать дух России" выражало точку зрения:а) анархистов в) западниковб) славяно

Какое из перечисленных событий произошло позже остальных? 1)Введение заповедных лет? 2)Принятие судебника Ивана 4? 3)Присоединен

Аватар

Роман о лисе Ренаре (сатира).
В нём автор высмеивает сословия средневекового общества. Это сатира на королевскую власть, феодалов и духовенство. В образе лиса Ренара изображён хитроумный горожанин, всегда находящий выход из сложной ситуации. Лев Нобль олицетворяет королевскую власть (имя означает - "благородный"), петух и куры - крестьян, кот Тибер - прислугу, Волк Изегрин (Железный оскал) - кажется, высший свет; медведь Брюйн (Бурый) - не то ремесленника, не то купца..)

Вопрос

Если вы не нашли ответа на свой вопрос, или сомневаетесь в его правильности, то можете воспользоваться формой ниже и уточнить решение. Или воспользуйтесь формой поиска и найдите похожие ответы по предмету История.

Как в средневековой литературе было отражено сословное деление общества? С помощью справочной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов уточните, были ли произведения, которые знали люди разных сословий.

Аватар

В средневековой литературе сословное деление общества в большинстве случаев было ярко выражено. Достаточно сравнить жизнеописания святых, рыцарские романы, городскую или крестьянскую литературу. Все они были предназначены для определенного слоя общества и обосновывали преимущество этого слоя перед другими.

Религиозная литература зачастую вообще была малопонятна большинству населения, тем не менее в ней описывалась жизнь праведников, борьба с плотскими искушениями на пути к Богу. Соответственно, читателями этого вида средневековой литературы были преимущественно представители первых двух сословий. Сомневаюсь, что в такой литературе говорилось о том, как хорошо быть свободным крестьянином.

Рыцарская литература описывала образ идеального рыцаря и преимущественно была распространена среди второго сословия. Сословия в ней обозначались очень четко, но естественно, на первых ролях выступало благородное сословие. Крестьяне и горожане в такой литературе показывались в лучшем случае как те, которым постоянно требуется помощь и защита.

В противовес религиозной и рыцарской литературе выступала городская и крестьянская литература. Естественно, в ней трудолюбивый крестьянин или смекалистый горожанин демонстрировали превосходство простой народной жизни и обличали жадных и распущенных церковных служителей, а также заносчивых, тупых и жестоких феодалов-рыцарей. Поскольку в большинстве своем крестьяне и горожане были неграмотными, их литературное творчество долгое время сохранялось лишь в устной традиции.

Читайте также: