Как в практике просвещения населения кубани учитывался его многонациональный состав кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

Тема учебного занятия (урока):

Козуб Елена Андреевна,

учитель начальных классов

образовательные: формировать представление о культурах народов, проживающих на территории Краснодарского края, научить выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально- этическими принципами.

воспитательная : воспитывать уважение к культурным и национальным особенностям других народов, живущих на Кубани.

развивающая : развивать общую культуру, внимание, мышление, устную речь учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в группах.

Формируемые УУД:

личностные: уважение к Отечеству, его языку, культуре, к культурам других народов, умение определять своё отношение к людям;

регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, умение планировать свои действия;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации, умение устанавливать причинно- следственные связи, осуществлять анализ и синтез, умение строить рассуждения.

коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

- научатся объяснять своё отношение к людям другой национальности, научатся понимать ценность народных традиций и культур, отличать предметы и порядки, созданными людьми различных культур.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1). Как называется край, в котором мы живём?

2). Почему Краснодарский край иногда называют Кубанью?

3) За что вы любите свой край?

Умение слушать, отвечать на вопросы, ориентироваться в своей системе знаний

Актуализация опорных знаний

Закончите предложение по теме слайда

Учащиеся просматривают слайды, читают текст

Люблю тебя, мой край степной,

За широту земли, за то,

Что ты передо мной

Умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное

За все сады и тополя,

За радость наших лет,

За то, что чёрная земля

Рождает белый хлеб.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста

Люблю тебя, мой край морской,

Твой ласковый приют,

Где чаек взлёт над синевой-

Как праздничный салют.

Люблю за эту синь и даль,

За солнце на волне.

За то, что ты хранишь печаль

О павших на волне.

Люблю тебя, мой горный край,

С твоих вершин посмотришь

Вся Родина видна.

Люблю за то, что тут звенят

За то, что ты меня поднял в родные небеса.

Чувствовать красоту художественного слова.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Строить логические рассуждения, проводить аналогии

Формулирование темы и цели урока

Кто является главным богатством нашей Родины?

Люди каких национальностей проживают на Кубани?

Кто из вас догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

Кубань (какая?) Слайд 9

Определять тему и цели урока с помощью учителя и самостоятельно. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Введение в тему

У нашего края есть три сокровища:

Первое - Земля: горы и равнины;

Второе - Вода: реки, родники, озера, моря;

и третье сокровище: Люди, их мастерство и свершения.

Но самым главным сокровищем у нас всегда считалась Дружба трудолюбивых, мужественных народов и их гостеприимство.

А друзей у нас много. Ведь Земля на юге России стала родиной для многих народов.

Сравнивают свои выводы с выводом учителя

Умение слушать, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Продолжение просмотра презентации.

Люди не живут на земле изолированно друг от друга. С давних пор они торговали друг с другом, перенимали друг у друга то, что считали полезным для себя и своего народа, учились друг у друга ремёслам. Невозможно за урок поговорить обо всех народах. Остановимся пока на нескольких: кубанском казачестве, которое сформировалось на основе слияния русской и украинской культур , армянах и адыгейцах. Что общего может быть у таких разных народов?

Слайд 11 Одежда казака

Носил он с давних–давних лет

Кубанку яркую, бешмет,

Черкеску, бурку и башлык

Имел красивый гордый лик.

Одна одежда для парада,

Здесь все отличия, награды,

А в форме строгой шел в поход

И рвался в бой за свой народ.

Слайд 12 Любимый танец горцев- лезгинка

Слайд13 Оружие адыгов

Слайд14. Культура армянского народа

Слайды 15-16 Блюда кавказской кухни

Слайд 17 Народные песни и танцы

Слайд 18 Особенности вышивки

Комментируют слайды, делятся впечатлениями

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

владеть монологической и диалогической формами речи.

Умение анализировать, сравнивать

Работа в группах

Ребята, теперь вас ждёт интересная работа в группах.

Каждая группа получает задания.

Задание: перечислите блюда национальных кухонь народов Кубани.

Задание: какие элементы одежды казаки заимствовали у горцев?

Задание: перечислите народные ремёсла и промыслы на Кубани.

Задание: назовите песни и танцы народов, населяющих Кубань.

Распределяются на группы по 5 человек.

В ходе совместной работы выполняют задания.

Оформляют отчёт рисунками.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Каждая группа по очереди выходит к доске и зачитывают ответы на вопросы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Составление правил дружбы народов

С детства видеть нам привычно,
Как без ссор и без обид
Уживаются отлично
Люди, разные на вид.


Какие правила нужно знать и соблюдать людям разных национальностей, проживающих на Кубани?

Составьте правила , которые говорят, как нужно относиться к людям другой национальности.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

Проверка работы в парах

Дети зачитывают правила, размещают их на доске

Подведение итога урока,

Чтение учителем стихотворения:

Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Всюду, всюду вместе с нами дружба!
Наш край, наша песня – дружба!
Дружба наций на кубанской земле!

Что нового для себя открыли сегодня на уроке?

Какое правило общения самое главное?

Отвечают на вопросы

Умение делать выводы, обобщения

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 217 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 742 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.03.2016 1084
  • DOCX 25.4 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Козуб Елена Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Как в практике просвещения населения Кубани учитывался его многонациональный состав?

  • Vasilevskih Olesja
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-02 13:56:12
  • 4
  • 1

Завышенное внимание уделялось просвещению многонациональной молодёжи региона. В 1927 году в Кубанском окружении было 259 государственных школ --украинских, армянских, германских, эстонских; грузинских. Раскрывались национальные школы и в Адыгее. Велась работа по творению адыгейской письменности на базе латиницы (взамен арабских букв. 2-ая половина 20-х начало 30-х время украинизации Кубани. В школах было введено преподавание украинского языка, подготавливались кадры учителей украинского языка и литературы, выходили повторяющиеся издания и книги на украинском языке

Научно-методическое содержание урока. Краснодарский край – многонациональный край. Формирование современного национального состава края. Многообразие культур и народов Кубани. Межэтнический мир и согласие.

Ведущие понятия: народ (этнос), толерантность, ассимиляция.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Кубани как многонациональном крае.

Богат наш край садами и хлебами.
Цемент и нефть он Родине дает…
Но самый ценный капитал Кубани –
Простой и скромный труженик – народ.

- О чем это стихотворение? (Ответы учеников.)

- Какие особенности имеет национальный состав населения Краснодарского края, как он сформировался? На эти вопросы поможет нам ответить изучение темы: Краснодарский край – многонациональный край.


- Общая численность населения края составляет 5,2 млн. человек (по данным на 1 января 2010 года). Краснодарский край занимает 3-е место среди регионов Российской Федерации по числу жителей – после Москвы и Московской области. Удельный вес городского населения составляет 52,5%, сельского – 47,5%. Плотность населения – 67,9 чел/км 2 (данные 2010 года).

- На территории Краснодарского края проживают представители более ста народов. Основную часть населения составляют русские. Для нашего региона характерно компактное расселение групп различной национальности, как проживающих с древних времен – греки, армяне, украинцы, адыги, так и появившихся сравнительно недавно – немцы, турки-месхетинцы, крымские татары. С конца 1980-х годов в регион усилился приток мигрантов, как русских, в основном из республик Закавказья, так и других национальностей. В крае проживает:

  • 4300 тыс. русских,
  • 246 тыс. армян,
  • 193 тыс. украинцев,
  • 38 тыс. белорусов,
  • 30 тыс. греков,
  • 20,2 тыс. немцев,
  • 19,3 тыс. адыгейцев.

- Наша школа – дом, в котором уютно детям разных народов. А наш класс – многонациональная семья. Ребята, какие национальности представлены в нашем классе? (Ответы учеников.)

Мир Россия Краснодарский край
Количество народов 4000 130 120
Крупнейшие по численности народы. Китайцы – 20%
Хиндустанцы – 7,2%
Англичане – 6,1%
Бенгальцы – 4,1%
Русские – 3,6%
Русские – 43%
Татары – 3,7%
Украинцы – 3%
Народы Дагестана – 1,5%
Русские – 82,3%
Армяне – 5,4%
Украинцы – 2,6%
Греки – 0,5%
Адыгейцы – 0,2%

- Какова причина многонационального состава населения Краснодарского края? Как шло формирование современного национального состава Кубани?

Учитель: Близость к Черному морю и Кавказу определила историю края. Несмотря на благоприятные природные условия, он был мало освоен до присоединения к России, так как земледельцы все время подвергались набегам воинственных горцев. Первые поселения здесь появились не позднее, чем 10 тысяч лет назад. От эпохи каменного века остались многочисленные дольмены. В античное время здесь основывали колонии древние греки. Адыгейские племена расселились здесь в середине второго тысячелетия до нашей эры. В Средние века были основаны колонии генуэзских купцов, поддерживавших тесные связи с различными адыгейскими племенами. Впервые славяне появились здесь в 10 веке. Русский город Тмутаракань на Северном Кавказе просуществовал до монголо-татарского нашествия. В начале 18 века на Кубани оседают старообрядцы-некрасовцы – сторонники казацкого вождя Игната Некрасова. Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после побед России в войнах с Турцией во второй половине 18 века. Екатерина II переселила на Кубань Запорожское казачье войско. В 19 веке между Турцией и Россией был произведен обмен населением – из Турции были выселены православные (греки и болгары), с Северного Кавказа – черкесы, исповедующие ислам.

- Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? (Ответы учеников.)

- Как общаются между собой люди разных национальностей? (Русский язык является государственным и языком межнационального общения.)

- Мы с вами выяснили, что Краснодарский край – многонациональный край. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро? (Проблема межнациональных отношений.)

- Что необходимо делать, чтобы избежать межнациональных конфликтов? (Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов (Конституция РФ), формирование способностей предупреждать межнациональные конфликты и разрешать их ненасильственными средствами. Толерантность.)

Интересные факты.

- В VI веке до нашей эры на Таманском полуострове и Черноморском побережье располагались древнегреческие колонии: Фанагория, Кепа, Гермонасса, Горгиппия.

- В I веке нашей эры реку Кубань греки называли Гипанис.

- В 944 году князь Игорь заключил с Византией договор, свидетельствующий о ранней эпохе владычества русских на крайнем юге.

- После войны с Турцией (1787-1791) река Кубань стала границей, и вся правобережная часть Кубанского края вошла в состав России.

III. Итог урока.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Что было для вас непонятным?
  3. Что особенно запомнилось?

Учитель: Кубань – многонациональный край. Наша малая родина является составной частью российской гражданской нации. И вам, ребята, необходимо научиться понимать и принимать культуру и духовные традиции многонационального народа России. Освоение культуры межнационального общения в современном мире – это залог межэтнического мира и согласия в стране, крае, городе и у нас: в школе.

- Спасибо за работу, урок окончен.

Домашнее задание. С помощью Интернета найти интересные сведения о культурных традициях народов, проживающих на территории Краснодарского края.

Религиозное воспитание укрепляло моральное состояние молодых людей, устраняло страх перед смертью, делало равнодушными к опасности и готовыми к пожертвованию собой во благо родины. Воспитание велось с учетом специфики и военизированного быта казачества, в направлении старых казачьих традиций, чтобы дети со школьной скамьи приучались к строю и воинской дисциплине, гордились Отечеством и любили его. При женских церковно-приходских школах имелись классы рукоделия. Мальчиков в школах обучали иконописи, коневодству, сыроделию, кожевенному мастерству и др. В 1832 г. на Линии появились первые полковые школы и училища. В учебных заведениях не было единых программ и требований, полки и бригады вели школьное дело обособленно. Детей обучали лица духовного звания и писари.

В образовании существовал условно-обязательный вид обучения. Возник он по инициативе бригадных начальников и включал элементы трудового воспитания. В специализированных сельскохозяйственных школах значительное место отводилось садоводству и огородничеству. Учащиеся получали практические навыки ведения хозяйства, изучали состав почвы, средства и приемы ее улучшения, посадку растений. Знакомились с методами борьбы с вредными насекомыми, изучали классификацию сортов плодовых деревьев и кустов, климат и культуры разных растений [4]. Значительное распространение на Кубани получили ремесленные училища, в них изучали сапожное, плотницкое, токарное, столярное, переплетное и гончарное дело. Мальчиков дополнительно учили плести корзины и сети. В военно-ремесленных училищах дети казаков учились бесплатно шить казачье обмундирование и снаряжение.

Образовательные учреждения приближали казаков к историческим традициям и являлись хорошей подготовкой к воинской службе. В основу образования и воспитания закладывались государственность, любовь к Отечеству, патриотизм, сочетание индивидуальных и общественных интересов [8]. При нехватке квалифицированных специалистов по решению станичных кругов казаки направляли своих стипендиатов в учительские семинарии. В учебных заведениях с учетом военизированного быта казачества значительное внимание уделялось физическому, духовному, патриотическому воспитанию, глубокому сознанию чувства долга, обладанию неустрашимостью и силой воли. Система образования и воспитания у казаков была направлена на формирование гармонически развитой личности. Различные методы взаимно дополняли и обогащали друг друга, а в конечном итоге создавали необходимые условия для общественно-полезной трудовой и военно-профессиональной деятельности.

Материальная база учебных заведений пополнялась за счет отчислений различных учреждений и добровольных пожертвований казаков. Церковно-приходские школы содержались за счет церковных приходов, остальные находились на содержании станичных правлений, которые выделяли образовательным учреждениям участки земли, чтобы, сдавая их в аренду, они могли удовлетворять свои материальные потребности. Для призывников, не умеющих читать и писать, станичные общества нанимали учителя на 3-4 месяца с оплатой 15 руб. Для получения высшего и среднего образования станичные правления выделяли средства на содержание стипендиатов в общих и специальных учебных заведениях. В среднем на образование и воспитание казачьих детей войско расходовало ежегодно более 100 тыс. руб.

Особое место в системе образования и просвещения занимала подготовка казачьих офицеров. Комплектование полков офицерами осуществлялось производством в офицерский чин урядников и рядовых казаков за особые боевые заслуги, обязательно после сдачи установленных экзаменов. Грамотные старшины, штаб- и обер-офицеры за заслуги перед Отечеством, выдающиеся способности к службе и храбрость получали титул служилого дворянства. Неграмотные казаки офицерского чина и дворянского титула не получали.

На рубеже XIX – XX столетий кубанские казаки по уровню грамотности занимали одно из первых мест в России. Справедливости ради отметим, что воспитание в казачьей организации не было лишено промахов и издержек, вместе с тем обеспечивало культурно-историческую преемственность, передачу подрастающему поколению сложившейся системы ценностей, взглядов на мир, человека, природу.

Примечания:

Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

Читайте также: