Как в поединке крестьянина с купцом алтынниковым отразились нравственные принципы народа кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. Как в поединке крестьянина с купцом Алтынниковым отразились нравственные принципы народа?
2. Как в образе Ермилы Гирина показан механизм "крестьянской демократии", основанный на нравственных законных и нормах совести?

Такого рассказа не существует. Существует поэма. Речь о ней?

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Павлуша Веретенников очень хочет быть ближе к народу, поэтому внимательно выслушивает каждого из них. С ним делятся всем своими бедами и радостями, и он нравится абсолютно все. Народ его любит за его простоту и душевность. У Павлуши есть книжечка, куда он записывает все для себя интересное. Ему нравится петь и шутить, Веретенников вообще любит веселиться.

Павлуша Веретенников собирает русский фольклор, поэтому для него важна каждая деталь человеческой жизни. Павлуша пытается выведать все человеческие тайные и заглянуть в самые потаённые места души. Народ считает его очень милым и охотно с ним делятся. Веретенников очень добрый человек, можно вспомнить ситуацию со стариком, который пропил все деньги и не купил козловые башмачки. Вавиле все сочувствуют, но никто не решается ему помочь, так как это сделал Павлуша. Павлуша покупает Вавиле козловые башмачки и этим поступков показывает свое отношение к людям.

В этом же питейном заведении был и Яким Нагим, который жалуется на свою тяжелую жизнь и говорит о том, что трезвым быть невозможно. Павлуша его внимательно слушает и в конце его рассказа покупает ему два шкалика, чем заслуживает еще большее уважение у людей. Павлуша Веретенников всегда интересовался всем, что происходит с людьми и не остается к этому равнодушным.

Павлуша Веретенников не может изменить ситуацию народа и искоренить ее, но выслушать всегда рад. Он может поддержать человека словом и помочь советом, а это для русского народа немаловажно. Некрасов описал человека, который нужен народу, ведь без него никуда. Николай Алексеевич хотел показать образом Павлуши, что обычный не образованный человек может стать неотъемлемым для русского народа.

Значение пролога

В какой земле – угадывай…

Далее рассказывается о мужиках, пришедших из разных деревень (Неелова, Заплатова и т.д.). Все названия и имена говорящие, ими Некрасов дает четкую характеристику мест и героев. В прологе же начинается путешествие мужиков. На этом заканчиваются и сказочные элементы в тексте, читателя вводят в реальный мир.

Вариант №2

В число многих персонажей, которые на первый взгляд не предают значимости, входит Павлуша Веретенников. Главные персонажи произведения повстречали этого человека на ярмарке. Автор представляет Павлушу довольно в общих чертах, но в произведении он является барином.

Внешне Веретенников довольно обычный человек, не имеет определенных особенностей. Ходил в рубашке, предпочтительно красного цвета. Почему он выбирал рубашку именно такого цвета неизвестно. На ногах носил сапоги, которые выглядели изрядно поношенными и растоптанными. Павлуша был знатным шутником. Шутки из его уст моги звучать на абсолютно разные темы, причем шутил он, как и над окружающими, так и над собой. Автор помещает в данного персонажа абсолютно разные черты. Веретенникова можно назвать сборным персонажем. Главные герои встретили его на ярмарке, а на таких мероприятиях встречаются очень разные люди.

У Павлуши Веретенникова есть одна черта, которая делает его немного особенным. Он очень замечательно может исполнять русские песни, но помимо исполнения он их искренне любит. Его пение от души и сердца очень сильно располагает к нему окружающих людей.

Больше окунувшись в произведение, выясняется, что у Павлуши в кармане всегда есть небольшая книжечка. Парень делает в ней заметки услышанных реплик, своих мыслей и даже отрывков из песен. Персонаж имеет особое притяжение, людям нравится с ним общаться. Возможно, на такой успех среди людей влияет его мягкий характер и добродушие.

Павлуша Веретенников является представителем людей, которые посвящают время своей жизни сбору фольклора. Павлуша занимается путешествием и посещает определенные места. Они могут ему дать максимум информации, которая его интересует.

Список героев

Всех героев поэмы можно условно разделить на четыре группы. Первая группа состоит из главных героев, отправившихся за счастьем:

  • Демьян;
  • Роман;
  • Пров;
  • Пахом;
  • Иван и Митродор Губины;
  • Лука.

Затем идут помещики: Оболт-Оболдуев; Глуховской; Утятин; Шалашников; Переметьев.

Холопы и крестьяне, встреченные путешественниками: Яким Нагой, Егор Шутов, Ермил Гирин, Сидор, Ипат, Влас, Клим, Глеб, Яков, Агап, Прошка, Савелий, Матрена.

И герои, не относящиеся к основным группам: Фогель, Алтынников, Гриша.

Теперь рассмотрим ключевых персонажей поэмы.

Добросклонов Гриша

Корчагина Матрена Тимофеевна

Проходит время, у Матрены появляются новые дети, умирают от старости родители и дед Савелий. Самыми трудными становятся неурожайные годы, когда всей семье приходится голодать. Когда ее мужа, последнего заступника, забирают в солдаты вне очереди, она идет в город. Находит дом генерала и бросается в ноги его жене, прося заступиться. Благодаря помощи генеральши Матрена с мужем возвращаются домой. Именно после этого случая ее все считают счастливицей. Но и в будущем женщину ждут одни беды: ее старший сын уже в солдатах. Некрасов, подводя итог, говорит, что ключ от женского счастья давно потерян.

3. Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? 4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? 6. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему в пореформенное время несчастливы не только мужики, но и поп? 7. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?

2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?

План анализа образа крестьянина

1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?

2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?

3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?

4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?

5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?

6. Почему странники не признали героя счастливым?

7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя?

8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о героях?

Кроме того, каждой группе могут быть предложены и специальные вопросы, проясняющие смысл каждого из образов крестьян в поэме и помогающие обобщить свои наблюдения.

Получить полный текст

Группа 1. Яким Нагой. (Ч. I, гл. 3). –

2. Как этот образ помогает читателю понять, что судить о народном горе или радости можно только изнутри народного уклада жизни?

Группа 2. Ермила Гирин. (Ч. I, гл. 4).

1. Как в поединке крестьянина с купцом Алтынниковым отразились нравственные принципы народа?

Группа 3. Савелий, богатырь святорусский. (Ч. III, гл. 3). –

1. Охарактеризуйте страну-утопию под названием Корёжина, выходцем из которой был Савелий. В чем сила и слабость Савелия?

Группа 4. Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, пролог, гл. 1, 2).

1. осуждает мужиков за их странничество в период крестьянской жатвы? Что такое крестьянский труд для Матрены? Почему она говорит о нем, употребляя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

2. Как она воспитывалась до замужества и почему приняла предложение Филиппа Корчагина? Какой была ее жизнь в доме мужа?

Группа 5. Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, гл. 4—8). .

2. В чем автор видит нравственный подвиг крестьянки?

Второй урок — приемы сатирического изображения помещиков в поэме. Распределите по три вопроса каждому.

1. Проследите основные вехи жизни Оболта Оболдуева. 2. Каково отношение крестьян к нему?

3. Что сообщает читателю его говорящая фамилия? 4. Какой смысл в понимание образа помещика вносит его речевая характеристика?

5. Можно ли считать его образ однолинейным или в нем есть сложность, внутренние противоречия? 6. Как изменилась жизнь помещика в пореформенный период? Стали ли от этого крестьяне жить лучше? 7. Можно ли его назвать счастливым?

1. Почему встреча крестьян с князем Утятиным изображена с сатирическим пафосом?

3. Какой смысл в том, что крестьяне согласились обмануть князя и по-прежнему подчиняться ему?

5. Как в изображении помещика автор использует предметную деталь, приемы гиперболы, гротеска, несоответствия?

Агап Петров

Агап – непокладистый и глупый мужик, по словам знающих его крестьян. А все потому, что Петров не желал мириться с добровольным рабством, на которое толкала крестьян судьба. Единственное, что могло его успокоить, – вино.

Когда его поймали, несшего бревно из барского леса, и обвинили в воровстве, он не выдержал и высказал хозяину все, что думает о реальном положении дел и жизни в России. Клим Лавин, не желая наказывать Агапа, инсценирует жестокую расправу над ним. А потом, желая утешить, поит его. Но унижение и чрезмерное пьянство приводят героя к тому, что утром он умирает. Такова плата крестьян за право открыто высказывать свои мысли и желание быть свободными.

Веретенников Павлуша

Тест по произведению

Образ народного заступника в поэме

В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова – человек, способный к самопожертвованию ради других. Им стал Гриша Добросклонов.

Сначала вспомних, каких ещё заступников показал в поэме автор.

Павлуша Веретенников. (Ч. I, гл. 2, 3).

Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетенного народа?

Образ Якова Верного.

А теперь перейдём к образу Григория Добросклонова.

1. Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на:

— характеристику его родителей;

— его материальное положение;

— черты характера, таланты, способности;

2. Каким образам русской литературы XIX века близок образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у него быть? Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте?

4. Каковы жизненные позиции героя? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба? Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом.

6. Каков смысл позиции автора, считающего Добросклонова тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?

Ермила Гирин

Гирин почитаем среди крестьян из-за своей честности. Семь лет он был бургомистром, но только единожды позволил себе злоупотребить властью: не отдал своего младшего брата Митрия в рекруты. Но неправедный поступок до того мучил Ермила, что он едва не убил себя. Спасло положение вмешательство барина, тот восстановил справедливость, вернул несправедливо отправленного в рекруты крестьянина и отправил служить Митрия, однако лично заботился о нем. Гирин после этого ушел со службы и стал мельником. Когда же мельницу, что он арендовал, продавали, Ермила выиграл торг, но у него не было с собой денег уплатить задаток. Крестьянина выручил народ: за полчаса собрали для него тысячу рублей помнящие добро мужики.

Всеми поступками Гирина управляло желание справедливости. Несмотря на то что он жил в достатке и имел немалое хозяйство, когда вспыхнул крестьянский бунт, не остался в стороне, за что и попал в острог.

История создания

Ещё в 1850-е годы Некрасову приходит идея создания эпического произведения, отражающего народную жизнь. Но реализовывать эту идею он начинает только в 1863-м, после земельной реформы и отмены крепостного права.

Над этой поэмой автор работал почти четырнадцать лет. По изначальному замыслу герои, выйдя из своих деревень, должны преодолеть долгий путь, побеседовать с представителями всех сословий и в результате дойти до самого царя.

К сожалению, болезнь не дала автору реализовать задуманное. Предчувствуя свою скорую гибель, Некрасов свернул повествование и оставил финал открытым (так и не сказано, кому на Руси жить хорошо).

Проблематика:

  • счастье народа;
  • счастье каждой отдельно взятой личности.

Так кому же хорошо? Изначальный замысел автора предполагал, что счастливого на Руси не будет. Потом Некрасов ввёл образ разночинца-демократа Гриши Добросклонова, который нашёл своё счастье в работе на благо народа. Понятно, что это решение было отчасти вынужденным — требование времени.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: в фольклоре легко обнаружить аналогичные мотивы — хождение по миру в поисках правды и/или счастья. В то же время поэма построена по эпическим законам: разбита на части и главы, связанные между собой сквозными персонажами и темой дороги, странничества.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев

Краткое содержание

Семеро мужиков собираются и обсуждают, кому на Руси жить хорошо. Один из них, Пахом, ловит птичку, которая рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. А раз едой они обеспечены, мужики решают не возвращаться домой, пока не найдут ответа на свой вопрос.

Первый кандидат в счастливцы — поп (священник). На вопрос о счастье отвечает, что никакого счастья ему не отпущено: все средства уходят на обучение сына, а жизнь лишена покоя — всегда могут вызвать к умирающему, а смотреть на горюющих родственников несладко.

Все смотрят комедию с Петрушкой, потом пьют с актёрами.

Ночь после ярмарки, все пьяные. Странники слышат, как в канаве спорят женщины: каждая доказывает, что у неё дома хуже, чем у других. Павлуша Веретенников говорит, что все беды у людей — от пьянства. Мужики с ним не соглашаются: было бы жить хорошо, так и пить незачем. Странники встречают женщину, которая рассказывает о своём ревнивом муже, следящем за ней даже ночью. Странники скучают по жёнам и хотят домой.

Странники заказывают у скатерти-самобранки ведро водки и обещают налить тому, кто докажет, что он в самом деле счастлив.

Дьякону, утверждающему, что счастье в вере, водки не дают. Не дают и бабке, которая счастлива от урожайности репы. Водки наливают солдату, который счастлив, что его ни в одном сражении не убили, и каменщику, добравшемуся домой после тяжёлой болезни.

Народ советует странникам обратиться к Ермиле Гирину: будучи бурмистром, Ермила всегда справедливо поступал. Однажды только проштрафился — вместо своего брата послал в солдаты другого парня. Но Ермила покаялся, и парня вернули (а Ермила до сих пор мучается чувством вины). Правда, Гирин сейчас в остроге за бунт крестьян, так что к счастливцам его отнести сложно.

Семеро искателей счастья встречают помещика Оболт-Оболдуева. Он со слезами на глазах рассказывает, как хорошо было до отмены крепостного права: пиры устраивались роскошные, крестьяне его любили. А теперь всё плохо, крестьяне обленились, всюду разбойники, а самого помещика заставляют учиться и работать, чего он совсем не хочет.

Мужики проходят мимо сенокоса, помогают косить. Тут появляется помещик, велит пересушить одну скирду. Мужикам рассказывают о помещике.

Узнав об отмене крепостного права, этот барин разъярился. И его сыновья, опасаясь, что их лишат наследства, уговорили крестьян делать вид, что крепостное право ещё в силе. Доходило до совсем уж глупых ситуаций, когда мужики делали вид, что их наказывают на конюшне, и кричали погромче, чтоб барин был доволен.

А когда барин умер, начались тяжбы за земли между его сыновьями и крестьянами.

Семь странников приходят в село Клин: по слухам, там живёт счастливая Матрёна Корчагина.

Матрёна Тимофеевна занята и говорить о своей жизни не хочет, но странники обещают помочь ей жать, и женщина рассказывает.

До замужества Матрёне жилось хорошо. А в семье мужа — как в аду. Муж, правда, хороший был: один раз только побил. Но другие члены семьи Матрёну ненавидели. Все, кроме деда Савелия.

Отдельно Матрёна рассказывает о Савелии. Деревня, в которой Савелий жил в молодости, находилась в глухом лесу, и платили крестьяне оброк три раза в год. Потом помещик потребовал, чтобы они сами возили к нему оброк. Крестьяне этого не хотели. Наконец прислали управляющего — немца. Оброк стали требовать регулярно, а кто не мог заплатить, должен был отрабатывать. Потом крестьяне поняли, что их работа заключается в строительстве дороги от их деревни к городу. А значит, вскоре появится сборщик подати.

В течение 18 лет крестьяне терпели немца, угнетавшего их, а потом, когда терпению пришёл конец, по призыву Савелия скинули немца в яму и закопали живым в землю. Мужиков отправили на каторгу, где дед Савелий провёл 20 лет.

Матрёна продолжает рассказывать о себе: когда у неё родился сын Дёмушка, женщина стала меньше работать. Свекровь велела отдать ребёнка деду Савелию, а дед недоглядел, и ребёнка съели свиньи. Приехала полиция и обвинила Матрёну в убийстве ребёнка.

Дед Савелий тяжело переживал смерть Дёмушки и ушёл в монастырь. У Матрёны каждый год рождается по ребёнку. Когда её сыну Федоту было восемь, его послали стеречь овец. Одну овцу украла волчица. Федот гнался за ней, овцу отобрал, но овца была уже мёртвая, а волчица тощая, и у неё волчата… Федот отдал овцу волчице. За это наказали Матрёну.

В голодные времена свекровь заявила, что во всём Матрёна виновата. Её мужа забрали в солдаты. Беременная Матрёна идёт к губернаторше. Отдав лакею все свои деньги, она входит в дом губернаторши, и у неё начинаются роды. У самой губернаторши детей нет, она ухаживает за ребёнком Матрёны и помогает вернуть мужа Матрёны из рекрутчины. Вот и всё счастье.

Странники спрашивают, всё ли Матрёна им рассказала. Она отвечает, что перечислять беды женские всей жизни не хватит.

В деревне пир, поминание барина Утятина. Приходит приходской дьяк, сыновья которого — Савва и Гриша Добросклоновы — очень хорошие ребята. Крестьяне вспоминают старые времена и рассказывают истории.

Одна из них — о том, как верный слуга Утятина, Яков, не смог простить барину, что тот отправил его племянника в солдаты (Утятин имел виды на невесту племянника). Яков повесился у барина на глазах.

Брат Ионушка рассказывает о разбойнике Кудеяре. Кудеяр и двенадцать разбойников вели жизнь окаянную, грабили и убивали людей. Но Кудеяру в какой-то момент начали мерещиться трупы убитых им. Он стал просить Бога отпустить ему грехи. Чтоб грехи были отпущены, Кудеяр должен был тем ножом, которым людей убивал, спилить дуб. Когда Кудеяр дуб пилил, приехал пан Глуховской, который мужиков пытал и вешал. Кудеяр разозлился и воткнул нож ему в сердце. Тут груз грехов Кудеяровых и пал.

завязка - 1 действие, явление 3 (когда добчинский и бобчинский сообщают, что едет "ревизор").

развязка - 5 действие, явление 8 (письмо, вскрытое почтмейстером, в котором обличаются пороки всех жителей города).

кульминация - 5 действие, последнее явление (приезд настоящего ревизора).

а грудь? илья-пророк

по ней гремит-катается

все терпит богатырь.

вот почему корежинцы с готовностью ложатся под розги шалашникова, но убийство фогеля, их поработителя, становится для них смерти подобно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Высокие представления Некрасова о совершенной жизни и совершенном человеке за.

Высокие представления Некрасова о совершенной жизни и совершенном человеке заставили его написать великую поэму "Кому на Руси жить хорошо". Над этим произведением Некрасов работал многие годы. Поэт отдал этой поэме часть своей души, вложив в нее свои думы о русской жизни и ее проблемах.

«Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мн.

История создания поэмы. Поэма была начата вскоре после крестьянской реформы.

Жанр Принято считать поэму эпопеей, так как в ней изображена жизнь целого нар.

Жанр Принято считать поэму эпопеей, так как в ней изображена жизнь целого народа в героический период его развития. Объективность изображения жизни выражается в том, что голос автора слит с коллективным сознанием нации, автор рисует жизнь, оценивая ее с позиций народа. Отсюда связь поэмы с фольклором, с народным восприятием бытия.

Жанр поэмы Автор так определяет жанр поэмы: «Это будет эпопея современной кре.

ЭПОПЕЯ Художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни.

ЭПОПЕЯ Художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народы Поэма-лиро-эпический жанр большого объема.

Своеобразие композиции поэмы Своеобразие композиции поэмы обусловлено сочетан.

Своеобразие композиции поэмы Своеобразие композиции поэмы обусловлено сочетанием эпического повествования с лирическими отступлениями. Автономность глав поэмы и относительно свободное обращение со временем и пространством объясняется жанровой спецификой произведения.

Анализ художественного своеобразия поэмы Сквозной образ произведений Некрасов.

Анализ художественного своеобразия поэмы Сквозной образ произведений Некрасова – образ дороги ( символическое отражение крестного пути России в поисках истины). Фольклорные мотивы поэмы: Волшебная сказка Былина Народная песня Притча Легенда

Кроме главных персонажей в поэме присутствуют второстепенные персонажи из кре.

Кроме главных персонажей в поэме присутствуют второстепенные персонажи из крестьянской среды. Они определяют функциональную значимость авторского замысла. В поэме вводится полифония (многоголосая народная Русь вовлекается в спор о счастье)

Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терп.

Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости Из смежных деревень- Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.

Работа в группах Каждая группа будет анализировать один из крестьянских типов.

Работа в группах Каждая группа будет анализировать один из крестьянских типов. Каждое высказываемое положение должно подкрепляться цитатами из текста. План анализа образа крестьянина 1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид? 2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю? 3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе? 4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится? 5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут? 6. Почему странники не признали героя счастливым? 7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя? 8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о героях?

Яким Нагой Труженик Человек мыслящий, объективно оценивающий особенности русс.

Яким Нагой Труженик Человек мыслящий, объективно оценивающий особенности русского характера и причины плачевного положения народа Стремление к образованности (картинки на пожаре)

Группа 1. Яким Нагой. (Ч. I, гл. 3.) 1. Как в образе Якима Нагого отраз.

Группа 2. Ермила Гирин. (Ч. I, гл. 4.) 1. Как в поединке крестьянина с.

Ермил Гирин Честен и совестлив (случай с братом) Пользуется авторитетом в кре.

Группа 3. Савелий, богатырь святорусский. (Ч. III, гл. 3.) 1. Охарактер.

Раб графа Переметьева Извращенность сознания Разрушение личности в человеке.

Раб графа Переметьева Извращенность сознания Разрушение личности в человеке: Спесь Подачки с барского стола как награда Высокомерное отношение к труду Преклонение перед всем иностранным

Образы помещиков Оболт-Оболдуев Утятин

Образы помещиков Оболт-Оболдуев Утятин

Группа 4. Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, пролог, гл. 1, 2.) 1. .

Вопросы Вспомните названия произведений Некрасова, в которых он обращается к.

Вопросы Вспомните названия произведений Некрасова, в которых он обращается к тяжелой судьбе русской крестьянки. Какое чувство вызывает чтение этих произведений? О чем хотел рассказать автор в этих стихотворениях и поэмах?

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет не.

Образ Матрены Тимофеевны смерть сына Демушки; рекрутчина мужа и поиски заступ.

В центре повествования оказывается крестьянская семья, но ее судьба, как и с.

Автор устами Матрены Тимофеевны говорит: «Ключи от счастья женского… заброшен.

Вывод Приступая к работе над столь грандиозным произведением, Некрасов постав.

Вывод Приступая к работе над столь грандиозным произведением, Некрасов поставил перед собой сложную задачу – показать в поэме состояние Руси в пореформенный период, а также прошлое и настоящее народа и заявить о путях возможного преобразования существующего положения.

Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен.

Записать в тетрадь В поэме Некрасова воспеваются сила и мощь народа, но наряд.

Записать в тетрадь В поэме Некрасова воспеваются сила и мощь народа, но наряду с раскрытием высоких нравственных основ жизни крестьян поэт изображает и отрицательные стороны характера и жизни народа.

Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и реч.

Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках. К своим крестьянам они всегда относились жестоко и высокомерно, презирая людей труда и ведя паразитический образ жизни. Исключение — образ доброй губернаторши Елены Александровны. Эта позиция Некрасова подвергалась критике долгое время, так как считалось, что это отход поэта от революционно-демократических идеалов.

Вывод Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно.

 Главная мысль поэмы — отсутствие в народной России счастливых, идеал ко.


НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)

10 ЧАСОВ

Уроки литературы в 10 классе[1]

На первом уроке
можно организовать работу с текстом поэмы, используя групповую форму обучения.

В первой половине урока каждая группа будет анализировать один из крестьянских типов, подготовившись к этой работе дома.

План анализа образа крестьянина

1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?

2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?

3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?

4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?

5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?

6. Почему странники не признали героя счастливым?

7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя?

8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о героях?

Кроме того, каждой группе могут быть предложены и специальные вопросы, проясняющие смысл каждого из образов крестьян в поэме и помогающие обобщить свои наблюдения.

Группа 1.
Яким Нагой. (Ч. I, гл. 3.)

2. Как этот образ помогает читателю понять, что судить о народном горе или радости можно только изнутри народного уклада жизни?

Группа 2.
Ермила Гирин. (Ч. I, гл. 4.)

1. Как в поединке крестьянина с купцом Алтынниковым отразились нравственные принципы народа?

Группа 3.
Савелий, богатырь святорусский. (Ч. III, гл. 3.)

1. Охарактеризуйте страну-утопию под названием Корежина, выходцем из которой был Савелий. В чем сила и слабость Савелия?

Группа 4.
Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, пролог, гл. 1, 2.)

1. Почему Матрена Тимофеевна осуждает мужиков за их странничество в период крестьянской жатвы? Что такое крестьянский труд для Матрены? Почему она говорит о нем, употребляя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

2. Как она воспитывалась до замужества и почему приняла предложение Филиппа Корчагина? Какой была ее жизнь в доме мужа?

Группа 5.
Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, гл. 4—8.)

2. В чем автор видит нравственный подвиг крестьянки?

Вывод.

Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты.

Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.

На втором уроке
можно организовать работу по анализу приемов сатирического изображения помещиков в поэме.

1. Проследите основные вехи жизни Оболта-Оболдуева.

2. Каково отношение крестьян к нему?

3. Что сообщает читателю его говорящая фамилия?

4. Какой смысл в понимание образа помещика вносит его речевая характеристика?

5. Можно ли считать его образ однолинейным или в нем есть сложность, внутренние противоречия?

6. Как изменилась жизнь помещика в пореформенный период? Стали ли от этого крестьяне жить лучше?

7. Можно ли его назвать счастливым?

1. Почему встреча крестьян с князем Утятиным изображена с сатирическим пафосом?

3. Какой смысл в том, что крестьяне согласились обмануть князя и по-прежнему подчиняться ему?

5. Как в изображении помещика автор использует предметную деталь, приемы гиперболы, гротеска, несоответствия?

Вывод.

Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках. К своим крестьянам они всегда относились жестоко и высокомерно, презирая людей труда и ведя паразитический образ жизни.

Исключение — образ доброй губернаторши Елены Александровны. Эта позиция Некрасова подвергалась критике долгое время, так как считалось, что это отход поэта от революционно-демократических идеалов.

Итог уроков.

Каждого из изображенных крестьян можно в широком смысле считать подлинным народным заступником. Они прошли в жизни цепь испытаний и невзгод, которые не сломили цельности их характеров.

Но крестьянская реформа не улучшила ни помещичьей, ни крестьянской жизни, и помещик Оболт-Оболдуев сожалеет о прежних днях дворянской вольницы, а Утятин вообще не способен с ней расстаться. С горькой иронией автор изображает как самих помещиков, страдающих от отмены крепостного права, так и их верных холопов, привыкших к терпению, смирению и унижениям, не способных к открытому протесту и борьбе за свое освобождение.

1. Источник: Литература. 10 класс. Поурочные разработки. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 250. (вернуться)

Читайте также: