Как в этом эпизоде показано пробуждение самосознания народа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Путешествие мужиков могло бы завершиться встречей с Ермилом Гириным. Его жизнь отвечает народному пониманию счастья и включает в себя: спокойствие, богатство, почет, добытый честностью и добротой:

Да! был мужик единственный!
Имел он все, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почет,
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!

Самосознание народных масс всегда имело очень важную роль в общественной жизни. Такая роль обусловлена, прежде всего, тем, что только сознательный народ и его деятельность могут привести к формированию по-настоящему честного общества, в котором господствует справедливость и в котором действительно комфортно проживается всем его членам. В разных странах наблюдался разный уровень народного самосознания, были периоды его роста, были и периоды упадка показателя этого абстрактного явления.

За одним из исторических примеров роста народного

самосознания в крестьянской среде России можно понаблюдать в поэме Николая Александровича Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

В чем же проявляется рост самосознания именно в этом прекрасном произведении? Думается, что, прежде всего, в том, что именно это явление и есть идейно-художественным признаком всего произведения Некрасова. Раскрытие этого аспекта происходит сразу в двух примерах. Во-первых, в поэме появляются герои, представляющие простой народ.

Как ни странно для времен, описанных в самом произведении, эти герои обладают достаточно высоким уровнем самосознания в социальном плане

(такими героями являются Ермил Гирин и Яким Нагой). Во-вторых, автор в открытую использовал в своем произведении некоторые реплики, которые прямо говорят о том, что в широких слоях представителей крестьянского слоя населения действительно начинает пробуждаться самосознание. Заметить это можно по главам произведения “Пьяная ночь” и “Сельская ярмонка”.

И уж точно подтвердить отсутствие такого счастья может разговор мужиков с помещиком Оболтом-Оболдуевым.

Произведение Николая Некрасова именно о народном самосознании, а не о чем-то еще. В этой поэме мы можем узнать историю обычных мужиков, представителей крестьянства, которые долго путешествовали, общались с людьми и в итоге понимали, что на такой Руси никому хорошо быть не может. Таким образом, под конец поэмы их самосознание существенно выросло.

Некрасовская поэма народна, его сочувствие тяжелой доле русского крестьянства искренне, отсюда и пафос произведения — тема пробуждения сознания народа, тема неизбежности крестьянской революции.
Сама композиция отражает авторскую веру в победу справедливости. Наиболее революционно звучащая часть “Пир — на весь мир” завершает поэму-эпопею.
В “Кому на Руси жить хорошо” показаны многочисленные представители крестьянства. Некрасов отнюдь не идеализирует народ. Развращающая сила крепостного рабства повлияла на какую-то часть крестьян. Обобщающая характеристика “людей холопского звания” (дворовый человек, гордящийся “барской болезнью” подагрой; холоп князя Утятина Ипат, Яков и др. ) дана в словах:
Люди холопского звания — Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа.
Однако и в среде “холопов по убеждению” появляются ростки пассивного сопротивления. Даже верный Яков осмеливается протестовать против барского самодурства.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” показаны и рядовые представители бедности, и правдолюбцы, и активные борцы за народное счастье. Постоянный, каждодневный труд — вот экономическая и нравственная основа крестьянской жизни. Некрасов с уважением и любовью рисует портрет вечного труженика Якима Нагого. Тяжелая жизнь не истребила в душе крестьянина стремления к красоте.
В условиях социальной несправедливости крестьянская среда закономерно выдвигала правдолюбцев, борцов за человеческое достоинство рядового труженика. К числу таких правдолюбцев относится и Ермила Гирин (глава “Счастливые”).
Гирина отличают повышенная совестливость, чуткость к чужому горю. Он не прощает себе того, что “из рекрутчины меньшого брата Митрия повыгородил”.
Из рассказа седовласого попа мы узнаем о новом повороте судьбы Ермилы Гирина: “В остроге он сидит”. Некрасов рисует картину крестьянского бунта. Роль Ермилы Гирина в нем не совсем ясна, но нет сомнений, что герой вступился за крестьян, не побоялся отстаивать их интересы.
Савелий и Матрена Тимофеевна — активные борцы с несправедливостью. Они воплощают в себе лучшие черты русского крестьянства (трудолюбие, душевную отзывчивость, совестливость, духовное богатство) . Рассказ Корчагиной о собственной жизни свидетельствует о несломленном характере русской женщины, о ее мужественном сопротивлении тяжелым обстоятельствам. Жизнь в родительском доме — единственное светлое воспоминание героини. Неуютно чувствует себя Матрена Тимофеевна в доме Филиппа Корчагина. И все же крестьянка сохраняет верность мужу, отклоняет домогательства господского управляющего Ситникова.
Трагична судьба детей Матрены Тимофеевны (гибель Демушки, беззащитность Федотушки) , трагична и судьба Филиппа. Всеми силами пытается крестьянка спасти семью: сама идет под розги вместо Федотушки, вызволяет мужа из солдатчины.. . Она активно борется за справедливость, проявляет в этой борьбе мужество и твердость.
Другим активным борцом за справедливость является в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Савелий — богатырь святорусский. За долготерпением русского мужика видится ему богатырство русское:
А потому терпели мы,
Что мы — богатыри.
Некрасов был убежден не только в праве народа на бунт, но и в обязанности подневольного человека сбросить иго рабства. Радикальный философский подтекст поэмы легко прочитывается в легенде “О двух великих грешниках”. Отпущение своих тяжких грехов разбойник Кудеяр получает лишь после того, как убивает пана Глуховского.. .
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” и в наши дни остается важным литературным памятником, который позволяет судить о том, как относились к проблеме пробуждения активного народного самосознания писатели-демократы. Вероятно, не со всеми мыслями Некрасова можно сейчас согласиться (допустимо ли оправдывать убийство одного человека другими какими-либо высокими соображениями?!) , но искреннее желание поэта как-то облегчить жизнь народа сомнений не вызывает.

как и в каком эпизоде показано пробуждение самосознания народа в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо

(465 слов) Поэма была написана в 1877. Это поэма-эпопея, об этом говорит не только большое количество персонажей и много сюжетных линий, но и широкая народная проблематика. Некрасов работал над своим произведением в течение двадцати лет, пытаясь охватить все слои общества: от крестьянства и до самой царской власти, пытаясь проработать и вывернуть на изнанку все скрытые от глаз социальные проблемы, собрать по крупицам один большой шедевр. Однако поэма была не закончена в связи со смертью Некрасова.

Названия мест, откуда они родом, говорят о бедственном положении народа в них: деревеньки Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, уезд Терпегорьев и так далее. Именно на проблеме отсутствия народного счастья построена поэма. В ней отчетливо изображена тяжелая, голодная жизнь крестьян.

Невозможно говорить о народе и его характере без конкретных примеров крестьян-борцов за справедливость. Таким был Яким Нагой. Он представлен автором как праведный человек, труженик, который нищенствует. Он трудолюбивый, умный. Прекрасно знает почему народ живет так убого. В этом образе воплощён своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского “праведника”. Ермил Гирин также отличается умом и правдолюбием. Он грамотный мужик (потому что ранее был писарем). Слыл своей справедливостью, бескорыстием, поэтому народ избрал его старостой. Однако Некрасов не идеализирует его образ: Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством.

И только в главе “Савелий — богатырь святорусский” крестьянский протест выливается в бунт, который завершается жестоким убийством угнетателя. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.

Таким образом, автор показал вереницу разнохарактерных крестьян, каждый из них индивидуален. Можно сделать вывод, что все эти крестьянские типы объединяет одно – нищета, бесправие и забитость народа.

Самосознание народных масс всегда имело очень важную роль в общественной жизни. Такая роль обусловлена, прежде всего, тем, что только сознательный народ и его деятельность могут привести к формированию по-настоящему честного общества, в котором господствует справедливость и в котором действительно комфортно проживается всем его членам. В разных странах наблюдался разный уровень народного самосознания, были периоды его роста, были и периоды упадка показателя этого абстрактного явления.

За одним из исторических примеров роста народного

самосознания в крестьянской среде России можно понаблюдать в поэме Николая Александровича Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

В чем же проявляется рост самосознания именно в этом прекрасном произведении? Думается, что, прежде всего, в том, что именно это явление и есть идейно-художественным признаком всего произведения Некрасова. Раскрытие этого аспекта происходит сразу в двух примерах. Во-первых, в поэме появляются герои, представляющие простой народ. Как ни странно для времен, описанных в самом произведении, эти герои обладают достаточно высоким уровнем самосознания в социальном плане . Во-вторых,

автор в открытую использовал в своем произведении некоторые реплики, которые прямо говорят о том, что в широких слоях представителей крестьянского слоя населения действительно начинает пробуждаться самосознание.

Заметить это можно по главам произведения “Пьяная ночь” и “Сельская ярмонка”.

Наблюдать за появлением такого впечатления можно по рассказу попа, который сказал мужикам, что никто не может ощущать себя по-настоящему счастливым, когда весь народ живет не шибко хорошо. И уж точно подтвердить отсутствие такого счастья может разговор мужиков с помещиком Оболтом-Оболдуевым.

Произведение Николая Некрасова именно о народном самосознании, а не о чем-то еще. В этой поэме мы можем узнать историю обычных мужиков, представителей крестьянства, которые долго путешествовали, общались с людьми и в итоге понимали, что на такой Руси никому хорошо быть не может. Таким образом, под конец поэмы их самосознание существенно выросло.

Читайте также: