Как успокоить детей в детском саду воспитателю в старшей группе

Обновлено: 25.06.2024

Игровой момент служит хорошей завязкой для начала занятия. Но до этого детей нужно собрать вокруг себя и добиться тишины. А мы совсем не всегда настроены на феерическое театральное действо, способное переключить всех детей со свободной игры на организованную деятельность в рамках занятия. Занятия, даже хорошие, - это все - таки будни.

Поэтому мы вынуждены прибегать к другим приемам - более простым, но эффективным.

Свисток, колокольчик и бубен.

В школе о начале урока оповещает звонок. Звонок - это специальный сигнал, о значении которого детям сообщают, когда они начинают учиться. Педагоги детского сада часто используют в своей работе колокольчик - с той же целью. Колокольчик сигналит - значит, нужно отложить свои занятия и собраться вокруг педагога.

Так как дети маленькие, даже умение реагировать на условный сигнал требует обучения, более того: педагог в состоянии превратить ситуацию обучения и приучения реагировать на сигнал в развивающую. К примеру, дети по его приглашению собираются в круг, и педагог сообщает : Посмотрите, что я вам принесла. Это мои помощники: колокольчик, бубен с бубенчиками и свисток. Они умеют отдавать команды. Голоса моих помощников и их команды вам предстоит запомнить.

Если я свистну в свисток, вы должны тут же собраться вокруг меня в кружок. Если я позвоню в колокольчик, вам нужно срочно бежать к своим столикам и садиться на стульчики. А если я буду греметь бубенчиками бубна, это сигнал встать рядом со своими шкафчиками. Запомнили? Затем педагог проводит испытание детей.

Сейчас вам кажется, что вы запомнили команды. Но я пока не знаю, насколько прочно. Это нужно проверить. Чем бы вы ни занимались, услышав команду, нужно постараться быстро ее выполнить.

После этого дети могут разойтись по своим делам. Некоторое время педагог делает вид, что ничего не происходит. Но в какой-то момент звучит сигнал, и дети должны на него отреагировать.

Управление тишиной.

Педагог дирижирует звуком, позволяя детям тянуть заданный звук очень громко. Так, чтобы в какой-то момент они почти кричали. Но это длится всего одну-две секунды. Затем звук по знаку ладони становится тише. Некоторое время он может вибрировать, что очень забавляет детей. И, наконец, педагог собирает звук в ладонь. После этого можно прижать палец к губам, призывая к абсолютной тишине. Дети уже поймались на звуковую игру и обязательно последуют этому сигналу.

Если игра проводится стоя, после этого педагог кивком приглашает детей сесть - на стульчики или на ковер.

Этот способ организовать внимание детей и установить тишину можно нагрузить дополнительным смыслом, превратив в фонетическое упражнение.

В разные дни недели можно играть в разные звуки (естественно, гласные) : в понедельник - А, во вторник - О, в среду - Э, в четверг - У, в пятницу – Ы или И.

Кричим и скачем по команде.

Мы понимаем, что дети, принуждаемые сидеть некоторое время на занятии, устают. Ослабевает их внимание, и они выпадают из режима тишины. Ребенок начинает разговаривать с соседом, вертеться, вскакивать не только потому, что он непослушный, но и потому, что он устал. Задача педагога - опередить ребенка в желании устроить себе разрядку и предложить ему все что педагог, зная особенности детей, должен организовать паузу чуть раньше, чем того захочет ребенок. В качестве отдыха мы обычно предлагаем детям пальчиковую или ритмическую гимнастику. Эти формы, безусловно, полезны, но не учитываются в полной мере необходимости звуковой разрядки. Ребенок не просто хочет произносить слова. Он хочет говорить в полный голос или даже кричать. Поэтому можно в середине занятия повторить упражнение с вибрирующим голосом. Но можно предложить и другие формы.

Например, детям предлагается несколько раз рассказать двустишие или четверостишие : сначала - очень тихо, потом - громче, громче очень громко, и снова - тише, тише, тише.

Тише, мыши, кот на крыше,

А котята еще выше.

Педагог опять берет на себя роль дирижера. Он регулирует силу звука, показывая ладонью его уровень - от положения на уровне живота до положения на уровне лба и обратно. Когда рука достигает самого высокого положения, дети должны выкрикнуть слова, обязательно выкрикнуть. Мы помним, что тишина достигается тем успешней, чем более психологически верно мы умеем манипулировать детскими импульсами. Дети ложны иногда кричать — но по нашей воле, по нашей команде. Это хитрость, однако она работает.

Можно усложнить произнесение рифмовки за счет добавления движения. В начальном положении дети сидят на корточках. По мере нарастания звука они приподнимаются, в момент кульминации полностью выпрямляются, встают на ноги, а потом снова начинают приседать.

Для того, чтобы динамическая пауза оказалась эффективной, детям можно предоставить возможность двигаться между рядами, а не просто выполнять движения, стоя на месте. Однако эти движения, как и звуки, должны быть управляемыми.

Одним из замечательных, любимых детьми игровых упражнений является движение по сигналу бубна.

- Вы — волшебные игрушки, - говорит педагог. — Вы лишены способности двигаться по собственному желанию. Волшебница связала вас с бубном. Пока бубен звучит, вы можете передвигаться, как только бубен замолкает, вы застываете на месте.

Бубен звучит в течение коротких: и неровных временных промежутков. В таком прерывистом ритме, периодически застывая в разных позах, детям можно позволить дойти чуть ли не до педагога. Потом педагог делает движение, по которому дети должны повернуться к нему спиной и двигаться под бубен в обратном направлении.

Это упражнение не просто позволяет детям переключиться и отдохнуть от напряжения. Оно родственно театрализованному этюду. И потом, на каком-нибудь празднике, его вполне можно использовать в сценарии, где предполагается появление колдуньи, заколдовывающей детей и лишающей их способности передвигаться по собственной воле.

Не буду специально останавливаться на необходимости организовывать на занятии смену деятельности: это азбука детской психо-физиологии. Замечу только, что смена положения и места во время занятия - посидеть на стульчиках, постоять у доски, подойти к демонстрационному стенду у дальней стены комнаты, перебраться на ковер, где можно лечь на живот, - все, что способствует снижению утомляемости. А значит - делает поведение детей более управляемым.

Cуществует несколько игр, которые помогут восстановить дисциплину в группе. Вот некоторые рекомендации.

Воспитатель должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Говорить следует четко и серьезно. Обращаясь к группе детей, рекомендуется говорить погромче, однако не переходить на повышенные тона.

Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана.

Вообще, золотое правило порядка в группе — чем интереснее занятие, тем спокойнее дети. Важна мотивация. И, как говорят психологи, это не детям неинтересно, а взрослые не умеют их заинтересовать.

Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения.

У воспитателя должны быть определённые психологические установки и тогда дети почувствуют их и будут слушаться или хотя бы считаться с тем, что им говорят. Разговаривать обращаясь к группе детей надо погромче, но желательно не кричать. Надо говорить серьёзно, чётко и уверенно.

Можно и даже нужно использовать игровые моменты. Можно сказать "Тихо! К нам на занятие пришла собачка! Она на Вас смотрит! ", затем от лица этой собачки поздороваться изменив голос.

Можно для привлечения внимания детей использовать бубен, колокольчик, игрушечный барабан или ещё какую-нибудь музыкальную игрушку. Можно открыть перед детьми большую книгу, а если кто-то баловаться начинает закрыть её и сказать "Вот дети начали баловаться и книга от нас закрылась, сказка спряталась".

Как ни странно, игровые моменты привлекают внимание, направляют на то чтобы детей на то чтобы они притихли и настроились на более спокойный лад.

Именно гиперактивные дети любят движение жизни. С ними можно использовать юлу, часы со стрелками, машинку с радиоуправлением. У гиперактивных да и просто у активных детей бывает очень хорошая память на стихи и рифмы.

Приглашайте на занятие не прозой, а стихами, говорите что-нибудь в рифму. Например, "Один, два, три, четыре, пять.. Сейчас мы будем рисовать. ", "Нам не надо драться, нам надо заниматься. ", "Мы друг-другу не мешаем, мы друг-другу помогаем. " и так далее.

Очень хорошо использовать мяч, говорит тот, у кого мячик. Если физминутка, то обязательно проговариваем правила игры, не выполняешь правило, выходишь из игры и сидишь на стульчике, смотришь, иначе никак внимание не сконцентрировать. Если речь с движением, то потом спрашиваю, какие слова были на тот или иной звук. Кто назвал, тот супермолодец. так что постоянно в тонусе. Голос не повышаю, об этом предупредила сразу, спокойный голос, а затем как выполнили задание. Удачи вам и терпения.

Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр

Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Занятия с дидактическими играми в первой младшей группе проводятся.

Рекомендации для педагогов при проведении дидактических игр Рекомендации для педагогов при проведении дидактических игр: 1. Систематически планировать проведение дидактических игр. 2. Использовать.

Здоровьесберегающие традиции дошкольных образовательных учреждений Кузнецкого района города Новокузнецка Кузнецкий район – удивительный район. Он, как одна большая семья вместил в себя 16 детей, 16 дошкольных образовательных учреждений, которые.


Доброго здоровья, физического и психического, друзья! Сухих Татьяна на связи. Мне поступил очень интересный вопрос от читательницы о том, как наладить дисциплину в группе детского сада. С проблемой непослушания и откровенного игнорирования общепринятых норм поведения детками каждый педагог сталкивается в своей жизни не раз и не два. Ситуация обостряется отсутствием взаимодействия с родителями в вопросе дисциплины. Разберемся?

Как и почему дети могут сделать жизнь педагога невыносимой?

Ситуация понятна, проходили через это многие из нас. Видимо, насколько я могу судить, моя коллега изначально не хотела быть строгой и ставить рамки дозволенного в группе для воспитанников. А рамки и правила нужны детям для полноценного развития. Чем раньше устанавливаются ограничения, тем проще будет воспитателям, родителям и самим детям в дальнейшем.

правила поведения

Привыкнув ухом не вести на слова педагога, в стенах учебного заведения они заработают клеймо неуправляемых и нежелательных учеников.

Психологи выделяют несколько причин плохой дисциплины среди дошкольников:

  • Потребность во внимании;
  • Борьба лидеров;
  • Защита от неудач, неодобрения;
  • Месть за нанесенные обиды;
  • Банальная скука.

Методы, позволяющие наладить дисциплину

Для начала стоит поработать над собой, выстроив такую линию поведения, чтобы установить авторитет. Стиль общения с детками предполагает строгость в принципиальных вопросах, ласку в любых ситуациях и добросердечность, юмор, но без сарказма, тактичность, но откровенность, отзывчивость. Главное – искренний интерес к личности каждого ребенка. Плохих деток нет, есть несчастные…

делегировать полномочия

В вашей ситуации, коллега, нужно лидеров организовать и возглавить. Такие ребята очень ждут признания их лидерских качеств, поэтому делегируйте полномочия лидерам, поручайте им дежурство по дисциплине. Думаю, стоит провести беседу с группой на тему, что такое плохо и хорошо, вместе определите и напишите правила, оформив специальный стенд, где также есть фото детей и ежедневные отметки по поведению в виде звезд трех цветов.

Красный – плохо, желтый – нормально, зеленый – отлично. Каждый день не забывайте выставлять оценки совместно с детьми, пусть сами определяют, какую они заслужили звездочку. Не забывайте о поощрении и авансах. Если ребенок слишком глубоко обижается на заслуженные красные звезды, поощрите его желтой или даже зеленой, но объясните свое решение всем детям. Не допускайте несправедливости!

А для привлечения внимания и искоренения вспышек непослушания во время занятий, есть такой прием: колокольчик, бубен, свисток, дудочка. Объявите, что будете проверять, кто самый внимательный и по сигналу свистка или бубна умолкнет и будет смотреть на воспитателя. Тренируйте постоянно, пока не выработается рефлекс.

Можно усложнить, задачу: как только прозвучит сигнал, все останавливаются и повторяют за воспитателем движения пальчиковой гимнастики или просто упражнения. Звонок: все смотрят и повторяют, кто молодец, заслужил похвалу или звезду. И так ежедневно, пока не достигнете автоматизма. Предупредите детей, что будете подавать сигнал неожиданно.

Другие приемы остановки негативных проявлений

В принципе, этих методик и приемов должно хватить, в завершение статьи хочу поделиться наводкам на хорошие методические пособия:

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:


Консультация для родителей: сюжетно-ролевые игры детей

Как педагогу успокоить маленького ребёнка, если он плачет

— Мальчик, полтора года, пошёл в тоддлер-группу (длительность — 2,5 часа). Когда мама уходит, он ещё минут 20–30 плачет, зовёт её. Как помочь мальчику? Утешать, отвлекать? Если отвлекаю, он ещё сильнее начинает плакать. Ему явно нужны утешение и поддержка. Как это сделать, когда в группе есть другие дети и не всегда получается уделить ему индивидуальное внимание?

На вопрос, как воспитателю успокоить детей, отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова (АМИ 0–3).

Маленькие дети уже не так зависимы от значимого взрослого, как младенцы. Но, с одной стороны, всё ещё нуждаются в поддержке привязанностью, а с другой — ещё слабо умеют удержать эту связь без опоры на внешнее. С глаз долой — из сердца вон. Из сердца вон — паника: «Я один в этом полном неизвестностей мире, да и сама моя незрелая личность, не отражаемая взрослым, куда-то делась. Тоддлеры только в начале пути умения быть человеком наедине с самими собой. Потому базовая помощь в разлуке с мамой — наличие замещающего взрослого, к которому можно привязаться. Речь не о громадной любви до гроба, но о достаточной степени доверия, уверенности в том, что этот конкретный человек:

  • за тебя отвечает;
  • о тебе позаботится;
  • придёт на помощь, если потребуется;
  • заметит тебя, когда ты растерян, рад, испуган, горд, спокоен, возбуждён и хочешь понять себя или разделить с кем-то сведущим эти чувства.

В период адаптации необходимо достаточно внимания. Это должна быть отработанная процедура, о которой взрослые договариваются заранее. В больших классах, где работают педагог и несколько ассистентов, часто сопровождение берёт на себя тот ассистент, у которого лучше других получается налаживать задушевный контакт с новенькими. Либо за каждым конкретным новичком закрепляется один из ассистентов, который поначалу занимается в первую очередь своим подопечным и присутствует в классе всякий день, когда адаптирующийся малыш приходит.

В моём маленьком классе я занимаюсь индивидуально с малышом достаточное время (индивидуальные занятия проводит педагог, а не ассистент), поэтому, когда тоддлер включается в класс, я работаю его основной привязанностью, а ассистент берёт на себя тех, кто уже по большей части работает самостоятельно.

150 игрушек и занятий для дома

Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет

Как воспитателю успокоить ребёнка в садике

Всё остальное помогает только в дополнение к тому, что тоддлер должен быть обеспечен альтернативным объектом привязанности, когда он разлучён с родными.

Что помогает:

  • Чёткое обозначение начала и окончания занятия, понятное малышу.
  • Явный, уверенный, решительный уход родителя.
  • Повторяющийся ритуал входа и выхода на занятие (приветствие и прощание, мытьё рук, закрывание дверей).

Реальный диалог двух девочек. Одна рисует, вторая рядом клеит. Обе ещё не говорят предложениями.

Обе девочки продолжают работать.

Вы сообщаете малышу на доступном для понимания уровне:

  • что мама придёт позже;
  • он расстроен;
  • вы поняли, что он расстроен;
  • вы можете побыть с ним, обнять, если он хочет.

Нужно уделить внимание и родителям, объяснить, что маленькие дети с трудом переключаются с одной ситуации, с одной привязанности на другую. Важна твёрдость и решительность взрослого, уверенность, что ребёнку нужно остаться в классе и это безопасно. Если родитель сам сомневается и боится (боится огорчить, а малыш-то не знает, чего боится взрослый), то ребёнок паникует. Если родитель, страшась увидеть слёзы дорогого чада, норовит исчезнуть по-тихому, малыш начинает бояться, что взрослый может исчезнуть в любую секунду, и вернуть доверие маленького человека будет нелегко. Подчас надёжность родителя важнее приятности. Мама сказала, что уйдёт, и ушла. Малыш не обязан радоваться её уходу. Но если мама делает то, что говорит, значит, когда не сказала, что уйдёт, можно не опасаться, что она куда-то денется.

Как успокоить ребёнка, если он плачет

Само по себе время, которое ребёнок плачет, не говорит ни о чём. Если это плач отчаянья, то и пяти минут много для тоддлера. Если это плач горя и есть поддержка уверенного взрослого, сочувствующего, но не боящегося слёз, и ребёнок выходит победителем из ситуации, погоревав и занявшись другим делом, то 20–30 минут плача небольшая беда. Если это демонстративные слёзы, но малыш не истощён и не перевозбуждён, допустимо позволить ему убедиться, что это неработающий способ получить внимание. Если демонстративный плач выходит из-под контроля ребёнка, то ему нужна помощь в саморегуляции. Надо его крепко обнять, погладить, покачать, присоединяться к его плачу и выходить из него, увлекая за собой малыша. Всеми возможными способами уделяйте внимание эмоциям, но не самой истерике. Сочувствуйте, но не потакайте.

Если ребёнок отвлекает других учеников, скажите ему об этом и отведите его туда, где в вашем классе приемлемо шуметь, и будьте там с ним.

Надёжная привязанность — залог хорошего обучения: учится только тот, кто спокоен. Так что, если индивидуальное внимание в период адаптации уделяется не по каждой необходимости ребёнка, а по возможности педагога, то имеет смысл обсудить проблему и предусмотреть помощь.

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Дошкольникам и младшим школьником бывает трудно сохранять внимание


В последнее время в социальных сетях появились истории про детей в начальной школе, которые запросто могут встать во время урока, пройтись по классу, выйти за дверь или залезть под парту.

Такому ребенку сложно в школе, и мама пытается найти поддержку со стороны других родителей.

Под подобными постами появляется множество комментариев о том, что такое поведение вполне нормально, нужно подождать, ребенок адаптируется. Возможно, это и так. Но не во всех случаях. Иногда требуется помощь нейропсихолога или невролога.

А если на это посмотреть со стороны учителя, у которого кроме этого ребенка есть еще двадцать девять других? И у каждого свои особенности, причуды и веселые затеи? Как ему быть в такой ситуации?

Проблемы с дисциплиной часто возникают и в группах дошкольников.

Способ 1. Удивить детей

Заговорите шепотом, в другой тональности или пригласите сказочного посредника.

Когда ребенок справится с собой, сказочный персонаж должен похвалить ребенка.

Способ 2. Увеличить темп занятия

Для этого вы должны быть тщательно готовы к занятию, свободно владеть материалом, не подглядывая в конспект. И при необходимости быть в состоянии быстро поменять задания местами, чтобы переключить внимание детей.

Способ 3. Попросить помощи у самого активного ребенка

Пусть он раздаст клей или карандаши для поделки, разложит листочки с заданиями. Можно взять ребенка за руку или посадить к себе на колени и вместе с ним продолжить занятие.

Способ 4. Приучить детей к стоп-сигналам

Способ 5. Поменять вид деятельности

Попойте гласные, поиграйте в дутибол (футбол теннисным мячиком при помощи дыхания), сделайте самомассаж колючими мячиками или шишками, походите по ортопедической дорожке, поползайте под столами.

Желательно на занятиях ввести общие для группы правила. Все дети берутся за руки, и все вместе произносят слова правил, при помощи которых можно попасть в сказочное путешествие.

Но иногда сделать замечание необходимо

Можно сказать нужные слова от лица сказочного посредника

Подать сигнал помощнику педагога, чтобы он сделал замечание незаметно

— так, чтобы не привлекать внимание всей остальной группы. Помощнику нужно опуститься к ребенку и прошептать замечание на ухо.

Сделать замечание самостоятельно

Если ситуация не позволяет привлечь помощника и сказочного посредника, педагогу следует опуститься на один уровень с ребенком и сказать, что он делает не так. Говорить надо глядя ему в глаза, а не сверху вниз, и — негромко.

Наказанный ребенок всегда должен находиться лицом к группе.

Необходимо поддержать ребенка эмоционально

Дисциплинарные методы, которые использовать на занятиях категорически нельзя:


Выключать свет.

Использовать мотивацию вины и стыда, если речь идет о том, что ребенок что-то забыл, не понял, не услышал или не знает.

Заставлять ребенка сидеть в не удобном для него положении.

Каждый ребенок имеет право занимать комфортную позу: лечь на пол, если устал, слушать стоя, даже если остальные сидят, или сидеть так, как ему нравится.

Важное исключение из правила — это ситуации, когда мы пишем или рисуем. Необходимо следить за правильной осанкой даже в группах трехлеток.

Делать замечание ребенку, если ему необходим отдых.

Об авторе: Наталья Лукша

Reader Interactions

Comments

Очень полезная статья, для себя почерпнула кое-что полезное и оказалось что уже использую некоторые упомянутые методы. Спасибо

Да, спасибо, очень хорошая статья. Я многие такие же приемы применяю в работе с детьми и они работают.

Спасибо большое, статья очень поучительна и полезна, некоторые советы я использую в своей работе с детьми в детском центре. Автору большое спасибо.

Очень хорошая статья. Я начинающий педагог, поэтому для себя почерпнула полезные советы. Спасибо!!

Марина Трофимова говорит

Статья замечательная, советы хороши для воспитателей дошкольных заведений, но как это осуществить в начальной школе? Именно так заявлено в начале статьи. Увы, в школах нет помощников педагога.
Извините, это субъективное мнение.

Наталья Лукша говорит

В школе тоже что-то из этого можно использовать. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Можно, например, проговаривать скороговорки на долгом выдохе:

«Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка…
(И так до тридцати трех Егорок.)

Или же попеть гласные. Тоже в игровой форме. Все дети закрыли глазки и мы говорим:

Открываем мы глаза, Вдох — и тянем долго: А-А-А… ______
Утром солнышко взошло Снизу вверх мы тянем: О-О-О… (интонируем вверх) ­
Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы… (интонация вверх и вниз)
Ночью смотрим на звезду — Сверху вниз слетает: У-У-У… (интонируем вниз).

Заодно вспомнили про гласные.

Можно включать и другие игровые моменты: кроссворды на правила русского языка, прерваться — сделать пальчиковую гимнастику.

Можно придумать игру со стоп-сигналами для повышения регуляции и самоконтроля. Договоритесь, что когда во время урока вы произносите какое-то секретное слово, то все должны, например, хлопнуть. Это будет также способствовать концентрации внимания.

Я иногда провожу мастер-классы в школе. ИЗО. Кажется все просто…. Рисуем и все. Но у меня занятия по определенной последовательности и не все дети могут концентрироваться. Т.к. рисование — это удовольствие и радость но через внимательное отношение к своей работе. Некоторые дети начинают отвлекаться , а за них никто не нарисует!! И тогда такие методы очень помогают в большом классе.

Реальные отличные советы, которые работают! Спасибо! Ещё бы найти реальные способы успокоить ребенка, который начинает посреди занятия беспричинно рыдать и капризничать и при этом не хочет идти на контакт ни с кем.

Наталья Лукша говорит

Попробуйте сказочного посредника. Ребенок кукле может рассказать больше, чем взрослому. Куклотерапию использовали даже для взрослых после землетрясения в Армении.

Артем Анатольевич говорит

Спасибо автору! Отличная статья и рекомендации. С дошкольниками действительно работает!

Ирина Александровна говорит

Спасибо большое. Статья замечательная. Советы хорошие.

Спасибо, очень актуальная статья. Я работаю в первом классе. Когда ребенок отвлекает других, я замолкаю и жду или подхожу к ребенку и молча беру его ладошки в свои руки. Но есть дети, которые требуют дополнительных исследований их поведения и присоединения других специалистов.

Большое спасибо! Хотелось бы прочитать про методики для детей начальных классов с симптомами указанные в статье.

Читайте также: