Как управлялась арабский халифат при харуне ар рашиде кратко

Обновлено: 19.05.2024

Ответ. Ислам распространился на таких обширных территориях благодаря арабским завоеваниям, хотя позже многие народы убедила именно проповедь (например, монголы ещё не знали поражений, когда приняли ислам).

Вопрос 2. Каково было влияние ислама на развитие Арабского халифата?

Вопрос 3. Какие народы, кроме арабов, вторгались в VIII—X веках на территорию Западной Европы?

Ответ. Викинги (из Скандинавии) и мадьяры (с территории современной Венгрии)

Вопрос 5. Какими изобретениями и открытиями, сделанными арабами или распространёнными благодаря им, человечество пользуется до сих пор?

Ответ. Мы и сегодня пользуемся созданной арабами алгеброй, а также цифрами, которые арабы не изобрели (а взяли у индийцев), но распространили по миру.

Вопрос 6. Расположите в хронологической последовательности события истории арабов в VI-ΧΙ веках:

а) переселение Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра);

б) вторжение арабов на Пиренейский полуостров;

в) правление Харуна ар-Рашида;

г) завоевание Багдада турками-сельджуками;


Вторая половина 8 века нашей эры ознаменовалась ослаблением центральной власти, и отдаленные районы Халифата получили новый толчок к развитию. На фоне всеобщих изменений особенно выделялся Багдад. Довольно быстро он превратился в культурную и политическую столицу огромной мусульманской империи. В стремительно развивающемся городе торговец, архитектор, солдат – всякий мог найти работу. А особо удачливые могли сделать успешную карьеру и стать приближенными халифа, имя которому было – Харун ар-Рашид.

харун ар рашид

Сказки и реальность

Арабские сказки преподносят нам правителя Багдада как справедливого и мудрого покровителя архитекторов и ученых, мецената и творца. Образ Харун-ар-Рашида оказался столь впечатляющим, что впоследствии его имя стало нарицательным, обозначая щедрого человека, наделенного властью, доброго и справедливого. Но действительность, как всегда, оказалась намного прозаичнее волшебных преданий.

Детство халифа

В древнем городе Рей, который находится недалеко от Тегерана, в 766 году родился внук великого Аль-Мансура – основателя династии Аббасидов, которые уже долго время управляли огромным халифатом. Их владения простирались от рубежей Индии и Китая до берегов Атлантического океана. Дед Харуна ар-Рашида основал и Багдад. Последний к моменту рождения будущего халифа стал богатым и цветущим городом, главным украшением которого был дворец халифа. Матерью будущего хана стала йеменская рабыня по имени Аль-Хайзуран, которую халиф сделал своей наложницей, а после и женился на ней.

Харун ар-Рашид провел свое детство в неге и роскоши, окруженный друзьями, родственниками и мудрыми наставниками. Несмотря на окружающее богатство, он вырос сильным и выносливым – прекрасно стрелял из лука, владел мечом, был прекрасным наездником. С раннего детства его наставниками являлись представители знатного рода Бармакидов, а молодой Джафар ар Бармакид в течение многих лет был его самым лучшим другом.

достижения харуна ар рашида

Первые военные походы

По просьбе матери Харуна, в юном шестнадцатилетнем возрасте сын халифа принял участие в военном походе против Византии. Понятно, что он командовал войсками чисто номинально, все боевые действия вели более опытные военачальники. Несмотря на многочисленные наветы, которые нашептывались на ухо его отцу, противники Харуна ар-Рашида, были посрамлены. Юный наследник проявлял в сражениях незаурядную храбрость и смекалку, и ему можно было доверить более сложные дела.

Короткое правление аль-Хади

После смерти халифа Муса занял престол под именем аль Хади. Своего брата он бросил в темницу и заставил поклясться, что никогда Харун ар-Рашид не будет претендовать на престол и верно станет служить своему брату-правителю.

Но мать Харуна и его друг Джафар такую клятву не давали, Недолго правил аль-Хади в своем халифате. В 786 году он внезапно умер, и его место занял Харун.

Цели Харуна ар-Рашида

Борьба за трон в любой империи – это долгосрочное и кровопролитное противостояние. Вступив на престол, юный Харун первым делом продолжал играть номинальную роль, а управляли страной его учителя и могущественные Бармакиды. В своих суждениях юный халиф руководствовался наставлениями своего учителя Яхья ибн Халида, немало времени он уделял и матери, которая возвела его на престол.

 какими достижениями прославился харун ар рашид

После смерти матери Харун ар-Рашид постепенно избавляется от влияния могущественного клана Бармакидов и берет бразды правления в свои руки. Основные противники Харуна ар-Рашида теперь – его бывшие друзья и наставники. 29 января 803 года от руки его визиря погибает Джафар – давний и самый преданный друг халифа. Был ли виной донос анонимного недоброжелателя, или всему виной подозрительность халифа – правды мы уже никогда не узнаем. От руководства были также отстранены учителя халифа, а его наставник Яхья ибн Халиф был надолго заточен в темницу.

основные противники харуна ар рашида

Политика халифа

Правление Харуна ар-Рашида можно смело назвать золотым веком халифата. Безусловное военное превосходство отбивало охоту небогатых соседей поживиться набегами на окраины империи. Все попытки разжечь пламя войны безжалостно пресекались. В это относительно мирное время бурно развивается торговля. Возможно, именно арабские купцы, торговавшие со всей ойкуменой, разнесли весть о новом халифе как о щедром и мудром правителе.

цели харуна ар рашида

Несмотря на свою славу грозного повелителя и сурового военачальника, Харун ар-Рашид был чуток к голосу ученых и милостив к бедным. За все время своего правления он ежедневно совершал молитвы. Для богословов и поэтов всегда были открыты двери, Харун часто слушал их, позволял им толковать Коран, петь хвалебные песни в собственный адрес.

Успехи в науке и строительстве

Несмотря на общее правление, в Абиссидском халифате города имели относительную самостоятельность. Халиф следил за успехами ученых из различных земель своего халифата, и приглашал к себе самых талантливых исследователей и зодчих. Благодаря такому подходу о том, какими достижениями прославился Харун ар-Рашид, вскоре узнал весь арабский мир. В халифате возводились мосты и мечети, строились дамбы и плотины, орошавшие сухие бескрайние земли халифата.

правление харуна ар рашида

Появилась центральная почтовая служба, о которой в Европе в те времена даже и не слыхали. Караванные пути на территории халифата охранялись от разбойников, путешественники останавливались на постоялых дворах, не опасаясь за свои жизни и сбережения.

Великий проект

Интересно, что, по словам одного историка, Харун ар-Рашид серьезно рассматривал проекты по соединению Красного моря с водами Ромейского (Средиземного). Для осуществления этого начинания у халифа были и средства, и возможности. Данный проект был отвергнут из соображений безопасности государства – военачальники халифа всерьез опасались вторжения византийских кораблей и их прорыва к берегам Хиджаза. Повторно к этой идее вернулись спустя больше чем тысячу лет, построив на месте древнего проекта Суэцкий канал.

Жена халифа

В скором времени юный халиф женился. Его избранницей стала Зубейдда ибн Джафар, внучка халифа аль Мансура. Многие достижения Харуна ар-Рашида по праву должны быть приписаны именно этой женщине. Он внесла огромный вклад в благоустройство городов, с ее подачи на улицах Багдада в темное время суток засияли огни, она одна из первых жен занялась благотворительностью. Она подарила своему мужу и повелителю сына Абу Абдаллу аль Аллаха, который в свое время стал наследником империи своего отца.

Халиф и религия

Доброта и набожность правителя странным образом сочетались с его непримиримостью к иноверцам. На заре своего правления он объявил амнистию, помиловав сотни разбойников и воров, но оставив в темницах людей, толкование Корана которыми отличалось от общепринятого. В христинском мире таких людей называли бы еретиками. Так называемые зиндики должны были публично отказаться от неправильного учения и внести определенную мзду за свое освобождение.

противники харуна ар рашида

Иноверцы подвергались в халифате унижениям и должны были подчиняться более жестким правилам. Например, им запрещалось носить такую же обувь, какую носили мусульмане. Им не разрешалось ездить на лошадях – основным средством передвижения для христиан и других иноверцев считались ослы. Не пользовались поддержкой в халифате и сторонники других религий. В 806 году Харун ар-Рашид в благочестивом рвении сделать мусульманство единственной религией на своей земле, приказал разрушить все христианские святыни на своих землях, фактически запретив исповедовать христианство в своем халифате.

Последние дни халифа

У Гаруна аль-Рашида был реальный исторический прототип — багдадский халиф Харун ар-Рашид. Пожалуй, сказочного Гаруна и реального Харуна объединяло лишь одно. Оба они любили инкогнито бродить по ночному Багдаду, в сопровождении друга и визиря Джафара Бармакида. Только реальный султан казнил своего реального друга Джафара, так что действительность гораздо суровее сказок.

Харун ар-Рашид родился в 766 году в древнем городе Рей, расположенном к юго-западу от Тегерана. Он был сыном третьего халифа из династии Аббасидов — аль-Махди. Дед Харуна — аль-Мансур был фактическим основателем и создателем огромной империи, вошедшей в историю как Аббасидский халифат.


Эта империя простиралась от Атлантики до границ Китая и от Кавказа до Индии в Азии и Судана в Африке. Апь-Мансур основал и город Багдад, который к моменту рождения Харуна ар-Рашида уже превратился в самый большой и великолепный город Востока. В Багдаде насчитывалось около 20 тысяч мечетей и молитвенных мест, 10 тысяч бань и порядка 2,5 миллиона жителей.

Воздух в Багдаде охлаждали с помощью войлока, который растягивали и затем увлажняли водой, а она, испаряясь, спасала от дневного зноя. Около половины всей площади Багдада занимали рынки, что делало этот город центром восточной торговли.


Но главным украшением Багдада был халифский дворец, который казался сказочным. В нем находились пруды из ртути и олова, искусно сделанные из драгоценных металлов деревья, на которых щебетали механические птицы. Вокруг прудов стояли пальмы, стволы которых вплоть до самой кроны были облицованы резным тиковым деревом, скрепленным позолоченными металлическими обручами.

Хотя детство Харуна прошло в халифском дворце среди роскоши и подобострастия окружавших его евнухов и вольноотпущенников, нельзя сказать, что он вырос изнеженным и ленивым. Напротив, он вырос набожным, образованным и сильным.


Харун великолепно владел мечом, метко стрелял из лука и крепко сидел в седле. С детства его опекали советники из знатного персидского рода Бармакидов. Его наставником был представитель этого рода Яхья ибн Халид, а молодой Джафар Бармакид стал его лучшим другом.

В 16 лет отец назначил Харуна командовать военными походами против Византии. Понятно, что по молодости лет тот лишь формально возглавлял военные экспедиции. Фактически руководили ими его опытные советники, но тем не менее сын халифа проявил себя в этих походах достойно. Причем, во втором из них под его началом арабы впервые достигли Босфора.


Любопытно, что юный Харун стал военачальником благодаря матери аль-Хайзуран, некогда йеменской рабыни, которой халиф сначала даровал свободу, а затем женился на ней в 775 году.

Аль-Хайзуран была не единственной женой аль-Махди. Все жены интриговали друг против друга, стараясь продвинуть своих чад поближе к халифу. Вот и аль-Хайзуран уговорила халифа поручить военное руководство их 16-летнему сыну, полагая, что это благоприятно скажется на его дальнейшей карьере.


И не ошиблась. После возвращения из похода Харун был назначен правителем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана. В очереди к халифскому престолу он был вторым после Мусы — своего старшего брата.

После смерти аль-Махди Муса и стал халифом под именем аль-Хади. Конкурента Харуна он заточил в тюрьму и принудил дать клятву, что тот отказывается от каких-либо притязаний на трон.

Но его мать аль-Хайзуран и наставник Яхья ибн Халид такой клятвы не давали. Говорят, что именно они устранили аль-Хади, который при таинственных обстоятельствах перешел в мир иной в 786 году (есть версия, что его задушили во сне), после чего они возвели на престол Харуна.

Харун ар-Рашид вошел в историю как гениальный политик, покровитель наук и искусств, блестящий полководец и бесстрашный воин. Однако все это не совсем так. Хотя Харун стал халифом, но фактически халифатом управляли другие — те, кто привели его к власти. Его наставник Яхья ибн Халид еще долго оставался у власти и о своих действиях давал отчет только аль-Хайзуран, которая в политической жизни халифата играла главенствующую роль.


Только после смерти матери, спустя три года после восшествия на престол, Харун начал брать бразды правления в свои руки, постепенно отстраняя Бармакидов от управления государством. А потом и вовсе решил избавиться от них. 29 января 803 года по приказу Харуна был убит его друг — Джафар Бармакид. А бывший наставник Яхья и многие члены его семьи были брошены в темницу.

Говорят, что Джафар был не только другом, но и любовником Харуна. А о его гибели существует такая легенда: как-то халиф и его визирь вместе весело попировали, а после пира Харун приказал евнуху принести ему голову Джафара. Когда евнух с мечом в руках возник перед визирем и объявил, что приказом халифа тот приговорен к смерти, Джафар стал молить о пощаде.



Харун был хорошим военачальником. Он успешно воевал против Византии и создал в своем халифате флот, который совершал набеги на острова Кипр и Родос. Покровительствовал он и искусствам, но в основном — искусствам, связанным с религиозной деятельностью. В отличие от сказочного Гаруна, реальный Харун был прижимист. Бедняков он не одаривал, напротив, чтобы поддержать роскошь своего двора, халиф был беспощаден при сборе налогов.

Харун был набожным, но отнюдь не добрым правителем. При восшествии на престол он провозгласил всеобщую амнистию. Но оставил в заточении так называемых зиндиков — отступивших от традиционного мусульманского вероисповедания.


По отношению к иноверцам он нередко проявлял жестокость, а также ввел для них ряд ограничений. Например, они не должны были носить такую же обувь, как у правоверных. Ездить зиндики должны были не на лошадях, а на ослах. А в 806 году халиф приказал разрушить все христианские церкви на отвоеванных и пограничных с Византией территориях.

Не всегда обдуманные решения халифа и насильственное насаждение ислама на подвластных территориях отразились и на спокойствии в империи Аббасидов. Наиболее опасными стали выступления представителей одного из течений ислама — хариджитов в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане.


Марина Гайсина

Марина Гайсина

Марина Гайсина

аль-Мамун:
В 802 году Харун дополнил свое решение, назначив аль-Мамуна, второго наследника престола, несменяемым правителем Хорасана.
Следует отметить, что расправа над Бармакидами вызвала большое недовольство в иранских провинциях империи. От открытого мятежа восточных провинций империю спасло лишь то обстоятельство, что примерно за год до свержения Бармакидов xaлиф назначил в Хорасан правителя наполовину персидского происхождения, что, по понятиям хорасанцев, означало предоставление им некоторой автономии. Аль-Мамун был наделен почти неограниченными полномочиями.
Решение о преемниках Харун ар-Рашид сформулировал не слишком удачно, и после его смерти между сыновьями началась борьба за власть. Под влиянием вазира аль-Фадла ибн ар-Раби и аль-Амин в 809 году, вступив на трон, объявил наследником собственного сына, а получив послание аль-Мамуна, возражавшего против этого решения, вовсе лишил его права на наследование власти в Халифате.
Аль-Амин прекрасно понимал, что аль-Мамун не примирится с его решением, и двинулся против брата с армией, в которой важную роль играли образованные еще Харуном ар-Рашидом отряды тюркских наемников, на чью преданность халиф мог вполне положиться. Это был слабый и легкомысленный человек, пренебрегавший государственными делами, проводивший время в развлечениях и предоставивший дурным советникам вершить все государственные дела
Положение аль-Мамуна было более выигрышным. В своих действиях он следовал законным решениям Харуна, которые были подтверждены взаимными клятвами. Его активно поддерживали и армия, и жители Хорасана, поскольку им импонировали его происхождение и четкие проиранские установки. Аль-Мамун получил хорошее образование. Получив пост правителя Хорасана, аль-Мамун мог бы оставаться в Багдаде, поручив наблюдение за провинцией своей администрации, но по совету аль-Фадла он отправился в Хорасан, где создал для себя прочную базу. Он сопровождал отца во время поездки Харуна на восток в 803 году и сумел сразу же после его смерти взять в свои руки все управление провинцией.
В 813 году, в ходе битвы между двумя братьями, аль-Амин был убит солдатами Тахира, а аль-Мамун был провозглашен халифом (813—833). Постепенно и западные провинции Халифата объявили о своей лояльности новому халифу. Аль-Мамун поручил правление Ираком Тахиру, а сам решил поселиться в Мерве, который собирался сделать столицей государства.
Гражданская война между аль-Амином и аль-Мамуном, в ходе которой хорасанские солдаты вторглись в Ирак, рассматривалась средневековыми историками как конфликт иранцев, возглавляемых аль-Мамуном, и арабов, возглавляемых сыном хашимидской матери аль-Амином. В этом утверждении несомненно была доля истины. Аль-Мамун, окруженный принявшими ислам персами, был вынужден, вне зависимости от его личных симпатий, занять по отношению к входившим в его владения восточным областям империи разумную позицию покровителя. Следуя заветам Бармакидов, он всячески старался примирить верхушку иранского общества с властью Аббасидов и многого в этом отношении достиг. Разумеется, в окружении аль-Мамуна также было много арабов, что мешало ему апеллировать к персидским национальным чувствам большинства его сторонников. Да он и не собирался это делать. Одной из глубинных и важнейших причин династийного конфликта был религиозно-догматический спор, в контексте которого аль-Мамун — продолжатель линии Бармакидов — вызывал неприязнь влиятельных теологов-традиционалистов.

Марина Гайсина

Захватив сильно разрушенный Багдад, аль-Мамун стал полновластным главой империи, но эта победа не принесла ему мира. Сподвижники аль-Амина были еще сильны в Сирии, а в Азербайджане продолжались волнения на религиозной почве. Еще при Харуне ар-Рашиде движение хуррамитов дважды выливалось в 796 и 808 годах в открытое восстание, а в 816 году, уже при аль-Мамуне, оно привело к большому и многолетнему восстанию под руководством Бабека (Папака), который заявил себя воплощением раннего хуррамитского имама и собрал вокруг себя в Северном Азербайджане большое число сторонников. Разумеется, вера в имама, происходящего из дома Абу Муслима, носила чисто шиитский характер.
Но каковы бы ни были верования хуррамитов и каково бы ни было происхождение этих верований, они категорически отвергали власть халифа и признавали только своих имамов или харизматических пророков. Поэтому аль-Мамун вынужден был предпринять против них меры, не столько защищая исламскую ортодоксию, сколько оберегая аббасидскую власть, для которой они представляли существенную угрозу. Ситуация осложнялась тем, что византийцы из Анатолии всячески поощряли одного из главных хуррамитских предводителей, Бабека, к активным действиям против власти Багдада, а местные мусульманские правители, равно как и военачальники аль-Мамуна, не имели достаточно сил, чтобы им противостоять.
Между тем движением хуррамитов попытались воспользоваться наиболее радикально настроенные алидские главари из числа хасанидов. В принципе они, разумеется, не могли сочувствовать сторонникам этого движения, но по тактическим соображениям решили согласиться на союз с ними. Восстание должен был возглавить авантюрист-шиит, в прошлом сражавшийся в армии аль-Амина. некий Абу-с-Сарайа. В 814 году он встретился с лидером хасанидов Ибн Табатаба, и они договорились о совместных действиях против правительственных войск в районе Куфы.
На первых порах восставшие имели успех, и Абу-с-Сарайа сумел отбить наступление халифской армии и удержать Куфу. Восстание начало распространяться по всему Южному Ираку. Однако в 815 году вазиру удалось собрать достаточно сил, Абу-с-Сарайа был разбит, бежал, но позднее был схвачен и убит.
Шиитское восстание Абу-с-Сарайи произвело на аль-Мамуна большое впечатление, и он решил коренным образом изменить свою политику. Он пригласил в Мерв из Медины восьмого алидского имама Али ар-Рида и дал всем понять, что хочет отказаться от исключительного права Аббасидов на власть в Халифате и намерен назначить после себя халифом одного из Алидов. Однако аль-Мамун не упомянул, кого конкретно он хотел видеть на халифском престоле после себя. Из его заявления вытекало, что Аббасиды не отстранялись заранее от власти, но аль-Мамун, по-видимому, пытался установить новый порядок, по которому потомки Али или аль-Аббаса могли быть избраны в качестве глав государства, исходя из их личных качеств. Сама по себе идея назначения имама в соответствии с его личными заслугами была выдвинута и разработана шиитскими теоретиками из секты зайдитов (о зайдитах будет сказано ниже) и, возможно, аль-Мамун решил следовать этой доктрине.
По примеру шиитских претендентов на власть в государстве аль-Мамун провозгласил, что намерен не только во всем следовать предписаниям Корана и сунны, но объявил себя также имамом. Этот титул официально не употреблялся аббасидскими правителями с момента прихода их к власти, и аль-Мамун, следуя примеру шиитских проповедников, этим актом подкреплял свою власть религиозным авторитетом. Вообще аль-Мамун явно сочувствовал шиитам, и это сочувствие, а не только политические соображения, подвигли его на политический шаг, невозможный для его более осторожного отца. Свою религиозную политику с явным прошиитским акцентом он поручил проводить вазиру аль-Фадлу ибн Сахлу.
Аль-Мамун продолжал управлять государством из провинциального Мерва, где у него была мощная поддержка — хорасанская армия. Приглашенный им в Мерв хусайнид Али ар-Рида, сын убитого Мусы аль-Казима, получивший по наследству от отца звание шиитского имама, был в это время в Медине всецело сосредоточен на изучении религ

Марина Гайсина

Марина Гайсина

Читайте также: