Как учитывается национально культурный компонент ооп доу
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
с. Труновское Труновского района
Пилюгина Татьяна Николаевна
региональный компонент к основной образовательной
II ЧАСТЬ – ВАРИАТИВНАЯ
(Формируемая участниками образовательного процесса).
2.1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.
При составлении вариативной части программы учитывались климатические условия, в которых находится детский сад, национальный состав семей, состояние здоровья воспитанников, индивидуальные способности детей, запросы и пожелания родителей.
Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
В МКДОУ региональный компонент реализуется на основе: Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста / авторская коллегия кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО СКИПКРО: Литвинова Р.М., Чусовитина Т.В., Ильина Т.А., Попова Л.А., Корнюшина О.Н.
Цель: Развивать первоначальные представления об истории и самобытности русского народа на примере Ставропольского края. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность .
Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.
Способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства.
Активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи, занятия.
Сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности.
В региональной образовательной программе содержание дошкольного образования представлено разделами в соответствии с основными сферами взаимодействия ребенка с окружающим миром:
1.Физическое развитие ребенка
2. Социально-коммуникативное развитие ребенка
3 Познавательное развитие
4.Речевое развитие ребенка
5. Художественно-эстетическое развитие ребенка
В каждом разделе региональной программы определены цели и задачи.
Физическое развитие ребенка дошкольного возраста
Цель: Формирование ценностного отношения к собственному здоровью, совершенствование двигательных навыков и физических качеств ребенка.
Поддерживать интерес к спорту, гордиться достижениями в области спорта своих земляков, жителей Ставропольского края.
- совершенствовать физические упражнения. Способы проявления воли и терпения при выполнении физических упражнений, спортивных игр
-развивать традиционные для Ставрополья виды спорта, спортивные игры..
-совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.
- осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ;
-Способы закаливания с учетом особенностей климата Ставрополья.
Характеристика возрастных возможностей детей прописана в ООП ДОУ
Формы работы, содержание мероприятий
Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста
присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Социально-коммуникативное развитие реализуется в 4-ех направлениях :
развитие игровой деятельности детей с целью усвоения различных социальных ролей, где отражается окружающая действительность, мир взрослых людей, детей других национальностей, народов Ставропольского края, родной природы, общественной жизни;
трудовое воспитание, где детей знакомят с трудом взрослых, профессиями своего региона, села;
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста к героям и ветеранами войны земляков, героям Ставропольского края; развивать интерес к посещению выставок, музеев;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного села.
Ведущим условием реализации содержания образования детей дошкольного возраста является освоение детьми социального опыта совместной деятельности со сверстниками, взрослыми и установление отношений, которые основаны на чувстве общности и доверия, и которые учитывают собственные интересы и интересы других (детей, взрослых).
Формы работы, содержание мероприятий в которых реализуется региональный компонент социально- коммуникативного направления развития детей
Работа в социуме:
Встреча с ветеранами
Экскурсии в музей им. К.А. Трунова.
Экскурсия в библиотеку им. А. Бахтинова,
Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста(слайд8)
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем, носит преимущественно эмоционально-образный характер, основывается на том, что каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Происходит развитие ребенка как субъекта познания, совершенствуется и обогащается речь, формируется речевая культура, становясь необходимым условием познания.
Особенности развития познавательной сферы ребенка:
опора на природную детскую любознательность;
поощрение познавательной инициативы ребенка: детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений;
опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка;
организация развивающей образовательной среды, стимулирующей познавательную, речевую, коммуникационную активность ребенка;
предоставление информации из разных областей культуры (речевой, математики, конструирования, естественных наук, экологии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.
Цель: формирование у воспитанников целостных представлений о Ставропольском крае, Труновском районе, селе Труновском
Формы работы, содержание мероприятий, реализующие региональный компонент познавательного направления развития детей
Экскурсии в музей им. К.А. Трунова,
«Историко-культурные памятники Ставрополя– Крепостная стена, Триумфальная арка Тифлисские ворота, памятник И.Р.Апанасенко 1947), Холодный родник, Ангел хранитель, памятники А.С.Пушкину, М.Ю. Лермонтову (ск.Санжаров Н.Ф., 1994) в Ставрополе, Первой учительнице
Ставропольский краеведческий музей имени Г.Н. Прозрителева, и Правве Г.К.
Речевое развитие(9 слайд)
Речь как способ организации познавательной активности и общения с разными людьми. Особенности письменной и устной речи. Особенности устной речи различных этносов, населяющих Ставропольский край. Современная и древняя культура Ставрополя и Ставропольского края: этнические языки, естественные науки, искусство, общественная жизнь региона, экология и так далее. Особенности устной речи тех этносов, с которыми осуществляется общение. Взаимосвязь культуры Ставропольского края и Северного Кавказа с культурой страны и мира. Нормы, регулирующие выражение чувств и мыслей в обыденной речи. Особенности нравственных, трудовых, эстетических норм в семье, в детском саду.
Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Воспитывать у ребенка культуру речи, речевого поведения, чтения;
потребность в чтении художественной литературы.
Формировать у ребенка представления о звуке, слоге, слове, предложении, фразовой речи;
Развивать у ребенка связную речь, творческое мышление и воображение;
стремление к грамматической правильности речи;
формирование речевого общения у дошкольников посредством знакомства с легендами Ставрополья и произведениями детских писателей
Формы работы, содержание мероприятий, реализующие региональный компонент речевого направления развития детей
Знакомство с литературными произведениями детских писателей и поэтов Ставропольского края, а так же легенд и сказаний народов Северного Кавказа
Встреча с поэтессой с.Труноского В.Грищенко- Кокоевой
Конкурс чтецов на лучшее исполнение стихотворений о селе Труновском местных поэтов.
Экскурсия в библиотеку имени А.Д. Бахтинова/ Знакомствро с творчеством труновского поэта А.Д.Бахтинова/
Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной, театральной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности окружающего мира. Содержание образования, обеспечивающее развитие художественно-эстетической сферы ребенка, направлено на развитие основ эмоционально-нравственной культуры ребенка, ориентировано на осознание, на переживание и преобразование эмоций, чувств, как самоценности личности, выражающейся в отношениях к ценностям культуры, отраженным в произведениях искусства, и как показателях социокультурного роста ребенка.
Содержание образования учитывает близость детского восприятия миру народного творчества, его реализация позволяет в полной мере развернуть условия для интеграции содержания образования, форм и средств, выйти на уровень познания художественной, мифопоэтической картины мира, развития эмоционально-ценностного, ответственного отношения к народно-прикладному искусству своего родного края.
1.Развивать интерес к культурному наследию земли Ставрополья, чувство сопричастности, желание сохранять и передавать фольклор, традиции, обычаи народов Ставропольского края.
2.Развивать элементарные представления о художественной, мифопоэтической картине мира, языках искусства, способах художественного оформления быта на примерах народов Ставропольского края, среды обитания, художественного видения природы, ценностного отношения к традиционной культуре своего народа, своего края.
Формы работы, содержание мероприятий, реализующие региональный компонент художественно- эстетического направления развития детей
Знакомство детей с творчеством ставропольских художников: Биценко Евгений Федерович, Горбань Петр Семенович, Гречишкин Павел Моисеевич и др
Картинная галерея художников с. Труновского:
Знакомство с творчеством художников села Донского: Владимира Ивановича Казакова, Федора Николаевича Долженко, Николая Петровича Поддубного
Музыкальная гостиная: Знакомство с творчеством ставропольских композиторов: Зинченко Николай, Кипор Виктор Викторович, Кушнарев Валерий Сергеевич, Пятко Ирина Вячеславовна, Сейфулин Виктор Николаевич.
Экскурсия в Дом культуры им .В Холодилова Знакоство с творчеством местного поэта и композитора
Планируемые результаты освоения регионального компонента:
Ребенок, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, имеет первичные представления:
о своей семье, родном селе, Ставропольском крае (ближайшем социуме), природе Ставропольского края, истории родного края, о людях, прославивших Ставропольскую землю.
умеет рассказывать о своем родном селе, называет его, знает государственную символику Ставропольского края. Имеет представление о карте родного края.
знает и называет произведения Ставропольских художников, писателей, поэтов
знает представителей растительного и животного мира Ставропольского края, имеющиеся на территории заповедники.
проявляет чувство любви к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду;
Список литературы по региональному компоненту.
1.Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста/ авторская коллегия кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО СКИПКРО: Литвинова Р.М.,Чусовитина Т.В., Ильина Т.А., Попова Л.А., Корнюшина О.Н
2.Литвинова Р.М., Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. 2010.-250с.(с видеоприложением).
3.Литвинова Р.М., Пащенко А.Т. Полоролевое воспитание детей в дошкольном учреждении. С. 2006.220с.сб-к2.
4.Литвинова Р.М. Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. С. СКИПКРО. с.-66-80.
5 Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. 2010.-390с.сб-к1
6.Литвинова Р.М. Казаки на Ставрполье. С. 2009.-220с.
10.И. В. Чупаха Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе
11.Иерей Анастасий История Труновского района
12.Н.Т. Великдань Т.В. Гоголева, Кротенко В.Н. На краю Ставропольских высот. История Труновского муниципального района Ставропольского края и его поселений.2013
16. Гниловский В.Г. Занимательное краеведение. Ставропольское книжное издательство. 1974.-350с.
Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
У каждого дошкольного образовательного учреждения имеется своя основная образовательная программа. Где педагогический коллектив ставит свои задачи и цели, но в каждой программе есть раздел - национально-региональный компонент или этнокультурная составляющая (ЭКС).
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей республики и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Данный раздел разработан в соответствии с Региональной образовательной программой дошкольного образования (автор Шаехова Р. К., к. п. н, доцент) и учебно-методическим комплектом по обучению татарскому языку детей дошкольного возраста, разработанным в рамках реализации Стратегии развития образования в РТ на 2010 – 2015 г. г., с культурно-историческими подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста. Его реализация основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования. Предполагает осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных, демографических, и других условий.
Основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента :
- обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры;
- достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность;
- включение в образовательную деятельность.
Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс позволяет решать педагогам следующие задачи:
• воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в полинациональном обществе;
• побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края;
• способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства;
• активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи, занятия;
• сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности.
Национально-региональный компонент предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения:
- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребёнку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
- изучение русского и татарского языков в дошкольных образовательных учреждениях в равных объёмах, овладение необходимым лексически минимумом (в соответствии с УМК);
- ознакомление с историей, географией Республики Татарстан, расширение знаний детей о своём родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
- ознакомление с природой родного края, формирование экологической культур
Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:
· социализация: игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, дидактические, театрализованные игры);
· физическая культура: народные подвижные игры;
· познание (формирование целостной картины мира) : экскурсии в выставочные залы, концерты, театры;
· Художественное творчество (приобщение к искусству) : организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;
· Художественная литература: чтение произведений татарских поэтов и писателей, устное народное творчество (потешки, колыбельные, загадки, зазывали, пальчиковые игры и др.);
· Музыка: знакомство с творчеством классиков татарской музыкальной культуры, искусства, организация театрализованной деятельности, народных праздников, ознакомление с народными мелодиями, песнями, музыкой, музыкальными инструментами, танцами, танцевальными движениями
В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов Поволжья, народном фольклоре, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.
Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. В систему физического воспитания дошкольников также активно внедряется национально-региональный компонент.
Особое и прочное место занимают подвижные народные игры и праздники, развлечения, построенные на основе народных игр. Народная подвижная игра имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные игры называют кладезем национальной культуры. Многие народные подвижные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Большинство народных игр требуют от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений, воспитывают в них смелость, коллективизм, честность, развивают выносливость.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Цель методического пособия:
• Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан;
• Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привитие любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
• Привитие культуры здорового образа жизни на основе обычаев и традиций;
• Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие;
• Формирование ценностно-смысловых представлений о мире посредствам сказок, народной музыки, игр, праздников, танцев.
Эти цели реализуются в процессе интеграции образовательных областей обеспечивая развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Результаты использование подвижных игр в образовательной деятельности в течение учебного года заключаются в следующем:
• дети знают татарские народные игры и игры народов Поволжья, могут самостоятельно организовать знакомые игры и игровые упражнения с элементами соревнования; соблюдать правила игр.
• закрепление речевого материала происходит в игровой форме, что позволяет поддерживать интерес к языку, так как дети в непринужденной обстановке погружаются в языковую среду;
• по итогам диагностики повысились показатели физической подготовленности: ловкость, быстрота, гибкость, общая выносливость.
Воспитатели групп закреплепляют пройденный материал в режимных моментах и отмечают, что у детей раскрываются творческие, организаторские способности, ребёнок учится самостоятельности.
В течении учебного года родители имеют возможность наблюдать и радоваться успехам своих детей на открытых занятиях ОД и принимать активное участи в совместной деятельности на спортивных мероприятиях.
Данное разработаное методическое пособие опробировано и пользуется успехом у коллег нашего детского сада, а самое главное приносит пользу и радость детям.
- рецензию кандидата педагогических наук, доцента кафедры гуманитарно-педагогических наук Альметьевского государственнго института муниципальной службы Осиповой Л. Ф. ; старшего преподавателя по физической культуре Альметьевского государственнго института муниципальной службы Гуртовой М. Е. ;
Практика показала, что народные игры, сложившиеся и используемые в течение столетий, должны служить для укрепления здоровья детей. Они являются эффективным средством формирования положительных взаимоотношений сверстников в группе детского сада, также ценны и в педагогическом отношении, так как оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству, физически укрепляют детей.
Дидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группа .
Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.
Региональный компонент, включенный в образовательную программу ДОУ, как вариативная часть, по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта, на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Именно в детском саду у малышей закладываются основы уважительного отношения к традициям предков, гордость за малую Родину.
Основные задачи внедрения и реализации регионального компонента в ДОУ:
· формирование гордости за свое происхождение;
· создание первоначальных представлений о нравственных и духовных ценностях (сострадании, любви, терпении, чести, достоинстве);
· воспитание в подрастающем поколении интереса к нравственному и духовному наследию предков;
· формирование чувства сопричастности к своей стране.
Особенности Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает:
- Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
- Принцип постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
- Взаимодействие с родителями и окружающим социумом;
- Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, специалистов);
- Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Направления деятельности:
- изучение обычаев и традиций, природы родного края,
- формирование социальной адаптации подрастающего поколения.
- ознакомление с историей появления региона, достопримечательностями и выдающимися людьми.
Особое внимание уделяется знакомству:
- с климатическими и природными особенностями региона;
- с национальными парками, растительным и животным миром;
- с народным и праздникам и , традициям и и национальным и костюмам и.
В ознакомление детей с народной культурой и природой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы, которые облегчили работу. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с декоративно-прикладным искусством и ремеслами, природой и национальными парками.
На успешность реализации РК повлияет и сотрудничество с социумом на уровне социального партнерства, это семьи, библиотеки и музеи.
Все полученные впечатления и эмоции дети отражают в рисунках. Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры.
Главное: Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним: детский сад – семья.
Автор: Глушкова Валентина Семеновна
Должность: воспитатель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "Конганурская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д. Большой Тумьюмучаш, Куженерский район, Республика Марий Эл
Наименование материала: парциальная программа
Тема: "Национально-региональный компонент ООП ДО в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Реализация раздела ООП
дошкольной группы
МБОУ «Конганурская средняя
«Национально-региональный
Август 2016 год
Национально-региональный компонент программы
Специфика региональной культуры строится не только на общих процессах,
представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры
— с другой стороны.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в
интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических
регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Национально-региональный компонент (родная
наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного
искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор,
народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и
общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и
основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному
влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому,
к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное
наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного
искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор,
народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и
общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и
Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные
основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному
влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому,
к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого
Система и последовательность работы с детьми по приобщению их к
представлена следующим образом:
Блок «Вместе
времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков,
расширять знания об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к
живой природе и уважительное отношение к труду взрослых.
с родным краем. Дети получают знания о природе и животном мире края, о
необходимость исторического экскурса в прошлое Республики Марий Эл.
истории. Дети знакомятся с традиционно-кустарным искусством края. На
занятии дети получают информацию и о людях, которые прославили родной
край, знакомятся с их родословной.
предполагает, что ребенок, владея определенными знаниями о родном крае,
стране, знакомится с истоками зарождения нашей прародины — Древней
Руси, с ее бытом, укладом жизни, национальной самобытностью русского
языка, традиционными ценностями, народным календарем. Впечатления о
Целью реализации программы является процесс,
который предполагает:
Организацию интеллектуальной, эмоциональной и физической активности
– на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления
дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём
средствами туристско-краеведческой деятельности
В связи с этим основными задачами являются:
В области образования:
достопримечательностях Республики Марий Эл, социальным навыкам;
- приобретение умений и навыков в работе с картой;
воспитания подрастающего поколения;
- знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников
В области воспитания:
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности
к родному дому семье, детскому саду, деревне, району, родному краю;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности
к культурному наследию своего народа;
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и
чувства сопричастности к ней;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных
особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего
национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
В области физической подготовки:
выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и
способствовать физическому развитию и оздоровлению;
- учить ориентироваться в природной и социальной среде обитания.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в
патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в
"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его
психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту
баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на
В тематический план программы включены следующие темы:
- Вводное занятие - чем интересны краеведческие путешествия (введение в
фотографий, с об истории города Йошкар-Ола, о животном и растительном
изображение рельефа и его элементов на картах-схемах, топографических
картах, чтение карт и работа с ними; применение компаса в походах). Реки и
озера в Республике Марий Эл. Населенные пункты. Достопримечательности
г. Йошкар-Ола и Республики Марий Эл.
Ознакомление с Куженерским районом. Поселок и герб Куженера; участие в
районных конкурсах по краеведению, экскурсиях, акциях, создание альбома
и фотовыставки о любимом районе.
- Моя семья и род.
Презентация семьи. Родословное древо. Создание личного альбома «Я и моя
ф о л ь к л о р .
Театрализованные представления. Участие в семейных фестивалях, ярмарках
встретить в лесу. Охраняемые животные. Фотовыставка.
«День Воды- Изучение и охрана памятников истории, культуры, природы.
крае. Экскурсии в музеи истории, краеведения, спортивной славы, музеи
природы с приобщением родителей. Фотовыставки, картинная галерея по
Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются
следующие методы и формы работы:
- Совместная деятельность с детьми: непосредственно образовательная и
образовательная деятельность в режимных моментах;
- Самостоятельная деятельность с детьми;
- создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации
выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах),
соревнованиях, походах, экскурсиях;
- метод контроля: врачебный, самоконтроль;
других форм воспитания.
р е а л и з а ц и и
п р о г р а м м ы
и с п о л ь з о в а н ы
разнообразные формы работы:
проведение дней здоровья, экскурсионные выходы, походы выходного дня.
Прогнозируемые результаты:
- приобретение воспитанниками знаний о родном крае;
- формирование позитивного отношения ребенка к здоровому образу жизни и
- приобретение детьми опыта самостоятельного социального действия.
К концу обучения воспитанники должны знать:
- критерии здорового образа жизни;
- название своей республики;
- чем славится Республика Марий Эл;
- название района, в котором живут, достопримечательности района;
- правила безопасности на улице; пожарную безопасность, безопасность на
дороге и в транспорте; безопасность на воде и в природе;
образовательными областями и состоять в следующем:
регионального
образовательным
Программы, реализуемой в ДОУ, интеграция регионального компонента
в образовательный процесс:
Методические приемы
Познавательное развитие
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой:
Знакомство с животными и растениями Марийского края; с народными
Ознакомление с окружающим миром:
Экскурсии: по детскому саду, по территории детского сада, по ознакомлению с до-
стопримечательностями деревни, пешие экскурсии по малой родине,
поездки в г. Йошкар-Ола – театр, парк, сквер, музей, и т.
Знаки, символы, флаг, герб, значки, открытки.
Ознакомление с прошлым родного края:
-встречи с родителями: организация вечера с дегустацией национальных блюд,
-беседы с жителями деревни, которые знакомы с их историческими моментами.
Читайте также:
- Как природно климатические условия повлияли на занятия жителей древней палестины 5 класс кратко впр
- Какие способы успокоиться вы знаете обж 6 класс ответы кратко
- Для каких целей применяют этиленгликоль и глицерин кратко
- На основании чего лишайники используют в качестве индикаторов чистоты воздуха кратко
- Куда можно поступить после кадетской школы девушке после 9 класса