Как у горских народов сложился обычай гостеприимства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Богатство потеряешь - не беда:

Все снова наживешь.

Честь потеряешь - это навсегда:

Честь снова не найдешь.

В горах известно предание, которое находит параллели во многих культурах, в частности в японском фольклоре. Когда-то дряхлых старцев сбрасывали с круч в пропасть. И когда сын нес отца на вершину скалы в особой корзине, старик посоветовал корзину сохранить, чтобы использовать, когда сын сам состарится и настанет его печальный черед. Сын одумался, принес старика домой, окружил его заботой и уважением, положив конец варварскому обычаю. В семье младшие подчинялись старшим, женщины - мужчинам. Воспитание строилось с учетом будущего разделения труда и положения в обществе. Особое значение придавалось воспитанию чести, достоинства, мужества, упорства, терпения, скромности, патриотизма, свободолюбия и отвращения к зависимости и др. В семейных отношениях многих народов существовал обычай избегания: муж и жена не называли друг друга по имени, при гостях женщины старались меньше показываться, зятьям не полагалось слишком часто общаться с родственниками жены, мужчины не присутствовали на свадьбах, когда выходили замуж их дочери или сестры. Открытое проявление нежности к жене или отцовской ласки к детям расценивалось как слабость и т. д.

Вот некоторые правила горского этикета.

Пока горец не сделает этого визита, ни потерпевший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.

На Кавказе гость всегда пользовался особым уважением.

Столь же священными были законы гостеприимства на земле Дагестана. Гость у всех горцев считался посланцем Аллаха.

Если гость хвалил какую-либо вещь в доме хозяина, будь то кинжал или ружье, вещь эта тут же дарилась гостю, и отказаться было невозможно.

Ярко отражен обычай гостеприимства в фольклоре горцев. В одном из вайнахских преданий говорится о том, как братья поймали и привели домой своего давнего заклятого врага. Когда же обстоятельства заставили их отлучиться, мать сжалилась над пленником, просившим воды и пищи, и дала ему поесть. Когда братья вернулись и узнали об этом, им пришлось отпустить врага, потому что они не могли карать человека, который ел и пил в их доме. Отомстить врагу они решили в другой раз, когда снова его поймают.

Гость, гостящий под нашим кровом,
Пусть тебя не коснется беда.
Будь свободным ты и здоровым!
Всегда!
Пусть будет цела твоя голова,
Которой нету цены.
Пусть не померкнет слава твоя,
Имя твое и твои слова -
Гордость родной стороны!

Из всех грехов самым тяжелым и позорным горцы считали убийство гостя; убийца становился кровным врагом обоих обществ - откуда пришел гость и того, где преступление свершилось. Впрочем, таких случаев история не сохранила. Эти обычаи свято соблюдались даже в отношении противников в войне. Не имея карт и не зная дорог, царское командование засылало в горы разведчиков для рекогносцировки местности. Штабс-капитан Мочульский, искусно прикидываясь глухонемым, а то и вовсе юродивым, с мирными горцами-провожатыми сумел проделать немалый путь вглубь Дагестана. Но большую часть его успеха следует приписать не шпионским уловкам и маскараду, которые вызвали сильные подозрения горцев уже в самом начале путешествия, а законам гостеприимства и другим местным традициям. Хозяева, в чьих домах останавливались разведчики, не соглашались выдавать их на расправу горцам, убежденным, что гости не те, за кого себя выдают. Это их и спасло - хозяин дома, где они ночевали, предупредил своих гостей о готовящемся аресте, как только они выйдут за пределы их общества, и разведчики повернули назад, решив не искушать больше судьбу.

Как почувствовать себя в своей тарелке на карачаево-балкарском застолье. Запоминаем: лучшие куски мяса достаются старшим, с праздника без разрешения уходить нельзя, а тамада — вовсе не аниматор!

  • В гостях у горца: главные правила застольного этикета

О кавказском гостеприимстве уже давно сложили легенды (и анекдоты). Гость для потомков горцев — явление сакральное. Даже если он нагрянет без приглашения, его посадят на самое почетное место за столом и угостят всем самым вкусным из того, что есть в доме. Местных хозяек с детства приучают держать в холодильнике запас продуктов на случай прихода гостей. А вот отказ от угощения приравнивается к оскорблению хозяина.

— Гость на Кавказе считается посланцем Всевышнего, к его встрече, угощению, защите относились с большим вниманием, — поясняет Харун Акбаев, заведующий отделом языковедения и фольклора Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института. — Ответственность за гостя ложилась не только на семью, где он останавливался, но и на весь род, на весь аул. Оставить свои дела и уделить все внимание гостю — вполне естественно для народа и сейчас, даже в условиях современной городской жизни.

Три столпа каждого застолья

Независимо от масштаба мероприятия — семейный ужин или свадьба на несколько сотен гостей — на карачаево-балкарском столе обязательно должны быть три продукта: вода, хлеб и мясо. Каждый из них издревле имел ритуальный характер.

— Хлеб символизировал мир усопших, поэтому за столом мучные блюда подавались первыми — на помин почивших родственников, — рассказывает Харун Акбаев. — Вода и остальные напитки символизировали жизнь, поэтому тосты с напитком поднимались в честь живых — виновников торжества и родни в целом. А мясо — это жертвоприношение Всевышнему, к столу оно подавалось в последнюю очередь. Так подчеркивался его особый статус.

По мнению ученого, в наши дни священное значение трапезы уже во многом утрачено. Мало кто может рассказать, почему делается именно так, а не иначе. Однако большинство этих обрядов и традиций соблюдается и поныне. Пожалуй, основная из них — традиция закалывать ритуальное животное.

У всех народов есть традиции гостеприимства. Особенно известным считается гостеприимство кавказских народов.

Куначество

Свою известность оно получило за счет обычая куначества. Куначество заключалось в том, что двое мужчин, которые были представителями разных родов, племен, народностей или религий, становились настолько близкими друзьями, что их отношения можно было приравнять к кровнородственным. Для горцев кунак являлся названным братом, а это значило, что горец обязывался помогать и защищать своего побратима даже ценой своей жизни.

Куначество устанавливалось на основе взаимной симпатии и подтверждалось обменом дорогих подарков и формальным ритуалом — например, распитием чаши молока или вина, в которую заранее кидали золотые или серебряные монеты. Не каждый гость мог стать кунаком — только тот, который заслуживал уважения горца.

К фактам о кавказском гостеприимстве стоит добавить, что для своих гостей горцы строили отдельные помещения, которые называли кунахской, где и проживали кунаки и гости. Обычно это было просторное помещение, где стены украшались полками с оружием и конской сбруей. Еду подавали на низкие круглые столы.

Куначество имело огромную пользу на Кавказе и скрадывало напряженные отношения между разными народностями. Особенно показателен опыт куначества между чеченцами и терскими казаками. Куначество сохранилось и по сей день, в том числе и у казаков.

Аталычество

Нередки были случаи и насильственного аталычества, когда ребенок оказывался похищен в ходе набега, но во взрослом возрасте возвращался к своим родным. Но, как правило, аталык должен был быть зажиточным человеком, поэтому данным обычаем пользовались люди из благородных и богатых семей. Дети, выросшие в аталычестве, усваивали наречие своей новой семьи, что помогало в общении разноязычных горских обществ.

Обычай подобный аталычеству практически не встречались за пределами Кавказа, данная традиция была ликвидирована А. П. Ермоловым в 1822 году в ходе Кавказской войны (1817—1864 годы) приказом о ее запрете. Однако, аталычество после этого не исчезло сразу, сократился его срок в среднем до 3—7 лет и упростился способ возвращения к родной семье.

Существовала еще одна интересная форма аталычества, которая описана в мемуарах барона Ф. Ф. Торнау. Если двое людей решают укрепить свою дружбу не на жизнь, но на смерть, то жена или мать одного из них должна дать другу мужа или сына прикоснуться губами три раза к своей груди, после чего друзья будут считаться полноценными родственниками. При этом аталыку и кормилице делаются подарки. Барон Торнау породнился таким образом со своим сопровождающим Багры, обладавшим свирепым, а потому непредсказуемым характером. Кормилицей стала жена Багры, а подарками были ножницы, иголки, куски холста и кинжал с золотой насечкой. Торнау занимался тайными рекогносцировками, а потому для него особенно важной была верность его проводников.

Способ, использованный Торнау, часто применялся для окончания кровной вражды. Убийца мог покаяться и как бы заменить своей жизнью отнятую жизнь сына, но этого способа родства могли добиться обманом или насилием. Так же для окончания кровной вражды убийца мог похитить сына убитого и стать ему названным отцом, т. е. аталыком. Описанный способ имел крайне архаичные черты, в те времена, когда люди жили при матриархате.

Вывод

Обычаи куначества и аталычества имели важное значение в жизни горцев, так как благодаря им устанавливались дружеские и братские отношения между разноязычными кавказскими сообществами. С помощью этих обычаев устанавливалась коммуникация, при помощи них можно было прекратить кровную вражду, распространенную среди горцев. Куначество и аталычество стали связующим каналом и для русских людей, даже несмотря на Кавказскую войну.

К сожалению, в нашем обиходе мы редко употребляем слова: этика, этикет. Раньше эти понятия усваивали с детства и следовали им всю жизнь. Может, потому было больше благородства в отношениях людей? Так что же такое этикет?

Этикет – это, пожалуй, установленный порядок поведения человека в обществе, среде обитания, это нравственные требования и нормы, выработанные человечеством за многие века. Есть общечеловеческие ценности морали и нравственности, а есть и особенности, присущие только одному народу или общности нескольких народов, как, например, на Кавказе.

Приветствие и обрщаение горцев

После устного приветствия следует рукопожатие, сопровождаемое добрыми пожеланиями.

Первым должен здороваться тот, кто едет верхом. Младший приветствует старшего; спускающийся с горы — поднимающегося; подходящий — сидящих; пришедший — собравшихся, выражая пожелания успехов и благополучия.

Обычаи гостеприимства

Гость ни в чем не должен нуждаться — таков неписаный обычай горцев. Учитывая, что путник мог в дороге промокнуть или простыть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные для гостей. Его одежду освежали и выстиранную, поглаженную хозяйкой дома на утро подавали гостю, как и начищенную обувь.

Приезжий мог гостить столько времени, сколько ему нужно было. Существовал обычай в течение трех дней не спрашивать у приезжего ни о чем. По истечении трех дней с ним вели разговор как с равным, как с членом семьи.

Читайте также: