Как у древних мари было устроено управление икн 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Краткое описание: План-конспект урока, целью которого является формирование у учащихся представления о городах республики Марий Эл, выделение причинно-следственных связей образования городов; провести мини-исследование изменения значения городов во времени на примере г. Козьмодемь

Урок ИКН в 6 классе по теме: Первые города в Марийском крае


Тип урока: Урок получения новых знаний

1. Провести мини-исследование изменения значения городов во времени на примере г. Козьмодемьянск и Й-Ола, создание мини проекта на основе прогноза.

2. Формирование личностных и познавательных УУД

Оборудование: тексты с информацией, рабочие листы, атласы, карта РМЭ, оценочная таблица, учебник ИКМН для 5-6 кл., маркеры, бумага формат А3, проектор, компьютер

1. Организационный момент -1 мин.

Формирует положительный настрой на урок

2. Мотивация - 3 мин.

Выделение причинно-следственных связей образования городов. Соотношение выделенных причин по отношению к городам Козьмодемьянск и Царевококшайск. Выделяют проблемный вопрос и тему урока.

3. Значение городов для местного населения в 16-19веках -10 мин.

Работа в группах: выделение и ранжирование значимости городов на данном рубеже веков в порядке значимости. Аргументация.

4. Значение городов для населения в 20-21 веках - 10 мин.

Работа в группах: личные доводы и анализ дополнительной информации, выделение и ранжирование значимости городов на данном рубеже веков в порядке значимости.

5. Мини-проект -15 мин.

6. Рефлексия - 5 мин.

Самооценка, оценка проектов и работы групп.

7. Домашнее задание - 1 мин.

Разработать маршрут передвижения по улицам города Й-Ола с остановками на достопримечательностях

1. Организационный момент:

- Здравствуйте, я рада приветствовать своих учеников в стенах нашей школы. Смотрите, какие мы все веселые, жизнерадостные! И, конечно, будем успешными. У нас все получится! Сегодня я столы расставила для работы в группах и у вас была возможность самостоятельно распределиться по группам. В конце урока вам предстоит оценить не только личный вклад в работу, а так же быть внимательными к работе коллег для дальнейшей их оценки.

- На столах у вас атласы, открываем физическую карту России и посмотрите на карту РМЭ. Что вы там видите? Что обозначают большие кружочки?

- Соответственно тема нашего урока?

(Первые города в Марийском крае)

- Посмотрите внимательно, какую зависимость в размещении городов РМЭ вы можете выделить? 2-3 слайды

( Города размещены по рекам и на возвышенностях.)

- Почему именно у рек и на высоких местах? Какую функцию выполняют реки?

(Называют причины: для приготовления пищи; бытовые нужды; торговля; охрана территории.)

3. Значение городов в 16-19 веках:

- 428 - 429 лет назад наши предки выбирали место для строительства наших городов, чем этот выбор аргументировались? 4-5 слайды

( Выбор места для города Козьмодемьянск определялся, конечно, не красивым пейзажем, который открывается с высокого волжского берега, не тем, что это место понравилось Ивану IV. Город был построен на берегу Волги примерно в середине пути от Нижнего Новгорода на Казань, примерно на ровном удалении от построенных раньше Васильсурска и Чебоксар.)

- Как вы думаеете, почему?

- Какую функцию выполняли города в 16- 19 веках?

(Нахождение учениками ответа в учебнике ИКМН для 5-6 кл. стр.132-135,136.)

Вывод: те же функции, что и для других городов России.

-Поэтому на примере наших первых городов предлагаю рассмотреть: а меняется ли со временем значение городов? Цель нашего урока провести мини-исследование и создать проект будущего.

- На столах у Вас находятся рабочие листы, выделите и зафиксируйте в порядке увеличения значимости функции городов, начиная с 16 по 19 века. На работу даётся три минуты.

(ранжируют значения, затем по очереди группы называют в порядке увеличения значимости; спорные моменты доказываются аргументом)

Физкультминутка для глаз. Движение глазами вправо-влево по 5 раз. Движение глазами вниз - вверх по 5 раз. Зажмурить глаза, открыть, посмотреть вдаль 5 раз.

4. Значение городов для местного населения в 20-21 веках:

- Чтобы выделить, как изменился город в 20 веке и в настоящее время своих познаний вам не достаточно, потребуется дополнительная информация, о которой расскажут наши докладчики, и которая находится у вас на столах.

(Презентация учеников о городах Козьмодемьянск и Й-0ла)

- А теперь распределите информация об этих городах между собой для ознакомления и совместными усилиями выделите пункты в порядке исчезновения, затем уменьшения их значимости. Приветствуются свои факты.

(8 минут работают, затем аргументируя, один учащийся от группы выступает, а представители двух других групп дополняют, если имеют другие варианты, то высказывают их.)

Критерии оценки проекта отражены в таблице:

2. Чёткость при защите

3. Использование названий географических объектов

5. Творческий подход

- В проекте отразить:

1. Какие направления использования городов для населения будут иметь наибольшее значение; Предположить новые объекты в городах.

2. Отразить какие меры необходимы, чтобы города стали экологически чистыми;

3.Какой бизнес можно запланировать как наиболее прибыльный на перспективу?

(Через 15 минут работы, учащиеся защищают свои проекты у доски, приводя свои аргументы в пользу своего проекта. Остальные две группы могут задавать вопросы и оценивают работу групп занося баллы в карточку. Выделяется лучший проект)

- Всем группам спасибо за работу! Предлагаю заполнить оценочные листы.

(Оценивают свою работу и работу других групп.)

- спасибо за работу!

7. Домашнее задание:

- Разработать маршрут передвижения по улицам города Й-Ола с остановками на достопримечательностях.

Значение городов для местного населения в 16-19веках

Значение городов для населения в 20-21 веках

Самооценка и оценка участников группы

Оценка качества работы других групп

У марийского народа долгое время не было своей письменности. И его прошлое можно узнать из записок иностранных и русских путешественников,из легенд и преданий.материал данного урока можно использовать как на уроках ИКН,так и на внеклассных мероприятиях,посвященных истории и культуре марийского народа

ВложениеРазмер
urok_ikn_v_6_klasse.doc 78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Легенды, предания, исследования о марийском народе

(Урок ИКН в 6 классе)

«Задача каждого россиянина

в том, чтоб воскресить в своем сознании

1.Познакомить с легендами родного края, пополнить знания учащихся новыми сведениями по истории малой родины и ее первых жителей – марийцев. Показать, каким сложным путем шло становление духовного единства русского и марийского народов.

научить школьников чувствовать сокровенное, духовное родство с марийским народом,

3. Воспитывать уважение ко всем народам России, и, прежде всего, к русскому народу, всегда служившему скрепляющим составом на всем пространстве нашего Отечества.

Организационный момент Приветствие. Знакомство с гостями- учителями ИКН и марийского языка и литературы

Цель: выяснение ожиданий учащихся от путешествия в по РМЭ и опасений от несбывшихся надежд

Необходимые материалы : распечатка дневника путешественника

Предварительная подготовка: без подготовки

- чего они ждут от путешествия по РМЭ,

- эмоциональной положительной зарядки от полета

- что путешествие по Марий ЭЛ окажется

Примечание : данный метод развивает у отдельных учащихся умение выступать, высказывать личную точку зрения и использовать накопленный багаж знаний перед аудиторией

- Ребята, у нас сегодня необычный урок-урок путешествие по РМЭ. Давайте откроем тетради и запишем число и тему урока. (Слайд 1) эпиграфом нашего урока будут замечательные слова чувашского краеведа М.Р.Федорова. запишите, пожалуйста, в тетрадь

(Слайд 2) Как вы понимаете слово путешествие? (ответы учащихся) вывод учителя: Словарь Ожегова дает следующее понятие:

(Слайд 3) Чего вы ждете от него? Продумайте в группе, и один из вас должен озвучить ваши общие ожидания .

- А теперь сравните, как это путешествие задумала я. (Учитель надевает пилотку стюардессы, сейчас он ГИД) Сейчас я не учитель, я гид, а вы туристы.

( Слайд 4 )Садитесь ,пожалуйста ,на мягкие кресла Серебристого лайнера. Пристегните ремни. Заработали турбины, самолет побежал по взлетной полосе. (Слайд 5)

Еще мгновенье, и мы взлетели. Посмотрите в иллюминаторы .– Вот она ,Республика Марий Эл .(Фильм.) Я приветствую вас на священной земле древних марийцев.

С чего начинается знакомство с любым городом, краем? – с историей его названия. ?

- Кто из вас, ребята, знает, почему наша республика называется Марийский край, а коренное население - мари? ( слайд 7)

Цель: познакомить учащихся с легендой, касающейся истории марийского народа

Технология проведения : ученик выходит к доске и рассказывает информацию, его выступление иллюстрируется презентацией. Остальные учащиеся должны в ходе выступления подготовиться для ответа на проблемный вопрос (можно записать ответ в дневнике).

ЛЕГЕНДА О ВОЗНИКНОВЕНИИ МАРИЙСКОГО НАРОДА

У Юлы-бога была дочь, молодая и прекрасная, а женихов на небе не было. Там были одни только ангелы.

Юла-бог был работящий, а потому на небе работников не держал. Он делал все сам, а дочь свою посылал пасти скот.

На небе травы нет, а потому скоту надо было спускаться на землю. Бог и спускал его каждый день с неба, а вместе со скотиной спускал и свою дочь. Растворит небо, раскинет войлок, чтобы он доставал до самой земли, и спускает по нему дочь свою и стадо прямо на землю.

Однажды, будучи на земле, небесная девушка встретилась с мужчиной, Его звали Мари. Он жил на земле и никак не соглашался идти к Юле-богу. Девушка же не могла подняться на небо и осталась на земле. Она вышла за Мари замуж, и от них и появились люди. Это и был народ Мари Эл.

Во время выступления на уроке настраивает остальных учащихся для усвоения нового материала, можно перед выступлением оратора задать проблемный вопрос (можно записать ответ в дневнике).

-Почему такое название нашего края?

С чем это было связано?

– У марийцев в древности не было своей письменности, и поэтому о прошлой жизни мы можем в основном судить по записям иностранных путешественников и из русских источников.

Предварительная подготовка : не нужна

Задания для первой группы..

а) рассказать. где раньше жили марийцы

Задания для второй группы..

б)рассказать, чем занимались марийцы

Задания для третьей группы..

Рассказать, в каких источниках встречаются сведения о марийцах (черемисах)

…«Народ черемисов живет в лесах под Нижним Новгородом. У них свой язык… Этот народ населяет обширные пространства от Вятки и Вологды до реки Камы…

Черемисы живут по обе стороны Волги, большею частью без домов, в простых избах, питаются скотоводством, медом, дичью, являются превосходными стрелками из лука.

Царь Иосиф писал о черемисах еще в 961-м году (10 век) в своем письме: …Живу я при реке Итиль(Волга).При этой реке живут много народов. Это буртасы, сувары(чуваши), эрзя, ц-р-мис (черемисы),…Каждый из них платят мне дань.

……Черемисы есть народ мужественный и возрастной. При том смиренный, незлобивый и нековарный.

Учитель: «Вот мы и узнали ,что черемисы жили по обе стороны Волги. Что первое упоминание о марийцах принадлежит хазарскому хану Иосифу.

Долог и труден был наш путь, отдохнем немного и послушаем, что сулит нам день сегодняшний.?

Можно ли продолжить наше путешествие ?

Марла календарь ( видеосюжет)

Учитель: Погода благоприятствует нашему путешествию. Летим дальше. Вот и долетели мы по тропе памяти до святыни марийского народа – могилы Чумбылата

Прочитаем легенду ( продолжается Метод Муравейник” )

Какую тайну скрывает скалистый берег Немды? работа в дневнике

записи нужно вести кратко, в одно слово, словосочетание или предложение

С этими словами и умер Чимбулат – могучий заступник пахарей и лесных охотников. В тяжелую дубовую колоду положили Чимбулата и похоронили на высоком утесе над рекой. Вместе с богатырем положили его меч и пику, и белого коня.

И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, появился из расщелины Чимбулат на белом коне своем, в шлеме, со щитом в руке, с копьем у стремени, с мечом над головой. Бросился богатырь на врагов, колол, рубил обезумевших от страха захватчиков, обратив их в бегство. А когда опасность миновала, Чимбулат, ни на кого не взглянув, молча, вернулся к своей скале, снова замкнулась она за ним и поглотила вместе с конем. Шло время. Когда

наступала беда, всякий раз Чимбулат выручал свой народ, и никакой враг не был страшен черемисам.

Не стало с тех пор у марийского народа заступника. Начались войны, и некому было защитить черемисов. Молчалив стал и тих серый утес над рекой, оброс он сразу мхом и травой. Но не пропадала надежда черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время, забудет Чимбулат обиду и защитит народ свой от всяких напастей.

Поэтому и зовется этот камень живым, что жива в нем вечная сила и в народе не умирает вера в своего защитника. Веками шли марийцы к Чимбулат-камню, несли дары, молились, прикасались к холодной скале, чтобы набраться живительных сил у своего легендарного богатыря. Уносили кусочки камня, хранили их, как самые дорогие реликвии. Не исчезает тропа к могиле и сейчас. Ведь это не камни – память.

Вывод: что легенда стала достоянием не только марийского, но и русского народа, посещая Живой камень, и русские и марийцы верили и верят, что поможет Чимбулат в горе-несчастье. Даст людям силы пережить лихую годину. Поможет обрести былое величие уже нашей общей Родины – России.

Цель: подвести итог урока, обобщив полученные знания, представить результаты работы в группе.

Предварительная подготовка: не требуется.

Технология проведения : Один из членов группы выходит к доске и зачитывает записи дневника:

Примечание: данный метод помогает систематизировать полученные знания.

Варианты проведения : итоги работы можно оформлять графически на доске или кластере

Ребята, вот и подошла к концу наша путешествие. Обратно мы возвращаемся. на автобусе

Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе.

Предварительная подготовка: подготовить кружочки из цветной бумаги, стикеры, ватман.

Технология проведения : каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный - не доволен своей работой в группе, сделал не всё, что мог; зелёный – сделал всё, что в моих силах; жёлтый – мог бы лучше. Листочки наклеивают на плакат с изображение светофора. Затем идёт обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий.

Примечание: этот метод поможет осуществить полноценный анализ и оценку урока, деятельности каждого участника образовательного процесса.

Варианты проведения : может быть использована интерактивная доска со вставленной картиной светофора.

Учитель выставляет оценки ученикам и комментирует их. Благодарит за урок

М ы едем на автобусе, на перекрёстках стоят светофоры. Их задача – регулирование движения на дороге. Сейчас как раз такой момент, когда мы с вами должны оценить свою работу. Для этого нужно остановиться (как перед светофором), оглянуться на пройденный путь и сделать вывод. Какой?

Каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный - не доволен своей работой в группе, сделал не всё, что мог; зелёный – сделал всё, что в моих силах; жёлтый – мог бы лучше. Листочки наклеиваются на плакат с изображение светофора.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Данный урок является базовым в изучении истории и культуры республики Марий Эл и тесно связан с последующими уроками. Сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари

Тип урока: комбинированный. Урок-изучение нового материала.

Целью урока было ознакомление с древнейшим периодом истории Марийского края. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.

- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.

- формирование основ мультиперспективности, умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.

- развитие интереса к истории Марийского края;

- развитие аналитических способностей обучающихся;

- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике.

- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;

- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.

В ходе урока была обеспечена комплексность, взаимосвязь всех поставленных задач. Главными задачами на данном уроке были развитие интереса к истории Марийского края и ознакомление с историей края и культурой.

Урок проведён по технологии развития критического мышления и проблемного обучения, что обеспечивало поддержание интереса обучающихся к новой теме.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы, так как на уроке применялись различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная.

Время отведенное для разных этапов работы так же было рационально распределено и логически связаны между собой. На уроке задействованы наглядные, технические, дидактические средства обучения. Была использована метопредметность, что способствует развитию ключевых компетенций у обучающихся.

Были использованы задания, направленные на детей разного уровня подготовки. Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Использовался словесный метод (беседа), наглядный – демонстрация.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация и использовалась смарт-доска.

Контроль осуществлялся в виде контрольных вопросов, самоконтроля, тестовых заданий. Высокая работоспособность школьников в течении всего урока обеспечивалась за счет использования наглядных, технических и дидактических средств обучения и различных форм организации деятельности. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась за счёт создания на уроке права обучающимся на ошибку и права на творчество, общение друг с другом.

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению истории своего края, положительному отношению к людям и окружающему миру, бережному отношению к памятникам истории и культуры и чувства ответственности за его сохранность.

Ответьте на вопросы пожалуйста на завтра надо по ИКН
1. Какова протяжённость Республики Марий Эл?
2. Назовите 3 ядовитых растений Республики Марий Эл.
3. Назовите 3 хищных растений Республики Марий Эл.
4. Назовите 5 крупных рек Республики Марий Эл.
5. Самое чистое озеро Республики Марий Эл.
6. Когда произошло присоединение Марийского Края к Русскому Государству
7. В каком году населенный пункт Звенигово получил статус города?
8. За что были удостоены знаменем советского союза : Владимир Соловьев, Прохоров, Кутрухин
9. Какой роман о городе Йошкар Оле написал известный марийский писатель Аркадий Крупняков?
10. Что раньше заменяло марийцами деньги?
Все. Надеюсь что вы по можете прошу.

1 Куда марийский театр впервые выехал на гастроли.

2 В каких фестивалях принимает участие марийский театр.

3 Какие учебные заведение готовят актёров для Марийского театра.
Помогите пожалуйста

Читайте также: