Активизация познавательной деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогики - активизация деятельности детей. Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Каким образом активизировать воспитанников, какие приемы необходимо применять, чтобы повысить их активность?

В данный момент мы рассмотрим активизацию детской деятельности в социально-коммуникативном развитии.

Для наиболее успешной активизации я использую следующие приемы и методы:

Наглядные методы и приемы обучения Методы

1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Летом дети наблюдают за растительным миром и насекомыми, находясь на прогулке на территории участка.

Осенью я обращаю внимание детей на особенности в изменениях явлений природы.

Зимой мы наблюдаем за свойствами снега.

Результатом нашей интересной прогулки в зимний период стала стенгазета с замечательными снимками. Впоследствии дети с большим интересом рассматривали фотографии.

В своей работе с детьми я применяю лэпбуки.

Лэпбук - интерактивная, тематическая папка.

Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности; 2. Появляется возможность проявить себя каждому ребёнку! 3. Помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно, если ребёнок визуал) 4. Лэпбук – позволяет сохранить собранный материал; 5. Это просто интересное и творческое занятие!

Также мы на занятиях пользуемся папками передвижками, оформленными тематическими газетами.

Словесные методы и приемы обучения

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

• указание (целостное и дробное);

• беседа (после экскурсии, прогулки),

просмотра диафильмов и т. п.

Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек я использую прием мнемотехники, ориентированный на наглядно – образное мышление детей. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явления природы, т. е. можно изобразить все, что считаем нужным, и так чтобы нарисованное было понятно детям. Использование модельных схем при заучивании стихов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко запоминают картинку, а потом припоминают слова.

Я оформила картотеку мнемотаблиц.

Также я активно использую сюжетные картинки для активизации детей.

Алгоритмы - схема описания предмета, часто применяем на занятиях.

Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий. А также происходит и развитие интегративных качеств дошкольников.

Игровые методы и приемы обучения

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Одним из путей развития математических способностей дошкольников, на мой взгляд, является совершенствование содержания занятий математического цикла, активное использование блоков Дьенеша. Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Я сделала карточки – схемы для игры с блоками Дьенеша.

С родителями мы приобрели для детей конструкторы – пазлы, с которыми дети охотно играют в свободной деятельности.

А чтобы игры со счетными палочками стали интереснее, я распечатала к ним схемы.

Для занятий по формированию элементарных математических представлений я сделала картотеку из разных математических карточек:

Карточки мы используем не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Самым главным образом активизация детской деятельности проходит через игру. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Прием сюрпризного момента я также применяю и на занятиях.

Практические методы обучения

1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, желание самостоятельно находить решение во всем. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Исследовательская деятельность впрямую направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Это всеми любимый и очень действенный прием.

Таким образом, в своей практике я использую различные приёмы активизации детской деятельности в социально-коммуникативном развитии. Педагогу необходимо стараться сделать жизнь ребенка в детском саду более эмоциональной и интересной. Это позволит пробудить у детей интерес к новому, желание познавать мир.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”

Вопросы активизации познавательной деятельности детей относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания детей.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности ребенка. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения у детей в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Активизация познавательной деятельности была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание педагога к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Система работы активизации познавательной деятельности детей к обучению строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности ребенка, педагогики коллективных дел.

Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Условия, для проявления познавательной деятельности:

создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности ;

создание “ситуации успеха” для каждого ребенка;

включение ребенка в активную деятельность, коллективные формы работы;

использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

использование проблемных ситуаций;

практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой дети усваивают приемы учения.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность детей.

Педагогу необходимо :

Создать из повседневного – удивительное.

О сложном говорить увлекательно, эмоционально.

Учить всему кратко, понятно, основательно.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых дети сами должны:

отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

самостоятельно выбирать посильное задание и искать варианты решения познавательной задачи;

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности детей: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Методы обучения:

самостоятельный поиск необходимой информации;

метод продуктивной деятельности;

овладение разными детьми разного материала;

творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.;

эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, ТРИЗ и др.;

метод эмпатии (метод личной аналогии).

На подготовительном этапе педагогами были показаны занятия и фрагменты занятий, на которых были продемонстрированы те или иные методы и формы активизации познавательной деятельности детей на уроке.

Формы организации деятельности детей

Методы организации деятельности детей :

Главная ценность культуры сегодня – читающий ребенок! Открывая книгу, он вместе с тем, открывает свой личностный потенциал. Книга питает его ум и душу. И тогда книга становится пространством для развития личности, формирования лучших человеческих качеств.

Опыт свидетельствует, что плохо читающие дети обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная память и умственная работоспособность.

При организации работы с литературным текстом педагог формирует умения:

ставить вопросы к тексту;

выделять непонятные места в тексте;

педагог помогает разбираться с непонятными или незнакомыми словами ;

определять основную мысль текста;

Для этого педагог использует следующие компоненты материала:

упражнения, схемы, таблицы, алгоритмы, иллюстрации и др.

Формы работы :

репродуктивно-поисковая: составление плана, схемы;

сравнительно-аналитическая: схем, рисунков;

творческая : тесты, кроссворды, задания с ошибками.

Книга – важнейшее средство информационного общения. В книге моделируются жизнь, чувства, мысли и дела, не только отдельной личности, но и всего человечества во всех доступных измерениях времени и пространства:

важнейшее средство пропаганды и популяризации знаний;

важнейшее средство воспитания и образования, повышения культуры учащихся.

Информационные технологии:

Информационные технологии – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, видео, кино).

Использование продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Основных факторы, побуждающих детей к активности:

творческий характер познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер деятельности позволяет пробудить у детей творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности.

Учитывая перечисленные факторы, педагог может безошибочно активизировать деятельность детей, так как различный подход к ООД, а не однообразный подход это, прежде всего, у ребенка вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на детей оказывает и игра, и состязательность. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Активизация учения детей не как усиление деятельности, а как мобилизация педагогом с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил детей на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности.

На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности детей приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность детей. Активное обучение , которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Методы активизации познавательной деятельности : вооружают знаниями, умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств детей; развивают их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес); выявляют и реализуют потенциальные возможности детей; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у ребенка интерес к овладению знаниями.

Список литературы :

Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004г.

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка. Москва, 2007 г.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 1994 г.

Сборник программ . Система Виноградовой Н.Ф. Москва. Вентана Граф, 2012 г.

Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1999г..

Шамова Т. И. Активизация учения дошкольников. - М.: Педагогика, 1990. - 128с.

Щукина Г. И. Педагогическая проблемы формирования познавательного интереса дошкольников. - М.: Педагогика, 1998. - 203с.

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности

  1. Активизироватьпедагогов на эффективное использование различных методов, повышающих познавательную активность;
  2. Повыситьуровень профессиональной компетенции педагогов.

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Психологи (Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н.)утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (ПанькоЕ.А.,Коломинский Я. Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Основная идея заключается в том, что психолого — педагогическое обеспечение процесса развития познавательных способностей в дошкольном детстве должно происходить в наиболее важных сферах деятельности (познавательной, коммуникативной, художественной). Важными моментами при этом являются:

сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;

учет индивидуальных особенностей ребенка;

опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;

активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста определяют следующие задачи:

  1. Создать предметно – развивающую среду — единое пространство, в котором происходит процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, единые подходы, единую цель совместной деятельности воспитателей и родителей, единые оценочные взгляды и действия для всех участников педагогического процесса.
  2. Заинтересовать, воспитать тягу к знаниям, вызвать желание действовать, дать понимание того, что ошибаясь, ты все равно получаешь знания, поэтому всегда твори, экспериментируй, познавай.
  3. Создать соответствующую атмосферу, в которой реально проявляют себя взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь, гуманность.
  4. Обеспечить климат личностной безопасности для каждого ребенка и возможности всестороннего стимулирования, их творческую инициативу.

Научно— методической почвой деятельности является применение методов современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста.

В организации работы с детьми используют следующие методы:

  1. Метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у дошкольников.

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические

навыки ребенка­дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

  1. Экспериментально­исследовательский метод, как средство развития познавательной активности дошкольников.

Познание мира живой и неживой природы, установление причинно­ следственных связей происходят успешнее в процессе её опытнической деятельности и экспериментирования.

В ходе экспериментально­ исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно­следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д. почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем).

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

постановка и решение вопросов проблемного характера;

моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д.

подражание голосам и звукам природы;

использование художественного слова;

дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

трудовые поручения, действия.

  1. Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ —технологии.

Целью ТРИЗ­ педагогики является формирование у ребенка логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.

Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно.

  1. Практические методы, такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом .
  2. Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
  3. Методвопросов — постановка вопросов детям и воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать.
  1. Метод повторения. Повторение — важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитания чувств. На занятии он может быть ведущим методом или методическим приёмом.

Возможны три формы организации повторения на занятии по ознакомлению с социальной деятельностью.

Прямое повторение: от детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение идёт на уровне воспроизведения в той форме и в тех же формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала.

Повторение на последовательном уровне — третья форма повторения. К усвоенным ранее знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно не на конкретные примеры, а на сделанные ранее обобщения, выводы.

Решение логических задач может выступать и в качестве самостоятельного метода, направленного на повышение познавательной активности.

Определяя цели и задачи образовательной деятельности, воспитатель должен также продумать приемы активации детей. Условно эти приемы можно обозначить следующим образом:

  • вербальные,
  • невербальные,
  • ситуативные,
  • игровые,
  • аудивизуальные.

К вербальным приемам можно отнести:

  • рассказы,
  • чтения художественной литературы,
  • стихи,
  • малые фольклорные формы.

При чтении литературных сказок можно предложить детям:

нарисовать иллюстрацию к произведению,

вылепить героя из пластилина,

сочинить свою сказку с таким же началом или похожими персонажами,

подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку.

Невербальные приемы это:

  • пантомимика,
  • мимические упражнения,
  • пальчиковая гимнастика,
  • гимнастики для глаз,
  • динамические паузы,
  • физкультминутки.

На сохранение заинтересованности детей оказывают влияние:

  • проблемные ситуации,
  • ситуации занимательности,
  • ситуации успеха,
  • нетрадиционные формы занятий,
  • проектно­исследовательская деятельность,
  • современные образовательные технологии.

Основной вид деятельности детей в детском саду – это игра и использование игровых приемов активации детей поможет поддержать их интерес в любой деятельности.

К игровым приемам активации относятся:

  • сюжетные игры,
  • экспериментирование,
  • конструирование.

Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Интерес у дошкольников вызывают игры,

зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.

Игры­путешествия способствуют углублению, закреплению знаний.

Ещё большую активность у дошкольников можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр: шарад, головоломок, загадок

Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Занятие­ сказка (позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает занятие более эффективным).

Таким образом, все методы и приемы должны использоваться в совокупности, различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат познавательной активности дошкольников.

Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986

Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь будущее закладывается именно сегодня.

Задача педагога в том, чтобы в детях, которых он воспитывает, заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, гражданская ответственность.

Концепция дошкольного воспитания выделяет основные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка , на установление доверительных партнерских отношений, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

В.А.Сухомлинский советовал: “…не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь на уроках рассказать все, что вы знаете – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир… оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку еще раз возвратиться к тому, что он узнал”. [ 9 ]

А.Энштейн писал, что самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, — это ощущение таинственности; кому эта эмоция чужда, кто утратил способность замирать в трепете, того можно считать мертвецом. Развитие детей в организованной среде во многом определяется тем, насколько она вызывает к жизни индивидуальный опыт детей, в том числе опыт, приобретенный в ходе организованного обучения.

Содержание актуальных программ обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольника. Задачи познавательного развития занимают центральное место. Целостное представление о мире – основа интеллектуального развития детей. В представлениях ребенка отражаются в единстве объекты, действия с ними. Оперируя этим, дети постепенно познают мир таким, каким он есть.

Обучение должно учитывать особенности развития ребенка, познавательное развитие можно сравнить со спиралью, которое должно расширяться и углубляться.

  • личность педагога,
  • характер его взаимоотношений с ребенком,
  • закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от учителя самоотдачи, творчества, собственных решений.

Задача педагога состоит в том, чтобы сделать трудное – привычным, привычное – легким, легкое – приятным.

Возможно ли, развивать познавательную активность детей дошкольников? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Мы изучили работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых: С.Л.Рубеншнейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, К.Роджерса 5, ознакомились с основами дошкольной дидактики, теорией о самоценности дошкольного детства и учении об амплификации (обогащении) развития ребенка в условиях оптимального использования специфических видов деятельности, познакомились с опытом педагогов страны. Большинство авторов отмечают, что надо поддерживать формирование интересов детей, предоставить каждому ребенку равные возможности для освоения сфер жизнедеятельности, удовлетворять и направлять любознательность ребенка, способствовать появлению потребности в новых знаниях.

Мы придерживаемся точки зрения ряда авторов и процесс познавательной активности строим с учетом “внутреннего состояния готовности к познавательной деятельности к поиску впечатлений, реализующихся в познавательных действиях и операциях” – М.Лисина. В процессе познавательной деятельности с детьми обеспечиваем возможности для реализации возрастного потенциала и проявления индивидуальности каждого ребенка. Учим не просто “усваивать” материал, а познавать мир, вступать с ним в активный диалог. Искать ответы на свои вопросы, не останавливаться на достигнутом этапе.

  • интересы и потребности детей,
  • осмысление и осознание себя в окружающем мире,
  • индивидуальность каждого ребенка,
  • средства и способы добывания знаний.

В связи с этим целью нашей работы стало помочь детям познавать окружающий мир, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

  • провести анализ и оценку познавательной деятельности,
  • разработать методические приемы для работы с детьми,
  • использовать различные формы и средства для познания окружающего мира, развивать познавательную активность.
  • факультативная работа,
  • объединения детей по интересам,
  • поисково-исследовательская деятельность,
  • сотрудничество с родителями при организации длительных наблюдений за живыми объектами природы.

Учитывая опасения К.Ю. Белой [ 1 ] об отсутствии методик к образовательным программам по отслеживанию результатов развития ребенка, о некачественном методическом обеспечении диагностик, мы за основу показателей развития уровня знаний об окружающем мире взяли программные задачи и индивидуальные карты развития ребенка. Отслеживание результатов проводили в начале и конце учебного года.

Анализ работы позволил отследить результативность и динамику развития познавательной активности детей.

  1. Животные Земли – 94,4% - 100%,
  2. Животные Приморского края – 83,0% - 94,0%
  3. Инстинкты и способ жизни –61,1% -77,75%
  4. Динозавры - 44,4% -72,2%
  5. Культурные растения - 94,0% -100%

Незначительно отличается показатель по теме –

Растения Приморского края -38,8% - 66,6%.

Результаты индивидуальных карт развития ребенка показали:

Из 15 детей – 11 детей умеют работать в едином темпе и ритме с другими детьми, имеют хорошие знания о живой и неживой природе, о рукотворном мире.

Сравнительный анализ результатов количественной и качественной обработки данных показал, что целенаправленная работа, поисково-исследовательская деятельность с детьми, учет интересов дошкольников, позволяет добиваться высоких результатов в развитии познавательной активности дошкольников. Немаловажным моментом в такой работе является личность педагога. Если он выбирает творческий способ решения задач, взаимодействия с детьми, то сможет сформировать опыт творческой, познавательной активности детей.

  1. Грамотное, эффективное диагностическое обследование детей и мастерства педагога.
  2. Содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.
  3. Свободный выбор ребенком содержания деятельности, возникающий по инициативе детей и взрослых.
  4. Творческий потенциал педагога, искусство общения с детьми.

Сравнительный анализ по созданию благоприятной среды для развития познавательной активности по дошкольным группам показал, что она отвечает возрастным особенностям детей, на основе методологических принципов. Но особое внимание необходимо обратить на педагогическую компетентность воспитателей.

Таким образом: для развития познавательной активности детей дошкольного возраста необходимо разрабатывать комплексные программы с учетом возрастных особенностей познавательной активности, определять роль и место взрослого и ребенка , его интересы и возможности познания мира.

Система работы

Познавательная деятельность детей дошкольного возраста.

Цель работы – помочь познать окружающий мир, сформировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранить индивидуальность каждого ребенка.

  1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобретать новые знания.
  2. Научить детей самореализовываться в окружающем мире.
  3. Использовать различные средства и формы для познания окружающего мира.
  4. Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.
  • Индивидуально – ориентированное обучение как часть общего процесса обучения и воспитания, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.
  • Принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.
  • Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых.
  • Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.
  • Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.

Младший дошкольный возраст. “Помогаем ребенку познавать мир”.
2000-2002 г.

Старший дошкольный возраст.
2001– 2003 уч. г.

Годовое перспективное планирование - старшая, подготовительная группы, распределение материала по занятиям по познавательной деятельности, самостоятельная, игровая, факультативная работа с детьми.

  • “Все обо всем”,
  • “Хочу все знать” по темам: “Медицина”, “Ремесла”, “Космос”, “Чудеса света”, “Человек”,
  • Создание библиотеки “Почемучек”,
  • Объединения детей по интересам: “Тайны часов”, “Уголок родного края”, “Юный математик”, “Химическая лаборатория”,
  • Изготовление с детьми иллюстративной книги по детским вопросам.

Подготовила и провела открытые методические объединения по работе с детьми по интересам, занятие в старшей группе “Брейнринг”, “Живые барометры”, сюжетно-ролевую игру “На подводной лодке”.

Организовала мастер-класс с целью презентации педагогического опыта для педагогов дошкольного и начального звеньев.

Собрала и апробировала банк педагогических диагностик по познавательной деятельности.

  • ознакомление с картой Приморского края,
  • информационный материал “Моря и океана”, “Экология”,
  • библиотечка приморских писателей,
  • материалы по истории Дальнегорского района,
  • китайские топонимы на территории Дальнегорского района,
  • экскурсии с родителями по любимым местам, изготовление макета “Морское побережье”,
  • знакомство с морскими животными через телепередачу “Жемчужина Приморья”.

Такая система работы формирует у детей потребность познавать окружающий мир, в процессе проблемного обучения и самостоятельного экспериментирования овладевать средствами и способами познания и преобразования мира.

  • диагностические карты по разделам – зоология, история, география, страна в которой мы живем, ботаника, астрономия,
  • индивидуальные карты развития детей 6 – 7 лет.

В результате углубленной работы по данной теме удалось сформировать у детей представления о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, природе, мире животных, развить стойкий интерес к изменениям в природе, сформировать опыт творческой познавательной деятельности, умение работать в коллективе.

Результативность за годы работы с детьми:

2000 г. – познавательная деятельность, овладение программными задачами - 83,8% (средняя группа)

2001 г. – по индивидуальным картам развития начало года 73,3%, конец года 86,6% ( из 15 детей хорошо – 13.)

2002 г. – познавательная активность детей по опроснику: космос - 83,3%,зоология – 94,4%, ботаника – 100%, растения края – 66,6% .

Для сравнительного анализа и отслеживания динамики усвоения детьми программных задач целесообразно использовать сводные таблицы.

Сводные таблицы по диагностическому обследованию детей дошкольного возраста. Овладение детьми знаниями по разделу “Ребенок познает мир”.

Читайте также: