Как ты справляешься с трудностями своего возраста обществознание 6 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Подростковый возраст – период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью (ранее назывался отрочеством).

Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.

Возрастной статус – совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту.

Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.

Основных возрастных ступеней шесть:

Новорожденные – до 4х недель;

Грудной период – от 4 недель до 1 года;

Раннее детство – 1–3 года;

Дошкольный возраст – 3 года – 6–7 лет;

Младший школьный возраст – 6–7 – 10–12 лет.

  • Подростковый возраст или Отрочество (11 – 15 лет).
  • Юность или Молодость (15–30 лет).
  • Зрелость (30–60 лет).
  • Пожилой возраст (60–80 лет).
  • Старость (от 80 лет и старше).

Также отдельно выделяют категорию Долгожители (от 90 и старше).

В разные исторические эпохи продолжительность жизни людей была различна. По мнению ученых продолжительность жизни первобытных людей составляла приблизительно 25 – 30 лет. Приблизительно такой же была она и в Эпоху Средневековья.

Связано это с плохим развитием медицины, огромным количеством войн и высоким уровнем детской смертности. Соответственно в Новое время продолжительность жизни постепенно начала увеличиваться до 40 – 45 лет. В Новейшее время, эпоху инновационных технологий и развития медицины, продолжительность жизни значительно выросла – до 60 – 70 лет.

Конечно, продолжительность жизни в разных государствах значительно разнится. Обратимся к таблице:

1 Место по праву принадлежит Японии, тут люди в среднем живут до 83 х лет;

2 Место принадлежит Китаю.

Такие страны, как Швейцария, Австралия, Италия и Исландия по продолжительности жизни населения находятся приблизительно на одинаковом уровне, приблизительно 82 года.

К сожалению, в странах Центральной Африки ситуация до сих пор остается плачевной. Средняя продолжительность жизни там составляет приблизительно 45 лет.

В Российской Федерации средняя продолжительность жизни составляет 72 года.

Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.

Вы находитесь сейчас в подростковом возрасте, который считается самым сложным на этапе формирования и становления личности.

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями.

Условно возраст принято делить на биологический и психологический.

Примечателен восточноазиатский счет возраста. Он возник в древнем Китае и широко используется в других культурах Восточной Азии и во Вьетнаме.

Сразу от рождения ребёнку начисляется один год жизни, и каждое прохождение Нового года, независимо от даты рождения, добавляют один год к возрасту человека. Таким образом, первый год жизни посчитан как один вместо нуля, так, что ребёнок на втором году от рождения считается двулетним.

Для зрелого же возраста в приоритете стоит профессиональная деятельность и семейные отношения, отсутствует максимализм.

Помимо этого, каждый возраст открывает для человека определённые возможности, устанавливает ограничения, разные права и обязанности, виды трудовой деятельности и роли.

В 7 лет – дети идут школу;

14 лет – получают паспорт;

18 лет – призывают в армию.

Поведение человека в соответствии со своим возрастным статусом называется возрастной ролью.

Как только ты появился на свет, ты имеешь право:

  • На жизнь;
  • На гражданство;
  • На Имя, Фамилию, Отчество;
  • Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов;
  • А также ещё ряд прав, установленных Конституцией и Конвенцией о правах ребёнка.

К тому времени, как тебя стали называть подростком (отроком) ряд твоих прав значительно расширился и к ним прибавились обязанности, о которых ты должен знать!

Подросток имеет право:

  • На получение бесплатного среднего образования;
  • Давать согласие на изменение своего имени, фамилии;
  • Давать согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей;
  • Выражать своё мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;
  • Осуществлять авторские права (т.е. права на результаты своей интеллектуальной деятельности, будь то литература, живопись, музыкальные произведения и т.д.);
  • Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • Работать, но поступление на работу допускается только в свободное от учебы время и для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью с согласия родителей!

С 14 лет подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления:

  • Убийство;
  • Умышленное причинение вреда здоровью;
  • Похищение человека;
  • Кражу;
  • Грабёж;
  • Разбой;
  • Вымогательство;
  • Неправомерное завладение автомобилем либо иным транспортным средством без цели хищения;
  • Террористический акт и т.д.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Определите возрастные границы для каждой возрастной ступени.

Подростковый возраст – сложный период как для самого подростка, так и для его близких. Можно выделить ряд основных трудностей, с которыми сталкивается, наверное, каждый подросток.

Это произошло из-за того, что за последние 30 лет технический прогресс ушел далеко вперёд, а вместо СССР, в котором родились многие из родителей и все без исключения бабушки и дедушки, образовалась Российская Федерация — совершенно другая страна с новыми экономическими и социальными условиями.

Решение:

Отличный спооб понять другое поколение — это постараться поставить себя на место родителей, представить их образ мыслей, прочувствовать проблемы и заботы, которые их волнуют. То же самое желательно делать и представителям старшего поколения. Необходимо стремиться лучше узнавать друг друга, заниматься совместной деятельностью, участвовать в жизни друг друга и предоставлять, по возможности, необходимую помощь.

Такое сотрудничество между подростками и их родителями способно повысить уровень доверия в семье и улучшит взаимопонимание в ней.

2. Проблема импульсивности и чрезмерной эгоцентричности подростков обусловлена физиологическими причинами. В этом возрасте ребята очень быстро растут, меняется их гармональный фон, что приводит к нестабильности нервной системы. Для подростков характерна мгновенная смена настроения, категоричность суждений и уверенность, что весь мир вращается исключительно вокруг них.

Такая нестабильность и импульсивность часто приводит к ошибочным решениям и действиям. Последствия такого поведения могут быть самыми разнообразными — от ссоры с друзьями и близкими до получения травм или серьёзных заболеваний. Часто подросток даже не может объяснить зачем он так поступил, но в момент совершения действия ему кажется, что это невероятно важно.

Решение:

А в случае конфликта стоит помнить, что ссоры и взаимные обиды не могут принести положительных результатов. Такое поведение ведёт только к потерям с обеих сторон. Лучше спокойно обсудить возникшие разногласия, попытаться выслушать и понять друг друга, выяснить истинную причину проблемы и договориться о вариантах разрешения на взаимовыгодных условиях.

3. Проблема неуверенности в себе и мнительности подростков может проявиться как в чрезмерезмерной агрессивности, так и в чрезмерной замкнутости молодого человека. В силу своего быстрого роста и нестабильности нерсной системы подросткам часто не могут воспринять себя такими, какие они есть. Это может проявиться в неувледотворённости внешностью, уровнем благосостояния, отсутствие знаний и опыта в определенной области и т.п.

Решение:

Любой человек, его внутренний мир, его жизнь и здоровье – наивысшая ценность. Ценность человека не зависит от его внешности, одежды, благосостояния, наличия модных гаджетов или социального статуса. Любой человек ценен своей индивидуальностью и достоин, как минимум, уважения.

Важно помнить об этом всегда и стараться быть самим собой. А в себе, в свою очередь, необходимо воспитывать только лучшие качества и всегда стремиться к правде, справедливости, самосовершенствованию и достижению успехов в любой сфере деятельности. Это дополнительно повысит чувство уверенности в себе.

4. Проблема недостатка жизненного опыта, несмотря на ощущение себя взрослым человеком часто может привести к ошибкам. Иногда это серьезно влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Кроме того, неопытностью подростков могут воспользоваться некоторые взрослые и обмануть их, преследуя собственные цели.

И внешне, и внутренне подростки чувствуют себя достаточно взрослыми, для принятия серьёзных решений, но для правильной оценки ситуации собственного жизненного опыта часто не хватает. При этом многие ребята категорически откызываются воспользоваться советами и рекомендациями старшего поколения, считая их устаревшими и ненужными.

Решение:

На самом деле советы взрослых очень часто довольно точны, ведь и взрослые когда то были подростками и переживали подобные ситуации. Рекомендуя что-то, взрослые опираются на свой собственный жизненный опыт и на опыт своих знакомых, ведь они уже усвоили мудрость о том, что лучше учиться на чужих ошибках.

Если слушать кого-то категорически не хочется, то придётся приложить усилия и стараться получать как можно больше самых различных знаний. Можно черпать жизнненый опыт из книг, фильмов, общения со сверстниками, а также предварительно изучая возникающие вопросы в интернете. Ведь никогда не знаешь, что в жизни может пригодиться.

Человек опытный и знающий гораздо реже совершает непоправимые ошибки и его труднее ввести в заблуждение. Люди, обладающие богатым жизненным опытом или прислушивающиеся к советам знающих людей, обычно более успешны и быстрее достигают своих целей чем те, которые действуют бездумно и импульсивно.

«Друзья, всем привет! Сегодня поговорим об особенностях подросткового возраста. Можно отметить следующие особенности:


Один из самых ценных подарков, который вы можете сделать своему ребенку, — это научить его достойно проигрывать. Подростковый возраст — трудное время не только для родителей и учителей, но и для самих детей. В это время взрослые часто понимают, что те сценарии, по которым они общались с детьми, уже не действуют. Также в это время часто всплывают ошибки воспитания — родители понимают, что нужно что-то менять, ведь подросток начинает остро воспринимать любой комментарий в свою сторону, также остро реагирует на любые ситуации. Одним из проблемных вопросов подростков является неумение справляться с трудностями.

Неудачи подстерегают человека на протяжении всей жизни, поэтому навыки преодоления трудных ситуаций следует прививать с самого раннего детства. Подросток подвержен влиянию внутренних факторов, таких как личные переживания, и внешних факторов, порождаемых трудной ситуацией.

Трудной ситуацией для подростка будет любая ситуация, субъективно переживаемая подростком как обидная, оскорбительная или ранящая.

— Несчастная любовь, разрыв отношений.

— Конфликт, ссора со взрослым человеком (родители, учителя)

— Тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, болезни)

— Разочарование в своих успехах в школе на фоне высоких стандартов родителей.

— Неприятие в семье, сложная семейная ситуация.

Эти факторы влияют на эмоционально неустойчивого и психологически не готового к преодолению трудностей подростка. Чтобы научить его безболезненно переживать неудачи необходимо наладить работу по взаимодействию между ребенком, педагогом и родителями.

Разочарование в своих успехах в школе

Ребенок находится под гнетом перфекционизма родителей и стандартов школы. В такой ситуации ошибки — нормальное проявление процесса обучения, ведь подросток только начинает свой жизненный путь. Однако, из-за гормональных изменений адекватное восприятие ошибок ломается и необходимость поддержки очень важна со стороны взрослых.

Также процесс сдачи экзаменов в выпускном классе — огромный шаг, который покажет, что ждет подростка в дальнейшем. Совершить ошибку, не оправдать надежд родителей — все это дестабилизирует подростка, и так переживающего период гормональной нестабильности.

Как помочь?

— Разговаривать, эмоционально находится на одной волне со своим ребёнком, в таком случае не будет ничего скрыто от вас, вы сможете вовремя среагировать на тревожные сигналы.

— Выражать свои эмоции по отношению к подростку, говорить о своих чувствах по отношению к нему.

— Направлять огромный поток энергии в правильное русло — спорт, творчество, изучение иностранных языков.

— Стараться поддерживать режим подростка, если противится, стараться объяснить преимущества жизни в режиме.

— Помогать конструктивно решать вопросы с учебой.

— В сложных ситуациях не бояться прибегать к помощи специалистов.

Помните следующие важные моменты:

— То, что взрослому кажется пустяком для подростка может быть жизненно важной проблемой.

— У подростка недостаточно опыта для конструктивного решения сложившейся ситуации.

— Ответственность взрослого — вовремя заметить кризисное состояние подростка и поговорить. Это важное начало решения проблемы, так как подростки не всегда обращаются ко взрослым напрямую для разговора, чаще всего они это делают косвенно. Будьте открытым и внимательным, чтобы заметить данное скрытое желание.

— Не принижайте решение и мнение подростка, не давите своим авторитетом и опытом.

— Всегда проявляйте искреннюю активную заинтересованность в жизни подростка.

Важной задачей взрослого, будь то учитель или родитель, дать понять ребенку, что неудачи — это не то, чего нужно стесняться или избегать, а источник новых знаний о мире. Все совершают ошибки, и взрослые, и дети, объясните подростку, что из ошибки необходимо вынести урок, понять, как стать лучше. Тогда ошибки перестанут казаться чем-то стыдным, а неудачи станут восприниматься как шаг на пути к успеху. Эмоциональная устойчивость повысится и отношение к жизни станет легче.

1. Докажи что человек не только биологическое, но и социальное существо.
2. Какие качества характеризуют личность?
3. Подумай есть ли в тебе черты сильной личности и над чем тебе предстоит работать, воспитать в себе.
4. О каких качествах человека говорят эти поговорки и пословицы: "Сто раз отмерь - один раз отрежь", " Без труда не вытащить и рыбку из пруда", "Без терпения нет учения", "Не сиди на печи, будешь есть калачи"?
5. б) Какие свойства человека относят к биологическим?

Читайте также: