Как ты справляешься с трудностями своего возраста обществознание 6 класс кратко
Обновлено: 08.07.2024
Подростковый возраст – период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью (ранее назывался отрочеством).
Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.
Возрастной статус – совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту.
Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.
Основных возрастных ступеней шесть:
Новорожденные – до 4х недель;
Грудной период – от 4 недель до 1 года;
Раннее детство – 1–3 года;
Дошкольный возраст – 3 года – 6–7 лет;
Младший школьный возраст – 6–7 – 10–12 лет.
- Подростковый возраст или Отрочество (11 – 15 лет).
- Юность или Молодость (15–30 лет).
- Зрелость (30–60 лет).
- Пожилой возраст (60–80 лет).
- Старость (от 80 лет и старше).
Также отдельно выделяют категорию Долгожители (от 90 и старше).
В разные исторические эпохи продолжительность жизни людей была различна. По мнению ученых продолжительность жизни первобытных людей составляла приблизительно 25 – 30 лет. Приблизительно такой же была она и в Эпоху Средневековья.
Связано это с плохим развитием медицины, огромным количеством войн и высоким уровнем детской смертности. Соответственно в Новое время продолжительность жизни постепенно начала увеличиваться до 40 – 45 лет. В Новейшее время, эпоху инновационных технологий и развития медицины, продолжительность жизни значительно выросла – до 60 – 70 лет.
Конечно, продолжительность жизни в разных государствах значительно разнится. Обратимся к таблице:
1 Место по праву принадлежит Японии, тут люди в среднем живут до 83 х лет;
2 Место принадлежит Китаю.
Такие страны, как Швейцария, Австралия, Италия и Исландия по продолжительности жизни населения находятся приблизительно на одинаковом уровне, приблизительно 82 года.
К сожалению, в странах Центральной Африки ситуация до сих пор остается плачевной. Средняя продолжительность жизни там составляет приблизительно 45 лет.
В Российской Федерации средняя продолжительность жизни составляет 72 года.
Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.
Вы находитесь сейчас в подростковом возрасте, который считается самым сложным на этапе формирования и становления личности.
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями.
Условно возраст принято делить на биологический и психологический.
Примечателен восточноазиатский счет возраста. Он возник в древнем Китае и широко используется в других культурах Восточной Азии и во Вьетнаме.
Сразу от рождения ребёнку начисляется один год жизни, и каждое прохождение Нового года, независимо от даты рождения, добавляют один год к возрасту человека. Таким образом, первый год жизни посчитан как один вместо нуля, так, что ребёнок на втором году от рождения считается двулетним.
Для зрелого же возраста в приоритете стоит профессиональная деятельность и семейные отношения, отсутствует максимализм.
Помимо этого, каждый возраст открывает для человека определённые возможности, устанавливает ограничения, разные права и обязанности, виды трудовой деятельности и роли.
В 7 лет – дети идут школу;
14 лет – получают паспорт;
18 лет – призывают в армию.
Поведение человека в соответствии со своим возрастным статусом называется возрастной ролью.
Как только ты появился на свет, ты имеешь право:
- На жизнь;
- На гражданство;
- На Имя, Фамилию, Отчество;
- Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов;
- А также ещё ряд прав, установленных Конституцией и Конвенцией о правах ребёнка.
К тому времени, как тебя стали называть подростком (отроком) ряд твоих прав значительно расширился и к ним прибавились обязанности, о которых ты должен знать!
Подросток имеет право:
- На получение бесплатного среднего образования;
- Давать согласие на изменение своего имени, фамилии;
- Давать согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей;
- Выражать своё мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;
- Осуществлять авторские права (т.е. права на результаты своей интеллектуальной деятельности, будь то литература, живопись, музыкальные произведения и т.д.);
- Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
- Работать, но поступление на работу допускается только в свободное от учебы время и для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью с согласия родителей!
С 14 лет подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления:
- Убийство;
- Умышленное причинение вреда здоровью;
- Похищение человека;
- Кражу;
- Грабёж;
- Разбой;
- Вымогательство;
- Неправомерное завладение автомобилем либо иным транспортным средством без цели хищения;
- Террористический акт и т.д.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Определите возрастные границы для каждой возрастной ступени.
Подростковый возраст – сложный период как для самого подростка, так и для его близких. Можно выделить ряд основных трудностей, с которыми сталкивается, наверное, каждый подросток.
Это произошло из-за того, что за последние 30 лет технический прогресс ушел далеко вперёд, а вместо СССР, в котором родились многие из родителей и все без исключения бабушки и дедушки, образовалась Российская Федерация — совершенно другая страна с новыми экономическими и социальными условиями.
Решение:
Отличный спооб понять другое поколение — это постараться поставить себя на место родителей, представить их образ мыслей, прочувствовать проблемы и заботы, которые их волнуют. То же самое желательно делать и представителям старшего поколения. Необходимо стремиться лучше узнавать друг друга, заниматься совместной деятельностью, участвовать в жизни друг друга и предоставлять, по возможности, необходимую помощь.
Такое сотрудничество между подростками и их родителями способно повысить уровень доверия в семье и улучшит взаимопонимание в ней.
2. Проблема импульсивности и чрезмерной эгоцентричности подростков обусловлена физиологическими причинами. В этом возрасте ребята очень быстро растут, меняется их гармональный фон, что приводит к нестабильности нервной системы. Для подростков характерна мгновенная смена настроения, категоричность суждений и уверенность, что весь мир вращается исключительно вокруг них.
Такая нестабильность и импульсивность часто приводит к ошибочным решениям и действиям. Последствия такого поведения могут быть самыми разнообразными — от ссоры с друзьями и близкими до получения травм или серьёзных заболеваний. Часто подросток даже не может объяснить зачем он так поступил, но в момент совершения действия ему кажется, что это невероятно важно.
Решение:
А в случае конфликта стоит помнить, что ссоры и взаимные обиды не могут принести положительных результатов. Такое поведение ведёт только к потерям с обеих сторон. Лучше спокойно обсудить возникшие разногласия, попытаться выслушать и понять друг друга, выяснить истинную причину проблемы и договориться о вариантах разрешения на взаимовыгодных условиях.
3. Проблема неуверенности в себе и мнительности подростков может проявиться как в чрезмерезмерной агрессивности, так и в чрезмерной замкнутости молодого человека. В силу своего быстрого роста и нестабильности нерсной системы подросткам часто не могут воспринять себя такими, какие они есть. Это может проявиться в неувледотворённости внешностью, уровнем благосостояния, отсутствие знаний и опыта в определенной области и т.п.
Решение:
Любой человек, его внутренний мир, его жизнь и здоровье – наивысшая ценность. Ценность человека не зависит от его внешности, одежды, благосостояния, наличия модных гаджетов или социального статуса. Любой человек ценен своей индивидуальностью и достоин, как минимум, уважения.
Важно помнить об этом всегда и стараться быть самим собой. А в себе, в свою очередь, необходимо воспитывать только лучшие качества и всегда стремиться к правде, справедливости, самосовершенствованию и достижению успехов в любой сфере деятельности. Это дополнительно повысит чувство уверенности в себе.
4. Проблема недостатка жизненного опыта, несмотря на ощущение себя взрослым человеком часто может привести к ошибкам. Иногда это серьезно влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Кроме того, неопытностью подростков могут воспользоваться некоторые взрослые и обмануть их, преследуя собственные цели.
И внешне, и внутренне подростки чувствуют себя достаточно взрослыми, для принятия серьёзных решений, но для правильной оценки ситуации собственного жизненного опыта часто не хватает. При этом многие ребята категорически откызываются воспользоваться советами и рекомендациями старшего поколения, считая их устаревшими и ненужными.
Решение:
На самом деле советы взрослых очень часто довольно точны, ведь и взрослые когда то были подростками и переживали подобные ситуации. Рекомендуя что-то, взрослые опираются на свой собственный жизненный опыт и на опыт своих знакомых, ведь они уже усвоили мудрость о том, что лучше учиться на чужих ошибках.
Если слушать кого-то категорически не хочется, то придётся приложить усилия и стараться получать как можно больше самых различных знаний. Можно черпать жизнненый опыт из книг, фильмов, общения со сверстниками, а также предварительно изучая возникающие вопросы в интернете. Ведь никогда не знаешь, что в жизни может пригодиться.
Человек опытный и знающий гораздо реже совершает непоправимые ошибки и его труднее ввести в заблуждение. Люди, обладающие богатым жизненным опытом или прислушивающиеся к советам знающих людей, обычно более успешны и быстрее достигают своих целей чем те, которые действуют бездумно и импульсивно.
«Друзья, всем привет! Сегодня поговорим об особенностях подросткового возраста. Можно отметить следующие особенности:
Один из самых ценных подарков, который вы можете сделать своему ребенку, — это научить его достойно проигрывать. Подростковый возраст — трудное время не только для родителей и учителей, но и для самих детей. В это время взрослые часто понимают, что те сценарии, по которым они общались с детьми, уже не действуют. Также в это время часто всплывают ошибки воспитания — родители понимают, что нужно что-то менять, ведь подросток начинает остро воспринимать любой комментарий в свою сторону, также остро реагирует на любые ситуации. Одним из проблемных вопросов подростков является неумение справляться с трудностями.
Неудачи подстерегают человека на протяжении всей жизни, поэтому навыки преодоления трудных ситуаций следует прививать с самого раннего детства. Подросток подвержен влиянию внутренних факторов, таких как личные переживания, и внешних факторов, порождаемых трудной ситуацией.
Трудной ситуацией для подростка будет любая ситуация, субъективно переживаемая подростком как обидная, оскорбительная или ранящая.
— Несчастная любовь, разрыв отношений.
— Конфликт, ссора со взрослым человеком (родители, учителя)
— Тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, болезни)
— Разочарование в своих успехах в школе на фоне высоких стандартов родителей.
— Неприятие в семье, сложная семейная ситуация.
Эти факторы влияют на эмоционально неустойчивого и психологически не готового к преодолению трудностей подростка. Чтобы научить его безболезненно переживать неудачи необходимо наладить работу по взаимодействию между ребенком, педагогом и родителями.
Разочарование в своих успехах в школе
Ребенок находится под гнетом перфекционизма родителей и стандартов школы. В такой ситуации ошибки — нормальное проявление процесса обучения, ведь подросток только начинает свой жизненный путь. Однако, из-за гормональных изменений адекватное восприятие ошибок ломается и необходимость поддержки очень важна со стороны взрослых.
Также процесс сдачи экзаменов в выпускном классе — огромный шаг, который покажет, что ждет подростка в дальнейшем. Совершить ошибку, не оправдать надежд родителей — все это дестабилизирует подростка, и так переживающего период гормональной нестабильности.
Как помочь?
— Разговаривать, эмоционально находится на одной волне со своим ребёнком, в таком случае не будет ничего скрыто от вас, вы сможете вовремя среагировать на тревожные сигналы.
— Выражать свои эмоции по отношению к подростку, говорить о своих чувствах по отношению к нему.
— Направлять огромный поток энергии в правильное русло — спорт, творчество, изучение иностранных языков.
— Стараться поддерживать режим подростка, если противится, стараться объяснить преимущества жизни в режиме.
— Помогать конструктивно решать вопросы с учебой.
— В сложных ситуациях не бояться прибегать к помощи специалистов.
Помните следующие важные моменты:
— То, что взрослому кажется пустяком для подростка может быть жизненно важной проблемой.
— У подростка недостаточно опыта для конструктивного решения сложившейся ситуации.
— Ответственность взрослого — вовремя заметить кризисное состояние подростка и поговорить. Это важное начало решения проблемы, так как подростки не всегда обращаются ко взрослым напрямую для разговора, чаще всего они это делают косвенно. Будьте открытым и внимательным, чтобы заметить данное скрытое желание.
— Не принижайте решение и мнение подростка, не давите своим авторитетом и опытом.
— Всегда проявляйте искреннюю активную заинтересованность в жизни подростка.
Важной задачей взрослого, будь то учитель или родитель, дать понять ребенку, что неудачи — это не то, чего нужно стесняться или избегать, а источник новых знаний о мире. Все совершают ошибки, и взрослые, и дети, объясните подростку, что из ошибки необходимо вынести урок, понять, как стать лучше. Тогда ошибки перестанут казаться чем-то стыдным, а неудачи станут восприниматься как шаг на пути к успеху. Эмоциональная устойчивость повысится и отношение к жизни станет легче.
1. Докажи что человек не только биологическое, но и социальное существо.
2. Какие качества характеризуют личность?
3. Подумай есть ли в тебе черты сильной личности и над чем тебе предстоит работать, воспитать в себе.
4. О каких качествах человека говорят эти поговорки и пословицы: "Сто раз отмерь - один раз отрежь", " Без труда не вытащить и рыбку из пруда", "Без терпения нет учения", "Не сиди на печи, будешь есть калачи"?
5. б) Какие свойства человека относят к биологическим?
Читайте также:
- Виды формы и содержание совместной деятельности учителей учеников и социальных партнеров школы
- Находилось ли место в литературе для описания жизни простого человека кратко
- Школьная олимпиада по музыке 6 класс с ответами что такое музыкальный образ
- Какие меры следует принимать для борьбы со стихийными явлениями кратко
- Многообразие крестьянских типов в поэме кому на руси жить хорошо кратко