Как температура воздуха зависит от географической широты 6 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формировать представления о зависимости температуры от географической широты и высоты.

2. Выявить закономерности распределения температур по поверхности Земли.

3. Раскрыть взаимосвязь между среднегодовыми изотермами и тепловыми поясами.

4. Формировать умение построения графиков, умение определять средние температуры, амплитуды температур

5. Формировать умение работать с дополнительной информацией.

6. Способствовать воспитанию ответственности, трудолюбия, дисциплинированности.

Урок формирования умений и навыков

Краткое содержание

1. Как связана географическая широта и температура воздуха

2. Как рассчитать температуру воздуха на заданной высоте

3. Тепловые пояса.

Опорные знания

1. Амплитуда температур, среднесуточные, среднегодовые, среднемесячные температуры

2. Температура воздуха. Изменение температуры с высотой.

3. Строение атмосферы

Понятия и термины

Тепловые пояса (тропический, умеренные, холодные, пояса вечного мороза), изотермы.

Средства обучения

Физическая карта, атласы, учебник , раздаточный материал.

Планируемые результаты

Предметные умения

Метапредметные

2) Объяснять причины возникновения тепловых поясов на Земле.

3) Выявлять и называть отличия поясов и закономерности их распределения на планете.

4) Устанавливать связь между среднегодовыми температурами и поясом.

5) формировать умение построения графиков, вычисления средних температур и амплитуд температур

1) Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте .

2) Определять цель, ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя.

3) Выявл ять причинно-следственные связи.

4) Трансформировать тематическую информацию из одного вида в другой.

5) Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

6) Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

1) Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него.

2) Понимание смысла своей деятельности.

3) Сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии.

4) Понимание связи между поясами планеты и распределением среднегодовых температур.

5) Использование знаний о поясах планеты в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 ЭТАП. Организационный

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Проверяет готовность к уроку .

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и продуктивную работу.

2 ЭТАП. Проверка домашнего задания

3 ЭТАП. Актуализация знаний

Какую оболочку земли изучаем?

Что такое атмосфера?

Назовите слой атмосферы, в котором происходит наша жизнь

Предлагаю задание (о действиях капитана Флинта)

Что выбрал капитан для измерения высоты горы?

Почему он выбрал термометр?

Настраиваются на изучение новой темы.

Отвечают на вопросы

температура в тропосфере с высотой понижается (каждый 1 км температура падает на 6 градусов) и измерив температуру у подножья и на вершине можно определить разницу температур и разделить эту разницу на 6 градусов

4 ЭТАП. Создание проблемной ситуации

Формулирует проблемные вопросы урока:

- Как рассчитать температуру воздуха на заданной высоте? Как температура воздуха зависит от географической широты?

- Сформулируйте тему урока.

Высказывают свои предположения.

Формулируют тему урока.

Записывают тему в тетрадь.

5 ЭТАП. Целеполагание

Предлагает обучающимся сформулировать цели урока.

Формулируют цели урока на основе плана

Мы узнаем как связаны географическая широта и температура воздуха

Научимся рассчитывать температуру воздуха на заданной высоте.

Посмотрите на карту и скажите

Над всеми точками Земли температура воздуха одинакова?

Как вы думаете, как будет изменятся температура воздуха при движении от экватора к полюсам?

Ка вы думаете почему это происходит?

Все зависит от угла падения солнечных лучей. В районе экватора угол падения солнечных лучей больший и эти районы получают большое количество солнечного тепла и света.

В районе полюсов лучи как бы скользят по поверхности Земли, угол падения солнечных лучей маленький и Земная поверхность получает небольшое количество света и тепла

В зависимости от количества солнечного тепла поступающего на поверхность Земли, на земном шаре выделяют тепловые пояса.

Задание Прочитайте дополнительный текст и ответьте на вопросы

1.Что такое тепловые пояса?

2.Какие выделяют тепловые пояса?

3.Что такое изотермы?

4.На основе чего были выделены тепловые пояса?

5.Почему границы тепловых поясов неровные?

Температура воздуха как вы знаете изменяется и в зависимости от высоты над поверхностью Земли

Рассчитайте температуру воздуха на вершине, если у подножья температура воздуха 25⁰ С., а высота горы 5 км

От экватора к плюсам температура воздуха будет понижаться

Тепловые пояса — это различные области земного шара, которые получают от солнца неодинаковое количество тепла.

Изотермы - линии, соединяющие точки с одинаковыми температурами

Записывают определения в тетради

На основе средних годовых изотерм

Потому что на температуру воздуха влияет не только угол падения солнечных лучей, но еще и рельеф и постоянные ветры и течения. Все эти факторы приводят к неравномерному нагреву Земной поверхности

7 ЭТАП. Учебные действия по формированию умений

Организует выполнение практической работы

Выполняют работу. Оформляют ее.

8 ЭТАП. Закрепление

- Как изменяется температура в зависимости от географической широты?

Что называют тепловыми поясами?

- Какие вы знаете тепловые пояса?

-Что такое изотермы?

Отвечают на вопросы. Осуществляют взаимоконтроль.

9 ЭТАП. Итог урока

- Сможем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока?

Как рассчитать температуру воздуха на заданной высоте? Как температура воздуха зависит от географической широты?

Обобщает ответы обучающихся.

Обучающиеся отвечают на вопрос.

10 ЭТАП. Рефлексия

- Назовите глаголы, которые характеризовали бы виды учебной деятельности, используемые на уроке.

В ыставляет оценки и комментирует их.

- Узнали, планировали, исследовали, доказывали, прочитали, слушали, вычисляли, строили

Самая жаркая температура на экваторе, потому что географическая широта здесь шире. А значит солнечных лучей будет поступать больше и быстрее нагревается поверхность Земли.

А самая холодная температура у полюсов, потому что вследствие маленькой широты, лучи солнца очень мало согревают землю.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

В каждой точке земной поверхности температура воздуха изменяется не только в течение суток и года. Существует также постепенное понижение температуры от экватора к полюсам. Это обусловлено шарообразной формой Земли. На области вокруг полюсов за год приходится в 10 раз меньше тепла, чем на области близ экватора. Из-за слабого нагревания поверхности меньше нагревается и атмосфера, что ведет к понижению температуры воздуха.

Распределение солнечного света и тепла в зависимости от географической широты
Из-за шарообразности Земли при движении от экватора к полюсам уменьшается угол падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше над горизонтом стоит полуденное солнце. С увеличением широты места угол падения солнечных лучей уменьшается. Каждая единица площади получает все меньше и меньше солнечного света и тепла.
Средняя годовая температура близ экватора +25—26 0С. В самых же холодных местах Земли — в Антарктиде, в Гренландии, на севере Евразии она ниже — -10 0С.

Пояса освещенности. Из-за неравномерного распределения поступающего от Солнца света и тепла земную поверхность разделяют на пять поясов освещенности. Границами между ними служат тропики и полярные круги.

Температура зависит от географической широты так как солнечные лучи скользят по Земле под разными углами.
Например: на экваторе тепло потому что солнечные лучи попадают прямо на землю. А на полюсах очень холодно так как солнечные лучи скользят по поверхности и не могут прогреть Землю.

Смена времен года происходит из-за вращения Земли вокруг Солнца.

Какое время года в южном полушарии, когда у нас лето?

Когда у нас лето, в южном полушарии – зима.

Почему времена года в Северном и Южном полушариях не совпадают?

Времена года в Северном и Южном полушариях не совпадают, потому что земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом. При движении Земли вокруг Солнца разные территории получают разное количество тепла.

Вопросы и задания

1. Как изменяется количество тепла, получаемое земной поверхностью, с изменением широты?

Количество тепла, получаемое земной поверхностью, уменьшается в направлении от экватора к полюсам.

2. По рисунку 109 сравните среднюю годовую температуру на севере и юге Евразии?

Среднегодовая температура на севере Евразии -100С, на юге — +200С. Таким образом на юге материка теплее на 300С.

3. Что такое тропики и полярные круги. Какая у них широта?

Северный и Южный тропики — это параллели 23,5° с. ш. и 23,5° ю. ш., на каждой из которых солнечные лучи падают отвесно по одному разу в год — 22 июня и 22 декабря. Северный и Южный полярные круги — это параллели 66,5° с. ш. и 66,5° ю. ш., на которых по одному разу в год (22 декабря и 22 июня) бывает полярный день и полярная ночь.

4. Назовите даты летнего и зимнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий?

Летнее солнцестояние – 22 июня, зимнего – 22 декабря. Весеннее равноденствие – 21 марта, осеннего – 23 сентября.

5. Сколько раз в году и в какие дни солнечные лучи падают отвесно на экватор, на тропики?

Солнечные лучи падают отвесно на экватор в дни равноденствий – 21 марта и 23 сентября. В зените Солнце над Северным тропиком 22 июня, над Южным тропиком – 22 декабря.

6. Где можно наблюдать полярный день и полярную ночь? Какова их минимальная и максимальная продолжительность?

Полярные дни и ночи наблюдаются в холодных поясах. Летом во время полярного дня солнце не скрывается за горизонтом, но его лучи лишь скользят по поверхности, слабо нагревая ее. Зимней полярной ночью солнце вообще не появляется над горизонтом. Продолжительность полярных дней и ночей увеличивается от полярных кругов к полюсам. На самих полярных кругах она равна одним суткам, а на полюсах — шести месяцам.

7. На какие пояса, тропики и полярные круги делят поверхность Земли? В каких поясах находится территория России?

Из-за неравномерного распределения поступающего от Солнца света и тепла земную поверхность разделяют на пять поясов освещенности – жаркий, два умеренных, два холодных. Границами между ними служат тропики и полярные круги. Территория России находится в умеренном и холодном поясах.

8. Почему в Санкт-Петербурге в начале лета бывают белые ночи?

Этот город размещен на 60 параллели, что на шесть градусов отдаляется на юг от местоположения Северного Полярного круга. Это условная отметка, где в летний период наступает полярный день. В это время солнце почти не заходит за горизонт. Причина такого явления заключается в наклоне оси Земли к орбите. В летнее время Северное полушарие Земли наклонено к Солнцу, чем и объясняется очень длинный день в конце первого летнего месяца в северных широтах. Солнце, только успев спрятаться за горизонт, начинает опять из-за него выходить. Вот почему в Санкт-Петербурге белые ночи.

Читайте также: