Как связаны в творчестве высоцкого смех и слезы сатира и лирика кратко

Обновлено: 07.07.2024

Место и роль поэтического творчества В. Высоцкого в развитии литературы конца ХХ века. Понятие мотива как смысловой единицы текста. Доминантные философские мотивы в песенной лирике: мотив жизненной стойкости, смерти, любви, судьбы, патриотический.

Рубрика Литература
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 17.07.2017
Размер файла 71,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Философские мотивы в песенной лирике В. Высоцкого

1. Место и роль поэтического творчества Высоцкого в развитии литературы конца ХХ века

1.1 Лирика как род литературы. Понятие мотива как смысловой единицы текста

1.2 Факторы, формирующие концепцию творчества Высоцкого

1.3 Особенности лирических произведений Высоцкого. Основные мотивы его творчества

2. Доминантные философские мотивы в песенной лирике Высоцкого

2.1 Мотив жизненной стойкости

2.2 Мотив смерти

2.3 Патриотические мотивы в творчестве В. Высоцкого

2.5 Мотив судьбы

Введение

Выпускная квалификационная работа посвящена философским мотивам в песенной лирике В.С.Высоцкого. Их анализ позволяет глубже понять мировосприятие автора, которое воплощается в его поэзии, и вывести осмысление его творчества на новый уровень. Высоцкого часто рассматривают только в рамках бардовской песни, что недостаточно для понимания его художественного мира. Философские мотивы, которые часто звучат в его произведениях, позволяют воспринимать их в рамках медитативной лирики.

Новизна работы заключается в рассмотрении лирики Высоцкого не только в рамках авторской песни, но и в более широком аспекте - в попытке выяснить какое место поэтическое творчество этого автора занимает в отечественной литературе в целом. Новизна исследования обусловлена комплексным анализом философских мотивов песенной лирики Высоцкого.

Цели работы:

· показать значимость песенного творчества Высоцкого в отечественной поэзии и в развитии медитативной лирики.

Задачи работы:

· выяснить факторы, сформировавшие мировосприятие поэта;

· раскрыть основные темы его поэтического творчества;

· рассмотреть философские мотивы в поэтических текстах Высоцкого;

· выделить основные приемы воплощения философского содержания в лирике Высоцкого;

В работе используются методы имманентного анализа текста, типологический и сравнительно-сопоставительный методы.

Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, 2 глав, методической части, Заключения и списка литературы, включающей 54 наименования. Общий объем исследования 56 страниц.

1. Место и роль поэтического творчества Высоцкого в развитие литературы конца ХХ века

1.1. Лирика как род литературы. Понятие мотива как смысловой единицы текста

Лирические произведения занимают особую роль в литературе, т.к. именно они наиболее глубоко раскрывают внутренний мир человека, что является одной из задач литературы. Через сопоставление себя с лирическим героем читатель постигает и свой внутренний мир.

Лирика, по Гинзбург, это оценочное отношение лирического субъекта к вещам и событиям. Классификация лирических жанров исходит из эмоционально-оценочных установок. Изначальная суть лирики - раскрытие высокого, прекрасного, воспевание идеалов и жизненных ценностей. Но, с помощью гротеска и обличительной сатиры, лирика может раскрывать и антиценности.

В книге также отмечается, что поэтичность не всегда достигается за счет высокого слога. Поэтическими могут быть слова разговорные и даже грубые, если они обусловлены контекстом.

Таким образом, философская лирика - это разновидность рода лирики, которая пытается осмыслить вечные вопросы бытия, жизни и смерти, добра и зла, устройства мироздания и т.д. через субъективную оценку лирического героя. Для философской лирики характерны принципы углубленного психологизма, а также обращение к аллегории и использованию метафор.

Причиной обращения авторов и читателей к философской лирике часто становится стремление людей постигнуть мироустройство. Философская лирика помогает сохранить моральные ценности личности, выступая посредником между реальностью и духовными потребностями человека.

Существуют следующие жанры философской лирики: сонеты, рубаи, газели, эссе, стихи элегического характера и т.д.

Гаспаров считает, что мотив - это преображение семантического компонента, который не остается равным самому себе, при смыслообразующей работе мысли, под воздействием ассоциативных сопряжений.

Таким образом, в этом разделе главы раскрываются теоретические понятия, применение которых поможет найти наиболее точные интерпретации смыслового целого лирического текста при дальнейшем анализе философских мотивов в поэтическом творчестве Высоцкого.

1.2 Факторы, формирующие концепцию творчества Высоцкого

Лирика Высоцкого изобилует философскими представлениями. И чтобы понять философский смысл его стихов, следует сказать о мировоззрении Высоцкого. На мировоззрение любого автора влияют в основном два фактора - это эпоха, в которую жил и творил автор и его биография, то есть отпечатки каких-либо событий, произошедших с поэтом в течение его жизни. Немаловажную роль также играет и художественная литература. Поэтому в данной главе рассмотрим, какие тенденции преобладали в литературе того времени, какое отражение они нашли в творчестве Высоцкого. Обратимся также к биографии автора, чтобы проследить как именно те или иные события жизни Высоцкого повлияли на его мировосприятие.

1960-е годы ХХ века называют переломным моментом в литературе. Этот период характеризуется сдвигом в эстетическом осмыслении действительности - информативно-описательная беллетристика заменялась аналитической манерой. Литература 60-80-х годов развивается по социально- нравственным законам, характерным для той эпохи и отражает реалии и идеалы того периода. Это содействует расширению и обогащению жанров и стилей советской литературы. Одной из ее особенностей является тенденция к усилению философского начала, следовательно, углубление во внутренний мир человека, его взаимоотношения с миром.

Своеобразным отражением эпохи, о которой идет речь, стала авторская песня, которая противопоставлялась эстраде.

Авторская песня - это песенный жанр, где авторство текста и музыки, а также исполнение принадлежит одному лицу, при этом текст более значим, а музыкальное сопровождение служит ритмическим вспомогательным компонентом.

В конце 50-х годов авторская песня эволюционирует от камерности до многолюдных концертов, при этом текст песен стал выражать более глубокие настроения. Как пример можно привести Булата Окуджаву, основоположника авторской песни, не как самодеятельного явления, а как серьезного культурного направления.

У этого течения были как сторонники, так и противники, которые не считали его в литературе серьезным явлением. Отмечались следующие недостатки:

· ненужность музыкального дополнения к тексту, т.к. поэтическое слово самоценно;

На что сторонники авторской песни указывают на гармонию слова и мелодии, и, предлагая углубиться в историю, вспоминают о начальном синкретизме в лирике.

На творчество Высоцкого, несомненно, повлияла его биография. Родился он 25 января 1938 года. А в 1941 году, когда будущий бард был еще совсем меленьким, началась Великая Отечественная война, в которой участвовал его отец. Позже военная тематика найдет свое место в творчество поэта.

Характер у Высоцкого начал формироваться рано. По словам его отца, мальчик отличался с ранних лет добротой, что на всю жизнь осталось главной чертой его характера. Он с детства уважал старших, был ответственным и преданным в дружбе, не выносил несправедливости и равнодушия. Учился он не ровно, но хорошо. Обладал отличной памятью - мог за одно прочтение запомнить стихотворение.

Тяга к творчеству у Высоцкого появилась уже в старших классах школы. Будущий поэт отличался уже в юности широким кругозором, много читал и русскую и зарубежную литературу, интересовался историей и наукой. В школьные годы посещал драмкружок, - уже тогда у него обнаружились актерские способности.

Закончив школу, Высоцкий, по убеждению родителей, поступил в Московский инженерно-строительный институт, но довольно скоро понял, что профессия инженера - не его призвание. Любовь к творчеству способствовала его поступлению в Школу-студию при МХАТе на актерское отделение.

Окончив театральный вуз, Высоцкий начинал свою актерскую деятельность в театре имени Пушкина, затем в Театре миниатюр. Но, театром, в котором он прослужил всю оставшуюся жизнь, стал Театр на Таганке. Также актер снимался в кино и работал уже серьезно над сочинением своих песен. Работа в театре нашла отражение и в поэтическом творчестве Высоцкого, - в своих ролевых песнях он создает колоритных типизированных персонажей, лексика которых стилистически окрашена и наделена просторечными и, иногда, жаргонными выражениями.

При съемках в кино, Высоцкий обходился без каскадеров. В этом ему помогала физическая подготовленность и его разносторонние интересы: занятие боксом, верховая езда, каратэ, фехтование. Занятие этими видами спорта также оставил след в поэзии автора.

Литература, которая повлияла на творческое мировоззрение Высоцкого весьма разнообразна: в его лирики встречаются аллюзии на творчество отечественных и зарубежных классиков, звучат античная и библейская тематика, термины научной литературы, фантастические и фольклорные образы и мотивы. Также поэт использовал свои познания в искусстве, истории, спорте, философии.

По мнению исследователей, для Высоцкого ближе всего традиции Есенина. Сравнивая этих поэтов, можно заметить, что у обоих в лирике есть:

Но, сходство прослеживается не только между авторами Высоцкий - Есенин. Герой есенинской поэмы Хлопуша также имеет общие черты с Высоцким, а именно - широта натуры и яростный темперамент. Исполняя эту роль в театре, Высоцкий как бы оставался самим собой.

В стихотворениях Высоцкого можно также заметить параллелизм с мотивами Лермонтова и Блока (подробнее в 1.3 главе моей работы).

Также Высоцкого сопоставляют с Зощенко: и у того, и у другого очень яркие типы героев, а сама сатира - едкая и обличительная.

Подводя итог этой главе, еще раз стоить сказать, что творческая концепция Высоцкого сформирована биографическими событиями, социальными факторами эпохи, а также опытом литературных предшественников.

1.3 Особенности лирических произведений Высоцкого. Основные мотивы его творчества

Творчество Высоцкого - это синтез актерского таланта и дара мыслителя, поэтому его стихи наполнены, с одной стороны, - многообразием характеров и типов, использованием шуточных каламбуров, а также, разговорным и просторечным лексическим набором, а с другой, - гуманизмом, использованием риторических вопросов и философичностью.

И я не отличался от невежд.

А если отличался - очень мало,

-Занозы не оставил Будапешт,

А Прага сердце мне не разорвала.

……………………………………. И нас хотя расстрелы не косили,

Но жили мы, поднять не смея глаз, - Мы тоже дети страшных лет России, Безвременье вливало водку в нас.

…Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию презренные рабы…

Существует мнение, что ключ к стихам Высоцкого - это наличие в них

Форма стихов Высоцкого своей простотой противопоставлена содержательной глубине. Именно такая форма помогает создать доверительный настрой между автором и слушателем.

– утрата веры в справедливость и в закон.

Это значит - не надо за мной.

С темой дороги в творчестве Высоцкого связаны следующие мотивы, которые выделяет А.Кулагин:

Высоцкий в своем творчестве нередко обращался к мифологии. Иногда его стихи строятся на архетипических сюжетах. Т.Орловская в статье

Резюмируя главу, еще раз отмечу, что Высоцкий - поэт- правдоискатель. Он боролся с иллюзиями и старался показать нашу жизнь такой, какая она есть. В своих поэтических текстах он задает риторические вопросы философской направленности, которые заставляли задуматься, при этом, не стараясь никого поучать. Высоцкий в своей поэзии использует обращается к различным мотивам, которые помогают раскрыть философский подтекст его лирики.

2. Доминантные философские мотивы в песенной лирике Высоцкого

2.1 Мотив жизненной стойкости

Если рассматривать первый пласт стихотворения, то его темой будет проявление стойкости, мужества и силы духа в трудных жизненных условиях и о том, что стойкость имеет свое вознаграждение: через трудности закаляется характер человека.

– все живое, такое обобщение уже подчеркивает вневременную актуальности и, следовательно, философскую направленность. Стоит заметить, что обобщение времени происходит от меньшего к большему - сначала года, затем века, а затем эпохи, - что придает особое усиление и значимость.

В этом стихотворении можно раскрыть и еще один пласт, темой которого будет - преодоление преград, связанных с поэтическим творчеством.

Подводя итог, можно отметить, что неслучайно мотив преодоления преград, мотив стойкости пересекается в одном стихотворении с творческим мотивом - в этом есть отражение биографии самого поэта. Высоцкий в своем творчестве всегда стремился отыскать правду, и не смотря, на то, что не всем это нравилось, он продолжал идти по своему пути, преодолевая все препятствия.

2.2 Мотив смерти

Высоцкому в этом стихотворении удалось очень образно и в полную силу раскрыть философскую тему трагизма неизбежности рока.

Основной прием, раскрывающий смысл стихотворения - антитеза. Покойник противопоставлен живым людям. Через этот прием показана сатира на человеческие слабости. Раскрывается такой порок, как лицемерие

«Бабы по найму рыдали сквозь зубы, // Дьякон - и тот верхней ноты не брал,

Следующая строфа продолжает раскрытие темы неискренности:

В тексте раскрывается вопрос человеческой зависимости от природных и материальных обстоятельств, который выражается в словах:

«Но грянул гром - ничего не попишешь, // Силам природы на речи плевать,-

В стихотворении наряду с просторечной лексикой употребляется и церковная терминология. В тексте встречаются слова: гроб, дьякон, усопший, Бог. Возвышенная и просторечная лексика сосуществует в стихотворении органично, создавая абсурдность соединения сакрального и повседневного.

Еще одно стихотворение, где Высоцкий обращается к мотиву смерти

Это стихотворение можно сопоставить с одноименным стихотворением А.С.Пушкина, в котором раскрывается та же самая тема. Но, если у Пушкина тема ухода из жизни представлена в будущем времени, то у Высоцкого, мотив смерти раскрывается в настоящем времени, создавая тем самым большее напряжение.

Мне такое не мнилось, не снилось, И считал я, что мне не грозило Оказаться всех мертвых мертвей

Но в обычные рамки я всажен - На спор вбили,

Завершая анализ этого стихотворения, можно сделать главный вывод, что при раскрытии философского мотива смерти здесь затрагивается, во- первых, тема противопоставления жизни и смерти как физического явления, а, во-вторых, идея возможности продолжения жизни в памяти других людей при невозможности физического воскрешения после смерти.

2.3 Патриотические мотивы

То есть поэт отмечал и хотел, чтобы и другие видели, что за конкретным событием стоит глубина художественного обобщения, что конкретное событие отражает типичное, закономерное.

Сила сатирического обобщения песен Высоцкого была точной и порою — убийственной. Что помогало поэту создавать яркие художественные образы, покорявшие слушателей?

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Сила Высоцкого – в смехе, в стремлении к жизни, в поразительном владении
русским языком. Сотни его произведений составили огромное полотно, достоверно
передающее процесс разложения современной ему действительности. Он прошел
нелегкий путь от художника нравов до народного поэта, постигшего связь пороков с
общественными условиями существования личности.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Высоцкий.docx

Эволюция комического в творчестве Владимира Высоцкого

Сила Высоцкого – в смехе, в стремлении к жизни, в поразительном владении русским языком. Сотни его произведений составили огромное полотно, достоверно передающее процесс разложения современной ему действительности. Он прошел нелегкий путь от художника нравов до народного поэта, постигшего связь пороков с общественными условиями существования личности.

Так как не существует детального изучения вопроса о комическом в творчестве поэта, следует остановиться лишь на некоторых аспектах.

Давали мне кофе, какао, еду,

Чтоб я их приветствовал: "Хау ду ю ду!"

Но я повторял от зари до зари:

"Карамба!", "Коррида!" и "Черт побери!"[4, с.104].

Статья Крымовой явилась существенным вкладом в исследование проблемы комического в поэзии Владимира Высоцкого, но учитывая то, что она была его современником, возможно поэтому она не затронула в своей статье сатирической заостренности барда.

Среди критиков, которые отдали предпочтение сатире Высоцкого, стоит отметить Ю.Андреева, Е. Сергеева и Д. Кастреля. Например Ю.Андреев называет Высоцкого человеком одаренным чувством юмора, и никто не сможет забыть его "насмешливых сатир"[1, с.62]. Заканчивая мысль предыдущего критика, Е. Сергеев заявляет, что "сатира Высоцкого сугубо русская, "простого человека" он высмеивает резко, но не унижая, не оскорбляя, напротив, сострадая…"[16, с.124]. Как мы видим, такие суждения лишний раз доказывают, что категория комического в поэзии Высоцкого требует детального анализа.

Однако говоря о творческом наследии поэта, все критики сходятся во мнении, что для Высоцкого характерно разнообразие форм и приемов, при помощи которых слагались диалоги, монологи и эпико-драматические сочинения: остроумие, парадокс, гипербола, контрасты. При этом в качестве доминирующего приема неизменно называется пародия. С этой точки зрения, наиболее полными для исследования можно считать "Книгу о пародии" Вл. Новикова и "Поэзию В.С.Высоцкого" А.Кулагина.

Рассказывая в своей книге о законах веселого жанра, Владимир Новиков впервые в литературоведении представляет Высоцкого как талантливого пародиста, которому была присуща характерная манера "мыслить разными, порой взаимоисключающими точками зрения" [13, с.519]. Более того, автор считает, что через пародийную иронию поэт даёт выход серьезным темам и проблемам.

Книга А. Кулагина представляет собой первую основательную попытку в высоцковедении дать периодизацию творчества поэта. По мнению автора книги, ирония и пародия были свойственны в большей мере периоду раннего творчества поэта, в дальнейшем комедийный путь уступил место лирико-философскому переосмыслению. Хотя это утверждение еще окончательно не доказано.[9, с.17]

В общем анализе художественной системы В.Высоцкого, можно сделать вывод, что каждый филолог и критик имеет свою собственную позицию. Но тем не менее очень близкой к сути творчества барда есть позиция Г.Токарева, который рассматривает творчество поэта с точки зрения народной смеховой культуры. Он пишет: "Воскресла в творчестве Высоцкого прежде всего богатейшая когда-то традиция русского скоморошества. Ведь главное в песнях Высоцкого – это смех! Смех – фундамент и основа, генетический код, если угодно, всей его художественной системы" [17, с.62].

Метко схваченный поэтом комизм бытия помогал видеть привычный мир по-иному: свободно осознать эпоху во всех ее негативных проявлениях, подойти с улыбкой к укоренившимся как в отдельных людях, так и во всем обществе изьянам и мысленно проделать путь от смеха к оптимизму прозрения. То, что его не печатали, не смогло повлиять на широкое распространение в записи среди современников острых песен поэта, в которых он своим смехом освобождал людей от всего страшного и пугающего, делая нестрашным и потому веселым. Не случайно в одном из произведений поэт признался:

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.[3, с.117]

Следует отметить, что у Владимира Высоцкого рано проявилась склонность к комическому мировосприятию. Еще со школьной скамьи он полюбил остроумные розыгрыши, смешное копирование в лицах и сочинение веселых устных рассказов, в которых действовали реальные и вымышленные персонажи. Что касается студенческих лет, то Высоцкий часто был автором юмористических текстов различных капустников. Поскольку остроумию нельзя научиться, то становится очевидным, что еще в "допесенный" период у будущего барда наблюдается врожденное чувство комического, ставшее основой его художественного самовыражения. Оно никогда не служило мимолетному желанию насмехаться, о чем поэт заявлял открыто: "…мне надо, чтобы во время моих выступлений была нормальная реакция а юмор. Есть места, где люди хотят только зубоскалить. Начинаешь показывать юмор, за которым обязательно есть что-то серьезное(иначе бы я об этом не писал), а люди не хотят – хотят обязательно что-нибудь "эдакое" [6, с.109].

В годы становления Высоцкого как поэта социальный климат претерпел значительные изменения, поэтому его смех помогал увидеть истинное лицо окружающего мира, возвращал к здравому смыслу. Ведь в смехе общество всегда находило выход своему отчаянию и тоске. Существование авторской песни вне официальной сферы культуры привело к тому, что известный всей стране бард не сумел войти ни в Союз писателей СССР, ни в Союз композиторов СССР, зато данные организации не имели на него никакого воздействия, что позволило Высоцкому быть самим собой. Он оказался одним из немногих, кто был нужен рядовым соотечественникам и раздражал власть имущих. И тех и других поэт заверял:

Не волнуйтесь – я не уехал,

И не надейтесь – я не уеду![3, с.277].

Поиск лучших сторон человеческой натуры, проявление милосердия к павшим, смех над внутренней несостоятельностью сильных мира сего, критическое отношение к "этому" и "тому" свету сделали Высоцкого властителем дум. В считанные годы он стал народным кумиром, так как принадлежал к числу людей, которые всегда дорожат вечными человеческими ценностями: добром, любовью, дружбой, справедливостью, свободой. Тем более , что увлеченность поэзией "серебряного века", знакомство с русской философией, духовная ориентация на Свифта, Пушкина, Гоголя, Чехова, Достоевского, Булгакова, интерес к современной русской литературе укрепили в поэте тягу к высоким человеческим идеалам. И вовсе не на уровне эмоций поэт заверял своих современников, что

Чистоту, простоту мы у древних берем

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем [3, с.32].

Стремление к высоким идеалам побуждало Высоцкого создавать гражданскую лирику, в которой ставились важные вопросы социального и политического устройства общества. Осмеивая безобразное, Высоцкий вел своего слушателя к пониманию, что мир и люди требуют активных перемен, потому что "все не так". Высоцкий видел в комическом одно из главных слагаемых своего художественного метода. Он говорил: "… я пишу о нашем времени, чтобы получалась такая общая картина: в этом времени есть много юмора, и много смешного, и много еще недостатков, о которых тоже стоит писать" [6, с.112].

Начиная с первого сатирического так называемого "блатного" цикла(1961-1965), поэт показал, что он намерен обращаться к самым глубинным сторонам человеческой жизни, и не намерен изолировать обнаруженные пороки от основного течения жизни. На протяжении жизни поэт не раз вернется к "дворовым" персонажам, но только на другом уровне. И тогда забавные пародии на представителей "дурного общества" сменяются дерзкими пародиями на государственную внешнюю политику. Но это уже будет в пору зрелого мастерства, когда произведения барда станут достоянием народа. Пародийный же подход навсегда войдет в поэтику сатирика. Остроумная манера выражать мысли и состояние героя, внутренняя диалогичность строк, стиль, богатая афористичность языка, веселая игра со словом рождали неповторимый смех Высоцкого, сочетающий созерцательно-философскую позицию с озорной улыбкой и дерзкой сатирой.

В своей книге о творческой эволюции поэта А.Кулагин делит все творчество Высоцкого на "четыре периода:

  1. 1961-1964 гг. – обращение к уголовной, уличной тематике; обретение маски лирического персонажа;
  2. 1964-1971 гг. – движение "вширь", создание поэтической "энциклопедии русской жизни", перевоплощение в героев разных профессий, образа жизни и мысли;
  3. 1971-1974 гг. - "гамлетовский" период; усиление исповедального, философского начала;
  4. 1975-1980 гг. – эпоха синтеза основных творческих достижений трех предшествующих периодов; " [9, с.4].

Данную классификацию принято считать обоснованной, тем более, что сам поэт косвенно указывал на значимость "уголовного", "энциклопедического" и "гамлетовского" периодов, естественно не называя их так. Правда, эволюция смеха художника не совсем укладывается в предложенную А.Кулагиным схему, поскольку в развитии комического творчества Высоцкого мерилом служат отстаиваемые им идеалы, т.е. что рождало и видоизменяло критический взгляд поэта.

В первые годы творчества(1961-1965) изображая "уголовников", бард высмеивал человеческие слабости, не увязывая их впрямую с социальными причинами. Его шутки скорей носили нравственно-дидактический характер, хотя и вызывали бурную реакцию со стороны официальной критики.

Мне нельзя на волю – не имею права,

Можно лишь – от двери до стены.

Мне нельзя налево, мне нельзя направо –

Можно только неба кусок, можно только сны [3, с.204].

Начиная с 1965 года, Высоцкий все более тяготеет к созданию панорамы русской жизни. Точкой опоры в передаче упадка и разложения действительности художник избирает человеческое "я". Его смех вместо слез рождает пестрый масочный мир с узнаваемыми ситуациями и героями. Со свойственной ему иронией и пародийным подходом Высоцкий воспроизводит неповторимую галерею человеческих пороков, где пьянство соседствует с безволием, зависть с ненавистью, слухи с кликушеством, суеверия с бескультурьем, а деспотизм с покорностью.

Если герои "блатного" цикла были в основном оторваны от общества и решали свои проблемы в кругу индивидуальных отношений, то герои последующих периодов творчества решали проблемы в рамках социального окружения. Они совершали абсурдные поступки, инстинктивно пытаясь найти опору то в спорте, то в религии, то в семье, но смысл жизни ускользал от них.

Вот он ударил – раз, два, три –

И… сам лишился сил, –

Мне руку поднял рефери,

Которой я не бил.

Лежал он и думал, что жизнь хороша.

Кому хороша, а кому – ни шиша![3, с.134].

Высоцкий вызывал огонь смеха на себя, поскольку в его произведениях герой "сам" рассказывал о значительных событиях своей жизни, а окружающие становились свидетелями признания. "Разделяя" судьбу своих персонажей, перевоплощаясь в различные типы, поэт вовсе "не возмущал" слушателей откровениями героев, а вовлекал в мысленный диалог, превращая незримых собеседников в соучастников. Он не донимал нудными и прямолинейными нравоучениями – просто вселял исповедью очередного действующего лица, что с его зрителями ничего подобного не случится. Не секрет, что сатирический подход к изображаемому содержит в себе активное неодобрение, своеобразный приговор обнаруженному злу. При этом отношение сатирика к обьектам комического скорее агрессивно, нежели созерцательно-философское, ибо сатирическая позиция означает последовательную и непримиримую борьбу со злом. Но ведь главное свойство подлинной сатиры – отстаивание положительных идеалов. Что и делал Владимир Высоцкий. Он говорил: "… если пишешь от чьего-то имени, вовсе не обязательно, что все, о чем идет речь, могло случиться только с человеком этой профессии. Просто я взял и выбрал такого героя, а в общем-то, все равно речь идет о проблемах общечеловеческих, которые могут волновать, я думаю, всех людей, – это проблемы зла, предательства, честности, надежности, дружбы" [6, с.126].

Нельзя втиснуть все комическое творчество в рамки либо юмора, либо сатиры. "Веселый манер" Высоцкого – тому яркое доказательство. Безусловно, своим смехом он выражал неодобрение, но при этом не подвергал осмеиваемое резкому унижению. Благодаря искусству перевоплощения, поэт разоблачал зло. Будучи по своей природе сатириком, он внушал неприятие негативного в жизни. И все же, рассматривая человеческие пороки, художник не возбуждал гневное осуждение, а выявлял уродливые гримасы общества при помощи веселой, оптимистической сатиры. Не навязывая своего взгляда на описываемые явления, поэт стремился, чтобы они сами себе выносили приговор. Силой своего таланта и мастерства Высоцкий создал сатиру в лицах. Его балладные циклы, полные иронии и пародийности, наглядно демонстрировали, как самоуничтожается человек, служа сиюминутным прихотям и ничтожным идеалам. Поэт стирал границы между страшным и смешным, освобождая людей от безысходности. При этом житейская конкретность воссозданных ситуаций сменялась сказочными, историческими и фантастическими положениями, в которые помещались герои. Песни-исповеди, песни-диалоги, песни-монологи и песни-зарисовки передавали тоску поэта по лучшей жизни, которой достоин каждый человек.

Исповедальный характер лирики Владимира Высоцкого всегда поражал и продолжает поражать читателей своей искренностью, откровенностью и насыщенностью. Известно, что Высоцкий был многогранной творческой личностью поэт, певец-бард, актер…

Его лирике присущи две основные тематики это любовь и война. Причем на военную тему Владимир стал писать стихотворение еще в раннем возрасте. Многих поражает то, что человек, не прошедший войну и не узнавший ее тягот, так отчаянно и сильно пишет о ней.

Военная тема

Лирика Высоцкого тем и примечательно, что любую поднятую в ней тему, поэт пропускает через себя, переживает ее полноценно, не жалея самого себя. О войне Высоцкий говорил, что он отдает дань той эпохи и тем людям, которые прошли этот ужас в своих песнях и стихах, что для него это долг перед самим собой, ведь последующие поколения живут лишь благодаря тем, кто самоотверженно отдал свои жизни на войне.

Эти песни о долге и чести, о той суровой действительности жестокой войны, на которой приходится быть смелым, отважным и решительным. Владимир Высоцкий описывал ощущение войны с такой точностью и душевностью, что перед глазами слушателей становились настоящие военные картины.

Поэт тем и парадоксален, что он практически заставляет людей задумываться о таких важных жизненных понятиях, как преданность, долг, любовь к жизни и Родине, о настоящей дружбе и любви.

Любовная лирика

Будучи истинным художником слова, Высоцкий с особым надрывом и глубиной рассказывал и о любви. В жизни каждого человека, независимо от возраста и положения, это важная, животрепещущая тема. В жизни самого Высоцкого любовь была яркой и необычной, подробности его любовной жизни были известны всем, его роман с француженкой Мариной Влади был у всех на устах…

Многие говорят о том, что для творчества Владимира Высоцкого не было запретных тем, а его любовная лирика это открытый, отчаянный крик о собственных чувствах и переживаниях. Но сам поэт не любил говорить о своей любви, не любил рассказывать о ней какие-нибудь подробности, но многое можно понять из его лирики душевной и откровенной.

Любовная лирика Высоцкого это и мелодичность, и тонкий смысл, и необычная, запоминающаяся форма стиха. Но нельзя не отметить, что его лирика до изумления своеобразна, вряд ли возможно найти в русской поэзии ее аналог.

В этом заключается самобытность и харизматичность Владимира Высоцкого, как поэта и исполнителя, свою лирику он создавал не по шаблонам и стандартным формам, она является его олицетворением, поэтому она настолько честная и исповедальная.

Он раскрывал души людей, раскрывая свою собственную в стихах и песнях, и только так его могли не только услышать, но и полностью понять, проникнуться ее чувствами. Именно по этой причине, Владимир Высоцкий вошел в отечественную литературу, как настоящий мастер слова - живого и реалистичного, и поэтому такого трепетного и проникающего прямо в душу.

Его песни и стихотворения до сих пор заставляют верить и надеяться, чувствовать и ощущать жизнь такой, какая она есть на самом деле, несмотря ни на что.

В 1968 в прессе появляются инспирированные властями статьи, осуждающие песенное творчество Высоцкого, и его репутация приобретает оттенок крамольности. Многолетняя концертная работа Высоцкого постоянно сталкивается с внешними трудностями, широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию. Это обусловило глубокий драматизм судьбы Высоцкого как литератора, считавшего доминантой своего песенного творчества поэтические тексты, писавшего также и непесенные стихотворения, пробовавшего силы в прозе (неоконченный Роман о девочках, 1977, и др.).

К концу 60-х гг. относятся первые (в основном — нотные) публикации произведений Высоцкого. В это же время в официальной прессе появляется ряд статей, содержащих критику произведений Высоцкого, где им было отказано не только в художественности, но и в "высокой идейности, подлинной гражданственности". Поэтическим откликом Высоцкого на эти события стала "Охота на волков" (1968). В эти годы Высоцкий пробует работать и в других жанрах: повесть "Жизнь без сна" (1968, название дано при первой публикации в парижском журнале "Эхо"; в отечественном самиздате распространялась под названием "Дельфины и психи"; в СССР впервые опубликована в 1989 г., заявка на киносценарий "Удивительная история очень молодого человека из Ленинграда и девушки из Шербурга" (1969; опубликована в 1992 г.) и киносценарий "Как-то все вышло. " (1969—1970). Но ни один из замыслов Высоцкому реализовать не удалось. В 1970—1971 гг. он работает над поэмой для детей "Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Дыховичного" в 2 частях для издательства "Детская литература", которым она так и не была принята. В октябре 1970 г. в Театре на Таганке начинаются репетиции спектакля по пьесе У. Шекспира "Гамлет", где Высоцкий играл главную роль. Эта актерская работа Высоцкого стала вехой не только на его актерском, но и на поэтическом поприще, оказав заметное влияние на все его последующее творчество. Все чаще в произведениях Высоцкого затрагиваются вопросы жизни и смерти, человеческого предназначения, общечеловеческой связанности и ответственности, так или иначе окрашенные "гамлетовской" темой: "Бег иноходца" (1970), "Горизонт" (1971), "Кони привередливые" (1972). Одно из центральных мест в поэзии этого периода (1968—1973) занимает стихотворение "Мой Гамлет" (1972), в котором размышлениям о судьбах своего поколения и о своей собственной судьбе Высоцкий придал форму лирико-философского монолога, позволяющего не только лучше понять искания самого поэта, но еще и представить его видение образа Гамлета.

В жанровом отношении этот период творчества поэта более однороден, чем предшествующий: наряду с лирико-философским монологом Высоцкий все чаще обращается к жанру баллады. "Гамлетовским" содержанием наполнен цикл баллад, написанный к фильму "Бегство мистера Мак-Кинли" (1973): "Баллада о маленьком человеке", "Баллада о манекенах", "Баллада об уходе в рай", "Прерванный полет". Впервые появляются произведения исповедальной ("Я не люблю", 1969; "Маски", 1971; "Памятник", 1973; "Когда я отпою и отыграю", 1973) и любовной лирики ("Мне каждый вечер зажигает свечи", 1968; "Маринка, слушай, милая Маринка", 1969; "Нет рядом никого, как ни дыши", 1969; "Люблю тебя сейчас", 1973). Одновременно с этим формируется и собственно лирический герой Высоцкого. В этот период созданы наиболее значительные произведения о войне — "Песня о Земле" (1969), "Он не вернулся из боя" (1969), "Мы вращаем Землю" (1972). В 1973 г. совместно с Мариной Влади Высоцкий совершает свою первую зарубежную поездку, впечатления от которой нашли отражение в цикле стихов "Из дорожного дневника". Позднее первое стихотворение этого цикла "Ожидание длилось, а проводы были недолги" опубликовано с купюрами в альманахе "День поэзии. 1975". Это была единственная прижизненная публикация стихов Высоцкого в подобном издании. В эти годы Высоцкий часто выезжает за границу, подолгу живет в Париже, где работает над циклами, заказанными ему режиссером С. Тарасовым для фильма "Стрелы Робин Гуда" и драматургом Э. Володарским для спектакля "Звезды для лейтенанта". В 1977 г. Высоцкий впервые выступает в Париже на празднике "Юманите" и на вечере советской поэзии в "Павийон де Пари" с группой поэтов (К. Симонов, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, О. Сулейменов, В. Коротич). В последующие годы (1978—1979) Высоцкий много выступает за рубежом: в Германии, Италии, США, Канаде. В 1979 г. Высоцкий — один из участников альманаха "Метрополь", организованного Вик. Ерофеевым и В. Аксеновым, исключенными впоследствии из Союза писателей. В этот альманах Высоцким было представлено около 20 произведений, разнообразных как в жанровом отношении, так и по времени их написания: от самых ранних ("Ребята, напишите мне письмо. ") до более зрелых ("Банька по-белому", "На смерть Шукшина", "Горизонт").

Наиболее зрелый этап творчества поэта — 1973—1980-е гг. Центральное место в поэзии Высоцкого этого периода занимает тема Судьбы — от судьбы отдельной личности до судьбы целого поколения и всего народа. Для этого этапа наиболее характерны жанры философского монолога и баллады, нередко — с ярко выраженным притчевым началом ("Две судьбы", "Притча о Правде и Лжи"). В 1970-е гг. Высоцкий часто работает на радио, многие из спектаклей с его участием записаны на диски: "Зеленый фургон", "Мартин Иден", "Незнакомка" и "Маленькие трагедии". Большой цикл написан им для музыкальной сказки "Алиса в Стране чудес" (1977). В эти годы Высоцкий продолжает работать в театре. В конце 1970-х гг. он работает над прозой ("Роман о девочках", 1977), киносценарием ("Венские каникулы", в соавторстве с Э. Володарским), пробует свои силы в режиссуре, вынашивает идею создания "авторского" кино.

Лирический герой и язык поэзии Высоцкого

Обычно, анализируя то или иное классическое произведение, говоря о том или ином авторе, литературоведы и критики говорят о языке и стиле "под занавес", в конце книги или статьи. В случае с Высоцким (как с Зощенко и с Платоновым) начинать надо с языка, которым заговорил со слушателем лирический герой поэзии Высоцкого. Прежде всего бросается в глаза чисто языковой феномен, который, в значительной мере, и лежит в основе небывалой массовой популярности именно Высоцкого, а не кого-либо другого из создателей авторской песни. Лирический герой Высоцкого пришел в литературу, к слушателю и читателю со своим языком: незакрепощенной разговорной, а часто и жаргонной, приблатненной лексикой; выразительной, короткой и точной фразой; непредсказуемой, свободной, часто надрывной интонацией; незамысловатыми, легко усваиваемыми ритмами:

Я был душой дурного общества,

И я могу сказать тебе:

Прекрасно знали в КГБ.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Читайте также: