Как связаны слух и речь человека анатомия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Таким образом, к условиям формирования нормальной речи относятся сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребёнком.

4.2. Роль слуха в развитии речи

Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы: развитие способности произнесения звуков связано с развитием способности их воспринимать. Человек не смог бы достичь такого уровня владения голосовым аппаратом, если бы параллельно с этим не развивались органы слуха. Для речи слух имеет столь важное значение, что при его отсутствии, например глухоте или тугоухости, человек становится немым. Глухонемота, в свою очередь, приводит к умственному отставанию, различным коммуникативным трудностям, личностным изменениям. Еще в Древней Греции глухим и слабослышащим запрещалось занимать руководящие должности.

Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него; во втором полугодии жизни – воспринимать определенные звукосочетания и связывать их с определенными предметами или действиями; в возрасте 7–9 мес. – подражать звукам речи окружающих. Уже к году у него появляются первые слова.

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается.

Формирование речи

Голос, речь, слух представляют единую функциональную систему, имеющую огромное значение не только для общения людей, но и для культурного развития всего человечества. Это единство четко проявляется при рассмотрении развития голоса, речи и слуха в онтогенетическом аспекте.

Сначала голос новорожденного слабый с легким носовым оттенком, содержит гласные звуки. На 4—6-й неделе голосовые проявления младенца отражают его ощущения. Мать узнает по голосу, спокоен ее ребенок, голоден или болен. Внешним проявлением спокойствия является мягкий звук голоса, при неприятных ощущениях голос резкий. Между 2-й и 6-й неделей в голосе ребенка начинают появляться разные согласные звуки. На 2-ом месяце и дальше по мере моторно-кинестетического развития происходит постепенное совершенствование голоса.

Слуховой анализатор начинает также функционировать после рождения ребенка. В процессе филогенеза слух человека приобрел особое свойство — примерно со 2-й недели после рождения точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Этим он отличается от слуха животных.

Речь не является врожденной способностью человека, и каждый ребенок должен ее кропотливо разрабатывать как средство взаимопонимания. Для развития речи большую роль играет слух, т.к. это главный физиологический механизм, на основе которого развивается речь. Ребенок повторяет то, что слышит: его речь является отражением речи говорящих с ним. У ребенка с нормальным слухом быстро возникает связь между слуховым и двигательным анализатором коры. В дальнейшем между этими и другими анализаторами (зрительным) возникает система условных связей, которые постоянно развиваются и укрепляются повторяемыми связями. В этот период формируется и сам слух под влиянием звуковой системы языка. Ребенок учится говорить путем подражания речи окружающих. Поэтому окружающие несут большую ответственность за правильное развитие речи ребенка.

Если ребенок не слышит речь окружающих, он не может научиться подражать ей, образовывать слова и остается немым. Немота, вызванная глухотой, называется глухонемотой.

Речь глухонемых и оглохших так сильно отличается от нормально слышащих, что уже по ней можно узнать глухонемого или глухого. У нормально слышащего ребенка звуковые оттенки речи, колебания высоты и изменение ударений все время воспринимаются слухом и сравниваются с речью окружающих. При потере слуха этот контроль исчезает, и оглохший зависит только от моторно-кинестетических связей, приобретенных на протяжении жизни и зафиксированных. Вскоре после потери слуха звук речи не только у детей, но и у взрослых меняется. Вначале из их речи выпадают высокие ноты, и речь приобретает особый глухой оттенок. Позднее постепенно меняется артикуляция и акцент речи, фонация. Голос приобретает придыхательный или напряженный характер.

Еще большее изменение речи наблюдается у детей, глухих с раннего детства. Глухонемой ребенок пользуется для образования и восприятия речи только зрительными и осязательными путями. Но этих путей не достаточно для улучшения звука голоса, его силы и высоты, и для подражания голосу других говорящих. Голос глухого не имеет естественного тембра и модуляции, он грубый, хриплый, иногда визгливый, в голосе преобладают высокие звуки. Нарушения голоса часто возникают в период мутации, которая затягивается и на этом этапе часто держится постоянно фистульный голос.

Формирование речи

Речь слабослышащих детей отличается невнятностью, бедностью словаря, ошибками в грамматическом построении предложений. Дети не договаривают слова, коверкают их, искажают звуковой состав слов, не знают значение многих из них, поэтому их речь часто бывает малопонятной.

Психологи утверждают, что эффективность коммуникации в 55% зависит от визуальных представлений, связанных с внешним видом, выразительностью поз, мимики, жестов говорящего, в 38% обеспечивается качеством голоса, модулированностью, использованием пауз, четкостью и акцентностью речи и лишь в 7% определяется семантикой слов, которые произносятся. В этой связи становится понятным, насколько важно для лиц речевой и вокальной профессии умение пользоваться коммуникативными паралингвистическими средствами. В особенности это касается невербальной выразительности голоса человека.

Приведенные сведения свидетельствуют о том, что голос, речь и слух необходимо рассматривать в функциональном единстве не только в норме, но и при патологических состояниях. И не случайно союз европейских фониатров определил, что предметом изучения фониатрии являются коммуникативные расстройства голоса, речи, языкового общения, а в детском возрасте и нарушения слуха в той мере, в которой слух оказывает влияние на вышеперечисленные функции.

Заслуживает внимания и опыт медицинского центра в Московском государственном университете им. Н.Э. Баумана, в котором успешно реализована и продолжает эффективно развиваться программа по реабилитации студентов-инвалидов с выраженными недостатками слуха. В основном это студенты, которым для успешного обучения необходима оптимальная поддержка сурдолога, фониатра, сурдопедагога в течение всего периода обучения. До 1994 года в МГТУ прошли обучение около 500 плохослышащих студентов, из которых свыше 200 успешно закончили университет. Для дальнейшего успешного развития отечественной фониатрии целесообразно шире использовать этот опыт.

Ю.С. Василенко, д.м.н., профессор, руководитель
отделения фониатрии и микрохирургии гортани,
Московского научно-практического центра оторино-
ларингологии Комитета Здравоохранения Москвы

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

РЕЧЕВОЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Слух – это способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде.

Принято различать:

Речевой слух – сложная способность, которая формируется при жизни. Звучащая речь состоит из фонем (звуков), интонаций, пауз, ударений. Он позволяет улавливать их и различать. Например, с его помощью человек отличает замОк от зАмка, миШку от миСки, коЗу от коСы и т. д.

КАКОЕ ПОЛУШАРИЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА РЕЧЕВОЙ СЛУХ?

Человек воспринимает звуки с помощью кортиева органа – лабиринта, в котором плавают в лимфе звуковые клетки. Отсюда начинается сложный путь звуков от уха в височную часть коры больших полушарий – 41 поле. Эту зону также называют слуховой.

В зависимости от частоты звуковых колебаний в отдельных частях кортиева органа возбуждаются разные клетки. Они воздействуют на нервные окончания, и колебания преобразуются в нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга. Звуки разной высоты направляются в разные области коры.

Вся информация с левого и правого уха сначала попадает в оба полушария мозга. Однако обрабатываются звуки по отдельности в специальных зонах коры. Левое полушарие мозга отвечает за распознавание фонем. Но и правое полушарие в речевом слухе участвует – анализирует разные голоса и интонации.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Речевое восприятие начинает формироваться с первых месяцев жизни ребенка. В 1 месяц малыш уже улавливать речь. В 3–4 месяца он пытается ее повторить, что проявляется гулением. С каждым месяцем у него это получается все лучше.

По мере увеличения концентрации внимания и развития других психических функций восприятие речи тоже совершенствуется. Основное развитие речевого слуха приходится на первые 2–3 года жизни человека. И хотя ребенок пока еще не в силах все правильно воспроизвести, при отсутствии нарушений он полностью понимает родной язык.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Развитие речевого восприятия находится в тесной связи с формированием речи. Ощущения, связанные с работой органов артикуляции, совершенствуют преставления о фонемах. По мере развития восприятия ребенок начинает анализировать правильность произношения, выявлять и исправлять ошибки.

Положительное влияние на формирование слуха и речи оказывают игры. Например:

Развитие произносительной стороны речи заканчивается к 4–5 годам. В 5 лет органы артикуляции достаточно сформированы, чтобы ясно воспроизводить все звуки, за исключением [р], [р‘]. В норме пятилетний ребенок также способен регулировать громкость речи, правильно произносить слова, строить предложения, использовать разные интонации.

РЕЧЕВОЙ СЛУХ И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Культура речи – это умение правильно использовать все языковые средства: звуки, интонацию, лексический запас, грамматические формы. Высокая культура речи свойственна ораторам, актерам, поэтам, журналистам. Дети овладевают ею в процессе общения, слушания сказок и стихов. Речевой слух обеспечивает правильное произношение, улавливание интонаций, пауз и т. д.

Для поднятия культуры речи необходимо вырабатывать:

  • правильное речевое дыхание,
  • контроль над силой голоса, скоростью речи, интонацией.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ДЫХАНИЯ

Для формирования фонематического слуха проводятся занятия, в том числе на развитие речевого дыхания. Пример упражнения:

В норме ребенок 2–3 лет может на выдохе произнести 2–3 слова, 3–4 лет – 3–5 слов, 4–6 лет – 5–6 слов.

НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

В раннем детстве ребенок слышит слова нечетко и с искажением. До 2–3 лет он еще не полностью понимает обращенную речь. Поэтому говорить о нарушении речевого слуха можно только по достижении 3 лет. Устанавливает его специалист – логопед. В столь раннем возрасте на отклонение главным образом указывает неправильное толкование отдельных слов. Например, взрослый просит показать на картинке мошку, а ребенок показывает кошку.

Явные признаки нарушения речевого слуха обнаруживаются после окончательного формирования артикуляционного аппарата. В 5 лет ребенок уже физиологически способен воспроизводить фонемы. Если он допускает грубые ошибки, это может быть признаком нарушенного фонематического слуха. Примеры таких ошибок:

  • замена и смешивание звуков;
  • перестановка букв, слогов;
  • пропуск или вставка лишних букв;
  • неверное ударение в словах.

Причиной нарушенного речевого восприятия может быть как педагогическая запущенность, так и всевозможные патологии: тугоухость, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), травмы головы и заболевания, связанные с воспалением головного мозга.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Преодоление нарушения фонематического восприятия – одно из основных направлений логопедической работы. Правильно составленный комплекс занятий помогает полностью решить проблему за 3–12 месяцев. При наличии показаний коррекция проводится на фоне медикаментозного лечения или после такового.

Логопедическая работа включает 3 этапа:

  1. Развитие способности выделять звук на фоне слова.
  2. Вырабатывание навыка на вычленение звука в начале, конце и середине слова.
  3. Формирование сложного фонематического анализа: количество, последовательность звуков, местоположение и т. д.

Все упражнения завуалированы – они проводятся в виде интересных игр. Комплекс разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от выраженности и характера нарушений. Основную работу проводит специалист. В домашних условиях с ребенком также полезно играть в игры, развивающие физиологическое дыхание, фонематический слух, анализ, слуховое внимание и память.

О связи слуха и речи свидетельствует тот факт, что у не владеющих речью глухих родителей, если воспитанием ребенка занимаются только они, их слышащие дети долго не начинают говорить.

Даже если ребенок, хорошо владеющий языком, теряет слух, то и тогда глухота влияет на дальнейшее развитие его речи. У оглохшего ребенка речь не только перестает развиваться, но, если этому не уделить специального внимания, он начинает забывать и то, чем владел до потери слуха.

Чтобы сохранить уже развивающуюся у ребенка речь, необходимы специальные условия, иначе речь начинает распадаться: исчезает интонация, забываются слова, становятся неправильными ударения, недостаточно внятно произношение, в речи появляется много грамматических и стилистических ошибок. Если сразу начать учить потерявшего слух ребенка, эти явления можно предупредить.

Таким образом, от состояния слуха нормально развивающегося ребенка зависит его возможность самостоятельно, в общении с говорящими взрослыми, овладеть речью.

Читайте также: