Как связаны постмодернизм и глобализация кратко

Обновлено: 02.07.2024

Современное состояние мировой культуры — это не только заимствование, развитие и тиражирование прошлого, то есть некий этап развития единой культурной линии Запада. Оно обладает и чертами, свойственными ему одному. Например, одной из существенных характеристик современной культуры является ее вестернизация. Вестернизацией принято называть процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.

Вопросы и задания

1.Почему информация становится главным богатством общества? Подтвердите это примерами из жизни.

Через создание определенных образов, объединяющих людей на основе не столько даже совместного, сколько одновременного и однотипного поведения, формируется разновидность личности, которая, как и современная массовая культура в целом, является продуктом целенаправленного серийного производства.

Исходя из этого, можно сказать, что совокупность таких сконструированных средствами массовой информации мифов не только внушает определенный тип поведения, но и программирует определенный тип мышления. Создаваемые СМИ мифы тиражируются, выдаются за истинную реальность, заменяя собой исходную реальность в сознании человека.

Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений.

Представления о мужественности и женственности также создаются при помощи СМИ.

2.В чём состоят позитивные и негативные стороны глобализации в культуре?

Среди позитивных последствий глобализации следует назвать следующие:

1. Мир в условиях глобализации развивается как взаимосвязанный, а основным принципом взаимодействия культур становится принцип культурного плюрализма.

2. Глобализация очевидно увеличивает плотность потока информации и дает шанс различным культурам вырваться за пределы своей этнической или национальной ограниченности.

3. Благодаря глобализации увеличилась продолжительность жизни у многих народов мира, повысился их жизненный уровень.

4. Глобализация уменьшила чувство изоляции, которое остро ощущалось в развивающихся странах, и открыла многим из них доступ к знаниям и информации.

5. Иностранная помощь принесла пользу многим странам третьего мира, которая выразилась в создании рабочих мест, развитии ирригационных систем, продвижении образовательных проектов, проектов борьбы со СПИДом.

В качестве негативных последствий глобализации можно отметить следующее:

1. Экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами не сглаживается, а углубляется.

2. Глобальные проблемы современности не исчезают, но пополняются новыми — такими как угроза терроризма, в том числе и ядерного, организованная преступность, новые болезни наподобие СПИДа, резко обострившаяся демографическая ситуация и катастрофическая неравномерность плотности населения, приводящая к массовой миграции, что в свою очередь усиливает напряженность в отдельных, как правило, наиболее благополучных регионах

4. Социокультурные последствия глобализации: унификация культурных миров, разрушение базовых ценностей национальных культур, распространение и утверждение североамериканской массовой культуры как культуры — лидера среди всех культур постиндустриального общества.

Именно негативные последствия глобализации вызвали к жизни и такие движения, как антиглобализм и альтернативные движения.

3.Как связаны постмодернизм и глобализация?

Проблема заключается в том, что взаимосвязь глобализации и постмодернизма находится на периферии научных интересов социогуманитарного сообщества, и посему до сих пор не получила адекватного осмысления и определения. Полагаем, что назрела настоятельная потребность в поиске точек соприкосновения глобализационных и постмодернизационных процессов, современниками которых мы является. Особо интересной представляется задача выявления и актуализации гуманистического потенциала современной социокультурной динамики. Позитивный социальный эффект глобализации усматривается в огромном потенциале комбинаторики глобального и локального, открывающем невиданные ранее горизонты творческого развития мировой социокультурной динамики

4.Прочитайте текст и ответьте на вопрос к нему.

Иллюстрацией какого процесса является описанная ситуация? Свой ответ поясните.

Она столкнулась лицом к лицу с од ним из типичных проявлений глобализации культуры. Глобализация затрагивает практически все стороны и аспекты жизни современного человека. Главное в ней — это все более расширяющийся поверх всех государственных и национально культурных барьеров обмен информацией научного, экономического, политического, личностно — бытового, социокультурного и иного характера. Чтобы рассмотреть все эти аспекты, не хватит и монографии.

5.Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Индустрия досуга постоянно воспроизводит и умножает массовую культуру. Массовая культура как культура коммерческая быстро реагирует на любой спрос, и с ней трудно бороться. Можно привести следующий пример. Движение металлистов подвергало критике современные мещанские массовые ценности. Как и любая субкультура, она имела символическое выражение. Одним из таких символов стали самодельные значки — приделанные к одежде крышки от консервных банок. Спустя несколько месяцев западноевропейская индустрия стала массово выпускать такие значки.

Какую общую тенденцию развития современной культуры отражает данная ситуация? Свой ответ поясните. Возможна ли такая ситуация, когда в стремлении дойти до каждого массовая культура начнёт удовлетворять индивидуальные вкусы и превратится в элитарную?

7.Хотели бы вы участвовать во флэшмобе и почему? Сформулируйте своё отношение к такому явлению, как флэшмоб.

Флэшмоб — это повод собраться вместе для людей одинаковых взглядов и интересов и чаще всего одного возраста и обозначить принадлежность к какой — то социальной группе или просто активную жизненную позицию. Есть возможность пообщаться и завести новые знакомства. Участие во флэшмобе, в отличие от вступления в фан — клуб, не обязывает к дальнейшим действиям и не предполагает установления иерархии.

Глобализация как уникальный феномен переживаемого современной историей народов момент развития, безусловно, всепроникающая доминанта нашего времени. Все основные свойства современности мы во все большей степени связываем именно с этим понятием. Новые технологии коммуникации и связи, производства и потребления, социальные технологии, чрезвычайная открытость самобытных культур и народов друг другу, цифровой кинематограф, Интернет, новые технологии и образовании и т.д. Нельзя не заметить, что все эти глобальные признаки нового общества, нового образа мышления и действия людей есть в то же время и показатель наступления совершенно Новой истории, истории от рождества глобализации, перед которой все прочие истории и культуры становятся не более чем уделом застывшего исторического прошлого, культурным фольклором. Нарождается совершенно Новая цивилизационная и культурная форма, в соответствии с которой нарождается и столь же новый по своей внутренней культуре господствующий цивилизационный тип личности, который мы сегодня все больше склонны называть глобализационным типом. Одним из первых мыслителей в европейской философии и социологии, кто зафиксировал этот новый феномен в понятиях массовой культуры и массового типа человека на заре XX века был испанский философ Х. О.-и-Гассет.

Наступила эпоха маленького, но массового человека и такой же массовой культуры. Наступление этой новой массовой культуры, наряду с наступлением такой же массовой цивилизации, со свойственным ей технологизмом, мы сегодня фиксируем в новом, соответствующем духу глобализации понятии - постмодерне. Постмодерн, изначально как феномен протестного искусства (против классических канонов творчества), проявивший себя в экспериментировании материалами, образами и целями искусства, к нашему времени уже давно перерос свои начальные формы и истоки, стал достоянием всех сфер культурной жизни современных народов. Постмодерн как смешение понятий, ценностей, установок, стилей мышления и деятельности, в форме всеохватывающей творческой игры, эксперимента проник в науку, образование, в политику, в экономику, юриспруденцию, архитектуру, в религию, во все сектора социокультурной жизни народов. Постмодерн проявил себя как дополнительный инструмент цивилизационной экономической глобализации мира, подчинивший себе сферу сознания и сферу мировоззрения народов. Постмодернизм в качестве главного принципа жизни человека избрал творчество без границ (футуризм).

С социальной точки зрения глобализация и постмодерн несут с собой значительный издержки и негативные последствия в сфере социальной безопасности человека и общества. Проявлением этого являются следующие тенденции и процессы в практике общественной жизни:

1. В еще больших масштабах реализует себя практика потребительского, покорительского отношения к человеку и природе. Усиливается эксплуатация человека и природы как ресурса для удовлетворения растущих потребностей цивилизационного мира, провоцируя тенденции глобального экологического и антропологического кризиса, прежде всего в странах третьего мира, не имеющих социально-культурного иммунитета.

2. На основе навязывания западных образцов хозяйствования разрушаются традиционные формы и направления хозяйственной деятельности стран и народов мира (прежде всего третьего мира), эти страны и народы обрекаются на роль потребителей западной системы производства, на роль трудовых и природных ресурсов западной цивилизации.

3. Под воздействием западной системы разделения труда, отводящей странам и народам третьего мира роль сырьевых и трудовых ресурсов, безработица и развивающаяся трудовая миграция ведут к массовым разрушениям традиционных культур и систем ценностей, обрекая миллионы людей на материальную нищету, страдания и духовную унификацию.

4. Будучи специально организованным западноцентристским процессом экономического развития мира, глоаблизация усиливает дистанцию и поляризацию богатых и бедных стран и народов мира, провоцируя рост будущих международных конфликтов и катастроф в борьбе этих стран и народов за лучшее место под солнцем. .Под воздействием массовой культуры, являющейся важным механизмом распространения глобализации в мире, идет процесс маргнинализации, миксиризации, унификации, люмпенизации, утилитаризации сознания широких групп населения, ориентации их на прагматическое, эгоцентрическое отношение к миру и обществу. Т.е. идет процесс духовного обнищания народов мира.

Все эти процессы невольным образом детерминируют рост числа людей, нуждающихся в социальной помощи и защите, характеризуя глобализацию в качестве важного фактора конфликтогенности и кризисности социальной жизни народов, своеобразной "фабрики по производству социальных проблем".

Глобализация как уникальный феномен переживаемого современной историей народов момент развития, безусловно, всепроникающая доминанта нашего времени. Все основные свойства современности мы во все большей степени связываем именно с этим понятием. Новые технологии коммуникации и связи, производства и потребления, социальные технологии, чрезвычайная открытость самобытных культур и народов друг другу, цифровой кинематограф, Интернет, новые технологии и образовании и т.д. Нельзя не заметить, что все эти глобальные признаки нового общества, нового образа мышления и действия людей есть в то же время и показатель наступления совершенно Новой истории, истории от рождества глобализации, перед которой все прочие истории и культуры становятся не более чем уделом застывшего исторического прошлого, культурным фольклором. Нарождается совершенно Новая цивилизационная и культурная форма, в соответствии с которой нарождается и столь же новый по своей внутренней культуре господствующий цивилизационный тип личности, который мы сегодня все больше склонны называть глобализационным типом. Одним из первых мыслителей в европейской философии и социологии, кто зафиксировал этот новый феномен в понятиях массовой культуры и массового типа человека на заре XX века был испанский философ Х. О.-и-Гассет.

Наступила эпоха маленького, но массового человека и такой же массовой культуры. Наступление этой новой массовой культуры, наряду с наступлением такой же массовой цивилизации, со свойственным ей технологизмом, мы сегодня фиксируем в новом, соответствующем духу глобализации понятии - постмодерне. Постмодерн, изначально как феномен протестного искусства (против классических канонов творчества), проявивший себя в экспериментировании материалами, образами и целями искусства, к нашему времени уже давно перерос свои начальные формы и истоки, стал достоянием всех сфер культурной жизни современных народов. Постмодерн как смешение понятий, ценностей, установок, стилей мышления и деятельности, в форме всеохватывающей творческой игры, эксперимента проник в науку, образование, в политику, в экономику, юриспруденцию, архитектуру, в религию, во все сектора социокультурной жизни народов. Постмодерн проявил себя как дополнительный инструмент цивилизационной экономической глобализации мира, подчинивший себе сферу сознания и сферу мировоззрения народов. Постмодернизм в качестве главного принципа жизни человека избрал творчество без границ (футуризм).

С социальной точки зрения глобализация и постмодерн несут с собой значительный издержки и негативные последствия в сфере социальной безопасности человека и общества. Проявлением этого являются следующие тенденции и процессы в практике общественной жизни:

1. В еще больших масштабах реализует себя практика потребительского, покорительского отношения к человеку и природе. Усиливается эксплуатация человека и природы как ресурса для удовлетворения растущих потребностей цивилизационного мира, провоцируя тенденции глобального экологического и антропологического кризиса, прежде всего в странах третьего мира, не имеющих социально-культурного иммунитета.

2. На основе навязывания западных образцов хозяйствования разрушаются традиционные формы и направления хозяйственной деятельности стран и народов мира (прежде всего третьего мира), эти страны и народы обрекаются на роль потребителей западной системы производства, на роль трудовых и природных ресурсов западной цивилизации.

3. Под воздействием западной системы разделения труда, отводящей странам и народам третьего мира роль сырьевых и трудовых ресурсов, безработица и развивающаяся трудовая миграция ведут к массовым разрушениям традиционных культур и систем ценностей, обрекая миллионы людей на материальную нищету, страдания и духовную унификацию.

4. Будучи специально организованным западноцентристским процессом экономического развития мира, глоаблизация усиливает дистанцию и поляризацию богатых и бедных стран и народов мира, провоцируя рост будущих международных конфликтов и катастроф в борьбе этих стран и народов за лучшее место под солнцем. .Под воздействием массовой культуры, являющейся важным механизмом распространения глобализации в мире, идет процесс маргнинализации, миксиризации, унификации, люмпенизации, утилитаризации сознания широких групп населения, ориентации их на прагматическое, эгоцентрическое отношение к миру и обществу. Т.е. идет процесс духовного обнищания народов мира.

Все эти процессы невольным образом детерминируют рост числа людей, нуждающихся в социальной помощи и защите, характеризуя глобализацию в качестве важного фактора конфликтогенности и кризисности социальной жизни народов, своеобразной "фабрики по производству социальных проблем".

1. Постмодерн: понятие, специфика и основные представители. Жан Бодрийяр, Жиль Делёз, Жак Деррида и др.

2. Глобализация современного мира.

3. Глобалисты, антиглобалисты и альтерглобалисты.

1. Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 1990. - 80 с.

3. Томас Гоббс. Левиафан. - М.: Мысль, 2001. - 480 с.

4. Джон Локк. Избранные философские произведения в двух томах. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.

5. Мандевиль Б. Басня о пчелах, или Пороки частных лиц - блага для общества. / Пер. с англ. - М.: Наука, 2000. - 292 с.

6. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми: Трактаты. - М.: Наука, 1969. - 703 с.

8. МонтескьеШ.Л. О духе законов. / Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. - М.: Мысль, 1999. - 672 с.

9. Левит К. От Гегеля к Ницше, революционный перелом в мышлении XIX века. Маркс и Кьеркегор. - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 670 с.

10. Клаузевиц К. О войне. - М.: Госвоениздат, 1934.

11. Штирнер М. Единственный и его собственность. / Пер. с нем. Б.В. Гиммельфарба, М. Л. Гохшиллера. - СПб.: Азбука, 2001. - 448 с.

12. Алексеева Т.А. Современные политические теории. - М.: РОССПЭН, 2000. – 343 с.

13. Алексеева Т.А. Справедливость как политическая концепция: очерк современных западных дискуссий. - М.: МОНФ. 2001. - 260 с.

14. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. / Пер. с англ. под ред. В.И. Иноземцева. - М.: Логос, 2004. - 368 с.

15. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3.

16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. // Полис. 1994. № 1.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

Н.Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия

Томас Гоббс. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского

Ж.-Ж. Руссо. О политической экономии

Ж.-Ж. Руссо. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права

Шарль Луи Монтескье. О духе законов

Карл фон Клаузевиц. О войне

1. Постмодерн: понятие, специфика и основные представители. Жан Бодрийяр, Жиль Делёз, Жак Деррида и др.

2. Глобализация современного мира.

3. Глобалисты, антиглобалисты и альтерглобалисты.

1. Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 1990. - 80 с.

3. Томас Гоббс. Левиафан. - М.: Мысль, 2001. - 480 с.

4. Джон Локк. Избранные философские произведения в двух томах. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.

5. Мандевиль Б. Басня о пчелах, или Пороки частных лиц - блага для общества. / Пер. с англ. - М.: Наука, 2000. - 292 с.

6. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми: Трактаты. - М.: Наука, 1969. - 703 с.

8. МонтескьеШ.Л. О духе законов. / Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. - М.: Мысль, 1999. - 672 с.

9. Левит К. От Гегеля к Ницше, революционный перелом в мышлении XIX века. Маркс и Кьеркегор. - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 670 с.

10. Клаузевиц К. О войне. - М.: Госвоениздат, 1934.

11. Штирнер М. Единственный и его собственность. / Пер. с нем. Б.В. Гиммельфарба, М. Л. Гохшиллера. - СПб.: Азбука, 2001. - 448 с.

12. Алексеева Т.А. Современные политические теории. - М.: РОССПЭН, 2000. – 343 с.

13. Алексеева Т.А. Справедливость как политическая концепция: очерк современных западных дискуссий. - М.: МОНФ. 2001. - 260 с.

14. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. / Пер. с англ. под ред. В.И. Иноземцева. - М.: Логос, 2004. - 368 с.

15. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3.

16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. // Полис. 1994. № 1.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

Н.Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия




Томас Гоббс. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского

Чтобы понять и оценить постмодернистскую философию, необходимо, прежде всего, хотя бы вкратце рассмотреть кризис современного общества, охвативший все его сферы.

С вступлением капитализма в стадию империализма ситуация меняется. В конце ХХ века, особенно после развала Советского Союза и образования монополярного мира интернационализация человечества приобретает черты империалистической глобализации. В отличие от интернационализации нынешняя глобализация или неолиберализм полностью игнорирует национальный суверенитет и национальные границы. Транснациональные корпорации, выступающие в роли авангарда неолиберализма, не признают никаких политических границ, никаких национальных традиций и культур. Но поскольку абсолютное большинство этих корпораций принадлежит Соединенным Штатам Америки, то вполне естественно считать, что глобализация превратилась в американизацию.

Нынешняя глобализация привела к финансовому и экономическому кризису. В состоянии полного банкрота оказались многие национальные экономики.

Современное общество не избавилось от тех негативных черт, о которых писал ещё К.Маркс. Я имею в виду социальное отчуждение и аномию. Люди всё больше и больше отчуждаются друг от друга. Индивидуализм и эгоизм, особенно среди молодёжи, нередко доминируют в социальных отношениях. Проституция, наркомания, СПИД и другие пороки овладели миллионами людей. Современная цивилизация никому не даёт уверенности в том, что человек будет себя чувствовать комфортно или, по крайней мере, более или менее удобно в кругу себе подобных. У людей всё чаще проявляется аномия, то есть безразличие, апатия, неуважение существующих ценностей и т. д.

Политическая сфера . Прежде всего, следует подчеркнуть, что демократические формы правления, которые вот уже несколько веков играли доминирующую роль в политической жизни буржуазного общества и которые, несомненно, способствовали раскрепощению человека, проявлению его инициативы и воли, укрепляли формы и принципы правовых взаимоотношений людей, личности и общества, личности и государства, сегодня уже не отвечают требованиям времени. Конечно, они никогда не считались идеальными, но в современную эпоху настолько деформированы и настолько не отвечают новым реалиям, что люди к ним относятся с недоверием. Так, выборы в различные органы государства превратились фактически в фарс, в шоу.

Духовная сфера . Здесь кризис проявляется также глубоко, как в других сферах. На первый взгляд такое утверждение может показаться парадоксальным. Действительно, человечество на современном этапе своего развития достигло огромных успехов. По сравнению с предыдущими эпохами миллиарды людей стали грамотными. Они успешно используют достижения современной научно-технической революции, как в общественной, так и в частной жизни. Радио, телевидение, видеотехника, компьютеры, калькуляторы и т. д. дают возможность человеку обогащать свой субъективный мир, осваивать всё новые и новые пласты культуры. Ежедневно выходят миллионы газет и журналов, ежегодно публикуются сотни тысяч книг, статей и брошюр. Казалось бы, интеллектуальный уровень людей должен быть очень высоким.

Однако в начале третьего тысячелетия сложилась трагическая ситуация. Дело в том, что глобальный кризис человечества сопровождается деинтеллектуализацией общества. Никогда человечество не имело таких возможностей для обогащения духовного мира индивидов. Но никогда творческий интеллектуальный уровень людей не падал так низко, как в настоящее время. Люди, особенно молодёжь, не желают заниматься интенсивной умственной деятельностью. Многие школьники не знают таблицу умножения, и ничего плохого не видят в этом. Если нужно что-то посчитать, они достают из кармана калькулятор, чтобы совершить элементарные арифметические подсчёты. Крайне редко стали обращаться к классикам мировой литературы. Прежние духовные ценности либо уничтожаются, либо игнорируются. Добродетельный человек, которым гордились и которого высоко ценили, считается неудачником.

В России немало сторонников постмодернизма, особенно среди молодёжи. Молодые люди по природе своей ищут нечто новое, что, несомненно, заслуживает похвалы. Но при этом не следует забывать, что не всякое новое философское течение есть шаг вперёд в развитии философии. Тем не менее многие молодые деятели интеллектуального труда представляют постмодернизм как последнее достижение духовного производства общества. Они жонглируют постмодернистскими фразами, но не задумываются над их смыслом и содержанием. Главное для них — дискурс и ещё раз дискурс. Их не волнует то, что этот дискурс ничего общего не имеет с реалиями жизни и с подлинной философией.

Многие представители старшего поколения подыгрывают молодым философам потому, что у них никогда не было своих философских убеждений. Они вроде бы хотят шагать вместе с молодёжью. Есть и такие философы из старшего поколения, которые понимают абсурдность постмодернистских философских рассуждений, но боятся говорить об этом вслух. Они имплицитно полагают: если начнут открыто критиковать постмодернизм, то будут обвинены в ретроградстве. Но настоящий учёный не боится быть обвиненным в ретроградстве или ещё в чем-то. Девиз подлинного учёного перефразированные Марксом слова Данте: следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.

А.Сокал и Ж.Брикмон поставили перед собой такие цели: Во-первых, подвергнуть критике постмодернистов (Лакана, Бодрийара, Кристеву, Иригарэя, Делеза и других) за их, как они считают, безграмотное использование научных идей, за их злоупотребления научными данными для подтверждения своих философских тезисов. Во-вторых, дать аргументированную критику постмодернистского абсолютного эпистемологического релятивизма, согласно которому нет никакой разницы между мифом и наукой, между научными данными и вымыслом. К чести авторов книги они успешно реализовали обе цели.

А.Сокал и Ж.Брикмон, как физики, обнаружили в работах постмодернистов, пытающихся произвольно интерпретировать научные данные, злоупотребления. Под этими злоупотреблениями авторы подразумевают следующее:

«1. Свободно рассуждать о точных теориях, о которых имеется, в лучшем случае, лишь смутное впечатление. Чаще всего авторы лишь используют научные (или кажущиеся научными) термины, не задумываясь о том, что они означают.

2. Переносить понятия точных наук в гуманитарные науки без какого бы то ни было эмпирического или концептуального обоснования. Ведь биологу, который захотел бы использовать элементарные понятия топологии (вроде тора), теории множеств или дифференциальной геометрии, пришлось бы объясняться. Его коллеги просто не поняли бы его рассуждений по аналогии. Здесь же, наоборот, выясняется, что, с точки зрения Лакана, структура невротика и есть тор (то есть это сама реальность. ), с точки зрения Кристевой, поэтический язык есть сила континуума, а с точки зрения Бодрийара, современные войны разворачиваются в неевклидовом пространстве…

3. Кичиться ложной эрудированностью, обрушивая на головы читателя учёные слова в таком контексте, в котором они не имеют вообще никакого смысла. С одной целью, несомненно, — поразить и, главное, смутить не подготовленного специально читателя…

Нельзя не отметить, что само понятие постмодернизма довольно расплывчато и туманно. Модерн — это новая эпоха, охватывающая три с половиной века, это эпоха формирования буржуазных общественных отношений. Именно в эту эпоху начинает доминировать laisser-fairisme, принцип личной инициативы. Вспомним феодализм с его сословными и кастовыми делениями и привилегиями. В условиях феодального строя человек лишён возможности проявить личную инициативу, действовать свободно и независимо. Человек же модерна или капитализма получает свободу действий в рамках существующих правовых норм и законов. Не приходится сомневаться в том, что это был великий скачок в создании для человека условий проявлять свои физические и духовные потенции.

В эпоху модерна широкое развитие получает наука. Декарт, Галилей, Ньютон и многие другие великие учёные внесли огромный вклад в науку. В эту же эпоху расцветает философия. Просветители Франции, Англии, Германии, классическая немецкая философия — свидетельство взлёта человеческой мысли, человеческого разума.

Понятие модерна чётко и ясно указывает на великую эпоху в развитии человеческого общества. Мыслители этой эпохи довольно отчётливо выразили в своих сочинениях то, что они хотели сказать. Они возвеличивали Разум, выступали за Прогресс, верили в лучшее будущее человеческого общества. Свои мысли они излагали строго логически и аргументировано, защищали выдвигаемые теоретические тезисы. В их сочинениях виден прогресс знаний, и уже в силу этого нельзя их просто воспроизводить без обстоятельного анализа.

Что касается понятия постмодернизма, то, как я уже отмечал, трудно определить, какую смысловую и теоретическую нагрузку несёт это понятие. Не случайно многие философы (Ж.Деррида, например) от него открещиваются. Это понятие, по существу, охватывает современное гуманитарное знание, современное искусство, современную архитектуру, современную художественную литературу и т. д. Не берусь судить относительно других областей культуры, но по поводу постмодернистской философии могу сказать, что это шаг назад в философии. Сочинения постмодернистов порой бессмысленны и бессодержательны. Их можно воспроизводить бесконечно и никакого научного прогресса никто не заметит.

Постмодернисты предлагают, скажем, урегулирование тех или иных конфликтов путём переговоров, консенсуса. Они выступают за толерантность и взаимное уважение. Здесь с ними нельзя не согласиться. Толерантность — это хорошо, консенсус — тоже хорошо, отсутствие разрушительных конфликтов ещё лучше. Но общество гораздо сложнее, чем это кажется постмодернистам. В нём действуют люди, преследующие свои цели. Эти цели разных людей не всегда совпадают, более того, они нередко противоречат друг другу. Вообще противоречия — естественное состояние любого общества. Очень важно, чтобы они разрешались путем консенсуса и компромисса. Но для этого конфликтующие стороны должны идти на определённые уступки. Поэтому нужно призывать не просто к толерантности, а к тому, чтобы создавать такие условия, в которых все члены общества, а не только богатые могли бы проявлять свои физические и духовные потенции.

Постмодерн — это эра индивидуализма, нарциссизма и неолиберализма. Сегодня индивидуальные желания более предпочтительны, чем групповые и классовые интересы, более предпочтительна приватизация, чем коллективная деятельность, гедонизм больше приветствуется, чем формы совместных действий. Если в прошлые времена индивид обязан был подчиняться общим коллективным рациональным правилам поведения, то нынче эти правила отвергаются и примат отводится личной свободе. Иначе говоря, права отдельного человека возводятся в абсолют и совершенно игнорируются коллективные формы человеческого существования. На первый взгляд, личная свобода действительно превыше всего. Но на самом деле это неверно. Человек становится человеком в обществе и свои сущностные силы тоже может проявлять только в обществе. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Эпоха постмодерна — это эпоха космополитизма и игнорирования патриотизма. Империалистическая глобализация ведёт не только к исчезновению национальных границ, но и к нападкам на патриотизм. Теперь, оказывается, не надо проявлять патриотические чувства, не надо любить Родину, не надо хранить и приумножать национальные культурные ценности, не надо соблюдать национальные обычаи и традиции. Теперь не важно, где ты родился, важно, где тебе больше платят, где ты комфортнее себя чувствуешь, где ты получаешь больше наслаждения. И если на твою историческую Родину совершена агрессия, то необязательно её защищать, ведь ты — гражданин всего мира, а не какого-то отдельного государства. Правда, учтём, что главный проповедник космополитизма США не допускают в отношении себя никакой критики и никакого ущемления национальных интересов. Они фактически под космополитизмом подразумевают распространение американских ценностей.

Постмодернисты правы в том, что описание изменений современного мира требует применения новых методов и средств познания. Но никак нельзя на этом основании, как они это делают, отвергать старые испытанные методы научного анализа. Не выдерживает критики их оценка деятельности просветителей. Нельзя согласиться с отрицанием мировоззренческих функций философии. Если философия перестаёт играть мировоззренческую роль , если она не способствует формированию культуры мышления, не помогает духовному обогащению человека, то она теряет всякое значение, и нет никакого смысла тратить время на её освоение. И, конечно, абсолютно неприемлемо нигилистическое отношение постмодернистов к философии рационализма. В преодолении кризиса современного общества исключительная роль принадлежит именно рационализму . Иррационализм, связанный с эмоциями, чувствами и безрассудным поведением, может обострять, а не разрешать социальные конфликты и межгосударственные противоречия. На базе иррационализма не решить глобальных проблем современности — проблемы войны и мира, здравоохранения, проблем экологии и т. д.

Появление Homo Sapiens — величайший скачок в эволюции природы. Возникновение рационалистической философии — гигантский шаг в развитии философии. Рационалистическая философия — труды Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозы, просветителей XVIII века, Канта, Гегеля, Маркса — величайшая культурная ценность. Не философия рационализма виновата в том, что мы переживаем глубочайший кризис, а то общество, в котором мы живём. Поэтому задача нынешних философов заключается в том, чтобы защитить эту философию, исследовать современные реалии средствами этой философии и указать пути преодоления кризиса и перехода к качественно новому обществу.

Постмодернистские словесные упражнения, игра в слова, переворачивание исторической действительности под видом её новой интерпретации тянут философию не вперед, а назад . Поэтому постмодернистская философия — это философия, зовущая в никуда , она видит тупиковую ситуацию, критикует её, но не предлагает выхода из неё.

Таких студентов много не только в Париже, но и в Москве. Многим из них больше нравятся туманные и бессмысленные рассуждения, чем чёткие и ясные философские мысли. К сторонникам классических философских традиций они относятся критически. Но они даже не подозревают, что в ясных мыслях и идеях больше глубины, чем в туманных высказываниях. Они зря теряют своё время на изучение трудов постмодернистов, но их в этом порой невозможно убедить.

Трудно не согласиться с этим утверждением. Казалось бы, выходят миллионы газет, журналов, книг и других видов духовных ценностей, но люди читают всё меньше и меньше, а если и читают, то предпочитают серьёзной литературе — бульварную. Ясно, что от чтения бульварной литературы не повышается интеллектуальный уровень людей. Постмодернисты способствуют деинтеллектуализации общества.

Постмодернистская философия фактически уничтожает философию. Постмодернисты лишают её мировоззренческих, гносеологических и прогностических функций. Они сводят философию к бесконечному дискурсу, к словесным упражнениям и пустым разговорам. Постмодернизм в философии не даёт новых знаний. Он может непрерывно воспроизводить одни и те же дискурсы.

Читайте также: