Как связаны политика и нравственность в чем их сходства и различия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как объединить политику с моралью? Есть, видимо, две возможности: либо приспособить мораль к интересам политики (что чаще всего и делается, особенно в автократических и тоталитарных государствах), либо подчинить политику морали. Подлинное единство морали и политики возможно только на основе права, а гарантией этому служит высокая мера демократизма и либерализма общественной жизни.

Установить в безусловном нравственном начале внутреннюю и всестороннюю связь между истинной нравственностью и умной политикой — вот главное притязание нравственной философии к частной политике.

Однако в истории политических учений можно встретить утверждение, что политика — дело грязное: она находится по ту сторону добра и зла и с моралью несовместима. По словам Н. Макиавелли, государственная мораль отличается от морали отдельного человека, и государь, желающий удержаться в своем кресле, может и не быть добродетельным, но непременно должен приобрести умение казаться или не казаться таковым, смотря по обстоятельствам. Это он оправдывал тем, что во всех действиях людей, кроме трудностей успеха, есть еще всегда рядом с добром и зло, так тесно с ним связанное, что невозможно пользоваться одним, не подвергаясь другому. Это доказывают все поступки людей. Таким образом, добро достигается с трудом, разве только если счастие настолько благоприятствует вам, что превозмогает это обыкновенное и естественное неудобство[498].

По мнению Ш. Монтескье, «почти все дела портит то, что люди, предпринимающие их, кроме главной цели стремятся еще достигнуть мелких частных успехов, которые льстят их самолюбию и их самодовольству.

Но что бы ни говорили, политика допускает хитрость, если она сочетается с представлением о большом уме или о великих делах: уловки в политике не оскорбляют ее, если это не вероломство, влекущее за собой несчастья народа. Никакая реальная политика, видимо, невозможна без хотя бы элементов лукавства.

Тот, кто вступил на стезю политического деятеля, обязан понять, что к этому служению необходимо и интеллектуально, и нравственно подготовиться: политика — это одна из самых тонких, глубоких, сложных и, что самое главное, самых ответственных видов деятельности. Ведь известно, что всякой профессии учатся (сапожному, слесарному делу и т. д.), при этом учатся старательно и долго. Но создалось ложное впечатление, будто для такого тонкого дела, как политика, нужны лишь предприимчивость, напористость, ловкость рук и хорошо подвешенный язык. А если, говорит И.А. Ильин, найдется много доверчивых глупцов, так на то им и глупость дана, чтобы доверять и плестись в хвосте более бойких болтунов. И вот последствия этого: множество полуобразованных дилетантов занимается безответственной политикой. Они ставят неверные вопросы, решают их вкривь и вкось, пишут, печатают и фразерствуют… фразерствуют без конца. Именно к такому нахрапу, продолжает Ильин, сводится советская государственность; Октябрьский переворот родился именно из такой политики.

VIII. Нравственность

VIII. Нравственность Третий ряд зол проистекает тоже из предвидящего поведения человека, но не столько из его значения для самого действующего человека, сколько из его последствий для прочих. По средствам, которыми природа наделила различных индивидуумов для борьбы за

Ложная нравственность

Ложная нравственность Но что мы можем сказать о Кевине Бейконе с точки зрения теории общественного договора? Или о том же Гигесе?Можно ли назвать безнравственной попытку Кевина Бейкона убить своих коллег? Теперь, когда он стал невидимым, ему уже не нужно бояться

1.2. Нравственность и мораль

1.2. Нравственность и мораль Впрочем, можно возразить: все это – не более чем беллетристика, а в беллетристике допустимы гиперболы любого порядка. В жизни же все иначе. Здесь, в реальном потоке повседневности что-то не видно никаких сверхъестественных чудес, творимых

A. Истинный дух, нравственность

A. Истинный дух, нравственность В своей простой истине дух есть сознание и раскрывает свои моменты. Поступок делит дух на субстанцию и сознание субстанции и делит как субстанцию, так и сознание. Субстанция как всеобщая сущность и цель противостоит себе как разъединенной

С. Нравственность

С. Нравственность Нравственность есть завершение объективного духа, истина субъективного и самого объективного духа. Односторонность этого последнего состоит в том, что он свою свободу имеет частьюнепосредственно в реальности, т. е. во внешнем, в вещи, частью в

Политика на основе договора и политика на основе естественного права (Альтузий, Гроций)

Политика на основе договора и политика на основе естественного права (Альтузий, Гроций) С XVII в. политическая теория начинает отделяться от теологии. Так, немец Иоганн Альтузий (Johannes Althusius, 1557–1638) предложил теорию договора, которая основывается не на религии, а на

6. Нравственность

6. Нравственность 675. Суть христианской веры — Иисус Христос и Адам, суть нравственности — вожделение и милосер­дие.676. В мире не существует вероучения, более подо­бающего человеку, нежели христианство, потому что оно открывает ему глаза на его двойную способность и

3.4 Представления об агрессии и нравственность

2.10, Нравственность в любви

2.10, Нравственность в любви В книге о любви должно быть приведено определение того, какое поведение является нравственным и какое безнравственным, и хотя на первый взгляд может показаться, что закон и религиозные предписания дают вполне исчерпательный ответ на этот

§ 28. Нравственность индивидуума и нравственность в жизни общества

§ 28. Нравственность индивидуума и нравственность в жизни общества Из представленных условий конкретной нравственности следует, что в целях какого бы то ни было вообще человеческого блага человек является, с одной стороны, наиболее важным из всех средств, так как лишь он

Политика может влиять на общество по-разному: как инструмент массового насилия в интересах доминирующего меньшинства и как инструмент защиты свободы и прав граждан, поддержания общественного порядка, верховенства закона и социальной справедливости. Гуманистическая роль политики в обществе обеспечивается ее ориентированностью на нравственные нормы.

Нравственность — это особая область общественной жизни, основанная на оценке всех действий и поступков с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. Идеи гуманизма, т.е. отношение к каждому человеку как к высшей ценности, формируют центральное, универсальное содержание нравственности.

Соблюдение норм и требований морали не является утилитарным для человека, оно не обещает ему сиюминутной личной выгоды или преимущества. Моральное поведение характеризуется альтруизмом и гуманной мотивацией. В то же время мораль утилитарна для всех людей. Она является условием сохранения человечества, отражает многовековой опыт общения людей и устанавливает те требования, выполнение которых необходимо обществу и всему человечеству. В нравственном сознании эти требования становятся убеждениями, внутренними критериями оценки собственных поступков и поступков других. Как показывает история, аморальность в конечном итоге ведет как к разрушению личности, так и к деградации общества в целом.

Взаимосвязь между политикой и моралью — одна из тех вечных проблем, с которыми человечество всегда сталкивалось. В данном случае четко прослеживаются две основные линии понимания взаимосвязи между политикой и моралью. Первое — это единство, слияние политики и морали, а второе — разделение политики и морали. Таким образом, еще в древности Платон и Аристотель считали политику и нравственность единым целым. Платон, в частности, рассматривал политику как искусство выяснения морального состояния граждан. Он считал, что природа государства во многом зависит от положения нравственной добродетели в душе человека и ее содержания.

Политика и нравственность - Связь между политикой и моралью

Связь между политикой и моралью

Аристотель исходил из того, что политика, наряду с этикой и экономикой, является практической философией, направленной на разработку законов в интересах справедливости, то есть на общее благо всех граждан. Она обеспечивает соблюдение принципов примата всеобщего над конкретным и умеренности как нравственного идеала в политике. Самые достойные граждане должны участвовать в политике

Другая линия в отношениях между политикой и моралью заключается в разграничении и обосновании приоритета того или иного. Н. Макиавелли должен быть признан блестящим представителем этого направления. В своих трудах он пытался оправдать необходимость создания сильной государственной власти любыми средствами, игнорируя общепринятые моральные нормы. Макиавелли исходили из принципа, что цель определяет выбор средств, а нравственность их выбора определяется нравственностью самой цели. По его мнению, правитель может прибегнуть к таким средствам, как обман, хитрость и хитрость. Высшей ценностью для него являются интересы государства, для достижения которых все средства морально оправданы. Использование зла политиком неизбежно; принципы добра не приводят к желаемому результату, потому что он действует среди других людей, придерживающихся иных норм морали. Таким образом, Макиавелли исключает этику из политической деятельности, что только мешает политику выполнять свой долг.

Мораль и политика, как специализированные сферы общества, имеют как сходства, так и различия в регулировании поведения людей. Обе сферы возникают из одного источника — противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека, с одной стороны, и его коллективистской природой, с другой.

Понятие морали

Мораль — это внутриличностный способ защиты индивида от опасных соблазнов для общества и разрешения противоречий между индивидом и обществом в целом. Первоначально, в начале цивилизации, небольшие человеческие коллективы — клан, племя — смогли обходиться без политики, регулировать взаимодействие людей и обеспечивать общественный порядок с помощью обычаев, традиций, различного рода табу и расти на основе всей этой морали, а также таких природных и исторических институтов общественного контроля, как семья, община, церковь. Преобладание неполитического регулирования в обществе предполагало социальное равенство и, как следствие, низкий уровень конфликтности, сравнительно небольшое число человеческих сообществ и очень простые формы их взаимодействия.

Когда с ростом сложности общества и ослаблением традиционных форм социального контроля ритуальные и нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными, возникло государство и особый вид деятельности по регулированию поведения людей с помощью специального принудительного аппарата, т.е. политики.

Таким образом, основные общественные функции морали и политики совпадают. У политики, как и у морали, есть основания делать вид, что она защищает общее благо и социальную справедливость, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных функций. Политика возникает как следствие неадекватности регулирования морали как ее специфического дополнения. В связи с этим древние мыслители считали политику одной из ветвей этики. Политика функционирует как форма объективации, внешнего выражения и материализации механизмов морального самоконтроля.

Несмотря на упомянутые и некоторые другие элементы общности, политика имеет фундаментальные отличия от морали. Одним из наиболее важных из них является конфликтный характер политики. Как упоминалось выше, политика — это деятельность по разрешению социальных конфликтов, которые затрагивают все общество и требуют использования власти. Мораль, с другой стороны, характеризуется обычными, каждодневными отношениями между людьми, в ходе которых могут происходить конфликтные взаимодействия, обычно не достигающие политической остроты.

Нравственность

Непосредственным источником политики являются экономические и другие жизненно важные интересы народа, особенно интересы больших социальных групп: Нации, классы, слои и т.д. Непосредственным источником нравственности являются универсальные, равно как и другие коллективные ценности, приверженность которым не обещает индивидуальной личной выгоды. Поэтому соперничество моральных и политических мотивов поведения — это борьба, особенно материальных личных интересов и духовных ценностей.

Многие нравственные заповеди имеют характер идеалов, с которыми следует соотносить свои поступки, но которых вряд ли удастся достичь в реальной жизни. Таким образом, вряд ли найдется человек, который за всю свою жизнь не сказал ни одной лжи, который говорит только правду, или который, согласно христианским нравственным нормам, любит ближнего своего, как самого себя.

В отличие от абстрактно-нормативного характера моральных императивов, требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.

Политика ориентирована на перспективу и цели, то есть направлена на достижение определенных целей, результатов. Мораль оценивает субъективный, внутренний опыт действий. Его интересует не столько достигнутый результат, сколько само действие, его мотивы, средства и цели, независимо от того, достигнуты они или нет.

Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик — это один человек, принимающий моральное решение. Политика, с другой стороны, имеет групповой, коллективный характер. Человек действует как часть или представитель класса, нации, партии и т.д. Его личная ответственность растворяется в коллективных решениях и действиях. Политика — это ситуативно. Поскольку она ориентирована на успех, она должна учитывать реальную ситуацию, все факторы, которые могут повлиять на достижение целей. С другой стороны, моральные требования универсальны по своей основе и, как правило, не зависят от конкретной ситуации.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Политика может по-разному воздействовать на общество: как служить орудием массового насилия в интересах господствующего меньшинства, так и выступать инструментом защиты свободы и прав граждан, поддержания в обществе порядка, законности и социальной справедливости. Гуманистическая роль политики в обществе обеспечивается через ее ориентацию на нормы морали.

Мораль (или нравственность, в дальнейшем между этими понятиями не будет проводиться различие, хотя нередко мораль трактуется как определенные общественные нормы и ценности, в то время как нравственность характеризует их субъективное усвоение) – особая сфера общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости и т.п. Идеи гуманизма, т.е. отношения к каждому человеку как к высшей ценности, составляют ядро, общечеловеческое содержание морали.

Соблюдение нор и требований морали не утилитарно для отдельных индивидов, не сулит им какой-нибудь непосредственной личной выгоды или пользы. Нравственное поведение отличает бескорыстность, высокогуманная мотивация. В то же время мораль утилитарна для всего человечества. Она – условие сохранения человеческого рода, отражает многовековой опыт человеческого общения и фиксирует те требования, выполнение которых необходимо обществу и всему человечеству. В моральном сознании эти требования становятся убеждениями, внутренними критериями оценки личностью собственных и чужих поступков. Как показывает опыт истории, аморализм приводит в конечном счете как к разрушению личности, так и к деградации всего общества.

Функциональная общность политики и морали

Мораль представляет собой внутриличностный способ удержания человека от опасных для общества искушений, разрешения противоречий между индивидом и всей общностью. Первоначально, на заре цивилизации небольшие человеческие коллективы – род, племя, могли обойтись без политики, регулируя взаимодействие людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, различного рода табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких естественноисторических институтов социального контроля, как семья, община, церковь. Преобладание неополитического регулирования в обществе предполагало социальное равенство, а следовательно, низкий уровень конфликтности, сравнительную немногочисленность общностей людей и весьма простые формы их взаимодействия.

Когда же с усложнением общества и ослаблением традиционных форм социального контроля ритуально-нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными, появилось государство и особый вид деятельности по регулированию поведения людей с помощью специального аппарата принуждения, т.е. политика.

Таким образом, главные общественные функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач. Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали как ее специфическое дополнение. Не случайно, отражая этот факт, мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики. Разделение политики и морали и учений о них впервые произвел лишь в конце XV – начале XVI Н. Макиавелли.

Политика выступает как бы формой объективации, внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля. Так, например, характерную для морали функцию угрызения совести здесь выполняет суд, формализовавший критерии своих оценок в виде права и предусматривающий определенные санкции за нарушение установленных норм.




Различия между политикой и моралью

Несмотря на отмеченные и некоторые другие элементы общности, политика имеет принципиальные отличия от морали. Одной из важнейших из них является конфликтность политики. Как уже отмечалось, политика представляет собой деятельность по разрешению социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применение власти. Мораль же характеризует ординарные, повседневные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающих политической остроты.

Непосредственным источником политики являются экономические и другие насущные интересы людей, причем в первую очередь интересыкрупных социальных групп: наций, классов, слоев и т.п. Непосредственным же источником выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды. Поэтому соперничество моральных и политических мотивов поведения – это борьба, прежде всего материальных личных интересов и духовных ценностей.

Многие императивы морали носят характер идеалов, с котрыми следует сообразовывать свои действия, но которые в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Так, например, едва ли можно найти человека, который за всю свою жизнь ни разу не слукавил, говорил лишь одну правду или же в соответствии с христианскими нравственными заповедями возлюбил каждого своего ближнего как самого себя.

В отличие от абстрактно-нормативного характера нравственных императивов, требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.

Политика направлена вовне и целесообразна, то есть, ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Мораль же оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Для нее важны не столько достигнутые результаты, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели, независимо от того, достигнуты они или нет.

Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик – отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика же носит групповой, коллективный характер. В ней индивид выступает как часть или представитель класса, нации, партии и т.п. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях.

Политика ситуативна. Ориентируясь на успех, она призвана учитывать реальную ситуацию, все факторы, способные повлиять на достижение целей. Моральные же требования в своей основе универсальны и, как правило, независимы от конкретной обстановки.

Отмеченные выше особенности политики по отношению к морали свидетельствуют об автономности этих сфер жизнедеятельности и дают основания для различных толкований их взаимосвязи.

Соотношение политики и морали.

Политика может по-разному воздействовать на общество: как служить орудием массового насилия в интересах господствующего меньшинства, так и выступать инструментом защиты свободы и прав граждан, поддержания в обществе порядка, законности и социальной справедливости. Гуманистическая роль политики в обществе обеспечивается через ее ориентацию на нормы морали.

Мораль (или нравственность, в дальнейшем между этими понятиями не будет проводиться различие, хотя нередко мораль трактуется как определенные общественные нормы и ценности, в то время как нравственность характеризует их субъективное усвоение) – особая сфера общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости и т.п. Идеи гуманизма, т.е. отношения к каждому человеку как к высшей ценности, составляют ядро, общечеловеческое содержание морали.

Соблюдение нор и требований морали не утилитарно для отдельных индивидов, не сулит им какой-нибудь непосредственной личной выгоды или пользы. Нравственное поведение отличает бескорыстность, высокогуманная мотивация. В то же время мораль утилитарна для всего человечества. Она – условие сохранения человеческого рода, отражает многовековой опыт человеческого общения и фиксирует те требования, выполнение которых необходимо обществу и всему человечеству. В моральном сознании эти требования становятся убеждениями, внутренними критериями оценки личностью собственных и чужих поступков. Как показывает опыт истории, аморализм приводит в конечном счете как к разрушению личности, так и к деградации всего общества.

Функциональная общность политики и морали

Мораль представляет собой внутриличностный способ удержания человека от опасных для общества искушений, разрешения противоречий между индивидом и всей общностью. Первоначально, на заре цивилизации небольшие человеческие коллективы – род, племя, могли обойтись без политики, регулируя взаимодействие людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, различного рода табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких естественноисторических институтов социального контроля, как семья, община, церковь. Преобладание неополитического регулирования в обществе предполагало социальное равенство, а следовательно, низкий уровень конфликтности, сравнительную немногочисленность общностей людей и весьма простые формы их взаимодействия.

Когда же с усложнением общества и ослаблением традиционных форм социального контроля ритуально-нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными, появилось государство и особый вид деятельности по регулированию поведения людей с помощью специального аппарата принуждения, т.е. политика.

Таким образом, главные общественные функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач. Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали как ее специфическое дополнение. Не случайно, отражая этот факт, мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики. Разделение политики и морали и учений о них впервые произвел лишь в конце XV – начале XVI Н. Макиавелли.

Политика выступает как бы формой объективации, внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля. Так, например, характерную для морали функцию угрызения совести здесь выполняет суд, формализовавший критерии своих оценок в виде права и предусматривающий определенные санкции за нарушение установленных норм.

Различия между политикой и моралью

Несмотря на отмеченные и некоторые другие элементы общности, политика имеет принципиальные отличия от морали. Одной из важнейших из них является конфликтность политики. Как уже отмечалось, политика представляет собой деятельность по разрешению социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применение власти. Мораль же характеризует ординарные, повседневные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающих политической остроты.

Непосредственным источником политики являются экономические и другие насущные интересы людей, причем в первую очередь интересыкрупных социальных групп: наций, классов, слоев и т.п. Непосредственным же источником выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды. Поэтому соперничество моральных и политических мотивов поведения – это борьба, прежде всего материальных личных интересов и духовных ценностей.

Многие императивы морали носят характер идеалов, с котрыми следует сообразовывать свои действия, но которые в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Так, например, едва ли можно найти человека, который за всю свою жизнь ни разу не слукавил, говорил лишь одну правду или же в соответствии с христианскими нравственными заповедями возлюбил каждого своего ближнего как самого себя.

В отличие от абстрактно-нормативного характера нравственных императивов, требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.

Политика направлена вовне и целесообразна, то есть, ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Мораль же оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Для нее важны не столько достигнутые результаты, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели, независимо от того, достигнуты они или нет.

Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик – отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика же носит групповой, коллективный характер. В ней индивид выступает как часть или представитель класса, нации, партии и т.п. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях.

Политика ситуативна. Ориентируясь на успех, она призвана учитывать реальную ситуацию, все факторы, способные повлиять на достижение целей. Моральные же требования в своей основе универсальны и, как правило, независимы от конкретной обстановки.

Отмеченные выше особенности политики по отношению к морали свидетельствуют об автономности этих сфер жизнедеятельности и дают основания для различных толкований их взаимосвязи.


Мораль (от лат. moralis — нравственный) — особая форма общественного сознания или вид общественных отношений, в основе которых лежат такие гуманистические идеалы, как добро, справедливость, честность, нравственность, духовность и др. Мораль призвана удерживать человека от неблаговидных поступков.

Соотношение политики и морали

Общим между политикой и моралью является то, что они призваны управлять поведением людей. Однако методы управления существенно различаются. Мораль опирается на убеждения, а главным критерием оценки проступка являются собственная совесть или порицание (одобрение) окружающих, политика — на силу закона, на использование принудительных мер к тем, кто нарушает закон, а критерием оценки проступка является суд.

У политики и морали различные источники (основания) для создания структуры управления. Мораль основывается на существующих в обществе ценностях, обычаях, традициях, т. е. имеет ценностно-нормативную основу. В основе политики лежат интересы различных социальных групп общества, которые трансформируются в законы (нормы). При этом правящая элита может навязывать всему обществу законы, которые защищают, прежде всего, интересы этой самой элиты и ущемляют потребности других.

Мораль и политика Макиавелли

Первая теоретическая попытка разделения политики и морали была предпринята итальянским политическим деятелем и мыслителем Н. Макиавелли. Он считал, что люди по своей природе коварны. Поэтому для того чтобы правителю удерживать свою власть, он, в случае необходимости, может использовать любые средства, в том числе и аморальные.

Политика без морали

Аморальная политика может прикрываться и оправдываться не только тоталитарными идеологиями, но и либерально- демократическими идеями и принципами. Например, реформирование России с начала 90-х гг. XX в. производилось под лозунгами свободы и демократии. Однако используемые при этом методы и средства были не только аморальными с нравственной точки зрения, но и преступными в правовых отношениях. В результате основные богатства страны были разграблены кучкой приближенных к Президенту РФ Б. Н. Ельцину лиц.

На первый взгляд безнравственная политика более эффективна и прагматична. Но со временем она развращает самих политиков и разлагает общество. В принимаемых политических решениях начинают доминировать не общественные, а личные и корпоративные интересы правящей элиты. Страна начинает жить не по законом, а по понятиям. Коррумпированные политики и чиновники стремятся создать вокруг себя систему круговой поруки. Быть честным и добропорядочным становится невыгодно и опасно.

Сторонники другого подхода видят решение обсуждаемой проблемы в замене понятия морали как индивидуальной категории на понятие нравственности, которое свойственно социальным группам и обществу в целом.

Читайте также: