Виды методической деятельности выполняемой педагогами профессиональной школы
Обновлено: 05.07.2024
Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалаь как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.
Согласно первой точке зрения, методическая деятельность, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая – заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету.
Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально- педагогической деятельности.
Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.
Функции методической деятельности:
-проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности; - конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессональных умений и навыков;
- нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
Методическую деятельность нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддаётся обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приёмы и способы её осуществления - это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организционное, - необходимо определить отличия в их предмете деятельности.
Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.
Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.
Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственминой научно-методичекой системы.
Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методичеки переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.
Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отделтьному предмету или циклу учебных дисциплин.
Виды методической деятельности
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:
- анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
- методический анализ учебного материала;
- планирование системы уроков теоритического и практического обучения;
- моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
- конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
- разработку методики обучения по предмету;
- разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
- управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
- рефрексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессиональ-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение - это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам.
Первая группа умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она включает:
1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала учебника.
4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решений технических задач, опорные конспекты и т.д.
6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоритического и практического обучения.
8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний, умений и навыков.
9. Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.
10. Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входит:
1. Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.
2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.
3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.
4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.
6. Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:
1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.
2. Умение создавать вариативную методике обучения в зависимости от цедей и реальных условий обучения.
3. Умение создавать собственную методическую систему обучениря и представлять её в методических рекомендациях.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.
Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выолнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. Второй уровень - применение отдельных методических приёмов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения.
Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приёмов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества.
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Под видом методической деятельности понимаются устойчивые процедуры, осуществления моделирования, проектирования, конструирования и внедрения в процесс обучения педагогически полезного дидактического обеспечения по конкретной учебной дисциплине, обусловливающее их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемых педагогами профессиональной школы, относятся: анализ учебно-программной документации, учебных методических комплексов, дидактического обеспечения по данной области знаний; планирование системы занятий теоретического и практического обучения; моделирование, проектирование и конструирование форм предъявления СУИ на занятии; построение деятельности обучающихся по формированию терминологии в данной области знаний и практических умений и навыков; конструирование методики обучения по конкретной учебной дисциплине; разработка видов и форм контроля успешности учебной деятельности обучающихся; координация учебной деятельности обучающихся на занятии; подготовка дидактико-методического сопровождения учебной дисциплины (учебники, учебное пособие, учебно-методических комплексов, комплект тестов различного назначения и др.); рефлексия собственной деятельности при подготовке к занятию и при анализе его результатов.
Освоение методической деятельностью проходит через формирование методических умений (рис. 6), под которыми понимается свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. Методические умения в профессиональной школе классифицируются по следующим группам:
1- я группа методических умений связана с овладением теоретикометодологических основ деятельности педагога профессионального обучения. Она характеризуется следующими умениями: проводить анализ учебно программной документации по обучению специалиста; подбирать учебную, справочную и энциклопедическую литературу для изучения конкретной темы или раздела; выполнять логико-дидактический анализ СУИ, учебника, учебного пособия; проводить методический анализ локального отрезка СУИ; разрабатывать различные формы предъявления СУИ: алгоритмы решения задач, структурно-логические схемы, опорные конспекты и др.; проектировать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения; создавать различные формы определения уровня сформированности знаний, умений и навыков обучающихся; конструировать различные организационные формы учебной и практической деятельности обучающихся; проводить анализ занятий теоретического и практического обучения.
Рис. 6. Виды методических умений педагога
Методическая деятельность - это самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
Целью методической деятельности педагога профессионального обучения является обслуживание практики обучения.
Объектом метод. деят-ти педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.
Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.
Субъектами метод. деятельности являются педагог или коллектив педагогов.
Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.
К видам методической деятельности педагога профессионального обучения относятся:
¾ анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
¾ методический анализ учебного материала;
¾ планирование системы уроков (учебных занятий) теоретического и практического обучения;
¾ моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
¾ конструирование деятельности обучающихся по формированию технических понятий и практических умений;
¾ разработка методики обучения по предмету;
¾ разработка видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
¾ управление и оценка деятельности обучающихся на уроке (учебном занятии);
¾ рефлексия собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
К продуктам (результатам) методической деятельности относятся:
методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются обучающиеся на уроках.
Функции методической деятельности педагога профессионального обучения:
. аналитическая - направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние;
2. планово-прогностическая - направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методической деятельности зависит от точности ее планирования и прогнозирования;
3. проектировочная- связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
4. конструктивная - подразумевает систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;
5. функция нормативного определения и разработки средств обучения;
. исследовательская;
. инновационная - подразумевает внедрение экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в воспитательный процесс, внедрение инновационных технологий, нетрадиционных форм воспитания.
В профессиональных учебных заведениях существует специальная методическая служба - система взаимосвязанных организационных форм и соответствующего их назначению содержания деятельности.
Различают две взаимодополняющие ФОРМЫ методической службы: коллективную и индивидуальную.
Коллективная форма методической деятельности включает:
1. Педагогический совет - высший коллегиальный орган начального и среднего образования [2]. К учебно-методической деятельности педагогического совета относятся:
¾ обсуждение вопросов деятельности образовательного учреждения, связанных с учебно-воспитательным процессом;
¾ анализ качества знаний и умений обучающихся;
¾ обсуждение состояния и результатов методической деятельности в учебном заведении.
2. Массовые и групповые формы методической работы. К ним относятся: инструкционно-методические совещания, педагогические чтения, научно-практические конференции, семинары, практикумы, школы передового опыта, экспериментальные лаборатории.
3. Предметные (цикловые) методические комиссии своей работой охватывают три направления:
¾ изучение и разработку учебно-методической документации;
¾ повышение качества учебно-воспитательной работы по учебной дисциплине;
¾ повышение педагогической квалификации педагогов и мастеров.
К индивидуальным формам методической работы относятся:
1. самостоятельная методическая работа педагогических работников;
2. индивидуальная методическая работа руководителей учебного заведения с педагогическими работниками;
. педагогическое самообразование педагогических работников.
Кроме вышеперечисленных форм методической работы существует специальный методический (педагогический) кабинет учебного заведения. Его задачами являются:
¾ помощь руководителям и педагогам в повышении качества учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;
¾ организация пропоганды и использования в учебно-воспитательном процессе передового педагогического опыта;
¾ организация и проведение мероприятий по повышению педагогической и методической квалификации педагогических работников;
¾ организация службы научно-педагогической информации в учебном заведении.
Методическая деятельность - это самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
Целью методической деятельности педагога профессионального обучения является обслуживание практики обучения.
Объектом метод. деят-ти педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.
Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.
Субъектами метод. деятельности являются педагог или коллектив педагогов.
Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.
К видам методической деятельности педагога профессионального обучения относятся:
¾ анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
¾ методический анализ учебного материала;
¾ планирование системы уроков (учебных занятий) теоретического и практического обучения;
¾ моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
¾ конструирование деятельности обучающихся по формированию технических понятий и практических умений;
¾ разработка методики обучения по предмету;
¾ разработка видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
¾ управление и оценка деятельности обучающихся на уроке (учебном занятии);
¾ рефлексия собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
К продуктам (результатам) методической деятельности относятся:
методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются обучающиеся на уроках.
Функции методической деятельности педагога профессионального обучения:
. аналитическая - направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние;
2. планово-прогностическая - направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методической деятельности зависит от точности ее планирования и прогнозирования;
3. проектировочная- связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
4. конструктивная - подразумевает систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;
5. функция нормативного определения и разработки средств обучения;
. исследовательская;
. инновационная - подразумевает внедрение экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в воспитательный процесс, внедрение инновационных технологий, нетрадиционных форм воспитания.
В профессиональных учебных заведениях существует специальная методическая служба - система взаимосвязанных организационных форм и соответствующего их назначению содержания деятельности.
Различают две взаимодополняющие ФОРМЫ методической службы: коллективную и индивидуальную.
Коллективная форма методической деятельности включает:
1. Педагогический совет - высший коллегиальный орган начального и среднего образования [2]. К учебно-методической деятельности педагогического совета относятся:
¾ обсуждение вопросов деятельности образовательного учреждения, связанных с учебно-воспитательным процессом;
¾ анализ качества знаний и умений обучающихся;
¾ обсуждение состояния и результатов методической деятельности в учебном заведении.
2. Массовые и групповые формы методической работы. К ним относятся: инструкционно-методические совещания, педагогические чтения, научно-практические конференции, семинары, практикумы, школы передового опыта, экспериментальные лаборатории.
3. Предметные (цикловые) методические комиссии своей работой охватывают три направления:
¾ изучение и разработку учебно-методической документации;
¾ повышение качества учебно-воспитательной работы по учебной дисциплине;
¾ повышение педагогической квалификации педагогов и мастеров.
К индивидуальным формам методической работы относятся:
1. самостоятельная методическая работа педагогических работников;
2. индивидуальная методическая работа руководителей учебного заведения с педагогическими работниками;
. педагогическое самообразование педагогических работников.
Кроме вышеперечисленных форм методической работы существует специальный методический (педагогический) кабинет учебного заведения. Его задачами являются:
¾ помощь руководителям и педагогам в повышении качества учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;
¾ организация пропоганды и использования в учебно-воспитательном процессе передового педагогического опыта;
¾ организация и проведение мероприятий по повышению педагогической и методической квалификации педагогических работников;
¾ организация службы научно-педагогической информации в учебном заведении.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Лекция
на обучающем семинаре с молодыми преподавателями образовательной организации среднего профессионального образования
Тема: Методическая деятельность педагога профессионального обучения
Цель: ознакомить молодых преподавателей образовательной организации с сущностью методической деятельности преподавателя образовательной организации среднего профессионального образования 1 , а также с видами, формами и способами ее осуществления.
Сущность методической деятельности педагога
Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.
Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области.
Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения , методическую деятельность представляют, как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности.
Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием.
Мы будем рассматривать методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности.
Цель методической деятельности - обслуживание практики обучения.
Функции методической деятельности:
проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;
нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления _- это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, необходимо определить отличия в их предмете деятельности.
Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.
Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.
Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.
Продуктами (результатами) методической деятельности являются:
методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации;
алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения;
методическое обеспечение учебной дисциплины;
учебные программы;
обучающие программы и т.д.
Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.
Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
Виды методической деятельности
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности.
Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.
К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, можно отнести:
анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
методический анализ учебного материала;
планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
разработку методики обучения по предмету;
разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Перечисленные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки обучающиеся овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений.
Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам.
Рассмотрим одну из возможных классификаций.
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы.
Она включает:
Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.
Умение проводить методический анализ локального урезка учебной информации.
Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.
Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.
Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированное знаний и умений учащихся.
Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.
Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала.
В нее входят:
Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.
Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.
Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.
Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
Умение применять методы теоретического и производственного обучения.
Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:
Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.
Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.
Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.
Первый уровень сформированное методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях.
Второй уровень, это применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения.
Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области.
Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.
Уровни и формы осуществления методической деятельности
Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Нами выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу.
Первоначально молодого педагога захватывают процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия.
На осознание значимости методической деятельности для результатов обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности педагога в этот период - неявный характер методического компонента в общей структуре профессионально-педагогической деятельности.
Осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты| обучения.
Преподаватель-методист , систематически занимающийся методическими разработками, является объектом непрофессиональной методической работы, результатами его методической деятельность пользуются в основном учащиеся.
Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ставит задачи обобщения и передачи методического опыта, что переводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.
Методическая работа педагога превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д.
Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом был Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы стала не только подготовка профессиональных рабочих и мастеров- инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой системы производственного обучения - моторно-тренировочной, которая явилась впоследствии прототипом модульной системы производственного обучения. Благодаря профессионально выполненным методическим разработкам в производственное обучение впервые были внедрены письменный инструктаж, тренажерные комплексы для отработки практических приемов и т.п.
Субъектами методической деятельности рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, которые разрабатывают для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью.
Педагог-технолог - это специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера.
Объектами деятельности такого специалиста являются макроструктуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, технологические программы развития региона.
Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспроизводимости и продуктивны в практике обучения.
Продуктами методической деятельности данного уровня являются дидактико-методические комплексы, содержащие:
Продукты (результаты) методической деятельности – методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации:
Функции методической деятельности педагога
Функции методической деятельности педагога
Понятие методической деятельности
2.2 Виды методической деятельности
Виды методической деятельности
Виды методической деятельности
Виды методической деятельности
Освоение методической деятельности
Методические умения, связанные с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности
Методические умения, связанные с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности
Методические умения, связанные с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности
Методические умения, связанные с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности
Читайте также: