Виды методической деятельности выполняемой педагогами профессиональной школы

Обновлено: 05.07.2024

Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалаь как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая – заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету.

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально- педагогической деятельности.

Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.

Функции методической деятельности:

-проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности; - конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессональных умений и навыков;

- нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

Методическую деятельность нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддаётся обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приёмы и способы её осуществления - это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организционное, - необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.

Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственминой научно-методичекой системы.

Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методичеки переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отделтьному предмету или циклу учебных дисциплин.

Виды методической деятельности

В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:

- анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

- методический анализ учебного материала;

- планирование системы уроков теоритического и практического обучения;

- моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

- конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;

- разработку методики обучения по предмету;

- разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

- управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

- рефрексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессиональ-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.

Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение - это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам.

Первая группа умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она включает:

1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.

2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.

3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала учебника.

4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.

5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решений технических задач, опорные конспекты и т.д.

6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.

7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоритического и практического обучения.

8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний, умений и навыков.

9. Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.

10. Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.

Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входит:

1. Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.

2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.

3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.

4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.

5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.

6. Умение анализировать методические разработки.

Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:

1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.

2. Умение создавать вариативную методике обучения в зависимости от цедей и реальных условий обучения.

3. Умение создавать собственную методическую систему обучениря и представлять её в методических рекомендациях.

Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.

Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выолнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. Второй уровень - применение отдельных методических приёмов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приёмов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества.

В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Под видом методической деятельности понимаются устойчивые процедуры, осуществления моделирования, проектирования, конструирования и внедрения в процесс обучения педагогически полезного дидактического обеспечения по конкретной учебной дисциплине, обусловливающее их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемых педагогами профессиональной школы, относятся: анализ учебно-программной документации, учебных методических комплексов, дидактического обеспечения по данной области знаний; планирование системы занятий теоретического и практического обучения; моделирование, проектирование и конструирование форм предъявления СУИ на занятии; построение деятельности обучающихся по формированию терминологии в данной области знаний и практических умений и навыков; конструирование методики обучения по конкретной учебной дисциплине; разработка видов и форм контроля успешности учебной деятельности обучающихся; координация учебной деятельности обучающихся на занятии; подготовка дидактико-методического сопровождения учебной дисциплины (учебники, учебное пособие, учебно-методических комплексов, комплект тестов различного назначения и др.); рефлексия собственной деятельности при подготовке к занятию и при анализе его результатов.
Освоение методической деятельностью проходит через формирование методических умений (рис. 6), под которыми понимается свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. Методические умения в профессиональной школе классифицируются по следующим группам:
1- я группа методических умений связана с овладением теоретико­методологических основ деятельности педагога профессионального обучения. Она характеризуется следующими умениями: проводить анализ учебно­ программной документации по обучению специалиста; подбирать учебную, справочную и энциклопедическую литературу для изучения конкретной темы или раздела; выполнять логико-дидактический анализ СУИ, учебника, учебного пособия; проводить методический анализ локального отрезка СУИ; разрабатывать различные формы предъявления СУИ: алгоритмы решения задач, структурно-логические схемы, опорные конспекты и др.; проектировать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения; создавать различные формы определения уровня сформированности знаний, умений и навыков обучающихся; конструировать различные организационные формы учебной и практической деятельности обучающихся; проводить анализ занятий теоретического и практического обучения.


Рис. 6. Виды методических умений педагога

Методическая деятельность - это самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Целью методической деятельности педагога профессионального обучения является обслуживание практики обучения.

Объектом метод. деят-ти педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.

Субъектами метод. деятельности являются педагог или коллектив педагогов.

Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.

К видам методической деятельности педагога профессионального обучения относятся:

¾ анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

¾ методический анализ учебного материала;

¾ планирование системы уроков (учебных занятий) теоретического и практического обучения;

¾ моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

¾ конструирование деятельности обучающихся по формированию технических понятий и практических умений;

¾ разработка методики обучения по предмету;

¾ разработка видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

¾ управление и оценка деятельности обучающихся на уроке (учебном занятии);

¾ рефлексия собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

К продуктам (результатам) методической деятельности относятся:

методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются обучающиеся на уроках.

Функции методической деятельности педагога профессионального обучения:

. аналитическая - направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние;

2. планово-прогностическая - направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методической деятельности зависит от точности ее планирования и прогнозирования;

3. проектировочная- связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

4. конструктивная - подразумевает систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

5. функция нормативного определения и разработки средств обучения;

. исследовательская;

. инновационная - подразумевает внедрение экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в воспитательный процесс, внедрение инновационных технологий, нетрадиционных форм воспитания.

В профессиональных учебных заведениях существует специальная методическая служба - система взаимосвязанных организационных форм и соответствующего их назначению содержания деятельности.

Различают две взаимодополняющие ФОРМЫ методической службы: коллективную и индивидуальную.

Коллективная форма методической деятельности включает:

1. Педагогический совет - высший коллегиальный орган начального и среднего образования [2]. К учебно-методической деятельности педагогического совета относятся:




¾ обсуждение вопросов деятельности образовательного учреждения, связанных с учебно-воспитательным процессом;

¾ анализ качества знаний и умений обучающихся;

¾ обсуждение состояния и результатов методической деятельности в учебном заведении.

2. Массовые и групповые формы методической работы. К ним относятся: инструкционно-методические совещания, педагогические чтения, научно-практические конференции, семинары, практикумы, школы передового опыта, экспериментальные лаборатории.

3. Предметные (цикловые) методические комиссии своей работой охватывают три направления:

¾ изучение и разработку учебно-методической документации;

¾ повышение качества учебно-воспитательной работы по учебной дисциплине;

¾ повышение педагогической квалификации педагогов и мастеров.

К индивидуальным формам методической работы относятся:

1. самостоятельная методическая работа педагогических работников;

2. индивидуальная методическая работа руководителей учебного заведения с педагогическими работниками;

. педагогическое самообразование педагогических работников.

Кроме вышеперечисленных форм методической работы существует специальный методический (педагогический) кабинет учебного заведения. Его задачами являются:

¾ помощь руководителям и педагогам в повышении качества учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;

¾ организация пропоганды и использования в учебно-воспитательном процессе передового педагогического опыта;

¾ организация и проведение мероприятий по повышению педагогической и методической квалификации педагогических работников;

¾ организация службы научно-педагогической информации в учебном заведении.

Методическая деятельность - это самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Целью методической деятельности педагога профессионального обучения является обслуживание практики обучения.

Объектом метод. деят-ти педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.

Субъектами метод. деятельности являются педагог или коллектив педагогов.

Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.

К видам методической деятельности педагога профессионального обучения относятся:

¾ анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

¾ методический анализ учебного материала;

¾ планирование системы уроков (учебных занятий) теоретического и практического обучения;

¾ моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

¾ конструирование деятельности обучающихся по формированию технических понятий и практических умений;

¾ разработка методики обучения по предмету;

¾ разработка видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

¾ управление и оценка деятельности обучающихся на уроке (учебном занятии);

¾ рефлексия собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

К продуктам (результатам) методической деятельности относятся:

методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются обучающиеся на уроках.

Функции методической деятельности педагога профессионального обучения:

. аналитическая - направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние;

2. планово-прогностическая - направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методической деятельности зависит от точности ее планирования и прогнозирования;

3. проектировочная- связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

4. конструктивная - подразумевает систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

5. функция нормативного определения и разработки средств обучения;

. исследовательская;

. инновационная - подразумевает внедрение экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в воспитательный процесс, внедрение инновационных технологий, нетрадиционных форм воспитания.

В профессиональных учебных заведениях существует специальная методическая служба - система взаимосвязанных организационных форм и соответствующего их назначению содержания деятельности.

Различают две взаимодополняющие ФОРМЫ методической службы: коллективную и индивидуальную.

Коллективная форма методической деятельности включает:

1. Педагогический совет - высший коллегиальный орган начального и среднего образования [2]. К учебно-методической деятельности педагогического совета относятся:

¾ обсуждение вопросов деятельности образовательного учреждения, связанных с учебно-воспитательным процессом;

¾ анализ качества знаний и умений обучающихся;

¾ обсуждение состояния и результатов методической деятельности в учебном заведении.

2. Массовые и групповые формы методической работы. К ним относятся: инструкционно-методические совещания, педагогические чтения, научно-практические конференции, семинары, практикумы, школы передового опыта, экспериментальные лаборатории.

3. Предметные (цикловые) методические комиссии своей работой охватывают три направления:

¾ изучение и разработку учебно-методической документации;

¾ повышение качества учебно-воспитательной работы по учебной дисциплине;

¾ повышение педагогической квалификации педагогов и мастеров.

К индивидуальным формам методической работы относятся:

1. самостоятельная методическая работа педагогических работников;

2. индивидуальная методическая работа руководителей учебного заведения с педагогическими работниками;

. педагогическое самообразование педагогических работников.

Кроме вышеперечисленных форм методической работы существует специальный методический (педагогический) кабинет учебного заведения. Его задачами являются:

¾ помощь руководителям и педагогам в повышении качества учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;

¾ организация пропоганды и использования в учебно-воспитательном процессе передового педагогического опыта;

¾ организация и проведение мероприятий по повышению педагогической и методической квалификации педагогических работников;

¾ организация службы научно-педагогической информации в учебном заведении.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция

на обучающем семинаре с молодыми преподавателями образовательной организации среднего профессионального образования

Тема: Методическая деятельность педагога профессионального обучения

Цель: ознакомить молодых преподавателей образовательной организации с сущностью методической деятельности преподавателя образовательной организации среднего профессионального образования 1 , а также с видами, формами и способами ее осуществления.

Сущность методической деятельности педагога

Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области.

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения , методическую деятельность представляют, как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности.

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием.

Мы будем рассматривать методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности.

Цель методической деятельности - обслуживание практики обучения.

Функции методической деятельности:

проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления _- это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.

Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

Продуктами (результатами) методической деятельности являются:

методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации;

алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения;

методическое обеспечение учебной дисциплины;
учебные программы;

обучающие программы и т.д.

Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Виды методической деятельности

В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности.

Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.

К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, можно отнести:

анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

методический анализ учебного материала;

планирование системы уроков теоретического и практического обучения;

моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;

разработку методики обучения по предмету;

разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Перечисленные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки обучающиеся овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.

Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений.

Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам.

Рассмотрим одну из возможных классификаций.

Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы.

Она включает:

Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.

Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.

Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.

Умение проводить методический анализ локального урезка учебной информации.

Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.

Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.

Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.

Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированное знаний и умений учащихся.

Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.

Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.

Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала.

В нее входят:

Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.

Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.

Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.

Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.

Умение применять методы теоретического и производственного обучения.

Умение анализировать методические разработки.

Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:

Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.

Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.

Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.

Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.

Первый уровень сформированное методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях.

Второй уровень, это применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области.

Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.

Уровни и формы осуществления методической деятельности

Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Нами выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу.

Первоначально молодого педагога захватывают процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия.

На осознание значимости методической деятельности для результатов обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности педагога в этот период - неявный характер методического компонента в общей структуре профессионально-педагогической деятельности.

Осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты| обучения.

Преподаватель-методист , систематически занимающийся методическими разработками, является объектом непрофессиональной методической работы, результатами его методической деятельность пользуются в основном учащиеся.

Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ставит задачи обобщения и передачи методического опыта, что переводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.

Методическая работа педагога превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д.

Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом был Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы стала не только подготовка профессиональных рабочих и мастеров- инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой системы производственного обучения - моторно-тренировочной, которая явилась впоследствии прототипом модульной системы производственного обучения. Благодаря профессионально выполненным методическим разработкам в производственное обучение впервые были внедрены письменный инструктаж, тренажерные комплексы для отработки практических приемов и т.п.

Субъектами методической деятельности рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, которые разрабатывают для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью.

Педагог-технолог - это специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера.

Объектами деятельности такого специалиста являются макроструктуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, технологические программы развития региона.

Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспроизводимости и продуктивны в практике обучения.

Продуктами методической деятельности данного уровня являются дидактико-методические комплексы, содержащие:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продукты (результаты) методической деятельности – методически переработанный, отобранный учебный мате­риал в различных формах представления информации:

Функции методической деятельности педагога

Функции методической деятельности педагога

Понятие методической деятельности

2.2 Виды методической деятельности

Виды методической деятельности

Виды методической деятельности

Виды методической деятельности

Освоение методической деятельности

Методические умения, связанные с овладени­ем дидактико-методическими основами профессиональной дея­тельности

Методические умения, связанные с овладени­ем дидактико-методическими основами профессиональной дея­тельности

Методические умения, связанные с овладени­ем дидактико-методическими основами профессиональной дея­тельности

Методические умения, связанные с овладени­ем дидактико-методическими основами профессиональной дея­тельности

Читайте также: