Как связаны между собой понятия раннее новое время и модернизация кратко

Обновлено: 03.07.2024

План урока:

Периодизация эпохи Нового времени

Как известно, человеческая история подразделяется на 5 основных периодов:

  • Первобытное общество.
  • Древний мир.
  • Средние века.
  • Новое время.
  • Новейшее время.

Новое время представляет собой своего рода переходный период, между Средневековьем и современностью. Он охватывает следующие временные рамки: конец XV - начало XVI века – до 1900 года.

В эпохе Нового времени также принято выделять отдельные временные промежутки:

Отличительные особенности Нового времени

Каждая из исторических эпох отличается от других своими характерными особенностями, посредством которых ее и выделяют в отдельные хронологические рамки. Есть такие особенности и у эпохи Нового времени:

Великие географические открытия

С изобретением книгопечатания, еще в первой половине XV века в руки средневековых людей попали труды античных мыслителей по географии. Некоторые из них выдвигали идею о шарообразности Земли и существовании морского пути в Индию, Китай, Японию.

С распространением в обществе этих трудов у европейцев зародилась тяга к путешествиям, так началась эпоха Великих географических открытий.

Длительные морские путешествия стали возможны в конце XV века, благодаря появлению компаса в Европе (он был изобретен в Китае еще в 3 веке до н.э.), созданию европейцами нового типа морских судов – каравелл. Каравелла стала первым в Европе судном, пригодным для длительных морских путешествий, благодаря высокой скорости, возможности плавания при встречном ветре.

В эпоху Великих географических открытий прославилось множество путешественников и первооткрывателей, однако самыми знаменитыми из них приятно считать Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана.

В 1492 году Христофор Колумб открыл неизвестную ранее европейцам часть света – Америку. Открытие Америки не входило в планы мореплавателя, так как он поставил перед собой цель: достичь морским путем берегов Индии. На протяжении всей своей жизни Колумб думал, что посетил Индию и даже назвал местных жителей Америки индейцами. Открытие Америки Колумбом стало огромным шагом в развитии географии, впоследствии привело к захвату европейцами земель ацтеков, майя, инков.

В 1497 году Васко да Гама обогнул Африку, а в 1498 году открыл морской путь в Индию, тем самым доказав, что материк Колумба Индией не является. Открытие Васко да Гама послужило началом постоянной морской торговли европейцев со странами Востока, благодаря которой в Европе появились чай, пряности, ананасы, подсолнечник, какао, картофель, томаты.

В 1519-1522 году экспедиция Фернана Магеллана совершила первое в мире кругосветное путешествие, обогнув по морям и океанам Земной шар. Открытия Магеллана доказали шарообразность Земли, которую вплоть до этой экспедиции было принято считать плоской. До окончания своего кругосветного плавания Магеллан не дожил, в 1521 году он погиб на острове Себу, вмешавшись в междоусобные войны местного населения. В 1522 году лишь 18 из 300 членам экспедиции удалось достичь родных берегов Испании, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.

Трудно переоценить последствия Великих географических открытий:

  • во-первых, европейцы наладили морскую торговлю с Африкой, Америкой, Океанией, Азией;
  • во-вторых, географические открытия сформировали более достоверные знания об окружающем мире;
  • в третьих, открытие новых земель послужило началу европейской колонизации, в результате которой многие европейские государства превратились в крупнейшие колониальные империи;
  • в четвертых, Европа получила доступ к новым видам фруктов, овощей, пряностям, напиткам;
  • в пятых, с завоеванием новых земель европейцы заполучили несметные количества золота, серебра, драгоценных камней;
  • и последнее, открытие новых земель и ведение с ними торговли оживило предпринимательскую деятельность в Европе, послужило ее промышленному развитию.

Реформация и Контрреформация

В первой половине XVI века католическая церковь пришла в упадок, в результате в большинстве стран Европы произошла религиозная революция – Реформация.

  1. Обмирщение сознания. Если в Средние века человека больше заботила его загробная жизнь, то в эпоху Нового времени люди обратились к активной мирской деятельности, в них проснулась тяга к земным удовольствиям, познанию мира и самого себя.
  2. Недоверие к католической церкви из-за безнравственности священнослужителей, чрезмерной роскоши в среде духовенства. С одной стороны священнослужители проповедовали скромность, аскетизм [3] , богобоязненность, с другой стороны сами они пристрастились к пирам, охоте, расточительному образу жизни.
  3. Церковные поборы. В пользу церкви верующие жертвовали земли и богатства, выплачивали церковную десятину [4] , кардиналы и папа Римский брали взятки.
  4. Торговля индульгенциями.В XVI веке индульгенции – папские грамоты на отпущение грехов, продавались практически на каждом углу: на рынках, площадях, в церквях и соборах, на ярмарках. Чтобы верующие активнее покупали индульгенции их стали выдавать не только на отпущение уже совершенных грехов, но и на прощение будущих проступков и преступлений.
  5. Распространение идей гуманизма, согласно которым, высшей в мире ценностью является жизнь человека, с его потребностями и нуждами. Это противоречило идеологии католицизма, настаивавшего на греховности физического начала в человеке.

Таким образом, в XVI веке сложились все причины и условия для начала Реформации в Европе.

Первым за переустройство церкви начал борьбу германский проповедник Мартин Лютер. Возмущенный бесстыдством католических священнослужителей, неуемным стремлением церкви к обогащению, 31 октября 1517 года он написал 95 тезисов против индульгенций. Тезисы Мартина Лютера нашли отклик в сердцах верующих, вызвали гнев папы Римского и высшего католического духовенства. Лютер призывал отказаться от посредничества между Богом и верующим, настаивал на том, что спасение души человек обретает искренним раскаянием и молитвой, а не покупкой папских грамот. На основе собственных идей, Мартин Лютер основал новую церковь, прозванную лютеранской. Она была лишена дорогих церковных обрядов, не признавала монашества, ее священнослужители избирались из числа верующих.

В результате распространения лютеранства в Германии началась религиозная война, которая завершилась лишь к 1555 году. В этом году германский император Карл V установил религиозный мир, уравняв в правах католиков и лютеран.

Из Германии и Швейцарии Реформация распространилась по всей Европе. Она охватила Францию, Норвегию, Англию, Нидерланды, Данию. Лютеранство и кальвинизм, как и все последующие вероучения, выступавшие за переустройство католической церкви, стали называть протестантизмом. А людей, разделяющих эти взгляды - протестантами.

Абсолютизм в Европе

Важным политическим процессом, отличающим эпоху Нового времени, стало утверждение абсолютизма в странах Европы.

Запоминаем новые слова!

Абсолютизм – это форма монархического правления, при которой вся власть сосредоточена в руках главы государства, не ограничена представительными институтами.

На закате эпохи Средневековья, центральная власть монархов в феодальных государствах усилилась. Усилению власти монархов способствовали:

  • Великие географические открытия – обогатили королевскую казну обилием золота, серебра, драгоценных камней.
  • Религиозные войны – в условиях противостояния католиков и протестантов обеспечить мир могла только сильная королевская власть.
  • Развитие капиталистических отношений, которые разрушали устои натурального хозяйства, позволявшего отдельным феодальным вотчинам существовать независимо друг от друга.

Первые абсолютные монархии сложились в Англии и Франции, где судебная, законодательная и исполнительная власти сосредоточились в руках королей. Установление абсолютной власти способствовало развитию национальной промышленности и торговли, укреплению обороноспособности страны.

Словарь

1. Модернизация – это процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.

2. Гуманизм – это идеология, согласно которой человек представляет собой высшую ценность в обществе, обладает неотъемлемыми правами и свободами.

3. Аскетизм – принципиальная приверженность строгому образу жизни, основанному на отказе от удовольствий ради высшей цели.

4. Церковная десятина – налог в пользу церкви, выплачиваемый всеми сословиями средневекового населения, составлявший 1/10 часть от доходов.

1)что такое раннее новое время? каковы его хронологические рамки? 2)в чем состоит содержание и сущность модернизации?как связаны понятия "традиционное общество", "индустриальное общество","модернизация"? 3)Каковы основные последствия Великих географических открытий для европейской и мировой истории? 4)Что такое революция цен? Какое значение она имела для модернизации? 5)Объясните значение термина "мануфактурный капитализм"? В чем отличия централизованных мануфактур от рассеянных? 6)Какое значение в изменении духовной сферы жизни общества имело Возрождение? Какие принципы и идеи можно считать наиболее важными для идеологии Возрождения? 7) В чем состояли причины и сущность Реформации? 8) Охарактеризуйте основные направления Реформации? В чем сходство учений Лютера и Кальвина и в чем они отличаются друг от друга? 9) Каково историческое значение Реформации? 10) В чем состоят особенности европейского общества 18 века? Почему историки говорят об этом времени как о периоде кризиса "старого порядка"? 11) Какие процессы, происходившие в 18 веке , позволяют говорить о продолжении и расширении модернизации?

Появившаяся во второй половине XX в. теория модернизации была связана с формирующимися доктринами индустриализма, традиционализма, транзитного общества и переходной эпохи. В ее основе лежит представление о трансформации традиционного общества в индустриальное. Интерпретация Т. Парсонсом взглядов М. Вебера в духе универсальности капитализма западного образца, необходимости принятия его самого и его социокультурных производных всеми стра-нами мира придала теории определенный европоцентристский акцент. Теория модернизации не представляла единого фронта исследований, и мы можем говорить о нескольких серьезно отличавшихся редакциях. Существует три хронологических этапа этой группы теорий: 1) линеарные, европоцентристские теории 1950-1960-х гг., которые сформировали саму парадигму, 2) последующий, в 1970-1980-е гг., этап критической ревизии теории, способствовавший ее историзации и социологизации; 3) осмысление теории модернизации в контексте новой исторической науки.

Однолинейное понимание модернизации вызвало мощную тенденцию к европоцентризму, в рамках которого историческое развитие модернизации в Западной Европе и Америке в XVI-XX вв. приобрело характер всемирно-исторического образца. Обязательными элементами считались: развитие частнособственнических отношений и форм производства, генезис капитализма, рыночной экономики, политическое развитие в направлении буржуазной демократии и либерализма. Вестернизация стала рассматриваться как наиболее чистая, логичная и эффективная модель этого исторического процесса. Выдвигалась идея конвергенции, преодоления отсталости и традиционализма за счет заимствования западных социальных институтов, стимулирующих развитие рациональности, экономической инициативы, индивидуализм и освобождение личности.

В 1980-2000 гг. теория модернизации испытала заметное влияние методологических и теоретических принципов постмодернизма. Под мощным давлением антропологического поворота в модернизационных исследованиях усилилась компаративистика, стал проявляться интерес к микроистории. С другой стороны, теория модернизации столкнулась с макроисторической альтернативой мир-системного подхода. Она стала использоваться как компонент многофакторных моделей исторического процесса (С. А. Нефедов), в мир-системной парадигме (Д. Уилкинсон, Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев и др.), в концепциях глобальной истории (П. Берк, X. Инальчик и др.). Тенденция к социологизации теории выразилась в признании высокой роли социальных акторов (коллективов, индивидов, элит), в интересе к субъективным мотивациям, формам адаптации, стратегиям выживания, к изучению социальных и тендерных казусов для выявления проекций модернизации на повседневность в микроформате. Современные многолинейные модели модернизации отличает отказ от жесткого детерминизма любого толка (экономического, культурного, политического, когнитивного и т. д.), акцент на комплементарный, взаимодополняющий характер взаимосвязей между различными социальными факторами и системами. К 1990-м годам наметились тенденции сближения теории с психоисторией, что, с одной стороны, свидетельствовало о ее пластичности, а с другой - о размывании фундаментальных посылок теоретического ядра.

Таким образом, в рамках расширяющейся парадигмы существует несколько слабо отделенных друг от друга понятий модернизации.

Модернизация рассматривается как инвариантные модели стадиальных исторических процессов', как асинхронная эволюция социальных подсистем; как модернизация человеческой личности, преодоление традиционалистской ментальности и установок - в этом смысле как процесс личностной рационализации и цивилизации.


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Модернизация европейского общества в период нового времени. Эпоха Просвещения


В социальной сфере модернизация проявилась в урбанизации, т.е. в быстром росте городов, городского населения, и его преобладании в социальной структуре общества. В политической сфере модернизация нашла выражение в формировании демократической системы власти, в создании основ правового государства, гражданского общества. В духовной сфере модернизация сопряжена с процессом секуляризации, т. е. с освобождением общества и личности от регулирующего воздействия религии, церкви. Государственная власть, социальное устройство при этом как бы лишаются божественного ореола, божественной санкции.

Вместе с тем, получают распространение грамотность, образование, а также рациональные знания об окружающем мире. Формируется новый тип социально активной, мобильной личности. Идейной основой модернизации европейского общества стала идеология эпохи Просвещения, ярко выраженная учении известных французских философов Вольтера, Дидро, Монтескье и др. Для просветительской идеологии характерен был рационализм, т. е. культ разума, сопряжѐнный с верой в его неограниченные возможности. Согласно взглядам философов-просветителей, люди как разумные существа способны, призваны переустроить общество на разумных основаниях.

Ответом на вызов Запада (его возвышение, вызвавшее опасение быть завоѐванной, колонизованной, отсталой) Россия ответила модернизацией – попыткой догнать Запад. Развивая, данный концептуальный подход, некоторые современные отечественные исследователи, обобщая опыт российских модернизаций XVIII - начала XX вв., а, соответственно, и опыт реформ этого периода, утверждают, что они осуществлялись по имперской модели. Суть этой модели заключается в том, что модернизация была подчинена, прежде всего, таким главным задачам, как поддержание статуса великой державы, как оборона от внешней агрессии, военно-политическая экспансия империи. С XVIII в. в российской истории связана реформаторская деятельность таких выдающихся исторических личностей, как Пѐтр I и Екатерина II, которые, осуществляя реформы, стремились к достижению тех идеалов общественного устройства, которые предлагала в своѐ время западноевропейская общественная мысль.

При этом общественно-исторические условия, в которых разворачивалась их преобразовательская деятельность, существенно отличались. В результате можно говорить об историческом опыте двух моделей российских реформ XVIII в. Пѐтр I, руководствуясь идеями западных философов-рационалистов, был убеждѐн, что его поданные не способны осознать значение труда ради общего блага как необходимого условия для достижения их собственного блага, поэтому, и требуют принуждения со стороны государства.

Поскольку процесс реформирования был трудным, а элита, проводившая модернизацию, была очень нетерпеливой, то ставилась задача коренного изменения культуры общества, его ценностей. Екатерина II также, как и Петр I, находилась под влиянием западноевропейских общественно- философских теорий, но содержание самих этих теорий в период еѐ правления стало несколько иным: идеи философов-рационалистов были развиты и дополнены просветителями, которые стремились доказать, прежде всего, то, что деспотические формы правления приводят, в конечном счѐте, к ослаблению, кризису и гибели государства. Для просветительских теорий был характерен либерализм, означавший признание самоценности человеческой личности и еѐ свободы. Кроме того, если в петровское время закон выступал в качестве средства, то в екатерининское время он становится едва ли не самоцелью, и создание справедливых законов рассматривается как обязанность правителя.

Запись создана: Вторник, 16 Октябрь 2018 в 7:28 и находится в рубриках Век дворцовых переворотов.

Читайте также: