Как связаны между собой понятия модернизм декаданс и серебряный век кратко

Обновлено: 05.07.2024

Имя и оценки: ренессанс или упадок?

“В ерно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений”, — утверждал французский философ Рене Декарт. Слово, определение, эпитет серебряный витало в воздухе, появлялось в разных местах.

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.

Что здесь, собственно, имеется в виду? Где на хронологической шкале русской истории располагается этот век? В отличие от серебряного месяца, определить смысл второго ахматовского эпитета не так-то просто.

Древние греки, согласно старой шутке, знали про себя всё, кроме того, что они — древние. Пушкин и его современники не знали, что они живут в “золотом веке”, но своей жизнью и словом они создали этот век в русской культуре.

Критик смотрел на открытый им “серебряный период” уже со стороны, из иного времени. Он был активным деятелем новой эпохи, но не мог или не хотел определять и его (у греков за cеребряным веком неизбежно шёл медный). Когда же и эта эпоха закончилась, её непосредственные участники сдвинули определение вперёд по хронологической шкале.

Серебряный век в современном понимании — это приблизительно три десятилетия на рубеже веков, время с начала 1890-х по начало 1920-х годов. (Иногда эти границы сужают или расширяют с двух сторон ещё на десятилетие.) Таким образом, между “золотым веком”, оставшимся на прежнем месте, и новым Серебряным возникло зияние, эпоха без названия от Гоголя до Чехова, время великой русской прозы.

О ткрыватели новой эпохи первоначально пустили в неё не всех. Серебряный век понимался преимущественно как эпоха русского модернизма, время символизма и акмеизма, Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама. Но постепенно этот круг расширился, в него включили практически всех работавших в эту эпоху писателей. Из мировоззренческой, эстетической характеристики Серебряный век превратился в обозначение хронологического отрезка, противоречивой культурной эпохи, включающей также И.Бунина, М.Горького, Л.Андреева — писателей разных направлений, часто полемизирующих между собой, объединённых, тем не менее, духом времени, тяготением к поставленным новой эпохой “проклятым вопросам”.

С еребряный век (как когда-то натуральная школа) оказывается не направлением, а исторической полосой, степью, через которую вынуждены были пройти все: согласные и несогласные с установившейся в ней погодой, оказавшиеся позднее в разных местах и поэтому по-разному оценивающие пройденный путь.

Р усский Серебряный век оказался коротким: история отпустила ему около трёх десятилетий. Но за это время появилось так много новых имён, было создано столько значительных произведений, опробовано и изобретено такое множество поэтических приёмов, что их вполне хватило бы на столетие.

Серебряный век был началом: модернистской эпохи, Настоящего Двадцатого века, творчества многих русских писателей, которые составили его славу.

Серебряный век был продолжением: он не смог бы состояться без наследия русского “золотого века”.

Серебряный век был концом: в 1920-е годы литература начала существовать совершенно в ином историческом и культурном контексте.

Серебряный век, как вишнёвый сад (1903) или соловьиный сад (1915), с двух сторон нависает над обрывом Настоящего Двадцатого века.

Эволюция: декаданс — модернизм — авангард

“Б удущие события отбрасывают назад свою тень”. Эффектный афоризм старого английского поэта подтвердился в России на переломе веков. Тень Настоящего Двадцатого века накрыла последнее десятилетие века девятнадцатого. Причём — с разных точек зрения — она воспринималась и как тень закатная, и как тень рассветная.

Русский реализм ХIХ века, как мы помним, эволюционно развивался около полустолетия. К рубежу веков последним из могикан большой семьи русских реалистов, начавших литературную деятельность в эпоху натуральной школы, остался Л.Толстой. Уже Чехов и писатели его поколения смотрели на традицию, которую они по мере сил продолжали, как на что-то уходящее и недостижимое. В письме конца восьмидесятых годов Чехов утверждает, что в организме его и писателей его поколения нет “ни капли алкоголя”, в то время как писатели, которых называют “лучшими или просто хорошими”, имеют одно общее свойство: они верят во что-то, ведут куда-то, и это сознание цели заражает читателя.

Но между Чеховым, поздним, но органическим наследником классической традиции реализма ХIХ века, и следующим за ним поколением было глубокое различие, очередная бездна. “Я с детства уверовал в прогресс”, — утверждал Чехов. Эту простую мысль уже не могли повторить его ближайшие литературные наследники.

Г лавной потерей, главной жертвой конца века оказывается главное достижение нового времени — гуманизм. Крушение гуманизма, о котором как о свершившемся факте заявит А.Блок уже после войн и революций, начинается в русской культуре во внешне спокойные, “застойные” 1880-е годы. Только тогда оно называется декадансом, а культивировавшие его писатели — декаден­тами.

Тоска, разочарование, неверие в идеалы, болезнь, смерть стали как любимыми темами декадентской литературы, так и психологическими характеристиками их авторов. Группу французских декадентов называли “проклятыми поэтами”.

Опору для своих пессимистических умонастроений декаденты находили у философов Ф.Шопенгауэра, Э.Гартмана, Ф.Ницше. Главным, основополагающим в мировоззрении декадентов становится принцип всеобщей относительности: веры и неверия, добра и зла, высокой любви и физических наслаждений.

О дин из первых русских декадентов, Николай Минский (псевдоним Н.М. Виленкина, 1856–1937) ещё преисполнен сомнений, с болью поддаётся искушению лукавого соблазнителя.

Но уже В.Я. Брюсов (1873–1924) декларирует сходные мысли вызывающе и безапелляционно.

Декадентство было, скорее, настроением, психологической окраской переходного времени. Декаданс не стал в литературе особой эпохой, “чистых” декадентов было немного. Пытаясь художественно осознать своё умонастроение, сформулировать программу, обосновать теорию, декаденты превращаются в модернистов.

Модернизм (культурно, а не хронологически) оказывается уже не концом XIX, а началом XX века, культурной эпохой, которая приходит на смену реализму и принципиально полемизирует с ним. Соответственно, историки культуры говорят об эпохе модерна, стиле модерн и т.п. Зарождение и расцвет модернизма приходится на 1890–1910-е годы.

Целью модернизма становится обоснование принципов нового искусства, отвечающего современности. Современность модернисты, вслед за декадентами, понимают как время, когда основные моральные и художественные ценности потеряли прежнее значение, и поэтому искусство нужно строить на новых принципах, искать новые пути. Модернисты ориентируются на городскую, урбанистическую культуру вместо культуры деревенской, пытаются использовать в своём творчестве принципы современной науки (теорию относительности А.Эйнштейна, позднее — психоанализ З.Фрейда), но, с другой стороны, часто говорят об исчерпанности рационалистического подхода к действительности, характерного для реализма, и воспевают иррациональность бытия, бездны сознания, стихийный порыв.

Модернизм пытался создать целостное мировоззрение из противоположностей: науки и “новой”, светской религии, ориентации на старую традицию и разрыва с традицией ближайшей, интереса к глубинам человеческого сознания и воспевания поглощающей личность “массы”.

Передо мною мир стоит
Мифологической проблемой:
Мне Менделеев говорит
Периодической системой;
Соединяет разум мой
Законы Бойля, Ван-дер-Вальса —
Со снами веющего вальса,
С богами зреющею тьмой:
Я вижу огненное море
Кипящих веществом существ;
Сижу в дыму лабораторий
Над разложением веществ…
….
“— Мир — взлетит!” —
Сказал, взрываясь, Фридрих Нитче.
Мир — рвался в опытах Кюри
Атомной, лопнувшею бомбой
На электронные струи
Невоплощённой гекатомбой;
Я — сын эфира, Человек, —
Свиваю со стези надмирной
Своей порфирою эфирной
За миром мир, за веком век.
Из непотухнувшего гула,
Взметая брызги, взвой огня,
Волною музыки меня
Стихия жизни оплеснула:
Из летаргического сна
В разрыв трагической культуры,
Где бездна гибельна (без дна!)…

“Мифологическая проблема” в поэме Белого находит попытку разрешения в области современной науки. Его бездна, в отличие от тютчевской, носит совсем иной, модернистский характер, обосновывается не мифологическими представлениями, а научными гипотезами. Но об открытиях начала века Белый рассказывает на затруднённом, полном тёмных метафор, задыхающемся поэтическом языке.

На модернизме исследование рвущегося в опытах Кюри и взлетающего в философии Ницше мира не заканчивается. Следующий шаг к бездне (или в бездну) делает авангард.

Авангард — очередной этап художественного эксперимента, предельный, радикальный вариант модернизма, новая ступень разрыва с классической традицией, с “миметической поэтикой”, основанной на идеях познаваемости мира и искусства как подражания. Крайние авангардисты понимают искусство уже не как художественную деятельность, а как непосредственное действие, прямой способ воздействия на публику, провокацию читателя-зрителя.

Авангардисты воспринимают как своих противников уже не только писателей-реалистов, но и модернистов, с их точки зрения, слишком зависимых от прежних традиций. Начало русского авангарда приходится на 1910-е годы.

Сложные взаимоотношения классической традиции, идущей из глубины веков “миметической поэтики” и модернизма определили русскую литературу почти всего XX века. Декаданс — преддверие и составная часть некоторых модернистских направлений в состоянии кризиса, падения. Авангард — их передовая линия. Лишь в конце ХХ века появляется новая глобальная эстетическая концепция — постмодернизм.

Декаданс, модернизм, авангард — мировоззренческие и культурологические понятия, имеющие отношение к разным родам искусства. На протяжении ХХ века они воплощались в конкретных направлениях, школах и художественных методах. Первым модернистским направлением, которое резко перестроило картину русской литературы и фактически открыло литературный ХХ век, стал символизм.

Модернизм объединяет все течения, возникшие после и в противовес реализму. Главная предпосылка появления – неприятие принципов подчиненности искусства общественной жизни. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан, только наоборот.

Отвергая установку на отражение действительности (аристотелевский мимесис) модернисты проявили глубокий интерес к художественному моделированию мира. Искусство не воспроизводит, а преображает действительность – говорил Брюсов.

У многих представителей идеи жизнетворчества переплелись с мифотворчеством собственной жизни. Ханзен-Лёве: центральный миф модернизма это и есть миф о жизни как искусстве. Появляется символика имени => много псевдонимов, которые подчеркивали желание переименоваться, чтобы высветить себя и.д. Андрей Белый творит миф о поэте, который ближе всех к Христу, что он возвестит апокалипсис. (Андрей – муж, мужчина, подчеркивает мужественность. + Андрей Первозванный, первый призванный Христом, ловец людей, рыбак, именно он крестил северные народы. Белый – вся полнота бытия, это самое высшее приближение к идее творения).

Цветаева прочла свои имя как судьбу.(Марине - свобод стихийн божество) Фамилия Цветаева. Антология – сборник разных стихов раньше, а переводится как цветник. А тут еще и у нее фамилия Цветаева.+ Иоановна (И-н Богослов)

Осипова: мифологическое сознание, проникающее в сознание того современного общества, отвечало потребности поисков новой гармонии. С точки зрения мифа, все может быть связано со всем, а логика это сделать не может. + в это время зарождается мифологическая школа (Буслаев, Афанасьев и др.). Эти художники-модернисты представили как обновленный универсальный способ гармонизации бытия через восприятие мифологического, перенесенного в современный мир. + атеизм + технический прогресс (самолеты, поезда).

Мифопоэтический комплекс восходит к дионисийству с его жаждой стихии, понимании жизни как творчества, жизнетворчество+мифотворчества.

Воспринятый поэтикой авангарда, мифологизм стал работать на пародирование, травестирование, создание игровых моделей, иногда на разрушения традиционной образности, что часто сопровождалось будничной разновидностью. Это делается, чтобы из старого сделать что-нибудь новое.

Лосев: со стороны художественно образованной публики, возникает интерес не столько к отражению мира, сколько к рефлексии над самим искусством (а что это такое??). источником вдохновения и формой действительности для модернистов становятся уже идеализированные формы реальности, а у некоторых это сопровождается полным отрицанием реальности.

Следовательно интерес к художникам предшествующих эпох, кот начинают прочитываться по-новому. Лосев называет 4 представителей предтече: Шопенгауэр, Вагнер, Фридрих Ницше, Оскар Уайльд. Серьезное влияние на русских модернистов европейское искусство оказывает влияние, особенно французские поэты, которые интенсивно интересовались формами экстра научного познания. Возникновение в Европе модернизма совпадает с оккультным возрождением, поэтому многие авторы были и практикующими оккультистами, и в России в том числе.

Серебряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.

Серебряным веком условно называют период, в течение которого активно развивалась русская поэзия. В эти временные рамки появилось большое количество поэтов и поэтических течений в поисках новых поэтических форм и эстетических идеалов.

Название эпохи сформировалось по аналогии с Золотым веком и стало распространенным во второй половине ХХ века. Период характеризуется неоднородностью, рядом литературных стилей, которые обладают специфическими особенностями или фундаментальными духовно-эстетическими принципами. Понятие данного времени характерно для среды русской эмиграции и соотнесено с Золотым веком, ретроспективно оценивая прошедший период в качестве расцвета культуры в России после него.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Периодизация

У эпохи Серебряного века отсутствуют четкие рамки. Это связано с наличием разных подходов для исследований. Общепринятым началом периода считаются 1890-е годы. Историки и литераторы со всего мира выдвигают несколько основных гипотез конца Серебряного века:

  • 1917 год;
  • 1921 год;
  • промежуток между 1920-1930 гг.

По поводу окончания ведется множество споров. Несмотря на глубину проводимых исследований, конкретные хронологические рамки невозможно назвать по сей день.

Литературные направления

В Серебряном веке присутствуют разные литературные направления. Такие черты присуще любому периоду развития русской культуры. Ключевые жанры, характерные для эпохи, отожествляются с художественными методами. Общие фундаментальные духовно-эстетические принципы присутствуют в каждом течении. Писатели, представленные в период Серебряного века, объединены в группировки и школы с собственными программно-эстетическими установками. В развитии литературного процесса можно отметить тенденцию к развитию с четкой закономерностью.

Реализм

Реализм — литературное направление или жанр в искусстве, цель которого выражается в правдивом воспроизведении реальности в присущих ей чертах.

Расцвет реализма отмечен периодом времени между господством романтизма и символизма. В понимании философии реализмом является доктрина, которая предполагает существование предметов видимого мира, независимо от восприятия и познания его человеком.

Основные черты направления:

  • исторически определенное общество, события, эпоха;
  • приближенная к реальности жизнь показана в произведении;
  • закономерности жизни, определенные причинно-следственными связями, занимают центральные роли;
  • литература в реализме является средством познания себя и окружающего мира;
  • демонстрация того, как общество влияет на духовность людей, формирует характер человека;
  • типизация характера для типической обстановки;
  • взаимодействие характеров и обстоятельств;
  • описание глубоких конфликтов, отражение жизни в условиях драматических столкновений;
  • развитие определяет действительность, обсуждение не только уже сложившихся форм социального взаимодействия и типов характеров, но и обнаружение зарождающихся.

Модернизм

Модернизм положил начало эпохе Серебряного века. Писатели модернистского жанра путем разных способов самовыражения расширяли рамки реалистичного видения жизни. Авторы великих произведений отстаивали право на свободу литературы, сопротивлялись нравственным установкам и общественному строю. В числе главных идейных вдохновителей направления Ф. Ницше. Возникло множество литературных течений таких, как символизм, акмеизм, футуризм. Жанры модернизма соответствовали друг другу, происходили один из другого.

Символизм

Символизм, как направление, возник по итогам кризиса всей европейской культуры. Характерной особенностью представителей течения является способ выражения идей с помощью символов. Авторы познавали тайны человеческой души, подсознания, пребывали в поисках духовной свободы. Писатели по-разному отражали символизм в своих произведениях. Первыми символистами Серебряного века считаются:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • К. Бальмонт;
  • З. Гиппиус;
  • Д. Мережковский.
  • А. Белый;
  • В. Иванов;
  • С. Соловьев;
  • А. Блок.

Писатели старшего поколения воспринимали символизм в эстетическом плане. Более молодое поколение авторов принимало направление в качестве философии жизни. Для модернистов символ находился за гранью человеческого понимания. По мнению символистов, на постижение прекрасного мира искусства не оказывают влияние рассудок и рационализм. Авторы старались концентрировать свое внимание на мистической стороне произведений.

Основные признаки символизма:

Эстетика символизма — это эстетика намека. Авторы отстраняются от мира вещей, не выражают конкретное мнение, а формулируют ассоциации, связанные с определенными вещами. Согласно Ш. Бодлеру, символизм служит единственным возможным способом отражения действительности.

Имажинизм

Имажинизм — культурное направление, характерное для Серебряного века, целью которого служит создание образа.

Основоположниками имажинизма являются А. Мариенгоф и В. Шершеневич, которые использовали метафору в качестве основного выразительного средства и создавали в произведениях целые метафорические цепи. В некоторых чертах направление схоже с футуризмом.

Особенностью творчества писателей является стремление к созданию нового поэтического языка и отстранение от клишированных фраз. Движение имажинизма отличается организованностью. Его участники проводили время на литературных вечерах и встречах, публиковали множество сборников. Наряду с такой сплоченностью, авторы не сходились в творческих взглядах.

К примеру, в поэзии Анатолия Мариенгофа или Владимира Шерневича наблюдаются упаднические настроения, личные переживания, пессимизм. В круг писателей входил Сергей Есенин, который использовал тему родины в качестве основы всего творческого процесса. Подобные примеры подтверждают факт разнородности поэтов течения имажинизма, особенно относительно принципов создания художественных произведений. Имеющиеся разногласия послужили причиной раскола литературного направления на две группы, которые с течением времени вовсе прекратили свое существование.

Акмеизм

Акмеизм пришел на смену символизму. Основоположниками направления являются Н. Гумилев и С. Городецкий. Авторы придерживались ясного взгляда на жизнь и некого культа реальности. В произведениях просматривается уход от символизма в пользу конкретных образов. Наряду с этим шедевры проникнуты тоской и декадентскими мотивами. Кроме создателей жанра, к акмеистам можно отнести:

  • О. Мандельштама;
  • А. Ахматову;
  • М. Кузмина;
  • М. Зенкевича;
  • В. Ходасевича.

Акмеизм является самым загадочным явлением Серебряного века. Направление берет начало в 1911 году. Некоторые историки придерживаются теории о полном отсутствии акмеизма. Сторонники подобного мнения считают, что направление является специфической формой символизма. Несмотря на очевидные сходства, у этих жанров есть существенные отличия. Акмеизм представляет собой новое, более свежее течение и начинается в то время, когда такое понятие, как символизм, изжило себя, что послужило причиной для раскола в обществе его последователей.

Различия между символизмом и акмеизмом:

  • произведения авторов-акмеистов отличаются более простой манерой изложения мыслей, отсутствием глубокого сакрального смысла;
  • на второй планы отошли темы религии и мистики;
  • для символизма характерна идея непостижимой тайны, которую авторы-акмеисты рассматривают, как загадочное явление, над которым следует задуматься, чтобы в конечном итоге найти ответ.

Следует отметить, что течение акмеизма просуществовало недолгое время. В первые годы был опубликован манифест акмеизма, не особо соответствующий действительности. Данные противоречия вызывали множество негативных отзывов критиков относительно произведений писателей-акмеистов. С началом войны в 1914 году направление забылось, так и не успев достигнуть высшей точки развития.

Футуризм

  • В. Хлебников;
  • В. Маяковский;
  • В. Каменский;
  • А. Крученых.

В жанре эгофутуризма писали такие авторы, как:

  • И. Северянин;
  • В. Шершеневич;
  • Р. Ивнев.

Среди основных признаков и особенностей футуризма можно отметить:

  • ориентация на разные культурные типы, поэт в роли разрушителя и творца одновременно;
  • авангардное явление со стремлением эпатировать общественность;
  • многие писатели-футуристы ранее увлекались живописью и ориентировались на это направление искусства при формулировке смысловых посылов;
  • уход от традиционного искусства;
  • большое внимание уделялось конкретике слова, которое видоизменялось, чтобы задеть читателя.

Футуризм развивался во многом под влиянием итальянских авторов. Большое значение для направления имел манифест Филиппо Томазо Маринетти, датированный 1910 годом.

Писатели-футуристы создавали принципиально новые формы искусства. Основные мотивы творчества авторов:

Футуристы в творчестве старались привлечь большое внимание к своей персоне. Для этого писатели применяли разные средства, включая странный стиль в одежде, рисунки на лицах, плакаты и скандирование собственных произведений. Общество отвечало неоднозначно. Некоторые восхищались смелыми авторами, а кто-то относился к подобным проявлениям культуры настороженно или агрессивно.

Декаданс Серебряного века

Многие писатели Серебряного века отличались особым умонастроением, связанным с окончанием эпохи, процессом исчезновения четких ориентиров и норм морали, ощущением завершения периода, для которого было характерно традиционное искусство, начала всеобщего упадка и деградации.

Признаки декаданса:

Особенности направления:

  • замена мистики мистификацией;
  • трансформация религиозных переживаний в эстетику;
  • нетрадиционные методы изучения мира;
  • гипертрофический интерес к сатанинским, магическим, колдовским, оккультным вещам;
  • грех понимается в качестве очевидного проявления человеческих качеств.

К разным формам декадентства относятся индивидуализм, эстетство, обреченность, душевная усталость, пессимизм, которые призваны подчеркнуть особый эмоционально-психологический характер авторов. В произведениях отмечается кризисность сознания, общее неблагополучие, размытые ориентиры и отсутствие связи с действительностью.

Наиболее остро декадентское настроение проявляется на рубеже 1910 года. Писатели в своем творчестве отстранялись от общечеловеческих императивов, ставили под сомнения общепризнанные правила, включая религию. В какой-то степени радикальная и смелая культурная революция в Серебряном веке послужила духовной основой для социальной революции.

Поэты Серебряного века

Наиболее ярко тенденции Серебряного века прослеживаются в произведениях великих поэтов. Несмотря на объединение особенным духом эпохи, каждый автор обладал индивидуальностью и специфическим стилем.

Анна Андреевна Ахматова

В произведениях знаменитой поэтессы часто просматривается тематика любви, которая проявлялась во всем: к семье, к родине. Несмотря на реальную возможность эмигрировать из страны, Анна Ахматова предпочла остаться в России и вселять в людей своим творчеством надежду на лучшее.

Николай Степанович Гумилев

Николай Гумилев создал школу акмеизма. Великий писатель известен талантливой прозой, работал переводчиком и литературным критиком. Автору всегда было присуще бесстрашие. Даже в самых безнадежных ситуациях Николай Степанович мог одерживать победу. Литераторы отмечают, что часто фигура писателя представлялась в довольно комичном свете, однако такие обстоятельства положительно сказывались на его творчестве.

Марина Ивановна Цветаева

Владимир Владимирович Маяковский

Владимир Маяковский считается одним из самых авторитетных писателей ХХ века. Автор проявил талант не только в литературе, но и в кино, драматургии, сценарном мастерстве. Некоторое время писатель трудился художником и редактором журналов. Творчество Маяковского относят к направлению футуризма. Являясь сложной фигурой, автор обладал специфическим стилем. Так как произведения поэта насильственно заставляли читать, у интеллигенции к нему сформировалась стойкая неприязнь.

Детство, проведенное в деревенской местности Грузии, коренным образом повлияло на дальнейшее становление личности писателя и его манеру преподносить себя обществу. Тюремное заключение послужило причиной отстранения от политики и погружению в искусство. В художественной академии Маяковский знакомиться с Д. Бурлюком, что полностью меняет его жизнь. Поэт-оратор в своем творчестве старался донести до читателя новые истины и свои идеи.

Осип Эмильевич Мандельштам

В творчестве поэта нередко просматриваются отсылки к другим классическим произведениям жанра. Благодаря тонкой манере письма, истинный смысл произведений дано понять только начитанному и умному человеку. Излишняя экзальтация чужда творениям Мандельштама. Основным мотивом творчества являются размышления о Боге и вечном, которые тесно переплетались с проблемой одиночества.

Сергей Александрович Есенин

Русский поэт представляет новокрестьянскую поэзию и лирику, а в поздний творческий период — имажинизм. Есенин обладал уникальным качеством окружить свою личность завесой тайны. По этой причине о жизни и творчестве писателя по сей день спорят многие литературоведы. В раннем творчестве поэта наблюдается поэтическая зрелость. Но обман заключался в том, что при сборке последнего сборника автор включил в него стихотворения, написанные в то время, когда Есенин уже был опытным поэтом.

Образ простого парня позволил писателю быстро завоевать популярность в поэтических кругах. Народные стихотворения основаны на фольклоре, которым интересовался автор. В 1917 году писатель резко меняет направление творчества и входит в круг имажинистов.

Анатолий Борисович Мариенгоф

Анатолий Мариенгоф известен, как русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик, драматург, мемуарист. Автор увлекался творчеством с самого детства, так как был начитанным ребенком и тяготел к русской классической литературе. Вдохновением послужило направление символизма и творчество А.А. Блока. Расцвет литературной карьеры писателя отмечен знакомством с Сергеем Есениным. Дружба повлияла на жизнь обоих поэтов.

Художественные стили Серебряного века

Эпоха характеризуется расцветом театрального искусства. Русское искусство прославляют имена К. Станиславского, Ф. Шаляпина, М. Ермолаевой. Новаторство и глубинный смысл музыкальных произведений А. Скрябина и С. Рахманинова определяют развитие мировой культуры на десятки лет вперед. В изобразительном искусстве появляются новые направления.

В эпоху Серебряного века возникает модернизм, как результат изысканий новых методик познания мира. Часть русской интеллигенции придерживались мнения о стремлении искусства к обострению чувств и страстей, а художественный образ приобретал характер символа сложных ассоциаций. Такие настроения послужили основой для символизма, как художественного течения в русской поэзии. Его черты характерны для творчества В. Брюсова, А. Блока, А. Белого. Произведениям авторов присущи образы маски, тайны, иллюзорного и хаотичного понимания окружающего мира.

Окончание Серебряного века

Начало Серебряного века отмечено в 1890-х годах. Принято считать, что конец эпохи соответствует первому десятилетию ХХ века. Однако в ученых кругах на этот счет по сей день ведутся споры. Часть исследователей полагает, что концом Серебряного века необходимо принимать за 1917 год, а их оппоненты уверены в окончании эпохи в 1921 году. Первая гипотеза объясняется фактом начала Гражданской войны в 1917 году, что послужило причиной для прекращения существования Серебряного века русской литературы. Вместе с тем следует отметить, что в 20-е годы продолжали творчество писатели, которые считаются создателями этого явления. Есть и третья теория, исходя из которой, конец эпохи приходится на даты с 1920 по 1930-е годы. События отмечены самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературным творчеством со стороны правительства.

Результаты влияния эпохи Серебряного века

Судьба многих гениев Серебряного века сложилась трагическим образом. Особенности настроений в гражданском обществе и зарождение новых стилей кардинально изменили направления творчества великих писателей. Талантливые представители эпохи пронесли любовь к Родине, незыблемую веру в величество России через время перипетий революций, войны, эмиграцию, ошибки и заблуждения. Богатый и многообразный период российской истории культуры определяется разнообразием творческих индивидуальностей, что делает его особенно увлекательным с одной стороны и трудным – с другой. Литературе Серебряного века присущи такие черты, как любовь к малой Родине, характеристика стародавних народных обычаев и традиций морали, широкий спектр применения религиозной символики.

В произведениях великих писателей того времени прослеживаются оттенки христианских мотивов и языческих верований. Народные сюжеты и образы использовались в творчестве многих авторов. Черты отрицания обрела наскучившая обществу городская культура, сопоставимая с культом приборов и железа. Серебряный век подарил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд мирового культурного достояния.

С начала 1890-х годов до октября 1917-го — радикально изменились буквально все стороны жизни России — экономика, политика, наука, технология, культура, искусство.

Новым по сравнению с XIX веком было на рубеже двух веков прежде всего мироощущение человека. На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке, не только бунтующем, но и способном переделывать эпо­ху, творить историю, получает развитие как в филосо­фии марксизма, так и в творчестве М. Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, рево­люционера. Другая группа деятелей культуры, убедившись после трагических событий 1 марта 1881 года (убийст­во царя-освободителя Александра II), и особенно пос­ле поражения революции 1905 года, в бесчеловечнос­ти революционных путей, пришла к идее духовной революции. Философы и художники этого направле­ния считали главным совершенствование внутреннего мира человека, искали в национальных особенностях русского народа способы преодолеть кризис позити­визма (философское направление, получившее рас­пространение в начале XX века), открыть для Европы и всего мира новые пути развития. Именно на это время приходится расцвет русской религиозно-философской мысли.

Начало нового века стало временем фундаменталь­ных естественнонаучных открытий, прежде всего в области физики и математики. Новые открытия резко поколебали прежние представ­ления о строении мира. Более того, под сомнением оказалась считавшаяся прежде аксиомой идея познаваемости мира.

Новые открытия резко противоречили представле­ниям о структурной завершенности мира. То, что прежде казалось стабильным, обернулось неустойчи­востью и бесконечной подвижностью. Выяснилось, что любое объяснение неуниверсально и требует до­полнений.

Параллельно и, как правило, в борьбе друг с дру­гом развивались реализм и модернизм — самые крупные литературные направления.

Реализм

Влияние этой группы писателей во многом объ­яснялось тем, что именно она унаследовала тради­ции великой русской литературы XIX века.

Модернизм

Однако с самого начала своего существования сим­волизм оказался неоднородным течением: в его не­драх оформились несколько самостоятельных группи­ровок.

Декадентство, или декаданс (франц. упадок), — определенное умонастроение, кризисный тип созна­ния, который выражается в чувстве отчаяния, бесси­лия, душевной усталости. С ним связаны неприятие окружающего мира, пессимизм, рафинированная утонченность, осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры.

В то же время символистское мировоззрение ни в коем случае не сводилось к настроениям упадка и разрушения.

Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирова­ния мира в процессе творчества. Творчество, считали они, выше познания.

По-новому на фоне традиции строились в симво­лизме отношения между поэтом и его аудиторией. Символизм не ограничивался чисто литературны­ми задачами; он стремился стать не только универ­сальным мировоззрением, но даже формой жизненно­го поведения и, как верили его сторонники, способом творческой перестройки мироздания.

И.Ф. Анненский. Значение творчества для становления русской модернистской поэзии.

Драматургия Блока.

1906 – 1907 гг. – вся драматургия.

Создатель и в образе автора, и в образе Пьеро.

Сюжет: гл. герой Герман, его жена Елена (античный прообраз).

Значима каждая реплика, каждое слово. Н: 1-ая сцена – проснись от сна жизни.

Поэт должен покинуть дом.

Мотив нравственного дома, призвания.

Публицистика А. Блока.

1907 – 1908 гг. – публицистика Блока.

С начала 1890-х годов до октября 1917-го — радикально изменились буквально все стороны жизни России — экономика, политика, наука, технология, культура, искусство.

Новым по сравнению с XIX веком было на рубеже двух веков прежде всего мироощущение человека. На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке, не только бунтующем, но и способном переделывать эпо­ху, творить историю, получает развитие как в филосо­фии марксизма, так и в творчестве М. Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, рево­люционера. Другая группа деятелей культуры, убедившись после трагических событий 1 марта 1881 года (убийст­во царя-освободителя Александра II), и особенно пос­ле поражения революции 1905 года, в бесчеловечнос­ти революционных путей, пришла к идее духовной революции. Философы и художники этого направле­ния считали главным совершенствование внутреннего мира человека, искали в национальных особенностях русского народа способы преодолеть кризис позити­визма (философское направление, получившее рас­пространение в начале XX века), открыть для Европы и всего мира новые пути развития. Именно на это время приходится расцвет русской религиозно-философской мысли.

Начало нового века стало временем фундаменталь­ных естественнонаучных открытий, прежде всего в области физики и математики. Новые открытия резко поколебали прежние представ­ления о строении мира. Более того, под сомнением оказалась считавшаяся прежде аксиомой идея познаваемости мира.

Новые открытия резко противоречили представле­ниям о структурной завершенности мира. То, что прежде казалось стабильным, обернулось неустойчи­востью и бесконечной подвижностью. Выяснилось, что любое объяснение неуниверсально и требует до­полнений.

Параллельно и, как правило, в борьбе друг с дру­гом развивались реализм и модернизм — самые крупные литературные направления.

Реализм

Влияние этой группы писателей во многом объ­яснялось тем, что именно она унаследовала тради­ции великой русской литературы XIX века.

Модернизм

Однако с самого начала своего существования сим­волизм оказался неоднородным течением: в его не­драх оформились несколько самостоятельных группи­ровок.

Декадентство, или декаданс (франц. упадок), — определенное умонастроение, кризисный тип созна­ния, который выражается в чувстве отчаяния, бесси­лия, душевной усталости. С ним связаны неприятие окружающего мира, пессимизм, рафинированная утонченность, осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры.

В то же время символистское мировоззрение ни в коем случае не сводилось к настроениям упадка и разрушения.

Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирова­ния мира в процессе творчества. Творчество, считали они, выше познания.

По-новому на фоне традиции строились в симво­лизме отношения между поэтом и его аудиторией. Символизм не ограничивался чисто литературны­ми задачами; он стремился стать не только универ­сальным мировоззрением, но даже формой жизненно­го поведения и, как верили его сторонники, способом творческой перестройки мироздания.

Читайте также: