Как связаны фонетика и орфография кратко

Обновлено: 07.07.2024

Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

  • Главная страница
  • Готовимся к ЕГЭ
  • ОГЭ: образцы сочинений
  • ОГЭ
  • Ученические работы
  • Для уроков
  • Мои эссе
  • ЕГЭ: сочинение
  • Круг чтения
  • Схемы. Опорные конспекты
  • Итоговое сочинение (изложение)

среда, 4 июня 2014 г.

Материал для сочинения по высказыванию Д.Н.Ушакова: " . для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать. и фонетику".

Ещё раз прочитаем высказывание Д.Н.Ушакова: " ..для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать. и фонетику".

Таким образом, в высказывании говорится о том, что грамотность письменной и устной речи во многом зависит от знания теоретических сведений по фонетике.

Фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова. Особенностью фонетики является её тесная связь с другими разделами языкознания, например, с орфографией и культурой речи.

а) правописание сомнительных согласных в слове связано с таким фонетическим явлением, как оглушение и озвончение (в слове "дорожка" согласный Ж при произношении оглушаетс(в слове "дорожка" согласный Ж при произношении оглушается и даёт звук Ш);

б) правописание приставок, оканчивающихся на З-С: выбор согласной на конце такой приставки зависит от звонкости/глухости последующего согласного (в слове "распустить" на конце приставки рас- пишем С, т.к. после приставки следует глухой согласный);

г) правописание соединительных гласных О-Е в сложных словах (после мягкого согласного пишем соединительную гласную Е, после твёрдого - О, например: землЕкоп, самОлёт).

Культура речи - понятие многозначное. В основном она представляет собой нормативность речи, которая проявляется и в правильном произношении слов, а именно:

а) в соблюдении действующих норм ударения (например, слово "звонит" и произносится с ударением на последнем слоге, а не на первом);

б) в соблюдении норм произношения (например, в слове "модель" согласный Д должен произносится твёрдо, а в слове "музей" согласный З произносится мягко; в словах "что" , "скучный" буква Ч даёт звук Ш).


Конечно, все разделы русского языка связаны между собой.

Например, правописание приставки БЕЗ - БЕС, только владея знаниями фонетики, мы правильно напишем - без пишется, если корень начинается со звонкого звука - беЗДельник, бес - с глухого - беСПокоить.

Фонетика с орфоэпией также связаны.

Например, очень известный пример : в заимствованных словах перед Е, согласно фонетике, мы можем произносить согласный и твердо и мягко, а орфоэпия уже решает, в каких случаях, как произносим.

В слове темп - [тэмп] - твёрдо, музей [муз'эй] - мягко.


Чем связаны между собой фонетика , орфография и орфоэпия?

Чем связаны между собой фонетика , орфография и орфоэпия.


Как связаны между собой фонетика и орфоэпия?

Как связаны между собой фонетика и орфоэпия?


Выделите морфемы в слове комарьё?

Выделите морфемы в слове комарьё.

Покажите, как морфемный состав этого слова связан с фонетикой, графикой и орфографией.


Что такое Фонетика - Что какое Орфоэпия -?

Что такое Фонетика - Что какое Орфоэпия -.


Как правильно рассказать о фонетике и орфоэпии?

Как правильно рассказать о фонетике и орфоэпии?


Что такое : Фонетика, орфоэпия, , лексика, , орфография, морфология, синтаксис, пунктуация, , словообразование,?

Что такое : Фонетика, орфоэпия, , лексика, , орфография, морфология, синтаксис, пунктуация, , словообразование,.


"Лексикология", "Фонетика", "Орфография", "Орфоэпия" напишите пожалуйста правила?

"Лексикология", "Фонетика", "Орфография", "Орфоэпия" напишите пожалуйста правила.


Объясните что такое фонетика и орфоэпия?

Объясните что такое фонетика и орфоэпия.


Каким образом фонетика связана с орфоэпией?

Каким образом фонетика связана с орфоэпией.


Фонетика , орфография , графика , орфоэпия - разделы науки о языках?

Фонетика , орфография , графика , орфоэпия - разделы науки о языках.


Многообещающий, посредник, общительный, специалист, усовершенствованный, выгодный, вменяемый, полезный, индивидуальный.


1. Майские цветы 2. Ландыш - лекарственное растение 3. Исчезающий цветок 4. Сохрани это растение.


Бежали имя существительное начальная форма бежать пост признаки 1 спр непост признаки мн ч пр вр.


Стихи - стихия давнее - давешним незримого - незрячий.


В третьем предложении после слова "потрясла".


1 + , 2 + , 3 + , 4 + , 5 + , 6 - , 7 - , 8 + . 9 - , 10 -.


Существует труд и Лестера.



Кашка (каши) получилась жидкой(жиденький) войсками командуют храбрые полководцы(полководец).


Труд очень сильно формулирует человека. Ведь если не труд в человеке мы бы уже давно погибли или остались бы первобытными людьми и не шли вперёд. Есть ленивые люди. Они не помогают человечеству продвигаться. Они целыми днями сидят дома и не работ..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Звук – это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга.

Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Гласный звук состоит только из голоса. Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума.

В русском языке 6 гласных звуков ([а], [о], [э], [у], [и], [ы]) и 36 согласных ([б], [б'], [п], [п'], [в], [в'], [ф], [ф'], [г], [г'], [к], [к'], [д], [д'], [т], [т'], [з], [з'], [с], [с'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р', [х], [х'], [ж], [ш], [ц], [ч'], [й'], [щ']).

Согласные звуки могут быть: 1) звонкими и глухими, 2) твёрдыми и мягкими. Могут образовывать пары по звонкости-глухости и твёрдости мягкости.

Непарные согласные по звонкости-глухости: [й'], [л]-[л'], [м]-[м'], [н]-[н'], [р]-[р'], [х]-[х'], [ц], [ч'], [щ'].

  • в начале слова: ест-[й' эст];
  • после Ъ и Ь: вьюга -[в' й' уга];
  • после гласного звука: приехал -[п р' и й' эхал].

Акцентологические нормы

Гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным, образуют слог, если произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В слове выделяется столько слогов, сколько в нём гласных: ка-ре-та (3 слога), во-да (2 слога), пар (1 слог).

Один из слогов русского слова обычно произносится с большей силой. Это явление называется ударением .

Особенности постановки и функцию ударения в словах изучает раздел языкознания, который называется акцентологией .

Ударение в русском языке является разноместным, или свободным, то есть может стоять на любом слоге слова, например: пОлночь, полУчка, полукрУг. Кроме того ударение может перемещаться при изменении форм слова, т.е. является подвижным, например: волнА – вОлны, рЕдкий – редчАйший.

Ударение в русском языке может различать формы одного и того же слова (сестрЫ – сЁстры) и разные слова (Атлас – атлАс).

Нормы ударения
Правила и приёмы, помогающие избежать ошибки Примеры
Имя существительное
1. Установите аналогию с однокоренным словом. а) дОговор или договОр?
Дог…в…р – приговОр, поговОрка, наговОр, уговОр и т.д. (искл. зАговор). Следовательно, договОр.
б) нефтепрОвод или нефтепровОд?
Нефтепр…в…д – водопровОд, провОдит, (воду, нефть, газ, бензин), газопровОд, воздухопровОд и т.д. Значит, нефтепровОд.
в) ПротокОл или прОтокол?
(ОрехокОл, дырокОл; значит, протокОл).
2. Правильно склоняйте существительное. Нет (чего?) простЫнь (не простыней!), грАбель (не граблЕй!) и т.д.
3. В одно- или двусложных словах во всех падежах ударение ставится на окончании. БинтА, блинА, жезлА, ломтЯ, фитилЯ, и т.д.
4. В большинстве заимствованных слов ударение на последнем слоге. КвартАл, коклЮш, экспЕрт, жалюзИ, партЕр.
Краткие формы имени прилагательного
5. Многие краткие формы прилагательных (без суффиксов или с суффиксами -К-, -Л-, -Н-, -ОК-) имеют ударение на первом слоге основы (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании). ПрАв, правА, прАво, прАвы; врЕден, вреднА, врЕдно, врЕдны и т.д.
6. Если в форме краткого прилагательного ударение падает на окончание, то в сравнительной степени ударение падает на суффикс -ЕЕ. Если же ударение в краткой форме женского рода сохраняется на основе, то и в сравнительной степени оно тоже падает на основу. НежнА – нежнЕе, светлА – светлЕе, но красИва – КрасИвее, питАтельна – питАтельнее.
Глаголы в форме прошедшего времени и краткие причастия
7. Имеют ударения на основе во всех формах (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании). Дал, далА, дАло, дАли; пОнял, понялА, пОняло, пОняли; нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;прОдан, проданА, прОдано, прОданы.
8. У значительной части глаголов на -ИРОВАТЬ ударение падает на гласный звук А в суффиксе. ГравировАть, гримировАть, пломбировАть, премировАть.
Обратите внимание!
9. Иногда предлог (чаще всего НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ) принимает на себя ударение, и тогда следующее за ним существительное оказывается безударным. ПО морю, ИЗ дому, БЕЗ толку, ДО ночи и т.п.
10. В словах с частью – лОгия ударным всегда является корень. КардиолОгия, метеоролОгия.
11. В словах с частью -ГРАФИЯ ударным всегда является корень -ГРАФ. ДемогрАфия, картогрАфия.

Орфоэпические нормы (произносительные)

В процессе речи гласные и согласные звуки подвергаются определённым изменениям. К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5)уподобление; 6) упрощение.

Оглушение – процесс, при котором звонкие согласные перед глухими согласными и на конце слова произносятся как глухие: книжка – кни[ш]ка, дуб – ду[п].

Озвончение – процесс, при котором глухие согласные в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать – [з]делать, отбор – о[д]бор.

Смягчение – процесс, при котором твёрдые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с']ть, ка[з']нь, ле[с']ть.

Уподоблени е – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий звук (например, сочетания СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЗДЧ, СТЧ произносится как один долгий звук [щ'], а сочетания тся, ться произносятся как один долгий звук [ц]: объе[щ']ик, весну[щ']атый, му[щ']ина, [щ']астье, учи[ц]а).

Упрощение групп согласных – процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст,дц, лнц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце – [с'Эрцъ], солнце – [cОнцъ].

Для точной передачи звучащей речи используется фонетическая транскрипция – особый вид письма, содержащий как буквы, так и специальные значки.

Упражнение № 1

Агрономия, асимметрия, балованный, блокировать, вогнутый, гравированный, гофрированный, заворожен¬ный, жалюзи, затопленный, индустрия, каталог, кормопровод, медикаменты, погнутый, прожитый, свекла, терминология, углубленный, цементный, щавель, элек¬тропровод, эпиграф, юродивый.

Упражнение № 2

АристокрАтия – аристократИя, договОр – дОговор,кАучук – каучУк, Эксперт – экспЕрт, брАла – бралА, создАн – сОздан, звонЯт – звОнят, столЯр – стОляр, ворОта – воротА, оптОвый – Оптовый, цЕмент – це-мЕнт, дЕфис – дефИс.

Упражнение № 3

Упражнение № 4

Автограф, алиби, аргумент, значимость, баржа, ат¬лет, астроном, диагноз, договор, добыча, верба, дремота, инструмент, столяр, валовый, предложить.

Упражнение № 5

Фонетика. Орфография

О – Е (Ё) в корнях после шипящих

Ё (под ударением) шёлк – шелка
зачёт – вычет
щёголь – щеголять
шёпот – шептать
О (без ударения) в заимствованных словах жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия
Исключения: крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка, шов, шомпол

Упражнение № 6

Б. ч. вка, веч. рка, деш. вый, ж. ваный, ж. лоб, ж. лтый, ж. лудь, ж. рнов, ж. сткий, зач. т, кош. лка, печ. нка, пощ. чина, прич. ска, пч. лка, пш. нка, расч. ска, реш. тка, сч..т, уч. ба, уч. т, ч. лка, ч. рточка, ш. пот, щ. голь, щ. лка, щ. тка.

Про русскую орфографию иногда говорят, что слышится одно, а пишется другое. Как связаны между собой фонетика и орфография, орфоэпия и орфография? В чём причина орфографических ошибок и можно ли их избежать? А как понять, какое орфографическое правило нужно применять? Об этом поговорим на уроке.


Цели и задачи
  • повторение сведений о фонетике, орфоэпии, орфографии.
  • cформировать представление о фонетике, орфоэпии, орфографии;
  • познакомить с возможными причинами орфографических ошибок;
  • повторить орфографический анализ слова, фонетический и пунктуационный разборы;
  • повторить правописание Ъ и Ь.
Узнаем, научимся, сможем

мы научимся:

  • понять причину орфографических ошибок;
  • выполнять орфографический анализ слова.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Вставьте пропущенные буквы на месте пропусков, если они необходимы.


С нтябрь – хмурень, ревун. Всё ч ще теперь нач нает хмурит ся небо, вет р принимается р веть. Подош л первый мес ц осени: осень воздуха, осень леса. Исподволь начинает краснеть, буреть лист на кустах и дерев ях. (В. Бианки)

Читайте также: