Как связаны экологическая культура и культура безопасности жизнедеятельности 10 класс ответ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Культура безопасности жизнедеятельности — это определённый уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угрозы и опасной во всех сферах жизнедеятельности, в том числе от террористической деятельности во всех видах её проявления.

Безопасность — это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.

Необходимо отметить, что абсолютной безопасности жизнедеятельности человека не существует. В настоящее время обозначилась тенденция возрастания опасностей природного характера из-за глобального потепления климата на планете, возрастают опасности техногенного характера из-за увеличения технической оснащённости жизнедеятельности человека, растёт социальная напряжённость в связи с возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения, не исключаются возможности возникновения крупных вооружённых конфликтов.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при этом роль каждого человека в обеспечении личной безопасности, безопасности общества и государства постоянно возрастает.

Необходимо знать, что культура безопасности жизнедеятельности - это собственно часть общей культуры.

Следовательно, наиболее фундаментальные свойства общей культуры как целого в той или иной степени присущи его части -культуре безопасности жизнедеятельности.

Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в ходе их деятельности знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и этического развития, способы и формы общения. Культура безопасности жизнедеятельности содержит мировоззренческие идеи, нравственные и этические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном выживании, в том числе противостояние идеологии терроризма и экстремизма.

  • привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения безопасности окружающих людей;
  • сохранение и сбережение природной среды;
  • развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью;
  • привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем и проблем противодействия терроризму и экстремизму является приоритетом;
  • мотивирование безопасной деятельности;
  • развитие врождённых и формирование жизненно необходимых способностей, обеспечивающих возможность надёжного предупреждения и защиты от внешних и внутренних угроз и опасностей;
  • привитие знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности во всех сферах жизнедеятельности;
  • соблюдение правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

В настоящее время приоритетным в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности следует признать формирование антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления личности путём самовоспитания и самообразования.

Для этого каждому человеку необходимо выработать в себе ряд убеждений и качеств (см. § 19).

Вывод

Под современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности следует понимать способности личности и общества в условиях современного окружающего мира придерживаться принятых социальных норм и правил поведения с учётом перспектив их развития, соблюдение которых обеспечивает на доступном уровне защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от террористической деятельности.

Вопросы

  1. Почему, на ваш взгляд, культура безопасности жизнедеятельности считается частью общей культуры?
  2. Почему противостояние идеологии терроризма и экстремизма в нужно формировать на индивидуальном уровне?

Задание

Дополнительный материал к § 20

Профилактика террористической деятельности

  • терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
  • любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;
  • любая террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
  • любая террористическая деятельность бесцельна, так как не способствует созданию благополучной и счастливой жизни её участников ни при каких условиях.

Формирование системы антитеррористического поведения должно быть основано на осознанном соблюдении норм и правил поведения в нашем обществе в соответствии с Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни и современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности - надёжная защита от пагубного влияния различных экстремистов, проповедующих идеологию насилия.

Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, необходимы собственные усилия, постоянные и немалые. Для этого необходимо научиться предвидеть события, прогнозировать развитие различных опасных ситуаций и вести себя безопасно, чтобы снизить фактор риска от их последствий. Иметь чётко сформулированную цель жизни и добиваться её достижения, противостоять различным соблазнам и экстремистским предложениям, какими бы они ни казались привлекательными, учиться приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней своё поведение, управлять своими эмоциями, противостоять воздействию сильного стресса, вырабатывать эмоциональную устойчивость и психологическую уравновешенность в поведении в различных жизненных ситуациях. Постоянно формировать и совершенствовать свою индивидуальную систему здорового образа жизни и повышать уровень своей культуры безопасности жизнедеятельности, чтобы благополучно жить в нашем обществе в настоящее время и с учётом ближайших перспектив его развития, соблюдать нормы и правила поведения в соответствии с действующими законами и другими нормативно-правовыми документами Российской Федерации.

+

4 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 4

+

Культура безопасности жизнедеятельности и экологическая тесно связаны. И в той, и в другой культуре есть правила пожарной безопасности, ведь горят и леса и дома. В обоих говориться соблюдать технику безопасности.

Ответ

+

ответ:дети вечные дети

Объяснение:училка всё поймёт и поставит тебе 5 с плюсом

Ответ

+

Чтобы достичь экологического развития людей, нужно чтобы все люди перестали мусорить, курить, пить, убивать, люди уже забыли, что Земля-это единственный наш дом и они каждую секунду рушат наш дом, все говорят "Когда Земля погибнет, нас здесь уже не будет" это правда, но ведь будут их потомки, через долгое время, люди будут покупать воздух.
Экологическая культура- это взаимоотношене людей для улучшения мира, природы.
Эколог. культура воплощает идеи улучшения мира и природы.

Условия воспитания экологической культуры личности:

сочетание различных форм, методов и средств формирования у обучающихся экологической культуры;

повышение экологической культуры педагогов;

практическая деятельностьобучающихся по охране природы;

взаимодействие учреждений образования с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, научными учреждениями и

общественными организациями и объединениями, субъектами природоохранной деятельности.

Учет возрастных особенностей в процессе формирования экологической культуры личности.

Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: овладение первоначальными знаниями о природе, о взаимосвязи человека с окружающей природной средой. Формирование гуманного отношения к природе, представления об уникальности каждого живого существа.

Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: накопление и развитие знаний об окружающем мире, становление научно-познавательного и эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде.

Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: использование знаний экологического характера, формирование опыта социального взаимодействия и ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности.

Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: систематизация знаний о природе, а также об экологических проблемах индустриального общества. Дальнейшее развитие ценностных ориентаций, определяющих отношение к природе. Реализация экологических знаний в общественно полезной деятельности и профессиональной подготовке.

Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: формирование знаний о воздействии производства на природную среду и научных основах ее охраны. Осознание последствий такого воздействия. Формирование экологической компетентности как составной части профессиональной подготовки.

Культура безопасной жизнедеятельности характеризует степень усвоения обучающимися правил безопасного поведения в обществе, включает формирование норм и правил поведения в социальной и природной среде, неприятие несоблюдения правил безопасности.

Содержание воспитательной работы по формированию культуры безопасной жизнедеятельности предполагает приобщение обучающихся к соблюдению правил безопасности, приобретение знаний и навыков действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В процессе воспитания происходит формирование представления о необходимости соблюдения мер безопасности, неприятие нарушений правил безопасной жизнедеятельности, формирование знаний в области безопасной жизнедеятельности, обучение действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Условия воспитания культуры безопасной жизнедеятельности:

сочетание различных форм, методов и средств организации безопасной жизнедеятельности обучающихся;

организация межведомственного сотрудничества на республиканском, региональном и местном уровнях;

педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, созданных для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

практическая деятельность обучающихся по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

Учет возрастных особенностей в процессе формирования культуры безопасной жизнедеятельности.




Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: формирование умений и навыков безопасной жизнедеятельности в природной и социальной среде на основе сочетания различных видов игровой деятельности.

Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: выработка навыков безопасного поведения дома, в учреждении образования, на улице, в общественных местах, на водоемах, действий в случае возникновения пожара, других чрезвычайных ситуациях.

Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: формирование опыта социального взаимодействия и ответственного поведения во всех видах деятельности. Ознакомление с основами действий в экстремальных ситуациях, при оказании помощи сверстникам, другим людям. Участие в деятельности общественных организаций, созданных для выполнения задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-техническогои среднего специального образования: систематизация знаний в области обеспечения безопасности. Освоение основ использования аварийно-спасательного оборудования и средств пожаротушения, навыков правильных действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Профориентация обучающихся на специальности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: формирование умений и навыков безопасной жизнедеятельности, необходимых в повседневной жизни, а также связанных с конкретной профессиональной деятельностью.

Условия воспитания экологической культуры личности:

сочетание различных форм, методов и средств формирования у обучающихся экологической культуры;

повышение экологической культуры педагогов;

практическая деятельностьобучающихся по охране природы;

взаимодействие учреждений образования с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, научными учреждениями и

общественными организациями и объединениями, субъектами природоохранной деятельности.

Учет возрастных особенностей в процессе формирования экологической культуры личности.

Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: овладение первоначальными знаниями о природе, о взаимосвязи человека с окружающей природной средой. Формирование гуманного отношения к природе, представления об уникальности каждого живого существа.

Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: накопление и развитие знаний об окружающем мире, становление научно-познавательного и эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде.

Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: использование знаний экологического характера, формирование опыта социального взаимодействия и ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности.

Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: систематизация знаний о природе, а также об экологических проблемах индустриального общества. Дальнейшее развитие ценностных ориентаций, определяющих отношение к природе. Реализация экологических знаний в общественно полезной деятельности и профессиональной подготовке.

Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: формирование знаний о воздействии производства на природную среду и научных основах ее охраны. Осознание последствий такого воздействия. Формирование экологической компетентности как составной части профессиональной подготовки.

Культура безопасной жизнедеятельности характеризует степень усвоения обучающимися правил безопасного поведения в обществе, включает формирование норм и правил поведения в социальной и природной среде, неприятие несоблюдения правил безопасности.

Содержание воспитательной работы по формированию культуры безопасной жизнедеятельности предполагает приобщение обучающихся к соблюдению правил безопасности, приобретение знаний и навыков действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В процессе воспитания происходит формирование представления о необходимости соблюдения мер безопасности, неприятие нарушений правил безопасной жизнедеятельности, формирование знаний в области безопасной жизнедеятельности, обучение действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Условия воспитания культуры безопасной жизнедеятельности:

сочетание различных форм, методов и средств организации безопасной жизнедеятельности обучающихся;

организация межведомственного сотрудничества на республиканском, региональном и местном уровнях;

педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, созданных для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

практическая деятельность обучающихся по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

Учет возрастных особенностей в процессе формирования культуры безопасной жизнедеятельности.

Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: формирование умений и навыков безопасной жизнедеятельности в природной и социальной среде на основе сочетания различных видов игровой деятельности.

Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: выработка навыков безопасного поведения дома, в учреждении образования, на улице, в общественных местах, на водоемах, действий в случае возникновения пожара, других чрезвычайных ситуациях.

Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: формирование опыта социального взаимодействия и ответственного поведения во всех видах деятельности. Ознакомление с основами действий в экстремальных ситуациях, при оказании помощи сверстникам, другим людям. Участие в деятельности общественных организаций, созданных для выполнения задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-техническогои среднего специального образования: систематизация знаний в области обеспечения безопасности. Освоение основ использования аварийно-спасательного оборудования и средств пожаротушения, навыков правильных действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Профориентация обучающихся на специальности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: формирование умений и навыков безопасной жизнедеятельности, необходимых в повседневной жизни, а также связанных с конкретной профессиональной деятельностью.


Концепция программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни предполагает рассмотрение ключевые идей, положений и принципов ее эффективной реализации, а также критерии и индикаторы оценки ее результативности.

Среди ключевых идей программы можно обозначить следующие:

- идея ценности жизни и безопасности человека во всех окружающих его средах (природной, социальной, техногенной, культурной, образовательной и др.);

- идея качества человека во всех проявлениях его жизни;

-идея качества окружающей среды;

- идея ценности здоровья человека и здоровья окружающей его среды;

- идея качества жизни человека в окружающей среде.

Если отнести обозначенные идеи не только к нынешнему, но и будущему поколению, то по сути дела, речь может идти о формировании культуры устойчивого развития.

2005-2014 годы ООН объявлены Десятилетием образования для устойчивого развития, прогнозируемым результатом которого является формирование культуры устойчивого развития молодых людей.

1.Экологическая культура

Проблеме экологической культуры посвящены исследования многих московских и петербургских ученых (И.Т. Суравегина, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, С.В. Алексеев, И.Н. Пономарева, Н.Д. Андреева, Э.В. Гирусов, С.Н. Глазачев, В.П. Соломин, П.В. Станкевич и др.). Некоторые трактовки экологической культуры приведены ниже:

Под экологической культурой Э.В. Гирусов понимает «совокупность экологического знания, технологию деятельности, норм и ценностей, навыков поведения, созерцания и чувства при общении с природной средой.

Экологическая культура, являясь частью общечеловеческой культуры, определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой, проявляется в системе ценностных ориентаций, мотивирующих экологически обоснованную (природосообразную) деятельность, и реализуется во всех видах человеческой деятельности, связанных и познанием, использованием и научно обоснованным преобразованием природы и общества (В.А. Игнатова).

Экологическую культуру можно определить как важнейшую часть общей культуры человека, проявляющуюся во всей его духовной жизни, в поступках и быту; как особое свойство личности понимать ценности природы, характеризуемое совокупностью знаний по экологии, умений природопользовательской деятельности, гуманистического отношения ко всему живому и окружающей среде. Экологическую культуру надо рассматривать как средство гуманизации людей, т.е. отдельной личности и общества в целом (И.Н. Пономарева).

2. Культура безопасности жизнедеятельности:

Вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности рассматривались в работах Алексеева С.В., Соломина В.П., Станкевича П.В., Поповой Р.И., Смирнова А.Т., Русака О.Н., Михайлова Л.А. и др.

Т.В. Мельникова дает определение культуры безопасности жизнедеятельности как способа организации деятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеждений, ценностях, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Ключевым компонентом культуры безопасности жизнедеятельности является безопасный образ жизни, рассматриваемый в трех аспектах:

1. как безопасные условия жизни для человека, что определяется состоянием среды обитания, при которых отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека – исполнение этих условий определяет культуру безопасности;

2. как код информационного поведения, способность действовать в среде обитания на основе принятых норм и правил; оперативно реагировать в случае дефицита времени в экстремальных кризисных конфликтных ситуациях; алгоритм информационного поведения – заранее определенная совокупность четких правил с порядком конкретных действий (А.Л. Еремин);

3.Культура здоровья:

Ключевым компонентом культуры здоровья является здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это поведение, базирующееся на научно обоснованных валеологических и санитарно-гигиенических нормативах, направленное на сохранение и укрепление индивидуального здоровья, формирование валеологического мировоззрения (М.С. Гончаренко, 1999).

4.Физическая культура :

Обобщая все вышеизложенное, целесообразно вывести обобщенную формулу становления культуры устойчивого развития подрастающего поколения, как способность человека к повышению качества своей жизни в создаваемой им благоприятной окружающей среде:

Блок-схема: процесс: КУР = ЭК + КЗ + КБЖ + ФК

Рис. 1. Концептуальная модель становления культуры устойчивого развития школьника в образовательной организации

Где, КУР - культура устойчивого развития;

ЭК- экологическая культура в контексте социально- экономического развития общества;

КЗ- культура здоровья;

КБ- культура безопасности жизнедеятельности;

ФК- физическая культура.

Культура устойчивого развития

Овал: Культура устойчивого развития – это способность человека к повышению качества своей жизни в создаваемой им благоприятной окружающей среде. КУР

Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой, преемственно формулируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности общества и человека.

Культура безопасности жизнедеятельности- это принятие человеком ценностей безопасного образа жизни, проявляющиеся в обеспечении безопасной жизни, трудовой деятельности, активной практической деятельности.

Читайте также: