Как строится драматургия оперы евгений онегин кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор музыки оперы – Петр Ильич Чайковский (1840-1893 гг.) – великий русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель, журналист и педагог. Чайковским написано 10 опер (важнейшие из них – ‘’Евгений Онегин’’ (1878), ‘’Мазепа’’ (1883), ‘’Пиковая дама’’ и ‘’Иоланта’’ (1891)) и три балета (‘’Лебединое озеро’’ (1877), ’’Щелкунчик’’ (1889), ’’Спящая красавица’’ (1892)). Оперы и балеты Чайковского ставятся по всему миру, выступают как премьерные спектакли сезона (Метрополитен опера, открытие сезона 2012 г., ‘’Евгений Онегин’’); а в Пермском театре оперы и балета, названном именем Чайковского в репертуаре находятся все 13 сценических произведений. Ценнейший вклад в сокровищницу мировой музыки внесли 7 симфоний композитора (6 пронумерованных и симфония ‘’Манфред’’), а также программные симфонические сочинения и симфонические сюиты, среди которых увертюра-фантазия ‘’Ромео и Джульетта’’ (1869), торжественная увертюра ‘’1812 год’’, сюита №4 ‘’Моцартиана’’ (1887). Три концерта для фортепиано, концерт для скрипки (1878 г.); отдельные фортепианные сочинения (‘’Детский альбом’’ (1878), ‘’Времена года ’’ (1876)); камерная музыка; романсы композитора, которых написано более сотни также представляют чрезвычайно высокую художественную ценность. Имея ярко выраженное симфоническое мышление, Чайковский не ограничивал себя рамками нескольких жанров; не ограничивался, а постоянно развивался и образный мир музыки композитора. Общим знаменателем зрелого творчества композитора можно назвать максимально яркое выражение чувств и эмоций – вдумчивая скорбность, трагедийность, подлинный ужас, возникающие в музыке Чайковского как протест на явления эпохи и события личной жизни; и величаво-прекрасное, неисчерпаемое душевное богатство, которое Чайковский изливал в темах любви в своих сочинениях. Потрясающее выражение Асафьева – ‘’Главная сила и обаяние Чайковского в его исключительно тонком, проникновенном постижении самого человечнейшего свойства музыки как искусства-интонации… Музыка Чайковского исключительно интонационно чуткая. Отсюда она всем родная’’.

Передавая ученикам свой музыкальный опыт и композиторские принципы, Чайковский выступил основателем московской композиторской школы, которая стояла в противовес петербургской школе (с Н.А. Римским-Корсаковым и его учениками). В период преподавания в Московской консерватории (1866-1877) композитор обучал С.И. Танеева и А.Д. Кастальского; имел огромное влияние на формирование личности С.В. Рахманинова. Примечательно, что каждый из этих композиторов оставил очень яркий след в истории русской и мировой хоровой музыки.

С хоровым искусством в собственной деятельности Чайковский постоянно пересекался не только как композитор, но и как музыкальный критик и исполнитель. Будучи еще воспитанником училища правоведения, он пел в хоре, который возглавлял Г.Я. Ломакин (1812-1885). Как дирижер Чайковский выступал со своими и чужими сочинениями, руководил исполнением оратории А. Рубинштейна ‘’Вавилонское столпотворение’’ хором в составе 700 человек. В печати Петр Ильич давал оценку деятельности хоровых коллективов - в частности хоров под управлением Ломакина, Нешумова; говорил о собственных эстетических идеалах звучания хора – о неприемлемости форсированного звучания и аритмичности хора, о важности осмысления образа в хоровом пении. В статьях встречаются рассуждения Чайковского о хоровой композиции Бортнянского, об оратории ‘’Мессия’’ Генделя, которой он восхищался, отмечая мастерство письма немецкого композитора.

Говоря о хорах в опере Чайковского , следует прежде всего сказать о роли хора – он выступает отчасти как действующее лицо, но в первую очередь хор создает фон, атмосферу, на фоне которого разворачивается главное драматическое действие. Хор при этом может оттенять яркие события сюжета, оттягивать драматургическую развязку – или наоборот, своим звучанием подготавливать напряжение, которое разрешится в высшей кульминационной точке. Наиболее монументально хоровые сцены Чайковский воплощает в опере ‘’Орлеанская дева’’ (1879) – создавая атмосферу действия шествием народа во второй картине и хором ангелов; хор в церкви в финале третьего действия перевоплощающийся в септет с хором подготавливает драматическую кульминацию, которая обрывается ударом грома.

Сцена вальса с хором играет значительную, узловую роль в опере. Именно в ней происходят завязка конфликта между Ленским и Онегиным, который обернется драматической смертью поэта на дуэли. Хор используется в этой сцене для показа среды, в которой находятся и действуют герои. Чайковский показал весь социальный слой высшего общества на период XVIII века. Здесь присутствуют и помещики со своими женами (маменьками), юные девушки и солдаты.

Для сцены вальса с хором при создании либретто были использованы не строки романа в стихах Пушкина, а специально сочиненные стихи. Музыкальная форма сцены - рондо с чертами трехчастности, принцип драматургии – контрастно-составной. Комплексное определение формы необходимо. Рондообразность достигается неоднократным возвращением темы вальса, и конкретно – периода в неизменном виде, обозначенного в схеме a1. О трехчастности позволяет судить повторение темы вступления, подготавливающее мощное наступление репризы, а также наличие раздела коды в конце сцены, характерного для этого типа формы. Раздел C (солисты и оркестр) выступает как середина трехчастной формы. А признак контрастно-составной драматургии в сцене, вообще широко распространённой в операх – последования эпизодов в разделе формы B. Чередование разделов сцены можно также назвать кинематографичным – композитор переключает внимание зрителя с одних личностей на другие, с одного события на другое, с крупного – на общий план.

Вступление А B A1
a a1 b a2 c d e a a1 b a2
4+30+8 8+12 8+8 8+8 8+8 8+8 16+16 8+8 8+12 8+8 8+8 8+8
D-dur D D A D G h G D D A D

C Вступление A2 Кода
f a1 a2
32+31 8+8 8+14
G D D D Es-D

Перед музыкальным разбором сцены следует сказать о роли жанра вальса в творчестве Чайковского. Вальсы Чайковского необычайно много образны, композитор, улавливая самые тонкие различия между отдельными разновидностями этого жанра, сумел применить их различия к характеристике тех или иных ситуаций, идей, образов. В данном случае композитор создал вальс хотя и блестящий, но далеко не парадный, не торжественный, В этом вальсе нет ничего от холодной учтивой условности великосветских балов. Вальс на балу у Лариных полон поэзии, жизни, искреннего увлечения.

Интонации будущей тема вальса звучат во вступлении. Задается и Темповая ремарка, распространяющаяся на всю сцену - Tempo di Valse (половинная с точкой равна 80). Сама тема вальса в D-dur звучит полно, возвышенно, тема проходит у скрипок, под аккомпанемент медных инструментов. Ее значение в этой сцене – превалирующее. Все эпизоды подчиняются движению вальса, а не наоборот; и танцевальная стихия имеет доминантное значение.


Состав хора в сцене - шестиголосный смешанный с divisi в партии басов, поэтому общий состав хора можно определить как восьмиголосный.

Практически в течение всего произведения Чайковский использует попеременно смешанное шестиголосие , где разделяются партии либо альтов и теноров, либо сопрано и теноров; и двух- трехголосие, состоящий либо из смешанных голосов ( бас, альт, сопрано), либо из однородных (женских: альт, сопрано; мужских: баса первого и баса второго). Особенно ярко двухголосие употребляет композитор в показание образов пожилых помещиков из четвертого раздела и показание юных девушек из шестого раздела. Такая смена составов говорит о стремление композитора достичь контраст между образами гостей бала, ярких тембровых красок и большей выразительности.

Диапазон хора занимает ровно три октавы – от A большой октавы до A второй. Диапазон сопрано – от Fis первой октавы до A второй, альтов – от h малой до D второй, теноров – от E малой до A второй, басов – от A большой до E первой.

Основной тип звуковедения– legato- непрерывное, плавное звучание. Для достижения качественного legato необходимо максимально быстро проговаривать согласные звуки, присоединяя их к последующим гласным. Ясное и быстрое проговаривание согласных способствует и достижению яркого, активного образа сцены.

Дыхание в сцене присутствует как цепное, так и по фразам. Цепное –на длинных мелодических отрезках партий. Общехоровое дыхание используется на границах фраз, а так же на стыках частей и эпизодов; дыхание по партиям в основном используется в полифонических эпизодах, а так же при диалоге хора с солистом или солистов:

Дирижерские трудности заключаются в первую очередь в плоскости сквозного развития сцены, которое требует от дирижера как постоянного внимания и в определенном смысле выдержки, так и самостоятельной работы в осознании целостного облика сцены, где разделы перетекают один в другой. Главное значение приобретает стихия вальса, на фоне которой сменяются эпизоды. Разные характеры жеста в эпизодах сцены не должны терять точности соприкосновения с плоскостью. Четкость и постепенность развития динамики и характера на большом протяжении музыкального материала в достижении кульминации требует выдержки и расчета амплитуды движения в жесте. К этому добавляется необходимое чувство пульсации и единого темпа у дирижера. Специфические трудности, возникающие у обучающегося дирижера – дифференциация функций рук, соблюдение показа ауфтактов и хору, и оркестру, выбор позиции рук.

Характер жеста – в основном non legato. В эпизоде с помещиками – marcato, с маменьками – legato. Дирижерская схема – на два (возможно и дирижирование на раз). Но на границе раздела C (с солистами) и репризы первая доля повторяется дважды, из-за нечетного количества тактов в части.

Сцена вальса с хором – одна из самых ярких страниц хорового оперного творчества композитора, необычная средствами изложения хора, богатством звучания и замыслом композитора, столь сопряженным с принципом киномонтажа. Сцена может быть исполнена не только внутри оперы, но и как отдельный, концертный номер – в силу своей яркости, ясности содержания. Коллектив, которому может быть поручено исполнение – профессиональный, с наличием солистов. В работе над сценой для концертного исполнения важнейшее место займет вокальная работа – если отсутствует драматическая игра хористов и режиссура, их должно компенсировать выверенное, красочное звучание хора.

НЕВЕРОЯТНАЯ ИДЕЯ


Чайковскому самому предстояло найти свою путеводную звезду.


Е.А. Лавровская

Не лучше ли было обратиться за созданием либретто к поэту? Чайковский этого не сделал и был прав. Труд оперного либреттиста в России не жаловали. Не было, строго говоря, даже такой профессии — либреттист. В Италии работа над переделкой чужих сюжетов приносила поэтам почет, деньги и даже мировую славу. Русского поэта, взявшегося за переделку Пушкина для оперной сцены, подняли бы на смех.


Поэтому для реализации своих музыкально-драматургических идей композитору приходилось довольствоваться помощью друзей и родственников. Он умел выбирать достойных помощников: некоторые созданные совместно либретто окажутся отнюдь не хуже, чем работы его итальянских современников, профессиональных либреттистов — Пьяве, Соммы или Гисланцони.

ЯВЛЕНИЕ ГЕРОИНИ

Еще никогда на российской оперной сцене героиня не выражала свои чувства столь дерзко и с таким блеском. Еще никогда не говорила она о своих самых сокровенных переживаниях языком высокой поэзии.

Да, это был Пушкин, но Пушкин, за несколько десятилетий вошедший в плоть и кровь поэтического языка. То, что в год создания романа в стихах Пушкин говорил о Татьяне в третьем лице, в год создания оперы Татьяна, влюбленная и начитанная девушка, уже могла сказать о себе от первого лица. Это был вызов. Но в искусстве вызов — это открытие.


М.Н. Климентова — Татьяна

ЛЮБОВЬ КАК МЕТАФОРА БЫТИЯ

И главное — есть то, чего еще в русской опере не было. Дыхание.

Европейский прототип этой оперы отчетливо проступает в главной сцене — письма Татьяны к Онегину.

Онегин подобен луне, которая может светить только отраженным светом. Когда в последней сцене мы видим героя почти обезумевшим от любви, это, увы, иллюзия: музыка показывает нам, что в его страстной речи всего лишь отражается, как отблеск заката, свет чувства Татьяны (вспыхнувшего в последний раз, почти подобного агонии).


Малый театр в Москве. Здесь 17 марта 1879 г.
впервые была исполнена опера студентами Московской консерватории


С.В. Гилев и В.В. Махалов — Онегин и Гремин

Татьяна и Онегин уже мертвы: Татьяна — потому, что больше не может любить, Онегин — потому что никогда не мог любить.

Оркестр, который сопровождает каждое появление Татьяны, фиксирует — подобно самописцу кардиографической установки — малейшее движение ее сердца, тончайшие порывы души. В сцене последней встречи героев на балу (когда Онегин узнает в прекрасной светской даме свою Татьяну и когда Татьяна узнает свою прежнюю любовь) оркестр почти неподвижен. Лишь размеренные плавные движения, которые вот-вот превратятся в ровную линию.

И мы, услышавшие остановку этого сердца, уже знаем, что попытка Онегина воскресить Татьяну — теперь уже собственной любовью, силу которой он преувеличивает, — неосуществима. В финальной сцене Чайковский достигает предельного напряжения: нам даже начинает казаться, что любовь совершает чудо: мертвая воскресает, вспыхивает страсть. Но нет — Онегину не дано воскрешать мертвых.

ПРИЗРАКИ В САДУ


А.Н. Левицкая — Ольга

Вместе с убитым молодым поэтом гибнет и его маленький мир: усадебная Россия, страна дворянских гнезд, где поют трогательные романсы, варят варенье, танцуют на простодушных балах и наивно наслаждаются куплетами мсье Трике. Ленский убит — и в последнем действии Онегин и Татьяна встретятся на балу, как потерпевшие кораблекрушение. Вселенная Ленского была и их вселенной. Им больше некуда пойти.


Сцена ссоры из 4-й картины оперы. Первая постановка

Сцена последнего бала открывается фанфарами, вызывающими в памяти тему рока Четвертой симфонии.

ТАЙНА ОНЕГИНА


Оперное творчество Чайковского составляет значительную часть его наследия. Десять опер композитора разнообразны по тематике и музыкальной драматургии. Чайковский не пытался выработать собственную теоретическую систему оперного письма и считал необходимым к каждому оперному сочинению подходить сообразно с его сюжетом и характером действующих лиц. Непревзойденными образцами жанра для композитора были оперы М.И. Глинки и В. Моцарта .


ОПЕРА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"


ЛАРИНА, помещица (меццо-сопрано)
ее дочери:
ТАТЬЯНА (сопрано)
ОЛЬГА (контральто)
ФИЛИППЬЕВНА, няня (меццо-сопрано)
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН (баритон)
ЛЕНСКИЙ (тенор)
КНЯЗЬ ГРЕМИН (бас)
РОТНЫЙ (бас)
ЗАРЕЦКИЙ (бас)
ТРИКЕ, француз-гувернер (тенор)
ГИЛЬО, француз, камердинер Онегина (персонаж без слов)
КРЕСТЬЯНЕ, КРЕСТЬЯНКИ, ПОМЕЩИКИ, ПОМЕЩИЦЫ, ОФИЦЕРЫ, ГОСТИ НА БАЛУ.

Действующие лица


Время действия: 20-е годы XIX столетия.
Место действия: деревня и Петербург.
Первое исполнение: Москва, 17 (29) марта 1879 года.

В центре второй картины — образ Татьяны. Рассказ няни, выдержанный в спокойной повествовательной манере, противостоит ее взволнованным речам. В сцене письма с замечательной психологической чуткостью запечатлены разнообразные душевные состояния героини: страстный порыв, робость, отчаянная решимость и, наконец, утверждение любви. Смятение Татьяны выразительно оттеняется симфонической панорамой восхода солнца.




в роли Ленского



Седьмая картина — развязка драмы, завершение развития образов Татьяны и Онегина. В центре седьмой картины дуэт Татьяны и Онегина — взволнованный, полный эмоциональных контрастов, заканчивающийся стремительным нарастанием и драматическим срывом.


Образ Татьяны в опере во многом аналогичен пушкинскому. Ей свойственны высокие нравственные качества и искренность, раскрывающиеся в музыке от картины к картине. Центральной в характеристике образа героини является сцена письма, имеющая сквозное развитие. В ней в череде разнообразных лирических тем реалистически переданы смятенные чувства героини, ее сложные эмоциональные состояния.

ОПЕРА "ПИКОВАЯ ДАМА"


ГЕРМАН (тенор)
ГРАФ ТОМСКИЙ (баритон)
КНЯЗЬ ЕЛЕЦКИЙ (баритон)
ЧЕКАЛИНСКИЙ (тенор)
СУРИН (тенор)
ЧАПЛИЦКИЙ (бас)
НАРУМОВ (бас)
РАСПОРЯДИТЕЛЬ (тенор)
ГРАФИНЯ (меццо-сопрано)
ЛИЗА (сопрано)
ПОЛИНА (контральто)
ГУВЕРНАНТКА (меццо-сопрано)
МАША (сопрано)
МАЛЬЧИК-КОМАНДИР (без пения)

Действующие лица


ПРИЛЕПА (сопрано)
МИЛОВЗОР (ПОЛИНА) (контральто)
ЗЛАТОГОР (ГРАФ ТОМСКИЙ) (баритон)
НЯНЮШКИ, ГУВЕРНАНТКИ, КОРМИЛИЦЫ, ГУЛЯЮЩИЕ, ГОСТИ, ДЕТИ, ИГРОКИ, И ПРОЧИЕ.

Время действия: конец XVIII века, но не позднее 1796 года.
Место действия: Петербург.
Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 7 (19) декабря 1890 года.


П.И. Чайковский и супруги Фигнер, исполнители главных партий, на премьере оперы

Сад в усадьбе Лариных. Юные голоса дочерей, Татьяны и Ольги, вызывают у Лариной и няни Филиппьевны воспоминания о молодости. Издали доносятся звуки протяжной песни крестьян, которые привлекают внимание девушек: задумчивой мечтательной Татьяны и беззаботной, шаловливой Ольги. В гости к Лариным приезжает их сосед Ленский, влюбленный в Ольгу восторженный поэт, и его друг Онегин, недавно приехавший из Петербурга и скучающий в деревенской глуши. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным, в нем она видит своего избранника.

Картина вторая

Картина третья

В тенистом саду Лариных девушки поют песни. С трепетом Татьяна ожидает ответа на свое признание. Евгений приехал и сейчас он будет здесь. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на ее любовь не может. Татьяна с горечью выслушивает его нравоучения.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина четвертая

Картина пятая

Зимнее утро. Задолго до рассвета к месту дуэли прибыл Ленский с секундантом. Мысли и чувства его обращены к Ольге. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминая былую дружбу, но пути к примирению отрезаны. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина шестая

В богатом особняке собралась петербургская знать. Блестящий столичный бал в разгаре. Среди гостей – Онегин, возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляется князь Гремин с супругой, в которой изумленный Онегин узнает Татьяну. Князь сердечно рассказывает ему о своей счастливой женитьбе, представляет его Татьяне. Онегин только теперь понимает совершенство той, чье первое девичье чувство им было когда-то отвергнуто. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, он решается добиться свидания с ней.

Картина седьмая

Татьяна с волнением вспоминает Онегина, которого она до сих пор любит. Неожиданно входит Онегин. В его словах звучит признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было так возможно, так близко. Но прошлого не вернуть…

LiveInternetLiveInternet

Евгений Онегин — Пантелеймон Норцов (баритон) Татьяна Ларина — Глафира Жуковская (сопрано) Владимир Ленский — Сергей Лемешев (тенор) Ольга — Бронислава Златогорова (контральто) Ларина — Мария Бутенина (меццо-сопрано) Филипьевна — Конкордия Антарова (контральто) Князь Гремин — Александр Пирогов (бас) Трике — Иван Коваленко (тенор) Зарецкий — Анатолий Яхонтов (бас) Ротный — Игорь Мантчавин (бас)

Хор и оркестр Большого театра СССР. Дирижёр Василий Небольсин Запись 1936 года

[/td]
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

опера (лирические сцены) в трех действиях Петра Ильича Чайковского на либретто композитора К. Шиловского, основанное на одноименном романе в стихах А.С.Пушкина.

Время действия: 20-е годы XIX столетия. Место действия: деревня и Петербург. Первое исполнение: Москва, 17 (29) марта 1879 года.

Той же весной 1877 года Чайковский получает страстные любовные послания от некой Антонины Милюковой, двадцатичетырехлетней студентки консерватории, которую, Чайковский едва мог припомнить, встречал ли когда-нибудь. К своей реальной корреспондентке Чайковский не питает совершенно никакой любви, и он поступает так же, как поступил Онегин: он пишет вежливый холодный ответ, что не может ответить взаимной любовью. Но от нее приходит еще одно письмо, полное страстного чувства, и Чайковский отправляется к Антонине Милюковой, чтобы взглянуть на нее. Он женится на ней (6 июля 1877 года). В результате — трагедия (три недели спустя он бегством спасается от брака).

А.С.Пушкин: Глава восьмая, XII Онегин (вновь займусь я им), Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел.

Чайковский: Онегин (про себя) Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь бездействием досуга Без службы, без жены, без дел, Себя занять я не успел.

ДЕЙСТВИЕ II

ДЕЙСТВИЕ III

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Краткое оркестровое вступление вводит в мир поэтических грез и душевных порывов Татьяны.

В центре второй картины — образ Татьяны. Рассказ няни, выдержанный в спокойной повествовательной манере, противостоит ее взволнованным речам. В сцене письма с замечательной психологической чуткостью запечатлены разнообразные душевные состояния героини: страстный порыв, робость, отчаянная решимость и, наконец, утверждение любви. Смятение Татьяны выразительно оттеняется симфонической панорамой восхода солнца.

В центре седьмой картины дуэт Татьяны и Онегина — взволнованный, полный эмоциональных контрастов, заканчивающийся стремительным нарастанием и драматическим срывом.

Читайте также: