Как справляться с трудностями в школе

Обновлено: 05.07.2024

Каждый человек в то или иное время испытывает трудности с учебой, и преодоление этих проблем является частью учебного процесса, особенно когда у вас большая учебная нагрузка. Такие проблемы варьируются от временных сбоев до хронического отсутствия мотивации и низкой производительности. Чтобы преодолеть эти проблемы, может потребоваться невероятная сила воли, но важно помнить, что их можно преодолеть с помощью правильного отношения.

В этой статье мы рассмотрим некоторые из наиболее распространенных учебных проблем, которые могут беспокоить учащихся на любом этапе их обучения, и обсудим некоторые стратегии их решения.

1. У вас низкая мотивация

Низкая мотивация - одна из самых больших проблем, которую вам предстоит решить во время обучения. Без достаточного внутреннего стремления выполнить огромный объем работы, может показаться невозможным. Ключ к пониманию низкой мотивации - это выяснить ее причины; это необязательно одинаковые причины для всех. Низкая мотивация может наблюдаться как в отношении определенных предметов, так и по всем направлениям. Вот некоторые из ее распространенных причин:

  • Вы устали и в стрессе, у вас слишком много дел;
  • Есть и другие, более интересные дела;
  • Вы находите эту тему скучной или вам она не нравится по какой-то другой причине;
  • Вам не нравится ваш учитель по определенному предмету;
  • В вашей жизни случаются и другие вещи, поэтому учеба сейчас не кажется важной;
  • Вы не в лучшем состоянии или не выспались;
  • Вы беспокоитесь о неудаче.

Признаете ли вы в себе какие-либо из перечисленных выше проблем? Мы рассмотрим многие из этих проблем по мере того, как будем обсуждать конкретные проблемы одну за другой в оставшейся части этой статьи. Помимо принятия конкретных мер по устранению этих возможных причин, составление плана действий по борьбе с низкой мотивацией также означает определение того, что вас мотивирует. Например, это:

  • Удовлетворение от выполнения задачи?
  • Хорошие отзывы учителей?
  • Вас считают успешным ваши сверстники или родители?
  • Краткосрочные награды, такие как плитка шоколада после учебной сессии?
  • Долгосрочный успех, то есть высокие оценки и место в выбранном вами университете?

Когда вы знаете, что стоит за вашей низкой мотивацией, и выяснили, что побуждает вас к достижениям, вы окажетесь в лучшем положении того, чтобы сразу взяться за дело. Другие советы в этой статье должны быть здесь полезны, поскольку многие другие проблемы, которые мы здесь обсуждаем, имеют в своей основе какую-то мотивационную проблему или являются ее причиной. Хранение мотивационных цитат за столом также может вдохновить вас продолжать работу, когда вы испытываете низкую мотивацию. Также помогает правильная диета; например, употребление очень сладкой пищи на завтрак вызовет временный прилив сахара, который сначала заставит вас чувствовать себя активным, но вскоре пройдет, оставив вас вялым и неспособным мотивировать себя.

2. Слишком много отвлекающих факторов

В наши дни существует так много внешних стимулов, что неудивительно, что многие ученики отвлекаются. Социальные сети, друзья, телефон, телевидение, видеоигры и экскурсии - все они определенно влияют на то, чтобы нанести ущерб способности учащихся сосредоточиться на учебе. Если вы чувствуете, что ваша продуктивность страдает от множества отвлекающих факторов, пора сменить рабочую среду на более благоприятную для учебы.

Создание подходящей среды для обучения должно быть относительно простым решением, которое поможет вам преодолеть силу всех этих внешних отвлекающих факторов. Устраните с рабочего места то, что вы считаете ослабляет ваше внимание. Это может быть ваш телефон, Интернет, телевизор и так далее. Ограничьте свое общение выходными и подумайте об установке приложения для браузера, которое не позволит вам посещать Facebook или другие ваши любимые сайты на определенные периоды времени (например, LeechBlock).

Если вам невозможно выполнять работу дома из-за большого количества отвлекающих факторов, попробуйте поработать в другом месте.

3. Вам сложно сконцентрироваться

Как и низкая мотивация, трудности с концентрацией внимания могут быть вызваны рядом проблем. Если вы не можете сконцентрироваться из-за того, что у вас что-то на уме, вам нужно попытаться очистить голову, прежде чем приступить к работе, иначе это снизит вашу производительность. Может помочь записать проблему на бумаге или поговорить о ней с кем-нибудь. Свежая прогулка или выполнение некоторых упражнений также помогут вам избавиться от беспокойства перед тем, как приступить к работе. Если это более серьезная личная проблема, поговорите о ней со школьным психологом, чтобы избавиться от нее или взглянуть на проблему с другой, более управляемой точки зрения.

Другая возможная причина отсутствия концентрации заключается в том, что стоящая перед вами задача кажется настолько огромной, что вы не знаете, с чего начать. Хороший способ решения этой проблемы - разбить задачу на более мелкие, более управляемые задачи. Например, вместо того чтобы включать в повестку дня целое сочинение, разделите задачи на более мелкие, более легко достижимые цели: прочитайте главу книги и сделайте заметки, напишите план сочинения, напишите введение и так далее. Вы даже можете разбить его на количество слов, которых нужно достичь: например, 100 слов за раз.

Поиск подходящего стиля обучения для вас может помочь вам легче сосредоточиться, поскольку борьба с попытками работать в стиле, который вам не подходит, наверняка будет контрпродуктивна. Все мы учимся по-разному; некоторые из нас предпочитают работать в полной изоляции, а другие предпочитают учиться в компании одноклассников; одни люди лучше всего учатся, составляя диаграммы и рисунки, другие - записывая вещи. Попробуйте поэкспериментировать с разными стилями обучения и посмотрите, сможете ли вы найти лучший подход к обучению - такой, который позволит вам получать удовольствие от того, что вы делаете, лучше запоминать информацию и легче сосредотачиваться.

Наконец, стоит отметить, что трудности с концентрацией внимания также могут возникать из-за чрезмерной работы. Если вы работали за столом и недостаточно отдыхали, попробуйте дать себе немного времени на отдых. Скорее всего, вы вернетесь к своему столу отдохнувшими и гораздо лучше сконцентрированными.

4. Вам сложно запоминать факты и цифры

5. Вам не нравится изучаемый предмет

На определенном этапе обучения вы неизбежно столкнетесь с предметом, который вам не нравится. Будь то потому, что вам это просто скучно, или вы чувствуете, что не можете в нем разобраться, или он кажется бессмысленным предметом, который вы не будете использовать в долгосрочной перспективе, или у вас есть активная ненависть к нему, такая неприязнь может иметь большое влияние на ваш успех в этом предмете. Неприязнь к учителю этого предмета или то, что учитель - скучный, также может привести к неприязни к самому предмету.

Чтобы преодолеть эту проблему, необходимо изменить образ мышления. Вам нужно увидеть более широкую картину и то, как этот проблемный предмет вписывается в нее. Вы должны помнить о том, что вам понадобятся хорошие оценки по всем направлениям, если вы хотите поступить в лучшие университеты. Поэтому подумайте о том, какие навыки вы получаете из этого предмета, которые можно с пользой применить в другом месте, даже если фактические знания могут не иметь отношения к вашим карьерным целям.

6. Вам не хватает необходимых ресурсов

7. Вы боретесь с тайм-менеджментом

Учеба на любом уровне требует правильного управления временем, и если вы обнаруживаете, что изо всех сил пытаетесь уложиться в сроки, или вы чувствуете себя перегруженным работой, или вам часто приходится не ложиться спать до поздней ночи, чтобы закончить домашнее задание, это говорит о том, что вам нужно поработать над своими навыками тайм-менеджмента. Это значит стать более организованным, составить список того, что и когда нужно сделать, и приступить к домашнему заданию, а не откладывать эту работу на потом. Это также означает, что вы должны быть более дисциплинированными в своем распорядке: вставать раньше, планировать свой день и максимально продуктивно использовать время, которое вы уделяете каждому из ваших предметов.

Последнее замечание, которое может оказаться полезным: многие проблемы, которые мы обсуждали в этой статье, можно преодолеть, приняв правильный образ мышления. Положительный психологический настрой будет иметь большое значение для того, чтобы помочь вам вернуться на правильный путь, какие бы проблемы с учебой вы бы ни испытывали.

У ребенка проблемы в школе

Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Поэтому первое, что вам нужно сделать, чтобы помочь своему ребенку меньше переживать из-за плохих отметок, - это перестать концентрироваться на них. Хвалите ребенка за его достижения - например, за то, какой красивый у него стал почерк, как быстро он решил задачку по математике, с каким выражением прочитал стихотворение, а не за пятерки. Вы должны транслировать, что хорошие оценки - это здорово, но главное - реальные знания, а еще важнее - интерес к учебе и приложенные усилия. Только для этого вам нужно самой в это поверить.

Проблема: ребенка обижают одноклассники

Если же ситуация со временем лишь ухудшается и доходит до рукоприкладства, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу. Лишние полчаса дороги или не такой высокий рейтинг по отдельным предметам - не так страшно, как разрушенная психика ребенка.

Проблема: у ребенка нет друзей в школе

Что делать:
Для начала убедитесь, что желание иметь друзей принадлежит вашему ребенку, а не вам. Большинство детей испытывают потребность принадлежать к группе, но из любого правила есть исключения - возможно, ваш ребенок – как раз одно из них. Если же ваш маленький школьник очень хочет с кем-то подружиться, но не может, помогите ему - устройте какое-нибудь веселое мероприятие, на которое пригласите других детей.
За стенами школы в ситуации, где им интересно и приятно, дети обычно более расположены к контактам - и будут не против поиграть с вашим сыном или дочерью.

Если организовывать пикники и походы вам некогда, попробуйте позвать в гости родителей кого-то из одноклассников. В конце концов, вам тоже не помешает завести друзей в школьной среде. Попросите своих новых знакомых взять в гости своего ребенка, чтобы вашему было не скучно. И обязательно придумайте какое-нибудь сплачивающее увлекательное занятие, которым дети могут заняться вместе - собрать новый конструктор, построить крепость из подушек, расчесать собаку, что угодно, что они могут делать сообща.

Проблема: перегруженное расписание, ребенок устает и не справляется с нагрузкой

Учителя жалуются, что ваш ребенок спит на уроках. Дома он отказывается не то что помогать по дому - но и играть, потому что слишком устал и хочет отдохнуть. А может, у него и вовсе нет времени на игры, потому что после школы нужно не только сделать уроки, но и сходить на урок верховой езды, а затем позаниматься с преподавателем испанского…

Что делать:
Поумерить свои родительские амбиции - почти всегда, когда ребенок оказывается на грани нервного срыва из-за переутомления, оказывается, что, помимо школы, он посещает еще несколько различных кружков и спортивных секций. Заботиться о всестороннем развитии ребенка - это хорошо и правильно, но ровно до тех пор, пока не страдает его физическое и психологическое здоровье.

Попробуйте отказаться, хотя бы на время, от уроков фортепиано, и не водить своего сына или дочь на занятия к частному преподавателю шахмат три раза в неделю. Понаблюдайте за ребенком: стал ли он более бодрым, веселым, активным? Если нет, возможно, ему нужно больше времени, чтобы прийти в себя. Также не лишним будет проверить, не вызвана ли переутомляемость и нервная истощаемость нехваткой витаминов в организме.

Если, помимо школы, у ребенка нет дополнительных нагрузок, при этом учителя все равно жалуются на его невнимательность, возможно, вам стоит проверить ребенка на синдром дефицита внимания. При СДВГ (так сокращенно называется синдром) в силу неврологических особенностей ребенок с трудом концентрируется на чем-то, не может долго удерживать внимание, что сказывается на успеваемости в школе. Детям с этим синдромом нужна особая помощь в усвоении информации.

Проблема: учительница за что-то недолюбливает ребенка и беспричинно занижает оценки

Если же несмотря на все ваши беседы, преподаватель не оставит в покое вашего ребенка, используйте этот случай в качестве примера, рассказывая ребенку о том, что в жизни так бывает - даже если мы очень стараемся и делаем все хорошо, другие не всегда это оценивают адекватно. Похвалите ребенка и скажите, что вы уверены, что он знает математику (литературу, английский) лучше многих, и если оценки не будут отражать эти знания - это не его вина.

А еще можете почаще напоминать ему, что он замечательный и вы его любите, а школа - это лишь один из этапов долгой-долгой жизни. Бывшие обидчики и вредные учителя останутся в прошлом, и он обязательно встретит тех, кто по достоинству оценит все его замечательные качества.

Проблемы в школе у ребенка: причины и помощь. Рекомендации специалистов

В школьные годы у детей часто возникают трудности: проблемы в общении со сверстниками и учителями, низкая успеваемость, сложная обучаемость, школьная дезадаптация . Бывает, родители не замечают проблем ребенка в силу занятости, да и сами дети редко просят помощи, несмотря на то, что очень нуждаются в ней. Именно поэтому родителям важно быть чуткими и внимательными по отношению к своим детям, своевременно решать их проблемы, помогать в различных делах, чтобы впоследствии ребенок вырос уравновешенной и целостной личностью.

В этой статье рассмотрим основные трудности психологического, логопедического или нейропсихологического характера, с которыми ребенок может столкнуться в школе.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Невнимательность, неусидчивость, низкая концентрация внимания

Невнимательный ребенок в школе с точки зрения психологии – это ученик с нарушением концентрации внимания на каком-либо действии или предмете (дисциплине). Как правило, если ребенок не успевает за темпом работы в классе, долго делает домашние задания, постоянно отвлекается сам и отвлекает одноклассников, не с первого раза слышит обращенную к нему просьбу, это говорит о низком уровне концентрации внимания из-за снижения уровня нейродинамики.

Признаками невнимательности могут являться:

- Низкая концентрация (ребенок постоянно отвлекается в классе, либо при выполнении домашних заданий, быстро переключает внимание на мелкие раздражители (посторонние звуки, изображения) с потерей качества выполняемого действия и т.п.).

- Забывчивость (например, часто теряются вещи).

- Невнимательность при выполнении бытовых действий (путаются цифры в задачах, пропускаются пуговицы при застегивании одежды и т.д.)

Из-за чего же так происходит? Существует множество факторов, влияющих на снижение концентрации, одними из них являются: эмоциональное напряжение ребенка, тревожность, чрезмерная нагрузка, внешние факторы (жара, холод), дискомфорт и, конечно же, мобильные гаджеты. Помимо этого, часто за невнимательностью скрывается недоформированность 1 и 3 блоков мозга, которые как раз отвечают за уровень общей работоспособности и осуществление функции контроля за собственной деятельностью.

При выявлении данной проблемы необходимо не только устранить причину, но и стабильно заниматься с ребенком, развивая функции головного мозга. Существует множество игровых методик, воздействующих на участки мозга, что, соответственно, будет повышать концентрацию внимания у ребенка.

Детский нейропсихолог может провести нейродиагностику, выявить первопричины низкой концентрации внимания у ребенка и дать свои рекомендации по дальнейшему развитию.

У ребенка трудности в письме и/или чтении

Если у ребенка наблюдаются регулярные характерные трудности в письме и/или чтении, часто они вызваны конкретным расстройством – дисграфией или дислексией. Однако не стоит паниковать, так как такое явление довольно часто встречается среди учеников начальных классов, но и пускать ситуацию на самотек - тоже нельзя.

Причины данных трудностей чаще могут быть связаны с:

- нарушениями или особенностями в развитии нервной системы,

- недоформированностью определенных блоков мозга и, как следствие, задержками в развитии моторной сферы (крупная и мелкая моторика) и психических функций, например, зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, памяти и пр.

Симптомы проблем с письмом, как правило, начинают проявляться еще в начале школьного обучения, а наиболее заметны становятся с увеличением нагрузки. Чем раньше родители заметят это, тем быстрее помогут ребенку избавиться от данных трудностей и не упустить школьную программу, а также сделать процесс обучение легче и интереснее.

Проблемы с чтением также не стоит игнорировать. Это очень важный процесс, от которого во многом зависит успешность в изучении разных дисциплин. Например, если ребенку трудно правильно прочесть и понять условия математической задачи, то и выполнить ее без ошибок он не сможет. Последствия дислексии могут проявляться и в трудностях с пониманием прочитанного и в сокращении читательского опыта, что, в свою очередь, может препятствовать росту словарного запаса и базовых знаний.

Часто чтение и письмо для детей с дислексией - это очень энергозатратный процесс, особенно в случаях, когда нарушена работа не одной, а двух или нескольких когнитивных функций.

У ребенка плохой почерк

Отдельной проблемой можно выделить плохой почерк (неразборчиво пишет, не соблюдает границы строк и т.д.). Причиной могут быть следующие факторы:

- неврологические проблемы (ДЦП, эпилепсия и пр.);
- леворукого ребенка переучили писать правой рукой;
- плохо развита моторика (крупная и мелкая);
- мышечные зажимы, в частности в кисти руки;
- задержки в развитии.

Что делать? Нейропсихолог поможет определить, с чем именно связана данная сложность и подскажет верный путь решения вопроса. При необходимости проведет курс занятий по устранению причин данного явления. Для детей дошкольного возраста существуют специальные упражнения, направленные на развитие двигательной сферы и моторики, предотвращение появления зажимов и подготовки руки к письму.

Ребенку сложно запомнить стихи или любую другую информацию

Опять же, в данном случае необходима консультация нейропсихолога для того, чтобы выяснить точные причины трудностей в запоминании информации.

Кто такой детский нейропсихолог, и как он может помочь в решении проблем в школьном обучении?

Это специалист, который знает особенности развития мозга, может с помощью нейропсихологической диагностики установить соответствие уровня развития психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и пр.) возрастным нормативам, выяснить причины возникновения тех или иных сложностей и дать рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.

В случае необходимости нейропсихолог составит индивидуальную программу занятий и проведет курс коррекционно-развивающих занятий по устранению выявленных трудностей. В такую программу входят различные физические и интеллектуальные упражнения, элементы сенсорной интеграции, телесноориентированной терапии, кинезиологии, которые проводятся в игровой форме.

Если вы наблюдаете у своего ребенка что-то из вышеперечисленного, не откладывайте проблему в долгий ящик, где она обрастет еще большими проблемами, а обратитесь к специалисту, который поможет стать Вашему ребенку успешнее во всех сферах жизнедеятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

Ребенок отстает в школе

- отсутствие интереса к обучающей программе;

- конфликты с учителями и другими учениками;

- давление со стороны сверстников;

- психологическая напряженность, связанная с конфликтами в семье;

- проблемы с усвоением материалов

В данном случае первым делом необходимо поговорить с ребенком, попытаться выявить причину и понять, с чем связаны у ребенка проблемы в школе , и, соответственно, помочь ему их решить. Если вы осознаете, что причина школьной неуспеваемости вызвана эмоциональным неблагополучием ребенка, и она не решается своими силами, то стоит обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет ребенку пережить возникшие трудности, выровнять эмоциональный фон и вернуть интерес к учебе.

Проблемы со сверстниками

К сожалению, проблемы со сверстниками – очень распространенное явление в наше время. Давайте разберемся, что может мешать Вашему ребенку легко общаться и коммуницировать с другими детьми?

- ребенок стеснительный, неуверенный в себе;

- у ребенка плохо развиты социальные навыки общения;

- агрессия со стороны ребенка или сверстников, буллинг;

- непонимание в семье, сложные отношения с родителями;

- нарушения или отклонения в психическом развитии.

Проблемы с адаптацией

Адаптация в школе – это важный процесс привыкания ребенка к новой социальной среде. Длительность этого периода зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка и занимает в среднем от 2 до 6 месяцев.

Привыкнуть к новому распорядку дня, новым правилам и коллективу – задача не из легких даже для взрослого, что уж говорить о маленьких детях! Крайне важно поддержать ребенка в это нелегкое для него время. Проблемы со школьной адаптацией чаще всего встречается у:

- детей с повешенной утомляемостью,

- детей с психологическими особенностями,

- детей с неврологическими и психиатрическими диагнозами,

- детей, имеющих задержки в развитии.

Не требуйте от ребенка многого, постарайтесь максимально поддерживать его и больше проводить время вместе. Мотивируйте и поощряйте за школьные успехи. Помогите ребенку оптимально распределить время, составьте расписание дня, не забывайте про прогулки на свежем воздухе. Станьте для него опорой в этот период. На этапе адаптации не добавляйте в график ребенка новых обязанностей, кружков и секций – лучше отложить введение дополнительного образования на более позднее время.

Проблемы с поведением

При переходе в новое учебное заведение, а также по мере взросления, у ребенка может появиться ряд негативных поведенческих особенностей, которые называют психогенной школьной дезадаптацией (сокращённо ПШД).

ПЩД, как правило, характеризуется:

- конфликтностью со сверстниками и учителями;

- неадекватностью действий, аморальным поведением, агрессией по отношению как к людям, так и к животным;

- частым пропуском уроков.

Проблемы с поведением чаще всего встречаются у детей с дефицитом внимания и любви в семье. Даже психически здоровый ребенок в такой ситуации может начать бунтовать и вести себя агрессивно, поэтому важно, в первую очередь, начать с отношений внутри семьи. При данном нарушении у ребенка лучше всего обращаться за помощью к детскому психологу.

Проблемы в общении с учителями

Поводом для конфликтов между учениками и учителями могут быть совершенно разные ситуации, например:

- низкая успеваемость ученика;

- несоответствие уровня знаний ребенка и школьной программы;

- борьба за авторитет между учеником и учителем;

- проблемы в семье ребенка;

- личностные особенности учителя и ребенка и пр.

Если у ребенка проблемы с учителем , родителям необходимо понять причину данного недопонимания и помочь ее устранить.

Школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста в условиях учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего нарушение встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также в средних и старших классах. Впоследствии, если не предпринимать должных мер, школьная дезадаптация полностью отбивает у ребенка желание учиться и в принципе посещать учебное заведение.

Школьная неуспеваемость является одним из последствий дезадаптации ребенка, которую также называют нарушением развития и поведения.

Почему у ребенка может возникнуть школьная дезадаптация ?

- недостаточный контроль поведения ученика;

- низкий уровень подготовки ребенка;

- низкий уровень интеллектуальных навыков;

- неспособность подстроиться под темп программы;

- пробелы в школьной программе/отдельных дисциплинах;

- психологические и неврологические особенности.

Конечно, не стоит забывать о влиянии семьи на психическое состояние ребенка. Непонимание, конфликты и давление негативно влияют на общее развитие и мироощущение детей. Все эти факторы напрямую отражаются на учебной деятельности ребенка. К такой проблеме, как школьная дезадаптация , лучше всего привлекать детского психолога и нейропсихолога.

Как помочь? Рекомендации психолога

Если Вы замечаете, что у ребенка проблемы в школе , он подавлен, замкнут или, напротив, чрезвычайно импульсивен, в первую очередь необходимо проанализировать Ваши отношения в семье. Конечно, в доме должны царить гармония и спокойствие. Очень важно вести диалог со своими детьми, узнавать о новостях в их жизнях, постараться стать для ребенка другом, несмотря на разницу в возрасте. Выявляйте и принимайте причины тревожностей, окружайте заботой и любовью, уделяйте время своим детям! Обычно дети редко рассказывают о своих проблемах, так как боятся осуждения и непонимания со стороны родителей. Поэтому Вам, как родителям, необходимо:

- Выстраивать доверительные отношения с ребенком. Доверие в семье – первый шаг к успешному построению взаимоотношений детей и родителей. Ребенку важно понимать, что родителям можно доверять, рассказывать им о своих проблемах и не ждать осуждения в ответ.

- Поговорить, узнать о его переживаниях, успокоить и поддержать, если это требуется. Объясните ребенку, что любая проблема требует решения, и Вы всегда готовы ему помочь, Вы всегда на его стороне. Однако, если на протяжении нескольких лет родитель выступал доминантом, данные перфомансы, скорее всего, не дадут никаких результатов. Здесь потребуются некоторое время и усилия с Вашей стороны, чтобы изменить ситуацию.

- Обратиться к специалисту – детскому психологу – за первичной консультацией или на несколько сеансов для решения той или иной психологической проблемы.

Кто такой детский психолог, и почему он точно поможет Вам и Вашему ребенку?

Детский психолог – это профессионал в области детской психологии, который специализируется на решении психологических трудностей у детей. Следует знать, что психика детей в школьные годы очень неустойчива (сначала адаптация, далее – переходный возраст) и легко поддается травмам, которые могут остаться с ними на всю жизнь, повлияв на целостное формирование личности, поэтому решать детские проблемы важно и нужно! Одной помощью родителей зачастую, к сожалению, не обойтись.

Детский психолог поможет ребенку решить личностные и внешне ситуативные проблемы: тревожность, замкнутость, проявление агрессии, непроработанные обиды, низкая самооценка, низкая успеваемость, проблемы с социализаций, отсутствие контакта с учителями и сверстниками и т.д. Список проблем разнообразен, и если у Вашего ребенка наблюдаются какие-либо эмоциональные трудности, то настоятельно рекомендуем отнестись к вопросу детского психического здоровья крайне серьезно, не пренебрегая помощью специалистов!


Как понять, что ребёнку трудно учиться

Заметить трудности обучения у ученика можно не только по плохим оценкам. Иногда бывает так, что обучение для ребёнка является настолько дезадаптивной практикой, что он находится в функциональном, физиологическом и психическом напряжении. Это может выражаться не только в плохой успеваемости, но и в том, что он очень сильно устает, у него возникает негативный эмоциональный след от учебы, или, например, он начинает много болеть.

Поэтому нужно обращать внимание не только на успеваемость, но и на общий эмоциональный фон, изменения в поведении, заинтересованность, показатели мотивации.

Есть несколько основных проявлений трудностей обучения: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СВДГ), нарушение чтения и плохая успеваемость. С какими бы вариантами трудностей обучения педагог не столкнулся, алгоритм работы с ними состоит из трех основных шагов.

Общий алгоритм работы с трудностями обучения

Первый шаг — перестать обвинять и критиковать ребёнка, не пытаться переложить ответственность на его семью, родителей. Согласно идее гуманистической психологии, каждый ребёнок хочет быть хорошим, но он не может самостоятельно измениться. Необходимо участие заинтересованного взрослого — учителя или родителя.

Второй шаг — разобраться в причинах трудности обучения самостоятельно, с помощью специалистов или родителей ученика, или хотя бы сформулировать возможные гипотезы о них. Это могут быть относительная несформированность тех или иных высших психических функций, лежащих в основе нарушения чтения, дефицита внимания.

Третий шаг — применять конкретные методики, которые следуют из причин. В этой области нужно экспериментировать, иногда идти путем проб и ошибок и искать то, что сработает.

Разберемся с тремя основными видами трудностей обучения.

1. Дислексия и дисграфия

По данным разных российских исследований, нарушения чтения встречаются у 5-20 процентов детей школьного возраста, в среднем — у 10-15 процентов. По данным Международной ассоциации дислексии (International Dyslexia Association), причины 80 процентов трудностей обучения являются дислексия и дисграфия, потому что современное обучение еще не в большой степени состоит из видео и аудиоконтента, в его основе — главным образом чтение.

Дислексия — способность овладеть навыками чтения лишь отчасти, при которой у человека тем не менее сохраняется общая способность к обучению. Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, у человека встречаются повторяющиеся ошибки в письме. Не всегда дислексия и дисграфия идут вместе, но во многих случаях сопутствуют друг другу.

Дислексия и дисграфия связаны с особенностями работы тех или иных зон головного мозга. При работе с трудностями обучения нейропсихологи стремятся выяснить, в чем именно может быть причина, с работой каких отделов мозга связано нарушение, чтобы разработать коррекционную программу. Педагоги могут не знать тонкостей о работе мозга, но понимать, что если у ученика серьезное нарушение чтения, то помощь специалиста необходима.


Начиная с 3-4 класса, если у ребёнка есть нарушения чтения, у него как снежный ком накапливается неуспешность, снижаются оценки, а к 5 классу, если с ним никто не работает, начинаются стойкие проблемы как с успеваемостью, так и с мотивацией. В средней школе вернуть ученику веру в то, что учиться может быть интересно, гораздо сложнее, чем преодолеть трудности чтения. Поэтому начинать работать с дислексией и дисграфией нужно как можно раньше.


Работа ученика с нарушениями письма

Мы можем заметить, что у ребёнка дислексия, уже во втором полугодии первого класса по окончанию букварного периода. Ребёнок читает медленно, допускает большое количество ошибок при чтении, читает по буквам, у него наблюдается зеркальное написание букв или зеркальное произнесение слогов. Он не переходит к чтению целыми словами и целыми группами слов, есть нарушения смысловой стороны речи.

Потому что, если я читаю медленно, мне это тяжело, — это отъедает очень большой ресурс, я не всегда до конца могу понять смысл. Мы можем зафиксировать это двумя способами — снижение скорости чтения и то, что ребёнок неправильно отвечает на вопросы по тексту или вообще не отвечает.

Что делать, если у ребёнка дислексия или дисграфия

✅ Для начала признать, что у него есть эта проблема, перестать обвинять и снизить к нему требования. Поставить в известность родителей и совместными усилиями с ними постараться найти специалиста и провести диагностику.
✅ Изменить формы подачи материала. Тексты должны быть короткими и интересными, написанными крупным рубленым шрифтом с иллюстрациями, раскрывающими смысл или дополняющими текст. Сейчас доступно много хорошего аудио и видеоконтента, которым можно дополнять работу с текстом.
✅ Проверить, все ли в порядке у ребёнка с технической стороной чтения — восприятием звуков, слогов на слух, и отрабатывать задания, которые через улучшение зрительного восприятия, слухового анализа, внимания помогают развивать техническую сторону речи.
✅ Если с технической стороной все хорошо, нужно работать над смысловой стороной речи. Важно развивать устную связную речь — просить ребёнка пересказывать, составлять рассказы по серии картинок, рассказывать о своих интересах. Активная работа над связной речью имеет мощный развивающий потенциал и вытягивает письменную речь за собой.


2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

На практике СДВГ выглядит так: ребёнок постоянно отвлекается, не слушает, дает импульсивные ответы, чрезмерно активно двигается и устает уже к середине урока. Скорее всего, эти трудности могут быть связаны со слабостью регуляторных функций, за которые отвечают префронтальные отделы лобных долей головного мозга. Головной мозг продолжает активно формироваться в начальной школе. Поэтому если в 3-4 классе динамика поведения ребёнка только отрицательная, педагог может использовать свои тактики обучения для работы с ним, но нужно обязательно рекомендовать родителям обратиться к специалистам — психологам, дефектологам, психоневрологам, нейропсихологам, логопедам.


Дети с СДВГ легко устают. На фоне усталости они начинают вести себя еще более активно. Это внешний всплеск энергии взрослые ошибочно принимают за готовность продуктивно работать. У таких детей часто возникают сложности в отношениях со сверстниками: они не всегда адекватно оценивают ситуацию, могут импульсивно реагировать, что приводит к конфликтам.

Что делать, если у ребёнка СДВГ


3. Неуспешность и отсутствие желания учиться

Обычно у детей, которые не демонстрируют особых успехов в школе, отстают от программы и теряют интерес к учебе, могут быть не сформированы те или иные высшие психические функции: внимание, речь, восприятие, память, пространственные представления, серийная организация движений, мышление. В случае такого нарушения тоже важно разобраться в его причинах — проконсультироваться со специалистом, чтобы понять. как можно помочь ученику. Если в начальной школе с такими детьми работает специалист, обычно к 5 классу эти нарушения компенсируются.

Распространенной трудностью может быть медлительность. Это конституциональная врожденная особенность, связанная с работой головного мозга, которая редко меняется со временем. Для таких детей ограничение времени — это стресс, поэтому их нельзя торопить, нужно давать им возможность работать в своем темпе и заканчивать задания, давать меньший объем домашней работы. Если у таких детей пропадет мотивация учиться еще в начальной школе, то в средней ее будет сложно восстановить.

Что делать педагогу с детьми, которые не хотят учиться

Учителю важно помнить, что внешняя мотивация всегда менее эффективна, чем внутренняя, потому внутреннюю мотивацию нельзя у детей упускать.

Внутренняя мотивация базируется на трёх базовых потребностях: автономии и целеполагании, когда ученик сам решает, что и как ему делать; потребности в ощущении компетентности, успеха и потребности в отношениях с другими людьми.

Основная идея, которую педагогу нужно держать в голове — если он имеет дело с учеником, который не хочет учиться, нужно создавать ему ситуации успеха: давайте задания, которые ему по силам — легче, короче, и давайте больше времени для их решения.

Кроме этого, педагог может дать ученику возможность самостоятельно ставить себе учебные цели, насколько это возможно, и выбирать способы их достижения. Например, можно предложить выполнить задание в разной форме по желанию ребёнка. В этом случае реализуется потребность в автономии и целеполагании, и внутренняя мотивация ребёнка восстанавливается.

Учеба – дело непростое. Для того чтобы получить знания, человек должен трудиться, что требует наличия замечательной памяти, силы воли, умения мыслить. Учащийся вынужден иметь дело с огромным объемом новой информации, проявлять навыки обработки и запоминания материала. Не все люди готовы к этому. Тем не менее, учиться приходится каждому.

Как преодолеть трудности в учебе

  • Как преодолеть трудности в учебе
  • Как преодолеть трудности в обучении
  • Что делать, если плохо учишься

Больше времени уделяйте самообразованию. Читайте книги, причем, не только по предмету, с изучением которого возникли сложности. Чем шире будет ваш кругозор, тем проще будет учиться. Тем не менее, специальную литературу читать тоже необходимо. Нужно заметить, что научные работы кажутся скучными только вначале.

Следите за своим рационом. Особенно эта рекомендация актуальна в осенний и весенний периоды, когда люди получают с пищей недостаточное количество витаминов. Помните, что для нормального функционирования мозга, организм должен получать необходимые ему вещества. Ешьте орехи, овощи и фрукты, богатые антиоксидантами, защищающими мозг. Не стоит забывать и о продуктах с высоким содержанием белка – молоке, мясе и яйцах.

Помните, что лучше прочитать на сто страниц меньше, но вовремя лечь спать. Уставший человек все равно плохо понимает прочитанное. Хотя запомнить материал легче именно в вечерние часы. Найдите оптимальное время для отхода ко сну, чтобы всегда высыпаться. Мозгу необходим полноценный отдых. Не спешите. Если не лениться, то все можно успеть.

Читайте также: