Как создавалась комедия горе от ума кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первые задумки произведения появились ещё в 1816 году, после того, как Грибоедов побывал на аристократическом приёме в Петербурге. В то время русские очень интересовались иностранцами и зарубежными идеями, в умах интеллигенции потихоньку назревали революционные идеи, поэтому молодёжь с большим интересом отнеслась к иностранному гостю – французу, присутствовавшему на приёме, и, по мнению писателя, начала терять патриотизм. Он был возмущён и высказал свою позицию по отношению к этой ситуации, и его монолог был воспринят окружающими как происки сумасшедшего. Слух об этом разнёсся по всему Петербургу. Решив высмеять эту ситуацию, Грибоедов решил написать сатиру, чтобы обличить общество и показать нравы интеллигенции. Многие литературоведы считают, что прототипом Чацкого стал сам Грибоедов.

Цензура не могла допустить выход такого произведения. Оно обличало пороки и нравы общества, было слишком провокационным, и Грибоедов понимал это. Комедия долгое время ходила в списках, распространению которых способствовал сам автор. Он также передал рукопись Ф.В. Булгарину и ожидал, что тот поможет опубликовать её.

Однако произведение напечатали уже после смерти Грибоедова, так как он погиб в 1829 году во время дипломатической персидской миссии.

Сюжет произведения

Популярность рассказа о высшем обществе обусловлена живым и интересным сюжетом, в котором тесно переплетены судьбы главных героев. Чацкий, дворянин по происхождению, долгое время пробыл в провинции и спустя несколько лет возвращается в столицу. Он в первую очередь навещает свою возлюбленную Софью, но неожиданно для себя получил довольно холодный прием от невесты. Чацкий долгое время пытался понять причину такого холодного отношения. Оказалось, что девушка влюблена в секретаря Молчалина.

Главный герой Чацкий

Главный герой постоянно посещал дом девушки, но поговорить с ней по душам у него долгое время не получалось. Раздосадованный таким отношением любимой, молодой дворянин произносит обличительные монологи в отношении многих действующих персонажей комедии. Софья, которую оскорбили язвительные колкости в сторону Молчалина, распустила слух, что Чацкий сошел с ума. Сплетни быстро распространились, после чего все общие знакомые стали считать главного героя сумасшедшим.

Тайна о связи Софии и Молчалина становится достоянием общественности. Отец девушки Фамусов переживал по поводу испорченной репутации его семьи. Софья вскоре узнает о предательстве возлюбленного и рвет с ним отношения.

Чацкий, которому стало известно о тайной связи своей невесты, решает уехать навсегда из Москвы. В итоге каждый персонаж этой комедии оказался вовлечён в неприятную историю. Судьба Чацкого неизвестна, а Софья осталась одна с испорченной репутацией.

История создания

  • преклонения перед западным образом жизни;
  • невежества дворянства;
  • отличий в обществе столицы и глубинки.

Грибоедов Александр Сергеевич

Считается, что основные работы были закончены летом 1823 г., после чего в имении литератора Бигичева Грибоедов прочитал знакомым поэтам краткий вариант комедии.

Работы по завершению комедии

  • смелых диалогов персонажей;
  • обличения столичного дворянского общества.

Лишь в конце 1824 года после нескольких изменений были напечатаны отрывки первой и третьей частей комедии. Публика и критики положительно отнеслись к произведению, но затем текст был смягчен и сокращён цензурой. Многие смелые высказывания главных героев были заменены на нейтральные и безвредные. Основные претензии, согласно Википедии, предъявлялись не к обличению действующей власти, а к критике устоявшихся традиций и норм поведения в обществе.

После появления полной версии в 1825 году комедия имела эффект разорвавшейся бомбы. По воспоминаниям Александра Сергеевича Пушкина, именно это произведение сделало Грибоедова ведущим поэтом того времени.

Через несколько десятков лет появились первоначальные авторские версии произведения, однако они не получили такого одобрения у читателей, как первоначально знакомый им ранний смягченный вариант.

Театральные постановки

Даже по прошествии без малого двух веков это произведение всё так же интересно, актуально и популярно в театрах, как и раньше. Можно найти как классические постановки, так и авангардистские творческие решения, в которых главные герои переносятся в нынешнее время, а текст практически полностью переработан и адаптирован для современного зрителя.

Литературно-исторические заметки юного техника

Согласно одной из весьма распространённых в литературе версий, Грибоедов как-то присутствовал на светском вечере в Петербурге и был поражён тем, как вся публика преклоняется перед иностранцами. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то не в меру болтливого француза. Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший, и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.

В июне 1824 года, приехав в Петербург, Грибоедов провёл существенную стилистическую правку первоначальной редакции, изменил часть первого акта (сон Софии, диалог Софии и Лизы, монолог Чацкого), в заключительном акте появилась сцена разговора Молчалина с Лизой. Окончательная редакция была завершена лишь осенью 1824 года.

Выход в свет

Известный актёр и хороший знакомый А.И. Грибоедова П.А.Каратыгин так вспоминал о первой попытке автора познакомить публику со своим творением:

Театральные постановки

Артист П.А.Каратыгин в своих записках вспоминал:

Впервые комедия появилась на сцене в 1827 году, в Эривани, в исполнении актёров-любителей — офицеров Кавказского корпуса. На этом самодеятельном спектакле присутствовал автор.

Восприятие обществом и критика

Несмотря на то, что полный текст комедии так и не попал в печать, сразу после публикации отрывков пьесы Булгариным, вокруг произведения Грибоедова развернулись бурные дискуссии. Одобрение отнюдь не было единодушным.

Анализ комедии

    Свежо предание, а верится с трудом;

Конфликт пьесы

Таким образом, кульминация любовного сюжета мотивирует кульминацию сюжета общественно-идеологического. Благодаря этому обе внешне самостоятельные сюжетные линии пьесы пересекаются в общей кульминационной точке — пространной сцене, итогом которой становится признание Чацкого сумасшедшим.

После кульминации сюжетные линии вновь расходятся. Развязка любовной интриги предшествует развязке общественно-идеологического конфликта. Ночная сцена в доме Фамусова (д. IV, явл. 12-13), в которой участвуют Молчалин и Лиза, а также София и Чацкий, окончательно объясняет положение героев, делая тайное явным. София убеждается в лицемерии Молчалина, а Чацкий узнает, кто был его соперником:

Система персонажей

Чацкий и София в исполнении М.И. Царева и И.А. Ликсо, постановка 1938 года

Но когда Чацкий убеждается, что София его не любит, всё и вся в Москве начинает раздражать его. Реплики и монологи становятся дерзкими, язвительными — он гневно обличает то, над чем ранее беззлобно смеялся.

София
в исполнении И.А. Ликсо

София умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит ее в нелепое, комическое положение.

Фамусов и Скалозуб
в исполнении К.А. Зубова и А.И. Ржанова

Фамусов
в исполнении К.А. Зубова

Скалозуб
в исполнении А.И. Ржанова

Хлестова
в исполнении В.Н. Пашенной

Загорецкий
в исполнении И.В. Ильинского

Драматургическое новаторство пьесы


Замысел и начало работы

Задумки комедии появились в 1816 году. Это произошло после посещения Грибоедовым аристократического приема в Петербурге. Писатель увидел, как перед иностранным гостем теряла свой патриотизм русская молодежь. Он возмутился и попытался высказать свое мнение. Его гневный монолог был воспринят как сумасшествие. Весть разошлась легко, радости недоброжелателей не было предела. Грибоедову захотелось донести до людей, высмеявших его свои идеи, самому посмеяться над пороками общества. По мнению литературоведов, сам писатель стал прототипом главного героя комедии – Чацкого. В голове писателя возник замысел сатирической комедии, которая принесла писателю известность.

Начало написания теста проходило в Тифлисе в 1821-1822гг. Писатель изучал жизнь дворянского общества, он изучал среду, посещая балы и светские приемы. Делал записки о случаях на балах, создавал портреты, помечал главные черты характера. Записи помогли передать ситуацию так реалистично, что многие персонажи стали жить уже вне литературного текста.

Кратко сюжет

Главный герой, дворянин из обедневшего рода Александр Андреевич Чацкий, после нескольких лет пребывания за границей возвращается снова в столицу. И первым делом бежит к своей возлюбленной, Фамусовой Софье Павловне, с которой он не виделся целых три года. Эти два молодых человека в детстве вместе росли и, немного повзрослев, полюбили друг друга. Однако Чацкий однажды неожиданно уехал в Санкт-Петербург. Он покинул Софью, даже не предупредив и не черкнув ей и трех слов на прощанье.

И вот Чацкий спешит в дом Фамусовых, чтобы сделать предложение руки и сердца Софье. Однако его ожидания не оправдались, девушка встретила его более чем холодно. И как потом оказалось, она была влюблена в молодого секретаря, Алексея Степановича Молчалина, живущего в их доме и работающего на ее отца. Чацкий не сразу разгадал эту тайну, он и представить себе не мог, что Молчалин достоин ее любви.

Рукописные списки


RARUS’S GALLERY


Библиографическое описание:

1. The Kilgour collection of Russian literature 1750-1920. Harvard-Cambrige, 1959, №404.

4. Книги и рукописи в собрании М.С. Лесмана. Аннотированный каталог. Москва, 1989, №680.

5. Библиотека русской поэзии И.Н. Розанова. Библиографическое описание. Москва, 1875, №512 — экземпляр с портретом!

6. Русская словесность с XI по XIX столетия включительно. Составила А.В. Мезиер. Спб., 1899, №6175.

7. В.Г. Готье. Каталог большей частью редких и замечательных русских книг. Москва, 1889, № 595 — экземпляр с портретом! (7 рублей 50 копеек).

8. Дар Губара. Каталог Павла Викентьевича Губара в музеях и библиотеках России. Москва, 2006, №№445-446 — присутствует особый корректурный экземпляр!

9. Собрание С.Л. Маркова. Спб., 2007, № 368 — экземпляр в печатных обложках!

10. Книжные сокровища ГБЛ. Выпуск 3. Отечественные издания XIX- начала XX веков. Каталог. Москва, 1980, №25.

11. Библиотека Д.В. Ульянинского. Библиографическое описание. Том III. Русская словесность преимущественно XIX века до 80-х годов. Москва, 1915, №4160.

12. Чертков А.Д. Всеобщая библиотека России. Москва, 1838, стр. 413, №62.


Цензор: А как-с заглавие, позвольте вас спросить?

Цензор: Никак-с не можно пропустить.

Но разум пропускать, ей-богу! Нам опасно…



Бегичев рад был бы послушать сочинение друга, но портные, обойщики московского и деревенского домов, каретники, ювелиры, родные жены и прочие посетители бесконечно осаждали его. Предсвадебные заботы утомительны, а вечера он, само собой, проводил у невесты, и времени ни на что не доставало. Грибоедов, которого он просил стать его шафером, сам оказался в хлопотах. Надо было обновить гардероб, заменив потуги тифлисских портных более приличной одеждой. Пока он сидел в Персии, в моде свершилась революция: мужчины начали носить не короткие брюки до колен, а белые длинные обтягивающие панталоны до щиколоток. Старухи были глубоко шокированы — прежде подобная одежда предназначалась только для спальни. Зато молодые люди веселились вовсю, хотя панталоны приходилось заказывать в Петербурге. Грибоедов облачился в них с нескрываемым удовольствием — в конце концов, в них было удобнее!


Он нашел Александра только что вставшим с постели; неодетый, тот сидел у растопленной печи и бросал в нее свой первый акт лист за листом!

— Послушай, что ты делаешь. — закричал Степан в ужасе.

Грибоедов взглянул на него весело:

— Я обдумал — ты вчера говорил мне правду, но не беспокойся: все уже готово в моей голове.

Александр заметно воспрянул духом; теперь он был уверен, что у него найдется умный и нелицеприятный критик, и всё, что заслужит его одобрение, заслужит и одобрение будущих читателей и зрителей. Через неделю он переписал большую часть акта по-новому, оставив только несколько прежних сцен, которые, как ему казалось, получились лучше других. Замечания Бегичева были Грибоедову очень важны. Степан знал свет лучше юного Кюхельбекера, лучше самого Александра, на пять лет оторванного от России. Бегичев живал и в деревне, и в Петербурге, и в Москве, и в захолустных городках — и мог верно судить, удается ли автору отразить российскую действительность, или он искажает ее в угоду сценическим традициям. Грибоедов приступил к своей пьесе, находясь в необычном положении. Он не был штатным драматургом какого-нибудь театра, как Шекспир, Мольер, Шаховской… да кто угодно. В Петербурге он выполнял порой просьбы актрис и пожелания дирекции, но в Персии и даже в Тифлисе отголоски столичных театральных событий до него не доходили. Менялись актеры, менялись члены репертуарных комитетов, менялись вкусы зрителей — он ничего об этом не знал. И-тем лучше! Он писал для себя, выражал свои мысли и чувства, не думая, куда и кому отдаст будущее сочинение. Он творил, не оглядываясь на возможности определенных исполнителей, на суждения цензоров, на все, что сковывает творческую мысль и направляет ее в заранее заданное русло; если он не сумел бы достичь высоты, к которой стремился, он просто сжег бы свой труд, но не опустил до уровня толпы. Грибоедов не видел нужды определять, что он хочет создать: трагедию, комедию или, может быть, даже драму. Пусть герои соберутся в одном месте, начнут действовать — там и выяснится, к чему приведут их отношения. Что типичнее в русской жизни: неразрешимые конфликты со смертельным исходом? полные драматизма ситуации, улаживаемые до поры? или веселая борьба по пустякам, любовные интриги и дурачества? Или все вместе, как в несравненных творениях Шекспира? Пусть не автор, а сама жизнь выберет жанр пьесы! Автор же только поднесет обществу зеркало, где оно увидит себя таким, как оно есть.

Особенности различных редакций

В Тифлисе в 1820 году были написаны 2 акта пьесы. Отличий от итогового текста немного. Суть замысла не претерпела изменений. Обличительная сатира и показ пороков общества. В имении С.Н.Бегичева Грибоедов написал 3 и 4 акты, но в то время он не считал, что работа над текстом завершена. Пьеса претерпела изменения:

Изменялся текст, все более насыщаясь фразами, ставшими крылатыми. Есть правки А.Пушкина, В.Булгарина.

Рукописи менялись в зависимости от того, для какой публики они читались. Резкие суждения автора пытались смягчить, чем нарушали их смысл. Но изменить суть пьесы не удавалась. Ее сравнивали с бомбой, которая взорвала умы целого поколения.

Вариант 2

История создания комедии Грибоедова Горе от ума: замысел, постановка, публикация

Андрей Чацкий — умный, активный молодой человек, стремившийся к развитию и совершенствованию. При этом Андрей, ярко выраженный романтик. Он нежен, деликатен, тактичен. Чацкий влюблен в Софью. Он видел в ней только положительные качества, несмотря на сложный характер и взбалмошную натуру молодой девушки. Андрей Чацкий идеальная кандидатура для Софьи Фамусовой, но сердце девушки принадлежит другому.

Софья Фамусова яркая представительница молодых дам той эпохи. Софья — богатая барыня, которая томится от безделья и скуки в отцовском доме. Она умна, образована, но из-за юности своих лет, в произведении ей всего 17 лет, она наивна и неопытна. Из-за неопытности ее выбор падает не на умного и скромного Чацкого, а на недалекого Молчалина.

Алексей Молчалин — глуповат, не стремился к саморазвитию. Главной жизненной целью героя является достижение собственного благополучия. Поэтому ему выгодно общение с Софьей с целью вхождения в круг общения Фамусова старшего. Его поведение по отношению к Софье фальшиво и наигранно.

Влюбленная Софья не замечает недостатков Алексея, воспринимая их за достоинство. Однако Софье не удается связать свою жизнь с Молчалиным. Выбор Алексея падает на молодую барышню Лизу. Фамусов изгоняет Молчалина из дома. Софья тяжело переживает потерю любимого. Она морально разбита и угнетена. Андрей разочарован в дочери Фамусова и перестает с ней общения. Софья остается совершенно одна. Настоящей жертвой любовного треугольника является Андрей Чацкий. Он разочарован в обществе и в жизни в целом. Причиной такого разочарования выступает его романтичная натура и то, что на первый план всегда ставит искренние чувства, а не личную выгоду и карьерный рост, как это делает Молчалин.

Основные даты истории создания комедии

  • 1816 г. – появление идеи будущего сюжета
  • 1823 г. – чтение отрывков пьесы
  • 1825 г. – текст прочитан А.Пушкиным
  • 1829 г. – гибель А.Грибоедова
  • 1831 г. – печатная версия на немецком языке.
  • 1833 г. — появление печатного русскоязычного теста пьесы
  • 1862 г. – выход полной авторской версии
  • 1875 г. – публикация текста без цензурных правок

Театральная пьеса стала больше, чем произведение для сцены в обычном понимании. Текст стал манифестом, призывом. Он поднимал вопросы нравственности и политики. Это пьеса о любви и одиночестве, глупости и уме, превосходстве и низости. Длинная, интересная история написания, переписывания и восприятия текста дала жизнь всему произведению и его отдельным фразам, воспринимаемым как народные истины, уроки истории.

Действие IV.

Разоблачение

Фамусов

Автор высмеивает лесть и низкопоклонство Фамусова (тот занимает большой пост, однако часто даже не читает подписываемых им бумаг). Павел Афанасьевич — карьерист, и служит для того, чтобы получать чины и деньги. А еще Грибоедов намекает на его любовь к своячничеству и кумовству. Людей он оценивает по их материальному благосостоянию. Дочке Софье он говорит, что бедный ей не пара, и пророчит в женихи полковника Скалозуба, который, по его словам, не сегодня-завтра станет генералом.

Молчалин и Скалозуб

Читайте также: