Кто такая софия киевская кратко

Обновлено: 08.07.2024


Схиигумения София Киевская (1873- 1941). Фото: СПЖ

В столичном Покровском монастыре особо почитают игуменью Софию (Гриневу): она управляла обителью 10 лет, вплоть до отстранения ее от должности обновленцами в 1923 году.

Не так давно мы рассказывали нашим читателям о первой настоятельнице и основательнице Киевского Покровского монастыря, преподобной княгине Анастасии (Романовой). На этот раз речь пойдет о ее преемнице – святой исповеднице, схиигумении Софии Киевской (1873- 1941), обретение мощей которой празднуется 11 мая.

Детство и юные годы

Шли годы. София поступила в Александро-Мариинский институт. Недалеко от Оптиной пустыни жила бабушка Софии, и семья Гриневых нередко приезжала к ней в гости. Бывали они часто и на богослужениях в монастырской обители, со старцами которой преподобную в будущем связывала тесная дружба.

Обращала ли мать Софии внимание на все эти пророчества? Скорее всего, что нет. Потому что ни она, ни ее сестра так и не смогли простить Софию за то, что она выбрала монашеский путь.

Судьба занесла их семью в Киев, где София поступила в Киевскую консерваторию по классу пения. У нее был прекрасный голос, и преподаватели пророчили ей блестящую карьеру оперной певицы. Занятия пением сменялись концертами, потом шли спектакли, в которых София принимала активное участие. Вся ее жизнь, казалось, слилась в один сплошной праздник. Но что-то непонятное, необъяснимое часто сжимало сердце девушки. Среди всего этого веселья она вдруг становилась грустной, задумчивой и молчаливой. Что-то терзало ее изнутри.

Во время этого путешествия на нее из лесу бросился огромный волк. София была уверена, что погибнет.

Однажды, когда София гостевала у своей бабушки в Калужской губернии, ей пришлось зимой, в лютый мороз, идти две версты вдоль дремучего леса. Местность была опасная, и все знали, что в лесу водятся волки. Что заставило девушку пренебречь опасностью, остается неизвестным. Во время этого путешествия на нее из лесу бросился огромный волк. София была уверена, что погибнет. Пока волк приближался к ней, она крестила его и читала молитву. В тот момент София пообещала Богу, что если останется жива, то обязательно примет монашество. На ее удивление, волк остановился, а потом медленно отошел за деревья и скрылся из виду.

Жизнь шла своим чередом и молодость манила Софию своими яркими красками. Но однажды, когда ей было 22 года, пришла беда. Морозным днем, перед самым окончанием учебы в консерватории, вместо того, чтобы переждать после урока пения положенные полчаса в теплом помещении, она сразу же побежала домой. По дороге встретила знакомых и долго, оживленно с ними разговаривала. А через несколько дней слегла с гнойной ангиной в сильнейшей форме. Девять месяцев София не могла разговаривать. Все это время она боролась за жизнь. Врачи предполагали, что у нее начался туберкулез горла.

Будущая великая певица угасала на глазах, все ждали ее приближающегося конца. Видя, что он уже недалеко, к Софии пригласили священника. После причастия девушка заснула. И произошло чудо. Пробудившись, она впервые за все месяцы болезни сказала несколько слов, а ее здоровье стало восстанавливаться. С этих пор ее жизнь радикально изменилась. София решила исполнить данный когда-то Богу обет.

Монашество и игуменство

Как и при каких обстоятельствах София приняла рясофор, для нас остается неизвестным. Скорее всего, это было в Свято-Троицкой обители, где настоятельницей была ее бывшая близкая подруга, которая когда-то загорелась желанием создать монастырь и очень много сделала для его основания. Но когда пришли, как это обычно бывает, искушения, подруга их не выдержала и ушла, покинув монастырь.

София пробыла в этой обители также недолго, скорее всего из-за смуты, связанной с уходом подруги. Основавшись в другом, Николаевском монастыре, София сразу же обратила на себя внимание не только строгостью жизни, но и особым жизнерадостным характером. Она была очень открытым человеком и с большой любовью относилась ко всем сестрам обители. За это ее тоже очень полюбили монахини, но это же и послужило поводом к тому, что Софии пришлось покинуть и этот монастырь. Зависть казначеи к популярности Софии постепенно привела к тому, что та буквально выжила ее из обители.

Матушка София поддерживала постоянную связь с Оптинскими старцами, а старец Варсонофий Оптинский стал ее неизменным духовником.

К тому времени у самой Софии уже скопился достаточный духовный опыт, необходимые знания и умения, которые чуть позже помогли ей самой управлять обителью. Кроме того, она поддерживала постоянную связь с Оптинскими старцами, а старец Варсонофий Оптинский стал ее неизменным духовником.

Часто матушка с сестрами оказывались в безвыходном положении, но каждый раз, после того как они служили акафист Саровскому чудотворцу, все проблемы удивительным образом разрешались. Причиной тому была вера игуменьи Софии, ее любовь к Богу и бесконечное терпение. Вот один из таких примеров.

Сестры монастыря долго ждали, когда у них будет служить свой батюшка, чтобы им не нужно было каждый раз упрашивать священников из соседних приходов отслужить у них праздничные и воскресные службы. И вот наконец-то они получили долгожданное распоряжение правящего архиерея – в их обитель направлялся штатный священнослужитель. Монахини обрадовались: украсили, как могли, свой небольшой монастырь, выложили дорожку к храму лепестками цветов, приготовили букет долгожданному батюшке. В назначенный час они с трепетом ждали приезда экипажа. Наконец в монастырский двор въехала карета, из которой вывалился вдребезги пьяный священник. Игуменья спокойно, как будто ничего не случилось, с уважением встретила батюшку, затем собрала взволнованных и разочарованных сестер и твердо увещевала их уповать на промысел Божий и с почтением относиться к прибывшему священнику, воздавая должное уважение его сану и не соблазняясь его слабостями.

Иерей возненавидел игуменью всеми силами души. Он писал на нее доносы в епархию, подбивал против нее сестер монастыря, делал ей всевозможные гадости. Но, в конце концов, любовь победила, и его душа постепенно стала меняться в лучшую сторону.

Много натерпелась матушка от этого иерея. Он бил приставленную к нему старушку-послушницу, ругал на весь храм певчих, бранился в алтаре. Семья этого священника от него давно сбежала по той причине, что он их постоянно избивал в пьяном виде. Но игуменья София все терпела, отвечая батюшке только любовью и уважением. Тому же она учила и своих сестер.

Как-то матушка видела сон, в котором она поднымалась все выше и выше, ведя вверх этого священника. Иерей возненавидел игуменью всеми силами души. Он писал на нее доносы в епархию, подбивал против нее сестер монастыря, делал ей всевозможные гадости. Но, в конце концов, любовь победила, и его душа постепенно стала меняться в лучшую сторону. К тому времени монастырь, основанный матушкой Софией, стал известен далеко за пределами своей епархии.

Игуменья Киевского Покровского монастыря

В то время упокоилась в Боге игуменья Покровского монастыря – великая княгиня Александра (в монашестве Анастасия). Покровский монастырь был одним из крупнейших обителей Киева. На его территории действовала больница, оснащенная по последнему слову тогдашней науки. В обители подвизались почти полторы тысячи монахинь, было несколько церквей, детский приют, богадельня, работало множество наемных рабочих. Священноначалие не могло найти никого, кто мог бы заменить собой усопшую настоятельницу. Все те, кто был поставлен на ее место, очень быстро показывали свою неспособность к такой деятельности.

Как-то матушка София отправилась в Санкт-Петербург по делам своего монастыря. Там, волей Божией, один из членов Священного Синода, пообщавшись с приезжей игуменьей, смог разглядеть в ней тот самый брильянт, который они так безуспешно искали все это время. Для самой матушки Софии эта новость была полной неожиданностью. Она приросла душой к своей обители и никуда из нее уезжать не собиралась. Много слез она пролила, собираясь покидать свое детище. Еще больше слез пролили ее духовные дети, провожаю свою любимою матушку.

В 1917 году последовало отречение императора Николая от престола. Осенью того же года озверевшими активистами был убит митрополит Киевский Владимир. Наступало смутное время бесправия, убийств и великой резни.

В 1913 году матушка София принимает постриг в монашество (до этого она была пострижена в рясофор) и назначается игуменьей одного из крупнейший монастырей страны, напрямую связанного с царской семьей. Шла первая мировая война, в обители был расположен лазарет, где лечилось много раненых солдат. Нужно было одновременно решать множество важных и неотложных дел. Но матушка София не только блестяще справлялась со всеми задачами, она смогла также завоевать глубокую любовь и уважение всех насельниц и рабочих монастыря. Так, за короткое время она стала для монахинь Покровского монастыря новой матерью, какой до нее была великая княгиня Александра.

Но путь на личную Голгофу для игуменьи Софии уже начался. В 1917 году последовало отречение императора Николая от престола. Осенью того же года озверевшими активистами был убит митрополит Киевский Владимир. Наступало смутное время бесправия, убийств и великой резни.

Сначала Киев занимают немцы, а с их приходом начинается призрачное правление гетмана П. Скоропадского. С уходом немцев в городе начинают свирепствовать разные банды, наводнив трупами весь город. Потом Киев занимает добровольческая армия. С ее отступлением в двадцатых годах утверждается власть большевиков. И все это сопровождается голодом, убийствами, полным бесправием и безнаказанностью.

В эти страшные годы матушка София, проходя вместе с народом весь ад этих лет, всеми силами поддерживает сестер монастыря и управляет жизнью обители. С приходом большевиков Покровский монастырь закрывают одним из первых и сразу же арестовывают его игуменью. Далее начались пытки, ночные допросы, переводы из одной тюрьмы в другую, бессмысленные и беспочвенные обвинения.

Мы не знаем всех подробностей теремных мытарств матушки Софии. Известно только то, что, несмотря на все усилия, большевики так и не смогли ее сломить. Сам Покровский монастырь вскоре отдали обновленцам. О том, каких прихожан сумела воспитать матушка в монастыре, говорит следующий эпизод.

После тюремных испытаний большевики выпустили матушку Софию на свободу и ей удалось долго скрываться от советской власти. Некоторое время она жила в Ирпене на подпольной квартире, где была устроена домашняя церковь. Скитания, нищета, голод. Еще несколько раз ее арестовывали, но из-за слабости здоровья и отсутствия улик опускали.

В 1934 году игуменья София приняла постриг в схиму. Каким-то чудом ей удалось избежать ареста в 1937 году, когда проводились массовые убийства духовенства и прихожан Православной Церкви. Последние дни своей жизни матушка София провела возле Покровского храма села Покров близ Серпухова Московской области.

25 августа 2012 года решением Священного Синода УПЦ схиигуменья София была причислена к лику святых исповедников Киевской епархии.

Собор Святой Софии в Киеве – это визитная карточка не только украинской столицы, но и государства в целом. Как много связано с этим величественным памятником архитектуры. Во-первых, Киевская Святая София – это древнерусский символ, а во-вторых – это свидетель старинной и современной истории. Каждый гражданин этой непревзойденной державы просто вынужден хотя бы один раз в жизни посетить столь великолепное место. А туристы, которые приезжают в Украину из самых отдаленных уголков Земли, в первую очередь и стремятся увидеть архитектурный шедевр, воспетый в исторических мемуарах и хрониках.

святая софия символ древней руси

Где он находится

Святая София – символ Древней Руси и не только. Хотя этот храм и обладает музейным статусом исторического монумента, с давних времен он был свидетелем каждой конкретной эпохи и современником всех поколений. Вид храма и отношение к нему справедливо подтверждали все факты о состоянии государства и общества.

Коренной киевлянин или иностранный турист, перед тем как попасть к заветному храму, вынужден пройти огромную площадь, которую окружают модерновые застройки, миновать монумент великому гетману Богдану Хмельницкому, установленному в позапрошлом столетии. Затем, дабы наконец-то увидеть архитектурный шедевр, нужно пройти под аркообразной колокольней вдоль высоких стен, датируемых началом XVIII столетия. И даже при всем том, что Святая София Киевская находится практически в центре мегаполиса - это все равно тихий и уютный уголок. Но очень тяжело поверить в то, что так здесь было всегда.

собор святой софии в киеве

Попав в собор впервые, человек начнет удивленно оглядываться в разные стороны, ведь широкое и низенькое снаружи строение внезапно величаво возносится кверху, площадь становится большей, а прямиком на прихожанина смотрит Оранта – Богоматерь в золотом сиянии. Человек почувствует себя либо всемогущей особой, либо хлипким существом. Но теперь ему станет намного легче представить себе шумное вече, которое собиралось под стенами этого здания, дабы принять самое важное для государства решение.

Догадки и факты

Святая София (символ Древней Руси) был возведен и освящен в XI столетии, а точнее, в первой его половине. Но и сегодня ученые-историки выдвигают несколько дат его создания. Так, предполагается, что достопримечательность была воздвигнута на протяжении одного их этих годов: 1011–го, 1017-го или 1037-го.

Также неоспоримым является тот факт, что история идеи и воздвижения церкви имеет неразрывное отношение к христианству на Руси. Имеют к этому отношение и три известных монарха державы – княгиня Ольга, князь Владимир и князь Ярослав Мудрый.

Как утверждают хроники, первоначальная Святая София – символ Древней Руси – и лавра, окружающая храм, были возведены Ольгой в Киеве. Может быть и так, что это произошло за некоторое время до посещения княгиней Царьграда. И не исключено, что образы храму были преподнесены Константинопольским патриархом. Новая церковь строилась из дерева, а потому в 1017 году, и никак не позже, она сгорела во время киевского пожара.

 святая софия в киеве

Владимир и Ярослав Владимирович

Согласно другим сведениям из летописей, новый собор Святой Софии в Киеве заложил Святослав Владимирович. Это была большая церковь из дерева. Она располагалась в поле (за чертой тогдашней столицы), в том месте, где князь одержал победу над печенегами.

Архитектурным, политическим и духовным прообразом храма стал собор Софийский в Константинополе. Он впечатлял своим внешним видом и, вероятнее всего, являлся незабвенной памятью для княгини Ольги. И если допустить факт крещения женщины, то следует отталкиваться от того, что происходило это именно в Константинополе, в церкви Святой Софии. А в корсуньской церкви Святой Софии увенчивали и крестили собственно князя Владимира. Именно потому возведение храма на Руси не было случайностью.

При Ярославе храм должен был достичь своего наивысшего расцвета и подчеркивать независимость и силу Киевской Руси.

святая софия история

Величие собора

Практически одновременно с освящением Святая София (история создания описана в нашей статье) обзавелась и кафедрой митрополитов киевских. Двор резиденции митрополитов оградили стеной. Но даже по меркам того времени его территория просто впечатляла своими размерами. Поэтому здесь могли заниматься религиозными и государственными делами не только власти и духовенство, но возле стен имели право собираться и обычные горожане на вече или для того, дабы отпраздновать восхождение нового князя на престол.

Как он выглядит

И все же большинство ученых уверены, что Святая София в Киеве была построена во времена правления Ярослава Мудрого. До наших дней здание смогло сохранить роскошь старинной архитектуры и живописное величие XI столетия. В этой церкви гармонично сочетаются фреска и мозаика. Основные части интерьера выделяются с помощью мозаики (алтарь и центральный купол). Вся остальная территория декорировалась фресками. Сегодня прихожане и гости могут увидеть 260 м 2 подлинных мозаик, датируемых XI столетием, и приблизительно 3 тыс. кв. м фресковой росписи.

Собор посвятили Софии, воплощающей мудрость, а потому архитектуре и живописи церкви полагалось укреплять и утверждать христианство и власть феодалов. В алтаре и центральном куполе прорисованы лики основных персонажей и эпизоды христианского вероучения. Они набраны из смальты по сырой штукатурке. Мозаика храма состоит из 177 колеровых оттенков.

святая софия киевская

В медальоне центрального купола изображен Христос-Вседержитель. А вокруг зенита раньше располагались четыре архангела, но в мозаичном виде сохранилась только одна фигура. Остальные уже дописаны маслом.

Музеем стать

Мудрость – одна из величайших христианских добродетелей. В полной мере она свойственна лишь Господу, однако человек должен стремиться постичь хотя бы малую часть знаний Творца, развивая свои умения и таланты. И помогает в этом Святая София.

Святая София - история подвижницы

Святая София

Первая половина II ст. – время, когда римские императоры Троян и Адриан преследовали верующих в Иисуса Христа, подвергая их страшным пыткам и казням. Не избежали подобной участи и святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Женщины благополучно жили в Милане, но после смерти главы семьи вынуждены были переехать в Рим, к дальней родственнице Фессамнии. Один из её слуг-идолопоклонников подслушал, как праведница рассказывает своим дочерям о Боге, и донёс об этом правителю. Вскоре подвижницы предстали перед жестоким владыкой.

Адриан предложил христианкам отречься от веры, и был поражён их спокойствием и непоколебимостью – даже младшая из девочек, Любовь, которой исполнилось всего 9 лет, ответила ему отказом. Он призвал к себе учительницу-язычницу, чтобы та убедила подвижниц, но и тогда София не поддалась – она знала, что иной выбор может спасти их жизни, но навсегда погубит души.

Разгневавшись, император приказал пытать детей – их били, резали ножами, прижимали к раскалённой железной решётке, бросали в котёл с кипящей смолой, а мать должна была смотреть на истязания. Но Веру, Надежду и Любовь защищала воля Господа – они оставались невредимыми, несмотря на усилия палачей. Тогда девочкам отсекли головы. Святая София погребла их останки и два дня несла неподвижное бдение над могилой, а на третий тихо скончалась, воссоединившись со своими дочерями в Небесном Царстве.

История Софии Киевской

Рукоположение митрополита Илариона в Софийском соборе Киева

Рукоположение митрополита Илариона в Софийском соборе Киева

Значение, которое имел Софийский собор в жизни Ярослава Мудрого, отразилось и в посмертной судьбе великого князя Киевского. Выдающийся правитель древнерусской истории ушел из жизни в 1054 году. Он был похоронен, очевидно согласно своей последней воле, внутри Святой Софии, в специально созданном для погребения саркофаге. Этот каменный саркофаг до сих пор находится на своем месте. Однако останков Ярослава нет в гробнице уже несколько десятилетий — в годы Великой Отечественной войны они были вывезены украинскими националистами за океан. Точное их местонахождение неизвестно.

Киевская софия во времена монгольского нашествия хана Батыя

Киевская софия во времена монгольского нашествия хана Батыя

Следующие два столетия Софийский собор, без преувеличения, олицетворял собой Русское Православие. Великие и удельные князья, церковные деятели всех рангов, иностранные путешественники, не говоря уже о простом люде, благоговейно входили под его величественные своды. Сокрушительный удар по великолепию Святой Софии нанесла лавина монгольского нашествия. В 1240 году собор, как и Киев в целом, был разграблен захватчиками, пришедшими под руководством внука Чингисхана хана Батыя из далеких восточных степей.

Киевский софийский собор

Митрополит Кирилл II, глава Русской Церкви с 40-х годов XIII века и до своей кончины в 1280 году, восстановил, в меру сил своих и возможностей, поруганную святыню, после чего религиозная жизнь возобновилась в стенах Софии. Здесь по-прежнему служили литургию, крестили новорожденных и отпевали ушедших в лучший из миров, рукополагали новых архиереев. Однако разоренная и опустошенная Южная Русь, терзаемая частыми набегами все тех же орд (а надо сказать, что нашествие 1240 года было первым, но далеко не последним — некоторые позднейшие набеги не уступали по своей силе и трагизму Батыеву нашествию), не могла больше быть надежным пристанищем для высшей церковной власти. В 1300 году митрополиты покинули Киев и Софию. При соборе остался только митрополичий двор, где останавливались главы Русской Церкви во время своих довольно редких визитов в город. С 1362 года Киев, захваченный иноземцами, находился в составе Великого княжества Литовского.

Как Софийский собор в Киеве стал униатским, великий упадок храма и возрождение Софии Киевской гетманом Мазепой

Пётр Могила

После Брестской унии 1596 года Софийский собор перешел в руки униатов. Время и человеческое небрежение наносили огромный урон постройке: свинцовая кровля была снята охотниками за металлом, кладка стен разбиралась на строительные материалы. В первой четверти XVII столетия рухнула западная стена храма, завалив обломками главный вход.

Возрождение святыни, история которой к тому времени насчитывала уже шесть веков, началось при знаменитом митрополите Петре Могиле. Он отобрал собор у униатов, отреставрировал его и основал при нем мужской монастырь. Внутри Софии стараниями митрополита был сооружен деревянный позолоченный иконостас, центральное место в котором занимала, конечно же, храмовая икона Святой Софии. Однако полностью восстановить собор Петр Могила не успел — в частности, западная его стена по-прежнему лежала в руинах.

Возрождение Софии гетманом Мазепой

С XIX века началось научное исследование храма. В 1843-1853 годах под руководством Ф. Г. Солнцева, одного из родоначальников изучения истории древнерусского искусства, София капитально реставрировалась. В соборе при этом открыли колоссальный ансамбль древних фресок, к тому времени уже совершенно забытых. Постепенно выдающийся храм становился не только религиозной святыней, но и памятником величайшего культурного значения.

История Софийского собора от революции 1917 года до наших дней

История Софийского собора от революции 1917 года до наших дней

Новый поворот в истории Софии Киевской, как, впрочем, и всякого храма на русской земле, ознаменовали революционные события 1917 года и последовавшие за ними эпохальные изменения всего уклада жизни населения бывшей Российской империи. С 1919 года София являлась главным храмом Украинской Автокефальной Православной Церкви, здесь состоялся Всеукраинский православный церковный собор. Однако время богос . . .

Читайте также: