Как создать платформу для дистанционного обучения бесплатно в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Шадрунова Алена Александровна

Населенный пункт: Кемеровская область, с. Большая Талда

Мы совсем недавно слышали и говорили о дистанционном образовании, как об инновационной форме образовательного процесса, но на данный момент в сфере образования дистанционным образованием уже никого не удивишь.

В связи с эпидемиологической ситуацией в стране и в современном мире дистанционные образовательные технологии стали актуальны и востребованы.

Главная цель дистанционного обучения детей - предоставить ребенку возможность получить образование на дому.

Суть дистанционного обучения дошкольников заключалась в том, ребенок получает возможность изучать учебный материал, находясь дома.

Нам пришлось в короткий срок буквально за одну ночь решить все организационные вопросы:

- Как будет организована работа по дистанционному образованию в нашем ДОУ. Воспитатели предложили организовать работу с помощью мессенджера Watsap и социальной сети Instagram.

Мы решили, что занятия по длительности будут не более 10 – 15 минут.

Как сделать дистанционное обучение эффективным?

Составили расписание онлайн занятий, и утром весь педагогический коллектив приступил к работе.

Для начала разметили комплекс упражнений утренний гимнастики для каждой возрастной группы в веселой игровой форме, так как мы понимали детям необходима физическая активность, которая была актуальна в период самоизоляции.

По познавательному развитию размещали видео материалы и увлекательные мультфильмы.

Рисование, аппликация и конструирование проходили в игровой форме, а также были представлены в виде мастер-классов и презентаций.

Музыкальный руководитель под веселую музыку устраивал флешмоб, мульт-танцы и танцевальные игры как для детей, так и их родителей.

Наш педагогический коллектив использовал различные формы дистанционной работы:

- воспитатели записывали и пересылали родителям аудиозапись сказки детям;

- создавали аудиозанятия в формате презентации или ролика с закадровым голосом воспитателя;

Принцип построения дистанционного обучения дошкольников строился так: в центре ребенок – взрослый в роли тьютера.

Родителям отводилась не маловажная роль в дистанционном обучении образовательные технологии позволили родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей стало более интересным и насыщенным. Внедрение дистанционного обучения в деятельность дошкольного учреждения позволило повысить уровень педагогической компетентности родителей.

Для родителей мы размещали консультации и рекомендации по проблемам и особенностям развития детей разного возраста. Размещали рекомендательный материал по подвижным и дидактическим играм с детьми дома, материал для чтения в соответствии с программой обучения.

Мы привлекали детей совместно с родителями к участию в творческих конкурсах различного уровня: уровень ДОУ, региональный, всероссийский уровни, флэшмобах, челленджах, акциях. Дошкольники вместе с родителями рисовали, выполняли поделки, учили стихотворения и присылали фото и видео отчеты педагогам.

Мы удивились, но обратная связь оказалась эффективной родители поддержали нас с внедрением дистанционного обучения. В свой адрес мы услышали много положительных отзывов и даже предложений от родителей по организации обучения.

Но есть и свои особенности дистанционного обучения дошкольников:

  1. Мотивация. Роль взрослого заключалась создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний, для этого наши педагоги придумали отправлять на ночь аудиосказки по частям, которые родителя вечером включали детям для просушивания и это оказалась правильная мотивация как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
  2. Способность к саморазвитию. Роль взрослого заключалась сформировать данный навык.

Плюсы дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

Минусы дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  • Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, так как необходимо оборудование (телефон, компьютер, ноутбук, интернет).
  • Отсутствие общения со сверстниками.

Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, невелик и требует доработок. Однако мы решили, что данный опыт работы может нам помочь в работе с детьми, которые по каким – либо причинам не могут посещать детский сад.

Современные платформы дистанционного обучения должны соответствовать потребностям студентов, экспертов и организаторов обучения. Вы можете потратить месяцы и годы на разработку уникального сервиса, а можете за пару дней создать систему обучения на базе готовой платформы. У каждого варианта свои преимущества и недостатки.

Что такое платформа дистанционного обучения

Чтобы получить новые знания, уже не обязательно ходить в университет или библиотеку. Огромное количество материалов можно найти в интернете. Платформа или система дистанционного обучения (СДО) — это программа, которая позволяет собрать необходимые знания в одном месте, предоставить их пользователям на расстоянии и проконтролировать, что информация дошла до адресата. В системе можно создавать и хранить учебные курсы, управлять обучением и отслеживать его эффективность. Люди физически могут находиться в разных местах, но в СДО они будут объединены в одном виртуальном классе.

Платформы дистанционного обучения используют для развития сотрудников в компании, для работы онлайн-школ и программ высших учебных заведений. Основная цель платформы — передать знания. Но перед обучением могут стоять и дополнительные задачи. Например, для онлайн-школ — усилить маркетинг и продажи, для обучения в вузе — контролировать успеваемость и проводить занятия в режиме реального времени, для корпоративного обучения — быстро вводить стажеров в должность и поддерживать экспертность текущих сотрудников. На платформе должен присутствовать функционал, который помогает реализовать как основные, так и дополнительные цели.

Способы разработки системы дистанционного обучения

Как создать платформу? Есть два основных способа разработать систему дистанционного обучения. Выбор зависит от того, какой функционал вы планируете получить на выходе и каким количеством ресурсов вы располагаете.

Разработка платформы с нуля

Разрабатывать СДО с нуля есть смысл, если вам для работы требуется реализация специфической модели обучения или уникальный функционал, который еще не представлен на рынке. Чтобы разработать программу, первым делом опишите необходимые функции платформы в техническом задании, предоставьте его программистам и оцените стоимость работ. Чаще всего для разработки Back-End части используют язык Python или Node.js. Для Front-End — Typescript, Singular и React.

Основной недостаток этого метода разработки в том, что вы заранее не знаете, будет ли эта платформа популярна среди пользователей. Вы можете потратить месяцы и годы на разработку, вложить много денег, а она просто “не зайдет”.

Разработка обучения на базе готовой СДО

Иногда нет смысла тратить деньги и разрабатывать продукт с нуля, если можно выбрать один из готовых сервисов. Такие платформы отличаются по функционалу, поэтому вы можете выбрать подходящее решение и на его основе создать свою систему обучения. Главное, чтобы выбранная площадка закрывала ваши задачи. Например, некоторые платформы ориентированы на корпоративное обучение, другие — на онлайн-школы или ВУЗы.

Готовые СДО делятся на два больших типа — open source (с открытым кодом) и коммерческие. Чтобы настроить платформу open source, нужно работать с кодом, а значит привлекать программистов. Иногда это может обойтись дороже, чем разрабатывать образовательную платформу с нуля. На определенном этапе разработки вы рискуете столкнуться с ограничениями текущей архитектуры, вплоть до невозможности реализовать нужные функции. Коммерческие платформы отличаются простотой в использовании и настройке. Для работы с ними не нужны специальные знания. Если функционал платформы закрывает 95% ваших задач, то в реализации остальных 5% вам помогут разработчики платформы. Unicraft, например, регулярно дорабатывает платформу по запросам клиентов.

Чаще всего для разработки дистанционного обучения используют коммерческие платформы, поэтому далее в статье вы узнаете как сделать обучение на базе готовой СДО.

Этапы разработки онлайн обучения на готовой платформе

Мы полагаем, что на данном этапе вы уже выбрали платформу, на которой будете создавать обучение. Если вы этого еще не сделали, консультант поможет вам выбрать платформу для онлайн-обучения.

Когда вы нашли интересную платформу, обычно появляется желание протестировать ее, прежде чем вносить оплату. Большинство СДО предоставляют бесплатный доступ на пробный период. Вы загружаете свой контент, тестируете функционал и принимаете решение о дальнейшей работе.

Полноценная работа с платформой начинается с регистрации. Для этого вы предоставляете информацию для первичной настройки и оформления:

    Название платформы
    Обычно название платформы совпадает с названием компании. Иногда перед названием компании добавляют слова “Академия”, “Институт” или “Школа”. Название будет отображаться на самой платформе, в письмах, в уведомлениях и в сертификатах об окончании курсов.

Формирование курсов и программ обучения

Прежде чем наполнять платформу контентом, важно разработать структуру обучения. Из учебных материалов формируются программы обучения. Программы состоят из упорядоченных курсов, а курсы из последовательных уроков различного формата и содержания.

Рассмотрим структуру на примере корпоративного обучения. Владельцу компании нужно обучить сотрудников, которые работают на трех разных должностях. Он создает три программы обучения — “Обучение менеджеров по продажам”, “Обучение бухгалтеров” и “Обучение руководителей”. В каждой программе есть несколько курсов, которые помогают сотрудникам получить определенные навыки и знания.

Таким образом выстраивается вся структура обучения. На данном этапе нужно расставить в правильном порядке программы и курсы. На следующем этапе вы наполняете курсы уроками.

Создание элементов курса

Уроки — это элементы, из которых состоит обучающий онлайн курс. Создавать уроки позволяет встроенный в платформу конструктор курсов. Вы выбираете тип урока и наполняете его контентом. Уроки бывают теоретические и практические. К теоретическим относится материал, который нужно только просмотреть, прочитать или прослушать. А практические требуют от студента совершения дополнительных действий для решения поставленной задачи.

В качестве теоретических уроков обычно на платформе можно создать текстовые блоки, загружать различные файлы, использовать аудио, видео, импортировать документы из облака, подгружать внешние веб-страницы, встраивать вебинары и даже включать в электронный курс интерактивные элементы в формате SCORM. Читайте подробней про разработку и оформление контента в статье о том как создать онлайн курс.

Настройка ролей пользователей

Обычно на платформах предусмотрены три основные роли пользователей. Это студент, тренер (или преподаватель) и администратор. Каждой роли доступен свой функционал. Например, роль студента создана непосредственно для обучения. В этой роли можно проходить курсы и программы. Тренер взаимодействует со студентами — проверяет их ответы на задания, в случае синхронного обучения занимается проведением занятий или вебинаров. В роли тренера может быть методист обучения, преподаватель или другой ответственный, у которого достаточно знаний для обучения студентов. Администратор имеет полный доступ к возможностям системы. Он может создавать курсы и программы, управлять пользователями и отслеживать глобальную статистику обучения.

Управление обучением

На платформах есть разные виды отчетности. Например, бывает сводная отчетность по всем студентам и курсам, есть детальная отчетность по каждому студенту или по каждому курсу. На некоторых платформах встречается отчетность для каждого студента в рамках определенного курса.

Администратор может генерировать нужные отчеты, видеть общую картину и повышать эффективность обучения.

6 причин создать обучение на готовой платформе

Создавая обучение на коммерческой СДО, вы получаете в распоряжение не только платформу, но и дополнительные бонусы. Например, система для онлайн обучения Unicraft помогает своим клиентам решать ряд задач, предлагая:

Инструкции по организации дистанционного обучения Бесплатно

На платформе есть большое количество бесплатных инструкций, онлайн-курсов и статей, которые помогут самостоятельно разработать обучение на высоком уровне.

Консультации и техническая поддержка Бесплатно

У вас есть возможность задать специалистам Unicraft неограниченное количество вопросов по организации дистанционного обучения. И получить оперативную обратную связь.

Готовая библиотека шаблонов курсов

Вы можете сэкономить время на разработке курсов. В библиотеке шаблонов есть много онлайн курсов, разработанных другими экспертами. Выберите из каталога подходящие материалы и добавьте их в свое обучение.

Разработка курсов “под ключ”

Генерация качественного контента занимает много времени, этот процесс достаточно трудоемкий. Вы можете передать эту задачу специалистам Unicraft. Мы создали уже несколько сотен корпоративных курсов, поэтому всегда готовы помочь с разработкой.

Разработка нового функционала платформы

Разработчики Unicraft готовы по запросу клиента реализовать дополнительный функционал на платформе. Каждый месяц мы информируем клиентов, какие улучшения и обновления удалось внедрить.

Аудит системы обучения

Действующим клиентам, которые запустили процесс обучения на платформе, мы предлагаем выполнить аудит их системы обучения. Аудит позволяет в деталях увидеть слабые места и возможные точки роста эффективности обучения.

Ответы на популярные вопросы

Сколько стоит разработка системы дистанционного обучения?

Стоимость разработки СДО зависит от количества и сложности функций, которые будет выполнять эта платформа. Основные расходы — это почасовая оплата работы программистов, вовлеченных в процесс разработки. Unicraft всегда берет часть расходов на себя, существенно уменьшая конечную стоимость разработки.

Стоит ли разрабатывать платформу для дистанционного обучения с нуля?

Создание платформы с нуля имеет смысл, если вам для работы нужен уникальный функционал, который еще не реализован на рынке. В противном случае, есть риск потратить лишние ресурсы и получить продукт, который уже представлен на рынке.

Какую платформу онлайн обучения выбрать для размещения курсов?

Рекомендуем выбрать платформу Unicraft. Кроме системы обучения, вы получите бесплатные инструкции по организации обучения, консультации и техническую поддержку. Специалисты Unicraft помогут вам подготовить контент и разработать новый функционал платформы для решения ваших бизнес-задач.

С чего все началось

Моя история началась в феврале 2018 года в Петропавловске-Камчатском.

Старшей дочке было 4,5 года, младшему сыну 8 месяцев. Я много занималась со старшей дочкой, мы смотрели мультфильмы на английском языке, я замечала, что ей нравится интерактивная подача.

Когда занимались онлайн, не было сложностей, ребенок был очень внимателен, вовлекался. Когда занятия проходили с ручкой и тетрадью, ребенку было неинтересно, а у меня не хватало терпения.

В то время я начала мечтать о своем деле, ведь декрет, как сейчас принято говорить, — время возможностей. Я активно смотрела семинары бизнес-блогеров, даже ездила в Питер на семинар Брайана Трейси, он меня тогда очень вдохновил.

Пришла мысль — сделать задания для онлайн-обучения детей.

Ольга и Брайан Трейси

личный архив Ольги Деменицкой

Акселератор и командировка в Москву

Акселератор — это организация, которая помогает стартапам развиваться, искать инвесторов.

В моей голове тогда была только идея. С ней я подала заявку на участие в акселераторе. Обучение проходило онлайн, но вначале была организована трехдневная сессия в Москве. Получив подтверждение участия, я сразу же купила билеты Петропавловск-Камчатский — Москва. Муж поддержал и остался с детьми.

За три дня на занятиях в акселераторе я поняла, как мало я знаю, как много мне предстоит узнать.

Я была удивлена, услышав, что сразу не нужно делать идеальный продукт, нужно сначала сделать MVP — первую версию и получить обратную связь от потенциальных пользователей.

Мы сразу начали искать разработчиков сайта, нашли педагога-методиста из Москвы для составления заданий. Тогда же мы взяли кредит в двух банках на 600 тысяч рублей и вложили свои сбережения.

Стоит ли говорить, как сильно мы горели этой идеей и верили, что наш сервис станет полезным тысячам мам дошкольников?

До финала обучения дошли только 40 команд из 380. Мы вошли в 12 команд, которых выбрали для выступления на демодне.

Исследования в полях

Дальше было обучение еще в двух акселераторах, знакомство с профессиональным менторами, которые очень помогли в развитии Tilli.

Наша цель была сделать платформу максимально удобной для родителей. Я — обычная мама, хочу, чтобы мой ребенок развивался каждый день, учился с удовольствием, поэтому сначала я спрашивала себя.

Потом мы стали опрашивать аудиторию — я встречалась с мамами в детских центрах, в спортивных секциях.

Воспитатель МБДОУ№14 Кадырова Марият Шапиевна

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – обучение на расстояние без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет-технологий.

Главные цели дистанционного обучения детей - предоставить ребенку возможности получить образование на дому.

Образование ребенка в дистанционном режиме потребует от Вас учета некоторых правил для создания образовательного пространства в домашних условиях. До получения задания и включения оборудования Вам необходимо подумать, где удобнее всего расположить рабочее место.

В сложившейся ситуации необходимо наладить с ребенком диалог, дружелюбное и уважительное общение.

Ребенок должен сам понять, что дистанционно играть- это так же как в детском саду, только в других условиях.

Важно соблюдать режим дня (время бодрствования и сна, время образовательной деятельности, прием пищи и т. д.)

В конце каждого дня обсуждайте с ребенком успехи и неудачи за день. Стройте планы на следующий день. Совместно принимайте решения в спорных ситуациях.

Особенности дистанционного обучения дошкольников :

1. Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;

2. Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого – сформировать данный навык.

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста :

1. Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка;

2. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;

3. Возможность контролировать круг общения ребенка;

4. Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;

6. Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т. д.

Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста :

1. Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;

2. Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру;

3. Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);

4. Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей;

5. В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

Принципы построения дистанционного обучения дошкольников :

1. В центре – ребенок;

2. Взрослый – тьютор.

Направления реализации дистанционного обучения дошкольников :

Первое направление: в форме домашних заданий для совместного выполнения ребенком с родителями. Задания родители получают в электронном виде через интернет.

Второе направление: консультации и рекомендации для родителей, чтобы повысить их педагогическую грамотность.

Как сделать дистанционное обучение эффективным?

1. Составить расписание онлайн занятий:

-продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза, поэтому нужно заложить время на повторное ознакомление с материалом, а также на виртуальную консультацию педагога;

-продумать время выполнения заданий, поэтому нужно дать ребенку возможность решить задание, проверить его, чтобы закрепить полученные знания;

2. Вовлекайте ребенка постепенно:

-сначала маме следует просмотреть материал самостоятельно;

-затем включить материал для ребенка, помня о том, что для дошкольника онлайн обучение не урок, а игра, развлечение;

3. Направляйте, но не указывайте:

-договоритесь с ребенком, в какое время он будет заниматься;

-ненавязчиво контролируйте процесс обучения : интересуйтесь, все ли ребенку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания;

-сидеть над душой, контролировать, правильно ли ребенок произносит глаголы или держит карандаш при рисовании, не нужно. Просто будьте в курсе, как ваш ребенок осваивает материал, и следить за соблюдением графика.

Перечень, ресурсов для дистанционного обучения :

2. Интернет-школа Фоксфорд;

Алгоритм дистанционного занятия (образец).

Цель: формирование у детей дошкольного возраста знаний о солнечной системе.

Вопросы для обсуждения:

1. Назови самую горячую планету (Солнце);

2. Какая планета самая маленькая и самая ближайшая к Солнцу? (Меркурий);

3. Какая планета в солнечной системе самая горячая? (Венера);

4. На какой планете есть жизнь? (на Земле);

5. Назовите спутник Земли (Луна);

6. Как называется планета-сосед Земли? (Марс);

7. Назовите самую большую планету в Солнечно системе (Юпитер);

8. Назовите самую знаменитую планету с кольцами, которые состоят из частичек льда? (Сатурн);

10. Как называется самая маленькая планета гигант? (Нептун).

Цель: формирование быстроты реакции.

Ход игры:

3. Пойте вместе с ребенком: «Песня про планеты

Ознакомившись с уроком «Солнечная система детям. обсудите с ребенком дополнительные вопросы:

1. Сколько дней в году? (365 дней);

2. Какая планета похожа на солнце? (Венера);

3. Как называется защитное поле Земли? (Магнитное поле);

4. На какой планете есть жизнь? (на Земле);

5. Какого цвета Земля? (голубого);

6. Почему люди и животные не падают с Земли? (потому что действует сила притяжения);

7. Как объясняют ученые исчезновение динозавров? (из-за столкновения с кометой);

8. Перечислите состав кометы (камни, лед, газ);

9. Какая планета названа в честь бога войны? (Марс);

10. Как называется красная планета? (Марс);

11. Какая планета издаёт странные звуки? (Юпитер);

12. Как называется планета, на которой дуют самые сильные ветра в солнечной системы? (Нептун);

13. Что такое хабл? (телескоп для изучения планет);

14. Сколько звёзд можно увидеть днём? (одну-звезду);

15. Что такое Млечный путь? (Галактика, к которой относится планета Земля);

16. Куда указывает Полярная звезда? (на север);

17. Раньше не было компаса. Что помогало путешественникам не сбиться в пути? (звезды);

18. Можно ли увидеть Черную дыру? (вооруженным глазом нет);

19. Сколько созвездий составляют Зодиакальное созвездие? (12 созвездий, через которые проходит Солнце в течение года).

Преимущества дистанционных ИКТ перед традиционными средствами обучения :

• ИКТ, привлекают внимание детей, что способствует повышению интереса к изучаемому материалу. Высокая заинтересованность способствует лучшему восприятию и усвоению материала.

• Видеофрагменты позволяют показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывают затруднения (например- рост цветка).

• Использование информационных технологий побуждает детей к поисково-исследовательской деятельности, включая в сети-интернет самостоятельно или вместе с родителями;

Дистанционные технологии активно применяются и в родительском образовании.

2. Московский планетарий. История Звёздного дома

4. Детские песни про планеты и космос скачать мп3: 4 тыс. видео найдено в

8. Физкультминутка космос для дошкольников.

1. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение. - М. : МЭСИ, 1997. - 254 с. ;

2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с. ;

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео

Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео Задачи: закрепить и расширить знания детей о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, любознательность. Вызвать желание у родителей.

Пасхальные хлопоты в период дистанционного обучения во второй младшей группе

Пасхальные хлопоты в период дистанционного обучения во второй младшей группе Зачастую мы забываем объяснить своим детям про то, какой праздник мы празднуем, зачем и почему. Обязательно расскажите своим деткам про.


Здравствуйте, меня зовут Александр. Хотел бы спросить экспертов о том, с чего начать строительство образовательной платформы. Что для этого необходимо?

Суть заключается в создании платформы для обучения по федеральным государственным стандартам учеников с первого по одиннадцатый класс. Она предназначена для того, чтобы ученик в любое время мог зайти на сайт, найти пропущенную или непонятную тему, пройти краткий курс обучения (текст, видео, лекция), выполнить онлайн-задания и тем самым повторить или наверстать упущенное.

Прохождение курса может отслеживать родитель через сайт или мобильное приложение, а в итоге ученик получает оценку и рекомендации по дальнейшему обучению.


Редакция ЦП задала этот вопрос экспертам:


Юрий Лифшицмобильная образовательная платформа Verner, школа предпринимателей Earlydays

1. Хороший контент стоит много денег и времени. Если вы не понимаете, как зарабатывать, или у вас нет нескольких миллионов долларов инвестиций, то, возможно, вам стоит заняться другим проектом. Есть ли у вас хороший план, как создать крутой контент с вашими ресурсами?

2. Сделайте один урок с 1000 учениками. Проверьте механизмы привлечения аудитории и методику обучения, прежде чем масштабировать контент и писать много софта. Какая тема урока соберет самое большое количество визитов?

3. Ищите государственную поддержку или большой благотворительный грант.


Игорь Гонебныйдиректор по развитию бизнеса LinguaLeo

Начать платформу, безусловно, стоит с анализа государственных стандартов, а точнее, с используемых в образовательном процессе учебников. Это, скорее всего, и будет основным камнем преткновения. На сегодняшний день в обороте десятки различных пособий, которые соответствуют стандартам. При этом стандарты часто меняются. Учебники выпускаются разными издательствами и так же периодически обновляются. То есть собрать базу материалов и держать ее в актуальном состоянии будет очень сложно. Что касается лекций, которые упомянуты в вопросе, то сложно представить, сколько нужно отснять материалов. Ведь каждый преподаватель объясняет и спрашивает предмет по-своему.

Если я пропустил тему, я могу открыть учебник, пройти ее самостоятельно и решить материалы после темы. Зачем мне online-ресурc для этого? Возможно, из описания идеи проекта не совсем понятно, какую проблему хочет решить автор. Но представим реальную ситуацию — ученик заболел и пропустил материал по предмету. Тогда для наверстывания упущенного ему нужно подобрать конкретный учебник определенного года выпуска и определенного издательства. Ученик обычно не знает, какие темы (из госстандарта) он пропустил. Он знает темы из своего учебника. Решить такой вопрос заданиями и объяснениями online в текстовом формате по каким-либо общим материалам, на мой взгляд, вряд ли получится.

Подводя итог, хочется отметить, что тема образования очень сложная, особенно та, что касается общего образования.

Добрый день! Перед тем, как браться за такой грандиозный проект, мы бы порекомендовали ряд стандартных действий: написание бизнес-плана, включая анализ целевой аудитории, выявление конкретных проблем потенциальных пользователей и определение возможных решений.

Не забудьте про монетизацию вашего бизнеса. Вы должны четко понимать, какие траты вас ожидают, а также представлять, каким образом вывести проект на самоокупаемость.

В бизнес-плане должны быть обязательно прописаны все угрозы и риски, с которыми вы можете столкнуться. По сути, все это укладывается в рамки SWOT-анализа. Следует понимать, что на рынке образовательных услуг у вас будут довольно сильные конкуренты, поэтому необходимо четко представлять, в чем уникальность именно вашего продукта.

Если работающей системы нет, то параллельно с подготовкой бизнес-плана можно начинать разрабатывать прототип системы. Уложиться можно в пять этапов:

1) Определение высокоуровневых компонентов, которые будут в прототипе системы: каталог, поиск, авторизация и так далее. Это необходимо для того, чтобы заранее очертить высокоуровневую функциональность системы и понять, что именно система будет содержать. Самое простое, в данном случае, просто составить mind map (диаграмму связей), затем законспектировать каждый компонент и его назначение.

2) Нарисовать мокапы/скетчи пользовательского интерфейса. Мы рекомендуем воспользоваться любым инструментом, позволяющим быстро создавать такие артефакты, например, balsamiq mockups или axure. Необходимо уделить пристальное внимание тому, что именно будет доступно для пользователей на интерфейсе. Второй важный момент — создание карты переходов от одного интерфейса к другому. Проще говоря, вы должны сделать карту сайта. Следите за тем, чтобы пользователь мог достичь искомую страницу максимум за 2-3 перехода.

3) Описать, как система должна работать для конечного пользователя. Это самый важный этап, который должен осуществляться параллельно с этапом №2, так как, по сути, это описание пользовательского интерфейса. Подробнее про документирование требований можно почитать тут. Для оперативности описывать требования можно в текстовом редакторе, подробно останавливаясь на каждом элементе пользовательского интерфейса. Вы должны точно понимать, зачем нужна конкретно эта кнопка, переключатель или ссылка, как она работает, как ее видит конечный пользователь.

Разработка

5) Начать делать либо самостоятельно, либо с единомышленниками. Главное, не забывайте, что начинание своего дела — это огромный труд, требующий выработки деловых качеств и определенных усилий над собой.

Поддержка

Пользователи — ваш самый ценный ресурс. От их предпочтений и проблем зависит актуальность проекта, поэтому стоит знать о них все. Основные группы ваших пользователей — это ученики, учителя и родители. Вы должны четко представлять себе их портреты, то есть иметь качественное описание социально-демографических, поведенческих, психологических характеристик юзеров.

Перед запуском проекта необходимо организовать хотя бы минимальную поддержку пользователей — указать e-mail, телефон или любой другой канал для обращений. Стандартная практика — сбор пожеланий от пользователей по улучшению юзабилити системы, с последующим голосованием за них для реализации только лучших идей. Для этого можно организовать соответствующий форум поддержки продукта.

Интеграция с существующими образовательными ресурсами

Вероятно, вы в курсе процессов, которые происходят в сфере информатизации образования. С января 2014 года все школы обязали вести электронный документооборот. На сегодняшний день в России существуют образовательные сети с большим набором функций для образовательных учреждений. В частности, среди них есть возможность дистанционного обучения, благодаря которому школьники не будут отставать по программе от класса в случае болезни, например. Возможно, есть смысл подумать над интеграцией с одной из таких систем: сделать интегрируемое приложение, специализированное именно на вашей теме, проще и быстрее, чем отдельный полноценный образовательный ресурс

Платформа в разрезе

Модуль занятий

Наш опыт показывает, что наиболее эффективной формой передачи знаний в онлайн-режиме является интерактивное живое занятие в формате вебинара.

— Занятия, проходящие по расписанию, дисциплинируют.

— Когда преподаватель ведёт занятие для конкретной аудитории, он может под неё подстраиваться, понимать, успевают ли за ним ученики, интересно ли им, все ли всё понимают.

— Ученик может задавать вопросы преподавателю в ходе занятия и отвечать на вопросы преподавателя.

Видеозаписи при этом тоже нельзя исключать. Они нужны на случай, если ученик пропустил занятие или хочет вернуться к уже пройденной теме и повторить её. В качестве такого видео идеально подходит запись самого вебинара. Просматривая её, школьник как бы погружается в то самое занятие, слышит вопросы учеников, преподавателя, видит ответы.

Мы разрабатывали платформу для вебинаров и видеохостинга самостоятельно, столкнувшись несколько лет назад с тем, что готовые продукты на рынке нас совершенно не устраивают. При создании мы уделяли особое внимание следующим моментам:

— Видеопоток должен быть высокого качества, укладываясь при этом в 0,6 Мбит/сек, чтобы обеспечить доступность по всей России.

— Не должно быть никаких рассинхронизаций с аудио или с чатом.

— Должна быть предусмотрена качественная обратная связь через микрофон с минимальной задержкой.

— На занятии должна быть возможность использовать вспомогательные материалы: интерактивный опрос, показ презентации, демонстрация рабочего стола, прослушивание аудио или просмотр видео и т. п.

— Необходимо отслеживание посещения вебинара, фиксация процента просмотра занятия.

— Нужна поддержка всех мобильных платформ.

— Платформа должна легко масштабироваться, выдерживая нагрузки в десятки тысяч подключений на минимальных ресурсах.

Работая над интеграцией нашей платформы в рамках среднего общего (не дополнительного) образования, как в вашем случае, мы также добавили обратный видеопоток с вебкамеры школьника и предусмотрели возможность постановки оценок преподавателем за занятие.

Модуль теории

Помимо видеоконтента в системе должен быть теоретический материал по каждому занятию или каждой теме. Это инструмент для быстрого поиска конкретной информации в нужной степени детализации.

Разрабатывая данный модуль, мы столкнулись с проблемами частичного или полного дублирования контента в разных курсах, невозможностью централизованного обновления материалов, отсутствием синхронизации между разными методистами, сложностью отслеживания качества контента.

Модуль домашних заданий

Если использовать простые тесты по итогам занятий, то это недостаточно эффективно. Мы уже несколько лет развиваем этот модуль и на текущий момент ушли достаточно далеко.

Во-первых, важно адаптироваться под особенности дисциплин для более эффективной проверки знаний и погружения в предмет. Например, по химии школьнику в качестве ответа нужно указывать химические формулы, по информатике — компилировать код, по английскому языку — вставлять слова и буквы, по русскому языку — перечислять слова и т.д. Все это должно проверяться автоматически, чтобы выдавать школьнику моментальный фидбек.

Во-вторых, недостаточно просто проверить ответ ученика и показать решение. Важно научить школьника решать подобные задачи. Для этого мы внедрили систему подсказок. В процессе решения задачи, если школьник допускает ошибку, ему даётся небольшая наводка, после чего у ученика есть еще одна попытка. Таких попыток и подсказок может быть до 10-15 на задачу.

Модуль контроля прогресса и результативности обучения

Стандартный подход, как в случае офлайн обучения, так и в случае онлайн, — это модульная оценка обучения. То есть прогресс и оценка по занятиям, четверти, курс/год. Это безусловно нужно, но такой подход не даёт необходимый фидбек ученику.

Развивая данный модуль, мы пришли к объективной оценке результативности обучения. Каждый шаг в процессе обучения вносит вклад в текущий уровень освоения учащимся соответствующих тем. При этом учитывается сложность темы, сложность задачи, использование подсказок и множество других факторов.

Благодаря такому подходу, можно показать учащемуся, какие темы он освоил хорошо, а по каким есть существенные пробелы. При этом для проблемных тем мы можем показать инструменты для восполнения пробелов: на какие занятия сходить, какой блок теории почитать, какие задачи решить.

Всю эту информацию о прогрессе обучения школьника, а также отчёт о посещаемости мы демонстрируем родителям в их личном кабинете.

Инструменты мотивации

В обучении важно помогать учащемуся сохранять и наращивать мотивацию.

Для этого мы используем множество инструментов. Вот некоторые их них:

— Прогресс. По каждому курсу, занятию, домашнему заданию есть прогресс, который школьнику нужно довести до 100%. Это мотивирует, так как школьник видит результат работы и хочет довести до 100% все показатели. Важно, что до 100% может дойти каждый, даже если плохо решает задачи. Для этого прогресс отделён от результативности.

— Рейтинги. Мы формируем множество рейтингов по отдельным курсам, по дисциплине и классу в целом. Эти рейтинги доступны всем учащимся, что мотивирует их набирать баллы, для чего необходимо обучаться.

— Бейджики за отдельные достижения. Это элемент геймификации, в рамках которого учащийся получает разнообразные медальки или бейджики за отдельные результаты и достижения. Все полученные бейджи накапливаются в его публичном профиле и вносят вклад в рейтинги.

Модуль аналитики (CRM)

Нельзя забывать о контрольных показателях, которые необходимо отслеживать для мониторинга качества и эффективности обучения. Так, например, мы всегда отслеживаем решаемость домашних заданий, средний уровень успеваемости, посещаемость занятий, отзывы пользователей и многие другие показатели.

Работая над данными показателями, мы смогли добиться следующих результатов:

— Более 90% пользователей доучиваются до конца курса

— Более 90% пользователей остаются с нами на следующий год

— Результаты ЕГЭ наших выпускников на 27 баллов выше средних результатов по стране

— 20% поступающих в МФТИ и 8% поступающих в МГУ — наши выпускники.

Резюме

Рынок платформ онлайн-обучения уже далеко не пустой, и есть из чего выбирать. Рекомендую строить продукт на базе или в партнёрстве с одной из существующих платформ.

Читайте также: