Как современные подростки могут противостоять негативным воздействиям социальной среды кратко

Обновлено: 05.07.2024

Здесь вы найдете материал для лекции на родительском собрании. Очень важен, на мой взгляд. метод прививки установки , который сформулировал американский психолог Уильям Мак-Гуайр. Чем тщательнее люди заранее продумают аргументы за и против, тем лучше они могут оградиться от попыток изменить их мнение при помощи логики. Если люди не особенно задумывались на эту тему, то они особенно легко поддадутся убеждению, когда их установки пытаются атаковать при помощи логических методов.

ВложениеРазмер
kak_nauchit_podrostka_protivostoyat_otricatelnomu_davleniyu_sredy.doc 101 КБ

Предварительный просмотр:

*Как научить подростка противостоять отрицательному давлению среды*.

Практикующие психотерапевты используют в работе метод, который получил широкую известность благодаря своей эффективности. Он называется систематической десенситизацией - постепенное снижение чувствительности. Такая своеобразная закалка. Метод помогает человеку избавиться от страхов, мешающих ему жить. Предположим, некая девушка занимается вплотную биологией и ей предстоит сделать целый ряд лабораторных исследований. Давайте представим себе, что она терпеть не может грызунов и панически боится даже близко подойти к белым лабораторным мышам.

Какая взаимосвязь между десенситизацией и ценностной системой, которая должна быть привита ребенку? Огромная. Человеческий мозг имеет три вида электрических волн, важных для нашего обсуждения: альфа, бета и дельта. Альфа-волны излучаются мозгом, приведенным в такое состояние, когда начинается процесс мышления. Бета-волны исходят из возбужденного, думающего мозга, дельта-волны — из спящего. Альфа-волны исходят из мозга, находящегося в промежуточном состоянии покоя, не спящего, но и не думающего. То, что мы видим на экране телевизора — это быстрые линейные движения, происходящие с частотой 1200 колебаний за одну минуту. Такая видимая смена видимой информации, воздействуя через зрительный нерв,утомляет мозг и он стремится перейти в режим альфа-волновой работы; расслабленный мозг отказывается воспринимать что-либо критически.(Если не смотреть телевизор, а например, только слушать, тогда воздействие на зрительный нерв не происходит, и левое полушарие головного мозга не отключается).Изучение работы мозга во время просмотра телевизионных передач показало, что редко какой детский мозг мог адекватно воспринимать происходящее на экране дольше 30 секунд, после столь непродолжительного времени мозг ребенка переходит в состояние равнодушного покоя. Некоторые из взрослых способны полностью контролировать свое понимание происходящего на экране только в течение 10 минут, редко кто имел более высокие показатели.

Именно по той причине, что мы смотрим телевизионные программы и чаще всего даже не задумываемся над их содержанием, это состояние покоя может быть использовано для того, чтобы снизить нашу чувствительность и уровень неприятия всего, обычно воспринимаемого как отрицательное явление. Из-за такой природы телевизионного соображения большинство программ мы смотрим в расслабленном, некритическом состоянии, и в этом состоянии мы легко можем быть подвергнуты десенситизации. Наши ценности изменились, а мы и не подозреваем об этом! Особенно восприимчивы к такому губительному воздействию телевидения дети.

1. Как демонстрируется различие между действительностью и фантазией?

2. Как решаются проблемы?

3. Как используется музыка, спецэффекты, шумы, и не способствуют ли они затуманиванию сознания?

4. Какова задача основных действующих лиц?

5. Каким образом показан окружающий мир? Является ли он тем местом, которого нужно страшиться, или тайной, стимулирующей любознательность?

6. Какие юмористические приемы используются?

7. Какая реклама сопутствует программе?

8. Как могут дети прореагировать на эту программу? В какие игры они будут играть после просмотра программы? Какой тип поведения предлагается детям в качестве примера? Каким движениям они могут научиться? Что делает тело, глаза, руки?

К ее вопросам мы хотели бы добавить несколько специфических, отражающих нравственное мировоззрение;

Какой способ жизни описывается как привлекательный?

Стоит ли качество программы того времени, которое будет потрачено на ее просмотр?

для совершенствования характера? Или что во время ее просмотра может быть изъято из жизни моего ребенка, а что станет благотворным для формирования характера?

Что можно сделать для ослабления влияния средств светской информации. Первым важным шагом в вашем стремлении помочь своему ребенку противостоять миру должна стать попытка защитить его мышление уже тогда, когда он еще не отнят от груди. Берегите детей от мирского влияния. Растите их в атмосфере ценностей христианского образа жизни. Это потребует от вас постоянной бдительности и активного творчества, но в конечном счете вы не пожалеете, что решились на это. Дети, воспитывающиеся на христианских ценностях, имеют совершенно отличную от прочих базу, которая помогает им принять решение в момент противостояния миру. Если в самом нежном возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив к любому влиянию, внутренний мир малыша был защищен, он с большей легкостью распознает саму суть греха. Дети, растущие в атмосфере зла, постепенно привыкают к нему, со временем воспринимая зло как само собой разумеющееся явление повседневности, и различие между добром и злом становится смутным — это в самом лучшем случае.

Пришло время сделать следующий шаг — помогите вашему ребенку приобрести достоинство и уверенность в своих силах. Ребенок, уважающий себя, меньше всего способен попасть под влияние своих сверстников, У него, после какого-то периода раздумий и взвешивания аргументов за и против, хватает уверенности в своих силах, чтобы отказаться от чего-то плохого. К тому же у него достанет смелости предложить альтернативное решение проблемы, и он сможет отстаивать свой выбор в пользу добра, если будет уверен в своей правоте. Чувство самоуважения и уверенности в своих силах- самый лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку.

Специалисты в области психологии, занимающиеся проблемами самоуважения и самооценки, предложили четыре компонента понятий, наличие которых приводит к появлению у человека способности к самооценке: 1) компетентность, 2) смысл (значимость), 3) сила, 4) целомуцрие. Если вы поможете своим детям приобрести эти качества, у них появится большие возможности выйти в мир с должным чувством собственного достоинства и уверенности в своих силах.

Мы должны помогать детям ставить перед собой реальные цели. Нерешенные задачи только нарушают их самооценку. Вместо того, чтобы уверять ребенка, будто на следующей контрольной он не сделает ни одной орфографической ошибки, выразите уверенность, что их будет на две-три меньше. Это реальная, достижимая задача, которая, при успешном ее выполнении, укрепит уверенность ребенка в своих силах.

Оказывайте всемерную поддержку детям, когда ситуация требует от них исправления собственных ошибок и отступничества. Показывайте им пример того, как человек может посмеяться над собой, взять себя в руки и продолжать действовать так, чтобы ему не было стыдно за себя. Дети, ужасно боящиеся сделать что-то не так, редко испытывают себя в каком-нибудь новом виде деятельности; такое отношение к перспективам может только снизить уровень самооценки, сделать ее отрицательной. Помогайте детям развивать таланты и способности, доставшиеся им от природы, включая в этот ряд дар приятной внешности. Учите их тому, как оставаться привлекательным и здоровым, учите детей владеть своим телом. Сделайте все, чтобы они признали наличие у себя определенного дара, таланта, и поощряйте их развивать и совершенствовать эти подарки, полученные от Бога. Пусть дети узнают о своих слабых местах и научатся компенсировать их влияние за счет демонстрации сильных положительных качеств. Приветствуйте их стремление приобрести определенные черты характера к какому-то периоду их жизни или избавиться от плохих привычек за такое же время.

Вам совсем не обязательно иметь сборник упражнений, чтобы помочь своему ребенку сформировать истинное самоуважение. Основа этой работы — Божья любовь, компетентность, значимость, сила и целомудрие; сконцентрируйте на них все свое внимание, и тогда самоуважение и уверенность появятся как бы сами собой. И хотя детство — самый благоприятный период для развития в детях этих качеств, помните — никогда не поздно изменить того, кто смотрит на вас в зеркале.

Теперь о следующем шаге вашей помощи детям в противостоянии миру. Учите детей принимать решения.

Предложите ребенку сконцентрировать его внимание на ситуации, когда есть необходимость в реальном выборе какой-то одной из двух взаимоисключающих, но одинаково приемлемых идей. Именно так вы сможете научить его принимать решение.

Вам нужно ограничить число вариантов выбора. Затем выбор ребенка должен быть одобрен. И пусть он пожинает плоды своего выбора, пусть пока набирается опыта, позже вы увидите, что ребенок стал увереннее в ситуациях, требующих его выбора.

Семьи сейчас более мобильны, и понимание соседства не носит такого большого значения, как прежде. В былые времена соседи присматривали за детьми тех, кто жил рядом. Большая семья, члены которой продолжают жить все вместе под одной крышей или хотя бы в одном городе, сейчас редкость! А когда-то все, дедушки и бабушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры заботились друг о друге. Ребенку труднее оступиться, когда столько глаз следят за ним. Увеличение числа неполных семей и все большая занятость родителей на работе резко сократили время общения взрослых с детьми.

Мамы и папы сегодня слишком заняты и физически не способны уделять своим детям столько времени, сколько нужно. И немудрено, что дети предоставлены самим себе. Нехватка времени на решение как своих личных проблем, так и проблем близких людей стала сегодня самой главной заботой для семьи. Лихорадочная занятость просто не оставляет сил на семью. Средства массовой информации также вносят свою долю в отрицательный эффект чужеродного влияния на наших детей. Образ тех детей и подростков, которых показывают по телевидению, трудно назвать достойным подражания, А ведь наши с вами живые, настоящие дети так стремятся походить на них во всем! Звезды экрана, эстрады и спорта также редко являются достойным примером для подражания. Алчность и необузданный секс стали нормой. Даже такой предмет из числа бытовой электротехники, как посудомоечная машина, не говоря уже о компьютере, видеоиграх, телевизоре и плейере, — все это не способствует укреплению семейных отношений. Каждый живет в своем собственном мире, не взаимодействуя с другими членами семьи. Легкодоступный алкоголь и прочие наркотики тоже можно считать чем-то похожим на членов одной агрессивной, все-лодавляющей банды преступников.

Снижение отрицательного влияния социальных явлений должно стать одной из задач тех, кто озабочен способностью детей сопротивляться давлению мнения сверстников. Как уменьшить тлетворное влияние чужеродного окружения на наших детей? Можете ли вы изменить режим своей жизни таким образом, чтобы в нем осталось достаточно времени для детей? Это в свою очередь, сократит то время, в течение которого на них влияют сверстники. По мнению Шэрон Скот, именно в таком решении — выход.

Часто первое же общение вашего ребенка с миром, которому он вознамерился противостоять, заканчивается плачевно — он сдается, и этому виной — влияние сверстников. Чтобы ничего похожего не случилось, необходимо иметь четкий план работы, которая сделает ребенка невосприимчивым к пагубному внешнему влиянию. Как можно раньше приучайте ребенка к мысли, что не всегда нужно следовать тому, что делает большинство. Объясните ребенку, что слепо следовать за толпой нельзя, поскольку не всегда то, что делает большинство - хорошо. Каждый из нас отвечает только за себя.

Своими объяснениями опережайте события! Рассказывайте ребенку о жизни подростков еще до того, как он сам достигнет этого возраста. Пусть ребенок знает о ваших требованиях к его поведению в будущем. Обсуждайте с ним проблему влияния на него сверстников, не забывая упомянуть о том, чем это обычно заканчивается. Рассказывайте ему обо всем. Поговорите с ним о друзьях и подружках, одежде и машинах, свиданиях и прочем задолго до того, как у него появится потребность и возможность попробовать все это на себе. Объясните ему принципы отбора развлечений. Остановитесь на том, как выбирать друзей. Учите ребенка плавать до того, как он войдет в воду! Учите, учите и еще раз учите!

Займите ребенка полезным делом. Занимаясь внеклассной работой в школе, выпуская школьную газету, играя в оркестре и принимая участие в выездных кампаниях церкви, ваш ребенок именно там сможет найти себе друзей-соратников. Эти дети обычно хорошо влияют на других. Если ваш ребенок учится в выпускном классе, помогите ему приобрести такие навыки, которые пригодятся в высшей школе. Они помогут ребенку не только обрести новый статус, достичь какого-то удовлетворения, но и дадут ему возможность в дальнейшем заниматься чем-то стоящим в кругу сверстников и найти среди них настоящих, хороших друзей. Умелого человека уважают и обычно считаются с его решениями и не только в той области, в которой он — специалист. То, чем ребенок занимается дома после школы: косит газон, нянчит детей, убирает мусор, — приучает его к ответственности и вырабатывает уверенность в своих силах.

Прививайте ребенку умение одеваться со вкусом и научите его соответствующим образом вести себя в обществе. Ребенок, чувствующий себя уверенно в любой социальной ситуации, вряд ли поддастся влиянию сверстников. Он всегда знает, что делает. Уважаемый другими детьми, он знает свое место и цену себе, даже если и не соглашается с мнением толпы.

Учим детей принимать решения

1. Как можно раньше начинайте приучать детей делать выбор из числа двух противоположных, но одинаково приемлемых вариантов решения одной проблемы.

2. Перед тем, как перейти к решению более сложных проблем, пусть дети как можно дольше практикуются в принятии простых решений.

3. Соглашайтесь с выбором ребенка, если он не представляет опасность для его жизни. Не осуждайте ребенка за его выбор.

4. Будьте всегда готовы оказать ребенку поддержку, когда он пожинает плоды своего выбора.

5. Постепенно расширяйте количество вариантов возможного выбора. Следите за тем, насколько ясно ребенок понимает условия и последствия своего решения.

6. Не вмешивайтесь в естественный ход событий, которые последуют за моментом принятия ребенком определенного решения, если оно не угрожает его жизни.

8. Если ребенку по силам исполнить принятое решение, предоставьте ему полную свободу выбора. Не принимайте решения вместо него!

9. Выказывайте уверенность в его способности принять решение

и ответить за него.

10. Помогите ребенку умом и сердцем понять, что вы не останетесь равнодушными ко всему что происходит в его жизни, и будете рядом, несмотря на тот выбор, который ребенок сделает.

Один из способов защиты установок — это дать людям возможность учесть все доводы за и против, прежде чем кто-то будет атаковать их с целью изменения этих установок. Чем тщательнее люди заранее продумают аргументы за и против, тем лучше они могут оградиться от попыток изменить их мнение при помощи логики. Если люди не особенно задумывались на эту тему, то они особенно легко поддадутся убеждению, когда их установки пытаются атаковать при помощи логических методов. Уильям Мак-Гуайр (1964) продемонстрировал это явление и применил для борьбы с ним прививку установок. Это процесс, когда людей делают невосприимчивыми к попыткам изменения их установок, вводя небольшую дозу аргументов, противодействующих их позиции. Человек, заранее обдумав доводы, становится относительно защищенным, это похоже на противовирусную вакцинацию, когда человек получает ослабленную культуру вируса, чтобы выработать антитела и в дальнейшем уже не заболеть.

Прививка установки — процесс, при котором человеку вводят небольшие дозы аргументов против его позиции и таким образом делают его невосприимчивым к попыткам других изменить его установки.

Как мы уже видели, зачастую, когда делаются попытки изменить наши установки, то такие атаки эмоциональны, а не обоснованы логически. Можно ли защититься от эмоционального воздействия, так же как мы защищались от рациональных доводов? Это очень важная проблема, потому что многие значительные изменения в установках и поведении возникают не в ответ на логические доводы, а как реакция на эмоциональное_воздействие. Так, например, многие молодые юноши и девушки начинают курить, выпивать или принимать наркотики. Часто их поступки — реакция на давление сверстников, причем возникает это давление в таком возрасте, когда молодые люди особенно легко поддаются влиянию. Как показывает одно исследование, лучше всего можно определить, курит ли подросток марихуану, если узнать, не злоупотребляет ли наркотиками его друг или подруга.

Теперь представьте, как это происходит. Подростки не станут приводить никаких аргументов («Эй,Женя, — а ты знаешь, недавние исследования показывают, что выпивка в меру может быть даже полезна для здоровья?). Напротив, давление сверстников непосредственно связано с ценностями и эмоциями людей, игре на их страхе быть отвергнут другими и их стремлении к свободе и автономии? В юности ровесники — это важный источник социального одобрения может быть, самый важный источник. Мнение других подростков для молодого, человека или девушки — это достаточная награда за следование определенным установкам. Необходима такая техника, которая бы помогла молодым людям сопротивляться давлению сверстников, чтобы они не рисковали своим здоровьем.

Давление сверстников может быть очень убедительным потому что оно направлено на эмоции — на желание нравиться и быть одобренным группой. Молодые люди могут научиться сопротивляться такому убеждению, если получат прививку от него.

Когда попытки убедить вызывают обратную реакцию: теория реактивности.

В действительности строгий запрет опасен — чем сильнее запреты, тем больше вероятность, что они вызовут обратную реакцию и пробудят интерес к запретной теме. Согласно теории реактивности, людям вообще не нравится чувствовать, будто что-то угрожает их свободе делать или думать то, что они хотят. Когда люди понимают, что их свобода под угрозой, у них возникает неприятное состояние реактивности, и избавиться от него можно, лишь совершив запретный поступок (например, закурить).

Теория реактивности — идея о том, что когда люди чувствуют, что их свобода поступать по своему желанию находится в опасности, у них возникает неприятное состояние реактивности; люди ослабляют реактивность, совершая запрещенное действие.

 социальная среда подростка

Социальная среда подростков - схема

Подросток

ближайшая среда
(семья, родственники, друзья, одноклассники)

дальняя среда
(соседи, СМИ, интернет, учащиеся школы)

оказывает прямое влияние
(общение, беседы, поступки, личный пример)

оказывает косвенное влияние
(слухи, передачи, поступки)

При нормальной обстановке в школе и дома, ближайшая среда имеет большое влияние на поступки, мысли и взгляды подростка: он прислушивается к мнению родителей, хорошо общается с друзьями. Если подросток не находит понимания среди людей из ближайшей среды, то дальняя среда (мир незнакомых людей) может оказывать бόльшее влияние на сознание, мировоззрение и поступки подростка, чем люди из ближнего окружения. Чем дальше от подростка стоит круг общения, тем меньше доверия он к нему испытывает. Родители или школа, которые по какой-то причине теряют авторитет для подростка, оказываются за кругом его доверия.

Влияние социальной среды на подростка

Психологи утверждают, что зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум.

Ради статуса и признания подростки могут пойти на необдуманные жертвы, войти в конфликт с ближайшими людьми, изменить своим ценностям.

Социальная среда может влиять на подростка, как положительно, так и отрицательно. Степень влияния социальной среды зависит от авторитета участников и самого подростка.

Положительное влияние Отрицательное влияние
• занятия спортом, участие в общественной деятельности, новые хобби; • приобретение вредных привычек (курение, алкоголь);
• установление дружеских отношений; • приобретение и развитие негативных личностных качеств;
• приобретение и развитие положительных личностных качеств; • подражание неформальным лидерам;
• улучшение учебы. • ухудшение учебы.

Влияние общения со сверстниками на подростка

Говоря о влиянии социальной среды на формирование личности и поведение подростка, следует рассмотреть специфику общения со сверстниками.

Общение важно по нескольким причинам:

  • источник информации;
  • межличностные отношения;
  • эмоциональный контакт.

Влияние общения с родителями на подростка

В подростковом возрасте начинается процесс эмансипации подростка от родителей и достижение определенного уровня независимости. В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка, и он хочет построить новую систему отношений, центром которой будет он сам. У молодых людей формируется своя система ценностей, которая зачастую кардинально отличается от той, которой придерживаются родители. Благодаря накопленным знаниям и опыту у подростка возникает важная потребность в осознании своей личности и своего места среди людей.

Чтобы помочь подростку успешно адаптироваться в социуме, ближайшему окружению следует проявить гибкость и мудрость.

Как нелегко порой приходится родителям подростков. Казалось бы, и причины изменения поведения взрослеющего ребенка известны и мотивы, но понимания в семье нет. Конфликты, перерастают в отчуждение, а иногда и агрессию. В нашей статье мы попробуем разобраться в психологии поведения подростков.

Подростковый возраст - переходный период между детством и юношеством, сложный этап развития ребенка. Он затрагивает все сферы его жизни и вносит множество изменений. В нашей статье мы расскажем о том, как меняется физиологическое и психологическое состояние детей в возрасте 13-18 лет.

Начало взросления - нелегкий период как для самих подростков, так и для окружающих. Изменения, происходящие с организмом тревожат ребенка, а иногда и пугают. Поэтому задача близких максимально подготовить ребенка к пубертатному периоду, рассказать о том, какие изменения его ждут и настроить на позитив.


1. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2008. – 660 с.

4. Сабирова Р.Ш., Жансерикова Д.А., Тажибаева Э.Р. Методы психологии. Русско-казахско-английский терминологический словарь-справочник. – Караганда: КарГУ, 2014. – 200 с.

Современные реалии являют собой особую необходимость изучения различных аспектов личности подростков. Это обусловлено важностью развития подростка и его адаптации к социальному окружению, значимостью процесса социализации. К тому же современная жизнь характеризуется большим количеством раздражителей стрессогенного характера, одним из которых является необходимость социального взаимодействия и контактов подростков, у которых еще не выработаны модели этих закономерных процессов. Как известно, социaльнaя средa окaзывaет сильнейшее влияние нa человекa и является кaк бы источником, питaющим рaзвитие личности, прививaет ему общественные нормы, ценности, роли [1].

Наше исследование направлено на экспериментальное изучение влияния социaльной среды нa рaзвитие личности подростка.

Подростковый возрaст представляет собой один из вaжнейших этaпов жизни, во многом определяющий дальнейшую судьбу человекa. Нa формирование личности подростка влияет множество фaкторов: социaльнaя средa, окружaющaя подросткa, отношения с родителями, социaльный стaтус в коллективе сверстников, социaльные роли подросткa, aкaдемическaя успешность, сформировaнность творческих интересов, a тaкже ведущaя деятельность в дaнный период, проявление которой игрaет немaловaжную роль [2].

Подросток, или тинэйджер (от английского teenager), – это молодой человек в возрасте от 13 до 19 лет. Стоит отметить, что в условиях современных больших городов, где дети очень рано вступают в контакт с высокими технологиями, переходный период может начаться и раньше, уже в 10 лет, и закончиться позже – в студенческом возрасте. Пубертатный процесс связан с физиологическими изменениями в организме, а они у разных детей происходят в разное время, в частности, у представителей южных народов раньше, чем у представителей северных [3].

Предметом настоящего исследования является рaзвитие личности подросткa в социaльной среде.

Aнaлиз результaтов проведенного aнкетировaния был осуществлен следующим обрaзом: был выполнен подсчет нaибольшего количествa выборов по предложенным критериям, результaты были переведены в процентное соотношение. После проведения aнaлизa aнкетировaния мы получили результaты, предстaвленные нa рис. 1-3.

sab1.tif

Рис. 1. Общий выбор испытуемых по предложенным критериям

На рис. 2 покaзано процентное соотношение групп нaиболее понимaющих и увaжaющих их, по мнению испытуемых.

sab2.tif

Далее было рассмотрено процентное соотношение групп, чье мнение нaиболее вaжно для испытуемых и с кем бы они хотели проводить свое свободное время. Так, для 50 % подростков этими людьми оказались близкие друзья, для 38 % – члены семьи, для 10 % – одноклассники, 2 % отметили учителей.

Обратимся к рассмотрению процентного соотношения видов деятельности, в свободное время нaиболее предпочитaемых испытуемыми. 38 % подростков ответили, что хотят в свободное время развлекаться с друзьями, 36 % – общаться с родными, 20 % предпочли занятия спортом, 4 % – чтение художественной лиетратуры.

sab3.tif

Рис. 3. Референтные группы


Социальная профилактика отклоняющегося поведения в подростковой среде

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к увеличению числа подростков, имеющих отклонения в поведении. Происходящие негативные изменения в системе семейных ценностей, рост подростковой преступности, толерантное отношение к агрессивным формам поведения, отсутствие эффективных путей предупреждений девиаций способствуют росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей.

Современные идеи и знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что девиантное поведение является чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, которая определяется рядом взаимосвязанных факторов: биологическим, социологическим, психологическим.

Теоретический анализ различных подходов к определению девиантного поведения дает основания для обобщения: девиантное поведение понимается в самом широком смысле и означает действия и социальные действия индивида, которые противоречат социальным нормам общества и оказывают негативное влияние на других и саму личность влияние [1].

Отклоняющееся поведение человека является его личным вызовом социальной среде, порожденным несогласованностью между ее личностными притязаниями и общественными требованиями и выявленным такими социально-поведенческими действиями и поступками, не одобряются близким окружением или обществом.

Подростковый возраст – это период жизни человека, который охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет.

Подростковый возраст принято относить к числу критических.

На телесном уровне происходят значительные гормональные изменения, связанные с половым созреванием. На психологическом уровне подростковый возраст характеризуется интенсивным становлением самосознания, рефлексии, Я-концепции. Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются как кризисные и связанные с перестройкой в основных сферах: телесной, психологической и социальной.

Подростковый возраст характеризуется изменением социальной ситуации развития, особенность которой заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком – сильное желание казаться взрослым определяет многие особенности его поведения. Подростковый возраст характеризуется изменением социальной роли, особенность которой заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком. Как итог - сильное желание взрослеть определяет многие свойства его поведения.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение, которое осуществляется в дружеских отношениях. В этом возрасте весьма развито чувство аффилиации, т.е. стремления принадлежности к группе сверстников.

Самооценка подростка определяет характер отношения к окружающим людям. В среде современных подростков отмечается рост замкнутости и рост как социальной пассивности, так и агрессивности. Среди исследователей проблемы поведения несовершеннолетних изучали такие известные ученые, как А. Антонов, И. Демина, А. Киричук, И. Лысенко, С. Яковенко.

По словам А. Антонова, подростки в наиболее чувствительном возрасте и проявляют разное поведение, в том числе и девиантное:

подростковый возраст характеризуется трудностями, связанными с личностным развитием;

наблюдается маргинальная позиция детей данного возраста в обществе [ 2, c . 19 ].

Для девиантных подростков характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.

Сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень, влияние окружающих – это всё способствует появлению и развитию девиантного поведения у детей подросткового возраста. Отклоняющееся поведение подростков формируется под влиянием внешних и внутренних факторов, где важное место занимает их предрасположенность к внутреннему принятию отклоняющегося поведения, что обусловлена психологическими особенностями подростка.

Можно сказать, что отклоняющееся поведение — это устойчивое поведение, детерминантами которых являются социальные, экономические, политические и другие причины. У подростков обнаруживается такие виды и формы девиантного поведения как антисоциальное поведение, асоциальное поведение; аутодеструктивное поведение, агрессивное поведение, суицидное поведение. Такое поведение у подростков может выступать в виде вандализма, алкоголизма, суицидальных попыток, правонарушений.

Проявления девиантного поведения – это непосредственные проявления отклонений и нарушений общественных требований в конкретных поступках и действиях человека. Выделяют различные формы девиантного поведения, среди которых алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, суицидальное поведение, девиации сексуального характера.

Для предотвращения девиантного поведения в подростковой среде важно понимать причины такого поведения, а также проблемы подростка, которые провоцируют его деяния.

Таким образом, возрастно-психологические причины девиантного поведения обусловлены особенностями возрастного развития. К психологическим причинам отклоняющегося поведения детей подросткового возраста относятся: подростковый кризис, установки на антисоциальное поведение, индивидуально-психологические особенности.

К социально-психологическим причинам возникновения девиантного поведения относятся неблагоприятная ситуация в школе и семейное неблагополучие. Медико-биологические причины отклоняющегося поведения школьников включают наследственные, врожденные факторы.

Можно сказать, что в зависимости от того, какие внешние и внутренние условия развития существуют в жизни человека, от того, какие материально-бытовые и социально-экономические условия его окружают, может формироваться большое количестве разнообразных форм девиантного поведения.

Для того, чтобы данное поведение не получало социальной поддержки и не получало свое распространение, необходим ряд профилактических и коррекционных мер.

Профилактика представляет собой комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении. Социальная профилактика  это работа по устранению причин и условий, способствующих отклонениям в поведении растущего человека, и создание социальных условий для формирования нравственной личности из жизни. Всемирная организация здравоохранения предлагает дифференцировать: первичную, вторичную и третичную профилактику в работе с развивающимся индивидом.

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих конкретное явление, и повышение индивидуальной устойчивости к воздействию этих факторов. Первичная профилактика включает работу с категорией относительно здоровых подростков, которые находятся в группе риска. Это работа с подростками, которые употребляют алкогольные напитки, наркотики, с генетической предрасположенностью к психическим заболеваниям или в неблагоприятных семейных или социальных условиях и т. д. Первичная профилактика часто проводится у подростков в связи с их психологическими особенностями из-за кризиса подросткового возраста.

Вторичная профилактика включает работу с категорией людей, для которых уже существует отклоняющееся поведение. Здесь внедряется система действий, целью которой является изменение и без того плохо адаптированных форм поведения и позитивная разработка личных ресурсов и моделей поведения.

Третичная профилактика проводится для предотвращения рецидивов у подростков с девиантным поведением. На данном этапе внедряется система действий, которая направлена на снижение риска повторных отклонений и активацию личных ресурсов, которые способствуют адаптации к условиям окружающей среды и разработке социально эффективных стратегий поведения [4, c . 411].

Существует три основных уровня профилактики девиантного поведения подростков, как отмечает И.А. Фурманов:

на личностном уровне, воздействие на целевую группу направлено на формирование таких качеств личности, которые создают основу социально- приемлемого поведения подростка. Сюда относятся такие формы работы, как консультирование, тренинги личностного роста;

на семейном уровне, осуществляется организация влияния на семью и ближайшее окружение подростка для предупреждения девиантного поведения. Сюда относятся такие формы работы, как: тематические родительские собрания, семейные консультации;

на социальном уровне, осуществляется организация мер, направленных на изменение социальных норм, что создает благоприятные условия для организации профилактической работы на предыдущих уровнях.

Профилактика девиантного поведения лиц подросткового возраста является важнейшим средством определения признаков того, каким образом и с какой целью общество воздействует на определенные социальные процессы в области воспитания подрастающего поколения, выявлении причин отклоняющегося поведения среди подростков [5, c . 92].

Предотвращение девиантного поведения в молодежной среде рассматривается как организованный процесс, имеющий четко сформулированную цель – защитить подростка от конфликтов с социальной средой и законом и развить способность самовыражаться найти все социальные проблемы, связанные с сознательным формированием личности. И зная сущность понятия профилактики можно изучить основные направления методы профилактики девиантного поведения.

Профилактика девиантного поведения подростков включает всех участников воспитательного процесса и предполагает психолого-педагогическую помощь подросткам, психолого-педагогическое просвещение среди социальных работников, психологическую и социальную работу с родителями.

Типы профилактической работы с подростками могут быть разными – приобщение к здоровому образу жизни или активное обучение социально значимым навыкам. Однако их следует использовать с учетом индивидуальных особенностей подростка. Но даже при учете всех особенностей в профилактической работе могут возникнуть проблемы. Потому весьма полезно дать определенные рекомендации по социально-профилактической работе с подростками с девиантным поведением для более качественной профилактики девиантного поведения подростков.

Специалистам по социально-профилактической работе с подростками с отклоняющимся поведением для более качественной профилактики девиантного поведения подростков рекомендуется осуществлять работу по профилактике девиантного поведения подростков в тесном взаимодействии с родителями, по следующему алгоритму:

1. Своевременное выявление причин и форм девиантного поведения среди учащихся подросткового возраста с помощью анкетирования родителей и опроса подростков. Диагностический комплекс педагогических, психологических, медицинских, социологических методов позволит, имея разнообразную информацию, обеспечить продуктивную профилактическую работу. На этом этапе используются следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, опрос, анализ документации и т.д.

2. Планирование и организация профилактической работы с подростками, склонными к девиантному поведению по результатам диагностики, а также с их родителями. На этом этапе важно определить формы, средства и методы социально-педагогической и психологической работы. Формами могут быть: круглый стол, индивидуальные и групповые консультации, групповые занятия с родителями и подростками, средствами – организация досуга подростков, пропаганда здорового образа жизни; методами – воспитательные беседы, лекции, ролевые игры.

3. Разработка и реализация программы профилактики девиантного поведения подростков при взаимодействии специалистов по социально-профилактической работе с подростками и родителей. Цель программы: создание условий в образовательном учреждении для профилактики девиантного поведения у подростов при взаимодействии с родителями.

Также особое внимание необходимо уделять организации свободного времени подростков. Работу по организации свободного времени подростков рекомендуем осуществлять в соответствии со следующими задачами:

создание условий для развития и саморазвития;

управление процессами формирования личности посредством создания необходимых для этого условий;

осуществление целенаправленной деятельности по формированию ценностных ориентаций;

использование игр, развлечений с целью восстановления развития физических данных;

выявление и предоставление возможности проявления творческих способностей [3].

Рекомендуем в практике учреждения образования в рамках социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков использовать культурно-досуговую деятельность.

В рамках профилактики отклоняющегося поведения подростков в культурно-досуговой деятельности рекомендуем использовать следующие методы:

игровые приемы и упражнения;

интеллектуальные игры: викторины, деловые и ролевые игры;

создание, проигрывание и анализ ситуаций,

Так, культурно-досуговая сфера является тем пространством, где подросток может реализовать свои потребности в общении, в занятиях творческими видами деятельности, познании нового, обретении новых умений и навыков в различных сферах жизнедеятельности, в отдыхе и рекреации, в самореализации.

Список использованных источников :

Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.

Антонов А.А. Делинквентное поведение как фактор, детерминирующий мотивацию несовершеннолетних на совершение административных правонарушений, и его роль при их профилактике // Российский следователь. 2010. № 3. С. 18 - 20

Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.

Попов, В.А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений / В. А. Попов, Н. П. Липнягов // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 410-412.

Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. – Минск: Асвета, 2011. – 192 с.

Читайте также: