Как соотносятся фабула и сюжет рассказа легкое дыхание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

  • Русская литература
  • uaix1
  • 2019-03-21 20:21:54

1 ответ(а)


Напомним, что фабула - это повествование о событиях в их временной последовательности. Это фактическая основа, стержень произведения. Сюжет - это последовательность событий как их располагает автор в их причинной взаимосвязи.

Итак, фабула рассказа "Легкое дыхание" практически никогда не пересекается с сюжетом. Это "житейская муть" по Л.Выгодскому от взросления Оли, порочной связи с пожилым Алексеем Михайловичем, далее роман с казачьим офицером, его выстрел на вокзале в приступе ревности, похороны Оли. Апрель, начальница гимназии каждое воскресенье ходит на могилу Мещеряковой.

Сюжетная линия начинается с апрельского ветреного дня на кладбище, где автор был поражен "удивительно живыми глазами" девочки, глядящими на него с медальона на кресте. Все еще впереди: и легкое дыхание этой не по годам развитой 14-летней девочки, и простые слова в кабинете начальницы: "нет, мадам, я женщина", сказанные Олей, не сумевшей спрятать ненависть к этим взрослым, изломавшим ее жизнь, после которых "мне остается одно". "События сцеплены так, что они утрачивают свою житейскую тягость"(Выгодский). Сюжет парит над фабулой рассказа, давая нам возможность насладиться "легким дыханием" ,которое никуда не девается. Возникает также вполне отдельная сюжетная линия - одинокой "пожилой девушки", начальницы гимназии, которая находит для себя иллюзорную цель в жизни - продлить легкое дыхание Оли. Движимая чувством вины или одиночеством, она не может смириться с гибелью девочки. Но если сама Оля Мещерякова поражала полнотой жизни, то иллюзии эти - не более, чем ветер в сухой траве.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Как соотносится фабула и сюжет "Легкое дыхание"? (Бунин)

Как соотносится фабула и сюжет "Легкое дыхание"? (Бунин)

Как соотносится фабула и сюжет "Легкое дыхание"? (Бунин)


Композиция отличается отсутствием хронологического
порядка и четкой схемы "завязка-кульминация-развязка".
События начинаются и заканчиваются на кладбище,
фабула не всегда совпадает с сюжетом, попадаются эпизоды,
не имеющие, на первый взгляд, никакого отношения
к истории Оли Мещерской.

Бунин сразу же лишает сюжет непредсказуемости и
кульминационной развязки. Она уже произошла – и это смерть
юной гимназистки.
Понимая, что самое главное уже произошло, читатель
переключается на события, которые привели к печальному
финалу.

Намеренно разрушая причинно-следственные связи в рассказе,
писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значение
ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий
в рассказе.
Неизбежная обреченность героини – в ней самой, в ее невероятно
притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности.
Огромная страсть к жизни и привела ее к столь быстрому концу.
Сама фабула произведения довольно проста.
Счастливая юная гимназистка
Оля Мещерская сначала становится добычей друга своего отца,
пожилого сластолюбца, после чего - живой мишенью для офицера
Малютина.
Простота сюжета оказалась обманчивой, поскольку рассказ
"Легкое дыхание" не только о судьбе девушки, но и о несчастной
доле классной дамы,
которая привыкла жить чьей-то чужой жизнью.
Интересны и взаимоотношения Оли с офицером.
Малютин убивает Олю Мещерскую, введенный поневоле в
заблуждение её игрой.
Он это сделал потому, что был близок с ней, верил в то,
что она его любит, и не мог пережить разрушение этой иллюзии.
Оля показала страшные страницы своего дневника влюбленному
в неё офицеру, и он, потеряв от ревности и оскорбленного
самолюбия голову, выстрелил в неё прямо на вокзале.
Он объяснил это тем, что был в состоянии аффекта.
Далеко не любой человек может вызвать в другом столь
сильную страсть.
Оля Мещерская в отношениях с ним искала мечту,
но ей не удалось её найти.

Легкое дыхание. Эпизод новеллы Бунина

В центре произведения находится тема очарования и трагичности молодости. Бунин показывает, что юные годы всегда сопряжены с беспечностью, ветренностью. В юности человеку кажется, что смерть никогда не придет.

Литературные критики определяют жанр произведения как новеллу (то есть меткий, острый рассказ), относящуюся к направлению модернизма.

Повествование рассказа начинается с кладбища, фабула и сюжет рассказа кардинально отличаются. Учитывая особенности произведения, следует уделить немного внимания отличиям между фабулой и сюжетом, которые задаются в классическом виде именно Львом Выготским.

Корень отличий между фабулой и сюжетов выводится из творчества русских писателей-формалистов. Под фабулой понимается линия событий, то есть хронологическая последовательность развития определенных ситуаций в книге. Именно фабула лежит в основе кратких изложений содержания произведения. Что касается сюжета, то это различные трансформации, которые претерпевает фабула. Сюжет принимает разные формы, нередко нарушающие хронологию, подчеркивая своеобразие творческого взгляда писателя.

Дорогие любители классических произведений! Предлагаем вашему вниманию анализ рассказа “Антоновские яблоки” Ивана Бунина.

Обзор персонажей рассказа Ивана Бунина

Образ Ольги Мещерской

Легкое дыхание. Произведение Бунина

Характер и темперамент Мещерской отличается ветреностью, легковесностью. Девушка любит шалости и легко относится к жизни. Поведение Оли раскованное, свободное. Раскованность героини превышала рамки дозволенного и приличного, поэтому девушку не раз вызывали к директору пансиона для благородных девиц, где Ольга училась.

Красота и грациозность, притягательность Ольги объясняла большое количество поклонников. Жизнь Оли, по мнению самой девушки, впала в деструктивную фазу после романтической связи с Малютиным. Мужчина был намного старше девушки, приходясь другом отцу Мещерской. Подобные отношения приравнивались к потере репутации для круга, к которому принадлежала героиня. После отношений с Малютиным Оля бросается в пропасть мимолетных увлечений. Одно из таких увлечений закончилось для красавицы трагично: завязав роман с казаком и бросив несчастного любовника, девушка погибла от выстрела оставленного ею влюбленного.

Портрет Оли Мещерской

Беспечность, беззаботность, шаловливость также присущи личности героини. Кроме того, грациозность и изящность девушки не страдали от смелости, непосредственности и непринужденности поведения. Если другие гимназистки волновались о сдержанности движений, о скромности поведения, то Оля не боялась растрепать волосы или оголить колено.

Мещерская любила балы и танцы. Девушка прекрасно держалась также на льду, смело катаясь на коньках. Живость, подвижность, харизматичность Оли привлекали к героине огромное количество кавалеров. Однако Оля – любимица не только мужчин, но и представительниц своего пола, так как воспринималась примером для подражания младшими ученицами пансиона.

Дневник гимназистки

Большую часть данных о характере, о жизни Оли читатель узнает из дневника, который девушка вела до последнего дня. Эпизод с Малютиным привел к удивлению, к настоящему шоку Ольги, ведь гимназистка не ожидала наличия в себе таких эмоций и склонностей. Связь, которая обычно ассоциируется в культуре с любовью, не имела с этим чувством ничего общего. Это привело к душевной надломленности, к глубокому, сильному разочарованию, слишком раннему для юной девушки.

Дневник – это исповедь. Записи Ольги Мещерской характеризуются повышенной напряженностью, динамичностью, эмоциональностью. Полные жизни строки контрастируют с нарочитым спокойствием кладбища. Это несовпадение радостной, полной жизни Оли, смотрящей с медальона на могильном кресте, и мертвенного оцепенения последнего пристанища гимназистки приводит в смятение душу классной дамы, посещающей могилу воспитанницы каждое воскресенье.

Репутация Оли Мещерской

По мере взросления об Оле стали ходить толки, репутация девушки ухудшилась. Ветреность, склонность к времяпрепровождению с мужчинами стали обычным делом в разговоре о Мещерской. Некий Шеншин – также гимназист – влюбился в девушку, но та не ответила юноше взаимностью. Из-за этого Шеншин, якобы, пытался покончить с жизнью.

Олю регулярно вызывают к директрисе пансиона, которая критикует девушку за излишне дорогие и роскошные наряды, заколки для волос, украшения и вызывающие цвета в одежде. Начальница пансиона считает, что манера одеваться Оли больше подходит женщине, но не девушке. Однако Оля замечала, что не виновата в собственной красоте. Стоит подчеркнуть, что дело было не только в красоте героини. Мещерскую отличала внутренняя свобода, странная, непривычная для столь юной девушки. В поведении и жизни Оли отсутствовал страх или осторожность, скованность, застенчивость.

Отношения с Малютиным

Приходит лето. Оля гостит у родителей, где встречает Малютина – друга отца девушки. Малютину 56 лет. Кроме того, что мужчина приходится другом отцу Оли, герой также брат директрисы пансиона для благородных девиц. Именно там Оля проходит обучение. Малютин соблазняет девушку. Однако Оля испытывает шок от случившегося и не хочет поддерживать связь с мужчиной.

Когда директриса вызывает Мещерскую в очередной раз, та признается в отношениях с Малютиным. Но теперь Оля считает, что жизнь кончена и существует лишь одно решение ситуации. Репутация больше не заботит героиню. После Малютина Оля вступает в тайную связь с офицером. Мужчина происходил из казаков, отличался страстным, вспыльчивым характером.

Обстоятельства смерти Ольги

Когда Оля сказала любовнику-казаку, что не чувствует взаимности и что не хочет быть его женой, офицер убил девушку. В процессе расследования, казак признался, что Мещерская клялась в любви и обещала выйти замуж, однако потом раскрыла связь с Малютиным. Казак отправлялся в Новочеркасск, Оля провожала любовника. На вокзале девушка объяснилась с офицером, поведав о прошлом, а также о том, что весь их роман – только проказа, шутка, шалость Ольги, никогда не воспринимавшей эти отношения всерьез.

Ольга предложила казаку прочитать некоторые строки из дневника, который вела девушка. Пока офицер читал, Мещерская прогуливалась по платформе вокзала. Закончив чтение, любовник застрелил девушку на глазах у зевак.

Справедливости ради, стоит заметить, что Малютин погиб в скором времени после смерти Ольги. Мужчина нашел вечный покой, участвуя в Русско-японской войне. Шел 1905 год. После кончины Оли, директриса часто посещала могилу бывшей ученицы.

Образ классной дамы

Директриса пансиона, где обучалась Оля Мещерская. Начальница была немолода, волосы героини давно поседели. Малютин, соблазнивший несовершеннолетнюю Олю, приходится классной даме родным братом.

Строгость, серьезность, внимательность, любовь к дисциплине – характерные черты персонажа. Классная дама старается блюсти целомудренность среди гимназисток. Отличительная характеристика образа директрисы пансиона – жизнь в придуманном, воображаемом мире. После смерти Оли женщина словно присваивает себе непрожитую жизнь юной погибшей девочки. Проводя праздники в посещении могилы воспитанницы, представляя себя на месте девушки, в этой активной, динамичной жизни, вспоминая Олю в последнем пути – в гробу. Собственная личная жизнь у классной дамы отсутствовала.

Встречи с Ольгой в кабинете классной дамы отличались дидактическим, выражено поучительным характером. Директриса осуждала Олю, что та заставляет родителей покупать дорогие туфли и платья, опустошая карманы матери с отцом.

Литературные критики нередко противопоставляют образы Оли Мещерской и начальницы пансиона, потому что фигуры этих женщин олицетворяют разные судьбы. Жизнь юной гимназистки пронеслась, промелькнула яркой кометой на небосводе, легко, молниеносно. И исчезла. Жизнь классной дамы тянется долго – это пустая, бедная на события жизнь, заставляющая героиню прокручивать чужие истории, чтобы восполнить недостающие звенья в собственном существовании.

Образ Малютина

Малютин приехал к Мещерским, застав Ольгу дома одну. Мужчина остался гостить, потому что промок от дождя, под который попал в поездке. Алексей Михайлович – так звали героя – выказывал явные романтические намерения в отношении девушки. Несмотря на громадную разницу в возрасте, Малютин представал перед Ольгой в виде кавалера. Оля, с жалобой на головную боль, прилегла на диванчик, но Малютин не растерялся и воспользовался случаем. Поцеловав девушку в руку и губы, Алексей совратил подростка. Нельзя сказать, что Мещерская сопротивлялась действиям мужчины. Со стороны девушки не было чувств, мотивирующих ее на этот поступок, однако был интерес, желание повзрослеть.

Образ казацкого офицера

Внешность казака некрасивая, отвратная, вызывает скорее антипатию, чем симпатию, отталкивает грубыми и жесткими чертами. Офицер небогат, неродовит. Оля завязывает роман с казаком, по всей видимости, от отчаяния, считая, что жизнь кончена после связи с другом отца.

Провожая нового любовника на вокзал, Оля признается, что не любит казака, а роман воспринимала как игру, шалость, несерьезную забаву. Казак вспылил и выстрелил в девушку. Судебному приставу офицер рассказывал, что Оля соблазнила его, пообещала выйти замуж, однако потом бросила. Также гимназистка поведала офицеру об отношениях с Малютиным. После гибели Ольги, казака арестовали.

Герои как выражение идей Бунина

Следует также отметить, что образы героев выведены неслучайно и отображают центральные идеи рассказа. Образ Оли иллюстрирует понимание писателем любви. Бунин воспринимает любовь как чувство разрушительное, всепоглощающее, неистовое. Любовь – это страсть. Однако в психоанализе не зря Эрос идет рука об руку с Танатосом. Бунин улавливает эту связь любви и смерти.

Любовь и смерть

Смерть и любовь соединяются в фигурах Шеншина и Оли. Шеншин пытался покончить жизнь самоубийством, страдая от невзаимной любви к Мещерской. Сама же Ольга не пережила разрушительность страсти, погибнув от руки брошенного любовника. Любовь предстает на страницах произведения Бунина в разных ипостасях. Это легкость Ольги, воспринимаемая как беспечность, цинизм, испорченность богатой девушки. Это страдания от несчастной влюбленности Шеншина, готового покончить с собой из-за того, что возлюбленная не ответила взаимностью. Малютин – прапорщик – тешит самолюбие, гордится тем, что сумел добиться, хоть и кратковременного, расположения со стороны молодой красавицы. Наконец, есть пример и воображаемой любви – мечтающей и живущей образами классной дамы.

Легкое дыхание. Новелла Ивана Бунина

Оля поступала аморально, а поступки девушки не совпадали с принятыми в то время нравственными канонами. Между тем, Бунин не осуждает образ жизни героини, ведь и сама писатель отличался вольностью в вопросах семьи, брака и любовных отношений. Легкость Оли требует наличия и обратно стороны медали – беспечности, ветрености, беззаботности, и связанного с этими чертами драматизма. Легкие люди долго не живут: жизнь подобных Оле людей похожа на порхание бабочки-однодневки. Но порхание это яркое, красивое, запоминающееся.

Смерть Ольги Мещерской изображена автором сухо, официально. Протокольный тон дополняет сцена с судебным приставом, проводящим допрос убийцы. Гибель девушки – это тоже следствие разновидности любви. На этот раз – это страстное, разрушительное, эгоистичное и отчаянное чувство офицера, которому разбили сердце.

Литературовед, психолог и культуролог Лев Выготский пристально рассматривает два вопроса: историю Оли Мещерской и историю классной дамы.

Вторая линия, по мнению Выготского, представлена рассказом о личности классной дамы, часто навещавшей могилу воспитанницы. В этой диспозиции выделяются такие элементы: описание образа начальницы пансиона, мечтаний пожилой женщины о брате. По видимости, брат классной дамы – тот самый совратитель Оли, Малютин – вел куда более насыщенную жизнь, чем сестра. Это заставляло женщину проецировать эпизоды жизни брата на собственную жизнь. Мечтательность – отличительная черта классной дамы. Также женщина часто прокручивает в воображении образы идейной труженицы и женщины с тайной жизнью. Разговор о сущности легкого дыхания соединяет до этого момента параллельные линии развития образов директрисы пансиона и Оли Мещерской. После встречи с девушкой женщина начинает мечтать о ней, перенося на свою жизнь сцены из биографии Ольги. Завершается схема диспозиции прогулками на кладбище и эпизодом на могиле.

Таким образом, линия развития образа классной дамы – это разворачивание образа догорающей жизни, длинной, но неяркой. Линия же Оли Мещерской – это другой смысловой полюс рассказа Ивана Бунина, который характеризует короткую жизнь, яркую, словно вспышка на небе. Классная дама воплощает земные, ощутимые черты, тогда как Оля – это образ невесомости, чистоты, душевного полета, неуловимости.

Жанр произведения “Легкое дыхание”

Произведение Легкое дыхание написано в жанре новеллы. Коротко сюжетный рассказ, в котором отражена главная идея и проблема, рассказ написан о жизнях героев из обществ.

В этом тексте на главном месте сюжета стоит динамика. Говоря о жизни героини, автор фокусирует в повествовании: описывает разговор с начальницей гимназии, соблазнение Оли, на убийство, знакомство с офицером описывается в нескольких словах. Происходят драматические ситуации, здесь присутствует отвергнутая любовь, и смерть

Чему учит рассказ

Рассказ учит внимательно относиться к поколению молодежи, чтобы избежать негативных событий в детских жизнях. Дети часто стремятся стать взрослыми, но эта взрослость приводит к ошибкам в жизни из-за спешки. Рассказ учит жить легко, радоваться каждому прожитому дню. Учит не играть чувствами других людей, и собственными также. Учит ничего не принимать близко к сердцу.

Рассказ Бунина убеждает женщин быть умными и мудрыми. Это выразительное искусство — уметь нравится и быть благоразумной, не растерять себя на жизненных дорогах.

Пословицы к рассказу “Легкое дыхание”

Спеши, да не торопись.

Всякая молодость резвости полна.

От любви до ненависти — один шаг.

Цитаты из книги “Легкое Дыхание”

Последнюю зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии.

Но в глубине души маленькая женщина счастлива, как все преданные какой небудь страстной мечте люди.

Начальница, моложавая, но сидая спокойно сидела, с вязаньем в руках за письменным столом, под царским портретом.

Женщина это – классная дама Оли Мещеркой, не молодая девушка, давно живущая какой небуь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь.

Полный текст, аудиокнига и фильм

Аудиоверсию можно послушать на YouTube:

Краткое содержание

Девочкой Оля не выделялась среди подруг, но потом стала расцветать. Её красота, живость и непосредственность пленяли окружающих. Младшие девочки её обожали. Поговаривали, что влюблённый в Олю гимназист Шеншин покушался на самоубийство, измученный её изменчивым обращением.


А через месяц после этого разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил её на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом.

Следователю офицер признался, что состоял в связи с Олей Мещерской. Она обещала выйти за него замуж, но в тот день на вокзале призналась, что никогда его не любила, и дала прочесть страницу дневника о том, как Малютин лишил её девственности.

Прочитав отрывок из дневника, отвергнутый казачий офицер застрелил Мещерскую прямо на платформе.


Теперь это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре.


История рассказа

Произведение родилось легко и быстро, вспоминал сам Бунин:

Некоторые литературоведы считают, что Кузнецова неверно передает суть разговора, потому что это объяснение противоречит их пониманию рассказа.

Тема, проблема и трактовка

Тему рассказа можно определить по-разному: это и женская красота, и хрупкость человеческой жизни, и опасности юности.

При этом трактовка рассказа может быть разной: социальной, нравственной и философской. В первом случае можно считать, что Олю Мещерскую сгубило общество в лице похотливого Малютина и ревнивого казачьего офицера. Во втором — что девушка фактически совершила скрытое самоубийство, не пережив нравственного падения. На философском уровне можно поразмышлять о том, что красота и молодость оказываются обречены на гибель, а любовь ведёт к трагедии.

Читать рассказ можно также на психологическом и духовном уровне: любви и красоте суждено погибнуть, если плотские инстинкты в человеке побеждают высшее, духовное начало, объясняет Влащенко.

Оценка героини

При этом сам Бунин принципиально отказывается от моральных оценок, отмечал литературовед Александр Жолковский. Автор не говорит, хороша или плоха Оля, правильно ли поступают другие герои рассказа.

Нелинейность сюжета

События в рассказе расположены не в хронологическом порядке: сюжет сильно отличается от фабулы. Сначала показана могила Оли Мещерской, затем рассказывается о её взрослении и разговоре с начальницей, после мы узнаем о гибели Оли, читаем отрывок из её дневника, вновь возвращаемся к могиле вместе с классной дамой.


+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

+

Государственный флаг — официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, содержится в конституции страны. Флаг вывешивается на зданиях верховных органов государственной власти, посольств, торгпредств, консульств, на судах, плавающих в открытом море.
Император Петр I в XVIII в. утвердил трехцветный флаг торгового флота (бело-сине-красный), который де-факто стал государственным флагом России.
В 2000 г. был законодательно закреплён в качестве государственного флага – трехцветное полотнище с белой, голубой и красной продольными полосами.

Читайте также: