Как социализировать ребенка без детского сада

Обновлено: 02.07.2024

В статье о будущих первоклассниках я писала о том, какими навыками должен обладать ребенок, чтобы смело вступить на порог школы (ссылка на статью в конце). И первым пунктом там была социализация. Вот на ней я бы и хотела остановиться подробнее.

Что такое социализация? Может ли ребенок, не посещая детского сада, быть социализированным?

И, к сожалению, такие разговоры сейчас не редкость. Ведь многие твердо уверены, что детский сад - просто жизненно необходим для социализации. Но давайте попробуем понять, что такое "социализация".

Социализация - это некий процесс, который помогает ребенку освоить правила поведения и умения бесконфликтно взаимодействовать с окружающей средой .

И ни слова про детский сад .

Получается, что без детского сада, вполне себе можно обойтись, соблюдая главное условие: обеспечить ребенку усвоение правил поведения и умений бесконфликтно взаимодействовать с окружающей средой (под окружающей средой понимаются не только природные объекты и явления, но также люди разного возраста и социального положения).

Остается открытым вопрос. как же это сделать?

Представим, маму трёхлетнего малыша, которая занимается развитием ребенка дома:

· При этом она постоянно ходит с ним на прогулку, для того, чтобы ребенок взаимодействовал со сверстниками, учился правилам игры и развивал навыки общения и общую моторику.

· Дома развивает его воображение, навыки самообслуживания и правила поведения в семье.

· Мама берет ребенка в магазин, на почту, в гости, в путешествие, чтобы ребенок учился правилам поведения вне дома, а так же навыкам взаимодействия в соответствии с бытовой ситуацией и познавал окружающий мир.

· Мама водит ребенка в кружок по интересам, и абсолютно не важно, чем увлечен ваш ребенок: спорт, рисование, музыка или моделирование. Главное, что ребенок учится принимать правила поведения в команде, слушает старшего наставника, а также находит друзей по интересам.

Может ли такой ребенок быть социализирован - однозначно! Ведь мама выполнила все пункты социализации, и, такой ребенок может вполне обойтись без садика.

А вот другая ситуация:

Оба родителя трехлетнего малыша постоянно работают. Малыша оставляют с бабушкой, которой уже не хватает сил, чтобы выполнить все те пункты, которые были описаны выше.

· Бабушка не может долго гулять с малышом.

· На кружки водить тяжело и муторно.

· В магазины и другие места социального общения ходить нет смысла, так как родители сами посещают их, привозя все необходимое домой.

· Бабушка при этом долго и упорно занимается с малышом, и вот в три года он уже читает, а в 5 знает назубок таблицу умножения.

Но социализирован ли такой ребенок - НЕТ!

И вот, в этом случае, детский сад будет лучшим решением. Ведь он будет выполнять те самые пункты социализации, которые в данном случае родители выполнить не могут.

Как итог, социализация - весьма интересный феномен, при этом у каждого народа процесс социализации проходит по-разному, но итог всегда один - тот самый о котором я говорила в определении этого слова.

Детский сад - может являться отличным помощником в процессе социализации ребенка, но посещать детский сад или нет, надо решать в каждой отдельно взятой ситуации.

Спасибо, что дочитали!

А вы водили или водите своего ребенка в детский сад? Как считаете, для вас детский сад - помощник или можно обойтись без него?

Домашнее воспитание: как жить без детского сада

Где искать друзей?

Ребенку, безусловно, нужно общение со сверстниками. В садике он его получит так или иначе, а вот дома надо что-то придумывать. Прежде всего, маме следует знать, что активная коммуникация ребенка с другими детьми начинается ближе к трем годам. Возможно, позже, но никак не раньше. Первым и главным кругом общения для ребенка станут ваши друзья, у которых есть дети. Компания, скорее всего, окажется разновозрастной, но это и к лучшему: младшие тянутся за старшими и в результате не только быстрее осваивают многие навыки, но и учатся быть более компромиссными и гибкими.

Третий круг — различные кружки и детские развивающие центры. Тут ребенок уже сам находит себе друзей с такими же, как у него, интересами, и решает, с кем сидеть за одной партой и гулять после занятий. Важный момент, который стоит учитывать в выборе развивающих студий для малыша, — будущее поступление в школу (если вы, конечно, не собираетесь обучать ребенка на дому). Довольно часто домашние дети чувствуют себя неуютно среди первоклашек, пришедших в школу из одной группы детского сада и хорошо знакомых между собой. Дискомфорт, правда, обычно длится не больше пары недель — дети очень контактны и легко заводят новые знакомства, — но лучше постараться его избежать. Проблема решается просто — ребенок идет заниматься на подготовительные курсы к школе и там заранее знакомится с будущими одноклассниками.


Сад для всех

Всё это привело к возникновению многочисленных альтернатив государственным детским садам: частные сады, основанные на различных воспитательных парадигмах, группы кратковременного пребывания, развивающие детские центры, кружки по интересам, возрождённый институт нянь и гувернанток И детям, которые ни разу не ходили в детский сад, не обязательно теперь иметь оправдание в виде сложностей со здоровьем. А также выяснилось, что не посещающие детский сад дети вполне могут быть физически, интеллектуально и эмоционально развиты совсем не хуже, чем дети после детсадовской подготовки.


Мы точно справимся?

⁃ Общение со взрослыми вне семьи. В детском саду ребёнок начинает постепенно понимать, что есть взрослые люди помимо родителей, которых приходится слышать и слушать. Они могут заботиться о тебе и учить тебя новому, пока родители заняты, но ты не можешь мгновенно получить от родителей поддержку в трудных для тебя ситуациях. То есть ребёнок учится принимать правила взаимодействия в социальной среде, справляться самостоятельно какое-то время со сложными эмоциональными ситуациями до появления родителей. Эту задачу смогут взять на себя те взрослые, которым вы будете готовы доверить ребёнка: бабушки, няни, ваши друзья, учителя на развивающих занятиях.

⁃ Интеллектуальное и физическое развитие. Тут нужно признать, что многие мамы могут обеспечить гораздо лучшие условия для развития ребёнка, чем среднестатистический детский сад. Хотя бы потому, что детский сад и рассчитан на среднестатистического ребёнка, то есть не учитывает его индивидуальных способностей и особенностей. Если ребёнок много времени проводит с родными в разговорах, принимает участие в домашних делах, то знания о многих областях жизни усваиваются без длительного и принудительного сидения за партой. Конечно, если он целыми днями предоставлен сам себе, занят в основном гаджетами, то любой государственный детский сад даст фору такому домашнему воспитанию. Минимальный набор из лепки, рисования, конструирования, самообслуживания, музыкальных занятий и физкультуры входит в программу обычного детского сада. Подумайте, как вы сможете обеспечить это дома.

⁃ Жизнь по расписанию. Для большинства детей жизнь по понятному расписанию — это путь к стабильному психическому состоянию и пониманию мироустройства. Детский сад обеспечивает это автоматически, дома организовать это сложнее, особенно родителям, привыкшим жить в соответствии с сегодняшним настроением, и не придерживающимся стабильного графика для самих себя. С домашним ребёнком можно жить по любому расписанию, если оно устраивает всех обитателей дома, но лучше его всё же иметь, хотя бы приблизительное. Расписание вполне может быть не привязано жестко к часам и минутам, но хотя бы к последовательности действий: после пробуждения мы всегда умывается, потом завтракаем, потом гуляем или рисуем. Дети любят последовательности и ритуалы, и если родители будут учитывать этот факт, то многие вещи будут происходить без излишнего напряжения, которое создаётся при необходимости строго попадать в график.


А как же готовиться к школе?

Нет обязательных компетенций, которыми должен владеть ребёнок к поступлению в школу, но есть негласные: они помогут легче адаптироваться к следующей ступеньке развития, если вы, конечно, планируете отдавать его в школу, а не продолжать домашнее обучение (сейчас это тоже уже никого не удивляет). Именно на эти негласные компетенции и нужно ориентироваться родителям, чтобы оценить, в нужном ли темпе и направлении все продвигается. Какие это знания и умения?

Фото: VGstockstudio, Oksana Kuzmina, Studio Romantic/Shutterstock


Детский сад — это хорошо, это социализация, школа жизни и собственно подготовка к школе. Ещё это возможность для мамы снова выйти на работу, а для дедушек и бабушкек — пожить немного для себя. Так уж ли необходимо всем детям без исключения идти в сад? Мама двоих детей и психолог Ирина Кузьмина считает, что каждая семья должна решать это сама, без оглядки на общественное мнение.

Записываюсь в национальную библиотеку, необходимо было указать профессию и место работы. Написала психолог, мама в декрете. У меня дочка пяти лет и сын, которому скоро три.

Спустя какое-то время я поработала психологом в детском саду (насмотрелась). Вскоре тоже стала мамой, и мы даже встали в очередь на садик… Но отдавать туда детей мы с мужем не спешили. Во-первых, мы вместе с ним занимаемся воспитанием детей, благодаря этому я тоже могу зарабатывать (но это другая тема). Во-вторых, когда дочке было два года, родился второй ребёнок, а с двумя детьми в декрете находиться намного легче и веселее.

Поэтому мы начинали откладывать поход в сад всё дальше и дальше, но зато активно ходили на развивающие занятия: танцы, музыка (фортепияно), изо, английский

У нас сад заменён развивающими занятиями, долгими прогулками, общением с друзьями, а также воспитанием и уходом за собакой и попугаем (скоро рыбок заведём).

Я не категорична по поводу сада, когда мы с мужем сильно заняты, мы оставляем их в частном саду (но это скорее исключение, чем правило, в то же время им очень нравится).

Важно помнить, что дети разные. Есть такие, кому сад просто необходим, ведь там они действительно быстро развиваются и социализируются. Но опять же это происходит не до трёх лет, а позже, лучше всего в четыре-пять, а до трёх лет стоит посвятить время детям.

С пяти лет в саду достойная подготовка к школьной жизни: это и режим, дисциплина, и действительно разностороннее развитие детей (особенно при хорошем педагоге), ну и общение с детьми, что тоже немаловажно.

Может быть, сын в пять лет и пойдёт в сад, он менее ранимый, чем дочь, не позволяет собой манипулировать. Есть дети, которым стандартная система образования (чем и является сад), ну никак не подходит.


Почему ребёнок в детском саду рыдает, не хочет есть и слушаться воспитателей

К примеру, София умный и общительный ребёнок, но в то же время в более раннем возрасте она была очень скромная и болезненно относилась к критике в свой адрес. Сейчас она умеет отстоять свою позицию, также у неё просыпаются лидерские качества, желание учиться, у неё много друзей.

Читайте также: