Как сказочно мифологическая тема повлияла на музыкальный язык оперы снегурочка римского кратко

Обновлено: 06.07.2024

На уроке использованы разнообразные методы и приёмы музыкального и художественного воспитания: методы стимулирования и мотивации учения, организации и осуществления учебных действий и операций, методы контроля и самоконтроля.

ВложениеРазмер
integrirovannyy_urok_v_8b_klasse.docx 28.61 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 8б классе: музыка и изобразительное искусство.

Дата проведения: 14.11.2013.

Цель: На примере сравнения произведений различных искусств, объединённых общей темой, вывести учащихся на проблему урока: отобразить мир сказочной мифологии.

2) проводить анализ взаимосвязи различных видов искусств с жизнью;

3) овладеть художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

4) проявить творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

5) совершенствовать навыки сотрудничества в ходе решения музыкально-творческих задач.

Методы и приёмы работы: - частично-поисковый;

- метод имитационного моделирования;

- работа со справочной литературой;

- метод музицирования (по К. Орфу).

Методическое обеспечение: 1) Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся.- Л.: Музыка, 1986;

5) портрет Н.А. Римского-Корсакова;

10) музыкальные инструменты;

13) бумага - формат А 4;

14) цветные карандаши.

  • тема;
  • композиция;
  • гармония;
  • палитра оттенков.

Педагоги зачитывают стихотворные отрывки:

  • Полна, полна чудес могучая природа…
  • Хочу любить, а слов любви не знаю,
  • Известно мне, что солнце сбирается сгубить Снегурку;

Только и ждёт того, чтоб заронить ей в сердце лучом своим огонь любви.

Тогда спасенья нет Снегурочке.

Доколе ж младенчески чиста её душа – не властен он вредить Снегурке.

Спроси меня сто раз,

Сто раз отвечу, что я люблю его…

В. : Как вы думаете, о каком персонаже, героине какого мифа пойдёт сейчас речь?

Есть в искусстве темы, к которым из века в век не угасает интерес художника. Они, эти темы, пришли в мир одновременно с человеком. Едва ли до нас дошли бы такие удивительные свидетельства жизни людей давних эпох, если бы не созданные ими легенды и мифы, а также полные таинственного волшебства старинные сказки, и поныне не утратившие своей поэтической прелести.

Благодаря им, этим чудесным сказкам и мифам, мы, современные люди, также способны испытывать чувство таинственного единения с природой, с живой и полной тайн стихией.

В. : Возможно ли для современного человека чувство слияния с миром природы? Прочитайте стихотворения, отражающие такое состояние.

Вот видите, не случайно во все времена – и в древних народных сказаниях, и в современной поэзии – к природе часто обращаются как к одухотворённому началу.

Мир сказок, мир художественной литературы, обнаруживают насыщенную многовековую историю взаимоотношений человека и природы, где можно найти всё: любовь и благодарность, коварство и низость, непримиримую вражду и безмятежную гармонию.

В.: Что говорится об этом композиторе в справочной литературе?

(Ответы детей – работа со справочной литературой.)

В.: Как вы думаете, почему композитору так мастерски удавалась звукоизобразительность?

(Цветной слух композитора).

В.: Кто может кратко рассказать сказку А.Н. Островского?

(Ответы детей – работа со справочной литературой.)

Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент.

Люди и обитатели Берендеева царства.

Сказочные существа нисколько не таятся от людей, словно пребывая с ними в том не имеющем начала и конца единстве, которое и составляет самую суть гармонии всех мировых сил.

Композитор сам дал авторскую ремарку к музыке вступления:

  • Вступление, пролог. Сцена Весны с птицами – слушание (слайды №2-5).

В.: 1) К кому обращается хор? (К птицам, Весне, Масленице).

2) Кем и чем является в опере Весна? (Матерью Снегурочки, временем года).

Так и Снегурочка, дочь Мороза, способна полюбить обычного человека и сама внушает любовь. Сочетание реального и вымышленного образует удивительный и гармоничный мир, волшебный и одновременно по-человечески справедливый.

В .: Каким образом показано композитором обновление средств музыкальной выразительности? (Средства музыкальной выразительности вывешены на доске – красочностью музыкальной гармонии).

Слушая музыку, зная историю красивой девушки, наверное, многие из вас могут представить яркие картины того времени, завораживающие хороводы молодых парней и девушек, той нетронутой природы.

В.: 1)Прослушав музыкальное произведение, кого из героев вы ярче всего представляете? (Снегурочку) Почему?

2) Какой бы вы её видите?

3) В каких тонах вы бы её нарисовали?

Посмотрите, как её изобразили разные художники.

Сегодня на уроке я вам предлагаю стать оформителями обложки книги.

Домашним заданием было рассмотреть структуру книги.

В .: 1) Как называются рисунки в книгах? (слайды №6-10).

2) Чтобы книга привлекла внимание читателя, какой должна быть обложка?

3) Каким должен быть шрифт к данной книге?

Посмотрите на разнообразное оформление этой книги (обложки на доске).

Не забываем о правильном расположении композиции, сочетании со шрифтом. Обложка должна открывать содержание книги.

Если героиня А.Н. Островского в большей мере дочь Мороза, то героиня Н.А. Римского-Корсакова – прежде всего дочь Весны. Выросшая в глухом лесу, охраняемая Лешим, среди снегов и льдов, жадно тянется она к людям, внимательно вслушивается в доносящиеся к ней людские голоса и песни, стремится войти в звонкий и пёстрый мир людей. То, что просто и естественно для человека, мучительно и трудно для Снегурочки.

В.: Каких фантастических (мифологических) персонажей мы видим в опере? (Снегурочка, Весна, Мороз, Леший).

Поэтому так красива и образна чудесная хороводная песня Леля (во вступлении используется подлинный народный наигрыш):

Групповые формы работы:

  • барабаны, ложки;
  • маракасы, бубны;
  • металлофон, колокольчики.

Вступление песни исполняется по группам, проигрыши – всем оркестром музыкальных инструментов.

  1. Вывод – обобщение (выполняется учащимися): с каким произведением познакомились, что нового узнали, какие виды деятельности освоили, на примере русского песенного фольклора в обработке Н.А. Римского-Корсакова приняли участие в каком обрядовом действе, с какими видами искусств плотно соприкоснулись сегодня на уроке?
  2. Рефлексия учащихся.
  3. Домашнее задание: 1) закончить обложку книги;

2) вспомнить известные музыкальные произведения и их авторов, отражающие сказочно – мифологическую тематику.


Римский-Корсаков - великий русский композитор, а также педагог, дирижёр, общественный деятель, участник "Могучей кучки". Он обращался в своём творчестве к русской истории, картинам народной жизни, образам Востока, он также затронул область бытовой драмы и лирико - психологическую сферу. Но с наибольшей полнотой дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром фантастики и разнообразными формами славянского народного язычества. Сказка, легенда, былина, миф, обряд определяют не только тематику, но и идейный смысл большинства его сочинений. Композитора увлекает отстоявшийся в обычаях и ритуальных формах быт людей, тесно слитый с жизнью природы, окрашенный народными поверьями и мифологическими представлениями.

В центре внимания не столько само действие, сколько поэтическая атмосфера, в которой оно разворачивается. Выявляя философский псдтекст фольклорных жанров, Римский-Корсаков раскрывает мировоззрение народа: его извечную мечту о лучшей жизни, о счастье, воплощённую в образах светлых сказочных стран и городов (Берендеево царство в "Снегурочке", город Леденец в "Сказке о царе Салтане"). Его нравственные и эстетические идеалы, олицетворением которых служат, с одной стороны, пленительно-чистые и нежные героини опер (Царевна в "Кащее бессмертном"), с другой — легендарные певцы (Лель, Садко), эти символы неувядаемого народного искусства. Его преклонение перед животворной мощью и вечной красотой природы. Наконец, неистребимую веру народа в торжество светлых сил, справедливости и добра - источник оптимизма, присущего творчеству Римского-Корсакова.

В творчестве Римского-Корсакова органично соединяется опора на русский музыкальный фольклор (главным образом древнейшие его пласты) и на традиции национальной классики (Глинка) с широким развитием живописно-колористических тенденций романтического искусства, упорядоченностью и уравновешенностью всех элементов музыкального языка. Композитор вводит в свои произведения подлинные народные песни и создаёт собственные мелодии в духе народных. Особенно типичны для него архаизированные диатонические темы в сложных нечётных размерах, как, например, заключительный хор из "Снегурочки" на 11/4. Песенные интонации окрашивают и лирическую (преимущественно, оперную) мелодику Римского-Корсакова. Но ей, в отличие от народных тем, более свойственны структурная законченность, внутренняя расчленённость и периодическая повторность мотивных звеньев. Типичны для Римского-Корсакова подвижные, богато орнаментированные мелодии инструментального характера, нередко вводимые и в вокальные партии фантастических оперных персонажей (Волхова, Царевна-Лебедь) .

Гармоничесное мышление Римского-Корсакова отличается строгой логичностью, ясностью, в нём ощущается рациональное организующее начало. Так, применение натуральных диатонических ладов, идущее от стилистики русской крестьянской песни и балакиревских принципов её обработки, обычно сочетается у Римского-Корсакова с простой трезвучнойгармонизацией, использованием аккордов побочных ступеней. Существен вклад композитора в развитие колористических возможностей гармонии .

Опираясь на традиции "Руслана и Людмилы", он создал к середине 1890х гг. свою систему ладогармонических средств (связана, прежде всего, со сферой фантастических образов), в основе которой - сложные лады: увеличенный, цепной и особенно уменьшенный, с характерным звукорядом тон - полутон, т.н. "гамма Римского-Корсакова".


В течение двух лет Римский-Корсаков составлял "Сборник русских народных песен". Композитора особенно интересовали обрядовые и игровые песни. Они манили его поэтически-одухотворённым восприятием природы; они точно раскрывали перед композитором картины древней языческой Руси, с её обрядами и верованиями. Ведь сам он с детства проникся любовью к Русским песням, этим драгоценным жемчужинам устного народного творчества.

С появлением "Майской ночи" увлечение русским фольклором положило начало ряду фантастических опер, в которых ". поклонение солнцу и солнечным богам проведено или непосредственно благодаря содержанию, почерпнутому из древнего русского языческого мира, как в "Снегурочке", "Младе", или косвенно и отражённо в операх, содержание которых взято из более нового христианского времени, как в "Майской ночи" или "Ночи перед рождеством" .

Оперы Римского-Корсакова с языческими мотивами - "Майская ночь" (1877 г., по повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница"), "Снегурочка" (1881 г., по одноимённой драматической сказке А.Н .Островского), "Ночь перед Рождеством" (1895 г., по одноимённой повести H.B. Гоголя), "Садко" (1895 г., по русским былинам о Садко), "Сказка о царе Салтане" (1900 г., по одноимённой сказке А.С. Пушкина), "Кащей Бессмертный" (1902 г., по русским народным сказкам), "Золотой петушок" (1907 г., по "Сказке о золотом петушке" А.С. Пушкина). Языческие мотивы присутствуют также и в симфонических произведениях - "Сказке" и "Воскресной увертюре" ("Светлом празднике").

В христианских праздниках композитор усматривал языческие элементы:

"Разве русский православный трезвон не есть плясовая церковная инструментальная музыка? Разве трясущиеся бороды попов и дьячков в белых ризах и стихарях, поющих в темпе allegro Vivo "Пасха красная" и т. д., не переносят воображение в языческие времена? А все эти пасхи и куличи, зажженные свечи. Как всё это далеко от философского и социалистического учения Христа! Вот эту-то легендарную и языческую сторону праздника, этот переход от мрачного и таинственного вечера Страстной Субботы к какому-то необузданному языческо-религиозному веселью утра светлого воскресения мне хотелось воспроизвести в моей увертюре".

Несмотря на простоту сюжета и скромные размеры, "Майская ночь" привлекает разнообразием музыкального содержания. Наряду с лирическими и комедийно-бытовыми сценами в ней представлены фантастические эпизоды и картины народных обрядов. Все хоровые песни оперы "Майская ночь" имеют обрядовый или хоровой оттенок: весенняя игра "Просо", Троицкая песня "Завью венки", русальные песни - протяжная и быстрая в последнем действии. Обратившись к повести Гоголя, композитор широко использовал украинскую народную песню для передачи национального колорита. В опере сопоставлен мир людей и русалок, но и сказочные образы отмечены реальными чертами. Русалки, как и сельские девушки, водят хороводы, игры, тоскуют по земной, недоступной им жизни. Хорам и хороводам девушек соответствуют ночные хороводы утопленниц. Музыка проникновенно раскрывает красоту украинской природы (симфоническое вступление к последнему действию — картина украинской ночи), рисует жизнь села, её обрядовую и бытовую сторону .

"Снегурочка" - самая поэтичная опера Римского-Корсакова.


Композитор считал её своим лучшим творением. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, поражает удивительно чутким воспроизведением обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. В "Летописи" композитор отметил: "Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучшего царства берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу". Музыка рисует образы русской природы, с первых тактов передавая пробуждение земли от зимней спячки.

ухом сказки овеяны не только фантастические образы (Снегурочка, Весна, Мороз, Леший), но и реальные люди: порывистая, простодушно—доверчивая, бесхитростная Купава, мудрый царь Берендей - поэт и художник, пастух Лель - олицетворение животворящей силы любви и песни, развеселый пропойца и лентяй бобыль Бакула и бобылиха. Вместе с тем "Снегурочка" отнюдь не стилизация, в её музыке нет эстетского любования архаикой. Это сказочный эпос, утверждающий неразрывность жизни человека и природы .

Оркестровое вступление к прологу - красочный музыкальный пейзаж, живописующий пробуждение природы от зимней спячки. Суровая, угрюмая мелодия Мороза сменяется нежными, обаятельными напевами Весны .

Некоторые темы этой оперы заимствованы из народных песен: "Орёл воевода, перепел подьячий" в пляске птиц, "Весёленько тебя встречать, привечать" в проводах масленицы, начальная мелодия мелодия и следующая зa ней тема гобоя в свадебном обряде, песни "Ай, во поле липенька", "Купалсябобёр", хор "А мы просо сеяли". Некоторые народные мелодии не вошли целиком в оперу (мотивы проводов масленицы, некоторые фразы Бобыля И Бобылихи И т. п.). Некоторые номера написаны в Древних ладах (дорийском, фригийском H миксолидийском) или с древними каденциями. Неторопливая, величаво-спокойная песня гусляров "Вещие звонкие струны рокочут" (из второго акта) напоминают старинные эпические напевы. Каватина царя Берендея "Полна, полна чудес" … прославление могущества природы .

Заканчивается опера лучезарным звучанием хорового гимна "Свет и сила, бог Ярило".


"Садко" - яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Музыка насыщена яркими, выпуклыми контрастами. Человек и природа в понимании композитора составляют нерасторжимое единство. Образ Садко ощутимо меняется в пределах 2-й картины (y Ильмень—озера). В музыке гениально выражено "лирическое волнение" героя. Душа Садко раскрывается в общении с природой и выливается впесне, прославляющей её красоту. Исключительно своеобразен вокальный язык оперы. Композитор писал:

". что выделяет моего "Садко" из ряда всех моих опер, a может быть, и не только моих, но и опер вообще, - это былинный речитатив. Речитатив этот - не разговорный язык, а как бы условно - уставный былинный сказ или распев, первообраз которого можно найти в декламации рябининских былин. Проходя красной нитью через всю оперу, речитатив этот сообщает всему произведению тот национальный, былевой характер, который может быть оценён вполне только русским ЧЕЛОВЕКОМ".

Музыка с огромной силой передаёт атмосферу мёртвого, бездушного царства. Для обрисовки Кащеева царства и жестоких чар Кащеевны композитор применяет то резкие, то изысканные и пряные гармонии, поражающие своей новизной и необычностью. Однако они полностью соответсвуют выражению поэтического замысла Римского-Корсакова, который свету берендеева царства в своей "весенней сказке" - "Снегурочке" противопоставил мрак Кащеева царства в "осенней сказочке".


"Золотой петушок" - последняя опера Римского-Корсакова и одно из высших его достижений. В цикле сказок, начатом "Снегурочкой", это произведение ближе всего к "Сказке о царе Салтане" и "Кащею бессмертному". Но сатирические мотивы получают здесь ещё более яркое воплощение, "небылица в лицах" становится обличением деспотизма. Для характеристики Додонова царства Римский-Корсаков не жалеет красок. Ho сатира не исчерпывает содержания оперы. образам Додона, мамки Амелфы, воеводы Полкана, царевичей Афрона и Гвидона противостоят фигуры Звездочёта и Шемаханской царицы. Действенная функция их довольно сложна. Царицу чаще всего считают олицетворением красоты, поэзии, искусства, для чего её партия, насыщенная ориентальными оборотами, дает основания. И всё же такая трактовка не раскрывает этот образ полностью.

Опера Римского-Корсакова, как и все предыдущие сочинения композитора, примечательна глубинной связью с русским фольклором, в первую очередь с такими его разновидностями, как "скоморошины", "старины", песни, сказки, побасенки шуточного свдержания, рассказывающие о невероятных, намеренно нелогичных событиях, переворачивающих привычные представления о жизни с ног на голову.

Римский-Корсаков - гениальный национальный художник. В песне, сказке, былине - во всём, что создано художественным гением русского народа, познал он самую душу его и воспел её в своём творчестве .

Разнообразны по содержанию многочисленные оперные, симфонические, вокальные произведения Римского-Корсакова. Но все эти произведения за небольшим исключением, характеризует крепкая, органическая связь с жизнью родной страны и родного народа. По особенности своего дарования и мироощущения Римский- Корсаков принадлежит к числу художников-оптимистов. Произведения его как бы излучают солнечный свет и тепло, подчёркивают гармоническое начало в жизни. Музыка, полная воздуха и красок живой природы, богата свежим и здоровым чувством, она передаёт многообразную картину мира .

Принципы жанрово - эпического, сказочного симфонизма отразились в творчестве Глазунова, Лядова, Ипполитова-Иванова.

Ped - взятие педали, обычно правой.
con ped - с педалью (правой)
senza ped - без педали (правой)
Sin ped - термина такого нет, насколько я знаю. Скорее всего Вы имели в виду senza ped.
Надеюсь, что помогла. Если это так, то дайте мне знать, нажав "Спасибо" и "Лучший ответ".

Садко молодой гусар из великого Новгорода.В начале рассказа он бедный,но единственное достояние гусли.никому не показывает обиды,играет он отводят В музыке душу

Родился 22 февраля (по другим данным, 1 марта) 1810 г. в Желязова-Воле недалеко от Варшавы в семье учителя. Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано. В 1817 г. были изданы первые полонезы юного композитора (всего в период 1817—1846 гг. Шопеном создано 16 полонезов), и с этого же времени начались выступления в концертах в качестве пианиста-виртуоза.

Первым учителем музыки для Шопена стал чешский музыкант В. Живный. А затем, поступив в Высшую музыкальную школу в Варшаве, он занимался у известного композитора, позднее — директора Варшавской консерватории Ю. Эльснера.

В 1827 г. Шопен закончил обучение и стал систематически выступать в концертах, исполняя и свои собственные сочинения. В 1828 г. композитор совершил первую гастрольную поездку в Берлин, а затем в Вену, принёсшую ему огромный успех.

С 1829 г. начала расти слава Шопена не только как гениального пианиста, но и как композитора. Настоящий поэт фортепиано, он посвятил этому инструменту почти всё своё творчество. Им написаны два фортепианных концерта (1829 и 1830 гг.), три сонаты, в том числе Соната си-бемоль-минор со знаменитым Траурным маршем (1828—1844 гг.), четыре баллады (1835— 1842 гг.), 21 ноктюрн (1827—1846 гг.), 27 этюдов (1829—1839 гг.), 25 прелюдий (1831—1839 гг.). Кроме того, Шопену принадлежат 19 песен (1829—1847 гг.), соната для виолончели и фортепиано (1846 г.) и многие другие произведения.

В 1830 г. композитор навсегда покинул Варшаву, недолго прожил в Вене, после чего переехал в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак, поэт А. де Мюссе, композитор Г. Берлиоз. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она была подругой композитора.

В 1837 г. Шопен совершил путешествие в Англию и Шотландию, длившееся почти год, а 1838— 1839 гг. провёл на испанском острове Мальорка. Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, которая и стала причиной его смерти.

Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костёле Святого Креста.

Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал целых 15 опер, и многие из них - на сказочные сюжеты. Давайте вспомним, что такое опера? Опера - это музыкальный спектакль, в котором все герои не говорят, а поют под музыку. Самым любимым произведением композитора была его опера "Снегурочка" - весенняя сказка.

Эту оперу он написал по пьесе известного русского писателя А. Н. Островского, и ее сюжет отличается от народной сказки с тем же названием, которую мы все хорошо знаем. События этой сказки происходят в стране берендеев. Там в глухом лесу стоит хрустальный терем, в котором живет Снегурочка - джочь Деда Мороза и красавицы Весны. Когда она подросла, родители решили отдать ее в слободку к людям - берендеям. Уж очень полюбились Снегурочке людские песни и то, как их пел пастушок по имени Лель.

Николай Андреевич сочинил свою оперу "Снегурочка", когда жил в деревне и заинтересовался древними языческими обрядами и русской природой. Во время одной своей прогулки по лесу он даже нотами записал напев снегиря, который потом стал одной из мелодий пролога оперы. Кроме того, во вступлении к опере еще звучат пение кукушки и петуха. А весенней сказкой ее назвали потому, что действие там происходит весной в волшебной стране берендеев. В ней учавствуют сказочные персонажи - Дед Мороз, Весна-Красна и Леший. Это Леший в самом начале вылезает из берлоги и провозглашает: "Конец зиме, пропели петухи! Весна-Красна, спускается на землю!"

Хор птиц

В прологе оперы, когда из дальних стран к нам возвращается Весна-Красна, вокруг нее поет и танцует стайка птиц. Давайте послушаем "Хор птиц" из оперы "Снегурочка". Музыка здесь резвая, бойкая, даже скачущая. Кажется, будто птицы озябли, возвращаясь домой с юга, и теперь приплясывают возле Весны, желая согреться. А еще музыка в этом хоре радостная, счастливая, потому что птицы рады возвращению домой, в родные края. Послушайте какие там слова:

Сбирались птицы, сбирались певчи

Садились птицы, садились певчи

А кто у вас, птицы, а кто у вас певчи,

А кто у вас птицы, а кто у вас певчи?

Дальше птицы перечисляют должности каждой из них: орел - воевода, гуси - бояре. В каждом куплете хора меняется сопровождение в оркестре - для этого композитор написал много разных вариаций одной и той же музыкальной темы. А в конце хора птиц к ним присоединится со своим пением сама Весна-Красна. Давайте послушаем "Хор птиц". А в том месте, где к хору присоединится со своим пением Весна-Красна, я попрошу вас слегка покачать головой из стороны в сторону в такт ее пению.

(Идет прослушивание "Хора птиц" с метроритмической поддержкой детей)

Ария Снегурочки

Впервые главная героиня оперы Снегурочка появляется в прологе. Мать Снегурочки Весна-Красна, а отец - суровый и лютый Дед Мороз. Чтобы дочке не было скучно, отец и мать решили отпустить ее пожить у простых людей-берендеев.

Снегурочка исполняет арию, которая называется "С подружками по ягоду ходить". Я напомню, что ария - это большая песня главного героя. Композитор Н. А. Римский-Корсаков свою главную героиню Снегурочку наделил голосом высоким и звонким, а в оркестре ей помагает петь такой же звонкий инструмент - флейта. Снегурочка говорит о том, что ей одной тоскливо сидеть в ледяном тереме, где ей служат жители лесные, а хочется на волю. А еще ей полюбились людские песни, песни пастушка, которого зовут Лель. В своей арии Снегурочка называет его "ладо Лель".

Послушайте, какой нежный, серебристый голос у Снегурочки, как легко, с какими переливами он звучит.

(Идет прослушивание "Арии Снегурочки")

Хор берендеев "Прощай, Масленица"

Жители Берендеева царства - берендеи - тоже радуются приходу весны и справляют свой нехитрый праздник, который называется "Проводы Масленицы". Давайте послушаем хор "Прощай, Масленица", которым заканчивается пролог оперы. Музыка в этом хоре яркая, громкая. В конце зимы берендеи с шумом тащат чучело масленицы на опушку леса. Далеко разносится веселая плясовая песня, шуточное прощание с долгими, надоевшими всем холодами. После того, как завершается прощанье с зимой, берендеи замечают Снегурочку и приглашают ее к себе в деревню.

1. Раным-рано петухи у нас запели,

Про Весну-Красну возвестили.

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

2. Уж с проталины меж снегов зачернели,

С крыш сосульки звонко зазвенели.

Прощай, прощай, Масленица!

3. Мы Весны-Красны прихода ожидаем,

С пеньем зимушку провожаем.

Прощай, прощай, Масленица!

(Идет прослушивание "Хора берендеев "Прощай, Масленица")

Песня Леля "Туча с громом сговаривалась"

Как мы уже говорили, вся музыка оперы "Снегурочка" пронизана народными напевами, мелодиями танцев и игр. Одну из таких песен поет пастух по имени Лель. Он поет да играет, девушек забавляет. Но вот какая особенность. Партию пастуха Леля в опере Н. А. Римского-Корсакова поет женщина. Такова оперная традиция. Если композитор хочет подчеркнуть молодость своего персонажа, то поручает исполнение этой партии женскому голосу. Сейчас мы послушаем песню Леля из оперы "Снегурочка". Она называется "Туча с громом сговаривалась".

Вступление к этой песне напоминает наигрыш пастушьей дудочки, словно бы пастух сам аккомпанирует своему исполнению. Сначала ритм песенки кажется несколько суровым, даже грозным - ведь в ее начале рассказывается о разговоре тучи и грома. Но потом идет рассказ о том, как ходили девушки в лес по ягоды. После каждого куплета идет музыкальный проигрыш, говорящий о настоящем характере песни - веселом, задорном, игривом.

(Идет прослушивание "песни Леля "Туча с громом сговаривалась". На танцевальных моментах песни - проигрышах - дети могут исполнять танцевальные элементы, водить хороводы)

Далее в опере происходят следующие события. К подружке Снегурочке по имени Купава приезжает жених - богатый торговец по имени Мизгирь. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь внезапно полюбил ее. Тогда царь дает задание Мизгирю - растопить ледяное сердце Снегурочки, чтобы на рассвете на Ярилиной горе объявить ее своей женой. А девушку Купаву утешает Лель, и Купава дает обещание выйти за него замуж. Тогда все девушки и парни собираются на Ярилиной горе водить хороводы в честь Ярилы-Солнца.

Хор "А мы просо сеяли"

В своей опере композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков показывает народные гулянья. Вот и сейчас прозвучит хор "А мы просо сеяли". Для его темы композитор использовал подлинную народную мелодию, под которую обычно проводилась игра.

(Идет слушание "хора "А мы просо сеяли")

Леший, которого Дед Мороз и Весна-Красна оставили охранять Снегурочку, предупреждает ее: "Берегись, Снегурочка! Царь Берендей недоволен тем, что твой отец Мороз захватил власть над его страной. Лето год от года короче, а зима длиннее".

Но Снегурочка, страдая, просит у своей матери - Весны-Красны - немного человеческой любви. Тогда мать дарит Снегурочки свой венок, в котором сокрыт любовных сил родник неистощимый. Надев венок, первый человек, которого увидит Снегурочка первым, будет ее суженным. Так Снегурочка встретила Мизгиря и ответила своим чувством на его любовь.

Вот и заканчивается наш рассказ об опере Снегурочка", весенней сказке.

Композитор Н. А. Римский-Корсаков так написал о ее создании: "Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества". В этой опере даже трудно отличить настоящие народные мелодии от тех, что были сочинены самим ее автором. А сочинил ее Римский-Корсаков в 1881 году. Вот так долго ей удается удержать народную любовь.

Мы познакомились с этой оперой и ее персонажами. И как прекрасно, что сказка закончилась так хорошо!

Читайте также: