Как сказать нет психолог в школе

Обновлено: 30.06.2024

Классный час с элементами тренинга

Подготовила:

Классный руководитель 10-А класса

Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купить ни за какие деньги! Будучи больным, человек не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире. Будущее нашей страны – счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирован на выпускника, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Именно в школе должны решаться зада­чи формирования ответственного отноше­ния к своему здоровью в совокупности про­цессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога - создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно за­ботиться о своем здоровье. Прямые призы­вы к ведению здорового образа жизни и запреты, так называемых вредных привы­чек, угрозы и запугивание не только безре­зультативны, но и вредны, так как вызыва­ют скрытые противодействия у детей.

Методические рекомендации по проведению классного часа

Форма проведения: классный час с элементами тренинга

Место проведения: класс

Цель : формирование устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому образу жизни.

  1. Актуализировать и развить знания уча­щихся о здоровье и здоровом образе жиз­ни;
  2. Формировать навыки самостоятельно­го анализа и оценки предлагаемой инфор­мации;
  3. Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к сво­ему здоровью;
  4. Практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни;

Ход классного часа:

3. Рассказ педагога – психолога о видах группового давления.

4. Отработка навыков распознания способов группового давления.

6. Рассказ педагога об эффективные способы отказа.

7. Отработка навыков отказа от нежелательного действия.

Как мы знаем, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, то есть от нас самих. Иногда в жизни бывают такие ситуации, когда мы попадаем под негативное влияние окружающих и при этом наносим себе вред.

Игра проводится в парах. Нужно рассчитаться на первый-второй. Участник с номером 1 должен уговорить участника с номером 2 поменяться местами. Уговаривать можно любыми способами, но без применения физической силы.

Замечательно поиграли. Давайте теперь узнаем, кому удалось уговорить поменяться местами. Каким способом вам удалось этого достигнуть? (ответы детей).

Такие попытки заставить другого человека что – либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т.п. называются давлением. Особенно трудно бывает сопротивляться давлению со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, так как человек обычно стремится быть членом какой-то группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы.

3. Рассказ педагога о видах группового давления.

Сейчас давайте обсудим те способы оказания давления, которые наиболее часто используются в компании сверстников.

Виды группового давления:

4. Отработка навыков распознания способов группового давления.

Очень важно уметь распознать ситуацию, когда на тебя пытаются воздействовать различными способами группового давления. Давайте сейчас потренируемся в определении различных способов группового давления. Я предлагаю разделиться на подгруппы и разыграть предложенные ситуации. Задача всей группы – определить. Какие виды группового давления использовались.

Ситуации для разыгрывания в подгруппах:

1) ребята предлагают однокласснику прогулять урок;

2) ребята предлагают однокласснику пойти на позднюю дискотеку;

3)ребята под угрозой расправы требуют у одноклассника денег (он должен их принести из дома).

От каждой группы один человек зачитывает придуманную ситуацию предложенного вида группового давления

А как вы думаете, какие качества человека могут помочь сопротивляться групповому давлению? Конечно, это уверенный в себе человек способный не бездумно подчиняться групповому давлению, а сопоставлять его со своими желаниями и мнениями и поступать в соответствии с ними.

- «Ребята, давайте сейчас вместе подумаем, по каким признакам обладает уверенный в себе человек?

Учащиеся описывают:

  • - спокоен и доброжелателен;
  • - смотрит в глаза;
  • - вежлив и настойчив;
  • - не спешит, когда принимает решение;
  • - в споре говорит о поступках других, а не оценивает их как людей;
  • - легко говорит о себе, не боится раскрыть свои чувства и мо­тивы поступков;
  • - не проявляет враждебности или агрессии, так как ничего не боится;
  • - легко воспринимает критику, потому что для него главный судья - он сам;
  • - называет настоящие (истинные) причины своего поведения или просьбы, так как считает их важными.

6. Рассказ педагога – психолога об эффективные способы отказа.

Очень важно в сложных ситуациях, когда на вас оказывают давление знать эффективные способы отказа.

Наиболее эффективные способы отказа:

- Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, - это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.

- Сменить тему: придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов, на танцы или еще что-нибудь придуман.)

- Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить нарко­тики, просто обходить ее стороной.

6. Отработка навыков отказа от нежелательного действия .

Давайте попробуем потренироваться в отработке навыков отказа и противостояния групповому давлению. Пусть в круг выйдет доброволец, а все в группе по очереди будут стараться убедить его сделать то действие, которое я назову. Задача добровольца – прибегать к различным способам отказа и суметь противостоять групповому давлению.

  1. Уехать с друзьями на дачу кого – то из них, не имея возможности позвонить оттуда домой;
  2. Принять участие в рискованном мероприятии (например, прыгнуть с моста в реку).

Ребята, всегда важно помнить о том, что человек в любой ситуации имеет право выбора, т. е. любой человек в различных ситуациях может принимать самостоятельно решение, и нам хочется, чтобы в своей жизни каждый из вас сделал правильный выбор.

Теперь давайте выскажем свое мнение, что на нашем классном часу для вас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому – нибудь что- то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты – минуту или просто сказать несколько слов.

- Большое всем спасибо! Вы очень здорово поработали и, мне кажется, с большой пользой. Надеюсь, вам понравилось.

Запомните, ваше здоровье – в ваших руках! Ведите здоровый образ жизни и будьте здоровы!

Источники информации

Цель: Формирование культуры поведения и ценностного отношения к физическому и психическому здоровью.

Задачи: - Развитие саногенного мышления;

- Расширение информационного поля в контексте проблемы;

- Развитие навыков противостояния психологическому давлению, принятия жизненно -важных решений.

Материал: красивая шкатулка, предложения для шкатулки:

Отсутствие друзей .Они прекратили дружбу с тобой.

Ты совершил свое первое преступление, и оно не последнее.

Ты давно уже не улыбался и не радовался, тебе не понятны эти эмоции.

Сегодня ты чуть не убил своих родителей .Ты их не узнал.

Слезы твоих родителей ,их ежедневный страх за твою жизнь.

Сегодня ты узнал , что ты ВИЧ инфицированный.

Твои дети рождаются уродами, слабоумными, страдающими психическими недугами. все это передается по наследству твоим внукам.

Ты стал эмоционально возбудимым у тебя неадекватное поведение. Провалы в памяти.

Ты ощущаешь постоянную нехватку денег, у тебя истощение организма.

Ссоры и скандалы с родителями и близкими.

Ты постоянно чувствуешь боль.

Средняя продолжительность твоей жизни ,составит 7- 10 лет ,после первой дозы.

Предлагаю сесть, образуя круг . Я предлагаю вашему вниманию шкатулку. Пока я не могу сказать, что внутри шкатулки. Но у того ,кому я преподнесу шкатулку, будет возможность выбора после того, как он возьмет лист из шкатулки и ознакомится с информацией(читаем про себя, не вслух) на этом листе. Первый из вас , кто прочтет информацию (как и последующие ,если шкатулка попадет в их руки) должен будет принять решение отдать шкатулку следующему для ознакомления с информацией ,либо дать какой –либо совет передавая следующему шкатулку, либо убрать шкатулку из нашего круга совсем не предоставляя право выбора другому. Информацию , которую вы прочтете про себя ,вы должны сохранить в тайне на время тренинга.

Теперь давайте обсудим ,Что вы прочитали? Почему это может произойти в нашей жизни.?

Как это повлияет на наше счастье? Что же это что так легко разрушает счастье любого человека?

Сейчас я позову к себе одного из вас. Каждый вышедший ко мне должен позвать за собой еще двоих ребят после того как займет место позади меня. Каждый раз выходя по просьбе, ребята образуют новый ряд. Таким образом ,у нас должна получиться пирамида.

За какое время весь класс вышел ко мне.? Как вы думаете, что так же быстро распространяется и почему?

На доске информация:

НЕТ, не могу НЕТ, нет и еще раз нет НЕТ, я сейчас занят

НЕТ, спасибо мне не нужны деньги НЕТ, и уход без каких либо объяснений.

Отказ – соглашение. человек согласен с предложением, но существуют причины по которым он не решается дать согласие ,например, Спасибо за приглашение ,но мне неудобно вас затруднять.

Разбейтесь по парам. В паре один предлагает или просит о чем либо, а другой должен отказать ему.

Разделитесь на три группы для каждой группы своя ситуация. Проинсценируйте ее придумав свою форму отказа.

Что нового узнали? Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?

Рассмотреть просьбы, когда нужно уметь отказывать в школе, дома, на улице; разобрать формулы вежливого отказа.

Методические рекомендации

Вместе с ребятами записать формулы вежливого отказа на доске.

Ход мероприятия

Психолог. Главное качество любого воспитанного человека — помощь другим людям. Но в жизни бывают такие ситуации, когда приходится в чем-то отказывать. Некоторым это удается легко, а другим — нет. Научиться правильно отказывать можно. Этим мы и будем сегодня заниматься. Для начала давайте разберемся, почему человек должен уметь отказывать.

НЕ ПОТЕРЯЙ СВОЕ Я

ПРОСЬБА МЕШАЕТ ВАШИМ ПЛАНАМ

Учитель. Каждый из вас имеет свой распорядок дня. С утра вы просыпаетесь, завтракаете, идете в школу. После уроков направляетесь домой, обедаете и занимаетесь своими личными делами: одни идут гулять, другие делают уроки, третьи идут в секцию, в которой занимаются, и четвертые просто ничего не делают. Представьте, что ваш друг из тех, кто после школы может просто поваляться на диване, а вы — спешите в секцию. Друг просит вас зайти к нему, потому что ему скучно, а вы должны ему отказать, ведь у вас свои дела. Как вы это сделаете?

Никогда не поощряйте лень других людей, и сами старайтесь от нее избавляться. Ведь у вас дела есть всегда: нужно и уроки приготовить, и позаниматься домашними делами, и на тренировку сходить, и, конечно, отдохнуть. А лень не только съест все ваше время, но и ваши силы, и у вас уже не будет желания вообще что-то делать.

ПРОСЬБА ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Психолог. Если они не понимают отказа, то лучше всего оставить эту компанию. В ней все равно ничего хорошего не получите, а вот потерять можете многое. Ваше здоровье вам дороже, чем такие друзья. Выбор они делают сами, и они должны осознавать, что этот выбор неправильный. Вы гоже выбираете сами. Ваш отказ — это ваше право. И, если ваши так называемые друзья на чем-то настаивают, то лучше действительно прекратить с ними все отношения.

У ВАС ПРОСЯТ ТО, ЧТО ВАМ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ

Психолог. Многие из вас любят обмениваться своими дисками или другими вещами. Это в порядке вещей, если все возвращается в руки к хозяину в оговоренные сроки. А как быть, если кто-то из ваших друзей просит у вас чужую вещь. Например, вы взяли диск с новой музыкой у своей одноклассницы надень и пообещали, что вернете в срок. А вечером к вам зашел ваш лучший друг, увидел диск и попросил дать его послушать. Что вы сделаете?

Психолог. Запомните важное правило: вещи, которые вам не принадлежат, вы не имеете права отдавать кому бы там ни было. Вы же понимаете, что взяли ее вы, вот и отвечать придется вам. Поэтому лучше всего в этой просьбе другу отказать. Объясните это ему, он должен вас понять. За чужую вещь вы несете ответственность. Если это ваша общая знакомая, то ваш друг должен спросить у нее разрешения сам. Например, он может ей позвонить. Если ему разрешат, то вы вполне можете дать ему этот диск.

Психолог. Существует множество речевых формул, которые позволяют отказать человеку, но при этом не вызвать никакой обиды. Лучше всего, конечно, говорить правду, почему вы не сможете это сделать, но ведь не всегда мы хотим раскрывать настоящую причину нашего отказа. Поэтому и обратимся к формулам вежливого отказа. Давайте сейчас их и изучим.

ПРОСЬБЫ НА УРОКЕ

Психолог. Дружба дружбой, а учение есть учение. В первую очередь вы учитесь для себя. Если сейчас вы будете халтурить, вместо того, чтобы самостоятельно учиться, то впоследствии вам будет очень сложно наверстывать упущенное. Кому-то учение дается легко, а кому-то сложнее. Прежде чем списать у кого-то, стоит сначала получше разобраться в предмете. Например, по математике вам задали несколько сложных примеров. Два вы сделали, а один — самый сложный — нет. А ваш сосед по парте сделал все три. Как поступить в этой ситуации: списать или нет?

Психолог. Попросите соседа объяснить вам ход его решения. Может быть, вы где-то перепутали знак, и поэтому вы не находите решения. Вы даже почувствуете гордость оттого, что смогли самостоятельно решить пример, а не списали все у соседа. А как быть, если кто-то у вас просит списать домашнее задание?

Психолог. Как ни странно, но даже своим домашним нужно уметь в чем-то отказывать. Но здесь нужно быть особенно осторожным, чтобы не обидеть просто так своих родителей или бабушку и дедушку. Давайте рассмотрим несколько ситуаций.

Вы пришли домой после уроков очень уставшие. Мама приготовила для вас обед, вы пообедали и направляетесь в свою комнату. Вы легли на кровать и отдыхаете. К вам заходит мама и просит вас навести в комнате порядок. Но вы так устали, что даже встать не можете с кровати, не то что начинать уборку в ней. Как вы поступите?

ПРОСЬБЫ НА УЛИЦЕ

— пойти вместе с ним куда-либо;

— купить у него что-нибудь;

Если к вам подходят на улице незнакомые люди с подобными просьбами, то вы можете даже не реагировать на них, а просто отойти в сторону.

Подведение итогов

Обсудить ситуации, когда подростков принуждают курить, употреблять алкоголь или наркотики.

Познакомить с различными способами уверенного отказа.

Тренировать способы отказа от ПАВ.

Ход занятий

Представление темы занятий.

Скажите участникам, что на занятии они будут обучаться различным способам сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества.

Мозговой штурм.

Попросите участников привести примеры, когда их просили или принуждали закурить, выпить, попробовать наркотики.

1. Кто предлагал ( взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)?

2. Какую цель преследовал предлагающий?

3. Удалось ли отказаться?

4. Кому труднее всего отказывать в просьбе?

5. Чьему давлению тяжелее сопротивляться?

Скажите, что человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.

Попросите назвать причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется.

Выслушайте ответы и выпишите их на доску.

Скажите, что существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хотят оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все и др.

Подчеркните, что существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.

Мини – лекция.

2. отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.

3. настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

4. попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.

5. смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой ( дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).

6. не оскорбляйте и не будьте агрессивными.

Работа в группах КО.

Сергей шел по улице. Вдруг его кто-то окликнул. Он оглянулся и увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой иномарки. Сергей остановился и подошел к нему. Мужчина попросил юношу отнести и передать какую – то коробку в офис, находящийся в доме напротив. Сергей стал отказываться, тогда мужчина стал его уговаривать. Сначала он предложил ему за услуги деньги, потом стал нервно объяснять, почему он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, он старался не смотреть ему в глаза.

Способы отказа.

Нет, не могу.

Нет, нет, и еще раз нет.

Нет, мне сейчас некогда.

Нет, спасибо, мне не нужны деньги.

Пригласите добровольцев показать сценки. Проведите обсуждение и поблагодарите. Скажите, что брать у незнакомых людей вещи опасно.

Сделайте вывод, что знание и умение применять приемы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других.

Ролевая игра. Объедините участников в 4 группы КО. Раздайте каждой группе карточки с приемами предложения ПАВ и со способами отказа. Каждый участник группы по очереди вытягивает карточки с одним из приемов, читает его вслух. Затем предлагает соседу справа , прочитать ответ. Каждому приему предложения ПАВ соответствует два ответа с отказом.

Примеры предложения ПАВ и способы отказа:

Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.

Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим;

Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку (на встречу, на занятия).

Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?

Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят;

Нет, спасибо. Мне совсем не нравится запах табака. Меня от него просто тошнит.

Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься.

Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили , что я наркоман;

Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.

Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают глупые поступки;

Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.

Предложите группам продемонстрировать понравившиеся способы отказа от предложения ПАВ. Поблагодарите их за представление.

Важно довести до участников понимания того, что давление пить, курить, употреблять наркотики может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.

Подведите итог занятию, обратив внимание, что отказ от употребления табака, алкоголя и наркотиков сохранит их здоровье.

Участники стоят в кругу. Каждый по очереди передает соседу, стоящему справа свой подарок, который он показывает с помощью жестов. Остальные должны угадать, какой подарок был преподнесен. Повторяться нельзя.

Девушка показывает руками жест отказа

  • уверенное поведение;
  • способность противостоять чужому давлению;
  • умение отстаивать собственную позицию и мнение;
  • выражение отказа оптимальными способами;
  • умение разрешать конфликтные ситуации;
  • способность делать самостоятельный выбор и поступать в соответствии с собственными желаниями.

Поэтому умение отказывать часто входит в виде отдельного блока в тренинги по критическому мышлению, развитию уверенности, коммуникативных навыков, управлению конфликтами и эмпатии.

  • испытывающим сложности в обучении (из-за проблем с запоминанием, неспособности устанавливать связи между информацией и вычленять наиболее ключевые сведения);
  • не умеющим ясно доносить свои мысли до окружающих;
  • попадающим под чужое влияние;
  • испытывающим чувство неуверенности и пр.

Примеры содержания тренингов этого направления

В ходе тренингов на развитие умения отказывать с участниками разбирают вопросы, объясняющие важность этого навыка. Они раскрываются в следующих темах:

  • Важность умения отказывать.
  • Причины, по которым подростки не любят отказывать.
  • Ситуации, в которых подросток обязан отказать.
  • Как позитивное и негативное мышление влияет на умение говорить нет.
  • Давление сверстников. Сила группового давления.
  • Манипуляции и как им противостоять.
  • Грамотные приемы отказов (использование синонимов, перехват инициативы, выдерживание паузы, предложение альтернативы, ссылка на авторитет и пр.).

Все занятия на тренинге проводятся в игровой форме. Такая организация встреч дает возможность подросткам наилучшим образом прочувствовать все тонкости и нюансы грамотного поведения при отказе. Помогают в этом кейсы реальных ситуаций, мозговой штурм, групповая дискуссия и ролевые игры.

Топ тренингов для подростков на развитие умения отказывать

Тренинги, на которых подростка учили бы только тому, как правильно отказывать, чтобы не обидеть собеседника и не попасть под чужое влияние, найти крайне сложно. Предлагаемые учебными центрами программы обычно направлены на освоение более масштабных навыков (например, критическое мышление, уверенное поведение и пр.).

Читайте также: