Как самовоспитание влияет на развитие личности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют его зрелость и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство(добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет(ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения(выявление причин успехов и неудач); самоконтроль(систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления,которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.

Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.

Билет 24. Обучение в процессе формирования личности.

Обучение — целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний. Одна из основных категорий педагогики.

Виды обучения.

Традиционное обучение.

Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка

Развивающее обучение.

Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня школу, развивающее обучение (РО) занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования.

Смысл сказанного выше в последующем конкретизируется путем выделения двух типов мышления: рассудочно-эмпирического и теоретического.

Эмпирическое мышление - ориентация на внешние, чувственно воспринимаемые свойства. Обобщение, если оно выполняется на материале многих задач, так же базируется на внешних признаках.

Теоретическое мышление - способ ориентации, обеспечивающий выделение всеобщего для этого класса задач отношения (это первый, аналитический уровень обобщения).

два крайних типа технологий обучения, между которыми расположен весь спектр реализуемых практически: знания суммирующие и интеллектразвивающие технологии (в дальнейшем просто суммирующие и развивающие технологии).

Первый тип ориентирован на накопление суммы знаний (данные и алгоритмы), во втором конкретные знания являются в первую очередь средством формирования системы знаний (модели мира) и отработки на ней когнитивных операций.

Итак, с термином развивающее обучение, мы не связываем никаких конкретных систем развивающего обучения, и понимаем его как учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека, направленного на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы.

Дистанционное обучение.

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

Дистанционная форма обучения (ДО) - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

Активный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Интерактивный метод – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

При рассмотрении воспитания и обучения как процессов, обращенных на развитие человека (количественный и качественный рост организма, восхождение от простого к сложному,
от низшего к высшему), обычно предполагается, что развитие детерминируется как внешними (экологическими, социокультурными), так и внутренними (физиологическими, психическими, наследственно-биологическими) факторами.

Саморазвитие представляет собой широкое понятие, включающее любую активность субъекта, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно и приводящую к прогрессивным изменениям психических, физических функций, социальных способностей. В этом понятии возможно выделение двух аспектов:

Самообразование, по мнению В.В. Краевского, включает два особых вида деятельности:

  • самообучение, т. е. обучение самого себя – самостоятельное познание
  • самовоспитание –самосовершенствование человека, духовное очищение, самостоятельное приобщение к нравственным ценностям, накопленным цивилизацией за тысячелетия ее
    существования.

Самовоспитание можно охарактеризовать как субъективацию человека, становление человека субъектом социализации. Этот процесс происходит на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи, от успешности решения которых зависит его развитие. Условно можно выделить три группы задач, решаемых человеком на различных этапах социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи – достижение определенного уровня физического и
сексуального развития в результате:

  • достижения определенной степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живет;
  • усвоения элементов этикета, символики, кинесического языка (жесты, мимика, позы,
    пантомимика);
  • развития и (или) реализации физических и сексуальных задатков;
  • ведения здорового образа жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями.

Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее
самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы
их решения.

Самоопределение личности предполагает выбор личностью определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни.

Самоутверждение – достижение субъективной удовлетворенности результатом и (или)
процессом самореализации.

Самоактуализация не может быть конечным предназначением человека. Более того, она не может быть даже первичным стремлением, но всего лишь результатом, сопровождающим достижение цели, осуществление смысла жизни.

Как самовоспитание личности влияет на достижение успеха?

Главная основа самовоспитания личности – это умение каждого из нас относится критично к собственной персоне. Уметь брать ответственность за поступки и проявлять настойчивость для достижения поставленной цели, следуя готовым методам и советам профессионалов.

Роль самовоспитания в жизни каждого человека

Роль самовоспитания в формировании личности, популярные мотивы:

  • кардинальные жизненные перемены;
  • желание искоренить недостатки;
  • достичь самосовершенства и самореализации;
  • соответствовать гражданским идеалам;
  • желание измениться и следовать положительному примеру;
  • подготовить себя к профессиональным трудностям, стать сильнее морально;
  • достижение карьерного роста;
  • материальные интересы и т.д.

Правила, которых следует придерживаться на пути к самовоспитанию:

Методы эффективного самовоспитания личности

В процессе работы над собой вам следует использовать традиционные и проверенные методы самовоспитания, которые применяют с учетом поставленных целей и задач.

Популярные и важнейшие методы для достижения ваших целей, как фактор личностного развития:

  • самоубеждение;
  • самокритика;
  • самообязательство;
  • самовнушение;
  • сопереживание;
  • самопринуждение;
  • самонаказание.

роль мотивации и самодисциплины

Самоубеждение. Вам необходимо найти у себя ряд недостатков и убедить изжить их. Проговаривайте минуса вслух, не стоит акцентировать внимание только на мысленном убеждении.

Самокритика. Найдите у себя недостаток и критикуйте себя до тех пор, пока его не искорените. Поставьте себе цель убрать негативные черты характера.

Самовнушение. Вы сами себе психолог и работаете над собой, используя самовнушение. Для этого вслух повторяйте желаемое и ведите себя так, как проговорили.

Сопереживание. Это метод поможет вам научиться сопереживать, сочувствовать окружающим, которые нуждаются в помощи. Суть метода заключена в его названии. Помогайте близким в трудных ситуациях, ставьте себя на их место.

Самопринуждение. Вы приняли решение о том, что хотите изменить, но почему-то действия откладываете на потом. Этот метод позволит вам воспитать в себе новую черту характера и не отлаживать все на потом. Старайтесь проговаривать и сразу приступать к действиям.

Данные методы помогут вам изменить себя, стать лучше, суметь преодолеть страхи на пути к самосовершенству. Но только плодотворная работа поможет вам добиться успеха и достичь заветной цели.

Книги и тренинги, направляющие на самовоспитание и саморазвитие

Зачем нужно человеку посещать тренинги и читать литературу? Не забывайте о мотивации, ведь книги – это один из лучших источников информации, который поможет вам в процессе самосовершенствования.

При желании, посетите тренинги для личностного развития. Известные мастера:

  • Сафронов Игорь;
  • Вуйчич Николас;
  • Гандапас Радислав;
  • Пантосевич Ицхак;
  • Азимов Сергей;
  • Колесов Павел и др.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Сущность самовоспитания и его роль в формировании личности.pptx

Сущность самовоспитания и его роль в формировании личности Учитель математики.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сущность самовоспитания и его роль в формировании личности Учитель математики.

Сущность самовоспитания и его роль в формировании личности Учитель математики НСШ №2 Острянина Ирина

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколени.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. их следует ра.

воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы.

В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспи.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей лично.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как: самообязательст.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как: самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль. Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. К методам самовоспитания относятся: самопознание; самообладание; самостимулирование.

Самопознание включает: - самонаблюдение, - самоанализ, - самооценивание, - са.

Самопознание включает: - самонаблюдение, - самоанализ, - самооценивание, - самосравнение. Самообладание опирается на: - самоубеждение, - самоконтроль, - самоприказ, - самовнушение, - самоподкрепление, - самоисповедь, - самопринуждение.

Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали по.

Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы - внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают по влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую р.

С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.

Из этого следует - и это необходимо подчеркнуть, - что процесс развития лично.

Из этого следует - и это необходимо подчеркнуть, - что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает - оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей.

Существуют правила способствующие самовоспитанию: Пять “надо”:

Существуют правила способствующие самовоспитанию: Пять “надо”:

НАДО 1: Всегда помогать родителям

НАДО 1: Всегда помогать родителям

НАДО 2: Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

НАДО 2: Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

НАДО 3: Быть честным.

НАДО 3: Быть честным.

НАДО 4: Подчинять личные интересы коллективным.

НАДО 4: Подчинять личные интересы коллективным.

НАДО 5: Всегда и всюду проявлять добросовестность.

НАДО 5: Всегда и всюду проявлять добросовестность.

Пять “можно”:

МОЖНО 1: Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

МОЖНО 1: Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

МОЖНО 2: Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

МОЖНО 2: Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

МОЖНО 3: Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !

МОЖНО 3: Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !

МОЖНО 4: Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

МОЖНО 4: Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

МОЖНО 5: Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

МОЖНО 5: Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам. Это нужно тебе самому!

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого.

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”. Что дает человеку знание самого себя? 1.Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни. 2.Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов. 3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию. 4.Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки. 5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.

Интересная традиция, которая возникла в очень давние времена у юношей и девуш.

Интересная традиция, которая возникла в очень давние времена у юношей и девушек. Юность - это возраст, когда человек пытается познать самого себя, определить, кто же он, какой он, как он выглядит в глазах других людей. В этом может помочь дневник. Теперь не модно писать дневники, и очень жаль. Дневник - великолепное средства самопознания, а следовательно, и самовоспитания. В дневнике люди обычно отмечают свои недостатки, свои сильные стороны, но чаще всего недостатки, поверяют страницами дневника сокровенные мечты и раздумья.

Таким образом, результатом самовоспитания является личность. Смысл самовоспит.

Таким образом, результатом самовоспитания является личность. Смысл самовоспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.

Какие же факторы побуждают учащихся к самовоспитанию? Требования, которые пр.

Какие же факторы побуждают учащихся к самовоспитанию? Требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а так же те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Все это обусловливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть человек в современном обществе, какими свойствами и качествами он должен обладать. Следует добиваться того, чтобы у каждого учащегося был свой любимый герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию.

Краткое описание документа:

Презентация предназначена для использования классными руководителями при проведении бесед.

Читайте также: