Как родилась у раскольникова мысль об убийстве старухи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Раскольников думает, что убийство скупой ростовщицы — это первый шаг на пути истребления зла, но вместе со старухой-процентщицей убивает её невинную сестру. Теория Раскольникова терпит крах. Ни одно преступление, а тем более убийство, не загладится и тысячей добрых дел.

Вера в то, что благородная цель оправдывает ужасные средства, приводит молодого человека к отвратительному и жалкому преступлению. Убив процентщицу, он символически убивает себя самого. В конце романа у Раскольникова появляется надежда на обращение к Богу и воскресение к новой жизни.

В плане обсуждения "Преступления и наказания" интересно бы узнать. Что надлежит делать православным с вредными старухами для минимизации вреда обществу и себе лично с их стороны?

Причём тут любовь?
Вопрос о минимизации вреда со стороны злых старух.
Ныне в связи с увеличением продолжительности жизни при падении рождаемости доля старух в населении возросла неимоверно по сравнению с временем жизни Достоевского. Ладно, если старушка добрая, любящая, если не внуков с внучками, то хотя бы домашних питомцев. Однако полно старух любящих изводить окружающих в стиле старухи Шапокляк и того круче. Лично знаю двух, которые даже кошек ненавидят!
Мало сказать, Раскольников зря убил вредную старуху. Надо дать положительную альтернативу, работающую на практике.

При том, что любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (Кор. 13:7). Может, неприятные старушки потому и неприятные, что их никто не любил никогда? Вы попробуйте хоть.

Кузнецов Михаил, в вашем ответе так и нет того, что нужно и можно реально сделать. Нет того, что я написал к примеру применительно к злым собакам: "для защиты от агрессивных собак полезно носить с собой трость и газовый баллончик специального назначения, знать границы их охотничьей территории и места лёжки".
Вместо этого пустые словеса о любви. У нас две три браков заканчиваются разводами, а вы про любовь к зловредным старухам. Да, они мягкое отношение воспринимают, как слабость, со всеми вытекающими. Поэтому нет смысла продолжать обсуждение данной книги с вами.

Погодите, Вы сейчас получается слова апостола Павла и Христа назвали пустыми? Или они где-то дают методичку по любви к ближнему, а я это пропустил?

Кузнецов Михаил, вы можете сколько угодно любить злую собаку, но она вас как минимум укусит без принятия вами соответствующих мер предосторожности. Мой вопрос именно о мерах предосторожности, о минимизации ущерба.
Ибо говорится, что Раскольников поступил неправильно в отношении злой старухи, но не говорится как надо было поступить правильно? Это вопрос о пошаговой, практически исполнимой инструкции вместо абстрактного пожелания любить. К тому же реально большинство людей любит только узкий круг близких, а многие и вовсе только самих себя.
К примеру для защиты от агрессивных собак полезно носить с собой трость и газовый баллончик специального назначения, знать границы их охотничьей территории и места лёжки. Что делать для защиты себя и близких от вредных, злых старух?
Беда современного православия в том, что много абстрактных пожеланий, мало практически полезных советов.

А я говорю не об абстрактном желании любить, а о необходимости в действительности любить на практике. Как только появляется любовь не только к любящей Вас в ответ бессловесной кошке, но и к безразличным до Вас неприятным но вполне разумным старушкам, так сразу становится понятно, что нужно делать. Проверено! Христос учил нас менять самих себя, а не окружающих, так давайте следовать Его слову.

У нас в университете за это ставили незачёт. Где слова "Кровь великим прощается" и то, что Раскольников сравнивал себя с Наполеоном?

А, Вы так и не поняли, зачем нужен этот проект?

он думал, что, убив старушку, которая, по его мнению, не несет в этот мир никакой пользы сможет на деньги и драгоценности. взятые у нее помочьдругим людям . Он смотрел на мир униженных и оскорбленных жителей окраин петербурга, таких как семья мармеладовых. и окончательно решил пойти на убийство. Еще он делили весь мир на два типа людей: обыкновенные и необыкновенные. Необыкновенные, по его мнению-это те, которые могут изменить жизнь и перестроить мир под себя, а обыкновенные должны им подчиняться. Необыкновенные люди (таким примером он считал Наполеона и Магомета) могли совершить преступление, им было позволено убивать. И вот. с другой стороны, мы видим, что убил-то он не из-за денег. а чтобы проверить, способен ли он на убийство. на преступление. "Тварь ли я дрожащая или право имею"-говорит он, он хочет понять к какому типу людей принадлежит он, сможет ли он изменить этот жестокий мир, мир "вечных Сонечек" и "вечных лужиных".Но, убив старушку, а потом и ни в чем не виноватую лизавету, ее сестру, которая собственно и принадлежала к тому кругу людей, униженных и оскорбленных, ради которых, какт он думал он совершил преступление. сделай мой ответ лучшим плиииз)))

приветик. как дела?ответь мне тоже на один вопросик
Какой жизненный путь пришлось пройти Евгению Базарову? Почему уверенный в себе Базаров пришел к духовному кризису?

в голову Раскольникова пришла идея: существует 2 группы людей: 1/10-люди, которые для достижения своей цели могут убить кого-либо, и за это ему ничего не будет. вот он решил проверить, к какой группе он относиться.

суть была не в убийстве а в том что бы доказать себе что он выше других но у него это не вышло. убить то он убил но ничего этим не доказал. цитата "старушонка- не вней дело. старуха была только болезнь. я переступить поскорее хотел. я не человека убил я принцип убил! принцип то убил а переступить то не переступил, на этой стороне остался. только и сумел, что убить. "

В этой статье представлен анализ причин и мотивов преступления Родиона Раскольникова в романе "Преступление и наказание".

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все статьи о Раскольникове

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Важно понимать, что ни одна из указанных ниже причин не может служить оправданием преступлению Раскольникова или любого другого преступника.


Главная причина преступления Раскольникова

На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи-процентщицы. Да, молодой человек беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий, но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.

  • люди гениальные, особенные, великие
  • люди обычные, то есть "материал" для великих

Что еще подталкивает Раскольникова к преступлению?

Неприязнь к старухе-процентщице

  • злая, жестокая и жадная женщина
  • наживается на чужой беде, давая деньги под залог на невыгодных условиях
  • использует свою слабоумную сестру Лизавету в качестве рабыни
  • написала завещание, согласно которому почти все ее состояние переходит не к ее сестре Лизавете, а какому-то монастырю
  • Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.
  • Накануне преступления Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю его дочери Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизнь непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова удручающее впечатление.
  • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Молодой человек против того, чтобы сестра шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
  • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
  • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время ("завтра в 7 часов вечера"). угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери героя, его комната отчасти виновата в том, что тот чувствует себя несчастным.
  • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть "зацикленности" на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию.



Раскольников после преступления

Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей ужасной теории. Он понимает, что не является "Наполеоном" и не способен ценой преступления строить "светлое будущее". Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.

Наказание настигает Раскольникова не на каторге в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. В конце концов герой сам является с повинной в полицию и отправляется на каторгу.

Становление теории

В конечном итоге он решается на убийство старухи-процентщицы – Алёны Ивановны. Изъян старухи заключался в её злости, подлости и богатстве.


Суть теории Раскольникова

Она построена на привилегированности одних людей над другими. Основная идея теории Раскольникова заключается в том, что он делит людей на 2 типа:

• обыкновенные – это обычная серая масса, которая волочит своё жалкое существование;

• необыкновенные – сверхлюди, которые творят историю. Они имеют право уничтожать людей из низших слоёв и нарушать все законы для личных целей.

Совершая преступление, Раскольников хочет доказать себе, что он относится к категории людей необыкновенных. Согласно его теории, задуманное убийство должно было пойти во благо человечества. Ведь забрав деньги старухи он может потратить их на образование и принести в будущем пользу обществу. Но его ждет разочарование. Уже во время убийства, по, казалось бы, чётко спланированным действиям, нарушается его план, и Раскольников убивает ещё и случайного свидетеля. Крах теории Раскольникова для читателя был очевиден изначально, так как она бесчеловечна.

Крушение теории Раскольникова

Желая улучшить мир вокруг себя, Раскольников со временем понимает, что совершённое убийство никому не принесло пользы. А он сам становится причиной многих трагедий (смерть матери, заключение Миколки, убийство ещё одного невиновного человека и т. д.). Раскольников осознает бессмысленность своих действий и начинает чувствовать себя загнанным зверем, потому что, с одной стороны, его мучает совесть, а с другой — он боится ошибиться и выдать себя.

По ходу романа, идея Раскольникова всё больше рушится, как песочный замок. Достоевский начинает опровергать ужасный замысел главного героя, указывая на то, что нет никаких критериев, по которым можно делить людей на обычных и необычных. Это происходит на фоне ужасных мучений и терзаний Родиона.

Не справившись со своими мыслями, он всё рассказывает Соне Мармеладовой, которая в романе изображается в роли проститутки. Она полностью опровергает его теорию, так как не относится ни к каким из двух типов людей. Мармеладова сама выбрала свой путь. Ради своей семьи она была готова пожертвовать собой, но, при столь ужасных условиях жизни, смогла сохранить внутреннюю чистоту. Духовное исцеление Раскольникова происходит в тяжёлом труде над собой, когда он признаётся в провале своей теории и принимает истину Сони — истину христианского смирения и прощения.

После бесед с Мармеладовой, Родион сам признается в преступлении и его отправляют на каторгу. Начало его исцеления начинается в заточении. Там ему снится сон, в котором человечество полностью себя уничтожает, убивая друг друга во благо своего благополучия. Именно после этого сна становится понятно, почему теория Раскольникова потерпела крах. Насилием нельзя оправдать ни одно действие, и если бы все жили по такой теории, то в мир погряз бы в убийствах, приводящих к полному самоуничтожению. Все люди на земле равны, а жизнь — величайшее богатство, полученное в дар, которое необходимо беречь.

Читайте также: