Как решалась проблема речевого развития детей в педагогических системах прошлого кратко

Обновлено: 04.07.2024

Методика развития речи – это педагогическая дисциплина, занимающаяся исследованием закономерностей процесса развития речи дошкольников и разработкой методов ее формирования.

Развитие речи и методы исследования данного процесса затрагивали ученых еще в Античные времена. Это обуславливает длительный период становления методики развития речи в качестве отдельной науки.

Зарождение методики развития речи

Вопросы развития речи прослеживаются в трудах ученых и философов Античности. В этот период происходит зарождение основ методики развития речи.

В Античное время можно выделить несколько аспектов, положивших начало зарождению методики развития речи:

  • Введение законов Солона в Древней Греции. Они были связаны с развитием ораторского искусства и слова. Каждый мог сам выступать в свою защиту на суде, что требовало развития определенных речевых навыков;
  • Труды Аристотеля по теме развития речи. Аристотель занимался исследованием анализа языка, речи, ее выразительности у ораторов. Он говорил о том, что речь должна быть четкой и ясной, выразительной, чтобы ее смысл был доведен до слушателей и она достигала своего целевого назначения;
  • Развитие ораторского искусства Цицероном. Цицерон стал выдающимся римским оратором. Его речи были широко известны и на них собирались не только римляне: приезжали из других поселений и государств;
  • Труды Сократа о развитии навыков риторического искусства. Сократ разработал рекомендации по формированию у детей навыков выразительного произношения, построения четкой и ясной речи.

Методика развития речи в эпоху Средневековья

Период Средневековья связан с трудами великого педагога-ученого Я.А. Коменского. Ими были разработаны теории воспитания дошкольников, которые опирались на их риторическое развитие.

Коменский утверждал, что акцентировать внимание на постановке правильного произношения дошкольника необходимо в раннем возрасте, т.е. до трех лет. Далее, неправильное произношение станет привычкой, которую устранить будет весьма проблематично. При этом, он уделяет огромное внимание развитию мимики и жестов детей раннего возраста. Общение начинается с мимики и лежит в основе риторического действия.

С трех до семи лет обучение сводится к расширению лексического запаса дошкольника. Ребенок должен познать как можно больше слов и научится их правильно использовать в различных речевых ситуациях. Основными методами развития речи являются:

  • Чтение и заучивание стихотворений;
  • Знакомство с баснями;
  • Чтение ритмических прибауток;
  • Формирование осознанного восприятия поэтического слова. Ребенок должен понять отличие поэзии от обычной речи;
  • Чтение художественной литературы и сказок про животных.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие речи должно быть реализовано постепенно. Оно требует использование наглядных методов обучения и постепенного усложнения, познаваемых слов.

Я.А. Коменский утверждал, что в основе речевого развития должен лежать принцип единства интеллектуального и речевого развития.

Методика развития речи в эпоху Просвещения

В этот период, речевому развитию уделялось особое внимание. Теории развития речи были изложены в трудах великих ученых: И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов.

И.Г. Песталоцци продолжил развитие взглядов Коменского на речевое развитие дошкольников. Им было выделено три этапа формирования речи дошкольника:

  1. Изучение звуков и звукового состава слова.
  2. Изучение слова.
  3. Изучение речи.

Им была разработана система упражнений, ориентированных на познавательное и речевое развитие, основанных на принципе наглядности.

М.В. Ломоносов утверждал, что для общего развития ребенка, а также для его культурного социального становления требуется развитие речи. По его мнению, красота языка лежит в основе развития подрастающего поколения и общества.

Рисунок 1. Из истории методики развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К.Д. Ушинский создал собственную систему изучения языка. Она предполагала изучение языка в начальной школе, но ее идеи могли быть использованы и в дошкольной педагогике.

В основе обучения языку, по мнению Ушинского, лежит принцип народности. Язык связан с народом, его историей. Его знание помогает в постижении связи с народом, проникновению в его дух. Поэтому, обучение и воспитание должно реализовываться на родном языке.

Ушинским был разработан звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Становление методики развития речи в качестве научного знания

Как самостоятельная наука, методика развития речи получила развитие в 20-ые годы XX столетия. В это время она стала заменой риторики и впитала в себя множество ее теоретических и практических аспектов.

Особое место в этот период принадлежит трудам Ф. Фребеля. Он считал, что познание языка должно происходить с раннего детства. Требуется обозначать словами не только отдельные объекты, но и их признаки, положения, действия. По его мнению, речь развивается в ходе наблюдения ребенком за окружающим миром и в ходе игры.

Рисунок 2. Становление методики развития речи как науки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Большинство ученых данного периода рассматривали литературу в качестве ведущего средства речевого развития дошкольника. Предполагалось, что ребенок должен знакомиться со сказками, стихотворениями, которые помогут ему в становлении правильной и выразительной речи.

Е.И. Тихеева стала основоположником научной составляющей методики развития речи. Ею была выдвинута мысль о приоритетности речевого развития в воспитательном процессе и разработаны основы воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, включающие направления речевого развития: развитие лексики ребенка, занятия по живому слову, развитие речи в раннем и дошкольном возрасте.

§ 1. Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский).

Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того, он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы по проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.

Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей.

Остановимся кратко на характеристике каждой задачи. Их содержание определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

История становления методики развития речи детей Эпоха Античности - в филосо.

История становления методики развития речи детей Эпоха Античности - в философских трактатах Сократа, Платона, Аристотеля даются практические советы по подготовке детей к освоению риторического искусства. В Средние века особое внимание уделялось обучению детей чтению религиозных источников с целью постижения божественной мудрости. В эпоху Возрождения возвращается идея Античности и первичности устной речи и необходимости развития красноречия как умения выражать свои мысли логично, внятно, в привлекательных для слушателя формах.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) В своей теории элементарного образова.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) В своей теории элементарного образования утверждал, что все знания проистекают из трех основных человеческих способностей, связанных со звуком, линией и единицей, которые и составляют элементы каждого сложного знания. Наиболее важна способность произносить звуки, на которых базируется правильное употребление слов, что является основой обучения речи. И.Г. Песталоцци определил три этапа педагогической работы по развитию речи детей: обучение звуку, обучение слову, обучение речи. Он разработал систему упражнений для развития познавательных и речевых способностей.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) Он рассматривал развитие речи к.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) По праву считается основоположн.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) По праву считается основоположником российской методики развития речи как науки. В основе всей педагогической системы Ушинского были положены два фундаментальных принципа: народности и развивающего обучения. В родном языке К.Д.Ушинский видел средства развития умственных, нравственных и художественных особенностей ребенка. Развитие речи трактуется им как процесс освоения родного языка и полагается центральной задачей образования и воспитания детей. Ушинский также определяет цели первоначального обучения родному языку. Для решения каждой цели К.Д.Ушинский предлагает методику работы, которая включает систему упражнений по развитию дара слова, чтение и обсуждение литературных текстов – лучших образцов языка, обучение правилам грамматики на основе анализа речевой практики.

Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1944) Опираясь на идеи русских прогрессив.

Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1944) Опираясь на идеи русских прогрессивных и западных педагогов, Е.И.Тихеева обосновала необходимость рассматривать развитие речи как ведущую задачу в воспитании и развитии дошкольника, сформулировала цель работы детского сада по этому разделу, определила теоретические основы методики, разработала основные ее разделы: развитие речи в первые годы жизни ребенка, словарь детей, занятия по живому слову.

Евгения Александровна Флерина (1889-1952) Прошла большой творческий путь о.

1940-1953 годы - этот период характеризуется явлением психологизации теоре.

1940-1953 годы - этот период характеризуется явлением психологизации теоретических подходов, появлением нового исследовательского метода психолого-педагогического обучающего эксперимента и усилением роли активных средств обучения в практике развития речи дошкольников.

Предвоенные годы В предвоенные годы оказала влияние на дальнейшее совершен.

1953-1989 годы -этот период начинается с официального утверждения идеи о вед.

1953-1989 годы -этот период начинается с официального утверждения идеи о ведущей роли обучения в развитии и воспитании ребенка. В решении методических вопросов развития речи все большее место начинают занимать методы обучения, а в формах работы с детьми – доминировать занятия.

Период 1953 – 1989 годов характеризуется: провозглашением идеи ведущей роли о.

Период 1953 – 1989 годов характеризуется: провозглашением идеи ведущей роли обучения в развитии речи детей дошкольного возраста; разработкой нового содержания теории и методики словарной работы на основе формирования системных знаний об окружающем мире; разработкой новых психолого-педагогических подходов и методических рекомендаций по решению задач развития речи детей в работе с художественными произведениями разных жанров; разработкой и внедрением в практику методики занятий по развитию разных сторон речи детей дошкольного возраста; появлением программы современного курса методики развития речи для студентов педагогических ВУЗов.

Исследования 1970-80-х годов В исследованиях В.И.Логиновой и ее учеников, пр.

Исследования 1970-80-х годов В исследованиях В.И.Логиновой и ее учеников, предпринятых в 1970-е годы, было разработано новое содержание программы развития словаря дошкольников. На основе реализации принципа системности знаний были определены направления словарной работы с детьми дошкольного возраста. Возможность освоения понятий и понятийного значения слова дошкольниками продолжает изучаться под руководством В.И.Логиновой и в 1970-80-е годы на разном содержании: предметного мира (исследования Г.Н.Баньковской, Л.Д.Щербатых), мира природы (исследования Н.Н.Кондратьевой, Л.Я.Мусатовой, Т.А.Марковой), социального мира, его центрального явления – труда (исследования Л.А.Мишариной, С.Ф.Сударчиковой, Н.М.Крыловой, М,В.Крулехт), мира искусства (О.Н.Сомкова, О.В.Акулова, А.Г.Гогоберидзе).

1989-2010 годы - этот период характеризуется появлением: - новой Концепции.

1989-2010 годы - этот период характеризуется появлением: - новой Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) - большого количества исследований по проблемам развития речи. По классификации Феликса Алексеевича Сохина их можно разделить на три направления.

Три направления исследований по развитию речи: структурное – исследования про.

Три направления исследований по развитию речи: структурное – исследования проблем освоения дошкольниками структурных уровней системы языка: фонетики, лексики, грамматики (А.Г.Арушанова, А.Н.Богатырева, В.В.Гербова, М.С.Лаврик, В.И.Логинова, Г.М.Лямина, А.И.Максаков, А.А.Смага, Ф.А.Сохин, Е.М.Струнина, В.И.Яшина и др.); функциональное – исследование проблем коммуникативной функции речи (Н.Ф.Виноградова, О.С.Ушакова и др.); когнитивное – исследование возможностей и условий элементарного осознания ребенком явлений языка и речи (М.М.Алексеева, Г.П.Беликова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Е.Журова, С.Н.Карпова, Л.Н.Невская, Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, Д.Б.Эльконин и др.).

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей — формирование устной речи и на­выков речевого общения с окружающими на основе овла­дения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей рече­вого развития считалось развитие дара слова, т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письмен­ной речи (К. Д. Ушинский).

Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того, он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы по проблемам рече­вого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Эксперимен­тальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.

Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

"Общая задача развития речи состоит из ряда частных, спе­циальных задач. Основанием для их выделения является ана­лиз форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем раз­вития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформу­лировать три аспекта характеристики задач развития речи:

— структурный (формирование разных структурных уров­ней системы языка — фонетического, лексического, грам­матического);

— функциональный, или коммуникативный (формиро­вание навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого об­щения — диалога и монолога);

— когнитивный, познавательный (формирование способ­ности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Завершая краткий обзор истории создания методики развития речи детей, можно сделать вывод о том, что к настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей под влиянием целенаправленных педагогических воздействий. Однако фундаментальные и прикладные задачи методики далеко не решены. Многие вопросы требуют дальнейшего изучения. Важнейшими среди них являются: уточнение терминологии, основных методических понятий; исследование форм, методов и приемов обучения речи, учитывающих коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; углубление лингводидактических и психолингвистических основ методики; пути повышения эффективности обучения родной речи на занятиях; вопросы обучения детей диалогической речи; диагностика речевого развития детей; методика речевого развития в целостном педагогическом процессе детского сада; проблемы речевого развития детей в условиях семьи; методика индивидуализации обучения родной речи в условиях общественного воспитания; создание нового дидактического материала, методического обеспечения использования современных технических средств обучения.

Безусловно, это далеко не полный перечень проблем, стоящих перед методикой. Специального изучения и анализа требует и сама история методики. Объективное изучение отечественного и зарубежного опыта, осмысление национальных традиций в области обучения родному языку и речи необходимы для дальнейшего развития методики как науки.

1. Как решалась проблема речевого развития детей в педагогических системах прошлого?

2. Охарактеризуйте взгляды К. Д. Ушинского на родной язык и его роль в жизни общества и воспитании личности.

3. Почему становление методики как науки связывается с именами Е. И. Тихеевой и Е. А. Флериной?

4. Назовите основные направления современных исследований в области речевого развития детей.

Читайте также: