2 составьте план наблюдения на уроке с точки зрения его здоровьесберегающей направленности

Обновлено: 05.07.2024

. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

Децим Юний Ювенал

Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Но как не странно школьная среда препятствует укреплению здоровья. Раннее начало обучения, детский организм ещё не успел адаптироваться к большой нагрузке, использование педагогических инноваций влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению.

Однако следует заметить, что сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе.

Какова же роль педагога?

Учитель может сделать для здоровья ученика даже больше, чем кажется. Он не должен выполнять функции медицинского работника, просто должн работать так, чтобы обучение не вредило школьникам. В жизни учащихся учитель занимает одно из главных мест, для них он несет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения.

Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему обеспечивать положительные педагогические результаты.

К таким качествам относятся следующие:

-способность к развитию и формированию личностных креативных черт;

- высокий уровень коммуникативной, профессионально-этической и рефлексивной культуры;

- знание функционирования психических состояний, процессов, свойств личности, творческого совершенствования человека;

- умение прогнозировать итоги собственной деятельности; способность к формированию индивидуального педагогического стиля;

- знание основ моделирования и проектирования здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

С внедрением ФГОС здоровьесберегающие образовательные технологии становятся одним из приоритетных направлений.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения:

-средства двигательной направленности;

- оздоровительные силы природы;

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий :

1. Отсутствие назидательности и авторитарности

2. Элементы индивидуализации обучения

3. Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

4. Интерес к учебе, желание идти на занятия

5. Наличие физкультминуток

6. Наличие гигиенического контроля.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Каждый пятый школьник оканчивает школу с хроническим заболеванием или даже инвалидностью, По данным медиков ухудшение состояния здоровья происходит в 7 лет, в 10 лет и в период с 12 до 17 лет. Имеется гипотеза, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего учебных перегрузок в начальной школе составляет порядка 12%, а в старших классах несколько больше 20 %. В школу поступают примерно 70% здоровых детей, а среди выпускников таковыми оказываются только 10%. Наблюдается постепенное ухудшение зрения с 5-8 класса. Изменение зрения у этой группы детей составляет 6%.Значительные нарушения зрения наблюдаются у учеников с 9-го по 11-ый класс и составляет 12%.

Чтобы эффективно внедрить идеи здорового образа жизни в практику учителя, необходимо решить три проблемы:

- изменить отношение педагога к ученикам – он должен принимать их такими, какими они являются.

- изменить мировоззрение учителя, его отношение к собственному жизненному опыту. Педагог должен научиться осознавать свои переживания и чувства с позиции здоровьесбережения.

- изменить отношение учителя к учебному процессу – требуется не только достигать дидактических целей, но и развивать школьников с максимально сохраненным здоровьем.

Все формы здоровьесберегающих технологий в школе связаны в единую систему и основаны на стремлении самих учителей к совершенствованию. Реализация этой задачи - сохранения у педагогов и учащихся здоровья, значит можно говорить о том, что осуществление учебно-образовательного процесса ведется в соответствии с ЗОТ.

Цели, преследуемые в процессе реализации ЗОТ.

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС направлены на достижение следующих целей:

- разработать и реализовать представления о сущности здоровья;

-сформировать мотивацию к коррекции образа жизни человека для укрепления здоровья; приобрести компетентность в вопросах физкультурно-оздоровительной сферы;

-разработать и построить мониторинговые и диагностические модели прогнозирования и оценки уровня здоровья;

-познать индивидуальные особенности организма;

-уметь использовать ЗОТ в самостоятельных занятиях; создать условия для повышения уровня овладения теоретическими и практическими знаниями в области здоровьесберегающего сопровождения, охраны детства;

-внедрить здоровьесберегающие педагогические технологии в школе;

-сформировать умения адаптировать некоторые ЗОТ к конкретной детской аудитории и условиям своего предмета.

Использование здоровьесберегающих технологий в школе началось сравнительно недавно, до этого в педагогическом лексиконе существовало понятие санитарно-гигиенических мероприятий. Многие до сих пор отождествляют между собой два этих термина, однако это примитивный взгляд на содержание работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, которая должна проводиться в образовательном учреждении.

Дети в школе должны получать знания, которые в дальнейшей жизни будут ими востребованы. А достижение этой цели невозможно без здоровьесберегающей педагогики, представляющей собой совокупность методов и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья учителей и учеников. Владея педагогическими знаниями и тесно взаимодействуя со школьниками, их родителями, медицинскими работниками и коллегами, учитель планирует свою деятельность с учетом приоритетов укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Такой процесс может иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика, физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия, экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др. Лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников.

Здоровьесберегающие технологии в школе классифицируются не только по подходам к охране здоровья, но и в зависимости от характера действия. Так, выделяют защитно-профилактические, стимулирующие, информационно-обучающие, компенсаторно-нейтрализующие и другие технологии.

Функции ЗОТ имеют ряд функций:

Формирующая. Реализуется на основе социальных и биологических закономерностей становления личности. Индивидуальные психические и физические свойства человека предопределяются наследственными качествами.

Рефлексивная. Состоит в переосмыслении прошлого личностного опыта, в приумножении и сохранении здоровья, что дает возможность соизмерить достигнутые результаты с имеющимися перспективами.

Диагностическая. Состоит в мониторинге развития школьников на базе прогностического контроля, за счет чего удается соизмерить направленность действий и усилия учителя в соответствии с возможностями ребенка, данными ему от природы. Здоровьесберегающие технологии в школе обеспечивают индивидуальное прохождение учебного маршрута каждым ребенком, инструментально выверенный анализ факторов и предпосылок перспективного развития образовательного процесса.

Информативно-коммуникативная. ЗОТ обеспечивают трансляцию опыта формирования бережного отношения к собственному здоровью.

Интегративная. Здоровьесберегающие технологии в школе объединяют различные системы воспитания и научные концепции, народный опыт, направляя их по пути приумножения здоровья подрастающего поколения.

Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.

За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический опыт по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе на уроке.

Современный здоровьесберегающий урок любого учителя-предметника разнообразен.

Урок - главное место реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Включение в урок специальных методических приёмов и средств обеспечивает выполнение этой задачи не требует больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т. д.

Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок?

Прежде всего, здоровьесберегающий урок должен :

- воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни,

-учить их ощущать радость от каждого прожитого дня,

-показывать им, что жизнь - это прекрасно,

-вызывать у них позитивную самооценку.

1. Выполнение требований СанПиН.

2. Соблюдение этапов урока,

3. Использование методов групповой работы.

4. Использование интерактивных методов.

Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия :

-оптимальная плотность урока,

-индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени,

-чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно, творческие задания и т. п. ,

-оздоровительные моменты на уроке : физкультминутки, динамические паузы,

минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Структура современного здоровьесберегающего урока :

У каждого учителя свои методы, приемы.

Проверка домашнего задания (построена как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).

Вводная часть урока организуется как актуализация знаний по теме урока.

Основная часть формулирует новые представления (это наиболее информативная часть урока).

Заключительная часть используется для закрепления.

Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.

Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться. Гиппократ.

В своей деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям. Так как мои уроки, это уроки связанные с физической нагрузкой учащихся, то в процессе работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм. В конце же уроков использую метод релаксации для снятия физической и эмоциональной усталости учащихся.

Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, напрягите все мышцы тела. Застыньте в этой позе на несколько секунд. Наклонитесь вперед и руки в стороны, чтобы они болтались. Станьте мягкими и подвижными. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Повторить несколько раз.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. Теперь — с верхней части ног и ступней.

Релаксация проводится не только стоя, но сидя и лёжа ….

Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что:

Результаты от внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии, это:

-снижение показателей заболеваемости учащихся, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.

Не только учителям становится легче и интереснее работать, но и детям, т. к. исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для творчества.

Все здоровьесберегающие технологии, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологии Слайд 1 – Тема: Здоровьесберегающие технологии. Слайд 2 Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто. Сократ. Самое ценное, что есть у человека.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной.

Урок есть часть жизни ребенка и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья. Учителя начальных классов нашего образовательного учреждения подтвердили на практике, какое необходимо соблюдать важнейшее условие для рациональной организации обучения:

– обеспечение двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года. Известно, что условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста, является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Чтобы удовлетворить такую двигательную потребность в процессе организации УП кроме уроков физической культуры, подвижных игр на переменах, прогулок с играми наши учителя вводят разнообразные физкультминутки на уроках.


Они необходимы на уроке, так как позволяют учащимся размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое использование оздоровительных минуток на уроке способствует, по наблюдениям психолога, учителей улучшению психо-эмоционального состояния учащихся и изменению отношения к себе и своему здоровью.


Приведем пример этих физминуток:

Для снятия усталости

Мы семь раз в ладоши хлопнем, (7 хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний)
Восемь раз ногами топнем.
Прибавляем три к семи –
Столько мы присесть должны

Шеей крутим осторожно – (Вращение головой вправо и влево).
Голова кружиться может.
Влево смотрим – раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли –
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

(Дети садятся за парты)

Быстро руки вверх подняли –
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Вверх потянемся, пройдемся,
(Потягивание – руки вверх, ходьба на месте).
И за парты вновь вернемся.
(Дети садятся за парты)

Гимнастика для глаз

Выполняется по плакату – схеме зрительно-двигательных траекторий. На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории восьмерки. Каждая траектория имеет свой цвет: №1,2 – коричневый, №3 – красный, №4 – голубой, №5 – зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

Кинезиологическая гимнастика (упражнения для межполушарного развития)

  • Необходимо проводить не менее 2-х физминуток, длительность которых должна быть 3 и более минут.
  • Состав упражнений зависит от особенностей урока.
  • Необходим специальный алгоритм при выполнении физических упражнений.
  • Музыкальное сопровождение способствует снятию психического напряжения.
  • Точечный массаж способствует профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.
  • Массаж ушных раковин стимулирует работу многих органов и помогает при восприятии нового материала.

Учебные занятия строят с учетом требований, предъявляемых к здровьесберегающему уроку.

Основные требования к уроку с позиции здоровьесбережения

1. Обстановка и гигиенические условия в процессе ведения урока (температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).


2. Количество видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, творческая работа (норма: 4-7 видов за урок).
3. Средняя продолжительность и частота чередований различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7-10 минут).
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа.
5.Чередование видов преподавания (не позже, чем через 10-15 минут).
6. Использование учителем методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: метод свободного выбора (выбор действия, способа действия, взаимодействия, свобода творчества), активные методы (ролевая игра, групповая работа), методы, направленные на самопознание и развитие.
7. Исползование ТСО (динамических дидактических материалов, статичных).
8. Учет позы учащегося.
9. Наличие оздоровительных моментов: физкультминутки, динамическая пауза, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
10. Мотивация учащихся на урок.
11. Психологический климат.
12. Время окончания урока (вовремя, без задержки).

Для здоровьесберегающего урока характерна дифференциация обучения. Учитель обязательно учитывает психологические особенности развития мальчиков и девочек при проектировании учебного занятия, так как мальчики не способны включиться в работу с первых минут, а могут это сделать только через 15-20 минут, тогда как девочки, наоборот, через 15-20 минут требуют отдыха от умственной деятельности. Учет индивидуальных ритмов детей позволяет сделать урок интересным, насыщенным, но самое главное, здоровьесберегающим.
Таким образом, у учителей начальной школы была выработана своя система обучения со здоровьесберегающей направленностью. Покажем это на примере: урок начинается с дыхательной гимнастики. Это лучший переход от перемены к учебной деятельности, так как ровное дыхание успокаивает детей, задержка дыхания тренирует легкие, дыхание разными ноздрями – профилактика простудных заболеваний.


Затем работают над мотивацией учения. Определяют тему урока вместе с учащимися, обеспечивая, тем самым, самостоятельный поиск. Для успешного усвоения знаний, учителем задействованы все каналы восприятия: слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения. При изучении букв, цифр, каких-либо предметов, учитель предлагает заняться лепкой из пластилина, подчеркиванием, обведением предмета.


Изучая звуки, ученики выделяют их не только из речи, песен исполнителей, но и из птичьих голосов, звуков животных. Изучая геометрические фигуры, стараются найти ассоциацию с окружающими вещами. Каждый учитель начальных классов помнит, что в процессе учебной работы, особенно у первоклассников, начинает развиваться утомление. В начале оно субъективно не ощущается, однако затем проявляется рядом внешних признаков, на которые наши учителя обращают серьезное внимание. Напомним о них.

Наблюдения на уроке за учениками начальной школы показали, что при выполнении неинтересной, монотонной работы быстро наступает торможение. Хотя объем выполненной работы и небольшой, но у детей быстро появляется усталость. Вот почему необходимо было изменять характер работы ученика на уроке, чтобы повысить его работоспособность и выполнять задание без видимых признаков утомления.

Включение в урок физминуток и физпауз защищает учеников от преждевременного утомления, устраняет застойные явления в кровообращении и в дыхательной системе, предупреждает нарушение зрения, устраняет длительное растяжение и расслабление мышц – разгибателей спины, отвечающих за осанку.


Перед письмом по памяти, изложением и т.п. проводятся игры, которые тренируют память. Например: повторить цепочку действий, показанных учителем, или назвать слова, которые запомнили за 1 минуту и др. Все это хорошо помогает процессу обучения, повышает познавательную активность и не вредит здоровью детей. Одним из факторов разрушающих здоровье детей является поза во время учебного процесса. Эту проблему помогает решать нам оздоравливающая парта.


Работа учителей начальных классов по технологии В.Ф.Базарного помогла преодолеть воздействие комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств
(через работу в режиме ближнего и дальнего зрения, уроки-экскурсии), информационно-психических факторов (через использование элементов релаксации, оптимистического начала в работе с детьми, щадящий режим подачи информации).

Использование на уроке здоровьесберегающих технологий, дало позитивный результат: 88% учащихся начальной школы с удовольствием приходят на уроки, 85% нравится работать в классе.

Если ученики умеют преодолевать усталость, проявляют хорошие умственные способности, любознательность, воображение, коммуникабельны, уравновешены, значит, они здоровы, значит, учитель сделал все, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью его ученикам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию четире основные правила построения урока с позиции здоровьесбережения.

Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необ­ходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

а) показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

б) проявлением и тренировкой познавательной активности;

в) показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:
- 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

- 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы;

-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психи­ческих функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

- правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех обучающихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний обучающихся в тече­ние урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мне­нии, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы дети заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологичес­ких функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстано­вительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35-минутная продолжительность урока, для учащихся вторых классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физичес­ких упражнений и др. Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой. В таком случае на первом уроке можно отдать предпочтение одному из сложных пред­метов. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с кото­рыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение уро­ка с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопро­вождаться изменением позы ребенка.

Рациональная организация урока - важная составная часть здо-ровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основ­ном и зависит функциональное состояние школьников в процес­се учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреж­дать преждевременное наступление утомления.

Для рациональной организации урока можно воспользоваться следующими критериями (Смирнов Н.К., Громбах, Ирхин В.Н.)

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области реабилитации речевых функций, нарушенных после органических поражений головного мозга (1340)_news

Дисциплина: Современные педагогические технологии

Практическое задание 3, Модуль 3. Современные педагогические технологии в работе с разными категориями обучающихся

слушатель Бычкова Анастасия Александровна

Преподаватель:

Сапронова Светлана Александровна

г. Москва – 2021
Задание № 1


  1. Опишите, когда, где, кем проводился урок.

  1. Оцените здоровьесберегающую направленность целей урока (отметьте нужное):

- обеспечивает приобретение знаний о себе, о своем месте в мире, своих отношениях с миром;

- создает условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;

- способствует приобретению умений принятия решений, выбора поведения;

- помогает развитию рефлексии собственной деятельности и ее результата;

Б) направленность на формирование здоровья и здорового образа жизни:

- обеспечивает понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

- способствует формированию отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

- помогает вырабатывать индивидуальный способ здорового образа жизни;


  1. Оцените наличие в организации деятельности учащихся на уроке (отметьте нужное):

- вида творческой работы;

Б) самодеятельности и совместной деятельности:

- ученик в роли учителя;

- кооперативное обучение;

В) оценочной самостоятельности:

- участие в оценивании ответа другого;

- оценивание собственного ответа;


  1. Оцените активацию учителем познавательного и социального интереса учащихся к содержанию урока (отметьте нужное):

- формирование собственного мнения; использование занимательного материала;

- опора на личный опыт учащихся;

- формирование эмоционального отношения к содержанию;

- нахождение практического применения содержания;


  1. Оцените психологическую безопасность взаимоотношений (наличие эмоционального комфорта) (отметьте нужное):

- оказание помощи, поддержка;

Б) между учениками:

- активность в общении;


  1. Оцените соответствие условий гигиеническим и экологическим нормативам (отметьте нужное):

- нормирование учебной нагрузки, в т.ч. домашнего задания;

- учет динамики работоспособности;

- обоснованное применение средств обучения, в т.ч. технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий;

В) учебного режима:

- место урока в учебном дне;

- в учебной неделе;

- в учебной четверти;


  1. Оцените наличие приемов психологической и физической разгрузки (отметьте нужное):

- гимнастика для глаз;

- массаж активных точек;

- создание положительного эмоционального настроя;


  1. Оцените состояние учащихся после урока. Из каждой пары состояний отметьте то, которое наиболее соответствует состоянию большинства учеников после урока.


активные

пассивные

веселые

грустные

воодушевленные

подавленные

заинтересованные

безучастные

свободно идут на контакт

замкнутые

чувствуют себя на уроке спокойно

на уроке испытывают дискомфорт, волнение

уверены в себе

проявляют неуверенность

высокая работоспособность

низкая работоспособность

бодрые

испытывают ощущение усталости, утомления

старались

не старались

довольны собой

не довольны собой

испытывают чувство успеха

не испытывают чувство успеха

уравновешенные

раздраженные

терпеливые

нетерпеливые


  1. Сформулируйте рекомендации, как необходимо изменить урок, чтобы увеличить его здоровьесберегающий потенциал.

Проранжируйте по степени актуальности для современной школы перечисленные в таблице проблемы.

Читайте также: