Как религия влияет на сознание и мировоззрение современной молодежи кратко

Обновлено: 07.07.2024

Невозможно себе представить развитие и формирование культуры российского общества, да и мира в целом, без христианства.

Молодежь… Почему именно молодежь рассматривается столь пристально? Да потому что именно современная молодежь является носителем культуры, в том числе и религиозной. Старшее поколение коренным образом отличается от молодых не только возрастом, но и взглядами на жизнь, отношением к людям, религии и многим другим. На сегодняшний день молодёжь России – это почти треть населения нашей страны. К категории молодёжи относятся граждане России от 14 до 30 лет.

Рассмотреть и понять отношение верующей и неверующей молодежи к религии, можно лишь учитывая наличие двух разнонаправленных тенденций. Повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов – это одна сторона, и развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей – другая.

Ретроспектива экономического кризиса 1998 года в России позволяет делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данном этапе, ведь, как известно, в 2008 году вновь начался экономический кризис, причем уже мирового масштаба. Кризис августа 1998 года и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственно мировоззренческие (религиозные или атеистические) воззрения групп молодежи, но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическим событиям, экономическим и нравственным реалиям [1].

На основании различных исследований можно сказать, что религиозность молодых людей значительно выросла. А что же исследования, которые мы с вами не проводили и в которых не участвовали?

Молодёжь сохраняет веру в Бога, религию, которую пронёс русский народ через множество больших испытаний. Веру, которая выдержала период гонения, эру советского атеизма, период перестройки, когда молодое поколение было похоже на медведя-шатуна.

Отношение молодого поколения к религии перестало быть чем-то таинственным, высоко духовным, всё переросло в обыденное, никто уже не воспринимает религию как что-то сокровенное. Свободно говорим и пишем, а ведь это сокровенное – только МОЁ И БОГА…

В годы тяжелых испытаний тысячи солдат, идя в бой, тихо…молились…просили Бога о спасении и защите своих близких…

На уроках по окружающему миру и литературному чтению (4 класс) дети знакомятся с периодом почитания языческих богов, которых пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Богов почитали, с ними советовались, шли за помощью, искали защиты, находили облегчение, а сейчас….

Религия играет значительную роль в жизни современной молодежи: естественные желания и воображения, проявление субъективных переживаний. Но, несмотря на то, что возрастает потребность в религиозности у молодых людей, можно отметить низкий уровень знания содержания религии, не систематический, а скорее стихийный характер приобщения к ее традициям и обрядам, неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании. Парадоксально – ХОЧУ ВЕРИТЬ, НО ПОЗНАВАТЬ НЕ ТОРОПЛЮСЬ И НЕ СТРЕМЛЮСЬ. Вот тут и надо помочь, подтолкнуть молодежь к познанию, переосмыслению себя, окружающих, мира…

Сейчас роль и значение религии в жизни людей и общества стремительно возрастает. Огромное внимание уделяется религиозному мировоззрению личности и ее влиянию на улучшение общественной, индивидуальной жизни и психического здоровья человека. Государство задумалось о том, что надо как можно больше внимания уделить духовному воспитанию молодых. Идет восстановление храмов, монастырей, открываются семинарии, проходят встречи священнослужителей с молодыми, по телевидению транслируют служения, передачи, которые помогают разобраться в тех или иных вопросах.

Бог может и есть, не отрицаю, но ему не надо преклонения и постоянного внимания со стороны людей. В Библии говорится, что он любит людей, он принял мучения за них, и он хотел бы, чтобы люди жили хорошо. И в наших руках быть добрыми, щедрыми, честными, справедливыми, толерантными, любящими и т.д. Церковь учит людей добру, справедливости, человеколюбию… И нам решать: ПРИНЯТЬ или НЕ ПРИНИМАТЬ БОГА в СВОЁ СЕРДЦЕ…

Молодые! Именно в их руках сделать наш Мир значительно лучше, чище; не забывать, вернее, руководствоваться заповедями Библии…

Мне в храме нужно шесть свечей зажечь.

Одна – здоровье близких охраняет,
Вторая – Мир от бед оберегает,
Стараясь небо голубым сберечь.
Пусть третья всех ушедших вспомнит,
Кто нам так близок стал, увы, далёк.
Четвертая – теплом согреет души,
Перенеся туда свой огонёк.

У пятой свечки не простая роль:
Должны в семье расти детишки,

Ну и последняя свеча осталась.

Её поставив, Богу помолюсь

Чтоб жили долго, улыбаясь.

Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь. – М.: Флинта, 2000. – 386 с.

Грановская Р. М. Психология веры/ Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2004. – 376 с.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии / Психоанализ. Религия. Культура.–М.: Ренессанс, 1991. – 168 с.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Исследования религиозности молодежи……………………………. 5
1.2 Место и роль религии в сознании молодежи………………………. …. 9
1.3 Основные проблемы……………………………………………………. 11
1.4 Религиозный и светский подход в образовании………………………. 13
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Проблема, предмет, задачи исследования…. 17
2.2 План исследования. 18
2.3 Классификация вопросов. 20
2.4 Анкета. 22
2.5 Результаты исследования. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………..…. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..…………. 31

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Кафедра Социологии и

"Социологические проблемы изучения общественного мнения"

студент группы СД-101

ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

1.1 Исследования религиозности молодежи……………………………. 5

1.2 Место и роль религии в сознании молодежи………………………. …. 9

1.4 Религиозный и светский подход в образовании………………………. 13

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1 Проблема, предмет, задачи исследования…. . 17

2.2 План исследования. . . . 18

2.3 Классификация вопросов. . . 20

2.4 Анкета. . . . 22

2.5 Результаты исследования. . . 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..…………. . 31

Уже давно известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на жизнь людей, расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск суеверных верований, традиций, оккультизма, мистики. В нашей стране в настоящее время наблюдается духовный упадок. Проблема возрождения нравственности и усвоения духовности подрастающим поколением обсуждается на государственном уровне, а также средствами массовой информации и педагогической общественностью. Процесс формирования духовных ценностей, так уж сложилось, довольно прочно связан с религиозными ценностями, в частности, с ценностями Православия.

Почему мы рассматриваем молодежь? Именно современная молодежь будет носителем культуры, в том числе и религиозной в ближайшее время. Сегодня молодёжь России - это 39,6 миллиона молодых граждан, 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Понять особенности сознания и поведения верующей и неверующей молодежи в России можно, лишь учитывая наличие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, это повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов, с другой - развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей.

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

1.1 Исследования религиозности молодежи

Социология религиозности молодежи является специальной социологической дисциплиной, формирующейся на стыке религиоведения, социологии религии и социологии молодежи и других дисциплин. Предметом социологии религиозности молодежи является изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания. Оно включает веру, мировоззренческие представления и знания, а также религиозный опыт и поведение молодежи в индивидуальной, групповой и массовой форме.

Специальные комплексные соц. Исследования религиозности молодежи начались недавно. Предмет этих исследований - верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, которые влияют на степень религиозности юношей и девушек. Объект таких исследований, как правило, молодые люди, учащиеся в учебных заведениях.

В конце 1990-х гг. Российским институтом социальных и национальных проблем были проведены следующие исследования: одно - в ноябре 1997г., еще два - в октябре 1998г. и апреле 1999г. Они проводились с целью изучения религиозных взглядов молодежи до и после экономического кризиса 1998г. в России. Верующими себя назвали 32,1 % опрошенных, людей, которые колеблются между верой и неверием - 27 %, 13,9 % безразлично относятся ко всем конфессиям, неверующих -14,6 %. Согласно этому исследованию, идентифицирующих себя как православных можно найти не только среди колеблющихся (56,2 %), верующих в сверхъестественные силы (24,1 %), но и среди индифферентных (8,8 %) и даже среди 2,1 % неверующих.
Ретроспектива экономического кризиса 1998г. в России позволяет нам делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данном этапе, ведь, как известно, в 2008г. вновь начался экономический кризис, причем уже мирового масштаба. Был сделан вывод, что кризис августа 1998г. и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственно мировоззренческие - религиозные или атеистические - воззрения групп молодежи, но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическим событиям, экономическим и нравственным реалиям.

Уважение к национально-конфессиональным традициям вовсе не означает готовности беспрекословно следовать социально-политическим и духовным предписаниям религиозных лидеров. Так, на вопрос: "Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации в духовной и общественной жизни нашей страны? ", ответы распределились так:

*За активную роль конфессий именно в общественно-политической жизни общества высказалось лишь 5,4% молодых респондентов

*Значительно больше - 24,0% считают, что деятельность конфессий должна быть направлена только на удовлетворение религиозных потребностей.

*Около половины (49,2%) полагает, что деятельность конфессий должна быть строго ограничена - служить укреплению духовности и нравственности в обществе.

Сходные ответы были получены и среди взрослого населения (соответственно 7,0%; 24,0%; 59,7%).

Религиозная “стратификация” молодежи оказывается очень важной для определения эволюционного контекста исторических судеб общества, - ведь мировоззренческая функция является одной из важнейших функций религии. Изучение религиозности молодежи весьма нужно в наши дни, именно молодежь представляет “голографическое” отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

Итак, религиозность, как и все мировоззрение современной молодежи, имеет довольно сложную структуру. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, среди молодых людей выявляется довольно значительная часть (более 50%) людей, колеблющихся между верой и неверием, а также индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи.

И вдогонку к предыдущему еще один вопрос, которым часто интересуются подростки, готовящиеся вступить во взрослую жизнь: пригодится ли им религия или ее лучше оставить старшему, менее прогрессивному поколению? Что она может им дать, чему научить, на какие вопросы ответить?

Желание молодых людей разобраться во всем этом заранее - весьма похвально, хоть я и не считаю, что к религии можно относиться с потребительской точки зрения. И, конечно, есть огромное искушение сразу же ответить, что вера безусловно станет им надежным помощником в течение всей их жизни и они никогда не пожалеют, если выберут ее своим компаньоном . В каком-то смысле, так оно и есть. Примеры зрелых христиан, с раннего возраста воспитывавшихся в церкви, являются тому убедительным подтверждением.

Однако, во избежание лишних разочарований, лучше предварительно поинтересоваться, какие цели ставят перед собой эти ребята, чего они хотят в своей жизни добиться и в каком направлении собираются идти. Если они сфокусированы на себе, думают исключительно об удовольствиях и не готовы ни в чем себя ограничивать, то религия будет для них только помехой . Если же их картинка мироздания чуть шире и в ней есть место, в том числе, и духовным ценностям, то без обращения к вере будет не обойтись.

Интересно, что христианство во времена ранней церкви иногда называли "путь" (по-древнегречески это слово звучит как "ходос"), самих же христиан - "люди пути" (см., например, Деяния 19:23 ). А как известно, выбранным путем можно идти быстро или медленно, прямо или косо, постоянно или время от времени. Соответственно, и эффект при этом будет разным. Только конечная цель куда-то в итоге прийти может придать смысл движению в выбранном направлении . Если же такой цели у человека нет, то любая религия превратится для него в обузу, источник постоянных разочарований и бессмысленную трату времени и сил.

Таким образом, ответ на данный вопрос может стать хорошей возможностью поговорить с молодыми людьми о смысле жизни и планах на жизнь . Причем важно обратить их внимание на то, что это разные вещи. Если планы люди вправе выбирать для себя самостоятельно, то смысл всегда объективен и наделить им жизнь человека способен только Бог .

Кроме того, разговор на эту тему может стать поводом показать ребятам преимущества духовных ценностей над материальными . Жизнь, состоящая из бесконечной погони за одними только плотскими удовольствиями, выглядит жалкой.

Религия способна помочь молодым людям обрести смысл жизни и увидеть преимущества духовных ценностей над материальными

Религия способна помочь молодым людям обрести смысл жизни и увидеть преимущества духовных ценностей над материальными

Конечно, нужно быть готовым к тому, что в подростковом возрасте всё это будет восприниматься со скепсисом. Во все времена молодежь уверена, что прекрасно обойдется без того, что было важным для их родителей. Но просто дать ребятам обещание, которое на самом деле в их случае может и не исполниться, еще хуже.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ К РЕЛИГИИ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление.

В современных условиях, когда темпы развития информационного общества имеют тенденцию к возрастанию, а темпы развития технологической цивилизации намного превышают наши возможности осознания последствий такого развития, люди начинают все больше задумываться о вечном. Уставая, а иногда и будучи неспособными воспринять совершенно новый тип цивилизации, люди обращаются к ценностям, которые привыкли считать вечными. Во все времена законодателем таких ценностей выступала религия.

Религия – один из тех феноменов, который актуален во все времена. Являясь одной из форм общественного сознания, она оказывает огромное влияние на становление и развитие личности, в частности, на формирование её мировоззрения и регуляцию поведения, что особенно актуально для такой социально - возрастной группы, как молодёжь. Однако, не смотря на то, что тема религии не является новой и её исследованием занимались различные зарубежные и отечественные учёные, она является актуальной в связи с появлением новых религиозных конфессий, сект, религиозной пропаганды и высоким уровнем интереса современной молодежи к данным процессам.

Цель работы: исследовать отношение современной молодёжи к религии ( на примере старшеклассников нашей школы).

Задачи исследования:

- проанализировать исследование религии в трудах отечественных авторов;

- рассмотреть религию в качестве одной из мировоззренческих характеристик современной молодёжи;

- провести диагностику отношения современной молодёжи к религии и религиозным обрядам.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у молодых людей наблюдается низкий уровень знания содержания религии и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном совершенствовании.

Методы исследования:

- теоретический анализ социологической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

Методика исследования: анкета по выявлению отношения к религии и религиозным обрядам А. Н. Бражниковой.

Основная часть.

В храме тишина, горят лампады, прямо впереди иконостас,

И Спаситель ясными глазами смотрит в душу каждому из нас.

И под этим взглядом ощущаем, всю греховность трепетной души,

Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал, что религия - следствие сознательного подавления бессознательных инстинктов, прежде всего полового. Религиозные представления - это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человека. Чувство страха и вины и вытеснение влечений влекут невроз, который есть индивидуальная религиозность, а религия - это универсальный коллективный невроз.

По Карлу Густаву Юнгу (1875 - 1961), религия определяется как совершенно особая установка человеческого ума, соответствующая изначальному использованию понятия religio (лат.) – благочестие, святыня, предмет культа; как коллек­тивно вырабатываемая форма защиты от невроза. Поэтому она нужна человеку для психического здоровья.

Однако различия в подходах не исключают возможности дать все же самое общее определение религии.

Религия –это одна из форм общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения, существующая в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Радикальные изменения в обществе, произошедшие за последние двадцать лет российской истории, оказали влияние на социально-экономическое развитие и духовную жизнь народа, его отношение к религии и церкви. Рассматриваемый период характеризовался значительными преобразованиями в системе государственно-правового регулирования религиозных процессов. Религиозный индифферентизм советской эпохи уступил место отношениям, где религиозное сознание стало рассматриваться государством как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство духовно-нравственного возрождения. Возникли и широко распространились новые религиозные движения.

Религии возникают из стремления способствовать гармонии взглядов и поведения внутри сообщества людей. Они не только дают ответы на важные жизненные вопросы, но одновременно освещают самые сложные нравственные проблемы, сохраняя при внутренней глубине внешнюю простоту и своеобразную целостность, и упорядоченность мировосприятия. Каждая из мировых религий внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. Религия всегда остается незавершенной и, следовательно, всегда развивается. В этой связи несхожие элементы мировых религий можно воспринимать как основу для постоянного движения человечества вперед в его исканиях нравственной просветленности.

Совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также - его жизненные позиции, программы поведения, действия называют мировоззрением.

Особенно интересным и перспективным является прослеживание влияния религии на мировоззрение современной молодёжи как социально-демографической группы общества, выделяемой на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, политического развития, особенностями социализации и т. д.

Особенность этой группы определяется несколькими составляющими: возраст, социальные роли, степень гражданской активности. Нижняя возрастная граница группы характеризуется разрывом со школой, вовлечением в экономическую, политическую, социальную и этнокультурную деятельность, переходом к качественно новому образу жизни. Верхняя возрастная граница - завершением процессов гражданского становления и формирования собственной шкалы ценностей, закреплением социального статуса, созданием семьи и выработкой позиции во всех сферах деятельности. Этому периоду жизни человека свойственны максимализм, невостребованность на рынке труда, социальная незащищенность, которые стимулируют динамику мировоззренческих поисков, в том числе в религиозной сфере.

Каждая религия имеет свою историю, морально-этическую основу, принципы и идеи, следование которым приверженцами различных религий и определяет направление влияния религии на сознание, мировоззрение и поведение человека.

Христианство – монотеистическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Учение Христа, как и другие религиозные учения, заключает в себе две стороны – как надо жить каждому отдельному человеку и всем вместе (человечеству), а также метафизическое объяснение, почему людям надо жить именно так. Основа христианской морали – признание абсолютным основанием нравственности как сознательной ориентации на понимание человеческой сущности, способов развития личности и приближение к безгрешному образу Христа.

C христианской точки зрения, жизнь есть борьба, подвиг, путь, постоянное стремление к добру и совершенству. И остановки на этом пути не может быть, по закону духовной жизни. Человек, переставший работать над собою, не останется таким, как был, а непременно сделается хуже.

Отношение молодежи к религии во многом будет зависеть от того, с какой стороной религии он столкнулся впервые (лично, в семейном споре и т.д.), какое эмоциональное впечатление она оказала на него, какое логическое представление сложилось в уме этого человека. Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий.

Таким образом, религия, как форма общественного сознания, играет одну из ведущих ролей в становлении личности человека, формировании его мировоззрения и регулировании поведения. Независимо от того, какую религию исповедует человек, он стремиться к определённому идеалу, изложенному в учении его веры. И, как бы не были сложны и разнообразны пути достижения этого идеала, те высоконравственные, моральные качества, носителем которых он станет, в подавляющем большинстве религий схожи по смыслу – это скромность, трудолюбие, человеколюбие, честность, терпимость и многие другие.

Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

В советское время на церковь было много гонений, сохранить веру в Бога, свободно посещать храмы, было трудно. Русский народ сохранил веру через много испытаний.

В современном обществе, наоборот, идет процесс восстановления храмов, монастырей, православных школ.

Многие исследователи считают, что молодежь ведет себя благочестиво только в критические моменты и считают себя верующими лишь тогда, когда идут в храм, чтобы поставить свечку на удачу, счастье, любовь или избавление от болезней. А в повседневной жизни не соблюдают никаких религиозных правил и заповедей.

А есть, наоборот, такие, кто считают себя неверующими, но активно отмечают православные праздники: пасха, крещение, рождество т.д. У многих из нас, в том числе и у меня, есть бабушки и дедушки, и даже родители, которые ходят в храм, стоят на службе, постятся. Но нас, молодежь, в храм ходить не заставляют, Библию на ночь не читают, но мы все равно считаем себя верующими, носим нательный крестик на груди.

Я познакомился с некоторыми работами по данной теме и выяснил -отношение к религии у молодежи разное. Среди старшеклассников нашей школы я провел анкетирование.

Что такое религия?

Верите ли вы в Бога

Посещаете ли вы храм? Как часто?

Что дает вам вера в Бога?

Читали ли вы Библию?

По-моему, храм – это уголок рая, где чувствуешь себя защищенным и свободным. Наш храм Рождества Христова в селе Батманы был заложен в 1827 году, а построен через 40 лет. В советское время он использовался как зернохранилище. С 1990 года его восстановили. С 2014 года настоятелем служит отец Владимир. Он частый гость нашей школы:

3 сентября в нашей школе он отслужил молебен в память трагедии в Беслане, освятил и благословил всех учащихся школы;

в декабре наш класс ходил в храм на уроках обществознания, отец Владимир рассказал нам о том, как он пришел к вере (он заслуженный артист Украины), о правилах поведения в храме, о том, зачем можно прийти в храм;

Возвращаясь к моей гипотезе, я хочу сказать, что именно в беседе с настоятелем нашего храма можно найти ответ – что такое добро и милосердие, что такое справедливость и нормальные человеческие отношения.

Заключение.

На Руси всегда было много храмов, и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строят новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. «Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остается затерявшейся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение…

Мне в храме нужно шесть свечей зажечь…

Одна – здоровье близких охраняет,

Вторая – Мир от бед оберегает,

Стараясь небо голубым сберечь…

Пусть третья – всех ушедших вспомнит,

Кто нам так близок, стал, увы, далёк…

Четвертая – теплом согреет души,

Перенеся туда свой огонёк…

У пятой свечки – не простая роль:

Должны в семье расти детишки,

Иметь игрушки и цветные книжки…

Ну и последняя свеча осталась…

Её поставив, Бога помолю –

Чтоб жили долго, улыбаясь,

Все те, кого безумно я люблю!

Список литературы.

Бочаров А.С. Лекции по христианской психологии. М..2008, Русская православная психология.

Дибиргаджиева Р.Д. Исторические аспекты развития психологии религии как науки.

Читайте также: