Как развивается кант в 18 веке кратко

Обновлено: 08.05.2024

В 18 веке философские традиции подошли к состоянию глубокого кризиса. А так как они и составляли европейскую философию, то получается, что сама философия, которая, казалось бы, совсем недавно освободилась от чуждых ей элементов: церкви, религии и так далее, эта философия оказалась в глубоком кризисе. Она не сумела насладиться той свободой, которая была ей дана. Сейчас мы поговорим о Давиде Юме.

Юм решал вопросы не только научные, но и теологические. Он отстаивал идеологию церкви в борьбе против просветительского рационализма, а лучше сказать скептицизма, материализма. И если в этом смысле сравнить Юма с Беркли, то будет очевидно различие. Юм был скептик. Это был человек, стремившийся к полной независимости от внешних теологических учений, а также просветителей. Ему хотелось показать результаты, к которым приходит человеческая мысль, если философ строго играет по правилам. Если он сказал, что он сенсуалист, то пусть и мы играем по этим правилам, то есть считаем, что в основе познания лежит опыт. Беркли признавал существование внутреннего опыта человека, Юм же ко всему подходит последовательно: то есть в итоге, чтобы там не происходило в нашей голове, все равно любое знание приходит к нам из вне. А раз из внешнего мира и у нас нет врожденных идей, то единственным окошком, через которое информация проникает в человеческое сознание, является его ощущение.

Представим, что это так (говорит Юм). Если это так, то мы ничем не можем проверить правильно ли наши ощущения отображают мир или нет? Существует событие А, которое мы воспринимаем с помощью ощущений, и это означает, что это событие А производит образ, ощущение А1. Если сказать более точно, то дело обстоит наоборот. Потому что в нашем сознание есть образ, и мы, получая этот образ или впечатление, делаем выбор, что произошло нечто там, в глубине. Это просто отдельное событие. Но событие А порождает событие В, оно является его причиной. Вся наука занимается установлением связей между событиями. То есть ученные пытаются найти причину того или иного события. Итак, у нас есть второе событие В, о котором мы узнаем точно также, как о событии А, то есть по тому впечатлению, которое оно производит на наши органы чувств. У нас появляется образ В1. Но откуда мы знаем, что между событием А и событием В существует какая-то причинно-следственная связь?. Если о них мы судим по тому ощущению, которое они в нас порождают. Ответ: просто из простейшей ассоциации, которая возникает в нашем сознании. Дело в том, что у нас с образом А1 связан образ В1. И если такая связь существует в нашем разуме, то мы делаем вывод, что между событиями, которые могут порождать эти ощущения, тоже может быть связь. У нас в голове есть две картинки, они чего-то изображают. И вот если мы заключаем, что между ними есть связь, то мы из этого делаем вывод, что между оригиналами, натурами этих двух картин тоже существует связь. Почему мы так думаем? Ведь мы не можем проверить истинность того или иного ощущения, мы никогда не можем выйти за пределы мира наших собственных ощущений. Мы можем сказать, что между ощущениями есть причинно-следственная связь, но вот между событиями? Нас заставляет так думать то, на чем основано любое научное исследование, то есть идея того, что то или иное событие, предмет будут происходить всегда (вода всегда кипит при 100 градусах). Но это невозможно, потому что индукция всегда не полная. Не обязательно то, что электричка всегда ходит по расписанию. Один раз пришла во время, но в другой раз может и не прийти. То, что мы называем знанием, по Юму это привычка и вера. Вот чем является наше знание о мире.




Nothing changes cause it’s all the same

The world you gets the one you give away

It all just happens again

Way down the line

There’s a chain that’s never broken

You know the story it’s sad but true

The last who stands

Список литературы

В 18 веке философские традиции подошли к состоянию глубокого кризиса. А так как они и составляли европейскую философию, то получается, что сама философия, которая, казалось бы, совсем недавно освободилась от чуждых ей элементов: церкви, религии и так далее, эта философия оказалась в глубоком кризисе. Она не сумела насладиться той свободой, которая была ей дана. Сейчас мы поговорим о Давиде Юме.

Юм решал вопросы не только научные, но и теологические. Он отстаивал идеологию церкви в борьбе против просветительского рационализма, а лучше сказать скептицизма, материализма. И если в этом смысле сравнить Юма с Беркли, то будет очевидно различие. Юм был скептик. Это был человек, стремившийся к полной независимости от внешних теологических учений, а также просветителей. Ему хотелось показать результаты, к которым приходит человеческая мысль, если философ строго играет по правилам. Если он сказал, что он сенсуалист, то пусть и мы играем по этим правилам, то есть считаем, что в основе познания лежит опыт. Беркли признавал существование внутреннего опыта человека, Юм же ко всему подходит последовательно: то есть в итоге, чтобы там не происходило в нашей голове, все равно любое знание приходит к нам из вне. А раз из внешнего мира и у нас нет врожденных идей, то единственным окошком, через которое информация проникает в человеческое сознание, является его ощущение.

Представим, что это так (говорит Юм). Если это так, то мы ничем не можем проверить правильно ли наши ощущения отображают мир или нет? Существует событие А, которое мы воспринимаем с помощью ощущений, и это означает, что это событие А производит образ, ощущение А1. Если сказать более точно, то дело обстоит наоборот. Потому что в нашем сознание есть образ, и мы, получая этот образ или впечатление, делаем выбор, что произошло нечто там, в глубине. Это просто отдельное событие. Но событие А порождает событие В, оно является его причиной. Вся наука занимается установлением связей между событиями. То есть ученные пытаются найти причину того или иного события. Итак, у нас есть второе событие В, о котором мы узнаем точно также, как о событии А, то есть по тому впечатлению, которое оно производит на наши органы чувств. У нас появляется образ В1. Но откуда мы знаем, что между событием А и событием В существует какая-то причинно-следственная связь?. Если о них мы судим по тому ощущению, которое они в нас порождают. Ответ: просто из простейшей ассоциации, которая возникает в нашем сознании. Дело в том, что у нас с образом А1 связан образ В1. И если такая связь существует в нашем разуме, то мы делаем вывод, что между событиями, которые могут порождать эти ощущения, тоже может быть связь. У нас в голове есть две картинки, они чего-то изображают. И вот если мы заключаем, что между ними есть связь, то мы из этого делаем вывод, что между оригиналами, натурами этих двух картин тоже существует связь. Почему мы так думаем? Ведь мы не можем проверить истинность того или иного ощущения, мы никогда не можем выйти за пределы мира наших собственных ощущений. Мы можем сказать, что между ощущениями есть причинно-следственная связь, но вот между событиями? Нас заставляет так думать то, на чем основано любое научное исследование, то есть идея того, что то или иное событие, предмет будут происходить всегда (вода всегда кипит при 100 градусах). Но это невозможно, потому что индукция всегда не полная. Не обязательно то, что электричка всегда ходит по расписанию. Один раз пришла во время, но в другой раз может и не прийти. То, что мы называем знанием, по Юму это привычка и вера. Вот чем является наше знание о мире.

Nothing changes cause it’s all the same

The world you gets the one you give away

It all just happens again

Way down the line

There’s a chain that’s never broken

You know the story it’s sad but true

The last who stands


Иммануил Кант – немецкий философ, основал немецкую классическую философию, жил в эпоху Просвещения и романтизма.

Иммануила Канта считали буквоедом и педантом. Он так и не женился, хотя его всегда окружали красивые женщины. Он нес в народ принципы морального совершенства. При дворе пользовался почетом, но особой любви и благосклонности к нему не испытывали. На протяжении двух недель после его смерти безутешные земляки прощались с гениальным философом, однако спустя всего полгода в его доме уже хозяйничал какой-то купец, превративший жилище в кафе. Его имя ставят в один ряд с Аристотелем и Платоном, его книги стали основой для развития философского учения в мировом масштабе.

Детство

Родной город Иммануила Канта – Кенигсберг. Он родился 22 апреля 1724 года и прожил в нем всю жизнь до самой смерти. Отца будущего светила философии звали Иоганн Георг Кант, он был ремесленником-седельщиком. Мама – Анна Регина, занималась домом и растила двенадцать детей. Иммануил стал четвертым ребенком, многие из его братьев и сестер умерли в младенческом возрасте. Выжить удалось трем сестрам и двум братьям.

Иммануил Кант

Юношеские годы Кант провел среди обычных ремесленников и рабочих, живших на окраине Кёнигсберга. Историкам так и не удалось точно выяснить, кем же был по национальности великий философ. Одни утверждали, что предки по отцовской линии жили в Шотландии, однако эта информация так и осталась неподтвержденной. Родня по линии матери проживала в немецком городе Нюрнберге.

Родители мальчика заложили основы духовного воспитания сына, они сами были глубоко верующими людьми и принадлежали к лютеранской церкви, а если точнее, то к ее особому течению – пиетизму. Учение заключалось в том, что человек находится непрестанно на глазах у Господа, поэтому должен соблюдать личное благочестие. Именно мама прививала детям основы вероисповедания, знакомила их с красотой окружающего мира.

Проповеди в церкви и занятия, на которых изучали Библию, Анна Регина посещала вместе с детьми. Достаточно часто в доме Кантов можно было встретить доктора теологии Франца Шульца, который и заметил незаурядные способности Иммануила в изучении Библии, а еще умение выражать и отстаивать собственные суждения.

Мальчику исполнилось 8, когда мама привела его в самую лучшую школу Кенигсберга. Это была гимназия им.Фридриха, и ее рекомендовал в качестве учебного заведения именно Шульц.

Он сел за школьную парту в 1732 году и провел там восемь лет. Уроки начинались в семь часов и продолжались до девяти. Главными предметами были Ветхий и Новый заветы, теология, география, латынь, греческий и немецкий языки.

Изучение философии начиналось в старшей школе, и Иммануил всегда говорил, что этот предмет изучали неправильно. Заниматься математикой можно было только за деньги, к тому же, если у ученика имелось желание.

Родители уже видели сына в сане священника, но мальчик с большим интересом изучал латынь и мечтал в будущем стать преподавателем словесности. К тому же, ученикам религиозной школы приходилось подчиняться строгим правилам и нравам этого заведения, а Канту это очень не нравилось. Иммануил никогда не отличался крепким здоровьем, однако показывал отличные успехи в учебе, все благодаря природной сообразительности и недюжинным умственным способностям.

В 16 Кант стал студентом Кенигсбергского университета. Именно там он знакомится с преподавателем Мартином Кнутценом, пиетистом и вольфианцем, который открыл Канту учения Исаака Ньютона, оказавшие на молодого человека колоссальное влияние. Кант учился очень хорошо, несмотря на материальные трудности. Он отдавал предпочтение физике, математике, философии. Теология не стала его любимым предметом, поэтому он посетил всего одно занятие, и то из благодарности к пастору Шульцу.

Философия

По мнению ученых, биография Канта состоит из двух периодов – докритического и критического. В докритическом периоде начала формироваться философская мысль Канта, он медленно избавлялся от влияния учения Христиана Вольфа, которое в те годы занимало господствующие позиции в Германии. В критическом периоде философ возносит метафизику к наукам, создает новое учение, основанное на активности сознания.

Иммануил Кант

Иммануил не получил университетский диплом. В 1746 году умер отец, забота о материальном благополучии семьи легла на его плечи. Кант находит работу домашнего учителя и на протяжении долгих десяти лет учит детишек из богатых семей. Все свободное время молодой человек посвящал написанию философских трудов, которые впоследствии стали основой его учения.

Начало критического периода философского творчества Канта пришлось на годы преподавания логики и метафизики в вузе. Гипотезы ученого менялись постепенно. Вначале он пересмотрел свое отношение к пространству и времени.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Кант был далеко не красавцем, невысокий, с впалой грудью и узкими плечами. Несмотря на это, он всегда выглядел опрятным и ухоженным, ежемесячно ходил к парикмахеру и портному.

Иммануил предпочитал затворничество, он так и не создал семью, потому что свято верил, что личная жизнь станет помехой занятиям наукой. Именно эта уверенность не дала ему повести под венец одну из красавиц, которые постоянно его окружали.

Он любил красивых женщин и не переставал ими восхищаться. В преклонном возрасте он перестал видеть левым глазом, поэтому всегда усаживал одну из юных красавиц с правой стороны.

Философ никому никогда не признавался в своих чувствах. Одна из женщин из его окружения – Луиза Ребекка Фриц, впоследствии вспоминала, что вызывала симпатию ученого. По мнению Боровского Кант влюблялся два раза, и даже собирался жениться на своих возлюбленных.

Иммануил отличался редким педантизмом, он придерживался распорядка вплоть до минуты, ни разу в жизни не опоздал. Ежедневно, в одно и то же время он приходил в кафе и выпивал там чашку чая. Официанты этого заведения могли сверять по нему часы. С таким же педантизмом он отправлялся везде, даже на обычные прогулки.

С детских лет Кант не отличался богатырским здоровьем, он разработал для себя специальную гигиену, которая и помогла ему достичь преклонного возраста. Его день начинался в пять часов утра. Прямо в ночной одежде Иммануил шел в свой кабинет, где слуга уже ждал его с чашкой слабо заваренного зеленого чая и курительной трубкой. Слуга постоянно удивлялся странной особенности своего хозяина – Кант каждый раз надевал на голову треуголку, не снимая ночного колпака. Он наслаждался чаем, курением табака, принимался за изучение плана будущей лекции. Так проходило два часа.

Портрет Иммануила Канта

В семь часов ученый переодевался в привычную одежду, спускался в зал для лекций, который к тому времени был битком набит слушателями. Он медленно читал лекции по философии, периодически вставляя в них шутки.

Кант очень щепетильно относился к внешнему виду собеседников. Он даже не смотрел в сторону неряшливо одетых студентов. Однажды он увидел, что у студента нет пуговицы на рубахе, и от этого буквально впал в ступор, забыв, о чем рассказывал до этого.

Лекция длилась два часа, затем ученый снова возвращался к себе, облачался в ночную пижаму, надевал бессменную треуголку. Он работал ровно 3 часа и 45 минут.

Затем была подготовка к обеду, во время которого ученый принимал гостей. Кухарка накрывала шикарный стол, Кант ненавидел обедать в одиночку, тем более, что это был единственный прием пищи за сутки. Стол представлял собой полное изобилие, единственное, что там отсутствовало пиво. Иммануил прохладно относился к этому солодовому напитку, считая его употребление дурным вкусом. Ученый предпочитал хорошее вино.

Кант всегда ел одной ложкой, которая лежала вместе с денежными купюрами. Во время обеда было принято обсуждать все, что угодно, кроме философии.

Смерть

Иммануил Кант имел свой дом и неплохой достаток. Он тщательно следил за состоянием своего здоровья, но к 75-ти годам организм начал давать сбой. Вначале он ослабел физически, потом началось постепенное помутнение рассудка. Он уже не читал лекций, и свою обеденную трапезу делил исключительно с близкими друзьями.

Памятник Иммануилу Канту

Могила Иммануила Канта находится рядом с Кафедральным собором в Кенигсберге, над ней возвышается часовня.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы : «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говорят, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел…

Кант был похоронен рядом с северной стеной Кафедрального собора Кёнигсберга, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.


Иммануил Кант на лекции для российских офицеров — by I. Soyockina / V. Gracov, Музей Канта, Калининград





Этапы творчества

Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: "докритический" и "критический" (Эти термины определяются работами философа "Критика чистого разума", 1781; "Критика практического разума", 1788 г.; "Критика способности суждения", 1790 г.)

I этап (1747 - 1755 гг.) - Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.

  • разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности ("Всеобщая естественная история и теория неба", 1755 г.)
  • выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения;
  • выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
  • изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) - занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, т.е. общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Философия

Теория познания

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), как бы это можно было доказать и обосновать. Но скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эти ощущения постигаются сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне деятельности формирования сознания) — вещи-в-себе и мир как он дан в явлении, то есть в опыте.

В опыте выделяется два уровня формообразования (активности) сознания:

1) это субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании, чувства (материя) постигаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.

2) это категории рассудка, благодаря которому связываются созерцания. Это рассудочный синтез.

Кант выделяет следующие категории рассудка:

  1. Категории количества
    1. Единство
    2. Множество
    3. Цельность
    1. Реальность
    2. Отрицание
    3. Ограничение
    1. Субстанция и принадлежность
    2. Причина и следствие
    3. Взаимодействия
    1. Возможность и невозможность
    2. Существование и несуществование
    3. Предопределённость и случайность

    Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.

    О человеке

    Воззрения Канта о человеке отражены в книге "Антропология с прагматической точки зрения" (1798 г.). Главная её часть состоит из трех разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

    "Что такое человек?"

    Человек - это "самый главный предмет в мире", т.к. у него есть самосознание.

    Человек - это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Он не проявляет его лишь тогда, когда человек рассматривает свое "Я" не как весь мир, а лишь как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

    Человек может иметь неосознанные представления - "тёмные". Во мраке сознания может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.

    От сексуального чувства (страсти) мутится разум. По мнению Канта на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.

    Анализу Канта подверглись такие способности человека, как талант и гений. Талант проявленный в изобретении и открытии - высший уровень дарования, реализование данных от природы способностей. Гений - высшая степень творческой одаренности, проявленная в изобретении и открытии нового.

    Нравственное учение и проблема религии

    Мнимая мораль — та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.

    О наличии у человека истинных моральных чувств, нравственных чувств или достоинств можно судить по тому, как человек свои частные интересы или все благополучие жизни подчиняет моральному долгу — требованиям совести.

    Этика Канта

    В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

    • Человек как явление;
    • Человек как вещь в себе.

    Эстетика Канта

    В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.

    Человек, стремящийся к добродетели, имеет в душе какой-то порыв, волю, побуждающую его к добрым делам. Это чистая, добрая воля. Она разумна, т.к. имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как все должно быть, - т.е. о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение, как чувство свойственное человеку, целиком зависит от разума и может быть выражено в форме страха или склонности. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг.

    Долг выражает или определенные склонности индивида, являющиеся приятными, выгодными или отражает нравственные соображения пусть даже и противоречащие эмпирическим интересам индивида.

    Об абсолютной морали и доброй воле

    Добрая воля — чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю нужен разум.

    Категорический императив

    Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.

    Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) - поступки хороши в особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

    Категорический императив - предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности).

    "поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству".

    "принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы".

    Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

    Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.

    Идея права и государства

    В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.

    В учении о государстве Кант развивал идеи Ж.Ж.Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета - монарх, которого осуждать нельзя, т.к. "не может поступать не по праву").

    Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: "рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь".

    Государство (в широком смысле) - объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

    Все государства имеют три власти:

    • законодательная (верховная) - принадлежит только объединенной воле народа;
    • исполнительная (действует согласно закону) - принадлежит правителю;
    • судебная (действует согласно закону) - принадлежит судье.

    Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика - система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.

    В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира.

    Вопросы Канта

    Что я могу знать?

    • Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, т.е. познать можно, но не всё.

    Что я должен делать?

    • Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы.

    На что смею надеяться?

    • Надеяться можно на себя и на государственные законы.

    Что такое человек?

    О конце сущего

    В "Берлинском ежемесячнике" (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия.

    Три варианта конца:

    1) естественный - по божественной мудрости.

    2) сверхъестественный - по непонятным для людей причинам.

    3) противоестественный - по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.

    Иммануил Кант – имя, знакомое нам со школьной скамьи. Этот великий немецкий философ стал основоположником немецкой классической философии.

    Краткая биография Иммануила Канта

    Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпохи Просвещения и эпохи романтизма.

    Родился 22 апреля в Кенигсберге (ныне Калининград) в небогатой семье ремесленника-седельщика.

    Кант был четвертым ребенком в многодетной христианской семье. Его родители были протестантами, и относили себя к последователям пиетизма.

    Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека, предпочитая формальной религиозности строгое соблюдение нравственных правил.

    Именно в такой атмосфере воспитывался юный Иммануил Кант, ставший впоследствии одним из величайших философов в истории.

    Студенческие годы

    После окончания гимназии, в 1740 году он поступает на теологический факультет Кенигсбергского университета. Мать мечтает о том, чтобы он стал священником.

    Однако завершить учебу одаренному студенту не удалось по причине смерти отца. Мать умерла еще раньше, поэтому, чтобы как-то прокормить брата и сестер он устраивается в Юдшене (ныне Весёловка) на работу домашним учителем.

    Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

    В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет.

    Российский Кёнигсберг

    Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа.



    Портрет Иммануила Канта

    В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии.

    Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

    В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей.

    Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии.

    Дело в том, что Иммануил Кант, после отказа в кафедре, весьма интенсивно занимался частными уроками. Чтобы как-то улучшить свое скромное материальное положение, он преподавал даже фортификацию и пиротехнику, а также ежедневно подрабатывал по несколько часов в библиотеке.

    Расцвет творчества

    В 1770 году наступает долгожданный момент, и 46-летний Иммануил Кант назначается профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, математику и физику.

    Надо сказать, что до этого ему поступало много предложений от университетов разных европейских городов. Однако Кант категорически не хотел уезжать из Кёнигсберга, что породило множество анекдотов еще при жизни философа.



    Детство и юность

    Родился Кант 22 апреля 1724 года в религиозной семье в пригороде Кенигсберга в Пруссии. Его отец Иоганн Георг Кант работал ремесленником и изготовлял седла, а мать Анна Регина вела домашнее хозяйство.

    В семье Иммануил был четвертым ребенком. Он рос со своим младшим братом, старшей сестрой и двумя младшими сестрами в рабочем районе в пригороде Кенигсберга среди чернорабочих, мелких владельцев магазинов и мастеров. Как и его отец, он не отличался крепким здоровьем.



    Портрет Иммануила Канта

    Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В 18 веке строение было уничтожено пожаром.

    Свою юность будущий философ провел на окраине города среди рабочих и ремесленных людей. Историки долго спорили, к какой национальности относится Кант, некоторые из них считали, что предки философа –выходцы из Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Иммануил в письме к епископу Линдблому. Однако эта информация официально не подтвердилась. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюнберге, в Германии.


    Родители Канта заложили духовное воспитание в сына, они были приверженцами особого течения в лютеранстве — пиетизма. Суть этого учения в том, что каждый человек находится под Божьим оком, поэтому отдавалось предпочтение личному благочестию. Анна Регина учила сына основам веры, а также прививала маленькому Канту любовь к окружающему миру.

    Набожная Анна Регина брала с собой детей на проповеди и на занятия по изучению Библии. Доктор теологии Франц Шульц часто бывал в гостях у семьи Канта, там он и заметил, что Иммануил преуспевает в изучении священного писания и умеет излагать собственные мысли.

    Когда Канту было восемь лет, по наставлению Шульца родители отправили его в одну из ведущих школ Кенигсберга – гимназию имени Фридриха, чтобы мальчик получил престижное образование.



    Памятник Иммануилу Канту

    В школе Кант учился восемь лет, с 1732 по 1740 года. Занятия в гимназии начинались в 7:00 и продолжались до 9:00. Ученики изучали теологию, Ветхий и Новый заветы, латынь, немецкий и греческий языки, географию и т.д. Философию преподавали только в старших классах, и Кант считал, что в школе этот предмет изучался неправильно. Занятия по математике были платными и по желанию учеников.

    Анна Регина и Иоганн Георг Кант хотели, чтобы сын в будущем стал священником, но мальчик был впечатлен уроками латыни, который преподавал Гейденрейх, поэтому хотел стать учителем словесности. Да и строгие правила и нравы в религиозной школе Канту приходились не по душе. У будущего философа было слабое здоровье, но учился он с прилежанием благодаря уму и сообразительности.



    Кенигсбергский университет

    В шестнадцатилетнем возрасте Кант поступает в Кенигсбергский университет, где студента впервые знакомит с открытиями Ньютона преподаватель Мартин Кнутцен, пиетист и вольфианец. Учения Исаака оказали весомое влияние на мировоззрение студента. Кант прилежно относился к учебе, несмотря на трудности. Фаворитами философа стали естественные и точные науки: философия, физика, математика. Урок теологии Кант посетил только единожды из-за уважения к пастору Шульцу.

    До современников не дошли официальные сведения о том, что Кант числился в Альбертине, поэтому судить о том, что он учился на теологическом факультете, можно только по догадкам.

    Когда Канту исполнилось 13 лет, Анна Регина заболела и вскоре умерла. Многодетной семье приходилось сводить концы с концами. Иммануилу было нечего носить, а также не хватало денег на еду, его подкармливали состоятельные однокурсники. Иногда у юноши даже не было ботинок, и их приходилось брать взаймы у друзей. Но ко всем трудностям парень относился с философской точки зрения и говорил, что вещи подчиняются ему, а не наоборот.


    Критика чистого разума

    Следует заметить, что эти труды оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли.

    Предлагаем вам схематическое изображение теории познания Канта и его философские вопросы.




    Смерть

    Остаток жизни ученый прожил в домике, находясь в достатке. Несмотря на тщательное слежение за здоровьем, организм 75-летнего философа начал ослабевать: сначала его покинула физическая сила, а затем рассудок начал мутнеть. В преклонных годах Кант не мог читать лекции, а за обеденным столом ученый принимал только близких друзей.



    Могила Иммануила Канта

    Похоронен Иммануил возле Кафедрального собора Кёнигсберга, а над могилой Канта возвели часовню.

    Личная жизнь Канта

    Будучи от природы очень слабым и болезненным, Иммануил Кант подчинил свою жизнь жесткому распорядку дня. Это позволило ему пережить всех друзей, умерев в возрасте 79 лет.

    Рассказывают, что однажды, в силу каких-то причин философ с опозданием вышел на улицу. Кёнигсбергцы, не допуская мысли о том, что их великий современник мог опоздать, перевели часы назад.

    Женат Иммануил Кант не был, хотя недостатка в женском внимании не испытывал никогда. Обладая тонким вкусом, безупречными манерами, аристократической грацией и абсолютной простотой, — он был любимцем высшего светского общества.

    Сам Кант так говорили о своем отношении к женщинам: когда я хотел иметь жену, тогда не мог её содержать, а когда уже мог — тогда не хотел.

    Дело в том, что первую половину жизни философ прожил достаточно скромно, имея весьма невысокий доход. Свой дом (о котором Кант мечтал давно) он купил только к 60 годам.



    Дом Канта в Кёнигсберге

    Ел Иммануил Кант только один раз в день – в обед. Причем это был настоящий ритуал. Он никогда не обедал в одиночестве. Как правило, с ним разделяли трапезу от 5 до 9 человек.



    Обед Иммануила Канта

    Кант считал, что именно такой образ жизни позволяет максимально плодотворно трудиться. Как видно из биографии, он был не далек от истины: практически до самой старости он не имел никаких серьезных болезней (при своей-то врожденной хилости).

    Философия

    Гносеология

    Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

    Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте суждения. Что касается априорных синтетических суждений

    , то они, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания.

    В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это априорные формы чувства (чувственного созерцания)— пространство (внешнее чувство) и время (внутреннее чувство). В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. На вопрос, как возможна чистая, то есть теоретическая, математика, Кант отвечает: она возможна как априорная наука на основе чистых созерцаний пространства и времени. Чистое созерцание (представление) пространства лежит в основе геометрии (трёхмерность: например, взаиморасположение точек и прямых и других фигур), чистое представление времени — в основе арифметики (числовой ряд предполагает наличие счёта, а условием для счёта является время).

    Кант выделяет 12 категорий рассудка:

    • Категории количества Единство
    • Множество
    • Цельность
      Реальность
      Субстанция и принадлежность
      Возможность и невозможность

    Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений

    . Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности; по Канту, оно возникает благодаря активной творческой деятельности бессознательной продуктивной силы воображения.

    Согласно Канту, всякая будущая метафизика, которая хочет быть наукой, должна принимать во внимание выводы его критики чистого разума.

    Этика и проблема религии

    . В априоризме долга Кант ищет источник всеобщности моральных норм.

    Категорический императив

    Гипотетические императивы

    (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха).

    Принципы морали восходят к одному верховному принципу — категорическому императиву

    , предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели (например, требование честности). Категорический императив гласит:

    Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

    Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону.

    В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

    • человек как явление;
    • человек как вещь в себе.

    Учение о праве и государстве

    Государство — объединение множества людей, подчинённых правовым законам.

    Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица).

    В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Он высказывается за создание равноправного союза народов. Кант считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира.

    Учение о целесообразности. Эстетика

    Телеологическая способность суждения связана с понятием живого организма как проявления целесообразности в природе.

    О человеке

    От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.

    В поисках человека

    Если человек лишь игрушка в мире, кем-то когда-то созданном, то бессмысленно от него что-либо требовать, а тем более его наказывать, ведь наказание дается в назидание самому преступнику или окружающим людям. Но человек в причинно-следственном мире не может ошибаться, поскольку его поступки детерминированы. К вопросам этике и религии Кант подходит во второй половине своей жизни. В молодости он занимается генезисом Солнечной системы, выдвигая гипотезу о первоначальной газовой туманности, классифицирует животный мир и задумывается о происхождении человека. Его эссе посвящены землетрясениям, приливам и отливам.

    Читайте также: