Как развивается диалог понтия пилата и иешуа как ведут себя герои во 2 главе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главы, описывающие Иешуа, являются частью рукописи Мастера, персонажа который появляется в романе только после того, как читатель уже прочитал значительную долю его творения. Загадочный незнакомец, неожиданно окунает двух литературных деятелей, мирно беседующих под сенью лип Патриарших прудов, в атмосферу древнего города Ершалаима.

Кажется, что странный оборванец говорит простые и банальные вещи. О том, что все вокруг добры, что если делают зло или клевещут, значит, просто запутались или неправильно поняли, что необходимо любить и доверять людям. В тот момент, когда речь бродяги касается внутреннего состояния самого прокуратора, а также маленького чуда, предсказанного обвиняемым — головной боли переставшей мучить свою жертву, Понтий Пилат уже не в состоянии скрыть своей растерянности. Видя перед собой живого человека, боящегося и боли, и гнева, игемон понимает, что этот юродивый может спасти его не только от обычной мигрени, но и от невыносимого одиночества и внутренней щемящей пустоты.

Встреча с Иешуа переворачивает душу холодного прокуратора. Пилат проникается правдой и мыслями своего невольного собеседника. У него появляется страстное желание спасти несчастного Га-Ноцри. В голове игемона роятся всевозможные варианты спасения обвиняемого, но все надежды оставить в живых Иешуа, разбиваются об обвинение в оскорблении великого кесаря. Страх перед властью императора, вынуждает прокуратора вынести приказ о казни Га-Ноцри.

Спор Иешуа и сурового игемона не стал противостоянием добра и зла, так как Пилат искренне поверил арестанту, который постиг великую истину, имел свою философию и бескорыстно делился знаниями со всеми добрыми людьми.

Но разговор не прекратился со смертью одного из собеседников. И после казни загадочного бродяги, прокуратор оказался обречен на вечное продолжение диалога, в своем воспаленном и измученном совестью разуме.

Конфликт

М. А. Булгаков в своем произведении демонстрирует столкновение точек зрения Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, которые по-разному рассматривали человека в мире.

Казнь

Понтий Пилат видит, что Иешуа не похож на настоящего преступника, который подстрекает людей к свержению власти. Он хочет помочь Га-Ноцри, но понимает, что это стоило бы ему своей жизни, так как он бы пошел против власти кесаря: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?

LiveInternetLiveInternet

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

История отношений Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри
в романе-это история сложная и эмоциональная.
2 глава "Понтий Пилат"- допрос арестованного Иешуа
прокуратором Иудеи.
В Евангелие есть лишь намёк на мучения и колебания
Пилата при утверждении смертного приговора Иисусу,
а в книге Мастера допрос Иешуа представляет собой
сложный психологический поединок добра и власти,
двух людей, двух индивидуальностей.

Раскрытию смысла поединка помогают несколько
лейтмотивов, искусно используемых автором в эпизоде.
В самом начале у Пилата предчувствие плохого
дня, мучащая головная боль, из-за которой он не двигает
головой и выглядит каменным.
Затем-весть о том, что смертный приговор для
подследственного должен утверждть именно он.
Это ещё одна мука для Пилата.
И всё же в начале эпизода Пилат спокоен, уверен, говорит
негромко, хотя автор и называет его голос"тусклым, больным".

Следующий лейтмотив-секретарь, фиксирующий допрос.
Пилата жгут слова Иешуа о том, что запись слов искажает
их смысл.
Позже, когда Иешуа снимет Пилату головную боль и тот
почувствует расположение к избавителю от боли, помимо
своей воли, прокуратор будет то говорить на неизвестном
секретарю языке, то вообще выгонит секретаря и конвой,
чтобы остаться с Иешуа без свидетелей.

Ещё один образ-символ – солнце, которое заслонял своей
грубой и мрачной фигурой Крысобой.
Солнце – раздражающий символ тепла и света, и от этих
тепла и света всё время пытается спрятаться мучающийся Пилат.
Газа Пилата сначала мутные, а после откровений Иешуа всё
больше и больше блестят прежними искрами.
В какой-то момент начинает казаться, что, наоборот,
Иешуа судит Пилата.
Он избавляет прокуратора от головной боли, советует
ему отвлечься от дел и погулять (словно врач),
журит за потерю веры в людей и скудность его жизни, затем
утверждает, что лишь Бог даёт и отбирает жизнь, а не
властители, убеждает Пилата, что "злых людей нет на свете".

Булгаков всеми средствами показывает моральную
победу Иешуа над Понтием Пилатом и жестокость власти,
противостоящей нравственности, свободе, добру,
даже против своей воли.
Иешуа-герой, потому что преодолел свой страх и остался
верен себе.
Пилат-не герой, он не одолел свой страх, для него
подчинение власти и карьера оказались более важными,
чем человеческое чутьё,совесть, сочувствие, симпатия.

Раскрытию смысла поединка помогают несколько деталей-лейтмотивов, искусно используемых автором в эпизоде. В самом начале у Пилата предчувствие плохого дня из-за запаха розового масла, который он ненавидел. Отсюда – мучащая прокуратора головная боль, из-за которой он не двигает головой и выглядит каменным. Затем – весть о том, что смертный приговор для подследственного должен утверждать именно он. Это ещё одна мука для Пилата.

Следующий лейтмотив – секретарь, фиксирующий допрос. Пилата жгут слова Иешуа о том, что запись слов искажает их смысл. Позже, когда Иешуа снимет Пилату головную боль и тот почувствует расположение к избавителю от боли помимо своей воли, прокуратор будет то говорить на неизвестном секретарю языке, то вообще выгонит секретаря и конвой, чтобы остаться с Иешуа один на один, без свидетелей.

Ещё один образ-символ – солнце, которое заслонял своей грубой и мрачной фигурой Крысобой. Солнце – раздражающий символ тепла и света, и от этих тепла и света всё время пытается спрятаться мучающийся Пилат.




М.Булгаков всеми возможными средствами показывает моральную победу Иешуа над Понтием Пилатом и жестокость власти, противостоящей нравственности, свободе, добру, даже против своей воли.

Иешуа – герой, потому что преодолел свой страх и остался верен себе. Пилат – не герой, он не одолел свой страх, для него подчинение власти и карьера оказались более важными, чем человеческое чутьё, совесть, сочувствие, симпатия.

Раскрытию смысла поединка помогают несколько деталей-лейтмотивов, искусно используемых автором в эпизоде. В самом начале у Пилата предчувствие плохого дня из-за запаха розового масла, который он ненавидел. Отсюда – мучащая прокуратора головная боль, из-за которой он не двигает головой и выглядит каменным. Затем – весть о том, что смертный приговор для подследственного должен утверждать именно он. Это ещё одна мука для Пилата.

Следующий лейтмотив – секретарь, фиксирующий допрос. Пилата жгут слова Иешуа о том, что запись слов искажает их смысл. Позже, когда Иешуа снимет Пилату головную боль и тот почувствует расположение к избавителю от боли помимо своей воли, прокуратор будет то говорить на неизвестном секретарю языке, то вообще выгонит секретаря и конвой, чтобы остаться с Иешуа один на один, без свидетелей.

Ещё один образ-символ – солнце, которое заслонял своей грубой и мрачной фигурой Крысобой. Солнце – раздражающий символ тепла и света, и от этих тепла и света всё время пытается спрятаться мучающийся Пилат.

М.Булгаков всеми возможными средствами показывает моральную победу Иешуа над Понтием Пилатом и жестокость власти, противостоящей нравственности, свободе, добру, даже против своей воли.

Иешуа – герой, потому что преодолел свой страх и остался верен себе. Пилат – не герой, он не одолел свой страх, для него подчинение власти и карьера оказались более важными, чем человеческое чутьё, совесть, сочувствие, симпатия.

Древний Ершалаим описан Булгаковым с таким мастерством, что запоминается навсегда. Психологически глубочайшие, близкие к реальности образы неоднозначных героев, каждый из которых ясный портрет. Историческая часть романа производит неизменное воспоминание. Отдельные персонажи и массовые сцены, архитектура городка и пейзажи идиентично профессионально написаны автором. Булгаков делает читателей соучастниками трагических событий в старом городке.Тема власти и насилия имеет в романе всеобщий нрав. Слова Иешуа Га-Ноцри о всеобщей справедливости своими истоками уходят в христианские убеждения: всякая власть является насилием над людьми и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-или другой власти. Человек перейдет в царство правды и справедливости, где вообщем не будет надобна никакая власть.В споре Иешуа с Понтием Пилатом происходит столкновение 2-ух идеологий. Иешуа утверждает, что люди от рождения добросердечны, что настанет время, когда дела между ними будут строиться на принципах справедливости и гуманизма. В ответах Пилата ощущается горечь умудренного опытом человека. Он издавна не питает никаких иллюзий по предлогу законов общественного устройства и уверен, что королевство справедливости не настанет никогда.Прокуратор Иудеи занимает высокую должность. Он служит кесарю, но в душе разумеет всю несправедливость власти. Как итог внутренней раздвоенности ужасная головная боль, не отпускающая Пилата. Он уже наказан за то, что ради должности принуждён вершить несправедливость. С тревогой глядит он на приведенного к нему на допрос бродягу Иешуа, который, по доносу, на базаре подговаривал люд повредить ершалаимский храм. Пилата потрясают чистосердечная доброта этого человека, его спокойствие, отсутствие унизительного ужаса, а особенно слова Иешуа: Правду разговаривать легко и приятно. Он, большой прокуратор, не отваживается на это. Внезапное прекращение изматывающей головной боли прокуратор связывает с умением Иешуа врачевать болезни. Но основное, Пилат уверен, что Иешуа не законопреступник, поэтому желает спасти его. Он не разбойник либо убийца, которого, без сомнения, следует наказывать. Но для иудейских священников убеждения Иешуа ужаснее правонарушения против людей. Это попытка дискредитации власти. Пилат знает, что миром движут ложь, злость и злость, означает, Иешуа обязан быть казнен. Спасти Иешуа от экзекуции для Пилата равносильно утрате должности и власти.В истории человечества не раз появлялись люди, призывающие жить по законам блага и справедливости, но еще ни одному из них не удалось достучаться до людей, поменять существующий порядок. Булгаков был реалистом в вопросах религии. Но в виде Иешуа прослеживается прямая аналогия с Христом, спасителем населения земли, распятым людьми.Создатель делает собственного героя. Ему 27 лет, а не 33, как Христу, его убеждения отличаются от признанных церковью каноническими. Писатель показывает еще 1-го праведника, самостоятельно пришедшего к идеям добросердечна, и его грустный конец. Такие люди, отыскивающие справедливости, страдающие, высочайшие духом, правдивые и неподкупные, к счастью, не переводятся на Земле. Когда сообщество будет готово услышать их? Катастрофически изобразив ужасную смерть Иешуа, Булгаков возвеличивает человечий подвиг сходственных страдальцев, отдающих жизнь за торжество добра. Иешуа и Пилату высшие силы даруют бессмертие. Прокуратора Иудеи будут держать в голове за то, что он дал приказ наказывать Иешуа, а имя Иешуа навеки будет связано с благом и человечностью. Писатель утверждает идея о постоянном равновесии блага и злобна, света и тени. В этом залог гармонии бытия.

Читайте также: