Как расшифровывается икт в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

Модернизация системы образования обусловлена социально – экономическими изменениями в нашей стране. Одним из важнейших механизмов этого процесса выступает информатизация образования как школьного, так и дошкольного.

Информационно – коммуникационные технологии позволяют:

· организовать процесс познания, обуславливающего деятельностный подход к воспитательно – образовательному процессу;

· индивидуализировать этот процесс при сохранении его целостности;

· создавать эффективные системы управления информационно – методическим обеспечением образования.

Что же такое ИКТ?

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (персональные компьютеры, мультимедийное оборудование) для достижения педагогических целей.

В своей практике я широко использую информационно – коммуникационные технологии.

Во – первых, при помощи ИКТ ведётся документация. В процессе воспитательно – образовательной деятельности я составляю календарно – тематическое планирование, готовлю материалы для оформления родительского уголка, веду протоколы родительских собраний, отслеживаю уровень освоения учебного материала воспитанниками, заполняя таблицы результатов мониторинга. ИКТ позволяют эффективнее проводить диагностику развития дошкольников, как необходимое педагогическое исследование перспектив их роста. Такую работу можно проводить и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.

Во – вторых, использование ИКТ значительно облегчает работу с родителями. У нас есть электронный адрес, на который я отправляю информационные, фото – и видео – материалы о жизни детей в детском саду. На эту же почту получаю вопросы от родителей о проблемах семейного воспитания и даю ссылки на сайты, где бы родители смогли найти ответы. Были у нас случаи общения по скайпу.

Как известно, многие детские творческие конкурсы проводятся через интернет. Наши родители и дети активно участвуют в них и занимают призовые места.

В – третьих, важным аспектом использования ИКТ в моей педагогической деятельности является подготовка к аттестации. Это и оформление документов, и ведение электронного портфолио, и возможность получать ответы из института повышения квалификации без визуального его посещения, и прохождение дистанционных курсов, и участие в вебинарах, то есть онлайн – семинарах.

В – четвёртых, ИКТ расширяют возможности ведения методической работы и повышать собственную профессиональную квалификацию. Электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий педагогами независимо от места их проживания. Информационно – методическая помощь в виде электронных ресурсов я использую во время подготовки к занятиям, при подборе наглядных пособий, при составлении мультимедийных презентаций, для изучения новых методик и передового педагогического опыта. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, получая свидетельства и сертификаты о наличии публикаций.

В – пятых, педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы идти в ногу со временем. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе дистанционных курсов необходимо обращать внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность, ознакомиться с отзывами и комментариями. Все курсы являются платными и поэтому информационное пространство позволяет выбрать не только тему, время, количество часов, но и оптимальную цену. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.

И всё – таки основным направлением в работе педагога ДОУ выступает воспитательно – образовательный процесс, который включает в себя:

· организацию образовательной деятельности воспитанников;

· организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей;

· создание развивающей среды.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Поэтому достижение намеченной цели образовательной и совместной деятельности обеспечивается использованием разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического. Использование интернет – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким, комфортным, зрелищным.

Какие же занятия возможны в ДОУ с использованием информационно – коммуникационных технологий?

1. Занятия с мультимедийной поддержкой.

В нашем саду нет интерактивной доски, но мы активно используем мультимедийное оборудование, установленное в музыкальном зале на музыкальных занятиях, при проведении педагогических советов, семинаров, на развлечениях.

С помощью мультимедийных презентаций мы разучиваем комплексы зрительной гимнастики, артикулляционные и психогимнатические упражнения.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, на основе гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

· осуществление полисенсорного восприятия материала;

· возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

· объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из беседы или рассказывания педагогом;

· возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

· активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

· компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Широко используется компьютер в домашних условиях, но зачастую не по назначению. Изучая обучающие программы для дошкольников, я советую родителям те, которые представлены вашему вниманию на слайде:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.

Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильную группу. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких групп.

2. Защита здоровья ребенка.

В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.

Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником.

Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведёт к целому ряду положительных следствий:

- обогащение детей знаниями в их образно – понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

- облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

- возбуждение живого интереса к предмету познания;

- расширение общего кругозора детей;

- возрастание уровня использования наглядности на занятии;

- повышение производительности труда педагога.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Для подготовки выступления и в практической деятельности я использую литературные источники, представленные вашему вниманию на слайде.

Список использованной литературы.

1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000

5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.

В статье отражаются следующие вопросы:

  • Средства ИКТ в детском саду
  • Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
  • Преимущества компьютера
  • Применение ИКТ
  • Требования к компьютерным программам ДОУ
  • Классификация программ
  • Ошибки при использовании ИКТ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Средства ИКТ в детском саду:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

ВложениеРазмер
statya.docx 44.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 34 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Автор: Статкевич Елена Олеговна

Место работы: ГБДОУ № 34

  1. Использование ИКТ на занятиях в детском саду.

Теоретическое обоснование необходимости использования

информационных технологий для развития и обучения детей

в работах отечественных ученых. ………………………………………………………6

  1. Преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения. ………….8
  1. Проблемы использования ИКТ в дошкольном образовании. ………………. 9
  1. Требования по использованию ИКТ в работе с детьми дошкольного
  1. Дидактические возможности мультимедийной презентации.

Место презентации в воспитательно – образовательном процессе в

ДОУ. Использование мультимедийных презентаций. ………………………………11

  1. Авторские многофункциональные пособия с использованием ИКТ,

применяемые педагогами 2 подготовительной к школе группы. ………………….14

Список использованной литературы ………………………………………………. 17

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу дошкольного образовательного учреждения и его профессиональной компетентности. Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным оборудованием и широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Процесс информатизации в ДОУ обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных сетей Интернет.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса.

Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

‏ ㅤ ‏ ㅤ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением вычислительной техники, а также средств коммуникации [1].

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата [2] .

Информация есть отражение реального мира. Информация - отраженное разнообразие, то есть нарушение однообразия. Информация является одним из основных универсальных свойств материи [8].

Информация – совокупность каких-либо данных, знаний [12] .

Технология – совокупность и последовательность методов и процессов преобразования, позволяющих получить желаемый результат [11].

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Главной задачей, которая стоит перед внедрением информационных и коммуникационных технологий, проецируя их на образовательную практику, является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Образовательные средства ИКТ содержат в себе различные программно-технические средства, предназначенные для решения обусловленных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимися [6].

Можно выделить цели использования ИКТ в ДОУ:

- повышение результативности образования (применение ИКТ в ДОУ должно способствовать более действенному выполнению социального образовательного заказа);

- увеличение гибкости и доступности образования (применение ИКТ в ДОУ должно способствовать своевременному реагированию на изменения социального образовательного заказа);

- развитие информационной культуры (развитие общих навыков использования информационных технологий воспитателями для повышения результативности их деятельности) [10, с.23].

В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – процесс объективный и неизбежный, предполагающий активное использование современных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, методической работе, воспитании и обучении, взаимодействии с родителями воспитанников.

Направления и применение использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности ДОО являются результативным техническим средством, при помощи которого можно существенно разнообразить методическую работу в ДОУ:

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей в освоении новых знаний.

Применение компьютерной техники позволяет сделать непосредственно-образовательную деятельность привлекательной и истинно современной, решать творческие и познавательные задачи с опорой на наглядность.

Информационно-коммуникационные технологии можно использовать на любом этапе совместной организованной деятельности:

в начале для обозначения темы с помощью вопросов по осваиваемой теме, создавая проблемную ситуацию;

как сопровождение объяснения педагога (видеофрагменты, презентации, схемы, рисунки и т.д.);

как информационно-обучающее пособие;

для проверки овладения материала детьми.

На сегодня ИКТ позволяет:

- «Представить информацию на экране в игровой форме, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре, что вызывает у детей большой интерес.

- В доступной форме, ярко, образно, преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

- Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

- Оказывать содействие развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр.

Средства информационно-коммуникационных технологий помогают воспитателю разнообразить формы поддержки образовательного процесса, приумножить качество работы с родителями воспитанников, а также объединить деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями воспитанников несомненны и содержатся в следующем:

- наименьшая затрата времени доступа родителей к информации;

- индивидуальный подход к родителям воспитанников;

- возможность педагога продемонстрировать документы, фотоматериалы;

- увеличение объема информации;

- оперативное получение информации родителями;

- обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;

- оптимизация взаимодействия педагога с семьей [4].

ИКТ как метод осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.

Незаменимый в работе компьютер сегодня должен активно использоваться педагогами и специалистами для организации образовательной деятельности с детьми, интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников, презентации собственного педагогического опыта широкой аудитории [6].

В данном документе определены также и требования к педагогам. Вот некоторые из них:

владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения [13].

Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно профессиональному стандарту, также отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ в основном заключается в следующем:

подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;

создание презентаций в программе Pоwеr Pоint для повышения действенности образовательных занятий с детьми;

использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

использование видеокамеры и соответствующих программ;

использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей;

оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности;

создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

создание электронной почты, ведение сайта ДОУ [10].

Таким образом, можно обозначить преимущества информационно-коммуникационных технологий перед традиционными средствами обучения:

ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения потому, что они передают информацию быстрее;

использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

мультипликация, движение, звук надолго приковывает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика непосредственно-образовательной деятельности способствует результативному усвоению материала, воображения, развитию памяти, творчества детей;

видеофрагменты и слайд-шоу позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн;

обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и наилучшему запоминанию материала, что немаловажно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: слуховая зрительная, моторная;

моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно показать и увидеть в обыденной жизни (в частности, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Список использованной литературы

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: Изд-во ИКАР. 2009. – 448с.

Босова Л.Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М., 2011.

Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. М., 1998.

Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.

Ерофеева Т.И., Мусиенко С.И. Создание коллектива единомышленников в инновационной педагогической деятельности. //Инновации в российском образовании: Дошкольное образование 1999.- М.: Изд-во МГУП, 1999.

Журавлев А.А. Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться? М., 2007.

Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. Под ред. Д.А.Поспелова. Москва.: Педагогика-Пресс, 1994]

Колин К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу /Открытое образование. 2006. – № 4.

Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М., 2011.

Краткий словарь современной педагогики / под ред. Юмсуновой Л.Н., Санжиева Т.Б. Улан-Удэ, 2010. – 104с.

Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д. Н. Ушакова. Том 1.: М.,1935.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) является одним из приоритетов образования.

Информационно-коммуникативные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, программ, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста.

Педагоги должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ:

1. Ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит мониторинг и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.

Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Бесспорно, важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса.

3. Воспитательно-образовательный процесс.

Воспитательно-образовательный процесс включает в себя:

организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,

организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

4. Работа с родителями.

Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями:

- возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

- оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

- использование ИКТ при проведении родительских собраний;

- через сайт ДОУ организовать родительский всеобуч на различные воспитательные темы.

Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ:

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

Для проведения таких занятий необходим персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран. Может использоваться только компьютер и телевизор в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для НОД. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным. Презентации являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

Осуществление полисенсорного восприятия материала;

Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

2. Занятие с компьютерной поддержкой

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.

На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

легкость для самостоятельных занятий ребенка,

развитие широкого спектра навыков и представлений,

высокий технический уровень,

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

3.Диагностическое занятие.

Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики. В процессе проведения традиционных диагностических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи каждым ребенком по определенным показателям. Использование специальным компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно), но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предоставляет возможность индивидуализации обучения; реализует личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении.

При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.

Как уже отмечалось для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Создание локальной сети внутри учреждения. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких условий.

2. Защита здоровья ребенка.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации воспитательно-образовательного процесса – овладение педагогами новыми для них формами работы. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы с детьми.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных последствий:

обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

возбуждение живого интереса к предмету познания;

расширение общего кругозора детей;

возрастание уровня использования наглядности на занятии;

повышение производительности труда педагога.

Успехов в освоении ИКТ!

Используемая литература:

Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6

Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

Комарова Т.С., И.И.Комарова, А.В.Туликов Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. -М.: 2011г.

Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.

Степанова С.В., Зубкова С.А. Использование ИКТ в организации образовательной деятельности детей.//Справочник старшего воспитателя ДОУ, 2012, №7.

Читайте также: