Как работают представители партий в органах власти и местного самоуправления кратко

Обновлено: 04.07.2024

В России существует около 25 тысяч муниципальных образований. Их лидеры, выбираемые голосованием нескольких сотен, а то и нескольких десятков избирателей, являются поистине лидерами местного сообщества.

Они обладают большими связями и зачастую большим личным авторитетом в данном образовании, чем иные выборные руководящие лица и кандидаты в региональные органы власти. Эти люди составляют широкий слой - в несколько тысяч человек, - который можно привлечь для активной политической работы. Партия, которая сможет мобилизовать этих людей, увязать их локальные цели с целями своей федеральной программы, может рассчитывать на широкую общественную поддержку.

Развитие местного самоуправления в целом может дать импульс развитию всей страны. Исключив местное самоуправле-

ние из вертикали государственной власти, государство выпустило МСУ из сферы своей ответственности. Ожидаемый результат состоял в повышении самостоятельности гражданского общества. Но закон повлек за собой не только положительные эффекты. Разъединение государства и МСУ в конечном итоге плохо сказывается на планировании муниципального финансирования, которым занимается государственное министерство - МЭРТ.

Планируя муниципальное финансирование, МЭРТ идет по простейшему пути индексации финансовых вложений прошлых лет. Муниципальная статистика, которая предоставляет незаменимые данные для корректирования бюджетного процесса и может лечь в основу объективной оценки фактических расходов и доходов МСУ, сейчас не собирается. Именно здесь существует и должно развиваться перспективное направление сотрудничества МСУ с политическими партиями.

Активисты-муниципалы должны понять, что только новая осмысленная логика межбюджетных отношений, которая может быть построена на основе объективных расчетов расходов муниципальных образований, создаст условия для существенного роста собственной доходной базы МСУ. Решение вопроса о закреплении региональных и федеральных налогов за муниципальными образованиями столкнулось с проблемой отсутствия статистической и налоговой отчетности именно в разрезе муниципальных образований. Требуют прояснения и другие важные вопросы. К примеру, механизм расчета минимальной финансовой обеспеченности расходных обязательств МСУ в социальной сфере - с позиции государственных гарантий конституционных прав граждан. Важнейшим вопросом является и расширение полномочий МСУ, которые сведены к ограниченному набору функций, преимущественно учетного (регистрационного) характера. Задача партийных активистов - показать проблему государственного масштаба, решение которой приведет к конкретной выгоде каждого муниципалитета, к лучшей работе школ, объектов культуры и быта.

Мысль о том, что проблемы в муниципальном сообществе можно решить только в том случае, если будет обеспечен прямой диалог между федеральными органами государственной власти и муниципальным сообществом, должна постоянно проводиться партийцами. К примеру, создание муниципальной статистики может начаться, получив небольшое поощрение из бюджета для создания реестров муниципальной собственности и земельных площадей. Соответствующая строка бюджета может стать результатом законотворческой деятельности партии.

Пока диалога между МСУ и государством на систематической основе не ведется. Единая национальная организация, которая активно участвовала бы в процессе принятия решения от имени муниципального сообщества, еще не заявила о себе. Региональные объединения и ассоциации МСУ ввиду своей многочисленности (их в стране уже более 50) плохо координируют свои усилия. С этой инициативой может выйти партия в лице своих местных отделений. Однако партии нужны не только инициативы, но и эффективные инструменты работы с муниципальным сообществом.

Инициативы партии могут вестись в направлении увеличения полномочий МСУ, сохранения доходной части их бюджетов, повышения доступности услуг муниципалитетов для граждан, что зачастую связано с неудобным расположением органов МСУ в пределах поселения. Та политическая сила, которая заявит о диалоге с муниципальными образованиями для решения этих и других проблем, может не только вызвать колоссальный общественный резонанс, но и собрать большую поддержку.

Рассмотрение роли муниципального самоуправления и политических партий выступают важным элементом изучения государственного аппарата.

Муниципальное самоуправление представляет собой самостоятельную и независимую деятельность населения определенной территории, направленную на решение вопросов местного значения для реализации прав и интересов жителей данной местности.

Его важной чертой выступает автономность и самостоятельность населения от государственных органов при решении муниципальных проблем и вопросов.

С одной стороны, муниципальное самоуправление независимо от системы государственного управления. С другой стороны, оно тесно с ним взаимосвязано.

В ряде случаев органы муниципального самоуправления наделяются законом отдельными государственными полномочиями, что предполагает передачу материальных и финансовых ресурсов, необходимых для их реализации.

Население осуществляет право на организацию муниципального самоуправления как напрямую (например, через местные референдумы и выборы), так и посредством формируемых им органов муниципального самоуправления.

В литературе выделяются следующие черты органов муниципального самоуправления:

– их структура, функции и компетенция устанавливается населением;

– имеют полномочиями для решения вопросов местного значения;

– в пределах собственной компетенции разрабатывают и издают правовые акты;

– выступают в качестве юридических лиц;

– не включаются в систему государственных органов власти.

В политической системе общества помимо государства и муниципалитетов значимую роль выполняют политические партии, которые в борьбе могут различным образом взаимодействовать с государственным аппаратом.

Политическая партия выступает наиболее активной и организованной частью социальной группы либо класса и выражает их интересы. Она предполагает идеологическую и политическую общность взглядов её членов, а также активную и постоянную борьбу за получение власти. Достижение данной цели позволяет партии более эффективно отстаивать свои политические, экономические и социальные воззрения.

Как правило, в пределах одной политической системы одновременно действуют несколько партий. Это объясняется наличием в обществе разных классов и социальных слоев, которые зачастую имеют противоположенные взгляды и интересы. В результате возникают противоречия, что приводит к борьбе за получение возможностей для проведения собственной политики.

Партии занимают важное место в политической системе государства. В отличие от остальных её субъектов (например, профсоюзов и иных общественных организаций), главной целью политических партий выступает нацеленность на получение власти и реализацию властных полномочий.

Политические партии выполняют следующие функции:

– определение и обеспечение удовлетворения интересов больших социальных групп;

– завоевание симпатий определенной части общества;

– борьба за политическую власть;

– определение форм и средств политической борьбы;

– разработка и проведение избирательных кампаний для участия в выборах высших и муниципальных органов власти;

– определение политической программы развития общества и её последующая реализация и т.п.

Структура политических партий предполагает наличие партийного аппарата, рядовых членов и сторонников партии.

Общественно-политическое движение представляет собой наиболее активную часть общества. Оно призвано выражать взгляды и интересы определенных социальных групп, а также нацелено на достижение некой политической цели. В общественно-политическое движение входят люди, которые не разделяют взглядов партий, не хотят ограничивать себя их политическими программами, не имеют четко сформированных политических интересов.

Группа давления – это общественное объединение, которое активно добивается удовлетворения собственных интересов при помощи целенаправленного влияния на политическую власть.

Гончаров В.В., профессор кафедры гражданского права и процесса Краснодарского государственного университета культуры и искусств, заведующий кафедрой общепрофессиональных юридических дисциплин КФ Академии труда и социальных отношений.

В статье предлагается ряд реформ, чтобы обеспечить эффективное участие политических партий в формировании, функционировании и развитии системы исполнительной власти. Любое государство в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий, но для того, чтобы Россия в полной мере соответствовала своему статусу демократического государства, необходимо, чтобы это регулирование проходило и в обратном направлении.

Первые политические партии стали создаваться еще в Древней Греции. Их прообразом можно считать устойчивые группы участников политической деятельности (государственных и общественных деятелей, чиновников, философов) государств - полисов Древней Греции. Такие политические группы получили дальнейшее развитие в эпоху республиканского Рима, в это же время формировались их отличительные признаки: они представляли собой объединение граждан Рима; в их среде формировались явные лидеры; объединяющей целью указанных групп граждан выступало отстаивание интересов как всех граждан государства, так и отдельных его классов; каждая из политических групп активно участвовала в общественной жизни страны, в выборах в органы власти и планомерно продвигала своих лидеров на высшие посты республиканского Рима. В Средние века, когда республиканская форма правления была редкостью на политической карте мира, в политическом партийном строительстве господствовала стагнация, а большинство политических партий и движений того периода строились на религиозном фундаменте. Новый виток развития политические партии получили в эпоху Возрождения. К этому времени политические партии обрели все черты, присущие им и поныне: они представляли собой общественные объединения граждан на основе членства; целью их создания выступала защита интересов определенных политических классов, социальных и общественных групп; представители политических партий участвовали в формировании органов власти на всех уровнях системы государственного управления; они использовали преимущественно политические формы борьбы и участия в политической жизни страны. В современном мире политические партии функционируют практически во всех государствах, независимо от формы государственного устройства, правления или политического режима. Несмотря на это, в конституциях наиболее развитых демократических государств отсутствует определение понятия "политическая партия", в них лишь определяются цели и задачи этих объединений. Например, политические партии: "содействуют выражению мнений голосованием" (ст. 4 Конституции Франции); способствуют "выражению народной воли и организации политической власти" (ст. 47 Конституции Португалии); должны "демократическим путем содействовать определению национальной политики" (ст. 49 Конституции Италии) и т.п. Появление и становление политических партий в России имеет длительную и, в общем, кровавую историю. Дореволюционная Россия 1905 - 1917 гг. отличалась политическим плюрализмом, советский период характеризовался однопартийной системой (РСРП(б) - ВКП(б) - КПСС), в современной России наблюдается политическое многообразие.

Согласно Федеральному закону N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.

Представляя интересы граждан, политические партии участвуют в формировании системы исполнительной власти в России с помощью следующих форм и методов:

а) система исполнительной власти в стране в настоящее время формируется партийным главой государства (Президент РФ избран в марте 2008 г. как кандидат от политической партии "Единая Россия");

б) практически все руководители органов исполнительной власти являются либо непосредственно членами политических партий, либо опосредованно - парламенты, формируемые на федеральном уровне исключительно из представителей партий, а на региональном как минимум наполовину, в свою очередь, участвуют в назначении указанного руководства;

в) именно политические партии к 2008 г. окончательно сформировались в качестве кузницы политических лидеров (примером тому является глава государства Д.А. Медведев);

г) исполнение государственными служащими, являющимися членами той или иной политической партии, своих должностных или служебных обязанностей не может зависеть от решений их партии, однако практика выборов 2007 - 2008 гг. показывает, что и избранный Президент РФ, и избираемые региональными парламентами главы исполнительной власти субъектов РФ связаны политическими программами выдвинувшей их партии;

д) представители политических партий посредством общественных и совещательных органов (например, на федеральном, региональном и местном уровне - это Общественная палата РФ , состоящая на 80% из представителей политических партий) влияют на формирование органов исполнительной власти всех трех уровней, обеспечивают возможность взаимодействия граждан страны с органами государственной власти и органами местного самоуправления и учет их потребностей и интересов, защиту прав и свобод;

Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1277.

е) глава государства, а также руководители органов исполнительной власти при принятии важных государственных решений проводят согласительные процедуры и советуются с представителями политических партий (основой решения В.В. Путина о поддержке кандидатуры Д.А. Медведева на выборах главы государства стало решение четырех ведущих политических партий России о поддержке последнего).

Не стоит забывать о том, что участие политических партий в формировании органов исполнительной власти имеет обратную цепочку связей, т.е. участие органов исполнительной власти в формировании политических партий: органы исполнительной власти (Минюст России ) уполномочены осуществлять регистрацию политических партий (регистрация в отличие от ряда зарубежных государств носит не уведомительный, а разрешительный характер, что позволяет исполнительной власти под предлогом защиты законности и правопорядка контролировать программные документы политических партий под угрозой отказа в государственной регистрации); исполнительная власть наделена полномочиями по принудительной ликвидации в судебном порядке политических партий, наряду с юридическими основаниями ликвидации политических партий, свойственными процессу ликвидации иных юридических лиц (например, неоднократное непредставление политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц), закрепляет значительное число политических оснований (например, неучастие политической партии в выборах в исполнительные и законодательные органы власти в стране ).

Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4108.
Глава III Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; Приказ Минюста России от 25 марта 2003 г. N 68 "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации" // Российская газета. 2003. N 65. 5 апреля.
Пункт 2 ст. 37, ст. 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

Указанную цепочку взаимоотношений исполнительной власти и политических партий можно продолжить рассмотрением полномочий сторон по участию в функционировании и развитии друг друга.

Политические партии: регулярно участвуют в выборах в федеральные и региональные органы исполнительной власти (необходимо отметить, что такое участие является не только правом, но и своего рода обязанностью партии, так как в противном случае она будет принудительно ликвидирована в судебном порядке); инициируют или участвуют во всероссийских и региональных референдумах, результаты которых прямо или косвенно затрагивают всю систему функционирования государственной власти; в региональном законодательстве ряда субъектов РФ предусмотрен институт общественных помощников должностных лиц исполнительной власти, назначаемых, как правило, из представителей политических партий.

Там же. Ст. 33.

По нашему мнению, следует предусмотреть обязанность Президента РФ вносить в Государственную Думу кандидатуру Председателя Правительства РФ только из числа предложенных политической партией (или коалицией политических партий), обладающей большинством мест в нижней палате парламента, что можно осуществить, изменив отдельные нормы Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" . Согласно Конституции РФ Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства, но это право нивелировано полномочием главы государства по роспуску Государственной Думы в случае троекратного неутверждения ею предложенной кандидатуры. Поэтому следует подчинить инициативу главы государства мнению партийного большинства. Как видно из опыта европейских демократий, подобная модель назначения главы правительства укрепляет статус и роль самого правительства; придает полномочиям парламента по формированию правительства реальный, а не фиктивный характер; позволяет политическим партиям активно участвовать не только в парламентской жизни страны, но и в деятельности системы исполнительной власти. Такое изменение порядка назначения Председателя Правительства РФ узаконит сложившуюся после выборов в марте 2008 г. главы государства практику наличия двух сравнительно самостоятельных центров исполнительной власти, а также предотвратит возможные конфликты и противоречия между ними. Федеральных министров, руководителей федеральных служб и агентств необходимо назначать из числа кандидатур, предложенных политической партией (или их коалицией), обладающей большинством мест в нижней палате парламента. Это приведет к созданию двух дополнительных механизмов контроля парламента за деятельностью федерального правительства, что особенно актуально с принятием трехлетнего федерального бюджета: члены Правительства РФ будут подконтрольны нижней палате (парламентский контроль) и, как назначенные из числа членов политической партии, будут ответственны за реализацию единой политической программы и платформы партии (партийный контроль). Подобные изменения порядка формирования Правительства не потребуют внесения изменений в Конституцию РФ, так как сам механизм назначения Правительства РФ не меняется, а уточняется процедура подбора кандидатур на высшие должности.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

Второй мерой могло бы стать изменение процедуры назначения на должность руководителей исполнительной власти субъектов РФ таким образом, чтобы их кандидатуры представлялись Президентом РФ в региональные парламенты только после согласования с политической партией (их коалицией), имеющей большинство в региональном парламенте. Указанные изменения позволят сформировать в субъекте РФ систему государственной власти с минимальными политическими противоречиями, а также дадут возможность политическим партиям, обладающим наибольшим влиянием в данном субъекте РФ, реально участвовать в формировании и реализации исполнительной ветви государственной власти. Кроме того, политические партии, пользующиеся поддержкой большинства избирателей в РФ, смогут разрабатывать и реализовывать программы социально-экономического развития страны комплексно как на федеральном, так и на региональном уровне.

При внесении в действующее законодательство РФ вышеназванных изменений и уточнений необходимо также предусмотреть положение о том, что если руководитель федерального или регионального органа исполнительной власти, назначенный из числа кандидатур, предложенных политической партией, утратит доверие политической партии либо будет исключен из ее рядов, то он по указанным основаниям будет отправлен в отставку. Эта мера послужит препятствием на пути партийных карьеристов и авантюристов, позволит обеспечить, с одной стороны, оперативное взаимодействие и сотрудничество должностного лица с выдвинувшей его политической партией, а с другой стороны, должный политический контроль за качеством осуществляемых им полномочий и оказываемых населению услуг.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Современное местное самоуправление в России - это сложившаяся система, законодательно определенная и закрепленная государством. Вместе с тем данный институт продолжает оставаться неоднозначным и спорным и не случайно оценивается многими видными учеными как внутрипротиворечивое и концептуально негосударственное с фактическим наделением его государственно-правовыми полномочиями.

Основная задача местного самоуправления - создание эффективной системы муниципальной власти, максимально приближенной к населению, и решить эту задачу призван Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данный Федеральный закон выделяет ряд форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, однако на практике пока отсутствуют условия для их повсеместного и частого использования на муниципальном уровне. В большинстве муниципальных образований городского и районного уровня единственной реально существующей формой непосредственной демократии, методом влияния населения на существующую власть являются муниципальные выборы.

Важным моментом проведения муниципальных выборов в рамках реализации Федерального закона N 131-ФЗ является участие в них политических партий. Еще в 2000 г. Центральная избирательная комиссия РФ в докладе "О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" поставила задачу - определение и законодательное закрепление статуса политических партий как универсального института, связывающего государство и граждан и обеспечивающего представительство различных социальных интересов в государственных институтах. Если вначале реализации закона исследователи говорили о слабом участии политических партий в избирательном процессе, то в последующем следует отметить их значительную активизацию. В настоящее время задача, поставленная ЦИК РФ, реализуется путем принятия Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12.06.2002 г. и Федерального закона N 95-ФЗ "О политических партиях" от 11.07.2001г., унифицирующие в большей степени, чем ранее, избирательный процесс. В дальнейшем поправки к этим законам в 2003-2005 гг. ужесточили организационные требования к политическим партиям и предусмотрели проведение реформы избирательной системы на выборах в региональные и местные органы власти. Теперь основными участниками избирательного процесса на всех уровнях власти стали только крупные общероссийские политические партии. Причина этого кроется в том, что одним из аспектов принятия нового Закона о политических партиях явилось его влияние на перспективы строительства в России так называемых "партий власти", которые теперь становятся не только главными игроками на общенациональных выборах, но и основными субъектами политического процесса и на муниципальном уровне.

Связывать эту тенденцию следует, в первую очередь, с доминированием политической партии "Единая Россия", а также с превращением Российской Федерации с ее многопартийностью, недавно зародившейся и развивающейся, фактически в однопартийное государство.

С 2005 г. в Федеральном законе N131-ФЗ действует норма, которая требует от субъектов РФ устанавливать в своем законодательстве различные избирательные системы с тем, чтобы муниципальные образования могли выбрать из них те, которые подходят каждому из них, и закрепить их в своих уставах. Вид избирательной системы, используемой на выборах органов местного самоуправления, закрепляется в законах субъектов Российской Федерации. Закон субъекта Российской Федерации может не только жестко закрепить определенный вид избирательной системы, используемой на выборах в органы местного самоуправления в данном субъекте Федерации, но и предоставить муниципальным образованиям возможность выбора избирательной системы, при этом исчерпывающим образом закрепив процедуру определения результатов выборов для каждого вида избирательной системы.

В настоящее время в регионах в целом принято законодательство, позволяющее устанавливать на муниципальных выборах систему выборов с использованием элементов пропорциональной системы. Данный шаг российских законодателей следует рассматривать, в первую очередь, как усиление партийно-политического представительства на муниципальном уровне.

Наиболее рациональным сочетанием пропорциональной и мажоритарной избирательных систем следует назвать смешанную избирательную систему, суть которой состоит в том, что голосование ведется строго по партийным спискам, однако распределение мандатов осуществляется последовательно по мажоритарной и пропорциональной системе.

При выборе смешанной избирательной системы как способа формирования представительного органа муниципального образования следует исходить из того, что избрание части депутатов представительного органа по пропорциональной системе будет неэффективным, если количество избираемых по этой системе депутатов будет меньше 20. Использование смешанной избирательной системы целесообразно в крупных муниципальных образованиях (особенно, в городских округах с большим числом избирателей).

Единственным регионом России, который еще с 90-х годов использует смешанную избирательную систему на выборах представительных органов местного самоуправления, является Красноярский край, где по партийным спискам избиралась часть советов городов краевого подчинения (Красноярск, Канск, Ачинск, Минусинск и др.). Первоначально по смешанной системе в Красноярском крае избирались представительные органы 16 муниципальных образований (во всех городах краевого значения, а также в двух закрытых административно-территориальных образованиях). Но уже на выборах 2000-2001 годов 7 городов отказались от смешанной системы, и выборы проводились в них только по мажоритарной системе.

Однако после 2004-2005 года внедрение партийных списков на муниципальных выборах активно расширяется. К началу 2006 года они использовались на выборах в 53 муниципальных образованиях восьми субъектов. В 2006-2007 гг. к этому перечню добавились Сыктывкар, Рязань, Владивосток, Ногинский район Московской области.
Для наиболее эффективного внедрения смешанной системы на российском муниципальном уровне необходимым является изучение зарубежного опыта.

Так, интерес представляет смешанная избирательная система, применявшаяся на муниципальных выборах во Франции. Суть ее состоит в том, что голосование ведется строго по партийным спискам, но распределение мандатов осуществляется последовательно по мажоритарной и пропорциональной системе.

Это происходит следующим образом. Вся территория муниципалитета представляет собой единый многомандатный округ. Политические партии выставляют списки кандидатов (каждый список включает столько кандидатов, сколько депутатов избирается в муниципальный совет). Половина мандатов распределяется на основе мажоритарной системы: партия, чей список кандидатов получил большинство голосов избирателей, получает половину депутатских мест. Остальные мандаты распределяются между всеми участвовавшими в выборах партиями пропорционально количеству полученных ими голосов избирателей. Причем партия, уже получившая половину депутатских мест, участвует во вторичном распределении мандатов по пропорциональной системе наравне с остальными партиями.

Такая вариация смешанной избирательной системы не только дает возможность партии, пользующейся поддержкой большинства избирателей, обеспечить себе большинство депутатских мест в представительном органе, но и гарантирует наличие в этом органе оппозиции в лице депутатов от других политических партий.

Таким образом, смешанная избирательная система, построенная на сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, способностью адаптации к конкретным условиям каждой страны. Поэтому для выстраивания эффективной системы муниципальных выборов в Российском государстве необходимо обращаться как к зарубежному опыту, так и к опыту проведения местных выборов в России.

Идея перехода на смешанную избирательную систему появилась в России уже давно. Но лишь сейчас, когда все чаще можно услышать о возрождении однопартийности, установлении доминирования "партии власти" вслед за федеральным и региональными законодательными собраниями уже на муниципальном уровне, исследователи говорят о неизбежности перехода муниципальных выборов на смешанную, а в отдаленной перспективе на чисто пропорциональную систему.

Возможно, смешанная избирательная система подходит для муниципальных выборов в России по ряду причин. Так, она дает возможность в условиях все-таки существующей многопартийности не сводить выборы только к борьбе политических партий (по партийным спискам), а сочетать партийность выборов с борьбой отдельных кандидатов, в том числе и независимых (индивидуальное баллотирование). К тому же это лишает политические партии монополии на право выдвижения кандидатов. Также к достоинствам смешанной пропорционально-мажоритарной системы выборов исследователи относят сохранение преемственности традиционных методов работы депутатов, избранных по мажоритарной системе, балансирование достоинств и недостатков мажоритарной и пропорциональной систем, накопление опыта партийной работы в представительном органе местного самоуправления, а также постепенное становление политического плюрализма и многопартийности на местном уровне публичной власти . Однако нельзя не выделить и недостатки этой модели, к которым следует отнести выхолащивание смысла местного самоуправления, фактическое лишение значительного числа граждан права на политическое представительство, усложнение их права избрания в органы МСУ. Данная попытка поставить под партийно-государственный контроль самоорганизацию локальных сообществ может привести к еще большему усилению отчуждения между властью и обществом.

Таким образом, ведущие российские политические партии все дальше проникают в органы местного самоуправления, лишая их политической самостоятельности и навязывая им жестко регламентируемый вариант избирательной системы, что подтверждается введением пропорциональной и смешанной избирательных систем на региональном и местном уровнях. Однако, по мнению видных российских исследователей, смешанная избирательная система в настоящее время является наиболее оптимальным вариантом демократизации политической системы общества и реализации механизмов сближения государства и населения.

5 ноября 2008 г. состоялось Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором он обозначил реализацию новых планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы . Новой российской государственности должна соответствовать и новая местная власть. Способствовать же эффективной реализации муниципальной реформы способны выборы в представительные органы власти на местах, когда электоральный процесс является фундаментом развития общества и механизмом включения граждан в принятие политических решений. Поэтому чрезвычайно важным моментом является выстраивание новой эффективной муниципальной избирательной системы в соответствии с общедемократическими преобразованиями, происходящим в сфере построения действенной электоральной модели в Российском государстве.

Во многих субъектах РФ не используются никакие инструменты современной непосредственной демократии кроме муниципальных выборов. Однако в настоящее время достаточная часть населения отказывается от участия в них. Исходя из этого, трудно говорить о демократическом устройстве муниципальной власти в РФ. Дальнейшее совершенствование института муниципальных выборов является в практическом плане более важной задачей, чем развитие других форм непосредственной демократии, используемых сегодня в системе российского местного самоуправления.

Читайте также: