План урока по эльконину давыдову

Обновлено: 03.07.2024

Тема: Основа как значимая часть слова Цель урока: Создать условия для формирования способа выделения основы Обучающие: формировать понятие основы слова, учить находить основу в слове, упражнять в выделении окончания, формировать навык практической деятельности работы по алгоритму. Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор Воспитывающие воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения, воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать, умение слушать друг друга, контролировать другого человека, оценивать свои знания.

Данный материал рассчитан для учащихся 4 класса, можно использовать для диагностики знаний умножения многозначного числа на однозначное, правила умножения, умножение на 10,100 . Перед выполнением предлагается инструкция по работе с лабиринтом. Представлено два варианта работы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок обучения грамоте

Тип урока. Решение частных задач (Урок решения конкретно-практических задач)

Тема: Буква З, её работа

Цель: определить работу буквы З и приобрести навыки по обозначению согласных звонких звуков [з] [з'] с помощью буквы согласного звука Задачи:

- обнаружение и фиксация работы буквы З, овладение учебными действиями с языковой единицей и умением использовать знания для решения практических задач

- развитие коммуникативных умений (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга); навыков звукового анализа , умения выбирать гласную букву для обозначения твёрдости-мягкости согласного звука

- воспитание позитивного отношения к урокам обучения грамоте через использование средств активизации учебного процесса , умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

1.Создание учебной ситуации. Анализ условий. Подведение учащихся к постановке учебной задачи.

Учитель показывает модель:

У.: Кто догадался, какое слово записано?

Д.: Так сюда много слов подходит!

Так мы никогда не угадаем!

У.: А как же быть?

Д.: Показать, где мягкий и твёрдый согласный.

Где звонкий, а где глухой.

Учитель уточняет звуковую модель, дополняя её знаками твёрдости-мягкости и т.д.:

Учащиеся предлагают варианты слов, подходящих к данной модели.

У.: Если подумать, можно ещё подобрать слова. Какая ещё подсказка нам нужна? Как вы думаете, будут ли понятны другим людям наши значки?

Д.: Записать слово буквами.

У.: Все ли слова мы можем записать буквами? В чём заключается проблема?

В чём же состоит наша главная задача?

Д.: Надо научиться обозначать другие согласные звуки буквами.

Сегодня мы будем продолжать оценивать свою работу по-школьному – с помощью линеечек.

2. Решение частных конкретно-практических задач.

2.1.Работа со звуковыми моделями слов.

Кто больше запомнит слов. (Слова показываются в течение 3-4 с.)

Назовите слова, которые вы запомнили: забор, зуб, заяц, замок, зонт.

Словарная работа: значение каких слов вам не совсем понятно?

Что вы заметили?

Какой звук мы слышим в начале этих слов? Дайте характеристику этому звуку.

([з] – согласный, звонкий, твёрдый)

Отыщите модель слова зонт (учащимся предлагается несколько вариантов)

Можно ли превратить звук ([з] в мягкий?

Придумайте несколько слов, которые начинаются с мягкого звука [з'].

Составление звуковой модели слова зёрна.

У.: Можем ли мы записать эти слова? Вводится буква з, обсуждается её работа в первом слове (обозначает звук [з]) и во втором (обозначает звук [з’]).

Какой буквой можно обозначить звуки [з], [з’]?

2.2. Знакомство с буквой. Графический облик буквы (печатный).

На что похожа буква з ? Как бы вы её изобразили?

На эту букву посмотри: Извиваюсь, словно змейка.

Она совсем как цифра три. Срисовать меня сумей-ка!

Нужно поселить ее в наш город Буквинск. Как вы думаете, где ее место, в районе гласных или в районе согласных букв? (В районе согласных.)

На какой стороне ее домик, на стороне звонких согласных или на стороне глухих? (На стороне звонких согласных.)

2.3.Работа буквы З.

Но все буквы в городе Буквинске выполняют свою работу. Какую работу будет выполнять буква З? Это вы выясните, работая в парах.

Парная работа . Дети составляют схему “Работа буквы З”.

В результате появляется такая схема:

У.: Итак, все известные нам согласные выполняют две работы. «Рассказывает ли она, какой именно звук она обозначает, твёрдый или мягкий? Что же нам точно указывает: эту букву согласного надо читать твердо, а эту мягко?

Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?

Вывод. Твёрдость и мягкость согласных звуков обозначаем гласными буквами.

2.4.Этап отработки. Чтение слогов и слов.

Игровой сюжет к упражнению: буквы как бы ходят друг к другу в гости, соединяясь в слоги.

В нашем отделе продаются самые лучшие слова.

Чтобы купить слова, нужно правильно их прочитать.

Стань самым умным покупателем!

Чтение слов: заря, зима, Зина, козы, звуки, земля, зерно, звери, заноза, резина, узоры, зефир.

3.Рефлексивно-оценочный этап. Итоговая рефлексия.

Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Какую работу выполняет буква З?

Поднимите руки, кто научился читать слоги и слова с буквой З.

Задания на выбор:

1) Найди и подчеркни буквы З,з

АвФйёзуЦфЗфхпафшьИфсмиРеЗУЙфЫзвфяфычФхгеуыЗзфАФэз

2) Найди слова с буквой З и подчеркни карандашом.

эвдролузебралицаэыдщгзайкахещгшфокузверисжролЗина

зима ыждплроФаяэажрлзвукиэыждплмагазинжпдолозпрлг

эфжпзнггидыФёклажыдпозубыжвдплоррозаборэждридлтб

Папа сына похвалил,

Он про букву З спросил.

– Как вы думаете, что рассказал про букву З сын?

Самооценка. По каким критериям вы оцените свою работу?

Кто доволен своей работой на уроке? Почему?

Урок обучения грамоте

Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

УМК: Репкин В.В. Букварь: Учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Тип урока. Решение частных задач (Урок решения конкретно-практических задач)

Тема: Буква З, её работа

С целью определения уровня готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО была проведена стартовая диагностическая работа. Основная процедура, предлагаемая для определения уровня стартовой готовности каждого ребенка, - это письменное диагностическое задание. Учащихся набравших максимальное количество баллов нет. В целом по классу определился средний уровень готовности к освоению учебной программы.

Педагогом-психологом школы была проведена психолого-педагогическая диагностика. В классе уровень психолого-педагогической готовности к школе:

В- 0%, ВС- 25 %, С-62%, НС-13%, Н-0%

Для отработки способов чтения используются задания для мотивировки действия чтения, которое становится в такой ситуации средством выполнения определённого речевого задания, а не самоцелью. Ведь, как известно, навык только тогда становится навыком, когда он включен в другое, более сложное действие, выступает средством достижения определённой цели.

Методы обучения:

1. Наглядный метод обучения: использование информационных компьютерных таблиц, опорных схем, словарей.

2. Поисковый метод (самостоятельная работа учащихся, направленная на выполнение дидактической цели) под руководством учителя.

3. Исследовательский метод.

4. Проблемный метод (обсуждение вопросов и языковых ситуаций учащихся).

Формы обучения: коллективная, парная, индивидуальная.

Дифференциация осуществляется через карточки с разноуровневыми заданиями.

Самоанализ деятельности: заполнение индивидуальных листов самооценки: критерии выбирают учащиеся (Т – трудно, И – интересно и т.д.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка окажет помощь в подготовке к уроку математики в 1 классе .

Конспект урока математики 1 класс (1-4)

Программа РО Эльконина Давыдова

Цель. С помощью гипотезы построить систему мерок, которыми можно измерять величины. Образовательные задачи урока:

Формировать умение измерять и отмеривать величины с помощью мерки, которая представлена не одним, а несколькими объектами (это важно для того, чтобы дети понимали, меркой является не предмет, а величина, и в дальнейшем относили число 1 не к отдельному объекту, а к части измеряемой величины, которая равна мерке).

Развивать умение фиксировать получаемую информацию опытным путем в схеме.

I. Создание учебной ситуации

- Сегодня мы с вами отправляемся в удивительную страну величин. Мы уже там бывали не раз. С какими величинами мы в этой стране встречались? (на доске -условные обозначение величин. Дети озвучивают):

- С длиной, шириной, площадью - С массой, объёмом.

- С высотой, размером.

- Согласны ли вы со мной, что размер – величина?

(Дети показывают несогласие )

- Относится ли размер к математическим величинам? Нет, т. к. его нельзя измерить.

- С помощью чего мы умеем измерять величины: с помощью мерки.

Например. С помощью полоски бумаги можно измерить длину отрезка, площадь, можно померить длину и ширину класса с помощью шагов (ребятам можно предложить это продемонстрировать)

- А как можно измерить объём? (Показывает сосуд)

Можно взять маленький стаканчик и померить с помощью воды, сколько стаканчиков поместилось в этом сосуде (Выходит один ученик и демонстрирует измерение)

- Как нам зафиксировать на доске и в тетради результаты измерения?


Нужно записать стрелочную схему проведенного измерения. (Ученик выходит к доске, а остальные пишут у себя в тетрадях)

- Что означает эта запись? Она означает, что в величине А укладывается 6 раз мерок Е.

II. Основная часть урока

- У меня на столе три цветка в разных горшках, которые нужно поливать. Причём для поливки каждого цветка требуется разный объём воды (Предоставляются три маленьких сосуда разного объёма. После этого учитель показывает большой сосуд с водой и предлагает детям ему помочь).

- Нужно узнать, сколько раз можно поливать все три цветка этой водой? Что для этого нужно сделать?

Нужно измерить объём воды в большом сосуде, а в качестве мерки нужно использовать сразу три маленьких сосуда, иначе какой-нибудь из цветков останется не политым. (Наполняет три маленьких сосуда)

Называют число – 1 (Далее учитель наполняет только один сосудик и подсказывает детям – число 2)

Дети не соглашаются, т. к. получается не целая мерка

Один ученик выходит к доске и демонстрирует измерение. Оказывается, полить цветы можно 4 раза.

- Мы измеряли объём воды в большом сосуде сразу тремя мерками. Как нам зафиксировать результаты измерения.

Обозначить мерку и измеряемую величину буквой и записать стрелочную схему.


Ученик выходит к доске и записывает схему, остальные дети у себя в тетрадях.

Учитель демонстрирует сосуд с водой объёмом К. Мерка состоит из двух стаканчиков наливать эту мерку нужно, считая до трёх.

(Выходит один ученик и работает с водой, другой ученик выполняет нужные действия на чертеже. На доске уже имеется заготовка для чертежа.)

Ученик наливает воду в одну из мерок – соответствующий отрезок уже отложен на чертеже.

Как только один из стаканчиков наполняется вновь, учитель прерывает ученика:

- Нужно скорее отложить мерку на чертеже!

Ответы детей: мы не согласны, т. к. это не вся мерка.

(После переливания воды из второй мерки в сосуд, другой ученик, который работает у доски, отложил отрезок меньше предыдущего).

- Все согласны с этой записью на чертеже?

(Из практики дети показывают знак отрицательный ответ)

- Что сегодня нового вы узнали о величинах? (Что Величины можно измерять с помощью составной мерки).

- Как мы это делали? (Выдвигали свои гипотезы, проверяли их практически, а результаты записывали на схемах.)

Тип урока: Комбинированный. Постановка учебной задачи + Урок моделирования.

Цель урока: Зона актуальных знаний учащихся: личные формы глаголов, особые значения форм лица, парадигма глагола, умение строить парадигму предикативных форм глагола. Зона ближайших знаний учащихся: умение отличать безличные глаголы от личных, употреблять их в речи, определять безличные предложения.

Основные этапы урока

Создание "ситуации успеха" + этап " интеллектуального разрыва".

1. - Вспомните, что такое парадигма слова?

- Система его словоформ.

- Что характеризует парадигму глагола?

- Гораздо большая сложность, чем у слов других частей речи, в нее входят спрягаемые формы (наклонения, времени, лица, числа, рода), склоняемые (формы причастий), неизменяемые (формы деепричастий, инфинитив).

- Сколько же всего словоформ входит в полную парадигму глагола? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя: количество грамматических форм у разных глаголов неодинаково. (Глаголы сов. в. - 2 формы времени, несов.в. - 3 формы времени, некоторые глаголы - 4 формы причастий. А некоторые - 2, у некоторых глаголов есть формы деепричастия, других - нет).

Разнообразие грамматических форм глагола позволяет передать самые тонкие оттенки мысли. Хорошее знание значений глагола и средств их выражения - одно из главных условий настоящего владения языком.

2. Наблюдения над особенностью употребления и парадигмой глаголов.

Предложения записаны на доске.

Брат болеет. Его знобит.

Составьте парадигму предикативных форм глагола в изъявительном, условном и повелительном наклонениях. (См. приложение).

В отличие от всех других глаголов глагол знобить имеет всего пять словоформ: инфинитив, формы 3-го л. ед. числа настоящего и будущего времени (знобить, будет знобить), форму среднего рода прошедшего времени (знобило), форму условного наклонения (знобило бы).Никаких других форм Л,Ч,Н этот глагол иметь не может.

Фиксация " разрыва" в графико-знаковой форме + Формулировка учебной задачи в словесной форме.

1. - Особенности значений безличных глаголов.

- (чем связано отсутствие у глагола знобить других словоформ?)

- Это связано с особенностями его значения.

- Замечательно и просто рассказывает об этом Валерий Михайлович

Бурмако в книге "Русский язык в рисунках".

Учащиеся читают диалог.

- Что-то целый день меня знобит, - пожаловалась она.

- Бабушка, кто тебя знобит? - заинтересовалась внучка.

- Никто, просто знобит.

- А разве так может быть?

- В жизни не бывает, - отвечала бабушка, - а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем такие глаголы.

- Изображенное на рисунке действие вьюжит существует, но в предложении его никак нельзя соединить со словом в И. п., обозначающим деятеля или лицо, совершающее действие.

- Как мы будем называть такие глаголы?

- Именно на эту независимость действия от лица и указывает особая система форм таких глаголов, как глагол знобить. Его формы имеют значение безличности.

Безличные глаголы обычно обозначают явления природы (светает, холодеет, вечереет, смеркается) или состояние человека (дремлется, спится).

3. 214. Расположите слова в соответствии с их значением в два столбика.

Природные явления Состояния человека, переживания
Похолодало, подмораживает, смеркается, моросит, вечереет, светает, рассвело. Лихорадило, живется, не работается, не хочется, кажется, взгрустнулось.

Особенности значений безличных глаголов находят объяснения в глубокой древности. Люди верили в существование сверхъестественных сил. И когда они говорили: лихорадит, знобит, светает, моросит, то имели в виду, что эти действия производит какое-то сверхъестественное существо, которое люди боялись и называть. Поэтому при подобных глаголах подлежащее не употреблялось. Этим можно объяснить и отсутствие у безличных глаголов формы, совпадающей с формой повелительного наклонения, поскольку человек, как считали древние люди, не в силах побуждать к действию сверхъестественное существо.

Все это помогает узнать замечательная книга В. Иванова и З. Потихи "Исторический комментарий к занятиям по русскому языку".

Работа в группах (составление модели безличного глагола)

- Почему безличные глаголы в изъявительном наклонении имеют только форму 3 л. ед. ч. (настоящего или будущего времени) и форму ср. р. ед.ч. прошедшего времени и усл. наклонения?

- Форма 3 л. ед. ч. не является специфически личной, средний род не соотносится ни с мужским, ни с женским полом.

- Таким образом, и по своему значению, и по системе форм безличные глаголы противопоставлены всем основным глаголам, которые называются личными.

Безличными глаголами называются глаголы, указывающие, что действие осуществляется само собой, независимо от лица или предмета. Безличные глаголы употребляются только в формах 3 л. ед. ч. и ср. р.

2. Личные глаголы в безличном значении.

- В указанных выше формах (3 л. ед. ч. или ср. р.) безличное значение могут приобретать и некоторые личные глаголы.

3. 218. Определите, в каких предложениях имеются безличные глаголы, а в каких личные.

1) Веет с поля ночная прохлада. - Веет с поля ночным ветерком.

2) Что там темнеет? - Как быстро темнеет.

3) Эта работа мне надоела. - Надоело мне делать одно и то же.

4) Ну и оттянул мне плечи рюкзачище! - Ну и оттянуло мне плечи в походе.

- Чтобы выполнить это задание, необходимо составить алгоритм нахождения безличного глагола.

Алгоритм нахождения безличного глагола (составляется вместе с детьми).

1. Какое это предложение по количеству главных членов предложения?

  1. Нахожу грамматическую основу.
  2. Если в предложении нет подлежащего, определяю значение глагола-сказуемого.
  3. Определяю форму глагола-сказуемого. если форма 3 л. ед. ч. наст., буд. вр. или ср. р. ед. ч. прош. вр. изъявит. накл., ср. р. ед. ч. услов. накл., то это безличный глагол.

- Что можно выделить, как самое главное, при определении безличного глагола или личного в безличном значении?

- Во всех предложениях нет и не может быть подлежащего. Действие, обозначаемое этими глаголами, мыслится как происходящее само собой, независимо от какого-либо лица или предмета. Предложения, в которых они употребляются, называются безличными.

  1. Я хочу лечь спать. - Мне хочется лечь спать.
  2. Он плохо живет. - Ему плохо живется.

Какое из предложений второй пары можно употребить, и осуждая человека, и сочувствуя ему, а какое - только сочувствуя ему? Почему? Придумайте небольшой контекст, который подтверждал бы ваш ответ.

- Сравните безличные глаголы с формой 3-его лица с неопределенно-личным значением. В чем разница между ними?

- Форма 3-его лица мн. ч. обозначает действие лиц, которые точно не определяются (потому что говорящий их не знает или не хочет называть).

Пример: За вами следят.

  1. Безличные глаголы выделяются на основе и семантических, и формальных особенностей.
  2. Личные глаголы в безличном значении употребляются только в безличных предложениях, в которых нет и не может быть подлежащего.
  • Какой шаг алгоритма вам кажется сложным?
  • Какой наиболее простым? Почему?

Д.з. 3. 224. Придумайте и запишите пары предложений, в которых глаголы подходить, нести, загрохотать употреблялись бы в личном и безличном значениях.

6 класс Тема урока: Словообразовательная цепочка.

Тип урока: Урок конкретизации "открытого" способа (понятия). Решение частных задач открытым ранее способом.

  • В процессе решения УЗ сформировать у учащихся представление о словообразовательной цепочке.
  • Научить пользоваться словообразовательной цепочкой для нахождения исходного непроизводного слова.
  • Включить каждого участника учебного процесса в совместную деятельность.
  • Развивать устную связную речь. Отрабатывать навык правильного орфографического письма.

I. Беседа с учащимися.

- Основной единицей словообразования является производное слово, ибо оно представляет собой тот конечный результат, ради которого происходит процесс словообразования. В какие более сложные единицы входит производное слово, занимающее центральное место в системе словообразования? Приведите примеры.

- Словообразовательная пара. Примеры:

дом -> домик, сахар -> сахарница, писать -> переписать

- Словообразовательный тип. Примеры:

III. Определяя, в какой словообразовательный тип входят слова впадина и пробоина, мы обращались еще к одной словообразовательной единице. Как она называется? Дайте ее определение.

Словообразовательная цепочка - это ряд однокоренных слов, находящихся в отношении производности.

В учебнике "Современный русский язык" для студентов филологических специальностей под редакцией Веры Арсеньевны Белошапковой и Михаила Викторовича Панова дается такое определение словообразовательной цепочки: совокупность производных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица языка является непосредственно производящей для последующей.

IV. Работа с моделью словообразовательной цепочки (созданной в результате обсуждения в группах на предыдущем уроке). Решение частных задач.

Допустим, что мы правильно сумели установить словообразовательные отношения между словами, нашли производящее для нашего производного слова, а для этого производного - свое производящее и таким образом, дошли шаг за шагом до непроизводной основы исходного слова. Следуя при этом той же логике, по которой в сказке надо было найти Кощееву смерть, заключенную на конце иглы, которая в том яйце, которое в той утке и т.д. Но если понятно, зачем следовало непременно отыскать Кощееву смерть, то не очень понятно, зачем необходимо уметь вести словообразовательный анализ, строить словообразовательные цепочки. А как думаете вы?

Возможные варианты детей:

- Это помогает установить морфемный состав слова.

- Словообразовательный анализ помогает правильно применить правила орфографии.

1. Объясните написание слова, построив словообразовательную цепочку. Чтобы объяснить слово ученику недостаточно дать ближайшее исходное слово, ему необходимо добраться до исходного непроизводного слова.

Яркое солнце осл..пительно било в глаза.

ослепительно выиграть -> выигрыш -> выигрышный -> выигрышно

II в. облицовщик

лицо -> облицевать -> облицовывать -> облицовщик

III в. несмысленыш

мысль -> мыслить -> смыслить -> смышленый -> несмышленый -> несмысленыш

Работа над значением слов с использованием словарных статей "Словаря русского языка" С. И. Ожегова.

3. С помощью словообразовательной цепочки объясните разницу в строении слов:

I в. законность темной -> темно

темь -> темной -> темнота

темь -> темной -> темнеть -> потемнеть -> потемнело

Таким образом, между однокоренными словами существуют не только отношения последовательной производности, но и отношения совместной производности. Иными словами, такие отношения можно назвать радиальными - от одного производящего образуются пучки производных. Таким образом, словообразовательные цепочки являются составными частями наиболее сложной и многочисленной единицы словообразования. Как она называется, что ее отличает, мы узнаем на следующем уроке.

Читайте также: