Как работать со звуковыми дорожками логопеду в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методическое логопедическое пособие

для работы с дошкольниками

Кошелева Виктория Николаевна

Главная цель пособия – создание условий для поэтапного освоения системы родного языка через развитие всех сторон речи.

При работе с данным пособием решаются следующие задачи :

Формировать тактильные ощущения пальцев рук.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать правильное звукопроизношение звука в изолированной позиции.

Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в слогах.

Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в словах.

Развивать фонематическое восприятие, опираясь на слухопроизносительную характеристику звука.

Формировать представления о способах слияния согласных и гласных звуков в открытых и закрытых слогах.

Формировать представления о дифференциации твердых и мягких согласных в слогах.

Формировать представления о дифференциации твердых и мягких согласных в словах.

Формирование фонематического восприятия – определение наличия или отсутствия заданного звука в слове, определения места звука в слове (начало, середина, конец слова).

Методическое пособие включает в себя:

На каждой карте второго комплекта от картинки на зеленом фоне проходят дорожки зеленого цвета.

На каждой карте третьего комплекта картинка находится на вершине лесенки, по которой ребенок производит отрывистые движения.

Комплект карточек с гласными звуками и буквами: А, О, У, И, Ы, Э.

Комплект фишек с изображением гласных звуков.

hello_html_425c35dc.jpg

Клавиатура для автоматизации звука изолированно и в слогах

hello_html_2588f089.jpg

Для проведения фонематического анализа

Порядок работы с пособием

Все дорожки и лесенки вырезаны из цветного картона и наклеены на листы белого картона, поэтому имеют рельефную поверхность. Это имеет важное значение для формирования тактильных ощущений. Линии дорожек волнообразные, прямоугольные и зигзагообразные, что дает разнообразие при движении пальцев рук. Дорожки зеленого цвета выполнены из бархатной бумаги, благодаря этому возникает ощущение мягкости при автоматизации мягких согласных.

При работе с картой, где картинка на синем фоне и с синими дорожками, ребенок проводит пальцем по дорожке и одновременно произносит звук изолированно. Проводится автоматизация твердых согласных звуков.

При работе с картой, где картинка на зеленом фоне и с зелеными дорожками, ребенок проводит пальцем по дорожке и одновременно произносит звук изолированно. Проводится автоматизация мягких согласных звуков.

Для автоматизации звуков в слогах используются карточки с изображением гласных звуков А, О, У, И, Ы, Э. Логопед показывает большую карточку с изображением гласного звука, а ребенок произносит согласный твердый (мягкий) звук и соединяет его гласным, проводя пальцем по дорожке. Проводится автоматизация звука в слогах и формируется навык слияния согласного и гласного звука.

Для автоматизации звуков в слогах используются фишки с изображением гласных звуков. В конце каждой дорожки кладется фишка. Ребенок проводит пальцем по дорожке и произносит сначала согласный твердый или мягкий звук с переходом в гласный звук. Формируется навык слияния согласного и гласного звука. Можно автоматизировать звук в открытых и закрытых слогах: производить движение пальцем по дорожкам в разных направлениях.

Слог: ЛА Слог: ЛИ

Звук: Л

Для автоматизации согласных звуков слогах используются карты, где картинки с изображением звука находятся на вершине лесенки. Для автоматизации звука в открытом слоге фишки с изображением гласного звука кладутся справа внизу лесенки. Для автоматизации звука в закрытом слоге фишки с изображением гласного звука кладутся слева внизу лесенки. Ребенок отрывистыми движениями проводит пальцем по ступенькам и одновременно произносит слоги.

Открытый слог: ЛА

Закрытый слог: АЛ

Для автоматизации звуков в словах используются карты с синими и зелеными дорожками и с лесенками. Символы звуков нарисованы на подвижных дверцах, под которые можно положить картинки.

Л ампа, л андыш,пи л а,мо л оток

Для дифференциации звуков в слогах

Слог: ЛЫ Слог: ЛИ

Для дифференциации звуков в словах

Звук Л: Л ыжи, с л он, дяте л

Звук Ль: Л ебедь,само л ет,каче л и

Не ограничено использование предметных картинок в организации дидактических игр :

hello_html_786bdceb.jpg

hello_html_36a87859.jpg

Организация логопедической работы с использованием данного методического пособия является важной составляющей деятельности ДОУ по формированию гармонично-развитой, целостной личности ребенка.

ФГОС ДО в качестве приоритетной задачи определил развитие всех компонентов устной речи детей, в том числе – практическое овладение воспитанниками нормами речи. За последние годы возросло количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности. Информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что требуют от учителя-логопеда поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребенка.

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (с-с-с — снежинка летит, р-р-р — лев рычит, то слог для дошкольника — весьма абстрактное понятие.

В последнее время, родители, стали жаловаться на то, что дети все неохотнее занимаются дома. Автоматизация звуков проходит трудно и тяжело. Я решила предложить выход из данной проблемы. логопедическое пособие"Звуковые дорожки" помогает сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными

Главная цель пособия – создание условий для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

При работе с данным пособием решаются следующие задачи:

1. Формировать тактильные ощущения пальцев рук.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Формировать правильное звукопроизношение звука.

4. Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в слогах.

5. Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в словах.

6. Развивать фонематический слух.

7. Развивать навыки пространственной ориентировки на плоскости.

8. Развивать память, мышление, воображение.

9. Формировать представление об окружающем.

10. Обогащать словарный запас детей.

11. Развивать длительный речевой выдох

12. Закрепить зрительный образ звука.

13. Обучать навыкам чтения.

Прошагай по листикам вместе с гусёнком.

Помоги змейке найти свой домик


Помоги снежинкам найти дорогу к снегурочке.


Корабль причаливает к острову гласных звуков.


Помоги жуку найти его любимые цветочки


Прокатись на звуковой карусели.


Помоги Смешарикам найти дорогу к своему домику.


Научи Симбу произносить его любимый звук "Р".


Постарайся загнать машину в гараж, длительно произнося звук"р"


Самолёт летит и гудит л-л-л, тихо громко


Листопад,листопад, листья по ветру летят. Послушай, о чём перешёптываются осенние листочки


Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. Если по различным рекомендациям, касающимся дошкольной педагогики, разброс составляет недели или месяцы, то в вопросе освоения грамоты нет такого единства мнений.

Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы.

Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.


Знакомство со звуковым анализом слова

Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.

Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.

При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.

Обучение звуковому анализу слова предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гласные и согласные);
  • определение места звука в слове.

В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.


Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова

В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.

Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).

Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.

Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.










Над цветком пчела жужжит
И нектар собрать спешит. Ж-ж-ж
***
Завёл шофёр
В машине мотор.
Р-р-р-р-р
***
На поезде мы ехали,
К бабушке приехали
Чух-чух-чух!
***
Я – змея, змея
Гремучая
Длиннохвостая,
Шипучая. Ш-ш-ш
***
Самолёт летит, самолёт гудит. У-у-у!
***
Со-со-со покатилось колесо!
***
Пузатый чайник я люблю!
Он жарким делом занят,
Свистит он песенку свою
И крышкой барабанит!
Пых-пых!
***
Утащили мышки сыр,
Закатили в норке пир,
Пи-пи-пи.
***
Ква-ква-ква поёт лягушка
И почёсывает брюшко.

Читайте также: